Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Право справедливости



 

1) История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение и к науке истории, и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран является правовой (юридической) наукой, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.
История государства и права зарубежных стран тесно связана с другой юридической наукой и учебной дисциплиной - теорией государства и права, также изучающей закономерности развития государства и права. Отличие дисциплин состоит в том, что теория государства и права с помощью логического метода отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей, вырабатывая свою систему общеправовых понятий и категорий, которые широко применяются в учебном курсе истории государства и права, в отличие же от теории государства и права историко-правовые науки изучают конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности и проявляющихся в определенном историческом пространстве.
Методы исл-ния:
-общенаучные
астонаучный(конкретно-исторический, сравнительно-правовой системный. ) Периоды: - архаический, - древний, - средневековый, - современный

2) История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет. Первые цивилизации (когда можно было уже говорить о существовании государства и права) появились всего несколько тысячелетий назад.
Этапы развития человеческого общества:
Праобщина:
- ранняя праобщина древнейших людей
- развитая праобщина неордетальцев
Родовая община:
-раннепервобытная
-позднепервобытная
Переход от 1 ко 2 произошел в резултьтате НЕОЛИТИЧЕСКОЙ революции:
* человеческий коллектив стал увеличиваться
* складывается протестарная власть - выборный вождь
* многородовые общины( разные причины)
Племя:
-большей привилегией обладал вождь
-образование надобщинной структуры: складываются органы племенного самоуправления (племенной совет, совет старейшин), в который входили вожди (старейшины)
- рост излишков в родовом обществе привел к накоплению богатства - появл. имущ. неравенства между отдельными семьями и между родовыми общинами.
Образование протогосударства:
- Кроме (отделение скотоводства от земледелия, появления ремесла) происходит выделение управленческой деятельности, которая постепенно превращается в профессиональную. Люди делятся на две неравные категории – управляемые и управляющие
- Верхушка власти закрепляет власть за своими семьями и кланами (выборности нет) –власть переходит по наследствую
- Появление жрецов– особая каста, им покланялись и боялись, т. к. власть дана им от Бога
Протогосударства представляют собой прототипы государства как такового и постепенно превращаются в так называемые ранние (варварские) государства. Если протогосударство целиком опирается на общинно-клановые структуры и получает от них необходимую материальную, военную, духовную поддержку, то раннее государство, хотя и складывается в рамках сохраняющейся общинно-родовой системы, но опирается уже главным образом на дружину, на формирующуюся дворцовую и жреческую элиту.

3) Понятие Восток в исторической науке используется чаще как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития чел. общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возн-ния античных государств (Др. Греции и Рима) в I тыс-тии до н. э. дихотомию Восток - Запад.
Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на Востоке, в отличие от Запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частного товарного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места. Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на Востоке условий для развития тех политических и правовых институтов, которые были призваны обслуживать нужды нарождающегося гражданского общества: демократическое общественное самоуправление с правами и обязанностями каждого полноправного гражданина, члена полиса-республики, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.
Восток в древности был представлен многими странами, рядом крупнейших региональных цивилизаций, но отсутствие господствующей роли частной собственности, застойный характер развития были главными определяющими чертами их типологического сходства.

4) Характерные черты Древневосточных цивилизаций:
- оно прямо закрепляло соц. неравенство, что проявлялось в приниженном положении рабов;
- закреплялось также сословное неравенство свободных;
- оно было неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Правонарушение – это одновременное нарушение нормы религии и морали;
- нормы права опирались на установившиеся образцы поведения, сложившиеся в прошлом, ориентированные на традиции;
- слабое развитие частной собстаенности
- невысокий уровень индивидуализации личности
- самодостаточность общины, управление которой осуществлялось собранием всех ее членов

5) Гсударство Др Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Сев-Вост Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тыс. до н. э. Во второй половине IV тыс. до н. э. в Др Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет. К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.
Переодизация:
1. Доисторический период ( до V до н. э. )
2. Додинастический период ( V- IV до н. э. )
3. Династический период:
                   раннее царство (3100–2800 гг. до н. э. ) – складывание единого государства, период царствования первых трех династий фараонов;
                   древнее царство (2800–2250 гг. до н. э. ) – распад Египта на номы, централизация страны;
                   среднее царство (2250–1700 гг. до н. э. ) – функционирование единого государства;
                   новое царство (1575–1087 гг. до н. э. ) – расцвет могущества Египта, в конце периода его упадок;
                   позднее царство (1087–525 гг. до н. э. ) – ослабление центр. власти, захват Египта Персией
4. Эллинистический период.

6) Древнейшим источником права Египта был обычай, а с развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов.
Право собственности. В Египте существовало несколько видов земельных владений. Были земли государственные, храмовые, частные и общинные. Довольно рано возникло крупное землевладение. В качестве крупных землевладельцев выступали храмы и царские вельможи.
Обязательства. Древнеегипетское право знало ряд договоров. Среди них договор займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.
Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основе договора, от имени мужа и жены. Договор определял и правовой режим имущества, принесенного женой в виде приданого: оно оставалось собственностью жены. Допускалась также передача жене всего имущества семьи. В Египте свободно для обеих сторон осуществлялся развод.
Египетское право знало наследование по закону и по завещанию. Наследниками по закону были дети обоего пола. Завещание могли составить как муж, так и жена.
Уголовное право и процесс. Египетскому праву был известен довольно широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. Наиболее тяжкими считались посягательства на государственный и общественный строй. В таких случаях ответственность наряду с непосредственным виновником несли все члены семьи. Сурово наказывались преступления религиозного характера. Среди преступлений против личности называют убийство; особенно осуждалось и сурово наказывалось отцеубийство. Среди имущественных преступлений называют кражу, обмеривание, обвешивание. К преступлениям против чести и достоинства относились прелюбодеяние, изнасилование. Суровые наказания преследовали цель устрашения. Очень распространенным наказанием была смертная казнь. Кроме того, применялись членовредительские наказания — отрезание; избиение, заключ. в тюрьму, отдача в рабство; денежные штрафы. Делопроизводство носило письменный характер.

