Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Синтаксис



разговорной речи значительно отличается от синтаксиса кодифицированного языка. В нем отношения между словами и предикативными конструкциями (частями сложного предложения) могут устанавливаться по смыслу.

 

! Преобладание именительного падежа там, где в письменной форме он невозможен (именительный вместо косвенного падежа с предлогом):

=> Пушкинская, выходите? Сосед, видишь?

Шапка эта меховая / покажите мне.

 

=> У нее шуба крашеная лиса (именительный падеж существительного в функции определения).

 

=> Ручка / у вас нет / телефон записать?

Батарейки есть? – Батарейки нет / завтра привезут (отрицательные эквиваленты бытийный предложений, где именительный на месте родительного падежа).

 

=> Ваша собака / какая порода? (именительный падеж существительного в функции именной части сказуемого).

 

=> Слишком горячий чай / вредно.

Парк около дома /приятно.

(именительный падеж существительного в функции подлежащего при сказуемых — предикативных наречиях на -о).

 

! Высказывания с инфинитивом, обозначающим целевое назначение предмета, названного существительным:

В переднюю нужен коврик / ноги вытирать.

Надо купить кеды / бегать.

Взяли кота / мышей ловить.

 

! Высказывания с «разговорными номинациями» (описательными, указывающими на характерный признак лица или предмета):

Да вон сидит в жутких розочках.

Чья посылка / подойдите сюда.

Напротив живет / в Америку едет.

Дай мне / чем писать.

У тебя нет / куда книги положить?

! Преобладание простых предложений.

 

! Бессоюзные сложные предложения, причем бессоюзная связь возникает даже там, где в кодифицированном языке будет подчинительная связь:

Быстро до метро добежали / вымокли всё-таки. Вот такую мне куртку хочется / женщина пошла. Устала / еле ноги волоку.

! Неполные предложения (с незамещенными синтаксическими позициями, информация о которых ясна из контекста или из ситуации — эллипсис ):

Мне – неполную.

По-моему, пустяки.

! Особый порядок слов. Инверсии:

А я сегодня / книжицу какую приобрел / интересную! Красных купи мне / пожалуйста / стержней.

 

! Использование слов-предложений (Ясно. Нет. Что? Можно), а также междометий и междометных фраз (Вот еще! Ой! Ну! Боже милостивый! )

 

! Использование слов-актуализаторов (местоимений, отрицательных и утвердительных частиц): Он что / уже в этом году поступает? Ты завтра / да? уезжаешь?

 

! Переспросы: А? (=Что? )

 

! Повтор актуальных компонентов:

Я по Волге этим летом поеду / по Волге.

 

! Лексические повторы: Да, да, да. Точно, точно.

 

! Дублирование подлежащего (существительное+

местоимение):

Дети – они всегда шумят.

Солома – она вспыхнет и нет ее.

 

! Использование вводных слов:

Как бы, неровен час, не было пожара;

Мы, так сказать, пострадавшие.

 

Проблема конфликтности в разговорном общении (= речевая агрессия, а как следствие – обычная бытовая грубость):

 

– резкий тон как средство воздействия на собеседника, причем очень часто незнакомого:

А ну подвинься! Ишь сидит, целый диван занял!

Вошли и встали! Выходить-то будете?

 

– приказ вместо просьбы:

Дверь закройте. Сядьте и ждите, когда вас пригласят!

У нас не курят! По газонам не ходить!

Поезд дальше не пойдет, просьба выйти из вагонов.

 

– утверждение вместо вопроса:

Ты, конечно, задание не сделал.

 

– оценка действий собеседника:

Вот растяпа!.. Не говори чепухи!..

Она еще спорить со мной будет!...



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.