Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





77.Акты применения права (понятие и виды)



 

  76. Нормативные акты и акты применения норм права (сравнительный анализ) См. вопрос 77 и 78  
 

77. Акты применения права (понятие и виды)

Правоприменительный акт-это один из видов правовых актов, официальный документ, изданный компетентным органом по какому-либо делу в отношении конкретного субъекта на основе соответствующей правовой нормы.

 Назначение актов применения права призвано применять юридических нормы к лицам, но не создавать новые нормы, и не изменять или дополнять старые, это не их функции.

 Классификация актов применения права:

 По субъектам принятия: 1 Акты представительных органов - постановление Совета Федерации о назначении Генерального прокурора РФ.

2 Акты органов управления - приказ об увольнении конкретного лица.

3 Акты судебных органов - приговор суда.

4 Акты контрольно-надзорных органов - постановление санитарной инспекции о наложении штрафа.

5 Акты органов местного самоуправления - распоряжение мэра города о назначении главы районной администрации.

 По характеру воздействия правоприменительного акта на правоотношения:

1 Регулятивные - являются конкретизацией регулятивных юридических норм, т. е. основанием для их возникновения является правомерное поведение людей (решение суда по гражданскому делу).

2 Охранительные - являются конкретизацией охранительных юридических норм, т. е. основанием для их возникновения является неправомерное поведение людей (приговор суда).

 По значению в правоприменительном процессе:

 1 Основные - решение суда по гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения о назначении пенсии и т. п.

2 Вспомогательные - определение суда о назначении экспертизы.

 По порядку принятия:

 1 Акты коллегиальных органов - постановление Совета Федерации.

 2 Единоначальные акты - распоряжение мэра.

 По форме изложения:

 1 Устные - наложение штрафа за безбилетный проезд в общественном транспорте (спорный вопрос - существует ли такая форма).

 2 Письменные - приговор суда.

 3 Конклюдентные или знаковые - также спорный вопрос, но есть исследователи, которые считают, что существует такая форма изложения, они относят к ней: цветовые, звуковые сигналы, либо специальные жесты (регулировщик дорожного движения), они могут фиксироваться в законодательстве.

 В некоторых случаях используются смешанные формы выражения правоприменительных актов (решение, приговор суда - фиксируются письменно, а затем оглашаются).

 Коллизии и пробелы в праве могут встретится и в правоприменении, существуют правила их преодоления:

 - если противоречат друг другу акты одного органа, но изданные в разное время, то применяется последний.

 - если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт обладающий более высокой юр. силой

 -если расходятся общефедеральный акт и акт субъекта Федерации, то принимают первый (ст. 76 Конституции)

 -если противоречия между федеральным актом и актом субъекта, изданным в пределах его компетенции, то приоритет у последнего (ч. 6 ст. 76 Конституции)

 -если обнаружен пробел в праве, то решается вопрос о применении правовой аналогии (аналогия права, закона)

 

78. Толкование норм права (понятие, виды, способы)

Толкование права - это уяснение смысла нормы права, установление ее содержания. По юридической силе различают официальное и неофициальное толкование. Первое дают управомоченные органы государства (Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и другие органы в пределах их компетенции). Такое толкование нормы права является обязательным для исполнения. Неофициальное толкование осуществляют любые лица, общественные организации, оно необязательно для исполнения. Разновидностью этого толкования является доктринальное или научное толкование, которое осуществляет научный работник или научное учреждение. Результаты неофициального толкования могут быть учтены официальным органом при последующем толковании Правовой нормы или при кодифицировании законодателем.

Принято также различать три способа толкования норм права:

• грамматический, при котором исходят из выяснения смысла отдельных слов, терминов или их словосочетания;

• систематический (смысловой) — при котором осуществляется сопоставление содержания двух или более норм права и установление их места и значение в данном нормативном акте, в отрасли права, во всей правовой системе;

• исторический, при котором осуществляется сравнение содержания действующей нормы с содержанием ранее действовавшей и отмененной или измененной с введением данной нормы права. Результатом юридического толкования должна быть ясность, определенность в интерпретации нормы. При этом результаты толкования не могут выходить за пределы толкуемой нормы, то есть представлять собой конкретизирующее суждение, а не новое нормативное положение.

Акт толкования — это один из видов правовых актов. Таким актом не устанавливаются, не изменяются и не отменяются нормы права.

Интерпретационные акты как виды правовых актов имеют свои особенности: они не содержат общеобязательных правил поведения (норм права), не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы. Они находятся в зависимости от нормативных актов, обслуживают и разделяют их судьбу. Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Последний может быть устным или письменным. Акт толкования - это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права.

Интерпретационные акты можно классифицировать по различным основаниям:

1. По внешней форме они могут быть письменными и устными. Письменные акты толкования имеют определенную структуру, т. е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам права относится, когда вступил в действие.

2. По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального. Акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер. Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

3. Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т. д.

4. В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное). Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы, принимаемые парламентом), то это легальные акты.

5. Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно-правовые, административно-правовые и т. д.

 

Таким образом, толкование права и его результаты играют важную роль в правореализационном процессе. Оно завершает процесс правового регулирования общественных отношений и делает правовые нормы готовыми к реализации различными субъектами.

 

79. Пробелы в праве. Аналогия права и закона

Под пробелом в праве обычно понимается полное или частичное отсутствие правового регулирования той сферы отношений, которая объективно требует регламентации и без обязательных для исполнения юридических норм не может нормально функционировать.

