|
||||||||||||||||||||
Право справедливости
1) История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко-правовыми, поскольку они имеют прямое отношение и к науке истории, и к науке о государстве и праве. По своему характеру история государства и права зарубежных стран является правовой (юридической) наукой, поэтому она входит в число основных учебных курсов, которые представляют собой неотъемлемую часть и необходимый элемент высшего юридического образования. В отличие от общей истории историко-правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений. 2) История человечества складывается из двух основных пластов: первобытного общества и цивилизации. Первобытный строй, явившийся исходным и закономерным этапом развития человечества, охватывает огромный отрезок времени, насчитывающий, по современным данным, свыше 2 млн. лет. Первые цивилизации (когда можно было уже говорить о существовании государства и права) появились всего несколько тысячелетий назад. 3) Понятие Восток в исторической науке используется чаще как историко-культурное, цивилизационное. Здесь впервые в истории развития чел. общества сложились те социальные и политические институты, государство, право, мировые религии, которые и породили со времени возн-ния античных государств (Др. Греции и Рима) в I тыс-тии до н. э. дихотомию Восток - Запад. 4) Характерные черты Древневосточных цивилизаций: 5) Гсударство Др Египта - одно из древнейших государств в мире. Оно сложилось к III тысячелетию до н. э. в Сев-Вост Африке. Его расположение в долине по нижнему течению реки Нила обусловило интенсивное развитие поливного земледелия, что способствовало социальному расслоению и выделению управленческой верхушки во главе с первосвященниками-жрецами уже в первой половине IV тыс. до н. э. Во второй половине IV тыс. до н. э. в Др Египте складываются первые государственные образования - номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ. Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства - Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет. К концу IV тысячелетия до н. э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет. 6) Древнейшим источником права Египта был обычай, а с развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. 7) Возникновение государства в Южном Междуречье В IV тысячелетии до н. э. возникает не менее десятка городов, которые контролировали прилежащую округу с несколькими деревнями. Города и их правители стремились улучшить свое положение. Это привело к бесчисленным военным столкновениям. В отличие от Египта Междуречье было открыто со всех сторон для проникновения сюда многочисленных переселенцев. В такой сложной обстановке возникают города-государства. Их возглавляли правители, которые одновременно были и главными жрецами. Значение «правитель» передавалось словами «большой человек». Они стремились расширить границы своих владений. В итоге таких побед увеличивалась территория государства, возрастала реальная власть правителей. 8) Ранней формой Вавилонского государства выступает город- государство. При царе Хаммурапи складывается форма правления- восточная деспотия. Во главе такого государства стоял царь, обладающий, неогран. законодательными полномочиями и являющ. главой исполн. власти. В Вавилоне царская власть не была в полной мере деспотичной, так как продолжали существовать общинные органы управления, выполнявшие административную, финансовую и судебную функции и поддерживавшие правопорядок в обществе. Существовали города, обладавшие особым статусом. Считалось, что они находятся под защитой божества. Населения таких городов было освобождено от налогов, трудовой повинности и военной службы. Сильная власть в Вавилоне принадлежала религиозным учреждениям. Храмы в государстве обладали экономической независимостью и крупными земельными владениями. Только Хаммурапи удается подчинить жрецов царской власти. Однако даже, он не являлся верховным жрецом, и его власть не считалась божественной. Царю разрешали входить в храм только во время коронации, которая проводилась ежегодно. Судебная власть находилась в руках храмовых и общинных судов. Был создан царский суд. При царе Хаммурапи царские суды появляются во всех населенных пунктах страны, Царь являлся высшей судебной инстанцией. Судебные функции выполняли органы администрации. В Вавилоне существовала постоянная армия. Воины получали вознаграждение в виде земельных наделов, которые переходили по наследству их сыновьям. Воинская служба была пожизненной, военные выполняли и полицейские функции. На особом положении находились воины, служившие в отряде колесниц(без налогов и повинностей). 