Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





1. ВВЕДЕНИЕ



 

БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКРАННЫХ ИСКУССТВ

КАФЕДРА КИНОТЕЛЕОПЕРАТОРСТВА

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

" Символика и семантика света и цвета в телепередачах"

 

 

Выполнил студент 4-го курса

заочного отделения

направление специальности

" Кинотелеоператорство"

Курашов Д. Н

 

 

МИНСК 2017

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е:

 1. Введение

2. Цвета телепередачи. Тип цветового сочетания. Тип колорита

3. Эмоциональный посыл заставки

4. Семантика цвета, света и цветового сочетания

5. Эмоциональный образ

6. Заключение

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ                            

 

Важнейшее значение для эффективной телепередачи имеет свет и цвет. Психологи считают, что свет бросает вызов человеку, призывает его к действию. Оттенки освещения вызывают у него различные настроения. Сочетание различных осветительных элементов должно обеспечить такую игру света и тени, чтобы способствовать показу телепередачи в более выгодном свете, и наоборот, ослабить восприятие наименее эффективных её атрибутов.

Психологические исследования показали, что витрина магазина с освещением в 800 люксов вызвала интерес у 5 из 100 прохожих, при освещенности в 1200 люксов «задержались» 20 человек, а освещенность в 2000 люксов привлекли внимание уже 25 прохожих. Установлено: чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление посетителя в его стараниях рассмотреть светлые и затемненные стороны рекламируемого товара.

Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта.

Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный — визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для передачи, следует оценить его с точки зрения этих параметров.

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Эти закономерности открыл Макс Люшер в середине XX века. Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития. Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий — поиска пищи, элементарного обустройства. Отсюда темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый — с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности. Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности, в свою очередь, всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным.

Цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции.

 

2. Цвета телепередачи. Тип цветового сочетания. Тип колорита

Цвет телепередач не сильно изменился за последние 50 лет. Мы можем видеть это на примере телепередачи “Время”.

 

 

 

Как мы видим, используется одна и та же цветовая гамма – синий, красный и белый, или светлый.

Синий по своим свойствам противоположность красному. Если красный побуждает к действию, повышает теплочувствительность, уменьшает пространство, то синий успокаивает и располагает к размышлению, понижает теплочувствительность и расширяет пространство. Красный и синий – это два очень сильных цвета. В этом сочетании часто изображают супергероев: супермен, спайдермен и т. д. Тем самым создаётся образ силы.

Можно сказать, что красный и синий борются друг с другом: они одинакового тона, одинаковой яркости и противоположны в свойствах, вызывают противоречивые чувства. «Помирить» их может белый цвет. Сочетание красного, синего и белого, гораздо более гармонично, чем просто синего и красного. В активность обоих цветов через белый приходит мир, и вещи или интерьер таких цветов будут, если нужно, успокаивать, и, если нужно, бодрить.

3. Эмоциональный посыл заставки

Рассмотрим на примере заставок двух телепередач “Вечерний Ургант” и “Здоровье”. Заставки выполнены в оттенках синего цвета.

 

 

Голубой — настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой — цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной и способен придать предмету целостный вид, а вопросу или делу — глобальность и благоприятный исход.

Синий — помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.

 

4. Семантика цвета, света и цветового сочетания.

 Фиолетовый — цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего ненужного в данный момент и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь - фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Не случайно фиолетовый так любим людьми творческими. Поэтому, если вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть креативность товара или ориентированы на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима!

Красный — настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок и, применительно к теме нашего разговора, сделать энергичное усилие и купить, к примеру, рекламируемый товар. Данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета — «внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам». Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Это особенно необходимо учесть тем, кто рекламирует продукцию, адресованную мужчинам, для которых красный цвет всегда был знаковым.

Зеленый — все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. И будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.

 

Желтый — настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. А еще он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому, например, рекламу товаров типа «хайтек» лучше всего сделать в желтом цвете. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и PR-агентств.

Оранжевый — помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Белый — цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Стоит лишь заметить, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.

5. Эмоциональный образ.

Сильное эмоциональное воздействие определенных форм и цветовых сочетаний было замечено и освоено еще в глубокой древности. Цвет и форма целенаправленно использовались в психотерапевтических целях. Восприятие цвета и эмоциональное к нему отношение зависит главным образом от эмоционального состояния человека. Оказалось, что определенным эмоциональным состояниям человека соответствуют его устойчивые отношения к цвету, цветосочетаниям: одному цвету отдается предпочтение, другой не вызывает особых эмоций, третий вовсе отвергается.

 