Пробелы в праве могут быть выявлены в выступлениях различных лиц в средствах массовой информации, в научных исследованиях, опросах общественного мнения. Это пробелы в общесоциальном смысле. В собственно юридическом смысле пробел имеет место тогда, когда с определенной очевидностью можно констатировать, что определенный вопрос входит в сферу правового регулирования, должен решаться юридическими средствами, но конкретное его решение в целом или частично не предусмотрено в нормативных актах.

Существует два способа преодоления пробелов в праве: аналогия права и аналогия закона.

При обнаружении пробела в праве первоначально следует найти норму, регулирующую наиболее близкое (аналогичное) отношение. Такой способ представляет собой аналогию закона.

Если аналогичной нормы нет, то применяется аналогия права, то есть применение к рассматриваемому случаю общих начал и принципов правового регулирования отрасли права или правового института. Применение аналогии права и закона регулируется некоторыми правилами:

Аналогия возможна только в тех отраслях права, где она разрешена.

Первоначально поиск соответствующей нормы осуществляется в рамках одной отрасли права, затем в родственных отраслях, а лишь затем в принципах права.

Некоторые правила применения аналогии права и закона содержатся в статье 6 ГК РФ: «Применение гражданского законодательства по аналогии.

1. В случаях, когда отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности сторон определяются исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».

Следует при этом иметь в виду, что применение аналогии не является способом восполнения пробела в праве. Пробел продолжает сохраняться, так как создание правовых норм отнесено к компетенции правотворческих, а не правоприменительных органов.

 

80. Механизм правового регулирования: понятие, структурные элементы

Механизмом правового регулирования называют сложное правовое явление, единую систему правовых средств, с помощью которых реализуется комплексное воздействие на действия субъектов правоотношений для решения общественно полезных задач.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регулирования:

правовые нормы;

правоприменительные акты;

правовые отношения;

акты осуществления субъективных прав и юридических обязанностей субъектами.

Существуют следующие виды механизма правового регулирования:

простой, который используется для регулирования лишь одного конкретного правового акта;

сложный, такой, который используется для реализации конкретного акта, но с использованием иных вспомогательных актов.

Используются следующие методы правового регулирования:

централизованное регулирование (субординация), при котором регулирование происходит на базе властно-императивных начал;

децентрализованное регулирование (координация), при котором регулирование реализуется под влиянием субъектов правоотношений с помощью односторонних правомерных юридических действий, договоров.

Способами правового регулирования являются:

запрещение – возложение обязанности воздерживаться от совершения поступков определенного характера;

дозволение – предоставление лицам прав совершать активные собственные действия;

позитивное обязывание – возложение обязанности активного поведения (уплатить, передать и др. ).

Единой системой правовых установлений и форм юридически значимой деятельности, посредством которых обеспечивается достижение социально полезных целей и удовлетворяются интересы субъектов правоотношений, являются средства правового регулирования.

Процесс правового регулирования имеет различия в зависимости от выполнения лицом правовых обязанностей (в принудительном порядке или добровольно).

Выделяют также виды средств правового регулирования в зависимости:

от категории: средства-инструменты, которые входят в содержание права и представляют собой юридические термины, сведения о должном и запрещенном поведении и т. д.; средства-деяния, которые выражаются в юридически значимых поступках субъектов правоотношений;

юридической значимости: основные; вспомогательные;

функционального назначения: регулятивные; охранительные;

характера права: материальные; процессуальные;

времени действия: однократные; многократные;

формы деятельности: нормативные; индивидуальные;

предмета правового регулирования: уголовно-правовые; гражданско-правовые и др.;

предоставления или ограничения прав: стимулирующие; ограничивающие.

Предметом правового регулирования являются различные правовые отношения, которые могут поддаваться нормативно-организационному воздействию.

 

Таким образом, механизм правового регулирования позволяет:

собрать воедино, обжаловать, представить в работающем в системе виде явления правовой действительности, а именно правоотношения, нормы, юридические акты и др.;

определить специфические функции, которые выполняют те или другие юридические явления.

 

81. Законы и законность. Гарантии законности

Закон — набор правил или норм поведения, который определяет отношения между людьми, организациями, государством/государствами

Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Гарантии законности — это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Общие гарантии законности

Общие гарантии законности — реально складывающиеся в жизни общества возможности, которые в той или иной степени обеспечивают реализацию правовых предписаний. Среди них рассматривают:

Экономические гарантии. Являются основой для всех других гарантий. Кризис в экономике ведет к ослаблению законности. Экономическая свобода не всегда способствует укреплению законности. Уровень законопослушания снижается в результате невыполнения государством своих социальных обязательств перед гражданами (отсутствует поддержка незащищенных слоев населения, массовые невыплаты зарплат, развал системы бесплатной медицинской помощи, образования и т. д. ). Безработица также является «резервом» преступности.

Политические гарантии. Это функционирование политической системы общества. Демократия, разделение властей, политический плюрализм, свобода печати являются политическими предпосылками законности. Но самое главное, чтобы политические права и свободы не были декларативными, а реализовывались.

Духовные гарантии. Это мировоззрение, правосознание, высокий уровень общей и правовой культуры населения, мораль, глубокое уважение к требованиям права, развитие юридической науки.