9) В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Основная цель Уруингины — оставить память о себе грядущим поколениям как о радетеле " старых порядков", " старых обычаев", в чем сказалось влияние общинной идеологии. Законы Ур-Намму начинаются с пролога, содержащего сведения об исторических событиях, добрых деяниях царя, " установившего в стране справедливость, изгнавшего зло и раздоры". Далее следует изложение законодательных нововведений. По той же схеме — преамбула и изложение действующих правовых положений — построены и другие, законы. Главная цель пышных - обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти. Традиционно в законодательстве Месопотамии значительное место занимали правонарушения, причиняющие ущерб личности или имуществу человека, влекущие, за собой наказания в форме возмещения этого ущерба. 10) Государственно-правовая история Индии уникальна по развитию сравнительно с другими восточными странами. В сложных условиях народ Индии сумел сберечь свою самобытную культуру. Является одной из самых древних цивилизаций в мире, которая сложилась около четырех тысяч лет назад в долине Инда. Первые государства Древней Индии появились в I тыс. до н. э. по берегам Ганг. Столицами политических объединений уже в III тысячелетии до н. э. стали Хараппа и Мохенджо-Даро - крупные города, центры ремесленного производства и торговли. Достоверные сведения о классовой структуре и политической организации общества этого времени до нас не дошли, однако известно, что здесь происходило разложение первобытнообщинного строя. С появлением железных орудий имело эпохальное значение и ускорило развитие ремесла, торговли, обмена. Расселение индоариев ускорил процесс становления института частной собственности. Население делилось на две основные групп благородные и свободные (арьев) и рабов (даса). Невольники были из пленных или неоплатных должников, попавшиеся в долговую кабалу, в полную зависимость от кредитора. Руководство племенем осуществлял военный вождь - раджа, вначале назначавшийся собранием. С усилением общественного неравенства он постепенно возвышался над племенем, подчиняя себе органы племенного управления. Со временем должность раджи становится наследственной. С усилением власти раджи связано уменьшение роли народных собраний постепенно народные собрания, назначавшие раджу, утрачивали свою силу и становились из собрания соплеменников собранием знати, приближенных раджи. 11) Законы Ману — памятник древнеиндийской литературы, древнеиндийский сборник предписаний благочестивому индийцу в исполнении им своего общественного, религиозного и морального долга. ЗМ принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления. На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества. В ЗМ прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма. 12) Государственный строй первого древнекитайского государства с течением времени трансформировался в классическую восточную деспотию. Царь являлся сосредоточением высшей государственной власти, командующим войском, высшей судебной инстанцией, верховным жрецом, ведущим свое происхождение от бога. Высшие должности в государственном аппарате занимали родственники царя, а более мелкие - судей, писцов, сборщиков налогов и др. - профессиональные чиновники. Во главе складывающегося государства стоял наследственный Ван (император), которому воздавались почести, как " сыну неба". Ван распоряжался землей, ведал политической и экономической жизнью страны, совершал жертвоприношения, выступал как военачальник. При нем состоял совет знати. В период Чжоу на втором месте после царя стоял его ближайший помощник с весьма широкой компетенцией. Должность этого помощника становилась наследственной. Затем шли три других ближайших советника и помощника вана, именуемые в источниках " тремя старцами". Каждый из " старцев" руководил одним на трех ведомств. Этим трем верховным сановникам были подчинены шесть чиновников более низкого ранга. Им подчинялись девять губернаторов (правители областей). Что касается провинций, то в них управленческий аппарат строился по аналогии с центральным аппаратом. Существовал громадный штат чиновников, который рекрутировался из рядов знати. Для занятия должности требовалось образование. Чиновники получали доход с земли, обрабатываемой крестьянами. Размер участка определялся в соответствии с занимаемой должностью. Ведомства управления: финансовое, военное и общественных работ. 13) Право Древнего Китая (10 – в. до н. э). ознаменовано разработкой Уложения о наказаниях Му – ваном. Оно представляло собой запись отдел. Судеб. решений и закрепляло нормы обычного права. Впоследствии большое влияние на развитие права оказали конфуцианство и школа легистов. Конфуций предпочитал нормы морали. Легисты – распространяли правовые нормы. Легизм враждебно настроен к людям. Они счит., что люди глупые сущ-ва, кот-х нужно подчинять порядку. Под порядком легисты понимают – полное безволие людей, их преданность власти. Право знало понятия владения и распоряжения. Земля – госуд-ная собственность. но владела ей община. Знать получала землю вместе с покоренным населением. В начало правления династии Чжоу, дейстаовала система «колоддезных полей», - 9 надело земли. 