Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дон Бек, Крис Кован – Спиральная динамика 3 страница



Мышление меняется ' со временем

Разные времена заставляют нас думать по-разному. Первыми предвестниками изменений часто являются «ветхозаветные пророки», поднимающие крик, выступающие с прогнозами наступающего конца света и всеобъемлющей тьмы, требующие покаяния и грозящие пожарами и облаками серы. За ними приходят провидцы со своими мессианскими надеждами и мечтами, рассказывающие о том, что нирвана находится прямо перед нами. Они хотят вести нас к спасению, благодати и сладости, впрочем, требуя за это некоторую плату. Затем, без лишнего шума и высокомерия, на сцену выходят более прагматичные следопыты, ведущие нас сквозь хаос и смятение. Они стремятся посеять среди нас семена нового пути.

Нам свойственно решать проблемы, а затем создавать новые. Человеческие существа любят решать загадки того или иного типа. Список может быть бесконечным. В него входят Священный Грааль, потерянная Атлантида, пришествие Мессии, мир без войн, Шангри-Ла[5], удиное поле, самореализация, нирвана, вечная жизнь, «Золотая Ветвь»[6] и избранный король, способный извлечь волшебный меч Экскалибур из каменной западни[7].

В наши дни начинается новая глава в бесконечной саге - мы пытаемся разбить очередной камень и освободить природу человеческого мышления. Переведя надписи с этого Розеттского камня[8], и яркие, и совершенно обычные люди смогут узнать решения парадоксов и проблем, в результате чего определить вектор нашего движения на многие годы вперёд. Придут всевозможные кудесники. Однако какое сообщение они прочтут на скрижалях? На каком психологическом языке говорят люди на самом деле? Почему на одной планете существует так много разных миров?

История показывает нам, что новое время приводит к появлению нового мышления.

• В давние времена мы находили убежище в кланах, а безопасность в пугающем мире достигалась за счёт способности почувствовать присутствие духов и успокоить их с помощью магических ритуалов. Новые времена, новое м> шпение.

• Когда магия и ритуалы затихли, мы спаслись благодаря отстаиванию примитивного чувства самости и уничтожая драконов, скрывающихся во тьме. Властные личности стремились к доминированию над близкими людьми, родственниками и всей природой. Новые времена, новое мышление.

• Во времена владычества хаоса и анархии мы искали смысл и находили успокоение

в абсолютной и несомненной власти высших сил или правомочных властителей - и этот принцип организации был более сильным, чем сила отдельных личностей или групп. Новые времена, новое мыипеше.

• Однако потом, когда абсолютная власть превратилась в репрессивный и подавляю

щий аппарат и мы устали ждать будущей награды отдельные личности начали ставить под сомнение авторитет властей и попытались создать избыток «лучшей жизни» здесь и сейчас. Новые времена, новое мышление.

• Когда же ориентированные на прогресс материалистические взгляды не смогли принести нам счастья, мы почувствовали себя одинокими. Затем мы попытались заново открыть для себя человеческие чувства, возродить духовность и обрести самих себя. Новые времена, новое мышпете.

• С самого начала существования нас как Homo Sapiens мы переходили от одного'

пробуждения к другому, каждый раз немного меняясь в результате этого процесса. Новые времена создают новое мышление - возникают новые универсальные теории, история пересматривается, меняются приоритеты и ценности, и люди каждый раз поражаются тому, что они не видели всего этого так отчётливо раньше.

Изменчивые взгляды

Тома Питерса и Тоффлеров

За последние десять лет немногие гуру менеджмента получали такую шумную славу, как Том Питерс (Tom Peters) - бывший консультант McKinsey & Company, автор, обозреватель, желанный гость телевизионных программ. Изначально он сделал себе имя и обрёл известность в 1982 году, проповедуя добродетель в «погоне за совершенством» (в книге «В поисках совершенства») и «хождения в народ» с целью правильного управления (MBWA, management by walking around). Десять лет спустя он отчасти отказался от своих идей, решив, что вся концепция «совершенства» была «достаточно идиотской идеей», а компании, отобранные в качестве «совершенных», такими на самом деле не являлись. Они просто делали некоторые «совершенные» (или, может быть, «идиотские»? ) шаги.