Общественные гарантии. Это меры, применяемые общественностью в целях борьбы с нарушениями законности, для ее поддержания и укрепления (комиссии, комитеты, добровольные народные дружины, средства массовой информации).

Специальные гарантии законности

Специальные гарантии законности — юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.

Юридические гарантии (закрепленные в действующем законодательстве способы и средства, а также организационно-правовая деятельность по их применению, непосредственно направленные на обеспечение законности, на беспрепятственно осуществление прав и свобод и на их защиту). Это может быть дальнейшее развитие, совершенствование и повышение эффективности законодательства как нормативной основы законности, улучшение правотворческой деятельности государства. Законодательство также должно отвечать требованиям времени. Внутриведомственный и межведомственный контроль за законностью. Внутриведомственный заключается в контроле вышестоящего органа за соблюдением законности в деятельности подчиненных ему нижестоящих органов, то есть осуществляется по вертикали (контроль прокуратуры за милицией). Судебный контроль за деятельностью всех органов государственной власти и должностными лицами. Жалобы и заявления граждан, их своевременное и правильное рассмотрение. Адвокатура также играет немаловажную роль в укреплении законности.

 

82. Законность и правопорядок (понятие, соотношение)

Рассматривая с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органичная связь права и власти, права и государства.

Законность неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его осуществления. Главное здесь - требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества.

Другая грань исследуемого явления отождествляется с идей законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрировано выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации. В результате и право анализируется как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи общеправовым принципом, законность проникает в плоть правовой материи, определяет её формирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак права, как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.

С конструкцией законности органично связано и теоретическое понимание правового порядка. Под порядком обычно понимается правильное, налаженное состояние чего-либо, существующее устройство, определённая степень организованности какой-либо материи. Термин «правовой порядок» (или «правопорядок») применяется для характеристики состояния организованности, упорядоченности общественных отношений, которые возникают в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм. Правопорядок в обществе достигается тогда, когда деятельность всех субъектов права является правомерной, когда надлежащим образом осуществляются субъективные права и исполняются юридические обязанности, т. е. когда субъекты права совершают обязательные или дозволенные действия, либо воздержаться от совершения запрещенных действий.

Понятие «правопорядок» используется в действующем законодательстве, в официальных документах. На современном этапе развития России чёткий правовой порядок - необходимая предпосылка результативной работы власти, упорядочения различных сфер общественной жизни. Несмотря на это, в теории права не выработано единого определения этого правового явления.  

«Правопорядок - состояние упорядоченности регулируемых правом общественных отношений в результате последовательного осуществления законности, характеризуется реальным обеспечением прав и свобод личности, неукоснительным соблюдением юридических обязанностей всеми лицами, органами и организациями, правомерной деятельностью всех индивидуальных и коллективных субъектов права»?.

Правопорядок - результат действия законности, выражающий осуществление требований в повседневной жизнедеятельности индивидов, организации.

Правопорядку, как комплексному образованию, свойственны следующие особенности:

1. Правопорядок есть система общественных отношений, отличающихся состоянием упорядоченности, организованности.

2. Правопорядок - результат действия права, законности, организующий деятельность государства, его органов.

3. Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов права, надлежащая реализация ими и субъективных прав, и исполнение возложенных обязанностей.

4. Правопорядок - итоговый результат действия права, как бы замыкает цепь основных правовых явлений: право - правоотношения, законность - правопорядок.

5. Правопорядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений.

6. Правопорядок как составная часть общества характеризуется теми тенденциями, которые свойственны всей социальной основе (кризисное состояние общества, так или иначе, сказывается на состоянии правопорядка).

 

83. Правовая культура (понятие, структура, значение)

Правовая культура - многозначная характеристика одной из важнейших сторон жизни общества. Это более высокая и емкая форма правосознания.

“Под правовой культурой - предлагается понимать систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей”.

Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.

Правовая культура выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности... ”. Очевидно, что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано сомнение в целесообразности существования особой категории “правовая культура”, коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями, либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В данном случае происходит смешение правовой разновидности культуры с политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из приводимого автором перечня ценностей правовой культуры: принципы, формы и институты народовластия, структура, механизм политической и правовой системы социалистического общества и др., -- так и из прямого его указания на то, что существует “особая система правовой культуры социализма, включающая основные правовые (и не только правовые) ценности... ”.

Правовая культура характеризуется также степенью развитости в стране юридической науки, в частности политико-правовой мысли. Правовая культура не может обходиться без интеллектуальных источников в произведениях научного, философского, религиозного творчества, обращенного на осмысление государства, права, прав, свобод, обязанностей человека, конкретных способов регулирования взаимоотношений людей.

Юридическую культуру общества характеризует и существующая система правовой информации и массовых коммуникаций в сфере юридической деятельности.

Эта система складывается из средств массовой информации, по каналам которых до общества “доводятся” юридические сведения. Данную систему образуют: официальные печатные издания государственных нормотворческих органов; общая издательская, в том числе газетно-журнальная периодика; теле-, радиоисточники получения юридической информации; специальные компьютерные банки данных, хранящие сведения о законодательстве, практике его использования, применения и т. д. Наличие разветвленной и доступной населению системы “трансляции” продукции правового сознания, особенно исходящих от официальных государственных инстанций, удобства и оперативность в пользовании такой системой, отсутствие “закрытых зон” для граждан в этой сфере -- признаки высокой правовой культуры общества.