8- в частном пользовании крестьян, с 9-ого, урожай, собранный всей общиной, отдавался царю. Позднее положение крестьян ухудшилось – введен денежный налог с каждой семьи. Объектом права явл-сь рабы. Известны виды договоров: мены, купли – продажи, дарения, займа, личного найма. Семейное право – патриархальное. Абсолютная власть отца, мужа. Женщина личного имущ-ва не имела, ее права в наследовании ограничены. Брак закл. Родители. Распространено многоженство. Выделялись следующ. Виды преступлений; госуд – ные (мятеж, заговор), религиозные(шаманство, выбрасывание золы на улицу). Противличночти(убийство, нанесениетелесн. повреждений), против собственности(кража грабеж убой чужого скота), воинские(неявка на место сбора, не проявление мужества воином), отказ от уплаты, пьянство. Му – ван выделял 5 основн. наказаний: Мосин (клеймо тушью на лице) применялось за 1000 разл. Провинностей Исинза 1000 разл провинностей Фейсин(отрезание ног) за 500 разл. Провинност. Чужин (кастрация для мужчин и превращение в рабынь – затворниц женщин), За 300 провинностей. Данисин(отрубание головы) –за 200 пров. Такие наказания множили число инвалидов, но судя по всему, преступность не исчезла. От наказания можно было откупиться: За клеймо – 100 хуаней(=2кг меди), за носи ногу- 200 хуаней, за оскорбление – 600, за смертную казнь – 1000. За укрывательство виновного рубили пополам., действовало правило круговой поруки. Суд не отделен от администрации, верховный судья – император. На местах – представители местн. администрации. Имелись чиновники, обязанные разыскивать преступников, начальники тюрем и палачи. 14) Образование Афинскогодревнего гос – ва связано с греческим героем Тезеем. Руководящий орган – Совет, руководящий всем гос-вом. Произошло объединение трех племен, сцентрализацией в Афинах. Родовая знать – эвпатриды, большая часть населения- геоморы(земледелтцы), и демиурги(ремесленники), далее из епатридов – архонты( сначала заним-щие свою должность пожизненно, далее сроком – 10лет) С 7-го в. до н. э. Избираются – 9 архонтов, сроком на 1год. они выполняют: военные, жреческие, судебные функции, далее осущест-ют руководство всей страной. Высший гос – ный совет – ареопаг, заменил совет старейшин. Ареопаг стал хранителем традимий, высшим судебным и контролирующим органом. Все эти нововведения, ознаменовали создание Афинского гос-ва., в котором происходят радикальные преобразования, основные из них, связаны с реформами Солона и Клисфена. 15) Государство в Спарте. Возникла в 9 в до н. э. Установление общественного и гос-го строя связ. С именем – Ликурга. В обстоят-вах острой борьбы появляется законодальство. Гос –ный строй Спарты- военная организация. Полноправные граждане лишь жители Спарты – спартиаты. Они обеспечены земельн. Наделами, сначала одинаковыми по размеру, потом стало намечаться имущественное неравенство. Но спартиаты именовались «равными». Другая социальн. группа – Периэкли – лично свободные граждане, не имеющие полит. прав, мо имеющие право приобретать собственность и нести воинскую повинность. Значит. Социальн. слой – Илоты(побежденные народности, превращенные в рабов), Земли нет, работают на участке у спартиата, несут воинскую службу. Спартиаты их жестоко терроризировали. Спарта – пример рабовладельч. Аристократии Функции народного собрания: 1. избрание должностных лиц 2. принятие решения в случае спора о наследии 3. вопросы войны и мира, заключения союза с др. гос-вами. Народное собрание не решало вопросы: 1. финансовые 2. деятельность магистратов 3. судебные дела На народн. собрание оказ. влияние спартанская олигархия. Сохранился совет старейшин(герусия), состоящий из 28 виднейших представителей спартиаты. Герусия –руководит военными, финансовыми и судебными делами. Во главе гос-ва –два царя(военные вожди), - они же верховные жрецы, осуществляющие судебную власть. Эфоры – выборные лица, осуществляющие руководство народн. собранием и герусией, решающие вопросы: внешнего сношения, внутреннего управления страной, гражданск. юрисдикции. Эфоры сост. коллегию из 5 человек. Особенности развития государственности в Спарте –режим военной демократии обусл. Застой политической и экономической жизни страны. В середине 2-ого века до н. э. Спарта, как и др. греческие гос –ва попадает под влияние Рима. 16) Источником права в Афинах первоначально был обычай, а в 621 г. до н. э. появилось писаное право - Законы Драконта, запись действующих норм права, и уже с конца VII в. до н. э. основным источником права становится законодательная деятельность верховных органов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важную роль. 17) Время основания города Рима, которое историческая традиция связывает с именами легендарных Ромула и Рэма и относит к 753 году до н. э., характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (подобное афинскому синойкизму) древних латин, сабин и этрусков привело к образованию в Риме общины (civitas). Члены старейших римских родов назывались патрициями. Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой имущественную дифференциацию и появление частной собственности. Возникает патриархальное рабство, источниками которого становятся преимущественно войны, а вместе с тем и зачатки классового деления общества. Благоприятные для скотоводства и земледелия климатические условия, выгодное с точки зрения обмена и торговли географическое положение и войны привлекали в Рим все возрастающее пришлое население из соседних племен, которое получило название плебса. Плебс пополнялся и за счет разорявшихся и потерявших связь с римской общиной ее бывших членов. Плебеи оставались свободными, но были ограничены в имущественных и личных правах. Они могли получать земельные наделы только из свободной части общинного земельного фонда, не имели права вступать в брак с членами общины и были лишены возможности участвовать в управлении ее делами. 18) Историю Римской республики можно поделить на три этапа 20) Установление военно-диктаторского режима, завершившее период гражданских войн, стабилизировало ситуацию в Риме, позволило преодолеть острый политический кризис. Рабовладельческий строй достигает кульминации в своем развитии. Закрепляются социальные изменения, происходившие в последние века существования республики, возникают новые классовые и социальные противоречия. 21) Вплоть до середины III в. до н. э. безраздельно господствующей правовой системой было квиритское право. Оно отличалось сакральным характером, большой степенью традиционности, связью с древнеримским правом, нашедшим свое отражение и в Законах XII таблиц. Квиритское право несло на себе следы своего происхождения в условиях небольшого земледельческого государства — общины. Оно на всех этапах применялось только к лицам, обладавшим римским гражданством. Совокупность правомочий, которые цивильное право предоставляло римскому гражданину, открывало перед ним возможность участвовать в политической жизни республики, претендовать на определенные преимущества, в том числе на выделение земельного участка из государственного фонда. Борьба плебеев с патрициями за равноправие, красной нитью проходящая через всю историю ранней республики, завершилась в конечном счете их приобщением ко всем привилегиям, предусмотренным в цивильном праве. 22) В классический период значение источников права приобретают эдикты, издаваемые преторами при вступлении в должность. После утверждения империи основными источниками права становятся акты императора и постановления сената. В период принципата на развитие римского права оказала мощное влияние деятельность юристов (Папиана, Павла, Модестина, Гая и др. ). В постклассический период на- чинается кодификация правового материала (император Юстиниан). В римской правовой науке было разработано деление права на публичное и частное. Первое относится к государственным делам, а второе затрагивает интересы отдельных граждан. Частное право состояло из 3 частей: ≪ Лица≫, ≪ Вещи≫, ≪ Иски≫. Правовое положение некоторых категорийнаселения. Все население делилось на свободных и рабов. Среди свободных различались римские граждане илица, не обладающие римским гражданством. Только римские граждане обладали совокупностью прав участвовать в народном собрании, занимать государственные должности, служить в армии, заключать брак по римскому праву, выступать в качестве собственника имущества, участвовать в договорных отношениях и обращаться в суд за защитой. Однако существенно ограничивалась правоспособность вольноотпущенников. Не обладал римским гражданством латины и перегрины (иностранцы). Раб считался имуществом хозяина, который имел над ним право жизни и смерти. Одной из мягких форм эксплуатации рабов служило выделение рабу пекулия - обособленного имущества господина. 24) Создание свода законов стало возможным благодаря чрезвычайно благоприятным условиям: в Восточной Римской империи процветала промышленность и торговля, наука римского частного права вновь достигла высокого уровня, а честолюбивый император Юстиниан стремился возродить Римскую империю в полном блеске и раз и навсегда установить прочный правопорядок. В области права он располагал прекрасными сотрудниками с Трибонианом во главе. 25) В 726 году (по некоторым данным — в 741 году) по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского была издана Эклога (" избранные законы" ), явившаяся важнейшим этапом в развитии византийского права. В Эклоге в полной мере проявилось влияние христианской религии и морали. Эклога ввела неизвестное ранее византийскому праву обручение (с 7 лет), которое требовало формально согласия самих обручающихся, а фактически в связи с их малолетством — родителей. Брачный возраст был установлен в 15 лет для мужчин и 13 — для женщин. Под воздействием христианской церкви было сокращено число законных поводов к разводу. Женщина, согласно христианкой морали, занимала подчиненное место в семье. 