Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дон Бек, Крис Кован – Спиральная динамика 5 страница



ЗЕЛЁНЫЙ. Если мышление репттивисично, то структуры этап/парным процессы связываются с консенсусом.

ЖЁЛТЫЙ. Если мышление системно, то структуры 1/итерактивн^1\л процессы выстроены вокруг интеграции.

БИРЮЗОВЫЙ. Если мышление хописично, то структуры тпобапьныи процессы обладают высокой гибкостью и экологичны.

Краткий обзор цМема

Эволюция (разворачивание) цМема происходит по нескольким траекториям:

От менее сложного                                                                                 к более сложному

природная, технологическая среда и среда, окружающая человека...

От выживания в лесу                                                           до блуждания по Интернету

за счёт пробуждения нового мышления и новых уровней сознания...

От небольшого земельного надела      к глобальным деревням и киберпространству

за счёт миграции в географическом и информационном пространстве.

БЕЖЕВЫЙ «Выживающий» цМем                                                        1-е пробуждение Код Грейвза: A-N

Основная тема: Делай то, что ты должен делать просто для того, чтобы остаться в живых.

1иничные убеждения и действия:

• Использование инстинктов и привычек исключительно для выживания.

• Определение себя проявляется в слабой степени и ненадолго.

• Основной приоритет отдаётся пище, воде, теппу, сексу и безопасности.

• Поддержание жизни приводит к формированию групп.

Где можно заметить: первые люди, новорождённые младенцы, люди преклонного возраста, поздние этапы болезни Альцгеймера, душевнобольные нищие, голодающие массы, наркотическая зависимость, неврозы военного времени. Описывается в антропологической художественной литературе наподобие книги Джин Ауэл «Клан Пещерного Медведя».

ФИОЛЕТОВЫЙ «Магический» цМем 2-е пробуждение                      Код Грейвза: В-0

Основная тема: Пусть 'духи будут счастливы, а очаг в нашем «семейном гнёздышке» тёплым и безопасным.

Гипичные убеждения и действия:

• Повиноваться пожеланиям духов и мистическим предзнаменованиям.

• Демонстрация верности вождю, старшим и клану в целом.

• Сохранение священных объектов, мест, событий и воспоминаний.

• Соблюдение обрядов крещения, посвящения, инициации, погребения, сезонных циклов и племен

ных обычаев.

Где можно заметить вера в ангела-хранителя и культ вуду, клятва на крови, старинная вражда, ритуальные песни и трансовые танцы, талисманы, семейные ритуалы, а также мистические этнические убеждения и суеверия. Особенно заметны в странах третьего мира, уличных бандах, спортивных командах и корпоративных «племенах».

КРАСНЫЙ «Импульсивный» цМем                                                         3-е пробуждение КодГ рейвза: С-Р

Основная тема: Будь тем, кто ты есть, и делай то, что хочешь, невзирая ни на что.

Типичные убеждения и действия:

• Мир - это джунгли, наполненные опасностями и хищниками.

• Освободись от любого доминирования или ограничений, чтобы порадоватьтсебя так, как ты

хочешь.

• Находится полной боевой готовности, ожидает внимания, требует уважения, отдаёт приказы.

• Удовольствие в максимальной степени прямо сейчас, без вины и раскаяния.

• Подчинить, перехитрить и доминировать над другими агрессивными личностями.

Гце можно заметить кризис двух лет (период в развитии ребенка, когда он впервые начинает проявлять свою сущность, отличную от сущности родителей. - Прим. ред. ), трудные подростки, пограничный менталитет, феодальные королевства, злодеи из фильмов о Джеймсе Бонде, герои эпосов, ■ наёмники, кубизм Пикассо, необузданные рок-звёзды, вождь гуннов Аттила, книга «Повелитель мух» Уильяма Голдинга (английский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1983 года. В «Повелителе мух» рассказывается о группе английских школьников, заброшенных на один из островов Тихого океана. Первым делом они выбирают правительство, но постепенно с них сходит лоск цивилизованности, и дети превращаются в жестоких дикарей. - Прим. ред. ), телевизионный сериал «Могучие Морфины - Рейнджеры Силы».