Кроме того, важны еще два критерия -- уровень развития законодательства и состояние законности в стране.

Эти показатели характеризуют как бы два измерения правовой культуры: нормативно-должный и практически-сущий, от соответствия и взаимной согласованности которых во многом зависит уровень правовой жизни.

К числу признаков высокой законодательной культуры общества традиционно относят:

-- социальную обоснованность законодательства, что означает соответствие содержания нормативных актов потребностям развития общества, отражение в законах достижений правовой науки, передовой юридической практики, традиций национального духовного менталитета;

-- технико-юридическое совершенство законодательства, предполагающее проработанность юридических механизмов реализации законов; точность и ясность юридического языка, однозначность терминов, определений, используемых в нормативно-правовых актах, судебных и административных решениях; совпадение смысла и буквы законов, невозможность их произвольного толкования, отсутствие в законодательстве значительных пробелов, дублирования, коллизий с актами иных уровней;

-- эффективность законодательства -- соответствие его назначения достигаемым социальным результатам. Правокультурный статус законодательства во многом определяется его действенностью. Законы, не находящие применения и поддержки в сознании людей, в их поведении, какими бы они ни были “хорошими”, “прогрессивными”, не могут рассматриваться как социальная ценность.

В состав правовой культуры входят следующие наиболее крупные культурные комплексы:

право как система норм, выражающих государственные веления;

правоотношения, т. е. система общественных отношений, регулируемых правом;

правовые учреждения как система государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, регулирование и исполнение права;

правосознание, т. е. система духовного отражения всей правовой действительности;

правовое поведение (деятельность) как правомерное, так и противоправное.

К этому перечню, несмотря на его широту, надо, думается, добавить критерии политической оценки права и правового поведения, правотворческую деятельность, правовую науку.

Очевидно, правовая культура представляет явление исключительно сложное по своей внутренней структуре и богатству социальных связей. Она не сводится к знанию законов, норм права, хотя и предполагает его в качестве обязательного условия. Правовая культура включает помимо правосознания еще и уровень правоисполнительной деятельности

 

84. Понятие, структура и роль правосознания

Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Правосознание - явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое. Оно представляет собой сферу или область сознания, отражающую правовую действительность в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации, социально-правовых установок и ценностных ориентиров, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях.

В теории государства и права выработано понятие структуры правосознания. Прежде всего, эту структуру характеризуют два пласта - правовая идеология и правовая психология.

Правовая психология отражает преимущественно созерцательный момент познания.

Правовая психология - наиболее распространенная форма сознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента. Именно в сфере правовых реакций право осуществляет ведущие определения своей социальной сущности - гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т. д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, т. е. систематизированное научное выражение правовых взглядов, требований, идей общества, социальной группы. Формирование правовой идеологии осуществляется как процесс теоретического осознания интересов, целей и задач общества, государства, индивида. Правовая идеологи дает обоснование установленных или предполагаемых юридических отношений, роли права, законности и правопорядка. В разработке правовой идеологии принимают участие ученые-правоведы, практические работники юридических учреждений, политические деятели. По существу речь идет о формировании правосознания на теоретическом уровне, в котором принимают участие профессионалы.

Необходимо также добавить, что правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект правовых явлений, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Помимо структуры выделяют также виды (уровни) правосознания.

Обыденное правосознание - это массовые представления людей, их эмоции, настроения по поводу права и законности. Эти чувства возникают под влиянием непосредственных условий жизни людей, их практического опыта

Профессиональное правосознание - понятия, представления, убеждения, традиции, складывающиеся в среде профессионалов-юристов. Однако практика показывает, что различные профессиональные группы правоведов не одинаково воспринимают юридическую действительность.

Научное правосознание - идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное теоретическое освоение права. В современных обществах научному правосознанию принадлежит приоритетная роль в указании путей развития права, законодательства. Носителями этого вида отражения правовых явлений выступают ученые-правоведы.

Правосознание можно классифицировать по его субъектам, носителям. Виды правосознания по его субъектам в общественной форме представляют как правосознание индивидуальное и коллективное. Коллективное правосознание в свою очередь подразделяется на групповое, массовое и общественное правосознание.

Общественное правосознание включает в себя идеи, взгляды, мнения, теории, которые распространены в данном обществе и которые отражают типичные свойства его юридической действительности. Оно объективируется в правовой культуре, юридической науке или идеологии; в законодательстве, поскольку оно принимается государственным органом, представляющим общество; в массовых представлениях, отражаемых, в частности, в прессе; во всех идеологических институтах - таких как политика, мораль, искусство, религия и т. д.

Прежде чем общественное сознание проникает в психику отдельных граждан, оно становится коллективным сознанием социальных групп - групповым. То, что правосознание опосредствуется социально-демографической структурой общества, - факт, подтвержденный многочисленными эмпирическими наблюдениями. Особенности группового правосознания объясняются рядом факторов. Первый из них состоит в том, что в любой общности, как уже указывалось, складывается специфическая субкультура, т. е. свои нормативные ценности, которые, прежде всего, влияют на оценки членами группы сложившейся юридической системы. Второй фактор - это различия интересов социально-демографических групп, связанных с неодинаковостью их мест в социальной структуре, а стало быть, с различным отношением к собственности, системе распределения, к власти, одним словом, к общественному строю и нормам, его определяющим, закрепляющим и регулирующим.