7) Возникновение государства в Южном Междуречье В IV тысячелетии до н. э. возникает не менее десятка городов, которые контролировали прилежащую округу с несколькими деревнями. Города и их правители стремились улучшить свое положение. Это привело к бесчисленным военным столкновениям. В отличие от Египта Междуречье было открыто со всех сторон для проникновения сюда многочисленных переселенцев. В такой сложной обстановке возникают города-государства. Их возглавляли правители, которые одновременно были и главными жрецами. Значение «правитель» передавалось словами «большой человек». Они стремились расширить границы своих владений. В итоге таких побед увеличивалась территория государства, возрастала реальная власть правителей.
Соц. структура Др Вавилона. Правоспособность соц. групп и слоев определялась их принадлежностью к общине и отношениям к гос. службе. Общество в Вавилоне делится на свободное и зависимое население.
К числу зависимых относились рабы и лица за долги - не считались рабами и по истечении 3-х лет освобождались от зависимости. Рабами в основном становились военнопленные и иноземцы. Рабство в Вавилоне носило патриархальный характер. Они имели право на семью и могли обзаводиться имуществом, которое считалось собственностью их хозяина. Дворцовым рабам разрешалось жениться на свободных женщинах, и дети от таких браков считались свободными. Рабы могли выступать в качестве истца и ответчика в суде. Относились «оживленные члены семьи» - это дети свободных бедняков, принимаемые на воспитание в обеспеченные семьи.
Категорию полноправных граждан составляли авилум («сын человека»), свободный общинник, глава патриархальной семьи. Он владел участком общинной земли, обладал имущественными правами и мог рассчитывать на поддержку общины. Следующая категория свободного населения – это мушкенум («падающий ниц») - это неполноправный свободный человек, вышедший из общины, но поступивший в услужение в царское хозяйство. Меньшая правоспособность мушкенум определялась тем, что эта категория населения не сохранила связи с общиной и не пользовалась ее защитой. Отношение к царской службе, высокий административный статус определяли особую заботу о мушкенум со стороны государства. Выделяется категория воинов – редум, баирум, которые получали за слкжбу имущество или земельный надел на правах илку. Попавший в плен воин подлежал выкупу, в том числе и за счет храма или казны. Можно отметить еще одну категорию свободного населения – тамкаров – торговых агентов, состоявших на царской службе с обязанностью отчислять в казну часть прибыли от торговых сделок. Особую группу составляли врачи, астрологи, ветеринары, в отношении которых действовали особые меры ответственности связанные со спецификой их мастерства.

8) Ранней формой Вавилонского государства выступает город- государство. При царе Хаммурапи складывается форма правления- восточная деспотия. Во главе такого государства стоял царь, обладающий, неогран. законодательными полномочиями и являющ. главой исполн. власти. В Вавилоне царская власть не была в полной мере деспотичной, так как продолжали существовать общинные органы управления, выполнявшие административную, финансовую и судебную функции и поддерживавшие правопорядок в обществе. Существовали города, обладавшие особым статусом. Считалось, что они находятся под защитой божества. Населения таких городов было освобождено от налогов, трудовой повинности и военной службы. Сильная власть в Вавилоне принадлежала религиозным учреждениям. Храмы в государстве обладали экономической независимостью и крупными земельными владениями. Только Хаммурапи удается подчинить жрецов царской власти. Однако даже, он не являлся верховным жрецом, и его власть не считалась божественной. Царю разрешали входить в храм только во время коронации, которая проводилась ежегодно. Судебная власть находилась в руках храмовых и общинных судов. Был создан царский суд. При царе Хаммурапи царские суды появляются во всех населенных пунктах страны, Царь являлся высшей судебной инстанцией. Судебные функции выполняли органы администрации. В Вавилоне существовала постоянная армия. Воины получали вознаграждение в виде земельных наделов, которые переходили по наследству их сыновьям. Воинская служба была пожизненной, военные выполняли и полицейские функции. На особом положении находились воины, служившие в отряде колесниц(без налогов и повинностей).
РЕФОРМЫ: обряд справедливости, административная реформа( он разделил страну на определенные области и районы, поставив руководить ими чиновников), подчинил себе все храмы и объявил свою власть божественной, привел в порядок систему сборов и налогов, на частную торговлю были введены ограничения, торговля полностью попала под контроль государства. Для контроля торговли царь поставил купцов, которые стали чиновниками, продажа земли была строго запрещена. Землю, принадлежащую общинам, было запрещено продавать.

9) В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Основная цель Уруингины — оставить память о себе грядущим поколениям как о радетеле " старых порядков", " старых обычаев", в чем сказалось влияние общинной идеологии. Законы Ур-Намму начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя, " установившего в стране справедливость, изгнавшего зло и раздоры". Далее следует изложение законодательных нововведений. По той же схеме — преамбула и изложение действующих правовых положений — построены и другие, законы. Главная цель пышных - обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти. Традиционно в законодательстве Месопотамии значительное место занимали правонарушения, причиняющие ущерб личности или имуществу человека, влекущие, за собой наказания в форме возмещения этого ущерба.
Законы царя Хаммурапи:
1. Здесь установлено наказание за серьезные правонарушения: лжесвидетельство, чародейство или волшебство, изменение уже вынесенных судебных решений. Наказанием была смертельная казнь, а судья платил огромный штраф и лишался должности (1-5 пункты).
2. Охрана личной собственности царя, приближенных к царю, и храмов, установление ответственности при захвате чужой собственности, за кражу полагалась смерть (6-25 пункты).
3. О вынесении смертельного приговора для воина, если он послал в поход вместо себя наемника. Проблема в том, что воин за несение военной службы получал надел земли (26-41 пункты).
4. Об ответственности при использовании чужой земли или поля, в наказание полагались огромные штрафы и суровое наказание (42-88 пункты).
5. Описание проведения торговых и коммерческих операций (89-126 пункты).
6. Семейное право (127-195 пункты).
7. Описание ответственности за нанесение умышленных и неумышленных телесных повреждений (196-214 пункты).
8. Как правильно совершать операции со всяким движимым имуществом, сюда же включался и наем (215-282 пункта).

