Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лениногорск , 2011



 

Министерство образования и науки РФ

Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева

Лениногорский филиал

Кафедра Экономики и менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Статистика

 

Тема: Статистическое изучение расходов и потребления населения

 

 

    Исполнитель: А. А. Павельева, студентка группы 28176 специальность 080502
    Проверил: Р. Ш. Азитов, старший преподаватель кафедры экономических наук  

 

                                

Лениногорск, 2011

 

 

Оглавление

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. СТАТИСТИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ………………………………………………. ……... 6

1. 1 Основные понятия статистического изучения расходов и потребления населения. Сущность системы показателей ………….. ………………….. 6

1. 2 Методология  исследователей Росстата……………………….. …………. 10

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ

 ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ…………………... 18

2. 1 Методы количественного измерения доходов домашних хозяйств……. 18

2. 2Система расчетов доходов и расходов экономически активного

занятого населения …………………………………………………………. 23

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

 В ВЫЯВЛЕНИИ БЮДЖЕТА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

 В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….. 37

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….. 39

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Важным вопросом для экономической политики является вопрос соотношения между потреблением и сбережениями населения, динамики этих показателей: увеличивает ли население текущие расходы за счет сокращения сбережений, или же это последствия реального роста уровня доходов. Анализ потребительских расходов позволяет выявить скрытые, незаметные при анализе производства сферы экономической деятельности – «теневую» экономику.

Основными источниками данных о доходах и расходах населения являются данные государственной и ведомственной статистики.

Государственная статистика собирает информацию непосредственно от населения и домохозяйств при проведении выборочного обследования домашних хозяйств и от крупных и средних фирм, представляющих отчётность по труду и выплате заработной платы. Кроме того, проводятся периодические обследования задержки выплат заработной платы по некоторым отраслям экономики, а также изучение дифференциации заработной платы по выборке фирм.

В рыночных условиях возрастает необходимость в изучении платёжеспособности населения как одного из важных факторов развития рынка.

Однако информация о доходах менее достоверна из-за многообразия источников доходов, наличия неучитываемых доходов от ''теневой'' экономической деятельности, разрыва во времени между осуществлённой деятельностью и её оплатой, а также наличие не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых льгот населению. Поэтому статистика всё в большей степени сосредотачивает внимание на изучении расходов,  а значит - изучает доходы через расходы населения.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что в рыночных условиях возрастает необходимость в изучении платежеспособности населения как одного важнейших факторов развития рынка.

Цель данной работы заключается в исследовании теоретических основ и практических проблем статистического изучения расходов и потребления населения. В связи с этим в курсовой работе поставлены следующие задачи:

Во-первых, ознакомиться с функциями и основными направлениями изучения доходов и расходов домашних хозяйств;

Во-вторых, рассмотреть и проанализировать методы измерения и оценивания доходов населения и потребления материальных благ и услуг.

В-третьих, произвести анализ дифференциации денежных доходов и расходов населения.

В качестве объекта исследования выступают бюджеты домашних хозяйств. Предметом исследования являются статистические методы исследования потребления населения и их расходы.

Теоретическую и методологическую основу исследования  составили научные положения, содержащиеся в трудах отечественных ученых, занимающихся теоретическими и практическими вопросами исследования доходов населения: Богомоловой Т. Н., Топилиной В. С., Панкратьевой Н., Елисеевой И. И., Сурикова А. Е., Иванова Ю. Н., Элефтерова Д. П., Ясина Е. Г., а так же Интернет-статьи, данные ГОСстатистики РФ и РТ.

Методологической основой исследования является диалектико-материалистический подход к изучению, системный подход, анализ и синтез, статистические наблюдения.

Поставленная цель и задачи, а так же изученный материал логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех  глав, последовательно раскрывающих тему, заключения и списка использованной литературы.