Групповое правосознание нужно отличать от массового, которое характерно для нестабильных, временных объединений людей.

Индивидуальное правосознание является результатом социализации отдельного человека и усвоения им группового и общественного правосознания, опосредованного особенностями его жизненного пути. Коллективные формы сознания плюс личный опыт - вот что образует основу восприятия юридической действительности каждой неповторимой личностью.

 

85. Правомерное поведение: понятие и виды

Право, регулируя поведение людей, служит одним из важнейших инструментов последовательного и неуклонного осуществления жизненных интересов каждой личности. В различных сферах социальной жизни субъект права, реализуя свои интересы и потребности, так или иначе сталкивается с многообразными проявлениями общественного бытия. Поведение субъекта права как участника конкретных общественных отношений выражается в определенных поступках. Поступки могут быть как социально значимые, так и социально не одобряемые. Поступок можно определить как волевой акт поведения, выражающийся в действии или бездействии, при котором индивид осознает социальное значение своего деяния. Таким образом, поступок индивида имеет объективную и субъективную стороны поведения. Объективная сторона выражается в действии (бездействии) и в результатах этих действий, а субъективную сторону поступка составляют мотивы и цели совершения поступка, т. е. внутреннее психическое отношение индивида к своим действиям и возможным последствиям этих действий.

Различают общественно полезные и общественно вредные поступки. С точки зрения права, социально полезные поступки можно характеризовать как правомерные, а общественно вредные поступки – как неправомерные. Социально значимое поведение людей, предусмотренное нормами права и влекущее юридические последствия, является правовым поведением. Субъектами правового поведения могут быть как физические (граждане, иностранцы, лица без гражданства), так и юридические лица (учреждения, организации, предприятия). Правовое поведение участников правоотношений может соответствовать, а может и противоречить интересам отдельного индивида, коллектива, общества. Правовые нормы предписывают, запрещают либо разрешают определенные виды поведения субъектам права. С точки зрения права юридически значимое поведение может быть правомерным или неправомерным. Поведение субъектов права, соответствующее требованиям правовых норм, является правомерным, а нарушающее правила, предписанные этими нормами, – неправомерным.

Правомерное поведение можно определить как основанную на правовых принципах и нормах правореализационную деятельность, осуществляемую субъектами правоотношений в форме использования своих субъективных прав, исполнения юридических обязанностей и соблюдения правовых запретов.

Правомерное поведение является одним из важнейших условий нормального функционирования общественной жизни, при котором обеспечивается осуществление прав и свобод личности, охрана правопорядка, т. е. оно всегда удовлетворяет общественные и личные интересы, для чего и устанавливаются правовые предписания.

Правомерное поведение, как и всякое человеческое поведение, представляет собой органическое единство внешнего поведения (деятельности) человека и его внутреннего психического состояния в момент совершения поступка. Правомерный поступок – это акт сознательного поведения, но о его субъективной стороне можно судить лишь по содержанию и форме внешнего поведения участника правоотношений.

Поэтому правомерное поведение отличается от неправомерных деяний прежде всего формой внешнего поведения (объективной стороной).

По содержанию внешнего поведения правомерное деяние представляет собой соответствующее правовым предписаниям общественно полезное действие или бездействие. Это – всегда акт социально полезного поведения, которое предусмотрено диспозицией или санкцией правовой нормы и характеризуется всеми содержащимися в норме права признаками.

Субъектами правомерного поведения могут быть:

физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства);

юридические лица (предприятия, учреждения, организации);

должностные лица;

органы государства;

органы местного самоуправления;

субъекты федерации;

государство в целом.

 В зависимости от отношения субъекта права к своему поведению, его мотивации различают следующие виды правомерных действий:

социально активное правомерное поведение;

законопослушное поведение;

пассивное правомерное поведение;

маргинальное поведение.

При социально активном поведении субъект действует активно, целенаправленно, эффективно реализуя свои субъективные права и юридические обязанности. Правовая активность личности может проявляться в различных сферах общественной жизни – производственной, политической и др. Это и добросовестное исполнение своих служебных обязанностей, активное участие в общественной и политической жизни страны и т. д.

 

Законопослушное поведение – это такое правомерное поведение, которое характеризуется сознательным подчинением требованиям правовых норм. Пассивное правомерное поведение проявляется в том случае, когда индивид намеренно не использует принадлежащие ему права и свободы. Так называемая маргинальная форма поведения (в переводе с латинского маргинальный – «находящийся на грани») находится как бы на грани между правомерным и противоправным состоянием, что обусловлено как социально-психологической деформированностью личности, так и определенным (вольным или невольным) провоцированием со стороны государственно-правовых институтов и общества в целом. Нестабильность социально-политической обстановки в обществе приводит к такому состоянию, что часть населения проявляет неудовлетворенность и неуверенность в завтрашнем дне. В силу этого такая личность, лишившись привычных условий существования, в любой момент может встать на путь неправомерного поведения, но пока еще не делает этого из-за страха перед наказанием.

 

86. Понятие, состав и виды правонарушений

В теории права существует множество определений правонарушения. Давая определение правонарушению необходимо учитывать, что правонарушение по своим объективным свойствам это посягательство отдельного субъекта права на установившийся в обществе порядок отношений между людьми, коллективами, между коллективом и личностью.