28) Средневековое государство представляет собой организацию класса феодалов, созданную в интересах эксплуатации крестьян. В одних странах мира оно возникло в качестве непосредственного преемника рабовладельческого государства (например, Византия, Китай, Индия), в других оно образуется как непосредственный результат разложения родоплеменного строя и появления классового общества, появления классов, минуя рабовладельческую формацию (как, например, у германских и славянских племен). В основе производственных отношений феодализма лежит собственность феодала на главное средство производства - землю и установление прямой власти феодала над личностью крестьянина. Отношения между феодалами в Европе строились на основе зависимости одних феодалов от других. Одни феодалы выступали в качестве сеньоров, другие - в качестве вассалов. Сеньоры давали своим вассалам земли и гарантировали им свою защиту, вассалы были обязаны по отношению к сеньорам военной службой и некоторыми другими повинностями. Отношения сюзеренитета-вассалитета создавали специфическую политическую иерархию внутри феодального общества. Типичной формой феодального государства была монархия. Феодальная республика была характерна для сравнительно немногих средневековых городов Северной Италии, Германии. Виды монархии: а. Раннефеодальная монархия (V-IХ вв. ) - характерна для периода становления феодального общества, когда формирующийся класс феодалов группируется вокруг политически укрепившейся власти короля. В этот период складываются первые относительно крупные феодальные государства. б. Вассально- сениориальная монархия (Х-ХIII вв. ) - в этот период наблюдается расцвет феодального способа производства и господство натурального хозяйства, что повлекло за собой феодальную раздробленность, сопровождающуюся переходом власти от короля к отдельным феодалам и организацию государственной власти на основе вассальных связей. в. Сословно-представительная монархия(ХIV-ХV вв. ) - для этого периода характерен процесс централизации государства и возникновения королевской власти. Начало функционирования представительных органов Генеральных штатов во Франции, Рейхстага в Германии, Кортесов в Испании и т. д. г. Абсолютная монархия(ХVI-ХVII вв. ) - характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках короля; созданием бюрократического чиновничьего аппарата, что обеспечивает ему прямое управление и контроль за страной. 29)Феодальное право стран Западной Европы возникло в результате гибели рабовладельческого строя и возникновения феодальной общественно-экономической формации. Его определяющими чертами были: 30) Формирование государства Франков. В 486 г. салическими франками во главе с королем Хлодвигом из династии Меровингов (481 - 511 гг. ) была завоевана часть Галлии, что и послужило отправной точкой в образовании Франкского государства. К 510 г. королевство Хлодвига простирается от среднего течения Рейна до Пиренеев. На этой территории он диктует законы, взимает налоги с местного населения и др. Быстрому образованию франкского государства в виде раннефеодальной монархии способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества. Поскольку франкское государство вступило в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения, в нем ещё оставались элементы старой общинной организации и племенной демократии. Для общества были характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества. В ранней истории франкского государства обычно выделяют два периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии: = с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов; = с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов. 31) Салическая правда не содержит систематического изложения правовых норм, касающихся всех сторон жизни франкского общества. Она отличается фрагментарностью и казуистичностью. В Прологе излагается легенда о создании Салического закона четырьмя избранными «мужами», знатоками обычного права германцев, обсудивших на трех заседаниях все поводы к тяжбам и вынесших о каждом отдельное решение. Здесь же указывались цели записи франкских законов — «сохранение внутреннего мира» и закрепление власти над окружающими народами «авторитетом закона». В отличие от Пролога, напоминающего полусказочное народное предание, различные версии Эпилога имели официальное происхождение. Они составлялись в королевской канцелярии и повествуют об отдельных этапах формирования всего Салического закона путем добавления тех или иных титулов различными королями франков. Другая особенность Салической правды в том, что они не находилась под заметным влиянием христианской церкви. Христианство, принятое Хлодвигом в целях укрепления своей власти, носило поверхностный характер, охватывало только ближайшее окружение короля. Салическая правда свидетельствует и о значительной роли язычества в повседневной жизни франкского общества, Так, среди франков сохранялись обычаи жертвоприношения животных. Салическая правда сохранила свидетельства, отражающие постепенный процесс укрепления королевской власти. Большинство положений Салической правды посвящено охране движимого имущества, и прежде всего скота, благодаря чему Салическую правду часто называют «свиным кодексом», что, в частности, указывает на преимущественно аграрный характер традиционного франкского общества. 