При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в
3 вариант
Часть 1
А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) позвОним 2) бантЫ 3) завИдно 4) рвАла
А2.. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
1)На девочке было ОДЕТО осеннее пальто.
2)АБОНЕНТ не отвечает.
3)Все лето стояла НЕСТЕРПИМАЯ жара.
4)ЛЕСНЫЕ озера очень красивы.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) двухстами предметами 2) серьёзнейшее замечание 3) килограмм помидоров 4) поезжайте в город
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Создавая роман-трилогию, 1) привлекались документально подтверждённые данные. 2) писатель использовал подлинные документы эпохи. 3) были использованы подлинные документы эпохи. 4) документы эпохи подтверждали достоверность событий.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Мир животных, изучаемый зоологией и некоторыми другими науками, отличается огромным разнообразием. 2) Те, кто настойчиво стремится к достижению своей цели, достойны уважения. 3) Вопреки прогноза установилась ясная погода. 4) В. М. Васнецов вырос в северном селе, отгороженном вековыми лесами от больших городов и сохранившем старинные обычаи и обряды, поверья и сказания.
А6. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Каждый год летом открывалась знаменитая Нижегородская ярмарка, которая принимала людей со всей России. 2) Учёные ежедневно обогащают науку большими и малыми открытиями, которые в дальнейшем принесут людям большую пользу. 3) Из пчелиного яда вырабатывают препараты, которые применяют в медицине для нормализации работы суставов, мышц, кровеносных сосудот, периферической нервной системы. 4) Ведущий программы представил зрителям игроков, которые пожелали принять участие в нелёгкой борьбе за звание знатоков отечественной истории.
Прочитайте текст и выполните задания А7—А12. (1)... (2) Нам прежде всего заметно её гравитационное поле, объединяющее вещество, придающее ей шарообразную форму и удерживающее предметы на поверхности. (3) Земля и ряд планет Солнечной системы имеют магнитное поле, которое мы обычно замечаем по движению стрелки компаса, стремящейся указать на один из магнитных полюсов. (4) Есть у Земли и электрическое поле, положительный заряд которого сосредоточен в нижних слоях атмосферы, а отрицательный — в верхней части земной коры. (5) Разогретые распадом радиоактивных элементов недра испускают энергию вовне в виде так называемого теплового потока — это главное проявление теплового поля Земли. (6)... Земля обладает сейсмическим и радиационным физическими полями. А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1 ) До сих пор о глубинных слоях Земли мы знаем меньше, чем о космосе, и шансов когда-либо проникнуть в подземный мир не так уж и много. 2) Нашу планету покрывает каменная оболочка — земная кора, которую М. В. Ломоносов образно называл «черепом Земли». 3) Как космический объект Земля обладает различными физическими полями. 4) Учёные предполагают, что внешнее ядро Земли находится в жидком состоянии, а её внутреннее ядро представляет собой твёрдое тело.
А8. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста? 1) Например, 2) Наоборот, 3) Кроме того, 4) Зато
А9. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одной из частей третьего (3) предложения текста? 1) имеют поле 2) которое замечаем 3) мы замечаем 4) указать
А10. Укажите верную характеристику второго (2) предложения текста. 1) простое осложнённое 2) сложносочинённое 3) сложноподчинённое 4) бессоюзное сложное
А11. Укажите верную морфологическую характеристику слова СОСРЕДОТОЧЕН (предложение 4). 1) краткое прилагательное 2) страдательное причастие 3) наречие 4) деепричастие
А12. Укажите значение слова АТМОСФЕРА (предложение 4). 1) воздушная оболочка, окружающая Землю 2) окружающие условия, обстановка 3) единица измерения давления газов 4) безвоздушное пространство
А13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? В силу своего неопределё(1)ого положения Арсений не мог заниматься только музыкой: ему приходилось выполнять ещё и хозяйстве(2)ые обяза(3)ости. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 2, 3
А14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) д_лголетие, п_йзаж, рассм_треть 2) р_систый, разб_влять, д_ление 3) г_лосование, п_норама, разб_раться 4) б_снословный, к_ридор, осв_щать А15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) пр_увеличивать, пр_школьный, пр_подавать 2) и_черпать, ра_пределить, бе_цельный 3) пре_писание, по_клеить, о_давать 4) дез_нфекция, под_тожить, небез_звестный
А16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И? 1) раздел_шь, колебл_мый 2) бор_шься, выключ_вший 3) откус_шь, раскраш_нный 4) подкле_шь, слыш_мый
А17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И? А. причудл_вый Б. оцен_вать В. глянц_вый Г. ослаб_вать
1) А, Б, Г 2) А, Б 3) А, В, Г 4) В, Г
А18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно? 1 ) Стая гусей, услышавших крик раненой птицы, какое-то мгновение (не)подвижно висела в воздухе, а затем начала быстро снижаться. 2) По вечерам ярко горели лампы и всё пел и пел свою (не)хитрую песенку старый самовар. 3) Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не)оконченную вчера работу. 4) Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не)уверенность.