Выпущенная им в 1992 году книга «Освобождающее управление» (Liberation Management) получила достаточно сдержанную рецензию

к Wall Street Journal (31 декабря 1992 г., стр. А5). Автор рецензии Джек Фалин (Jack Falvey) привёл следующую цитату Тома Питерса:

«Моя цель в этой финальной главе книги, названной “Рынки и инновации”, состоит в том, чтобы запутать вас ещё больше, а не дать вам разобраться с остающимися у вас вопросами. Я убеждён, что в наше турбулентное время те, кто не запутались, не имеют никаких шансов на успех».

К чести Тома Питерса, он был достаточно честен, чтобы сказать о том, что совершенно не понимает, что же происходит на самом деле. Похоже, как признаёт он сам, он не знал этого и в 1982 году. Однако, как многие из нас, делавшие «идиотские» вещи в прошлом, он не был нечестным. Он делал то, что мог. Он делился своими наблюдениями и умозаключениями. Он не мог знать то, чего не знал, - и прекрасно понимал это.

Если вы тщательно изучите шесть книг Тома Питерса, которые он написал в качестве пособия по изучению спиральной динамики (а это стоит сделать), вы поймёте, что за подход мы хотим вам предложить. Обратите внимание на то, как меняются его взгляды от книг «В поисках совершенства» {In Search of Excellence)[9] (написанной в соавторстве с Робертом X. Уотерманом-младшим) и «Страсть к совершенству» (A Passion for Excellence) (написанную вместе с Нэнси Остии), к книгам «Рождая из Хаоса» (Thriving on Chaos), а затем и «Освобождающее управление». Он не мог бы написать эти книги в другой последовательности. Фактически, в какой-то момент вы начнёте чётко ощущать, как возникает некоторое подобие модели. Похоже, что и сам Питерс начал это признавать в своей книге «Семинар Тома Питерса» (The Tom Peters Seminar), выпущенной в 1994 году и представлявшей собой сборник интересных мыслей автора. Он приходит к заключению о том, что раз уж «безумные времена требуют безумных организаций», то требуется свежий подход к размышлениям о корпоративных структурах.

Как вы скоро Лувидите, то, что Питерс (лукаво) называет сейчас «.. . достаточно странным», по сути является всего лишь следующим шагом в развитии системы спирального мышления. Вы также поймете, что организационные принципы, которые защищает Питерс (а также Питер Сенге, Эдвард Демииг и многие другие), никогда не станут универсальным решением, а лишь частным набором решений, применимым для отдельного диапазона в целом спектре организационных форм.

Популярная трилогия Элвина и Хайди Тоффлер - «Шок будущего» (Future Shock), «Третья волна» (The Third Wave), и «Метаморфозы власти» (Power Shift) - также обрисовывает модель изменений. Однако далее их книга «Война и антивойна: выживание на заре XXI века» (War и Anti-War: i Survival at the Dawn of the 21st Century), выпущенная в 1993 году[10], не указы-j вает, какие же глубинные силы управляют основными трансформациями. ^ Хотя нам было интересно читать эти занимательные книги, описывающие, симптомы происходящего, мы никак не могли найти ответа на вопрос,! почему эти изменения происходят. Что именно вызывает новые социаль-j ные волны? \

Том Питерс и Тоффлеры - не единственные, кто обходит этот сложный! вопрос. Вы можете заметить, что этот вопрос затрагивается и в модных7 журналах по вопросам бизнеса (которые можно купить в любом книж- > ном киоске в аэропортах или найти в приёмных крупных руководителей). Заголовки на первых страницах журналов привлекают читателей, ищущих свежие мысли по вопросам конкурентного преимущества, передовые идеи и биографические очерки о тех, кто добился всего. Различные вдохновенные источники информации предлагают нам пути к росту, реализации, умиротворению, созданию счастливых семей и гармоничной жизни в стрессовых условиях нестабильного мира.