 

 

ГЛАВА 1. СТАТИСТИКА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

 

1. 1 Основные понятия статистического изучения расходов

и потребления населения. Сущность системы показателей

 

Доходы населения представляют собой совокупность денежных и натуральных средств, полученных или произведенных домашними хозяйствами за определенный период. Доходы формируются за счет труда работника и других источников. Их роль в жизнедеятельности человека определяется тем, что уровень и структура потребления населения прямо зависят от величины  дохода. По вещественной форме доходы подразделяются на денежные и натуральные. Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг, недвижимости, продукции сельского хозяйства, скота, различных изделий и других товаров (включая продажи на неофициальном рынке), доходов от оказанных на сторону различных услуг.  При бюджетных обследованиях семей, проводимых органами государственной статистики, в их денежном доходе не учитываются приросты вкладов в сберегательном банке в отличие от денежных доходов и расходов населения. Натуральные доходы - все поступления продукции, произведенной домашними хозяйствами для собственного потребления: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме (штуки., килограммы, метры, квадратные метры, кубы, часы), получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, личного подворья, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы, предназначенных для личного, семейного потребления (не имеющих товарной формы). Для характеристики благосостояния населения важное значение имеют совокупные доходы (всего населения, семьи, отдельного человека), рост которых при неизменных ценах и налогах (или, по крайней мере, их меньшего повышения по сравнению с увеличением доходов) свидетельствует о повышении возможностей удовлетворения потребностей. Совокупный доход является основным показателем материальной обеспеченности населения, включает все виды денежных доходов, а также стоимость натуральных поступлений, полученных от личного подсобного хозяйства и использованных на личное (домашнее) потребление. Кроме денежной составляющей совокупные доходы включают стоимость бесплатных услуг, получаемых за счет средств федерального и муниципального бюджетов и фондов предприятий. Это услуги здравоохранения, образования, дошкольного воспитания детей, дотации на жилье, транспорт, питание. Часть совокупного дохода образует мобильные доходы. Мобильные доходы включают в себя еще сбережения населения, но не учитывают бесплатные услуги из общественного фонда потребления. По величине и динамике мобильных доходов можно судить о происходящих изменениях в благосостоянии населения, а с привлечением другой информации - давать оценку «отложенного спроса» (невозможности приобретения товаров из-за их отсутствия), «избыточности» средств вследствие высоких доходов и др. Сбережения населения являются важным источником дополнительных инвестиций для развития производства, реализации социальных и других программ. Расходы населения на конечное потребление можно также распределить по нескольким группам:

- расходы на покупку потребительских товаров (кроме домов и квартир) в государственной, кооперативной торговле, на городских рынках и в не организованной торговле;

- расходы на оплату потребительских услуг;

- поступление продуктов в натуральной форме, произведенных домашними хозяйствами для собственного конечного потребления;

- потребление продуктов, полученных домашними хозяйствами в натуральной форме в качестве оплаты труда;

-  услуги по проживанию в собственном жилище.

Баланс денежных доходов и расходов населения является одним из основных источников информации, характеризующих объём и состав доходов и расходов. Для его построения используются данные государственной статистики, финансовой отчётности банков и внебюджетных социальных фондов. Достоинствами данного источника информации являются регулярность построения (ежеквартально), оперативность и ориентация на сплошной документальный учёт финансовых операций, связанных с населением [15]. Данные баланса являются инструментом финансового регулирования наличного денежного обращения и не могут рассматриваться в качестве оценки доходов населения. Однако на региональном уровне именно от показателя доходов на основе баланса зависят тарифы на услуги жилищно-коммунального обслуживания и цены на билеты в городском муниципальном транспорте. Бюджетные обследования в настоящее время призваны решать следующие задачи:

1)характеризовать величину, структуру доходов и расходов различных социально-профессиональных групп населения в территориальном разрезе;

2)предоставить данные о распределении доходов населения и об уровне бедности; отразить жилищные условия населения и его обеспеченность предметами культурно-бытового назначения длительного пользования;

3)обеспечить получение данных с целью характеристики производственной деятельности домашних хозяйств (в личном подсобном хозяйстве);

4)отразить влияние на жизненный уровень населения социально-экономических мероприятий, проводимых органами власти;

5)обеспечить необходимую информацию для расчета индекса потребительских цен;

6)предоставить необходимую информацию для составления счетов сектора домашних хозяйств в системе национальных счетов.