СИНИЙ «Целенаправпенный» цМем 4-е пробуждение                         Код Г рейвза: D-Q

Основная тема: Жизнь имеет смысл, направление и цель, а также предопределённые результаты.

Типичные убеждения и действия:

• Человек жертвует собой ради выдающейся причины, истины или праведного пути.

• Высший порядок определяет правила поведения, основанные на вечных и абсолют

ных принципах.

• Праведная жизнь обеспечивает стабильность сейчас и гарантирует вознаграждение в будущем.

• Импульсивность контролируется с помощью чувства стыда; у каждого человека имеется своё ме

сто.

• Законы, правила и дисциплина выстраивают характер и моральную устойчивость.

Где можно заметить: преподобный Билли Грэм (американский проповедник, духовный наставник ряда американских президентов. За время его карьеры его проповеди прослушало не менее 2 миллиардов людей во всем мире, в том числе в бывшем Советском Союзе. - Прим. ред. ), фильм «Эта прекрасная жизнь» Фрэнка Капры, пуританская Америка, конфуцианский Китай, иудаизм хасидского толка, Англия в изображении Диккенса, дисциплина в Сингапуре, кодексы рыцарства и чести, благотворительные акции, Армия Спасения, исламский фундаментализм, радиошоу «Лейк Вобегон» (радиошоу, построенное в форме репортажей из небольшого вымышленного городка. Послужило основной для возникновения понятия «эффект лейк вобегон», обозначающего склонность человека преувеличивать собственные достижения и способности в сравнении с другими, желание быть «лучше остальных». - Прим. ред. ) Гаррисона Кейлора, движение скаутов, патриотизм.

ОРАНЖЕВЫЙ «Достиженческий» цМем 5-е пробуждение               Код Грейвза: E-R

Основная тема: Действуй, исходя из собственных интересов, ведя игру на победу.

Типичные убеждения и действия:

• Любой порядок вещей предполагает изменения и улучшения.

• Прогресс достигается за счёт понимания секретов природы и поиска наилучших решений.

• Использование ресурсов планеты для создания и распространения хорошей жизни повсеместно.

• Оптимистичные, готовые к риску и верящие в себя люди заслуживают своего успеха.

• Общества процветают благодаря стратегии, технологии и конкуренции.

Где можно заметить: эпоха Просвещения, проповедники «удачи», книга «Атлант расправил плечи» Айн Рэнд (американская писательница и философ. «Атланты» в романе Айн Рэнд приговорены держать на своих плечах главные движущие силы человечества - производство, созидание и творчество - Прим. ред. ), Уолл-стрит, фешенебельный район Родео-Драйв в Беверли-Хиллз, Ривьера, развивающийся средний класс, косметическая индустрия, трофейная охота, торгово-промышленные палаты, колониализм, телевизионные infomercials (продолжительные рекламные сообщения, оформленные в виде информационной программы - Прим. ред. ), «холодная война», алмазный картель DeBeers, силиконовые имплантаты груди, мода, персонаж по имени Джон Росс Эвинг из телевизионного сериала «Даллас».

ЗЕЛЁНЫЙ«Общественный»цМем                                                            6-ое пробуждение      Код Г рейвза: F-S

Основная тема: Поиск внутреннего мира и нахождение, вместе с другими, участливой и социально заботливой формы общества.

Типичные убеждения и действия:

• Человеческий дух должен освободиться от алчности, догм и предрасположенности к распрям.

• Чувства, чуткость и забота вытесняют холодную рациональность.

• Распределение ресурсов Земли и возможностей всем в равной мере.

• Решение вопросов с помощью взаимодействия и выработки общего мнения.

• Обновлённая духовность, формирование гармонии и обогащение человеческого развития.