32)Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во Франкской империи, раздел которой был зафиксирован в 843 году Верденским договором, заключенным между внуками Карла Великого. По этому договору Карлу Лысому, ставшему первым французским королем, достались земли к западу от Рейна. Однако Франция (само это название утвердилось в Х в. ) была единым королевством лишь чисто номинально, так как ее территориальный распад продолжался. К XI в. она представляла собой конгломерат многочисленных сеньорий разных размеров с весьма различным в этническом отношении составом населения (кельты, баски, нормандцы и др. ). К этому времени во Франции в результате территориальной раздробленности государственная власть была буквально расщеплена между королем и множеством других феодалов равного ему или более низкого ранга. На последующих этапах развития средневекового общества во Франции классовая и внутриклассовая борьба, а также политические формы, в которых она протекала, приобретали наиболее яркие и типичные черты. Французский феодализм в целом дает нам классические образцы того, как глубинные изменения в экономической и политической структуре общества влекут за собой неизбежную и закономерную смену форм организации государства. Соответственно и история средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды: 1) сеньориальная монархия (IX—XIII вв. ); 2) сословно-представительная монархия (XIV—XV вв. ); 3) абсолютная монархия (XVI—XVIII вв. ). форма правления феодал. государства, построенная по принципу сюзеренитета-вассалитета, при к-рой полит-кая власть была 33)Сословно-представительная монархия. После войны роль Генеральных штатов падает, их созывают все реже и реже. Последний раз они были собраны в 1614 г. 34) Абсолютизм во Франции сделал большие успехи при короле Франциске I(1515-1547 г. ), власть которого распространилась на всю территорию страны. Рассмотрение важнейших дел сосредоточилось в королевском совете. Генеральные штаты не созывались. Во второй половине ХVIв. начинаются гражданские войны между католиками и французскими кальвинистами – гугенотами («союзники»). Большую роль в становлении и развитии абсолютизма сыграли реформы Ришелье (1585-1642 г. ), в 1624 г. ставшего первым министром. Он уничтожил гугенотскую республику (1629 г. ) и покончил с феодальным сепаратизмом. В состав королевского совета вошли одни чиновники. Не изменяя прежнего территориального деления, он начинает вводить новое – на 34 округа во главе синтендантами, полицейскими, судебными и финансовыми функциями. 35) Право Франции. Как территориально Франция делилась на север и юг, так она подразделялась и по праву. «Варварские» правды и королевские капитулярии потеряли свою силу. Решающая роль перешла к местному обычному праву – кутюмам, действия которых распространялось на все сословия. Север считался «страной неписаного права», а юг – «страной писаного права», т. к. кроме кутюмов в южных городах, основанных Римом, продолжало действовать римское муниципальное право. Феодальное право Франции характеризуется необычной пестротой, т. к. число кутюмов исчислялось сотнями. Они жили в устной традиции, потому многочисленные и разнообразные кутюмы нуждались в специальном судебном доказательстве, которое производилось опросом знающих людей («дознание у толпы»). «Толпа» состояла из десяти, а потом из двадцати свидетелей. С усилением королевской власти возрастает роль ордонансов – королевских указов, имеющих силу государственных законов. В период абсолютизма королевские ордонансы оказали заметное влияние на гражданское право, в особенности в области торгового права. Наряду с ними продолжали существовать и распоряжения крупных сеньоров –ассизы. 36) Германия как самостоятельное феодальное государство образовалась на землях восточных франков после распада Франкской империи. Ее территория включала пять основных племенных герцогств - Саксонию, Франконию, Швабию (Аллеманию), Баварию и отвоеванную у Франции Лотарингию, а также присоединенные позднее французские, итальянские и славянские земли - Бургундию, города Северной Италии. Богемию, Австрию и др. 37) Изучение права средневековой Германии невозможно без чета тех сложных государственно-политических процессов, которые происходили здесь в XII—XIIIвв. В этот период по существу закладывались основы ее последующего политического и правового развития. К началуXIIIв. в Германии прочно возобладала тенденция к децентрализации, ослаблению власти германского императора. В правовой сфере это привело