Все умоляют об ответе - почему? Как будто нас осчастливили изыскан- _ ными изразцами для мозаичной картины, но не дали схему расположения элементов. Есть много великих идей, элементов глубокого понимания и умных мыслей, однако нет художника, который сможет превратить все имеющиеся элементы в элегантную и цельную картину, и нет цемента, ' который может скрепить все элементы.

Как соединяются разрозненные фрагменты? Что такого есть в вашей ДНК, в том, как мозг создаёт разум, производящий новые перспективы и новое мышление? Есть что-то невидимое, нематериальное, однако обладающее большей силой и способное управлять изменениями и последовательностями трансформаций. Что же это? Мощная сила? Научный подход? Мистический дух? Космический закон? Полная случайность? Или, в конце концов, игральные кости, которые бросает рука Господня?

Прекрасный мир спиралей

Оцените всю красноречивость спирали. Обратите внимание на её внутреннюю целостность и элегантность формы. Все соединяется со всем остальным. Вообразите себе морскую ракушку. Представьте себе, как вы прикладываете её к уху и слышите шум моря. А теперь представьте себе стол, накрытый для банкета по случаю Дня благодарения. Мистический

неиссякаемый рог изобилия, имеющий спиральную форму, до краёв наполнен плодами жатвы. А теперь подумайте о ночном небе. Посмотрите в глубины Вселенной и представьте себе место нашей планеты в ней. . Чемля - маленький спутник среди миллиарда точек, кружащихся в вихре Млечного Пути, который и сам лишь кружащееся пятнышко среди миллиардов таких же.

Спирали существуют везде - и на субатомном уровне, и в межзвёздном пространстве. Они представляют собой доминирующий универсальный фрактал. Глубоко внутри клеточного ядра можно найти длинные, спиралевидные нити ДНК, в которых записан генетический код жизни. В другой системе координат далёкие спиралевидные галактики посылают нам примет из прошлого. Спирали живут, обладают внутренней магией и силой, существуют во многих измерениях. Они могут быть устрашающими

«Существует теория, согласно которой история движется циклически. Однако, подобно движению по спиральной лестнице, когда развитие человечества, проходит некий полный круг, оно переходит на новый уровень. “Движение маятника” культурных изменений не просто повторяет одни и те же события опять и опять. Неважно, истинна ли эта теория или нет, она может служить метафорой, позволяющей нам сконцентрировать наше внимание. Эта книга [как и Спиральная динамика! ] рассказывает о существовании спирального цикла: хаос уступает место порядку, который, в свою очередь, порождает новые формы хаоса».

Ян Стюарт, «Играет ли Бог в кости? Математика хаоса»,

Basil Blackwell, Cambridge (МА), 1989.

и разрушительными как торнадо или чарующими и звучащими как водоворот. Игнорировать их можно только па свой страх и риск.

Ральф Уолдо Эмерсон[11] описывал жизнь как спиральную лестницу: «Мы просыпаемся и обнаруживаем себя на лестнице; некоторые ступеньки находятся ниже той, на которой мы стоим, и нам кажется, что мы их уже преодолели, но есть и другие, выше нас и исчезающие из нашего поля зрения». Спираль жизни расширяется, не имеет конца, она непрерывна и динамична. Все её завитки живут одновременно. Тем не менее существует некий внутренний разум, соединяющий воедино все элементы спирали в иерархическую структуру, в кривую жизни.

Время мыслить: спиральная динамика

Эта книга посвящена внутренним силам человеческих спиралей, которые выотся в умах людей, двигают организации к новым вершинам и подталкивают общества к развитию через разные уровни сложности. В нашей книге мы также расскажем о знании, позволяющем объединить практически всё, что до этого момента нам было известно о лидерстве, менеджменте и организационной структуре. И наконец, эта книга о королевской коннице и королевской рати повой эпохи. Прибывающих в самый критический момент как кавалерия в старых вестернах, мы будем их называть Мастерами спиралей. Будьте готовы к тому, что эти люди могут решить, что Шалтай-Болтай безнадёжен, и станут искать Курочку Рябу[12], чтобы она снесла новое яйцо.

Как бы то ни было, перед ними стоит огромная задача. В своей книге «Налаживание деловых связей», Гренье и Метес приходят к выводу, что...

