Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





24. Оценка экологической ситуации дошкольного учреждения. Источники экологической опасности вблизи учреждения.



23. Общая характеристика программы экологического образования дошкольников " Наш дом – природа" (Н. А. Рыжова, 1996): основные блоки, их комплексный характер, взаимосвязь и взаимодополняемость.

Основная цель программы «Наш дом — природа» — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в детском саду работы по ознакомлению детей с окружающим миром и природой (которая в настоящее время является частью любой основной программы детского сада), экологизация всех видов детской деятельности, создание среды для общения детей с природой, подготовка педагогов, сотрудничество детей, родителей и педагогов, развивающее обучение на примерах ближайшего окружения. Экологическое образование рассматривается не как отдельное направление работы дошкольного учреждения, а как неотъемлемая часть повседневной жизни ребенка.

«Наш дом — природа» является авторской программой, обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.

Поскольку экология — это, прежде всего, наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и окружающей средой, акцент делается на развитии у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях (особенно в старшем дошкольном возрасте). Дети учатся понимать, насколько тесно природные компоненты связаны между собой, и как живые организмы зависят от среды обитания. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Такой подход позволяет подвести детей к элементарному пониманию проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой и последствий деятельности людей.

Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, умению видеть красоту и неповторимость природы, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, включая ресурсосбережение. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Настоящая программа предназначена для работы с детьми от 2 до 7 лет. При этом педагог осуществляет отбор содержания блоков и строит свои занятия с учетом возраста дошкольников.

Экологическое образование рассматривается как неотъемлемая часть общего образования. Программа ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании. В основе реализации программы положены интеграция и деятельность ребенка. Все разделы связаны друг с другом, а завершающие темы являются обобщением предыдущих. Так, блок занятий «Лес» (сообщество) изучается после блоков «Растения», «Животные», «Почва», которые дают дошкольникам отдельные представления о живых организмах и их связях с окружающей средой. Выделяется 4 уровня программы. Первый уровень представлен блоком «Я и природа» и вводит ребенка в мир природы, знакомит с ее компонентами (водой, воздухом, растениями, животными и т. п. ) и окружающей средой. На втором уровне каждый компонент рассматривается отдельно (блоки «Волшебница вода», «Воздух-невидимка», «Солнышко, выгляни в окошечко», «Что у нас под ногами», «Почва – живая земля», «Что в доме-природе растет», «Кто в доме-природе живет»). На третьем уровне (блок «Лесной дом») рассматриваются взаимосвязи живой им неживой природы. Четвертый уровень представлен блоком «Человек и природа» и посвящен проблемам охраны природы, ресурсосбережения, усвоению правил поведения в природе и в быту.

Программа имеет эмблему в виде дома-природы, что отчасти объясняет ее название.

 

Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира; на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя, родителей и детей. Конечной задачей программы является не усвоение ребенком биологических (экологических) знаний, а формирование у него основ экологической культуры, умения сопереживать природе и желания сохранить ее.

Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Как уже отмечалось, она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др. ). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.

В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды и интегрированный подход в организации работы. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, игр, чтения книг, занятий по изобразительной, физической деятельности, на музыкальных занятиях и т. п. Большое внимание уделяется совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей: проведению наблюдений, экспериментированию, театрализованной, музыкальной деятельности и т. д.

24. Оценка экологической ситуации дошкольного учреждения. Источники экологической опасности вблизи учреждения.

ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
1. Выясните, есть ли источники экологической опасности вблизи вашего учреждения (например, локаторы, линии высоковольтных элек­ тропередач, автостоянки, предприятия, теплоэлектростанции, авто­ магистрали с оживленным движением, свалки и т. п. ). Эти данные вам помогут получить сотрудники комитета по экологии и органы сан- эпидемнадзора.
 2. Если есть возможность, узнайте, что было на месте вашего дет­ ского сада раньше: нетронутый ландшафт, строительная площадка, парк или другие объекты. Так, например, в районе новостроек детские сады нередко строятся на местах, где полностью снят естественный слой почвы и обильны остатки строительного мусора. На таких участках крайне сложно выращивать растения, в этом случае лучше создать аль­ пийскую горку. Если на месте вашего учреждения были заболоченные земли, значит, вы должны высаживать на участке влаголюбивые рас­ тения, а почвы удобрять.
3. Какие парки, скверы, газоны и другие типы зеленых насажде­ ний, которые вы можете использовать в целях экологического образо­ вания, имеются в окрестностях вашего учреждения?
4. Есть ли поблизости участки для выгула собак, кошек? Их следу­ ет исключить из мест прогулок с детьми из-за неблагоприятных сани­ тарно-эпидемиологических условий. Не пытаются ли жители близле­ жащих домов гулять с собаками или кошками на территории вашего детского сада?
5. Есть ли поблизости от вашего учреждения участки с естествен­ ной, малонарушенной растительностью (участки леса, луга, боло­ та)? Их вы можете использовать для организации экскурсий, прогу­ лок.
6. Оцените ваш район с точки зрения шума. Есть ли поблизости источники постоянного шума (автомагистрали, аэропорты, железная дорога и другие)? Вслушайтесь: не мешает ли вам шум во время прогу­ лок или во время занятий с детьми в помещении? Считаете ли вы шу­ мовой фон нормальным?
7. Откуда в ваш детский сад поступает вода? Из поверхностных или подземных источников? Какого она качества? Пользуетесь ли вы фильтрами для очистки воды?
8. Применяете ли вы на участке детского сада удобрения, ядохими­ каты? Если да, то что вы знаете об их влиянии на здоровье человека? На окружающую среду? Всегда ли следуете инструкциям по примене­ нию этих веществ?
 9. Оцените степень освещенности и увлажненности территории участка, выделите наиболее освещенные и наиболее затененные места, наиболее сухие и наиболее влажные.
10. Какие места на вашей территории наиболее безопасны для про­ гулок с детьми? Почему?
 11. Составьте список растений вашего участка: а) дикорастущих, б) культурных. Оцените степень разнообразия растений.
12. Есть ли поблизости от вашего учреждения водоемы, каковы ис­ точники их загрязнения, можно ли в них купаться, ловить рыбу? Мож­ но ли их использовать для целей обучения?
13. Составьте список животных, которых вы встречали на своем участке.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.