Виды универсальных учебных действий
| Типовые диагностические задачи
|
Личностные универсальные учебные действия
|
Самопознание
и самоопределение.
| Позволяют выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. (Я — член семьи, школьник, одноклассник, друг, гражданин)
| Методика «Кто я? », 3-4 классы.
Методика «Беседа о школе», 1-3 классы (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера).
«Рефлексивная самооценка учебной деятельности», 4 класс. «Методика выявления характера атрибуции успеха-неуспеха», 1- 4 кл.
|
Смыслообразование.
| Действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. (Какое значение и какой смысл имеет для меня учение? )
| «Незавершённая сказка», 1-3 классы.
«Шкала выраженности учебно-познавательного интереса», 1-4 кл.
«Опросник мотивации», 1-3 классы.
|
Нравственно-
этическое
оценивание.
| Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках. (Почему я, мои друзья так поступили? Взаимопомощь, честность, правдивость, ответственность с моей стороны и со стороны моих сверстников)
| Задания на оценку усвоения норм взаимопомощи, 1-2 классы.
Задание на учёт мотивов героев в решении моральной дилеммы (модифицированная задача Ж. Пиаже), 1 класс. Задание на выявление уровня моральной децентрации (Ж. Пиаже), 1-3 классы. Моральная дилемма (норма взаимопомощи в конфликте с личными интересами), 1- 4 классы. Анкета «Оцени поступок» (по Туриелю в модификации Е. А. Кургановой и О. А. Карагановой), 1- 4 кл.
|
Регулятивные универсальные учебные действия
|
Целеполагание, планирование, контроль, оценка, коррекция.
| Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью по средствам постановки целей, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения материала
| «Выкладывание узора из кубиков» (цель: выявление развития регулятивных действий), 1 класс. «Проба на внимание» (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая) (цель: выявление уровня сформированности внимания и контроля), 2-3 классы
|
Познавательные универсальные учебные действия
|
Общеучебные
универсальные
действия.
| Выделение учебной цели, информационный поиск, знаково-символические действия, рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность, выбор эффективных способов решения
| «Проба на определение количества слов в предложении»
(С. Н. Карпова), 1 класс. Методика «Кодирование» (версия А. Ю. Панасюка), 1 класс.
Методика «Нахождение схем к задачам» (по А. Н. Рябинкиной), 1-3 кл.
|
Универсальные
логические
действия.
| Анализ, синтез, классификация, сравнение, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез, доказательство.
| Построение числового эквивалента или взаимнооднозначного соответствия (Ж. Пиаже, А. Шеминьска), 1 класс.
|
Постановка и решение проблем
| Формулирование проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
| Диагностика универсального действия общего приёма решения задач (по А Р. Лурия, Л. С. Цветковой), 1-4 классы
|
Коммуникативные универсальные учебные действия (базовые виды)
|
Коммуникация
как
взаимодействие.
| Учёт позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения, умение обосновывать и доказывать собственное мнение
| Методика «Кто прав» (Г. А, Цукерман и др. ), 2-4 классы
|
Коммуникация
как кооперация
| Действия обеспечивают возможности эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками: умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, уметь договариваться
| Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман), 1 класс
|
Коммуникация как
условие интериоризации
| Умение задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу.
| Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант), 2-4 классы.
|