«Для того чтобы занимать лидирующую позицию в этой новой среде - настоящем водовороте сложности, - мы должны целиться выше маркера. Мы не можем просто просчитать тенденцию, описать проблему в привычных терминах, а затем придумать решение и реализовать его. Мы никогда не сможем отреагировать на следующий уровень сложности, требуемый от нас».

Проблемы, возникающие перед нами в самом начале XXI века, могут быть разрешены только с помощью решений, которые они сами создадут. Ситуация повторяется: новое время требует нового мышления.

Однако теперь новое мышление - это нечто большее, чем очередная ступень лестницы, описанной Эмерсоном. Следующая ступень находится гораздо «выше маркера». Когда Вацлав Гавел, президент Чешской Республики, принимал Филадельфийскую медаль свободы[13] 4 июля 1994 года, то заметил:

«Думаю, что у всех нас есть основание считать, что современная эра закончилась. Многое указывает на то, что мы находимся в переходной фазе, в ходе которой что-то совершенно точно исчезнет, а что-то другое родится в муках. Как будто бы что-то рушится, разлагается и изнуряет само себя, в то время как нечто другое, еще не ясное, поднимается на руинах».

Конструкция спиральной динамики

Каждый раз, когда мы сталкиваемся с последовательностью новое время - повое мышление, это знаменует возникновение противоречивого, если не новее революционного взгляда на человеческую природу. Получившийся синтез идей, перспектив и теорий производит новую убедительную формулировку того, что значит быть человеком.

Сейчас мы находимся на седьмом проявлении последовательности время-мышление. И вновь мы занимаемся поисками базовой системы, формирующей природу человека; однако эта новая система будет революционной. Мы считаем, что знание и ключевая интуиция, необходимые для выявления механизма, присутствуют в двух взаимосвязанных потоках мышления. Первый поток связан с расширенной формой концепции уровней человеческого развития, изложенной Клэром У. Грейвзом, бывшим заслуженным профессором психологии нью-йоркского Union College. Второй связан с концепцией мемов, предложенной британским биологом Ричардом Доукиизом и получившей дальнейшее развитие благодаря работе психолога Михая Чйксентмихайи. Вместе они объединяют результаты исследований в области молекулярной биологии, иейронаук и более традиционных психологических исследований.

Следопыт с берегов Мохаука

Наш друг и наставник Клэр У. Грейвз жил и работал в Гудзонской долине, в нескольких милях от исторической реки Мохаук и канала Эри. В годы после Второй мировой войны Грейвз был достаточно скромным

«В конце концов, чёрт побери, человек имеет право быть тем, кто он есть на самом деле».

Клэр У. Грейвз

преподавателем психологии. Как это часто бывает, энергия, порожденная военным временем, и послевоенная эйфория послужили отличной питательной средой для развития дальновидного мышления и смелых, новых прорывов в области знаний о человеке. Именно это и случилось с Грейвзом. Вместо того чтобы перекраивать старые психологические построения или участвовать в дебатах между конфликтующими теориями тех дней, он решил начать заново - с поиска причин, стоящих за изменениями точек зрения на природу человека.

Грейвз прилагал усилия, чтобы осознать суть проблемы и изучить причины, по которым люди различаются между собой, почему одни меняются, а другие нет, и каким способом лучше всего ориентироваться в развивающихся и порой хаотических формах человеческого развития. Сам он говорил об этом так:

«Если говорить коротко, то я считаю, что психология взрослого человека представляет собой развивающийся, раскрывающийся и вибрирующий процесс движения по спирали, отмечаемый нарастающей по мере изменения значимых для человека проблем степенью подчинения старых систем более низкого уровня новым системам, находящимся на более высоком уровне».

Иными словами, по мере того как мир вокруг нас становится всё более сложным и мы пытаемся сохранять над ним контроль, человеческое мышление развивается в достаточно четко определяемых рамках. В то же самое время мы постоянно изменяем наш мир, поскольку мы умны. Грейвз был одним из первых психологов, понявших, что мы живём, действуем, принимаем решения и изменяемся через сложные системы. Наброски и иллюстрации Грейвза были знакомы любому студенту, серьёзно изучающему квантовую физику, теорию систем или теорию хаоса.

