|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекция четвертая.Стили и жанры речи.
1. Особенности устной и письменной речи. Понятие книжной речи. 2. Функциональные стили речи. 3. Понятие речевого жанра. Русский язык функционирует в устной и письменной форме.
Устная форма является основной для разговорной разновидности языка (=разговорная речь). Её особенности:
– неподготовленность высказывания; – необратимость высказывания; – опора на ситуацию; – опора на невербальные элементы общения.
Письменная форма является более поздней, вторичной по отношению к устной, но при этом более строгой и совершенной.
Её особенности: – подготовленность, продуманность текста; – возможность неоднократного возвращения к тексту и его исправления; – возможность для адресата неторопливого вчитывания в текст, что позволяет автору сделать его более информационно насыщенным, «утяжелить» синтаксис. Письменная речь труднее воспринимается на слух, а устная речь некрасиво смотрится в записи.
Книжная речь – сфера литературной речи (по преимуществу письменной), концентрирующая книжно-письменные языковые средства в дополнение к общелитературным средствам языка. К книжно-письменному типу современного русского литературного языка относят, в первую очередь, речь специальную (научные, официально-деловые тексты и тексты информативно-хроникальных и официально-документальных жанров публицистики), а во вторую – художественно-изобразительную.
Важную роль в выборе языковых возможностей играет специализированный характер нашего общения. Мы определяемся с тем, какие устойчивые обороты речи (готовые речевые клише) или слова следует произнести / написать и как при этом синтаксически оформить в зависимости от обстоятельств общения, которые при создании текста последовательно задают его параметры: лексические, грамматические, синтаксические особенности. Эти обстоятельства общения называют стилеобразующими факторами. Всего их три: · тема общения (бытовая, деловая, культурная, научная, др. ); · цель общения (общение / сообщение / воздействие); · способ общения (личный / массовый, контактный / дистантный). Также принимаются во внимание дополнительные факторы: · социальные отношения участников общения (формальные / неформальные); · количество участников общения (межличностное общение – групповая коммуникация – массовая коммуникация; монолог и диалог). Таким образом, стиль обусловлен внеязыковой действительностью, в которой происходит речевое общение. Появление различных функциональных стилей речи связано с разнообразием жизненных сфер применения языка. Это речь, адаптированная к требованиям социального общения.
Стиль (др. -греч. σ τ ύ λ ο ς и лат. stilus, stylus) — это: 1) индивидуальные особенности манеры писателя; совокупность приемов использования средств языка, свойственных произведению или жанру; 2) качество, манера речи (с точки зрения следования лексическим и грамматическим нормам, а также использования определенных пластов лексики); 3) разновидность языка, выполняющая определенную функцию в общении и характеризующаяся особенностями в отборе, сочетании и организации языковых средств.
Следовательно, функциональный стиль — это исторически сложившаяся в определенное время в конкретном обществе разновидность литературного языка, которая представляет собой относительно замкнутую систему языковых средств, постоянно и осознанно использующихся в различных сферах деятельности человека.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА книжные стили разговорный стиль
Д. Н. Шмелев: ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА
Каждая разновидность стиля обладает определенными языковыми особенностями (лексико-фразеологическими и синтаксическими средствами, используемыми исключительно или преимущественно в данной разновидности языка). Они образуют ядро стиля. Однако большинство языковых средств в каждом стиле нейтральные, общие.
В каждой из сфер общения: ü разговорно-бытовая, ü социально-политическая, ü судебная, ü религиозная, ü административно-деловая, ü производственная, ü научная, образовательная, ü массовая коммуникация – обнаруживаются специфичные для них речевые жанры.
«К речевым жанрам мы должны отнести и короткие реплики бытового диалога (причем разнообразие видов бытового диалога в зависимости от его темы, ситуации, состава участников чрезвычайно велико), и бытовой рассказ, и письмо… и короткую стандартную военную команду, и развернутый и детализированный приказ, и довольно пестрый репертуар деловых документов (в большинстве случаев стандартный), и разнообразный мир публицистических выступлений (в широком смысле слова: общественные, политические); но сюда же мы можем отнести и многообразные формы научных выступлений и все литературные жанры (от поговорки до многотомного романа)» (Михаил Бахтин. «Эстетика словесного творчества»). Жанры речи – это ü литературные жанры (роман, повесть, рассказ…), ü научные жанры (монография, статья, реферат…), ü жанры публицистики (репортаж, очерк, фельетон…), ü жанры деловой письменности (приказ, заявление, объяснительная записка, доверенность…).
Однако и в повседневном бытовом речевом общении (=разговорная речь) существуют свои специфические жанры: ü беседа, разговор, спор; ü рассказ, история; ü письмо, записка, дневник.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|