10) Государственно-правовая история Индии уникальна по развитию сравнительно с другими восточными странами. В сложных условиях народ Индии сумел сберечь свою самобытную культуру. Является одной из самых древних цивилизаций в мире, которая сложилась около четырех тысяч лет назад в долине Инда. Первые государства Древней Индии появились в I тыс. до н. э. по берегам Ганг. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя. С появлением железных орудий имело эпохальное значение и ускорило развитие ремесла, торговли, обмена. Расселение индоариев ускорил процесс становления института частной собственности. Население делилось на две основные групп благородные и свободные (арьев) и рабов (даса). Невольники были из пленных или неоплатных должников, попавшиеся в долговую кабалу, в полную зависимость от кредитора. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной. С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою силу и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи.
Наибольший интерес представляет организация власти крупного государственного объединения IV-III в. до н. э. – империи Маурьев. Ее основателем является Чандрагупта. Он известен тем, что мог дать отпор войскам Александра Македонского и силой подчинил многие мелкие государства.
Его помощник Каутилья- приписывают авторство трактата - Артхашастры. В нем содержатся суждения о внешней и внутренней политике, финансах, администрации, о судебной деятельности и наказаниях. После смерти сына власть взял в свои руки его внук Ашока. Правление Ашоки считается периодом расцвета древнеиндийской монархии. Империя Маурьев в правлении царя Ашоки находилась высшая власть: военная, судебная, финансовая, а также назначал и смещал чиновников, освобождал и снижал цену подати с городов и сел. Структура общества была сложной, так как существовало кастовое разделение.

11) Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга. ЗМ принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества. В ЗМ прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
Артхашаста - наставления царю для правильного управления страной. Это наиболее полный свод прикладных знаний о политике, это энциклопедия индийского политического искусства. Трактат содержит положения брахманизма о кастовых предписаниях, о необходимости обеспечения закона дхармы суровыми наказаниями, о превосходстве жречества над другими сословиями, его монополии на отправление религиозного культа. В полном соответствии с постулатами брахманизма проводятся идеи господства наследственной знати и подчинения светских правителей жрецам. Царь должен следовать дворцовому жрецу. Однако авторы трактата главную роль в законодательной отводили деятельности государю и рекомендовали царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Основное внимание создатели трактата уделяют не религиозному обоснованию царской власти, а практическим рекомендациям по управлению государством.
В Древней Индии в ведический период (вторая половина II тысячелетия до н. Э - середина I тысячелетия до н. Э) формируется система вари - особых сословных групп. В Законах Ману упоминаются четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины, правители), вайшьев (земледельцы, ремесленники) и шудры (слуги). Кроме того, в законах есть сведения о неприкасаемых, которые фактически составляли самую низкую, пятую варну. Вероятно, она пополнялась потомками от " неправильных" браков, изгнанными из своей варны. По Законам Ману " неприкасаемым" наказувалася труд могильщиков, палачей. Они жили вне поселками, любое общение с ними запрещалось. Три высокие варны (брахманы, кшатрии, вайшья) по своему происхождению были связаны с завоевателями индоариями - учредителями государства. Они именовались дважды рожденными. Второе рождение - обряд инициации (посвящения), связанный с началом изучения священных книг, составлял привилегии этих варн. Обряд посвящения брахмана осуществлялся в 8-летнем возрасте, для кшатрия - в 11 лет, для вайшьев-в 12 лет. Изучение Вед без такого посвящения рассматривался как кража. Шудры - " рожденные один раз" - устранялись от участия в жертвоприношениях и ритуалах. По каждой варной закреплялось наследственное круг занятий. Брахманам и кшатрия м запрещалось заниматься ремеслом, торговлей и земледелием. Брахманам нужно было изучать Веды, совершать жертвоприношение, раздавать и получать милостыню. Кшатрий - военная аристократия - должны были здийснюванни управленческие функции. Для вайшьев предусматривались торговля, ростовщичество, земледелие. Шудры обязаны были со смирением служить высшим варнам. Поведение варн было жестко регламентировано, между ними были проведены четкие религиозно-правовые границы. Мужчина, родившийся в определенной варне, принадлежал к ней всегда, как и его жена и потомки. Рождение в определенной варне зависело от кармы - результата поведения в прошлых существовании. Считалось, что в процессе многочисленных перерождений человек может ухудшить или улучшить карму.

12) Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники. Во главе складывающегося государства стоял наследственный Ван (император), которому воздавались почести, как " сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках " тремя старцами". Каждый из " старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей). Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование. Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью. Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ.
Существовало три вида натуральных податей:
а) поземельная подать - каждый взрослый человек, т. е. способный носить оружие, платил один мешок зерна;
б) натуральная повинность - кажд. взрослый обязан был отработать в пользу царя 20 дней в году;
в) всевозможные приношения (девять видов) жертвенных животных, вина, тканей, утвари и т. д.

13) Право Древнего Китая (10 – в. до н. э). ознаменовано разработкой Уложения о наказаниях Му – ваном. Оно представляло собой запись отдел. Судеб. решений и закрепляло нормы обычного права. Впоследствии большое влияние на развитие права оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуций предпочитал нормы морали. Легисты – распространяли правовые нормы. Легизм враждебно настроен к людям. Они счит., что люди глупые сущ-ва, кот-х нужно подчинять порядку. Под порядком легисты понимают – полное безволие людей, их преданность власти. Право знало понятия владения и распоряжения. Земля – госуд-ная собственность. но владела ей община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. В начало правления династии Чжоу, дейстаовала система «колоддезных полей», - 9 надело земли. 8- в частном пользовании крестьян, с 9-ого, урожай, собранный всей общиной, отдавался царю. Позднее положение крестьян ухудшилось – введен денежный налог с каждой семьи. Объектом права явл-сь рабы. Известны виды договоров: мены, купли – продажи, дарения, займа, личного найма. Семейное право – патриархальное. Абсолютная власть отца, мужа. Женщина личного имущ-ва не имела, ее права в наследовании ограничены. Брак закл. Родители. Распространено многоженство. Выделялись следующ. Виды преступлений; госуд – ные (мятеж, заговор), религиозные(шаманство, выбрасывание золы на улицу). Противличночти(убийство, нанесениетелесн. повреждений), против собственности(кража грабеж убой чужого скота), воинские(неявка на место сбора, не проявление мужества воином), отказ от уплаты, пьянство. Му – ван выделял 5 основн. наказаний: Мосин (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 разл. Провинностей Исинза 1000 разл провинностей Фейсин(отрезание ног) за 500 разл. Провинност. Чужин (кастрация для мужчин и превращение в рабынь – затворниц женщин), За 300 провинностей. Данисин(отрубание головы) –за 200 пров. Такие наказания множили число инвалидов, но судя по всему, преступность не исчезла. От наказания можно было откупиться: За клеймо – 100 хуаней(=2кг меди), за носи ногу- 200 хуаней, за оскорбление – 600, за смертную казнь – 1000. За укрывательство виновного рубили пополам., действовало правило круговой поруки. Суд не отделен от администрации, верховный судья – император. На местах – представители местн. администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, начальники тюрем и палачи.