Грейвз стремился интегрировать «био-», «психо-» и «социо-» и тем самым объединить человеческое знание и разрушить академические стены, разъединяющие отдельные научные дисциплины и области исследований. Начиная с 1973 года он постоянно говорил о невероятной важности исследований мозга и процессов мышления с особым акцептом на то, как устроен разум с точки зрения неврологических структур и сетей и как он активизируется за счёт химических агентов и условий жизни. Подобные предположения звучали ересыо в те золотые годы гуманизма, приведшие к возникновению сегодняшней политкорректности и эгалитарной ортодоксальности, однако Грейвз стойко оборонялся. Часто он формулировал свою точку зрения в нескольких тезисах:

1. Человеческая природа не является статичной или конечной. Человеческая природа меняется вследствие изменения условий существования и тем самым куёт новые системы. Тем не менее старые системы остаются с нами.

2. Когда активируется новая система или уровень, мы меняем нашу психологию и правила жизни для того, чтобы адаптироваться к новым условиям.

3. Мы живём в условиях потенциально открытой системы ценностей, и нам доступно неограниченное количество способов прожить жизнь. Нет никакого конечного состояния, к которому мы все должны стремиться.

4. Человек, компания или общество в целом может позитивно реагировать только на те принципы управления, мотивационные призывы, методы образования, юридические и этические правила, которые приемлемы для нынешнего уровня человеческого существования.

Спиральные вихри лучше всего описывают это проявление человеческих систем, которые развиваются но уровням всё возрастающей сложности. Каждый восходящий поворот спирали символизирует пробуждение более проработанной версии поверх того, что уже существует. Таким образом, человеческая спираль состоит из скрученных цепочек систем ценностей, взглядов на окружающий мир и точек зрения, присущих различным эпохам и соответствующим различным жизненным условиям/

Клэр Грейвз был человеком вне своего времени. В конце 1960-х годов канадский журнал Macleans ’Magazine упоминал его концепцию как «теорию, которая всё объясняет». Хотя сам он поёжился от таких заявлений, по проделанная им работа элегантна и обширна - это всесторонний мыслительный процесс, системная совокупность и стратегия действий, время которой ещё не пришло два десятилетия назад.

Однако время имеет свойство отделять зёрна от плевел, когда дело касается идей. Всё большую силу получают концепции, способные лучше объяснить происходящее и предоставляющие возможность для практического применения. Только теперь, через десять лет после смерти Грейвза в 1986 году, его вклад становится известен и получает достойное признание. Предложенная им теория возникновения, изменения и трансформации человеческих систем была не опровергнута, а напротив, расширена и подтверждена современными исследованиями. Как только вы начнёте

мыслить в категориях, предложенных Грейвзом, то поймёте, что эта точка зрения обладает силой и точностью, позволяющей иметь дело с людьми; и социальными группами всех типов, начиная от агрессивных вождей, сто- - ронников силовых методов и различных «-измов» и заканчивая благотворительными организациями, заботящимися о жертвах, и миротворцами, сбитыми с толку в неразберихе.

Одни и те же принципы спиральной динамики применимы к отдельно- ■ му человеку, организации или обществу в целом. Так как модель даёт некое j универсальное описание человеческой природы, не выделяя отдельных-- типов личности в зависимости от расы, пола или этнической принадлежности, то она обеспечивает общий язык для охватывания как локальных, j так и глобальных проблем. Она предлагает систему взглядов, делающую | возможным целостное (холистическое) мышление и действия в соответствии с ним.

Хотя Грейвз был вовлечён в исследования как специалист в области 1 общественных наук, большая часть его работы на самом деле описывала: производственный сектор. В своей статье «Ухудшение рабочих стандартов» (The Deterioration in Work Standards), опубликованной в ноябре 1967 года в журнале Harvard Business Review, он смог не только предсказать общее снижение производительности труда в Америке, но и заложить основы I для решения таких актуальных в наши дни вопросов, как реинжиниринг и тотальное качество. Как вы обнаружите, концепция Грейвза учитывает такую составляющую, как человеческий фактор, который пытались найти последователи Эдварда Деминга, а другие ещё не поняли, что им этой составляющей недостаёт. Его система взглядов отражает, каким образом следует трансформировать компанию или культуру для того, чтобы её оздоровить и сделать более восприимчивой для включения в быстрые изменения и сложные технологии.

