Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Как появился наш проект. Актуальностьработы.



Как появился наш проект

На уроке литературы мы изучали греческую мифологию, учитель предложил нам прочитать один из мифов и познакомить ребят с ним. Но наш одноклассник принес книгу о Перси Джексоне, когда мы стали разбираться, то оказалось, что это фэнтези. так появилась  идея узнать больше об особенностях жанров. тема нашего проекта ««Мифы Древней Греции как основа для произведений жанра фэнтэзи»

Цель исследования — выявить жанровое своеобразие литературы фэнтези и мифов и обратить внимание современного читателя на сходства и различия между ними.  

Для достижения этой цели в ходе исследования необходимо решить ряд задач :

1. Обобщить имеющиеся знания по литературному жанру фэнтези и мифа для того, чтобы дать им наиболее точное определение.

2. Проанализировать соотношение жанра фэнтези с мифом.

Актуальностьработы.


Жанр фэнтези прочно утвердился в современном литературном потоке. Но, несмотря на обилие художественных текстов и исследовательских работ до сих пор нет единого толкования этого жанра, не выработано критериев эстетической оценки фэнтезийных произведений. Нет единого мнения и по поводу того следует ли рассматривать фэнтези как поджанр фантастики или мифа, либо как самостоятельный жанр. Однако, не имея практически никаких научных обоснований, данное направление развивается довольно причудливо и практически непредсказуемо. Все попытки критиков хоть как-то ограничить его, создать рамки пока оказываются тщетными.

Обращение к фэнтези - довольно распространенное явление в современной литературе. К приемам фэнтези порою прибегают и писатели, работающие в других жанрах. Фэнтези - не только литературный жанр, но и художественное направление.

Мир фантазии изначально возникал как параллельный обыденному бытию человечества. Фэнтези, несомненно, имеет мифологическую основу.

Методы работы: работа со словарями, первоисточниками.

Объект исследования: произведения жанра фентези и мифы.

Предмет исследования: жанровое своеобразие мифов и фэнтези.

В работе мы опирались на труды: Е. Дрозд «Фэнтези: пробуждение спящих богов», В. К. Олейник «Жанр фэнтези в литературе ХХ века», Н. Ютанов«О пользе фэнтези в мире миров», В. Гончаров «Русская фэнтези — выбор пути», Е. Ковтун «Истинная реальность» fantasy"

В 1 главе мы рассматриваем

Жанр фэнтези, сложившийся в середине XX века, сегодня является одним из самых популярных и интересных явлений культуры. Для понимания и изучения феномена фэнтези необходимо, прежде всего, выяснить, какие элементы литературы и культуры послужили основой для возникновения нового направления. Все исследователи жанра сходятся во мнении, что одной из этико-эстетических и структурополагающих основ литературного направления фэнтези является миф. Как правило, при рассмотрении мифа как первоисточника фэнтезийной литературы, наибольшее внимание уделяется сюжетным заимствованиям фэнтези из мифологии, но фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с точки зрения науки. Сам этот мир существует в виде некоего допущения, а его физические законы могут отличаться от реалий нашего мира. В таком мире может быть реальным существование богов, колдовства, мифических существ, привидений и любых других фантастических сущностей.

Рассмотрев жанровые признаки фэнтэзи, мы пришли к выводу: авторы фэнтези обращаются к сюжетам мифом.

Мифы возникли из настоятельной потребности людей объяснить происхождения природы, людей, устройство мира, предсказать судьбу человечества. В мифе человек и общество не выделяют себя из окружающей природной стихии. Природа, общество и человек слиты в единое целое, неразрывное, единое. В мифе нет абстрактных понятий, в нем все - очень конкретно, персонифицировано, одушевлено. Мифологическое сознание мыслит символами: каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие. Миф мыслит образами, живет эмоциями, ему чужды доводы рассудка, он объясняет мир, исходя не из знания, а из веры.

Но есть другие характеристики мифа, помимо сюжетных, которые очень важны для фэнтезийной литературы. При рассмотрении мифа как способа мышления именно в фэнтези читатель может столкнуться с «мифическим взглядом на миф». Способность мифа быть с точки зрения мифического сознания «наиболее яркой и самой подлинной действительностью» является не менее важным основанием для литературы фэнтези, чем мифологические сюжеты и образы.