«Правонарушение можно определить как виновное, противоправное действие (бездействие) лица, причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. »

«Правонарушением называется виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом.

Всякое правонарушение - это деяние, т. е. действие или бездействие. Действие - акт активного поведения (кража, драка, взятка, бандитизм, пиратство и т. п. ). Оно может состоять в произнесении определенных слов (клевета, оскорбление, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и розни и т. п. ). Бездействие признается деянием, если по служебному долгу или по ситуации нужно было что-то сделать, но сделано не было (прогул, халатность должностного лица, уклонение от уплаты налогов, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном для жизни или здоровья состоянии без помощи и т. п

Вопрос о составе правонарушения является предметом многочисленных дискуссий в науке. В учении о составе правонарушения имеется очень много спорных моментов, по поводу которых ведётся острая полемика. Основные разногласия касаются следующей проблематики: где содержится состав правонарушения, в самом деянии или в источнике права, а также что понимать под элементом, а что - под признаком правонарушения и его состава.

«Под юридическим составом правонарушения понимается система его признаков, необходимых и достаточных для возложения юридической ответственности. »

«Юридический состав правонарушения, представляет собой совокупность необходимых и достаточных с точки зрения действующего законодательства условий или элементов (и их признаков) объективного и субъективного характера для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения. »

Таким образом, состав правонарушения - это набор элементов, образующих правонарушение. И не просто набор или совокупность, а " Строгая система " четырех взаимосвязанных элементов.

Исходя из этого состав правонарушения представляет собой множество подсистем и элементов, находящихся в таких отношениях и связях между собой, которые образуют вполне определенную целостность и единство". Система " Состав правонарушения " включает в себя четыре подсистемы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона, внутри каждой из которых находится подсистема нижележащего уровня.

Состав правонарушения - это своего рода каркас нарушающего право деяния, его модель. Поэтому было бы неверным считать, что состав правонарушения - это есть реально существующее правонарушение. Это далеко не так. Состав правонарушения уже содержащего его правонарушения. В него включаются только существенные, минимально необходимые элементы, он " отражает единичное, особенное лишь в наиболее общих, наиболее существенных чертах.

Виды правонарушения:

Правонарушение

Преступление

небольшой тяжести

средней тяжести

тяжкие

особо тяжкие

Проступки

административные

дисциплинарные

гражданские

конституционные

 

87. Правовой нигилизм: понятие, исторические корни

Правовой нигилизм, т. е. отрицательное отношение к праву, закону и правовым формам организации общественных отношений является антиподом правовой культуры. В России он имеет, к сожалению, глубокие корни.

Большой вред развитию правовых начал в обществе нанесла марксистско-ленинская идея об отмирании государства и права при социализме. Классики марксизма-ленинизма, в общем-то, не скрывали своего отрицательного отношения к праву. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Что касается права, то мы, наряду со многими другими, подчеркнули оппозицию коммунизма против права как политического и частного, так и в его наиболее общей форме - в смысле права человека».

Право относится к числу фундаментальных ценностей мировой культуры, выработанных человечеством в ходе его развития. Ценностные свойства права обусловлены его значением как особой формы общественных отношений, его местом и задачами в социальной системе общества.

В настоящее время нигилистическое отношение к праву стало наиболее показательной и неотъемлемой чертой сложившейся в России ситуации культурно-правового кризиса. И, тем не менее, правовой нигилизм и нигилизм вообще - достаточно длительно существующее и распространённое в мире явление, которое можно рассматривать как характерное для определённого этапа развития европейской цивилизации. Этот этап, наиболее выразительно охарактеризованный Ф. Ницше формулой «Бог умер», означавшей, что к концу XIX века европейская культура утратила ощущение присутствия Бога в мире, и теперь понимание мира человеком не основано на признании абсолютных ценностей, связан с наступлением аксиологического релятивизма. Другой немецкий мыслитель, М. Хайдеггер, анализируя на основе феноменологии европейский нигилизм как явление фундаментальное для современного сознания, выявил его ключевые черты. Во-первых, мировоззренческий нигилизм - это господство бессмысленности, обесцененности всего сущего. Отсутствие адекватной укоренённой в абсолюте ценностной иерархии приводит к пониманию равнозначности всех ценностей, их относительности, а, следовательно, в конечном счете, отсутствия в них какого-либо общезначимого. Во-вторых, нигилизм раскрывает себя в убеждении, что жизненный мир человека, общество сотканы из «психологических потребностей» и представляют собой только сеть пересекающихся частных интересов. Отсюда вытекает идея об отсутствии в мире и обществе единой наполненной смыслом организации, порядка и целостности.

Более частным и конкретным проявлением нигилизма как социокультурного феномена является правовой нигилизм. Следовательно, под последним надо понимать релятивизацию аксиологических установок сознания в правовой сфере по отношению к праву. Этому пониманию соответствуют определения правового нигилизма в современной отечественной научной литературе. Так, Н. И. Матузов считает, что сущность правового нигилизма заключается «в общем негативно-отрицательном, неуважительном отношении к праву, законам, нормативному порядку».