ГЕНЫ и МЕМЫ:                                                                                                                 j

круговые гонки по спирали ДНК                                                                                   |

!

В своей книге «Развивающаяся личность» (Evolving Self) (HarperCollins,

1993), Михай Чиксентмихайи[14] соотнёс формирование поведения человека i

с формированием его физических характеристик и использовал выражение «мем» по аналогии с понятием «ген».

Сам термин впервые был предложен несколькими годами ранее Ричардом Доукинзом, который сократил греческий корень «mimeme». Он сам и другие использовали этот термин для описания единицы культурной информации, такой как политическая идеология, тенденции моды, использования языка, музыкальных форм или даже архитектурных стилей. В своей статье в мартовском (1994) выпуске журнала Wired> Джои Перри Барлоу утверждает, что идея Доукииза включает

«... самотиражирующиеся паттерны информации, которые распространяют сами себя среди экологии разума, с моделью воспроизводства, очень сходной с воспроизводством форм жизни... Они самовоспроизводятся, взаимодействуют с окружающими и приспосабливаются к ним, они мутируют, и они устойчивы. Они развиваются и заполняют пустые ниши в своих локальных средах, которые в данном случае представляют собой окружающие системы верований и культуры своих носителей, то есть нас самих».

Таким образом, мемы для пашей психокультурпой ДНК являются тем же, что гены для нашей биохимической ДНК. Гены представляют собой единицы информации о пашей физической природе. Это производная от генетического вклада наших мам и пап и отличительных особенностей, наследуемых от нашего вида. Мемы рождаются, но замечанию Чиксентми- хайи, «когда человеческая нервная система реагирует па полученный опыт» Они являются единицами информации в пашем коллективном сознании и передают свои представления через наш разум.

Мем содержит набор поведенческих инструкций, передаваемых от одного поколения к другому, социальных артефактов и ценностных символов, скрепляющих социальные системы. Подобно интеллектуальному вирусу, мем размножается через различные концепции, такие как стили одежды, новые слова в языке, стандарты популярной культуры, архитектурный дизайн, формы искусства, религиозные выражения, социальные движения, экономические модели и моральные императивы относительно того, как должна строиться жизнь.

Мемы действуют подобно элементарным частицам. Спиральная динамика предполагает наличие воли другого порядка - неких мета-мемов, систем или «ценностных мемов» (цМемов[15]). Эти цМемы представляют собой организационные принципы, действующие подобно аттракторам для наполненных содержанием мемов, описываемых Доукинзом и Чиксеитмихайи. Крупные цМемы являются аминокислотами пашей

психосоциальной ДНК и действуют подобно магнетической силе, объединяющей мемы и другие типы идей в сплочённые пакеты мыслей. Изначально формируясь в мозгу каждого человека, цМемы обладают такой жизненной силой, что овладевают целыми группами людей и начинают сами структурировать их мышление. ЦМемы определяют направление и процесс формирования убеждений. Они структурируют мышление, системы ценностей, формы политического устройства и мировоззрение целых цивилизаций. ЦМемы являются краеугольными камнями корпоративных культур, определяющих, как и почему принимаются решения. Личный набор цМемов является центральным элементом нашей собственной личности и задаёт тон нашим отношениям - будем ли мы счастливыми туристами или неприкаянными душами.

Если гены развиваются достаточно медленно, то системы решений, формируемые с помощью цМемов, находятся в постоянном движении. ЦМемы бывают настолько превалирующими, что начинают напоминать архетипы и могут с лёгкостью ошибочно приниматься за «типы» людей. Когда несколько цМемов находятся в состоянии гармонии, они начинают напоминать ноты, формирующие музыкальный аккорд.

Однако если цМемы находятся в конфликте между собой, это приводит к возникновению личностных проблем, распаду семей, корпоративным недомоганиям, церковным расколам, к угасанию и падению цивилизаций. Являясь «живыми», цМемы могут испытывать периоды отливов и приливов, они могут гореть ярче или тише подобно гирлянде из лампочек на рождественской ёлке.

