Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Определите целевые вопросы.



 

21. Наблюде́ ние — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях. Результат фиксации данного наблюдения- поведение объекта. Наблюдение применяется для сбора информации, эмпирического изучения псих. деятельности, путем регистрации актов поведения, физиологических процессов и т. д. Наблюдение должно сопровождаться всегда анализм.

22. . Виды наблюдения в психологии очень разнообразны. Исчерпывающей единой классификации нет, поэтому перечислим лишь основные.

 1. Систематическое и случайное. Систематическое характеризуется регулярностью, повторяемостью на протяжении всего периода изучения. Промежутки времени между наблюдениями определяются внешними условиями, природой изучаемого объекта.

2. Открытое или скрытое. Данные виды наблюдения в психологии характеризуют позицию наблюдателя к объекту исследования. Например, при скрытом наблюдении исследователь смотрит через стекло Гезелла на объект изучения, а при открытом - наблюдаемый тоже видит исследователя. В качестве подвида сюда относится и включенное наблюдение, когда субъект сам является членом группы, участником событий. Включенное наблюдение может быть как открытым, так и скрытым (например, если исследователь не сообщает о том, что он является таковым, другим членам группы). Некоторые виды наблюдения являются как бы промежуточными между включенным и невключенным наблюдением. Например, когда педагог изучает поведение учеников во время урока: здесь исследователь включается в ситуацию, но иначе, чем объекты изучения, их позиции неравноправны по отношению к управлению ситуацией.

3. Полевое и лабораторное. Полевое проводится в естественных для наблюдаемого условиях, подразумевает отсутствие какой бы то ни было инициативы со стороны исследователя. Данное наблюдение в психологии позволяет изучить естественную жизнь наблюдаемого объекта. К его недостаткам относятся трудоемкость, а также неконтролируемость ситуации исследователем, невозможность систематического наблюдения. Лабораторное предоставляет возможность изучать объект в контролируемой, удобной для исследователя ситуации, однако может существенно исказить результаты исследования.

4. Лонгитюдное, периодическое и одиночное. Данные виды выделяются по времени организации исследования. Лонгитюдное (" продольное" ) осуществляется в течение длительного времени, зачастую нескольких лет, а также предполагает непрерывный контакт наблюдателя с объектом. Результаты подобного исследования отмечаются в виде дневников, которые широко охватывают образ жизни, поведение, различные привычки изучаемого объекта. Периодическое наблюдение - самый распространенный вид временной организации исследования. Оно осуществляется в течение некоторых точно определенных промежутков времени. Одиночные, или однократные, наблюдения проводятся в виде описания отдельного случая, который может быть как типичным, так и уникальным при изучении того или иного феномена или процесса

23. (в психологии) —Беседа- метод получения информации на основевербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии ({{}}социальной, медицинской, детской и др. ).

Один из распространенныхметодов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связейна базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудноразрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и самисследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общенияпрактически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому. Можно сказать, чтоиспользование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободновыразиться — и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы.

Преимущества метода беседы:

1. Возможность задавать вопросы в правильной последовательности.

 

2. Возможность пользования вспомогательным материалом (запись вопросов на карточке и пр. ).

3. Анализируя невербальные реакции опрашиваемого человека, можно сделать дополнительный вывод о достоверности ответов.

Недостатки метода беседы:

1. Требуется большое количество времени.

2. Необходимо обладать соответствующими навыками проведения результативной беседы.

 

24. Определите цель беседы, иначе она будет бесплодным проведением времени. При этом истинные цели беседы не должны быть известны собеседнику.

Определите целевые вопросы.

· Распределите вопросы в порядке их значимости.

· Обратите внимание на соответствие их формулировок психологическим требованиям.

· Составьте план беседы исходя из конкретной ситуации.

Определите вопросы, поддерживающие беседу, исходя из потребностей, интересов собеседника.

Вступите в контакт с собеседником (табл. П3. 1).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.