14) Образование Афинскогодревнего гос – ва связано с греческим героем Тезеем. Руководящий орган – Совет, руководящий всем гос-вом. Произошло объединение трех племен, сцентрализацией в Афинах. Родовая знать – эвпатриды, большая часть населения- геоморы(земледелтцы), и демиурги(ремесленники), далее из епатридов – архонты( сначала заним-щие свою должность пожизненно, далее сроком – 10лет) С 7-го в. до н. э. Избираются – 9 архонтов, сроком на 1год. они выполняют: военные, жреческие, судебные функции, далее осущест-ют руководство всей страной. Высший гос – ный совет – ареопаг, заменил совет старейшин. Ареопаг стал хранителем традимий, высшим судебным и контролирующим органом. Все эти нововведения, ознаменовали создание Афинского гос-ва., в котором происходят радикальные преобразования, основные из них, связаны с реформами Солона и Клисфена.

15) Государство в Спарте. Возникла в 9 в до н. э. Установление общественного и гос-го строя связ. С именем – Ликурга. В обстоят-вах острой борьбы появляется законодальство. Гос –ный строй Спарты- военная организация. Полноправные граждане лишь жители Спарты – спартиаты. Они обеспечены земельн. Наделами, сначала одинаковыми по размеру, потом стало намечаться имущественное неравенство. Но спартиаты именовались «равными». Другая социальн. группа – Периэкли – лично свободные граждане, не имеющие полит. прав, мо имеющие право приобретать собственность и нести воинскую повинность. Значит. Социальн. слой – Илоты(побежденные народности, превращенные в рабов), Земли нет, работают на участке у спартиата, несут воинскую службу. Спартиаты их жестоко терроризировали. Спарта – пример рабовладельч. Аристократии Функции народного собрания: 1. избрание должностных лиц 2. принятие решения в случае спора о наследии 3. вопросы войны и мира, заключения союза с др. гос-вами. Народное собрание не решало вопросы: 1. финансовые 2. деятельность магистратов 3. судебные дела На народн. собрание оказ. влияние спартанская олигархия. Сохранился совет старейшин(герусия), состоящий из 28 виднейших представителей спартиаты. Герусия –руководит военными, финансовыми и судебными делами. Во главе гос-ва –два царя(военные вожди), - они же верховные жрецы, осуществляющие судебную власть. Эфоры – выборные лица, осуществляющие руководство народн. собранием и герусией, решающие вопросы: внешнего сношения, внутреннего управления страной, гражданск. юрисдикции. Эфоры сост. коллегию из 5 человек. Особенности развития государственности в Спарте –режим военной демократии обусл. Застой политической и экономической жизни страны. В середине 2-ого века до н. э. Спарта, как и др. греческие гос –ва попадает под влияние Рима.

16) Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права, и уже с конца VII в. до н. э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль.
В Имущественных отношениях афинское право не знает четкого различия между вещами. Однако правовой статус недвижимости имел свои особенности. Было известно также деление имущества на движимое и недвижимое. К первому относились земля, рабы, скот. Ко второму деньги, драгоценности. Среди имущественных прав были владение и собственность. Частная собственность считалась производной от государственной.
Обязател. отношения возникали либо из устного - деликта, либо из письменного договора. Основанием договора служило всякое соглашение любого содержания. В качестве средств обеспечения договорных обязательств являются задаток, залог и поручительство. Виды договоров: купли-продажи, найма, ссуды, подряда, займа, хранения вещей, товарищества, поручения, комиссионный договор. Обязательства из деликтов возникают в случае причинения имуществу любого вреда.
Вступление в брак в Афинах считалось обязательным, но безбрачие не влекло наказаний. Брак представлял собой договор, заключаемый с главой семьи. Развод для мужчин был свободным, для женщины это было сложно. Женщина занимала в семье подчиненное положение. Наследование осуществлялось по закону и по завещанию. Наследники - сыновья, дочери лишь при отсутствии сыновей. Внебрачные- не наследники. При отсутствии прямых наследников наследовали боковые родственники. Не могли завещать несовершеннолетние, женщины, приемный сын.
Афинскому уголовному праву были известны многие виды преступлений: государственные, против семьи, против личности, против собственности. Различались умышленные и неосторожные преступления, известно самооборона, проводилось различие между подстрекателем и исполнителем преступления. С наибольшей суровостью карались измена, обман народа, оскорбление богов, кража храмового имущества. Серьезными прегрешениями считались также клевета, плохое обращение детей с престарелыми родителями, похищение девушки. Вора-рецидивиста обращали в рабство.
Среди наказаний следует отметить смертную казнь, продажу в рабство, штраф, конфискацию, бесчестье (лишение всех прав). В тюрьму сажали за неоплату долгов или же для предупредительного задержания – чтобы задержанный не сбежал во время расследования. Наказание для рабов и свободных было различным. В Афинах практиковалось осуждение за измену и обман народа характеристикой «враг Афин». Такого человека любой мог при встрече убить, имущество его конфисковывалось. Судебный процесс в Афинах начинался после получения должностным лицом жалобы, которую могли подать только полноправные афинские граждане. Жалобу за женщину и несовершеннолетнего приносил глава семьи, за метека – его простат (покровитель), за раба господин. Затем должностное лицо проводило предварительное расследование. По окончании расследования происходило судебное заседание, на котором решение принималось тайным голосованием. Судебные решения и приговоры могли быть обжалованы в гелиэе. Решениея гелиэи были безапелляционными.

17) Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества. Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с римской общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами.
Реформы Сервия Туллия положили в основу общественной организации Рима имущественный и территориальный принципы:
В основе деления по имущественному признаку - размер земельного надела, которым владел человек. Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, а безземельные - пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались центурии - сотни. Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные комиции), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Деление свободного населения по территориальному признаку заключалось в образовании 4 городских и 17 сельских территориальных округов - трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.
Реформы Сервия Туллия, таким образом, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях.