Бюджетные обследования основаны на репрезентативной выборке во всех национально-территориальных образованиях (республиках, краях, областях, автономиях). Общее число домашних хозяйств, охваченных обследованиями, составляет около 50 тысяч (при условии, что в выборку не должны попадать семьи работников Министерства обороны, МВД, ФСБ, ФАПСИ и подобных учреждений).

Выборка осуществляется комбинированным способом, сочетая территориальный и отраслевой принципы, с распределением отобранных для обследования по отраслям и регионам страны пропорционально численности занятых в общественном производстве, исключая пенсионеров [13, 56].

Совокупные доходы семей определяются на валовой основе, то есть до вычета различных обязательных и добровольных платежей (федеральных и местных налогов и сборов, штрафов, пени, компенсаций, благотворительной помощи). Кроме того, доходы регистрируются по дате начисления, а не по дате фактического платежа, с корректировкой по данным налоговых органов, также результатов хозяйственного использования животных (молоко, яйца, мед, шерсть).

Разработаны специальные методы математической статистики, позволяющие объединять различные по своему содержанию показатели в единое целое: метод главных компонент, максимина корреляции и другие, которые в настоящее время используются при научных исследованиях, но недостаточно широко применяются в практической работе органов государственной статистики. Для внедрения в статистическую практику Российской Федерации системы национальных счетов потребовалось пересмотреть концептуальные основы исчисления показателей, отражающих процесс образования, распределения и перераспределения доходов. В СНС ООН 1993 года в качестве теоретической основы для исчисления данного блока показателей принято определение дохода, предложенное английским экономистом Дж. Хиксом: доходэто максимальная сумма, которая может быть израсходована в течение определенного периода на потребление при условии, что собственный капитал хозяйствующего субъекта за этот период не уменьшится [14, 175].

Согласно концепции Дж. Хикса в СНС исчисляются показатели доходов домашних хозяйств, отражающие различные этапы процесса распределения доходов: первичные доходы, располагаемые доходы, скорректированные располагаемые доходы.

Первичные доходы(ПД) домашних хозяйств — это доходы, полученные данным сектором экономики в результате первичного распределения добавленной стоимости: оплата труда, смешанные доходы, чистые доходы от собственности, а также прибыль и приравненные к ней доходы от жилищных услуг, оказываемых для собственного потребления владельцем занимаемого им жилья. Чистые доходы от собственности определяются как разница между суммами полученного и выплаченного дохода, Следует также отметить, что показатель оплаты труда в данном случае включает валовую заработную плату наемных работников и отчисления работодателей на социальное страхование [8, 112].

На основе баланса денежных доходов и расходов населения рассчитываются и публикуются следующие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения:

1) Денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; страховые возмещения и пр.

2) Денежные расходы и сбережения населения, охватывающие расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и взносы, покупку иностранной валюты и прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах;

3) Располагаемые доходы населения, определяемые исходя из денежных доходов за минусом обязательных платежей и взносов;

4) Реальные располагаемые денежные доходы, вычисляемые их делением на индекс потребительских цен.

      Кроме перечисленных показателей госстатистика строит следующие показатели доходов на основе данных статистической отчетности:

1) Среднемесячную номинальную начисленную заработную плату работников предприятий и организаций по отраслям экономики. Социальные пособия, получаемые работающими из государственных и негосударственных внебюджетных фондов, не включаются в фонд заработной платы и среднюю заработную плату;

2) Средний размер назначенной месячной пенсии одного пенсионера;

3) Реальную начисленную заработную плату, определяемую делением начисленной заработной платы на индекс потребительских цен (ИПЦ);

4) Реальный размер назначенных месячных пенсий, получаемый делением назначенной пенсии на ИПЦ.

Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа. Сравнивая динамику реальных денежных с реальными располагаемыми доходами, можно охарактеризовать рост (ослабление) налоговой нагрузки на доходы населения при опережении (отставании) индекса по первому показателю над вторым.

Таким образом, функции статистического исследования доходов и расходов населения обширны. Помимо получения данных по различным показателям доходов и расходов населения это направление в статистике характеризует дифференциацию населения по уровню материального достатка и представляет собой показатели численности населения, уровня жизни. Используя информацию этих обследований, можно не только получить достаточно детальную характеристику домохозяйств, но и изучать, в какой степени на него оказывает влияние проводимая та или иная социально-экономическая политика.

 

1. 1Методология исследователей Росстата

 

В настоящее время выборочное обследование бюджетов домашних хозяйств проводится во всех субъектах РФ, охватывает 49, 2 тыс. домохозяйств ежеквартально и строится на принципе их добровольного участия. Данные, получаемые на основе обследований бюджетов домашних хозяйств имеют широкий и постоянно увеличивающийся диапазон видов использования. По своему характеру обследование является многоцелевым, а его основные задачи были изначально определены как изучение уровня материального благосостояния населения.

В 1999г. Госкомстатом России была разработана и утверждена Программа по реформированию обследований домашних хозяйств, целью которой признана необходимость улучшения качества данных по итогам обследования бюджетов домашних хозяйств с точки зрения критериев: повышения их точности на стадии сбора и обработки; расширения состава наблюдаемых показателей на стадии подготовки планов и программ обследований; достижения более эффективной и своевременной формы разработки и представления итогов обследования [15].

В соответствии с намеченным планом мероприятий в 2000г. был выполнен ряд принципиально новых работ, на основе которых разработана новая версия программы обследований бюджетов домашних хозяйств.

В качестве основы для расширения программы были выбраны рекомендации Евростата по гармонизации методологических принципов проведения бюджетных обследований в странах-членах ЕС [12]. Содержащаяся в них гармонизированная система выходных показателей и учетных признаков была тщательным образом проанализирована с точки зрения целей и задач бюджетного обследования, возможности использования итоговых данных наряду с аналогичными показателями в отраслях социально-экономической статистики и общей перспективы развития обследований населения в рамках государственной статистики.

Разработка и внедрение в статистическую практику Классификатора индивидуального потребления по целям (КИПЦ-ДХ) явилась одним из важных этапов реформирования бюджетного обследования.

Основными задачами разработки КИПЦ-ДХ являются:

· развитие и совершенствование стандартизации в сфере учета объемов потребления домашними хозяйствами различных видов товаров и услуг;

· кодирование информации в автоматизированных системах и базах данных;

· сопоставимость статистических данных на национальном и международном уровнях;

· актуализация направлений потребления домашних хозяйств в новых социально-экономических условиях;

· обеспечение системного подхода при изучении спроса домашних хозяйств на отдельные группы товаров и услуг, зависимости структуры потребления от уровня благосостояния домашних хозяйств.

Для классификатора индивидуального потребления домашних хозяйств по целям (КИПЦ-ДХ) принята иерархическая модель классификации и используется последовательный метод кодирования. Кодовое обозначение объекта классификации включает 6 цифровых десятичных знаков.

Высшие классификационные группировки индивидуального потребления домашних хозяйств по целям образованы пятью разрядами кодов Классификации индивидуального потребления по целям (КИПЦ) – Classification Of Individual Consumption By Purpose (COICOP). Национальная специфика потребления домашних хозяйств учитывается на уровне шестого разряда кода.

Сбор информации по обследованию бюджетов домашних хозяйств основывается на непосредственном опросе (интервьюировании) членов домашних хозяйств и ведения домашними хозяйствами записей о текущих расходах на потребление. В обследовании задействовано около 1700 интервьюеров в 88 субъектах Российской Федерации. Интервьюеры являются штатными работниками территориальных органов Госкомстата России. Обследование проводится непрерывно в течение календарного года. Итоги обследования разрабатываются ежеквартально и в целом за год.

