Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





- Насколько вообще мы должны считаться с правом другого на ананду - счастье? Мы же проповедническое общество. Не кажется ли вам, что это - нечто второстепенное, что надо думать о более глубоких, важных, духовных вещах?. - Согласен.



- Насколько вообще мы должны считаться с правом другого на ананду - счастье? Мы же проповедническое общество. Не кажется ли вам, что это - нечто второстепенное, что надо думать о более глубоких, важных, духовных вещах?

- Когда я проводил этот семинар, я сразу оговорился, что он был экспериментальным - скорее, размышления вслух, нежели какая-то стройная система этики. И не нужно пытаться из этих достаточно простых формул вывести законченную этическую систему. Меня всегда настораживает, когда какие-то упрощенные формулы пишут на транспарантах, поднимают их ввысь и затем маршируют под ними. Я уверен, что с этим семинаром такого не произойдет, но, тем не менее, не нужно подходить к его теме слишком упрощенно. Речь идет о фундаментальных принципах, лежащих в основе наших отношений с Кришной. И мы попытались проанализировать, что делает поведение Кришны по отношению к нам абсолютно благим: строгое соблюдение с Его стороны этих принципов. И, задаваясь вопросом, должны ли мы соблюдать эти принципы в отношениях с другими людьми и насколько, я бы ответил: ровно настолько, насколько мы хотим, чтобы эти принципы соблюдались по отношению к нам. Если мы не хотим, чтобы они соблюдались по отношению к нам, тогда у нас, наверное, есть какое-то моральное право не соблюдать их по отношению к другим. По крайней мере, мы будем честными.

- Согласен.

- Хотя, конечно же, наша готовность согласиться с пренебрежением этими принципами в отношении нас, никак не будет выглядеть оправданием нашего неэтичного поведения в глазах людей, по отношению к которым мы будем так себя вести. Но по крайней мере, мы будем последовательными. Мы не даем другим того, чего не ожидаем в отношении себя. Но каждый этого ожидает. Именно этого - что нас как личность с нашим выбором будут уважать. Если уж давать что-то, если уж заставлять нас отказываться от чего-то, что мы выбрали для себя как счастье, то только путем замены на более достойную альтернативу. Именно это и делает Кришна, причем всегда. Он всегда дает человеку более возвышенный выбор. На любой его шаг Кришна готов ответить каким-то более достойным предложением, более достойной альтернативой. Он оставляет за нами право принять или отказаться, и готов предоставлять такой выбор много-много раз, столько, сколько нужно. Он оставляет за нами полную свободу. Вот это и есть проявление Бога как бескончено этической личности. И пока мы не будем соответствовать этому поведению с Его стороны, у нас, по большому счету, не будет права называть себя вайшнавами в полном смысле этого слова.

В Третьей песне " Бхагаватам" есть серия стихов, где Господь Капила говорит: " Человек, поклоняющийся Мне и не оказывающий почтение Мне, пребывающему в сердцах других живых существ, по большому счету, только льет масло в золу. Его поклонение бесполезно. Человек, который проводит хотя бы небольшое различие между своими интересами и интересами других живых существ, столкнется со Мной в образе пылающей смерти в конце своей жизни. И поэтому человек должен уважать Меня, пребывающего в сердцах других живых существ, обращаясь к ним с приятными речами, давая им дары, оказывая им почтение и заводя с ними дружбу". Это слова Господа Капилы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.