18) Историю Римской республики можно поделить на три этапа
Первый этап(509-264)от свержения царей до подчинения Риму всего Апенинского полуострова.
Второй этап(264-146)от первой пунической войны до завоевания Карфагена и Греции.
Третий этап(146-46)от расцвета республики до ее кризиса и образования империи.
Уже в 5 в до н э Рим начинает проводить свою агрессивную политику на Апеннинском полуострове. Являясь передовым по форме праления, Рим пытался диктовать свои условия различным слабым эллинистическим государствам, при этом нередко заявляя о защите прав местного населения или же под предлогом освобождения каково-нибудь народа от власти тирана. При этом часто освободив эти страны, римляне навечно их оккупировали.
Государственные должности республики
Консул-высшая государственная должность, избиралось сразу двое. По закону 180 года консулом мог стать мужчина достигший 43 лет. Диктатор-назначался консулами, по предложению сената, обычно в критическое для республики время. Поздние диктаторы Сулла, Цезарь фактически представляли из себя монархов. Претор-глава судебной власти республики, избиралось шесть преторов сроком на год, в позднейшие времена их стало больше. По закону 180 года, претором мог быть избран мужчина достигший 40 лет. Трибун народный-должносное лицо защищавшие права плебеев от посягательств патрициев, избирался с490 года. Квестор-должносное лицо заведовавшие финансами. Изначально назначался консулами, с 447 года избирался народом. Во времена республики количество квесторов увеличилось с двух до двадцати. По закону 180 года квестором мог быть избран мужчина достиший 30 лет. Эдил-должносное лицо следившие за санитарным состоянием Рима, первоначально помошник народного трибуна.

20) Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия.
осударственный строй периода принципата иногда называют республиканской монархией либо республиканской империей, и для этого имеются достаточные основания. Первые принцепсы сделали свои полномочия пожизненными и стремились к совмещению нескольких высших магистратур одновременно. Принцепс становился одновременно консулом, цензором, народным трибуном и первосвященником (главным жрецом — понтификом). Власть его в области управления государством-империей соперничает с аналогичными полномочиями сената. Последний в период империи узурпирует некоторые властные полномочия народного собрания — по принятию закона и по одобрению в должности высших магистратов. В этом соперничестве принцепс стремился к единоначалию, а сенат — к коллективному контролю и влиянию, в итоге побеждала вторая ориентация.

21) Вплоть до середины III в. до н. э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом, нашедшим свое отражение и в Законах XII таблиц. Квиритское право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства — общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством. Совокупность правомочий, которые цивильное право предоставляло римскому гражданину, открывало перед ним возможность участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества, в том числе на выделение земельного участка из государственного фонда. Борьба плебеев с патрициями за равноправие, красной нитью проходящая через всю историю ранней республики, завершилась в конечном счете их приобщением ко всем привилегиям, предусмотренным в цивильном праве.
Квиритское право отражало сравнительно примитивные отношения раннеклассового общества. Оно долгое время было связано с деятельностью жрецов-понтификов. И даже с постепенным усилением в нем светского начала оно многое сохранило от религиозной торжественности и ритуальности. Вместе с тем оно отличалось строгостью, суровостью, подчеркнутой точностью. Особенно четко в архаическом римском праве регулировались уже имущественные отношения и в первую очередь — право частной собственности, которое рассматривалось как полное господство собственника над своей вещью. Однако гражданская община долгое время сохраняла право верховного контроля за распоряжением землей и другим хозяйственно важным имуществом, которое имело семейный характер. Большое значение в квиритском праве имело строжайшее соблюдение торжественных судебных обрядов, в силу чего форма в этот период превалировала над его содержанием, а судебный процесс — над материальным правом. Формализм был одним из условий поддержания в раннеклассовом обществе устойчивого правопорядка, способствовавшего сохранению и воспроизводству патриархального уклада жизни. Но объективно он тормозил развитие не только частнособственнических отношений, но и демократических форм общественной и политической жизни. К III веку до Н. э. консервативное по своей социальной роли цивильное право стало превращаться в определенное препятствие на пути роста торгового оборота и пришло в противоречие с потребностями быстро развивающейся рабовладельческой системы.

22) В классический период значение источников права приобретают эдикты, издаваемые преторами при вступлении в должность. После утверждения империи основными источниками права становятся акты императора и постановления сената. В период принципата на развитие римского права оказала мощное влияние деятельность юристов (Папиана, Павла, Модестина, Гая и др. ). В постклассический период на- чинается кодификация правового материала (император Юстиниан). В римской правовой науке было разработано деление права на публичное и частное. Первое относится к государственным делам, а второе затрагивает интересы отдельных граждан. Частное право состояло из 3 частей: ≪ Лица≫, ≪ Вещи≫, ≪ Иски≫. Правовое положение некоторых категорийнаселения. Все население делилось на свободных и рабов. Среди свободных различались римские граждане илица, не обладающие римским гражданством. Только римские граждане обладали совокупностью прав участвовать в народном собрании, занимать государственные должности, служить в армии, заключать брак по римскому праву, выступать в качестве собственника имущества, участвовать в договорных отношениях и обращаться в суд за защитой. Однако существенно ограничивалась правоспособность вольноотпущенников. Не обладал римским гражданством латины и перегрины (иностранцы). Раб считался имуществом хозяина, который имел над ним право жизни и смерти. Одной из мягких форм эксплуатации рабов служило выделение рабу пекулия - обособленного имущества господина.

24) Создание свода законов стало возможным благодаря чрезвычайно благоприятным условиям: в Восточной Римской империи процветала промышленность и торговля, наука римского частного права вновь достигла высокого уровня, а честолюбивый император Юстиниан стремился возродить Римскую империю в полном блеске и раз и навсегда установить прочный правопорядок. В области права он располагал прекрасными сотрудниками с Трибонианом во главе.
Юстиниан стремился сохранить для будущего все богатство классического права, но в то же время модернизировать его и приспособить для использования в Восточной Римской империи. Юстиниан поручил эту задачу Трибониану, доверив ему как председателю комиссии компиляторов самому определить ее состав. Ее членами стали профессоры и адвокаты при суде. Комиссия работала чрезвычайно быстро, закончила свою работу за три года. адачей комиссии было отобрать из классического наследия то, что еще сохранило силу и могло быть использовано в качестве основы. Комиссия проделала огромную работу, исследовала две тысячи книг, три миллиона строк. В результате был создан монументальный труд в пятидесяти книгах — Дигесты. Юстиниан узаконил этот труд, ввел его в действие с 30 декабря 533 г. и строго запретил любые комментарии к нему, имеющие полемический или критический характер. Свод законов Юстиниана содержал все то, что компиляторы сочли наиболее важным из произведений классических юристов, а также ценные приобретения постклассического права и юстиниановой реформы. В принципе, компиляторы стремились продолжить римские традиции, но преследовали практические цели. Юстинианов свод законов должен был надежно служить тогдашнему и будущему обществу. Поэтому они без колебаний отбрасывали все изжившее себя, упрощали чрезмерно сложные установления и вводили необходимые новшества.