Где можно заметить' музыка Джона Леннона, идеализм в нидерландской живописи, роджериан- ская терапия (вид психотерапии, при котором терапевт отказывается от указаний пациенту, а лишь концентрирует свое внимание на создании доверительной обстановки. - Прим. ред. ), теология освобождения (школа теологии, исследующая возможность борьбы с бедностью за счёт подавления её источника, который считается грехом. Подвергается критике со стороны официальной римской

католической церкви. Основные идеи - связь христианского освобождения с социальным, политическим и экономическим освобождением; свободное принятие экономической доктрины [сначала - достойные условия жизни для человека, затем - приобщение его к вере по его желанию]. Очень популярна в Латинской Америке, в том числе, вследствие прихода к власти в ряде стран про-социалистических сил. - Прим. ред. ). «Врачи без границ», система здравоохранения в Канаде, Американский союз защиты гражданских свобод (American Civil Liberties Union [ACLU] - некоммерческая неправительственная организация, целью которой является «защита и охрана частных прав и свобод» В США, в основном путем участия в судебных процессах, законотворчестве и проведении образовательных программ. - Прим. ред. ), Всемирный совет церквей (World Council of Churches - международная экуменическая организация, в которую входит более 300 христианских церквей из более, чем 100 стран. Русская Православная Церковь является членом Совета, представители Римско-католической церкви состоят при совете в качестве наблюдателей. - Прим. ред. ), тренинги по чувственному восприятию (методики, направленные на понимание участниками своих собственных предубеждений и формирование более терпимого и чувственного отношения к другим - Прим. ред. ), город Боулдер (известен своими прогрессивными политическими решениями, принимаемыми в ходе голосования. В 1974 году город стал первым в США, где была законодательно запрещена дискриминация по принципу сексуальной ориентации. В1996 году в Боулдере (первом в штате Колорадо] было запрещено курение в общественных местах. - Прим. ред. ), «Гринпис», Джимми Картер, Дастин Хоффман в фильме «Выпускник», борьба за права животных, глубинная экология (Deep Ecology - ответвление экологической философии [экософии], в рамках которой человечество рассматривается как часть жизненной среды планеты. - Прим. ред. ), социальные службы Миннеаполиса-Сент-Пола, музыка Брюса Кокберна (Во всём мире он известен как один из самых плодовитых музыкантов Канады. В его арсенале 29 полноценных альбомов, его имя выгравировано на Канадской аллее музыкальной славы. - Прим. ред. ), компания «Мороженое Бена и Джерри».

ВТОРОЙ ПОРЯДОК цМемы «Бытие»

ЖЁЛТЫЙ «Интегрирующий» цМем                                                       7-е пробуждение Код Грейвза: G-T

Основная тема: Полноценная жизнь с осознанием собственной ответственности, понимания того, кто ты есть и кем хочешь научиться быть.

Типичные убеждения и действия:

• Жизнь представляет собой калейдоскоп естественных иерархий, систем и форм.

• Великолепие существования признаётся более важным, чем материальная собственность.

• Высший приоритет отдаётся гибкости, спонтанности и функциональности.

• Знания и компетентность преобладают над рангом, статусом или формйЬьной властью.

• Различия могут быть объединены во взаимосвязанные и естественные потоки.

Где можно заметить астрономия Карла Сагана (астроном, астрофизик, пропагандист науки, один из пионеров в области экзобиологии. - Прим. ред. ), организации по Питеру Сенге («Самая большая ложь бизнес-образования - это утверждение, что цель бизнеса - зарабатывать деньги». - Прим. ред. ), книга Стивена Хокинга «Краткая история времени» (один из наиболее влиятельных в научном смысле и широко известных физиков-теоретиков нашего времени. - Прим. ред. ), понятие цели по Эдварду Демингу (всемирно известный американский ученый, статистик и консультант по теории управления качеством. Наибольшую известность Деминг приобрел за свои инновационные предложения о реорганизации предприятий, широко используемые в Японии и других странах под названием Бережливое производство. - Прим. ред. ), поведение Пола Ньюмана как знаменитости (американский актёр, режиссёр, продюсер, бизнесмен и общественный деятель. Собрал и пожертвовал более 250 миллионов долларов на образование и благотворительность как владелец-основатель крупной продовольственной фирмы «Newman's Own». Известен также как спортсмен-автогонщик, выиграл несколько национальных чемпионатов США по автогонкам как водитель, а также как глава и владелец лучшей команды в чемпионатах Champ Саг. - Прим. ред. ), теория хаоса, экологически целесообразные технологии, эко-промышленные парки (использующие результаты работы одного в качестве сырья для другого. - Прим. ред. ), первые эпизоды сериала Northern Exposure, Fel-Pro Inc. (фирма Fel-Pro