к закреплению правовой раздробленности. Основная масса правовых отношений регулировалась нормами обычного права отдельных германских государств. На общеимперском уровне действовали лишь немногочисленные «статуты мира». Некоторые из них оказали влияние на содержание Саксонского зерцала. Анализ Саксонского зерцала следует начать с его структуры. Первая книга памятника содержит положения земского права, вторая посвящена вопросам действующего в Германии ленного права. Необходимо дать четкое определение этих понятий. В литературе часто встречается определение земского права по Саксонскому зерцалу как права свободного, но неблагородного сословия, что, однако, неверно. Земским правом в Германии называлось местное право отдельного германского, которое распространялось на всех его жителей. Большинство правоотношений благородного сословия, и, прежде всего отношения, связанные с передачей и использованием феода (лена), регулировались нормами ленного права. Тем не менее, многие положения земского права распространялись и на них. Чрезвычайно важным для понимания специфики источников и институтов средневекового права является понятие феода, или лена. Связанные с ним правоотношения регулировались нормами ленного права. 38) Каролина. Наиболее известным правовым памятником, освещающим вопросы уголовного права и процесса средневековья, является общегерманское уголовное уложение 1532г. - так называемая Каролина. Такое наименование это уложение получило потому, что было издано в правление германского императора Карла V. Ввиду партикуляристских стремлений отдельных земель, восстававших против издания общеимперского законодательства, в предисловии к Каролине было сказано: " Однако мы хотим при этом милостиво упомянуть, что старые, установившиеся законные и добрые обычаи курфюрстов, князей и сословий ни в чем не должны потерпеть умаления". Таким образом, за каждой землей было сохранено ее особое уголовное право, Каролина предназначалась лишь для восполнения пробелов в местных законах.
Основное содержание Каролины составляют правила уголовного судопроизводства. Уголовное право по объему стоит на втором месте (ему посвящено более ста статей). Изложены нормы права в достаточной мере ясно и понятно. В отличие от позднейших кодексов Каролина не имеет систематического деления на части или главы. Но некоторые группы статей объединены по сходству содержания особыми подзаголовками.
40) Характеристика особенностей правовой системы Англии :
41) Христианство стояло у колыбели феодального общества как сложившаяся религиозная идеология. Возникнув в рабовладельческом мире, христианство не пало вместе с ним, но очень умело приспособилось к условиям феодализма и стало феодальной религией с соответствующей церковной организацией. Точно так же позднее оно приспособилось к условиям буржуазного общества и стало одной из опор господства буржуазии. Это произошло потому, что религия имеет глубокие социальные корни во всяком классовом обществе, где существует эксплуатация человека человеком, где господствующие классы наряду с бичом надсмотрщика нуждаются в молитвах священника, который оправдывает классовое угнетение и обещает народным массам за все муки на земле вечное блаженство после смерти. Христианская церковь в средние века была решительно враждебна классовой борьбе трудящихся и эксплуатируемых. Она освящала феодальную эксплуатацию, проповедуя, что социальное неравенство «установлено богом». Тем самым церковь тормозила общественное развитие. 42) Государства Востока. Если говорить о средневековом Китае, то низший хронологический рубеж (V–VII вв. ) здесь можно выделить достаточно четко. Именно в это время здесь окончательно утверждается специфическая " азиатская" социально-экономическая и социально-политическая структура с традиционными формами земельной собственности и эксплуатации крестьян, укрепляется централизованное государство в форме империи (формирование китайской конфуцианской империи Хань относится к III в., но период расцвета империи после временного ее кризиса и раскола наступает в VI в. ), складывается нормативная основа традиционного права (имеется в виду прежде всего создание династийного кодекса империи Тан (VII в), оказавшего значительное влияние на развитие права всего дальневосточного региона). Китай как центр конфуцианско-буддийской цивилизации втягивает в сферы своего культурного воздействия раннеклассовое общество и государство Японии. Труднее выделить нижние хронологические границы средневековой Индии. Если условно брать те же V–VII вв., то их можно, во-первых, связать с определенной перестройкой традиционной варново-кастовой системы, происходившей вместе с перераспределением земли, углублением процессов разделения труда, во-вторых, с формированием обширной индо-буддийской цивилизационной зоны, благодаря расширенному влиянию культуры Индии на многие регионы, прежде всего юго-восточной Азии и пр.
|
||||||||||||||||||||
|