6. Заключение

Вопрос цветовой гармонии и ее влияния на психологическое состояние человека поднимался издавна. Еще Аристотель писал: «Цвета по приятности их соответствий могут относиться между собой подобно музыкальным созвучиям и быть взаимно пропорциональными». А медик В. Бехтерев прямо указывал: «Умело подобранная гамма цветов способна благотворнее воздействовать на нервную систему, чем иные микстуры». Как я уже писал в предыдущей части, первый основательный научный труд о цвете появился в 1810 г. и принадлежал перу небезызвестного И. В. Гете. Надо сказать, автор «Фауста» считал его одним из величайших достижений своей жизни и небезосновательно. Именно он первым замкнул цветовой спектр в цветовой круг. Резко контрастные цвета, которые располагаются напротив друг друга (например, фиолетовый и желтый), он назвал дополнительными. Гете также обратил внимание на одну известную особенность — если долго смотреть на какой-то цвет, а затем закрыть глаза — во тьме появится пятно противоположного — дополнительного — цвета. Так после рассматривания красного фонаря это пятно будет зеленого цвета. Гете писал так: «…когда глаз созерцает цвет, он сразу приходит в активное состояние и по своей природе неизбежно и бессознательно тотчас же создает другой цвет, который в соединении с данным цветом заключает в себе весь цветовой круг. …В этом проявляется основное правило цветовой гармонии». Пары цветов, которые располагаются на круге рядом и могут приниматься за оттенки друг друга, Гете назвал бесхарактерными (например, желтый и оранжевый, зеленый и синий). Как вы заметили в цветовом круге отсутствуют белый и черный. Эти бесцветные (о, парадоксы языка! ) цвета принято называть ахроматическими и отделять от хроматических цветов спектра. Ученые до сих пор спорят о механизме влияния цвета на психологию человека. Многие считают, что цвет может воздействовать на организм непосредственно через физиологию (Л. Орбели, С. Кравнова полагают доказанным воздействие цвета на вегетативную нервную систему). Уже Гете считал красно-желтую гамму «возбуждающей, оживляющей», а сине-фиолетовую — «вызывающей печально-беспокойное настроение». Зеленому цвету было отведено промежуточное, как бы уравновешивающее, положение. В 1911 г. Ф. Стефанеску-Гоанг решил проследить, какие физиологические изменения происходят в организме человека при разном цветовом освещении. Выяснилось, что пурпурный, красный, оранжевый и желтый цвета возбуждают нервную систему, вызывают учащение и усиление пульса и дыхания, активизацию мускульной системы (особенно красный). Зеленый, голубой, синий и фиолетовый действуют в противоположном «тормозящем» направлении — дыхание замедлялось, частота пульса становилась реже. Известны также опыты невропатолога Ш. Фере, который изучал влияние цветового освещения на работоспособность (измерялись показания ручного динамометра). Ученый выяснил, что при кратковременной работе наиболее эффективно красное освещение, а при синем — производительность труда снижалась. При длительной же работе более благоприятным оказывалось «стабилизирующее» зеленое освещение. Опыты Фере тотчас подверглись критике. Многие ученые указывали, что на работоспособность влияет не только и не столько спектр, сколько насыщенность света. Поэтому любое слишком насыщенное цветовое освещение утомляет. Воздействие же самого цвета безусловно определяется, прежде всего, устоявшимися людскими ассоциациями, сформированными на основе личного опыта, культуры и природной среды. Г. Фрилинг и К. Ауэр (авторы книги «Человек-цвет-пространство») недаром писали, что «все цветовые представления человека — отражение природных соотношений». Достаточно назвать первые ассоциации, вызываемые красным цветом — огонь, кровь, губы, — чтобы понять, почему он стал символом опасности, агрессивности и сексуальности. Недаром у разных народов (и даже разных социальных групп) цветовая символика и цветовые предпочтения порой сильно разнились. К. Дегтярев в своей крайне познавательной статье «История цвета» отмечал поразительный факт «культурной дальтонии» древних греков, которые практически не выделяли зеленый и синий цвета, а цвет моря описывали, например, как «винный». В другой статье, я читал, что и древние японцы не считали море синим, как мы — для них оно было белого цвета. Впрочем, глядя на воду в стакане, это не кажется таким уж удивительным… Можно вспомнить и то, что в русском языке четко разделяют синий и голубой цвета, в то время, как в английском для этого диапазона обычно хватает одного словечка — blue. Также ясно, что деревенский житель, вряд ли будет испытывать особое восхищение от зеленого цвета, и ему трудно понять, утомленных пустыней, арабов, превративших его в священный цвет мусульманства («зеленое знамя пророка»). Тот же ассоциативно-психологический принцип заложен и в деление цветов на «теплые» и «холодные». Безусловно, в красно-оранжевой комнате человеку будет КАЗАТЬСЯ гораздо жарче, чем в сине-зеленой. Эксперименты показали, что, несмотря на объективно одинаковую температуру в таких комнатах, СУБЪЕКТИВНО ОЩУЩАЕТСЯ разница в 3− 4 градуса. Красно-оранжевая гамма психологически влияет на организм, стимулируя кровообращение, а сине-зеленая — его «замедляет». По той же причине красный стул будет казаться человеку «теплее» синего. И всё это следствие не какой-то «магической» силы цвета, сколько определенных ассоциаций — синева льда и воды, зелень прохлады леса против желто-солнечного тепла и красно-огненного жара. Немаловажно также деление цветов на светлые и темные. Самый сильный контраст в данном случае — контраст между черным и белым, а у хроматических цветов — между фиолетовым и желтым. Конечно, характер цветов сильно зависит от их сочетания. Желтый квадрат на белом фоне будет выглядеть «теплее» и темнее, чем на черном. Оптические иллюзии вообще играют определяющую роль в цветовом восприятии. Так, светлые теплые цвета (плюс белый) по характеру экстравертны, их импульс обращен наружу, они имеют тенденцию к «расширению». Темные холодные цвета (плюс черный) наоборот интровертны, направлены «вглубь». Так луч, проникающий сквозь щель, делает ее зрительно шире. К этому можно добавить, что красный цвет имеет свойство приближаться к зрителю, а синий — удаляться. Кроме иллюзорного и ассоциативного есть и вполне объективное влияние цвета на сетчатку глаза и зрительный анализатор. Исследователи заметили, что адаптация глаза к желтому, зеленому и белому повышает работоспособность зрительного анализатора, а красный и синий ухудшают его. Для остроты зрения и скорости различения деталей наиболее благоприятен неяркий желтый фон, а наименее — ярко-красный. После краткого общего обзора «цветовой психологии», пришло время перейти к более детальному — к тому символическому значению, которое обретали основные цвета в человеческой культуре.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.