занимает лидирующие позиции в области производства прокладок для двигателей легковых и грузовых автомобилей, а также для индустриальных, спортивных и морских двигателей. - Прим. ред. ), понятие «новой физики» Фреда Алана Вольфа (доктор философии, физик, автор научных работ по > квантовой физике и вопросам сознания. - Прим. ред. ), книга Дипака Чопры «Тело и ум, неподвласт-: ные времени» (индиец, в настоящее время проживающий в Америке. Врач и писатель, написавший множество книг о духовности и нетрадиционной медицине. - Прим. ред. ).

БИРЮЗОВЫЙ «Холистический» цМем 8-ое пробуждение                Код Г рейвза: H-U i

Основная тема: Переживание целостности сущего посредством разума и духовности

Типичные убеждения и действия:

• Мир является единым динамическим организмом, обладающим собственным коллективным

разумом.

• Человек является обособленной, но составной частью более крупного и сострадательного целого.

• Всё связано со всем в экологичном саморегулировании.

• Среда обитания на Земле пронизана энергией и информацией.

• От участников системы ожидаются холистическое, интуитивное мышление и совместные

действия.

Где мсжно заметить' теории Дэвида Бома (ученый-физик, внесший вклад в квантовую физику, философию и нейропсихологию. В последние годы жизни Бом много времени уделял работе над голографической моделью Вселенной. - Прим. ред. ), теория «глобальной деревни» Маршалла Маклюэна (канадский философ, филолог, литературный критик. Получил широкую известность благодаря исследованию формирующего воздействия электрических и электронных средств коммуникации на человека и общество. - Прим. ред. ), теория «метачеловека» Грегори Стока (директор программ Медицины, Технологии и Общества Калифорнийского Университета, автор книги «Перестройка человека: Наше неизбежное генетическое будущее». - Прим. ред. ), теория морфических ' полей Руперта Шелдрейка (британский биохимик и физиолог растений. Его книги и работы связаны с теорией морфического резонанса и касаются таких тем, как развитие и поведение животных и растений, память и восприятие. Согласно его гипотезе, все природные системы - от кристаллов до растений и животных, включая человека и весь человеческий социум, - обладают коллективной памятью, определяющей их поведение, строение и внешние формы. - Прим. ред. ), идеи Ганди о плюралистической гармонии, книга Кена Уилбера «Спектр сознания» (американский философ и писатель, разработавший теоретические и практические положения интегрального подхода, целью которого является синтетическое объединение открытий, совершенных в таких различных сферах человеческой деятельности, как психология, социология, философия, ■ мистицизм и религиоведение, постмодернистские движения, эмпирические науки, теория систем, ' а также и в других областях. - Прим. ред. ), гипотеза «Гайи» Джеймса Лавлока (независимый ученый, эколог, автор и исследователь, доктор наук нескольких университетов мира.

В течение последних десятилетий он удерживает позиции идеологического лидера в историческом развитии движения за сохранение экосистемы планеты. - Прим. ред. ), ноосфера Пьера Тейяра де Шардена (французский теолог и философ, священник иезуит, один из создателей теории ноосферы. Внес огромный вклад в палеонтологию, антропологию, философию и католическую теологию; создал своего рода синтез католической христианской традиции и современной теории космической эволюции. - Прим. ред. ).

Детализация КОРАЛЛОВОГО для авторов данной книги пока неясна.

Глава 3

Разум спирали

Летом 1984 мы встретились с Клэром Грейвзом иа презентации его теории в рамках крупной конференции World Future Society в Вашингтоне, округ Колумбия. Тогда мы ещё не знали, что это его последнее появление иа публичном мероприятии. Мы до сих пор отчётливо помним, как он вышел из такси перед гостиницей, прилетев на конференцию из Олбани. На протяжении десяти лет он страдал от болезненных последствий серии сердечных приступов и других связанных со здоровьем проблем, это значительно ограничило его деятельность и препятствовало популяризации его исследований. Однако его энергетика оставалась на прежнем высоком уровне, и он наслаждался возможностью ещё раз поделиться с аудиторией своим видением.