Реализация программы обследования в настоящее время осуществляется посредством ведения следующих форм обследования:

а) Дневник домохозяйства, в котором домохозяйства ведут краткосрочные (в течение двух недель) подробные записи о своих ежедневных расходах в течение 14 дней.

б) Журнал домохозяйства, где домохозяйства записывают только расходы на покупку непродовольственных товаров и оплату услуг в течение оставшихся дней периода обследования (квартала).

в) Квартальный опросный лист домохозяйства, по которому интервьюером по завершении квартальный цикл обследования проводит опрос по ограниченному кругу показателей, в основном по тем, которые позволяют уточнить общую сумму денежных расходов, а также получить дополнительную информацию о составе домохозяйства, занятости его членов и получаемых ими льготах и дотациях в денежной и натуральной форме.

г) Годовой опросный лист домохозяйства, по которому по завершению года интервьюером проводится опрос домохозяйства по вопросам, касающимся уровня образования членов домохозяйств, жилищным условиям и наличию скота в подсобных хозяйствах.

В зависимости от состава изучаемых показателей установлены следующие процедуры сбора данных:

· каждое из обследуемых домашних хозяйств в течение двух недель ведет дневниковые записи, которые представляют собой подробный ежедневный учет всех денежных расходов: на покупку продуктов питания, непродовольственных товаров, оплату услуг, уплату налогов, штрафов, различных сборов, алиментов, помощь малоимущим, деньги, отданные безвозмездно, в долг или в счет погашения долга, арендные платежи. В дневниковых записях также фиксируется количество потребленных продуктов питания без оплаты (за счет поступлений продукции собственного производства, подарков, безвозмездной помощи из других источников) и количество продуктов питания, оплаченных, но не предназначенных для потребления членами домашнего хозяйства. Дополнительно в дневниковых записях ежедневно фиксируются расходы на питание вне дома (кафе, столовые, рестораны, уличные киоски);

· все остальное время, свободное от дневниковых записей, домашнее хозяйство ведет журнальные записи, которые представляют собой учет всех денежных расходов за исключением средств, потраченных на питание, алкоголь и табак.

· по окончании квартала осуществляется опрос всех членов домашних хозяйств, подлежащих обследованию, по программеежеквартального опроса, которая охватывает демографические характеристики, сферу приложения труда и доступ к системе социальной защиты каждого из членов домашнего хозяйства;

· по завершению годичного цикла проведения обследования проводится годовой опрос домашних хозяйств. Программа годового опроса включает в себя сбор данных об уровне образования членов домохозяйств, жилищных условиях домохозяйств, наличии в домохозяйствах предметов длительного пользования и времени их приобретения, наличии скота в личных подсобных хозяйствах, производственной деятельности домашних хозяйств, а также о запасах отдельных групп продовольственных товаров в домохозяйствах по состоянию на конец года.

Процедура сбора данныхпо дневниковым и журнальным обследованиям организована на принципах ротации домашних хозяйствв пределах одного участка наблюдения. В этих целях совокупность домашних хозяйств, обследуемых каждым интервьюером, подразделяется на три типические непересекающиеся подгруппы. Группировочным признаком для формирования ротационных групп является размер домохозяйства [15].

Процедура обследования обеспечивает порядок, в соответствии с которым каждая из групп домашних хозяйств в течение месяца попадает под разные типы сбора данных: ведение 2-х недельных дневниковых записей, 2-х недельных или месячных журнальных записей. Итоги обследования разрабатываются в целом по Российской Федерации и по регионам, включенным в план обследования, ежеквартально ив целом за год в следующих разрезах:

1. по географическому признаку, определяемому на основании адресной части форм обследования:

· домохозяйства, проживающие в городской местности;

· домохозяйства, проживающие в сельской местности.