25) В 726 году (по некоторым данным — в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога (" избранные законы" ), явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права. В Эклоге в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали. Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формально согласия самих обручающихся, а фактически в связи с их малолетством — родителей. Брачный возраст был установлен в 15 лет для мужчин и 13 — для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина, согласно христианкой морали, занимала подчиненное место в семье.
В ряде своих списков Эклога дополнялась Земледельческим. Морским и Военным законами. Наибольшее значение из них имел Земледельческий закон, который по своему содержанию напоминал западноевропейские " варварские правды". Он восполнял существенный пробел Эклоги: регулировал отношения, складывавшиеся в сельских общинах, которые к VIII в. стали играть важную роль в жизни византийского общества. Земледельческий закон представлял собой частную компиляцию, но затем получил официальное признание, возможно, одновременно с Эклогой. Ранняя редакция Земледельческого закона насчитывала 85 статей и, как это свойственно памятникам обычного права, не имела четко выраженной внутренней структуры. Земледельческий закон действовал в Византийской империи на протяжении всей ее истории, но более поздние редакции, относящиеся, вчастности, к XIV в., насчитывали уже 103 статьи, сгруппированные в 10 титулов.
Из других приложений к Эклоге наибольшее значение имел Морской закон. Он представляло собой записи морских правовых обычаев. В Европе он стал известен как Родосский морской закон, которым многие европейские страны пользовались с VII в. вплоть до XV в. Он содержал правила, относящиеся к судовождению, перевозке грузов и пассажиров, фрахтованию судов, выбрасыванию грузов в случае опасности на море, дележу прибылей и убытков между судовладельцем и собственником груза и т. п. Военный закон регулировал наказания для состоявших на военной службе лиц.

28) Средневековое государство представляет собой организацию класса феодалов, созданную в интересах эксплуатации крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат разложения родоплеменного строя и появления классового общества, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен). В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина. Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального общества. Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии. Виды монархии: а. Раннефеодальная монархия (V-IХ вв. ) - характерна для периода становления феодального общества, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства. б. Вассально- сениориальная монархия (Х-ХIII вв. ) - в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей. в. Сословно-представительная монархия(ХIV-ХV вв. ) - для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти. Начало функционирования представительных органов Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т. д. г. Абсолютная монархия(ХVI-ХVII вв. ) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках короля; созданием бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной.

29)Феодальное право стран Западной Европы возникло в результате гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Его определяющими чертами были:
-условность прав собственности на землю (крепостничество);
-наличие юридически неравных и социально изолированных друг от друга сословий (духовенство, дворянство, горожане, крестьяне).
Право прямо закрепляло социальное неравенство людей, ставило их в зависимость друг от друга. Так, во французских кутюмах Бовези (ок. 1282 г. ) об этом говорилось так: «Следует знать, что людям нашего века известны три состояния: знатное, состояние свободных по происхождению людей, рожденных свободной матерью, и крепостные… Между правами дворян и других свободных людей имеется большая разница, так как дворянами называют тех, кто по прямой линии происходят от королей, герцогов, графов и рыцарей…». Расширяя привилегии для одних слоев общества, право вытесняло другие за пределы права вообще, в полное бесправие. Феодальное право было правом-привилегией, правом силы («кулачным правом»).
Также для права феодального государства был характерен так называемый партикуляризм — состояние, выражающееся в отсутствии единого права на всей территории государства и господстве правовых систем, основанных на местных обычаях, иммунных и цеховых правах, сеньориальном и каноническом законодательстве и юстиции.

30) Формирование государства Франков. В 486 г. салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг. ) была завоевана часть Галлии, что и послужило отправной точкой в образовании Франкского государства. К 510 г. королевство Хлодвига простирается от среднего течения Рейна до Пиренеев. На этой территории он диктует законы, взимает налоги с местного населения и др. Быстрому образованию франкского государства в виде раннефеодальной монархии способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества. Поскольку франкское государство вступило в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения, в нем ещё оставались элементы старой общинной организации и племенной демократии. Для общества были характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества. В ранней истории франкского государства обычно выделяют два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии: = с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов; = с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

31) Салическая правда не содержит систематического из­ложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни франкского общества. Она отличается фрагментарностью и казуистичностью. В Прологе излагается легенда о создании Салического закона четырьмя избранными «мужами», знатоками обычного права германцев, обсудивших на трех заседаниях все поводы к тяжбам и вынесших о каждом отдельное решение. Здесь же указывались цели записи франкских законов — «сохранение внутреннего мира» и закрепление власти над окружающими народами «авторитетом закона». В отличие от Пролога, напоминающего полусказочное народное предание, различные версии Эпилога имели официальное происхождение. Они составлялись в королевской канцелярии и повествуют об отдельных этапах формирования всего Салического закона путем добавления тех или иных титулов различными королями франков. Другая особенность Салической правды в том, что они не находилась под заметным влиянием христианской церкви. Христианство, принятое Хлодвигом в целях укрепления своей власти, носило поверхностный характер, охватывало только ближайшее окружение короля. Салическая правда свидетельствует и о значительной роли язычества в повседневной жизни франкского об­щества, Так, среди франков сохранялись обычаи жерт­воприношения животных. Салическая правда сохранила свидетельства, отражающие постепенный процесс укрепления королевской власти. Большинство положений Салической правды посвящено охране движимого имущества, и прежде всего скота, благодаря чему Салическую правду часто называют «сви­ным кодексом», что, в частности, указывает на преиму­щественно аграрный характер традиционного франкс­кого общества.