После обычного в таких случаях представления оратора он начал своё выступление. Грейвз принял внушительную позу и прогремел своим глубоким и звучным голосом: «Я называю моё видение Моделью развивающейся, цикличной двойной спирали развития зрелых биопсихологических систем». Когда он произнёс эти слова, аудитория, состоявшая из футуристов, отреагировала точно так же, как реагировали на эти слова другие на протяжении многих лет. Некоторые вздохнули, другие что-то пробормотали, несколько человек хихикнули, а многие другие воскликнули «Ого», «Ух ты! » или «О, нет! ». Все дали понять, что они в курсе, что иа их мозги сейчас будет произведена атака со стороны мощного нового цМема или что на них вот-вот обрушится поток путаной тарабарщины, которую они, вероятно, не поймут.

Обычно Грейвз в таких случаях замолкал, чтобы дать шуму угаснуть - он знал, что происходит, - а затем продолжал с огоньком в глазах: «Да, чёрт побери, именно так! » По толпе вновь прокатывалась волна восклицаний. Затем всё стихало. По мере того как он чётко и убеждённо начинал излагать свою точку зрения, многие слушатели задавались вопросом: «Почему мы сами не подумали об этом раньше? Почему эти вещи, в которых столько

смысла, не так широко известны? Ведь именно в этом кроется решение многих наиболее сложных загадок». Как жаль, что в аудитории не присутствовал Шалтай-Болтай.

Аудитория не могла даже предположить, в какой степени плохое здоровье и строгая научная потребность заполнить все теоретические пробелы повлияли на задержку публичного полного представления системы взглядов Грейвза. Он с полным основанием ожидал (хотя и не мог лично получить) революционных открытий в исследовании мозга и процесса мышления, проведённых в последние десять лет и подтвердивших его мысли.

Живые системы внутри нас

И хотя сам Клэр Грейвз дал своей концепции человеческой природы несколько громоздкое название, оно может быть сведено к нескольким основным положениям. В предыдущих разделах мы описали базовые понятия каждого цМема (по Грейвзу - «биопсихосоциальиой системы»), описали, как он воспроизводится в масштабах всего общества подобно тому, как гены рассылают свои химические сообщения по телу. Теперь мы опишем базовые понятия самой спирали - организующего принципа, который пробуждает к жизни новые цМемы, регулирует их баланс, вызывает регрессии к предшествующим зонам и создаёт хаотические изменения в движении.

Как мы уже предположили с помощью последовательности «Новые времена, новое мышление», каждое значительное потрясение в обществе порождает различные взгляды на саму жизнь: почему мы здесь, какова паша природа, каково наше главное предназначение? Каждый цМем разрабатывает собственное видение на правила, регулирующие деятельность социальных систем, - кто должен принимать решения, относительно чего - на силы, которые подталкивают эволюционный всплеск в сторону усложнения, и на то, почему различные люди в одно и то же время проходят различные уровни развития.

Осознайте, что вы будете думать об интеллекте спирали через цМемы, уже присутствующие в вашем собственном мышлении, и это создаст метафоры и взгляды, которые подходят именно вам. Кто-то другой будет видеть аспекты модели по-другому, будет отдавать предпочтение другим наборам цМемов и будет применять для видения спирали свои собственные цветные очки. Они будут помещать базовую мудрость спирали - elan vital - в различных местах. Возможно, направляющая сила опирается на Создателя, Бога или Аллаха; учения Конфуция или Будды; материалистическую машину или научную правду, и даже аморфную высшую силу, природу или богиню. Куда бы вы ни помещали мудрость, в любом случае действует живой разум, содержащийся как в нашей генетической ДНК, так и во второй ДНК, связанной с цМемами.

Семь принципов описывают интеллект спирали и формируют модели развития новых парадигм, теорий управления и даже стереотипов покупательского поведения на нашем становящемся глобальным рынке. Они выявляют глубинную тенденцию, формирующую все остальные тенденции; самую базовую динамику, дающую жизнь различным гуру; глобальный генератор всего «нового» или даже следующего. мирового порядка. Они также объясняют, как и почему возникают цМемы и как они взаимодействуют, сплетаясь в сети и собираясь в семейства.