2.  по форме количественного выражения разрабатываемых показателей:

· в среднем на 100 членов домохозяйств - рассчитываются делением абсолютных данных на взвешенное число наличных членов домашнего хозяйства, определяемое на основе данных квартальной регистрации числа лиц, проживающих в домохозяйстве;

· в среднем на 100 домохозяйств - рассчитываются делением абсолютных данных на взвешенное число домашних хозяйств, принимающих участие в обследовании в течение учетного периода;

· относительные данные - приводятся в процентах и рассчитываются из абсолютных данных.

3.  в группировках по ряду социально-экономических признаков:

3. 1 по составу домохозяйств:

По числу совместно     проживающих лиц По числу детей в возрасте до 16 лет
из 1 лица с 1 ребенком
из 2 лиц с 2 детьми
из 3 лиц с 3 детьми
из 4 лиц с 4 и более детьми
из 5 и более лиц  

     3. 2 по уровню благосостояния домохозяйств.

Для построения группировок в зависимости от уровня благосостояния используется метод ранжирования индивидуальных бюджетов домашних хозяйств по возрастанию среднедушевого значения признака, положенного в основу оценки благосостояния - денежные доходы, денежные расходы, валовые доходы, располагаемые ресурсы [5, 303]. С использованием этого метода обследуемые домохозяйства и население в них группируются:

· по децильным (10-процентным) группам обследуемого населения;

· по интервальному ряду распределения домохозяйств (населения) в зависимости от уровня благосостояния;

При построении группировок по децильным группам применяется порядок, в соответствии с которым взвешенные данные по числу лиц в домохозяйствах ранжируются по мере возрастания среднедушевых показателей благосостояния и суммируются нарастающим итогом с получением общего числа обследуемого населения. Эта численность принимается за 100%. Сумма всех домохозяйств, где сосредоточено по 10% от общего числа обследуемого населения, относится к соответствующей децильной группе населения, распределенного по мере роста показателей благосостояния. Формирование децильных групп производится раздельно по городскому и сельскому населению. [14, 334]..

При построении группировок по интервальному ряду применяется порядок, в соответствии с которым данные по числу лиц ранжируются по мере возрастания показателей уровня благосостояния и суммируются в границах интервального ряда.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что методология Росстата охватывает достаточно много критериев с целью повышения точности получаемых  данных на стадии сбора и обработки; расширения состава наблюдаемых показателей на стадии подготовки планов и программ обследований; достижения более эффективной и своевременной формы разработки и представления итогов обследования. Но все же, на перспективу основным направлением развития программы бюджетных обследований должно стать совершенствование программы обследования для расширения сферы применения его результатов в соответствии с задачами по развитию СНС и статистики уровня жизни населения. В этих целях необходимо повысить уровень точности данных по структуре потребительских расходов для расчета индексов потребительских цен на региональном уровне и расширить перечень товаров и услуг при разработке регистрируемых домашними хозяйствами расходов на конкретные цели на основе принципиально нового метода автокодирования данных. Необходимо также расширить состав учетных признаков для более полного отражения затрат домашних хозяйств на производственную деятельность, а также показателей накопленного имущества [14, 334].

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ  ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

 

1. 1  Методы количественного измерения доходов  домашних хозяйств

 

Следует различать номинальные, располагаемые и реальные доходы. Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы - это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т. е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы». Реально располагаемые доходы (РРД) рассчитываются с учетом индекса цен, тарифов и представляют собой реальную покупательную способность номинальных доходов. Они рассчитываются следующим образом: РРД= (НД-НП) х Jпсд, Где НД - номинальные доходы (руб. ); НП - налоги, обязательные платежи (руб. ); J псд - индекс покупательной способности денег (показатель, обратный индексу цен). Важнейшие источники денежных доходов - это оплата труда, прибыль, используемая на вознаграждение, например, за предприимчивость, социальные трансферты. Таблица 1 - Структура денежных доходов населения России в 2000-2006 гг. (%)
Показатели 2000 2004 2006
всего денежных доходов 100, 0 100, 0 100, 0
оплата труда 74, 1 46, 4 39. 5
социальные трансферты 13, 0 17, 4 16, 7
доходы от собственности 12, 9 4. 3 5, 3
доходы от предпринимательской деятельности 31, 9 38, 6