32)Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во Франкской империи, раздел которой был зафиксирован в 843 году Верденским договором, заключенным между внуками Карла Великого. По этому договору Карлу Лысому, ставшему первым французским королем, достались земли к западу от Рейна. Однако Франция (само это название утвердилось в Х в. ) была единым королевством лишь чисто номинально, так как ее территориальный распад продолжался. К XI в. она представляла собой конгломерат многочисленных сеньорий разных размеров с весьма различным в этническом отношении составом населения (кельты, баски, нормандцы и др. ). К этому времени во Франции в результате территориальной раздробленности государственная власть была буквально расщеплена между королем и множеством других феодалов равного ему или более низкого ранга.

На последующих этапах развития средневекового общества во Франции классовая и внутриклассовая борьба, а также политические формы, в которых она протекала, приобретали наиболее яркие и типичные черты. Французский феодализм в целом дает нам классические образцы того, как глубинные изменения в экономической и политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную смену форм организации государства. Соответственно и история средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды: 1) сеньориальная монархия (IX—XIII вв. ); 2) сословно-представительная монархия (XIV—XV вв. ); 3) абсолютная монархия (XVI—XVIII вв. ).
Сеньориальная монархия

форма правления феодал. государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, при к-рой

полит-кая власть была
разделена между монархом и феодалами различного
уровня, связанными с юзеренно-вассальными отношениями.

33)Сословно-представительная монархия.
В конце ХIII-начале ХIVв. король Филипп IV Красивый добился значительных успехов в централизации страны. К началу ХIVв. королевская власть распространялась на 3/4 территории страны. Особое внимание он уделял усилению казны: ввел общеобязательные налоги на торговые операции, обложил евреев крупными поборами, за деньги освобождал дворян от службы, у городов брал взаймы деньги. Возрастание королевской власти привело к столкновению с римским папой. В этой ситуации Филипп IV решил обратиться за поддержкой к сословиям: духовенству, дворянству, горожанам. Это привело к созыву Генеральных штатов (такое название они получили в середине ХIVв. ), которые впервые собрались в 1302 г. Сословия поддержали короля в споре с римским папой. С этого года Франция считается сословно-представительной монархией.
Генеральные штаты состояли из трех сословных курий, и при голосовании каждая имела один голос. Штаты постоянной компетенции не имели, созываясь по мере надобности королевской власти, в основном для введения новых налогов. Роль Штатов возросла во время столетней войны с Англией. В чрезвычайных ситуациях Штаты добились от короля издания Великого мартовского ордонанса 1357 г. По нему Штаты должны были собираться два раза в год без разрешения короля. Они получили исключительное право на введение новых налогов и контроля над их расходованием. Давали согласие на объявление войны и заключение мира. Контролировали назначение советников короля. Однако на следующий год король отменил ордонанс.

После войны роль Генеральных штатов падает, их созывают все реже и реже. Последний раз они были собраны в 1614 г.

34) Абсолютизм во Франции сделал большие успехи при короле Франциске I(1515-1547 г. ), власть которого распространилась на всю территорию страны. Рассмотрение важнейших дел сосредоточилось в королевском совете. Генеральные штаты не созывались. Во второй половине ХVIв. начинаются гражданские войны между католиками и французскими кальвинистами – гугенотами («союзники»). Большую роль в становлении и развитии абсолютизма сыграли реформы Ришелье (1585-1642 г. ), в 1624 г. ставшего первым министром. Он уничтожил гугенотскую республику (1629 г. ) и покончил с феодальным сепаратизмом. В состав королевского совета вошли одни чиновники. Не изменяя прежнего территориального деления, он начинает вводить новое – на 34 округа во главе синтендантами, полицейскими, судебными и финансовыми функциями.
Наивысшего господства абсолютизм достигает при Людовике ХIV (1638-1715 г. ), в личности которого сосредоточились все полномочия государственной власти и утверждается система бюрократической централизации. Местное управлениехарактеризовалось постепенным переходом функций бальи и сенешалов к новой администрации. Судебная власть перешла к их заместителям –лейтенантам, военная –к генерал-губернаторам, финансовая – к «выборным». При Ришелье в провинциях власть перешла к «интендантамюстиции, полиции и финансов». Низшей территориальной единицей являлся сельский сходный во главе с выборным старостой –синдиком. При абсолютизме духовенство продолжало занимать привилегированное положение. Дворянство сохранило большинство своих привилегий: преимущественное занятие высших государственных и духовных должностей; право юстиции и полиции в своих владениях; освобождение от налогов и т. п. Однако дворяне потеряли право суда равных. Личная зависимость крестьян почти совсем исчезает. Положение оставшихся сервов улучшается.

35) Право Франции. Как территориально Франция делилась на север и юг, так она подразделялась и по праву. «Варварские» правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Решающая роль перешла к местному обычному праву – кутюмам, действия которых распространялось на все сословия. Север считался «страной неписаного права», а юг – «страной писаного права», т. к. кроме кутюмов в южных городах, основанных Римом, продолжало действовать римское муниципальное право. Феодальное право Франции характеризуется необычной пестротой, т. к. число кутюмов исчислялось сотнями. Они жили в устной традиции, потому многочисленные и разнообразные кутюмы нуждались в специальном судебном доказательстве, которое производилось опросом знающих людей («дознание у толпы»). «Толпа» состояла из десяти, а потом из двадцати свидетелей. С усилением королевской власти возрастает роль ордонансов – королевских указов, имеющих силу государственных законов. В период абсолютизма королевские ордонансы оказали заметное влияние на гражданское право, в особенности в области торгового права. Наряду с ними продолжали существовать и распоряжения крупных сеньоров –ассизы.
Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев - Кутюмы Бовези (около 1283 года), автором которых был королевский бальи Филипп де Бомануар. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), Филипп де Бомануар дал в своем сочинении более широкий обзор обычного права со ссылками на кутюмы других судебных округов и с добавлением ряда положений канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал большое количество кутюмов по различным вопросам права:
- организация суда и процесс;
- правовой статус разных категорий лиц;
-юридический режим земельных владений и т. д.