Некоторые из них могут объединяться для поддержки определённого вопроса, идеи или проекта, так как обладают сходным ценностным содержанием. В других ситуациях, люди с чрезвычайно сходными наборами цМемов могут вступать в жестокие споры относительно отдельных деталей, понимания того, что есть «благо». В результате таких разрушительных споров наступает упадок, начинаются «священные» и «гражданские» войны.

В нас могут присутствовать токсичные, опасные гены, которые заранее предсказывают физические проблемы. (Возможно, единственной большой проблемой, стоящей сегодня перед специалистами по медицинской этике, является то, как мы справимся с этим знанием. ) У нас могут присутствовать надоедливые и неприятные мемы, кроющиеся в наших убеждениях, поведении или отношении к чему-либо. Аналогично, можно найти неподходящие цМемы, которые контролируют индивидов, организации, или культуры. Те же силы, которые позволяют нам отвечать на все новые возникающие в нашей среде проблемы, могут также препятствовать успешной адаптации, если цМем не здоров. Любая сила, доведённая до предела, превращается в слабость. Поэтому нет ничего удивительного в том, что

многие великие культуры растворились в исторических сносках. Их цМе- мы износились задолго до воздвигнутых ими памятников.

Внутри цМемов зашифрованы инструкции, определяющие наши мировоззрения, предположения о том, как всё работает, и разумное объяснение для принимаемых нами решений. Для наглядности подумайте о яппи[16], которого вы знаете. Это быстрый, целеустремлённый, очень конкурентоспособный и обращающий большое внимание на собственный статус человек. Он (или она) очень явно выражает то, что мы обозначаем с помощью цветовых кодов как ОРАНЖЕВЫЙ цМем. Подобные люди часто одеваются так, чтобы это подчёркивало их успешность, они стараются покупать автомобили престижных марок, посещают правильные места, демонстрируют высококачественного супруга или партнёра, делают правильные карьерные шаги и мечтают о независимости, подкреплённой мешком золота.

Пока этот ценностный мем искрится и повторяет своё сообщение, такой тип поведения будет сохраняться. Он может быть передан детям, которые ретранслируют его в определённую музыку, будут следовать определённому стилю моды и покупательскому поведению. Процессы, связанные с действием цМемов, могут господствовать среди людей, живущих по соседству, и определять политику того или иного сообщества. Процессы могут оставаться на одном уровне или становиться ещё более интенсивными. ОРАНЖЕВЫЙ представляет собой лишь один из восьми основных цМемов, присущих спирали.

ЦМемы похожи на некую параллельную форму жизни. Мы почти не осознаём их силы, так как можем высказывать догадки, только исходя из демонстрируемого поведения и артефактов, создающих вокруг них водоворот. Однако подобно тому, как различные кишечные микроорганизмы перерабатывают для нас проглоченную пищу, цМемы помогают нашим извилинам разобраться, что же представляет собой мир «на самом деле». Спиральная динамика описывает, каким образом они взаимодействуют на трёх различных, но явным образом взаимосвязанных уровнях.

• Индивидуумы обладают доминирующими цМемами, придающими форму их жизненным приоритетам и ценностям, начиная от основных ценностей, связанных с физическим выживанием, и заканчивая ценностями жителей «глобальной деревни» и так далее. Развитие ребёнка включает пробуждение, направление и обучение выражать цМем в здоровой форме и в подходящее время. Возникновение новых цМемов часто провоцирует личный кризис в семьях и рабочих отношениях. Карьеры руководителей в большой степени уязвимы для таких конфликтов и перегрузок.

• Организации имеют собственные ценностные мемы, которые определяют их успех или неудачу на конкурентном рынке или позволяют судить об уровне социальной ответственности, присущем их базовой культурной ДНК. И хотя задача организационного развития на протяжении многих лет заключалась в улучшении и преобразовании «гаек и болтов» компании, всё чаще это начинает включать в себя пробуждение новых цМемов. Изменение набора применимых мемов является гораздо большей трудностью, чем задача «работать упорнее и с большей отдачей».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.