А19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) (В)ТЕЧЕНИЕ полёта шасси создаёт лишнее сопротивление, (ПО)ЭТОМУ все современные самолёты строят с убирающимся шасси. 2) Методы зондовой микроскопии позволяют не только видеть атомы и молекулы, но и воздействовать на них, (ПРИ)ЭТОМ объекты могут изучаться ДА(ЖЕ) в газах и жидкостях. 3) Осипу хотелось думать, что лёгкие облака плывут в ТАКИЕ(ЖЕ) счастливые земли, как и его любимый край, в который он вернулся (НА)КОНЕЦ после долгих скитаний. 4) ЧТО(БЫ) прогноз погоды был точным, данные о состоянии атмосферы, океана и суши получают на метеорологических, аэрологических и радиолокационных станциях, а ТАК(ЖЕ) со спутников. А20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении. Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо ( ) и от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы. 1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна. 2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая. 3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна. 4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
А21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 3, 4 4) 2, 4
А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье. 1) 1, 2 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 3, 4
А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены. ) 1) Некоторые виды животных могут служить индикаторами температуры воздуха воды и почвы. 2) Амбру чаще всего находили на берегах или около островов тропических морей. 3) Со вниманием и любовью написаны художником и обстановка дома и одежда персонажей картины и каждый предмет. 4) С особенной энергией и увлечённостью действовал Стасов в качестве художественного и музыкального критика.
А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? В середине XVIII столетия взоры русских художников обратились в прошлое: в России появилась и стала привлекать всё большее внимание мастеров историческая живопись. 1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. 4) Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части.
А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Для ловли протоптеров жители Судана используют специальный барабан (1) с помощью (2) которого (3) издаются звуки (4) падающих дождевых капель. 1) 1 2) 2 3) 1, 3 4) 2, 4
А26. Какой вариант ответа показывает правильную расстановку запятых в предложении? Оказавшийся в домашнем театре Шереметьевых французский посол писал (1) что (2) когда он увидел балет (3) то был потрясён талантом (4) крепостных людей. 1) 1, 2, 3 2) 1, 3 3) 1, 4 4) 2, 3
А27. Прочитайте текст. Случается, что отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают, и происходит это в одних и тех же местах. Долгое время учёные не могли объяснить такое явление, но впоследствии было выяснено, что киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. В случае, когда дно повышается к берегу постепенно, по правилам физики (угол падения всегда равен углу отражения) звуковые волны, посылаемые животным, ударяясь о пологое дно, не возвращаются к нему, а уходят в воздух, и, не получая «эха», киты и дельфины плывут вперёд и оказываются на мели. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Киты и дельфины посылают звуковые волны и воспринимают их отражения от каких-либо препятствий: плывёт кит или дельфин, посылает звуковые сигналы, улавливает их отражения и обходит препятствие. 2) Учёные выяснили, что целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах, потому что звуковые волны уходят в воздух. 3) Когда дно повышается к берегу постепенно, посылаемые китом или дельфинами звуковые волны, ударяясь о пологое дно, уходят в воздух, поэтому животные, не улавливая их отражения, плывут вперёд, оказываются на мели и погибают. 4) Согласно правилу физики, угол падения всегда равен углу отражения, поэтому отдельные киты или целые стаи дельфинов выбрасываются на берег и погибают в одних и тех же местах.