36) Германия как самостоятельное феодальное государство образовалась на землях восточных франков после распада Франкской империи. Ее территория включала пять основных племенных герцогств - Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию и отвоеванную у Франции Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию, города Северной Италии. Богемию, Австрию и др.
После короткого периода относительного единства в X-XII вв. в Германии начался закономерный процесс феодальной раздробленности. Германские императоры унаследовали не только титул " короля франков", но и короновались в Риме как " императоры римлян", получая корону из рук папы и претендуя тем самым на духовное и светское лидерство в христианском мире. Поскольку основной тенденцией развития Германии оставалась тенденция к децентрализации, периодизация развития феодального государства Германии представляет известную сложность. то же касается Германского феодального государства в целом (т. е. империи), то его историю можно условно разделить на два больших этапа:
1. Становление и развитие относительно централизованного раннефеодального государства в Германии в рамках империи (X- XII вв. ).
2. Территориальная раздробленность в Германии (XIII - начало XIX в. ) и развитие автономных германских княжеств - государств.
После образования самостоятельных княжеств и юридического оформления олигархии крупнейших князей-курфюрстов (XIII- XIV вв. ) Германия вплоть до XIX в. не представляла собой единого государства и сохраняла форму сеньориальной монархии с отдельными элементами сословно-представительной монархии.

37) Изучение права средневековой Германии невозможно без чета тех сложных государственно-политических процессов, которые происходили здесь в XII—XIIIвв. В этот пе­риод по существу закладывались основы ее последующего политического и правового развития. К началуXIIIв. в Германии прочно возобладала тенденция к децентрализации, ослаблению власти германского императора. В пра­вовой сфере это привело к закреплению правовой раз­дробленности. Основная масса право­вых отношений регулировалась нормами обычного права отдельных германских государств. На общеимперском уровне действовали лишь немногочисленные «статуты мира». Некоторые из них оказали влияние на содержание Саксонского зерцала. Анализ Саксонского зерцала следует начать с его структуры. Первая книга памятника содержит положения земского права, вторая посвящена вопросам действую­щего в Германии ленного права. Необходимо дать четкое определение этих понятий. В литературе часто встречается определение земского права по Саксонскому зерцалу как права свободного, но неблагородного сословия, что, однако, неверно. Земским правом в Гер­мании называлось местное право отдельного германского, которое распространялось на всех его жителей. Большинство пра­воотношений благородного сословия, и, прежде всего отношения, связанные с передачей и ис­пользованием феода (лена), регулировались нормами лен­ного права. Тем не менее, многие положения земского права распространялись и на них. Чрезвычайно важным для понимания специфики ис­точников и институтов средневекового права является по­нятие феода, или лена. Связанные с ним правоотношения регулировались нормами ленного права.

38) Каролина.

Наиболее известным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права и процесса средневековья, является общегерманское уголовное уложение 1532г. - так называемая Каролина. Такое наименование это уложение получило потому, что было издано в правление германского императора Карла V. Ввиду партикуляристских стремлений отдельных земель, восстававших против издания общеимперского законодательства, в предисловии к Каролине было сказано: " Однако мы хотим при этом милостиво упомянуть, что старые, установившиеся законные и добрые обычаи курфюрстов, князей и сословий ни в чем не должны потерпеть умаления". Таким образом, за каждой землей было сохранено ее особое уголовное право, Каролина предназначалась лишь для восполнения пробелов в местных законах.

 

Основное содержание Каролины составляют правила уголовного судопроизводства. Уголовное право по объему стоит на втором месте (ему посвящено более ста статей). Изложены нормы права в достаточной мере ясно и понятно. В отличие от позднейших кодексов Каролина не имеет систематического деления на части или главы. Но некоторые группы статей объединены по сходству содержания особыми подзаголовками.
В основу наказаний, предусмотренных Каролиной, положен принцип устрашения, что в значительной мере является реакцией на события Крестьянской войны 1524-1525 гг. Каролина предусматривает довольно многочисленный круг преступлений.

 

 

Общее право

Право справедливости

          Роль морального аспекта

Главенствует нормативный аспект Решение может быть законным, но несправедливым

Отводится большая роль

Решение суда должно быть не только законным, но и справедливым

Возможность судебной защиты от обмана

Главное доказательство – письменная форма

Не предусматривает получение свидетельских показаний (есть письменные доказательства)

Достаточно свидетельство 1-ой стороны

Предусматривает свидетельские показания Берет во внимание поведение 2-х сторон
     

40) Характеристика особенностей правовой системы Англии :
1. Английское право действует только на территории Англии и в Уэльсе.
2) Преемственность права.
3) Прецедент (общее право и право справедливости) – основной источник права.
4) Принцип верховенства права – это фундаментальный конституционный принцип. Все равны перед правом, а закон не является правом.
5) Корпус судей. Английские судьи независимы от Парламента и правительства. Судьи обладают неприкосновенностью и иммунитетом от ответственности, если действуют не превышая полномочий.
6) Внутренняя противоречивость системы права, которая в целом плохо поддается систематизации.
7) Отсутствие кодификации.
8) Особенностью английского права является также и то, что его система не признает деления на частное и публичное право. Отсутствует дуализм частного права.
9) Состязательная судебная процедура.

 

41) Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией. Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти. Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых. Она освящала феодальную эксплуатацию, проповедуя, что социальное неравенство «установлено богом». Тем самым церковь тормозила общественное развитие.

42) Государства Востока.   Если говорить о средневековом Китае, то низший хронологический рубеж (V–VII вв. ) здесь можно выделить достаточно четко. Именно в это время здесь окончательно утверждается специфическая " азиатская" социально-экономическая и социально-политическая структура с традиционными формами земельной собственности и эксплуатации крестьян, укрепляется централизованное государство в форме империи (формирование китайской конфуцианской империи Хань относится к III в., но период расцвета империи после временного ее кризиса и раскола наступает в VI в. ), складывается нормативная основа традиционного права (имеется в виду прежде всего создание династийного кодекса империи Тан (VII в), оказавшего значительное влияние на развитие права всего дальневосточного региона). Китай как центр конфуцианско-буддийской цивилизации втягивает в сферы своего культурного воздействия раннеклассовое общество и государство Японии. Труднее выделить нижние хронологические границы средневековой Индии. Если условно брать те же V–VII вв., то их можно, во-первых, связать с определенной перестройкой традиционной варново-кастовой системы, происходившей вместе с перераспределением земли, углублением процессов разделения труда, во-вторых, с формированием обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, благодаря расширенному влиянию культуры Индии на многие регионы, прежде всего юго-восточной Азии и пр.
Выделяя наиболее общие черты сходства социально-экономической эволюции средневековых стран Востока (таких, как Индия, Китай, Арабский халифат, Япония), следует отметить, что ни одна из этих стран не достигла в эпоху средневековья европейского уровня позднего феодализма, когда в его недрах начинают развиваться капиталистические отношения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.