Однако, анализируя причины правового нигилизма, исследователи, например, тот же Н. И. Матузов, часто объясняют их юридическим невежеством, косностью, отсталостью, правовой невоспитанностью основной массы населения. Такой подход скорее является несколько поверхностным, основанным более на житейских наблюдениях и констатации фактов, и в силу этого, используя его, мы рискуем остаться на уровне не теоретических, а обыденных представлений. Ибо из этого подхода следует, что правовой нигилизм является просто отношением в принципе неправового сознания к праву. Действительно, для сознания, в котором отсутствуют правовые представления, права как реальности просто не существует. В лучшем случае право является для такого сознания объективной внешней принудительной силой, но тогда правомернее называть это состояние сознания не правовым нигилизмом, а «правовым негативизмом», говорить об абсолютном отсутствии у носителей этого явления правосознания как такового. Тем не менее, представляется, что более верно было бы понимать правовой нигилизм как проявление специфического типа правосознания и правовой культуры, базирующихся на ином, атипичном восприятии аксиологического и социорегулятивного потенциала права и диктующих иное, атипичное отношение к нему как ценности.

Если ценности разных типов правовой культуры несовместимы, если каждый тип культуры является специфической формой освоения, понимания, интерпретации действительности, то каждая из них либо находит в действительности, либо не находит то, что соответствует её системе ценностей. Взаимная оценка культур может привести к обоюдному непризнанию ценностей. В таком случае и возникает правовой нигилизм, представляющий собой не просто субъективную недооценку права, обусловленную низким уровнем юридического образования, правосознания и правовой культуры, а неприятие конкретного типа правопонимания. Необходимо подчеркнуть, что у этого явления две взаимосвязанные стороны: помимо недооценки иного типа правопонимания, здесь присутствует также и ощущение социальной нереализованности собственного понимания права.

Правовой нигилизм глубоко укоренился в правосознании русского народа: десятилетия правового отчуждения, отторжения права сделали свое дело - сегодня мы пожинаем плоды этого застарелого порока, не искореняя, а порою даже обогащая его новым содержанием. Верно отметил А. Валицкий, что праву в России не повезло. В России право отвергалось «по самым разным причинам: во имя самодержавия или анархии, во имя Христа или Маркса, во имя высших духовных ценностей или материального равенства».

 

88. Понятие, основания и виды юридической ответственности

Юридическая ответственность неразрывно связанна с государством, нормами права, обязанностями и противоправными поведением граждан и их объединений. Государство, издавая нормы права, определяет юридическую ответственность независимо от их воли и желания, она носит государственно-принудительный характер.

Государственное принуждение - специфическое воздействие на поведение людей, основанной на его организованной силе. Но это не просто государственное принуждение, а принуждение и исполненение норм права. Характерная особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность, строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки.

В науке классификация видов юридической ответственности производится по самым различным основаниям: по органам, реализующим ответственность, по характеру санкций, по функциям и т. д. Наибольшее распространение получило деление видов ответственности по отраслевому признаку. По этому основанию различают ответственность уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную и материальную. Каждый из видов имеет специфическое основание (вид правонарушения), особый порядок реализации, специфические меры принуждения.

Уголовная ответственность, которая наступает за преступления и содержит такие меры, как лишение свободы, штраф и иные меры, в том числе смертную казнь.

Основания ответственности -- это те обстоятельства, наличие которых делает ответственность возможной (необходимой), а отсутствие их ее исключает. Юридическая ответственность возникает только в силу предписаний норм права на основании решения правоприменительного органа. Фактическим основанием ее является правонарушение. Оно, как известно, характеризуется совокупностью различных признаков, образующих состав правонарушения. Лицо может быть привлечено к ответственности только при наличии в его действии всех элементов состава.

Для реального же осуществления юридической ответственности необходим правоприменительный акт решение компетентного органа, которым возлагается юридическая ответственность, устанавливаются объем и форма принудительных мер к конкретному лицу. Это может быть приговор суда, приказ администрации.

 

89. Основные правовые системы современности

В настоящее время в мире насчитывается около двухсот национальных правовых систем. В каждой стране исторически в зависимости от национальных традиций, культуры, менталитета и других факторов социально-экономического и политического характера сложилась своя система права. Каждая национальная система права имеет свои особенности и характерные черты, что позволяет говорить о ее самобытности.

Однако, несмотря на свои особенности и различия, эти правовые системы имеют и общие черты, которые позволяют их объединить в так называемые «правовые семьи». Понятие «правовая семья» используется лишь для того, чтобы выявить сходства и различия правовых систем современности. На сегодняшний день различия между правом разных стран значительно уменьшаются, идет процесс их сближения, который обусловлен интеграционными процессами в современном мире.

Правовые семьи образуют объединение нескольких правовых систем различных государств, которые имеют общие корни возникновения и исторического развития, основаны на одних и тех же правовых принципах и нормах, имеют одну и ту же форму выражения. Эти правовые системы имеют одну и ту же общность принципов правового регулирования, которые определяют их содержание. В этих правовых семьях обычно используют тождественные или сходные по своему значению юридические понятия, термины и категории, что объясняется единством их происхождения, распространением (или же рецепцией) целых правовых институтов и норм правовой системы одной страны на другую.