Принцип 1:

люди обладают способностью создавать новые цМемы

Один из основных постулатов точки зрения Грейвза состоит в том, что люди обладают врождённой способностью существовать на различных уровнях психологического развития и даже добавлять новые уровни. Уровни в основе своей - это не состояния «лучше, чем» или «хуже, чем» - они отражают различные точки зрения на то, каким является мир, насколько усложнённым он представляется каждому из нас.

Такая вариабельность в уровнях существования чётко обозначает наши способности избегать тирании летаргических генов. Если генам требуется

значительное время, чтобы вызвать изменения, то человеческие цМемы обладают способностью неожиданно подпрыгнуть вверх по эволюционной спирали.

«[Развитие] человека, - однажды заметил Грейвз, - представляет собой разворачивающийся или внезапно возникающий процесс, характеризующийся последовательным подчинением старых систем поведения новым системам более высокого порядка». Очевидно, что мы обладаем мощным и динамичным мышлением, способным перенастроить себя, образовать новые системы цМемов в ответ на изменение условий жизни и даже создать в глобальном масштабе новые организационные схемы и функции, о которых не слышали ещё десять лет назад.

Есть ли в нашем разуме и другие, доселе скрытые и пока что нетронутые способности? Является ли Homo sapiens эволюционной вершиной нашего вида или всего лишь «технологическим достижением» нашего современного мира? Давайте взглянем в прошлое и представим себе, что обсуждали самые современные мыслители, когда условия жизни были другими. Скажем, приблизительно:

100 ООО лет назад Homo sapiens survlvalis Быть человеческим существом, а не просто животным БЕЖЕВЫЙ
50 ООО лет назад Homo sapiens mysticus Формирование племён, магии, искусства, духовной части жизни ФИОЛЕТОВЫМ
10 ООО лет назад Homo sapiens exploiticus Полководцы, завоевания, открытия КРАСНЫЙ
5 ООО лет назад Homo sapiens absoluticus Литература, монотеизм, осознание цели синии
1 ООО лет назад Homo sapiens materialensis Мобильность, индивидуализм, экономика ОРАНЖЕВЫЙ
150 лет назад Homo sapiens humanisticus Права человека, свобода, коллективизм зеленый ~
50 лет назад Homo sapiens integratus Комплексность, хаос, взаимосвязи желтый “
30 лет назад Homo sapiens holisticus Глобализм, экологическое сознание, паттерны БИРЮЗОВЫЙ
Сегодня? Homo sapiens КОРАЛЛОВЫЙ

В одной из ранних презентаций своих открытий в Национальном институте психиатрии в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1973 году, Грейвз предостерегал, что дальнейшие шаги он делает «на нетвёрдых ногах».

Человеческие системы, утверждал он, отражают различные уровни активации нашего динамического неврологического механизма, то есть химического состава мозга, сложных скоплений клеток и миллиардов возможных нейронных соединений. «По мере того как человек решает проблемы, связанные с существованием на одном уровне, - полемизировал Грейвз, - у него могут активироваться новые мыслительные системы, и после активизации они меняют его ощущения таким образом, чтобы сделать его способным увидеть новые проблемы существования». Похоже, что нормальный человеческий мозг представляет собой не просто пассивное «железо» (hardware), не имеющее внутреннего содержания (то, что Джон Локк называл «tabula rasa», или состояние «чистого листа»), а систему, потенциально схожую с программным продуктом (software-like), ждущим включения и активации, - как скрытые обновления версии!

Благодаря упомянутой нами выше недавней революции в области нейробиологии, то, что Грейвз полушутя называл в 1973 году «ходьбой на нетвёрдых йогах», превратилось сегодня в значительную отрасль знаний. Новая информационная база позволяет нам гораздо лучше проникнуть в суть нашей природы поиска систем и решения проблем, она лишь продолжает добавлять подтверждения к теории уровней психологического существования Грейвза.

