|
||||||||
Таблица П3.1. Психология ведения беседы. Создайте атмосферу доверия.. Примечания.Таблица П3. 1 Психология ведения беседы
Создайте атмосферу доверия. · Собеседник должен быть уверен, что беседа приносит ему пользу. · При тесном контакте возникает потребность поделиться сокровенными мыслями, чувствами, довериться. · Контакту способствуют собственное «раскрытие», доверительный рассказ о себе. Обстановка для беседы может быть: · благоприятной: совместный отдых, прогулки по улице, домашняя обстановка, изолированная комната; · дискомфортной: присутствие, вмешательство других людей, незащищенность, беспокойство, тревога. Примечания. Владейте собой, соблюдайте педагогический такт: · не обнаруживайте признаков властности; · не допускайте упреков, реплик и т. д.; · поддерживайте обстановку взаимного доверия. Во время беседы следите: · за особенностями речевого поведения собеседника: точностью мыслей, формулировок; оговорками, недомолвками; желанием уйти от ответа; паузами; · за эмоциональными реакциями: тембром голоса, интонацией; мимикой, жестами и др. · за срабатыванием механизма так называемой психологической защиты; · за тем, не затронуты ли достоинство, самоуважение. Как правильно вести беседу? Нужно, чтобы: · вопросы не задавались «в лоб» (лучше их ставить в косвенной форме); · вопросы не были внушающими, не носили форму утверждения («Видимо, ты регулярно выполняешь задание? »); · вопросы ставились в определительной форме, были краткими, понятными собеседнику. Необходимо слушать внимательно и доверительно, показывать это собеседнику взглядом, мимикой, жестами, всем своим телом, наклоненным к нему. Сочувствуя, одобряя и поддерживая, можно услышать все, что хотелось бы узнать. Нужно дать возможность собеседнику высказаться. Не торопите его! Помогитеему освободиться от возможных страхов, одобряйте точность высказанных мыслей. Встречные вопросы могут быть заданы только с целью: · оказать помощь собеседнику, если он желает высказаться; · оказать помощь собеседнику, если он хочет освободиться от возможных страхов; · одобрения точности высказанных мыслей. Не прерывайте высказывания собеседника в случаях его волнения, импульсивности, несущественности высказываний, незначительности деталей, отсутствия полезной информации и т. д. Собеседник всегда говорит о значимых для него вещах! Помните! При прерывании беседы утрачивается контакт, и важная информация может быть утеряна. Если в ходе беседы ваш собеседник заметил какую-то неточность (алогичность), не ищите оправданий, а согласитесь с ним, похвалите за сделанное замечание и продолжайте беседу
|
||||||||
|