Прочитайте текст и выполните задания А28—А30; В1—В8; С1. (1)Большинство людей убеждено, что рассказы должны быть поучительными. (2)Но, как всегда, есть чудаки, преимущественно сами писатели, не желающие безоговорочно подчиняться этой истине. (3)Они утверждают, что некоторые произведения искусства, хотя они ничему и не учат читателей, могут просто порадовать их, показав красоту какой-нибудь, к примеру, крошечной песчинки, которая умеет преломлять солнечный свет и делать из него множество разноцветных сияний и радуг.
(4)Они правы. (5)Дни и ночи, осень и зима, весна и лето сменяются на земле и уходят, полные своей мимолётной прелести. (6)Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем вереницы этих дней, то синих и глубоких, как небо, то притихших под серым пологом туч, то тёплых и туманных, т о заполненных шорохом первого снега. (7)Мы забываем об утренних зорях, о том, как блещет кристаллической каплей воды хозяин ночей Юпитер.
(8)Мы невнимательны, мы забываем о том, о чем забывать нельзя, о
красоте, которой проникнут наш мир.
(9)Лет двадцать назад в Москве показывали так называемую экспериментальную, созданную только для опыта, для пробы кинокартину о дожде. (10)Показывали её работникам кино, так как думали, что обыкновенный зритель на такой картине будет зевать и уйдёт из кинотеатра вполном недоумении.
(11)В картине был показан дождь во всём его разнообразии, бурном и многоцветном. (12)Дождь в городе на чёрном асфальте, дождь дневной и ночной, ливень. (13)Так называемый грибной, моросящий дождик, слепой дождь под солнцем, дождь на реке и на море, воздушные пузыри на лужах, мокрые поезда в полях, великое разнообразие дождевых облаков…
(14)Всего перечислить я не могу, но воспоминание об этой картине сохранилось надолго и помогло мне ощутить с большой силой ту поэзию обыкновенного дождя, которую раньше я плохо замечал. (15)Раньше меня, как и многих, поражал, например, нежный запах прибитой дождём пыли, но я не вслушивался в звуки дождя и не всматривался в пасмурную и мягкую расцветку дождевого воздуха.
(16)Что может быть важнее для писателя (а он по существу всегда должен
быть и поэтом), чем открытие новых областей поэзии вблизи нас и тем самым
обогащение нашего восприятия, сознания, памяти? (17)И мы, конечно, не
можем не быть благодарными тем людям, которые напоминают нам о красоте
мира, которые открывают нам всю простую прелесть этой земли.
(По К. Г. Паустовскому*)
* Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский
прозаик, автор повестей, рассказов и очерков.
A28 Какое утверждение соответствует содержанию текста?
1) Если книга не несет в себе педагогической цели, она не может в полной мере считаться произведением искусства.
2) Из экспериментальной кинокартины рассказчик почерпнул много незнакомой ему ранее информации о дожде.
3) Писателю необходимо постоянно напоминать о том, как хрупка и беззащитна природа перед лицом человека.
4) Художественные произведения призваны обогащать нашу душу, напоминать нам о красоте мироздания.
A29 Какое из утверждений является ошибочным?
1) Суждение, высказанное в предложении 2 текста противопоставлено суждению, высказанному в предложении 1 текста.
2) В предложениях 4–7 представлено повествование.
3) В предложениях 1–4 представлено рассуждение.
4) Предложения 11–13 текста содержат описательный фрагмент.
A30 Какое слово используется в тексте в переносном значении?
1) чудаки (предложение 2)
2) воздушные (предложение 13)
3) обогащение (предложение 16)
4) разноцветных (предложение 3)
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в
|