Для возникновения этого замечательного процесса, пробуждающего человеческий мозг к действию как открытую систему, должны быть выполнены три условия:

A. Набор инструкций, возможно, содержащихся в наших ДНК, дающий нам инструментарий для пробуждения новых систем, которые добавляются или даже заменяют старые. Как заметил в своей книге «Рассвет нового тысячелетия: по ту сторону эволюции и культуры» (Dawn of a New Millennium: Beyond B/o/uHdn and CCUure New York: Penguin Books, 1991) Эрих Харт (Erich Harth), физик из Университета Сиракуз (штат Нью-Йорк):

«Мы мажем предположить, что в мазгу первобытного человека существовала (подобно невидимым изображениям на негроявпенной плёнке) латентные споооб- нооги выполнять те или ные действия, оторые не находии своего вьражения на трхляженш многих ысячелтий. Но благодаря какому сланному принципу эволюции сои туда попали? »

B. Динамические силы природы и воспитания, приводящие в действие определённые системы: Майкл С. Гаццанига (Michael S. Gazzaniga), уважаемый специалист в области нейробиологии, один из авторов теории «split brain» (разделения левого и правого полушария с утратой связей), предполагает, что формирование личности происходит вследствие взаимодействия между собой различных систем мозга. Применяя к психологии то, что биологи называют теорией отбора (Selection Theory), он предполагает, что в глубинах нашего мозга содержится значительный запас возможностей. Гаццанига замечает, что «процесс, который на первый взгляд может показаться обучением, на самом деле представляет собой поиск организмом во [встроенной] библиотеке схем соответствующих [поведенческих и когнитивных] стратегий, позволяющих наилучшим образом отвечать на изменения [внешней среды]» {NaturesMind, New York: Basic Books, 1992, стр. 200. ).

Нейробиолог Джеральд Здельман (Gerald Edelman) так пишет об эволюции сознания в своей популярной книге «Чистый воздух, яркое пламя» (Bright Ar, BrUtant Fine, Basic Books, 1992, стр. 198):

«В этой книге я предполагаю, что человеческое мышление развивалось вполне определённым образом за счёт деятельности эволюционной морфологи Я попытался показать, что сазнаие возникло, по крашей мере, в этой маленькой точке космоса на огредепённом историческом отрезке. То, что оно возило из огреде- лённых материальных структур в мозгу, не значит, что оно равно им, потому что, как мы уже могли видел, сознание зависит от связей с окружающей средой и, на его белее высоком уровне, от символов и языка, пршятък в обществе».

С.      Способность человеческого мозга хранить ряд подсистем в одно и то же время, несколько активных и несколько относительно пассивных. Современные исследования феномена множественной личности (Multiple Personality Disorder, MPD), популяризированные в книгах «История доктора Джекила и мистера Хайда», «Три лица Евы»[24] или «Сивилла»[25], указывают на подобную способность. Традиционным было мнение о том, что личность может распадаться, фрагментироваться или делиться на несколько других, менее значительных индивидуальностей. Теперь же всё чаще принято считать, что «речь идёт о нескольких слоях, нескольких различных способах существования, включённых в единое целое» (The Sciences, November/December, 1992, стр. 32). Следовательно, это в нашей природе, нам как человеческим существам присущ потенциал пробуждения неограниченного количества цМемов. Мы разрешаем им существовать вместе друг с другом внутри наших концептуальных построений.

Принцип 2:

Условия жизни пробуждают цМемы, которые могут развиваться, подниматься вверх, регрессировать или затихать в итоге

ЦМемы являются продуктом взаимодействия нашего инструментария внутри нервной системы с условиями жизни, с которыми мы сталкиваемся. Грейвз назвал подобную область взаимодействия условий существования - внешней части (связанной с природой и деятельностью человека) и внутренней части (латентных способностей) - «двойной спиралью» своей теории.

цМемы не возникают подобно обязательным остановкам иа пути поезда. Они не вписаны намертво в человеческую биологию. Скорее, изначальная движущая сила, положившая начало спирали, возникает в результате динамичного взаимодействия между нашими внутренними состояниями и окружающим нас внешним миром. Паттерн поведения будет возникать, если условия носят циклический характер, и будет исчезать с исчезновением цикличности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.