Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы по подготовке к экзамену по учебной дисциплине



Вопросы по подготовке к экзамену по учебной дисциплине

«Психология развития и возрастная психология»

 

1. Понятие о предмете возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин.

2. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Разделы возрастной психологии.

3. Методологические принципы возрастной психологии. Методы возрастной психологии.

4. Основные теории психического развития. Взаимодействие социального и биологического факторов в психическом развитии. Движущие силы генезиса психики.

5. Основные законы и закономерности психического развития.

6. Соотношение обучения и психического развития (Л. С. Выготский, Г. С. Костюк, Ж. Пиаже).

7. Теория Л. С. Выготского о развитии высших психических функций (теория культурно-исторического развития).

8. Понятие возраста в психологии. Возраст и уровни развития. Критерии возрастной периодизации психического развития. Теории возрастной периодизации психического развития.

9. Психическое развитие новорожденного ребёнка. Комплекс оживления как показатель нормального завершения кризиса новорождённости.

10. Основные теории младенческого возраста.

11. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте. Вхождение младенца в мир людей и развитие чувства доверия к ним.

12. Младенчество как период развития предпосылок к формированию личности.

13. Развитие двигательной и познавательной сферы младенца.

14. Кризис первого года жизни. Характеристика центрального новообразования кризиса первого года жизни.

15. Общение ребёнка в раннем возрасте. Возникновение и развитие речевого общения. Влияние развития детской речи на взаимоотношения среды и ребёнка.

16. Развитие предметной деятельности ребёнка раннего возраста. Психологические механизмы формирования предметных действий в раннем детстве. Значение для психического развития детей предметно-манипулятивной деятельности как ведущей в раннем возрасте.

17. Познавательная сфера ребёнка раннего возраста.

18. Предпосылки формирования личности в раннем возрасте. Кризис трёх лет, его симптоматика и причины.

19. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте. Формы общения ребёнка со взрослыми, их возрастная динамика и влияние на психическое развитие ребёнка. Общение со сверстниками в дошкольном возрасте.

20. Игра ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. Развитие сюжетно-ролевой игры. Игровые и реальные отношения детей в ситуации игры.

21. Изобразительная деятельность ребёнка дошкольного возраста. Развитие графических образов и графических шаблонов. Использование цвета. Динамика развития содержания детского рисунка.

22. Элементы учебной и трудовой деятельности в дошкольном возрасте, их значение для психического и личностного развития ребёнка.

23. Сенсорное развитие дошкольников. Развитие перцептивных действий.

24. Общая характеристика развития мышления в дошкольном возрасте.

25. Особенности развития памяти в дошкольном возрасте.

26. Особенности развития внимания в дошкольном возрасте.

27. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

28. Умственная готовность ребёнка старшего дошкольного возраста к школьному обучению.

29. Особенности развития самосознания и самооценки у детей дошкольного возраста.

30. Развитие системы мотивов дошкольника. Центральное новообразование мотивационной сферы дошкольника.

31. Особенности эмоциональной сферы дошкольника. Динамика развития чувств.

32. Возникновение воли как способности к управлению поведением ребёнком дошкольного возраста.

33. Моральное становление личности дошкольника. Усвоение моральных эталонов. Развитие потребности в нравственном поступке у дошкольников.

34. Половая дифференциация дошкольника. Ориентации ребёнка на ценности своего пола.

35. Кризис семи лет.

36. Личностная готовность ребёнка к школьному обучению.

37. Социальная ситуация развития младшего школьника. Проблема смены места ребёнка в системе общественных отношений. Внутренняя позиция младшего школьника.

38. Виды и содержание общения младшего школьника со взрослыми и сверстниками.

39. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности младшего школьника. Структура учебной деятельности. Психологические особенности учебной деятельности младших школьников.

40. Характеристика мотивов учения младших школьников.

41. Развитие теоретического мышления младшего школьника.

42. Особенности внимания и воображения младшего школьника. Память младшего школьника.

43. Особенности развития самосознания младшего школьника.

44. Особенности эмоционально-волевой сферы младшего школьника.

45. Социальная ситуация развития подростка.

46. Особенности развития когнитивной сферы подростка.

47. Особенности Я-концепции подростка.

48. Особенности мотивационной и эмоционально-волевой сферы подростка.

49. Подростковый кризис.

50. Дружба и любовь в юности.

51. Познавательная сфера в юношеском возрасте.

52. Самосознание в юности. Чувство личности в юношеском возрасте. Формы самовыражения.

53. Кризис личности в юности. Психологическая характеристика студенчества как периода ранней взрослости.

54. Понятие зрелого возраста в психологии. Периодизация психического развития в зрелом возрасте.

55. Социализация взрослого человека как процесс самопознание. Кризис середины жизни.

56. Моральная зрелость. Личностно-профессиональное развитие в зрелом возрасте.

57. Умственные способности в зрелом возрасте.

58. Основные периоды интеллектуального развития взрослого человека. Индивидуальные стили умственной работы взрослого человека.

59. Понятие старости в психологии. Старость как социальная и психологическая проблема. Периодизация психического развития в старости.

60. Возрастные изменения личности старого человека.

 

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

а) основная учебная литература:    

1. Мандель Б. Р. Психология развития: Полный курс: иллюстрированное учебное пособие / Б. Р. Мандель. - М. ; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 743 с. : ил. - Библиогр.: с. 716-721. - ISBN 978-5-4475-5040-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=279644

2. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2017. – 575 с. – Серия: Бакалавр. Академический курс. – Режим доступа: https: //www. biblio-online. ru. /viewer/E8009F95-0093-435C-A2DF-09E3CB39F34C

3. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата: для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / И. В. Шаповаленко; Московский городской психолого-педагогический университет. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2015. - 576 с.

б) дополнительная учебная литература:

1. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: хрестоматия / сост.: И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - М. : Академия, 2003. - 367, 1 с. - (Высшее образование). - 20000 экз.. - ISBN 5-7695-1523-6

2. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник / В. С. Мухина. - 5-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2000. - 453 с. : табл. - (Высшее образование). - Прим.: с. 424-430. - Прил.: с. 431-449. - Библиогр.: с. 450-451. - 30000 экз.. - ISBN 5-7695-0408-0

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник / Л. Ф. Обухова. - 4-е изд. - М. : Пед. о-во России, 2004. - 443 с. - Библиогр.: с. 418. - Библиогр. в конце глав. - 5000 экз.. - ISBN 5-93134-086-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=93278

4. Психология развития и возрастная психология: учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс] — Электрон. дан. — Томск: ТГУ, 2004. — 226 с. — Режим доступа: http: //e. lanbook. com/book/74569

5. Психология развития, возрастная психология: для студентов вузов: учебное пособие / С. И. Самыгин, А. В. Волочай, Н. Г. Гончарова, Д. С. Загутин. - Ростов-н/Д: Феникс, 2013. - 224 с. - (Шпаргалки). - ISBN 978-5-222-21251-6; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub. ru/index. php? page=book& id=271487

6. Психология человека от рождения до смерти [Текст]: психологический атлас человека / ред. А. А. Реан. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. - 651 с. : ил., фот., табл. - Библиогр. в конце разд. - 2000 экз.. - ISBN 978-985-16-1197-9

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.