 

Фэнтези находится в генетическом родстве с мифом. От мифа фэнтези унаследовало эпичность повествования и исходную трагичность. Герой обязан совершить предназначенное, хотя бы это и грозило ему гибелью. Проблема борьбы в безысходной ситуации окрашивает в трагические цвета весь героический эпос народов Европы. Современное фэнтези добавляет к такой ситуации идею нравственного выбора. Герой фэнтези не столь детерминирован, как персонаж мифологических сказаний, и поэтому в жанре фэнтези открывается простор для создания противоречивых, живых человеческих образов, отрешившись от деления героев на хороших и плохих.

Т. Степновска, рассуждая о происхождении фэнтези, утверждает: «Основным источником возникновения фэнтези как особого вида художественной литературы, где свободная игра воображения способна нарушить любой закон реального мира, ввести любое чудо и волшебство в качестве слагаемого содержания и формы, являются миф и сказка». Основным законом мифа является фатум, высшая сила.

Во 2 главе  мы утверждаем что, Знание мифов расширяет кругозор, но важны они не только поэтому. Мифология — еще и способ лучше понимать людей. Ведь все эти сказания были для людей прежде всего способом объяснить то, что они видели в мире, — но не только ответить на вопрос, почему встает и садится солнце. Мифы раскрывают и весь спектр человеческих чувств — любовь, ненависть, страх, месть…

Кроме того, легенды не обязательно принадлежат лишь прошлому. Мифотворчество не закончилось вместе с бронзовым веком. По сей день люди творят легенды. И в книгах Рика Риордана нашлось место современным мифам. Понимая классическую мифологию, можно лучше понять себя самого и разобраться, как люди объясняют то, чего не понимают. А непонятным что-то будет оставаться всегда, пока существует человечество.

Наконец, греческие мифы просто интересны! В них есть приключения, волшебство, любовь, жуткие чудовища, бесстрашные герои — чему же тут не понравиться?

А читателям, подросткам, мифология близка еще и потому, что им не чужды ощущения полукровки. Перси Джексон, как и Геракл, Ясон и Тесей, — получеловек, полубог. Он не прекращает попыток определить, кто он такой, поскольку разрывается между двумя мирами, не принадлежа ни к одному. Любой подросток понимает это состояние: он находится между миром детства и миром взрослой жизни. Современные юные читатели не просто знают мифы — они ими владеют. Они ставят себя на место героев, находят в их приключениях надежду на победу в жизненных битвах и даже иногда считают своих учителей древними чудовищами!

Главный герой - добрый мальчик, полубог, который сомневается в том, что он чего-то стоит, что он сможет совершать подвиги. Особенно, тот, который предсказали пророки. Главному герою придется пойти в поход, что бы найти Золотое Руно, сразится с восставшим Кроносом, встретиться с: Химерой, немейским львом, Минотавром, лернейской гидрой, горгоной, циклопом, Дедалом, пройти через Лабиринт, заполучить нить Ариадны. во всех этих героях мы с легкостью угадываем представителей мифов Древней Греции.

Проанализировав произведения жанра фентези и мифы, можно сделать следующие выводы:

Литература фэнтези ведёт свою историю от мифов Древней Греции и средневековых эпосов. Значительная часть вымышленных миров и сюжетов в фэнтези построена на архетипах - стереотипных, сформированных предшествующей культурой образах и ходах… В большинстве фэнтези-произведений основой сюжета является противостояние сил Добра и Зла. Силы Тьмы при этом зачастую изображаются в соответствующей атрибутике, намекающей на их „темность”: чёрные плащи, черепа, маски, оккультная символика. Архетип сил Света менее стоек, и, как правило, отсылает к стилистике христианской церкви. Даже в произведениях, где „тёмные силы” не отождествляются с отрицательными персонажами, этот стереотип сохраняется. В большинстве вымышленных вселенных в том или ином виде фигурирует определённый набор мифических существ, условно называемых „расами”. Большинство из них заимствованы из мифологии, образы некоторых были придуманы либо переработаны из мифов писателями. Также в мирах фэнтези часто фигурируют одни и те же мифологические существа, заимствованные преимущественно из греческой, скандинавской или славянской мифологии: драконы, единороги, русалки, кентавры, минотавры, химеры, мантикоры (во множественном числе)

Несмотря на выделенные особенности, фэнтези остается малоисследованным и неоднозначным жанром. Проблемы, связанные с определением жанра фэнтези требуют дальнейшего изучения и разработки.

 

Спасибо за внимание!

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.