 

 Таким образом, под правовой семьей понимается определенная совокупность национальных систем права, объединенных общностью исторического формирования, структуры источников, принципов правового регулирования, понятийно-категориального аппарата юридической науки. Изучением сравнительного анализа национальных правовых систем, выявлением их особенностей и общих черт занимается наука сравнительного права (компаративистика). В рамках сравнительного правоведения также изучается соотношение международного права с национальными правовыми системами, что позволяет выявить общее и особенное в этих правовых системах, их взаимовлияние. Сравнительное правоведение позволяет углублять наши представления (знания) о природе и сущности права, закономерностях становления и развития правовых институтов, социальной роли и назначении права. Применение сравнительного метода дает основание классифицировать правовые системы мира по различным признакам.

 К вопросу о типологии правовых систем существуют различные подходы. За основу классификации могут приниматься различные критерии – идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и т. д. Юридическая типология позволяет учитывать конкретно-исторические, юридико-технические и иные особенности различных правовых систем.

 В научной литературе можно встретить самые различные типологические подразделения семей национального права. В основу классификации правовых систем современности могут быть положены разные критерии. Так, известный французский ученый по сравнительному правоведению Р. Давид выделяет два критерия классификации: идеологический (факторы культуры, религии, философии, экономической и социальной структуры) и критерий юридической техники. Он указывает, что оба они должны быть использованы «не изолированно, а в совокупности».

При классификации основных правовых систем современности учитываются следующие группы факторов: во-первых, исторический генезис правовых систем; во-вторых, система источников права; в-третьих, структура правовой системы – ведущие правовые институты и отрасли права.

 На характер формирования источников права, на форму их выражения во многом влияют сложившиеся правовые традиции и культура, образ юридического мышления. Например, для романо-германской правовой системы характерно рассмотрение дел на основе общих, абстрактных норм права, а для английского права – однажды вынесенное судом решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом.

В отечественной юридической науке, помимо названных правовых семей, выделяют и славянскую правовую систему (Россия, Украина, Белоруссия, Болгария, новая Югославия). Названую группу правовых систем, входящих в славянскую семью права, с уверенностью можно отнести к романо-германской правовой системе, так как у них есть много схожих признаков и характерных черт.

 

90. Юридическая деятельность

Деятельность юриста всегда вызывала глубокое уважение и почитание, признавалось элитарной и приоритетной в любой социальной среде.

Юрист - это специалист, сведущее лицо в юриспруденции, обладает профессионально правовыми знаниями и умеющее применять их в практической деятельности.

Результатом глубокой подготовки юриста, его специальных знаний и оточенного умения является развитое чувство права и законности, своего рода правового и не правового - та точность юридического знания и умения, которая выражает сущность юридической работы.

Юрист - специалист принадлежит к особой группе профессий. Эта профессия, призвана обеспечить управление в обществе. По мнению болгарского философа В. С. Добриянова, в основе структуры общества лежит четыре первичных компонента: материальное производство, воспроизводство людей и управление

. В соответствии с этим самостоятельную группу профессий состоят так же виды деятельности по управлению, в том числе деятельности юриста. В работе любого юриста, есть общие черты.

Профессия юриста - непосредственно политическая профессия. В своей основе она является государственной работой, касающейся коренных вопросов политического характера…

Юридическая специальность - профессия, условно говоря, точная. Она выражается в деятельности, которая основана на точных, строго фиксированных показателях…

Профессия юриста - жизненная, глубоко человеческая специальность. Юристу в его работе приходится охватывать буквально все стороны жизни общества, деятельности человека - и хозяйство, и изобретательное дело, и семью, и многое другое…

Особой чертой юридической профессии является то, что работа носит организаторский характер. Задача юриста организовать применение правовых норм, воплотить их в жизнь…..

Ещё одна существенная черта. Профессия юрист - творческая профессия. Она выражается в творческом применении знаний, направленных на строгое осуществление начал законности…

Юристы призваны работать за соблюдение законности. Но каждый юрист имеет свои профессиональные функции в зависимости от разновидности юридической деятельности.

Если же попытаться охарактеризовать главное в профессиональных функциях юриста на современном этапе, то пожалуй, выявим что главное в них - это деятельность по ведению юридических дел.

Юридические дела - это жизненные случаи, выступающие в качестве обособленных, самостоятельных предметов юридического рассмотрения. К ним относится преступления, гражданские споры, конфликты, возникающие в связи с применением трудового законодательства, и всё же другие случаи, которые требуют рассмотрения и решения в соответствии с нормами права.

 Человек начавший работать в сфере борьбы с преступностью должен, прежде всего, понять всю сложность социальной жизни, её изнанки, он должен узнавать зло и людей его несущих, а так же научиться самосовершенствоваться учиться и уметь учить других.

Борьба с преступностью - это главное направление деятельности юриста, но в то же время нельзя забывать о том, что те с кем приходится вести эту борьбу тоже были людьми, не совершавшими преступлений, не были настолько социально запущенными. Что их сделало такими? Надо вникнуть в это, для принятия правильного решения. Для юриста не допустимо потерять чувство объективности даже тогда, когда в душе ты кипишь негодованием, если ты встал в ряды борцов с преступностью - не имеет права. Сложность работы заключается не только в том, что нужно работать с людьми и именно их поставить на правильный жизненный путь, а в том, что нужно каждодневно проявлять широту взглядов, уметь заглянуть и в будущее, разрабатывать меры, с помощью которых можно предупредить новое преступление. Это самые необходимые качества тех кто, став юристом, выберет путь борьбы с преступлениями. Умение понять человека, увидеть в преступление человека - очень важно. Может даже самое важное.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.