 

Основным источником доходов для большей части населения длительное время были доходы, получаемые в виде оплаты за труд, то есть заработная плата. Заработная плата – это цена трудовых услуг, предоставляемых наемными работниками разных профессий при реализации их деловой активности. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Следует различать номинальную (начисленную) и реальную заработную плату. Номинальная заработная плата (НЗП) представляет собой всю начисленную сумму оплаты труда вне зависимости от налогов и обязательных отчислений. Располагаемая заработная плата – это начисленная сумма оплаты труда за вычетом подоходного налога и обязательных отчислений в Пенсионный фонд (1% номинальной заработной платы). Реальная заработная плата (РЗП) - это номинальная заработная плата с учетом налогов и изменения цен, тарифов, то реальное количество материальных благ, которое можно приобрести на номинальную заработную плату. Реальная зарплата (РЗП) определяется следующим образом: РЗП = (НЗП - Но) х JпсдГде НЗП - номинальная заработная плата (руб. ); Но - налоги, обязательные отчисления с заработной платы (руб. ). Социальные трансферты - выплаты гражданам (из госбюджета и (или) специальных фондов), не связанные непосредственно с результатами труда, предпринимательской деятельностью или доходами от собственности (пенсии, пособия, стипендии и).

Совокупная величина личного (семейного) дохода помимо денежных доходов складывается из доходов в натуральной форме за счет личного подсобного и домашнего хозяйств и безденежных форм дохода, которые обеспечивают социальные нужды.

Механизм распределения доходов состоит из трех блоков:

Первый блок составляет функциональное распределение доходов. Такое распределение возможно только при условии формирования факторных рынков, устанавливающих цены факторов производства. Важнейшую роль в структуре факторных рынков играет рынок труда.

Второй блок - это социальное перераспределение. Оно обусловлено государственным вмешательством в процесс рыночного, социально индифферентного распределения доходов и осуществляется с помощью налогового и трансфертного механизмов.

Третий блок - распределение, обусловленное деятельностью групп с особыми интересами. Такое распределение связано с двумя предыдущими типами распределения доходов в обществе. Выделение такого способа распределения доходов обусловлено его специфической (промежуточной) экономической природой.

С целью устранения фактора изменений цен номинальные денежные доходы и расходы населения рассчитываются в реальном выражении с корректировкой на индекс-дефлятор, отражающий изменение цен на различные компоненты денежных расходов населения. Результатом пересчета являются показатели, идентифицируемые в определениях как реальные (реальные денежные доходы, реальная заработная плата, реальный размер назначенной месячной пенсии, реальные расходы на конечное потребление домашних хозяйств и т. д. ). Пересчет в сопоставимые цены проводится с использованием:

- индексов потребительских цен: сводных или субиндексов на отдельные товарные группы;

- индексов потребительских цен, дифференцированных по группам населения с различным уровнем доходов.

Расчет показателей в реальном выражении осуществляется методом приведения показателей текущего периода в цены базисного периода по формуле:

J=I: ИПЦ,

где J – значение показателя в реальном выражении за отчетный месяц;

I – значение показателя в номинальном выражении за отчетный месяц;

ИПЦ – Индекс потребительских цен в процентах к предыдущему месяцу.

Расчеты покупательной способности осуществляются с целью выявления (в количественном выражении) степени относительных, структурных и межрегиональных изменений на потребительском рынке по отношению к денежным доходам населения.

Покупательная способность денежного дохода по i-му товарному эквиваленту определяется отношением денежного дохода к соответствующей средней цене данного товара (товара-представителя):

     Ci=I: Pi

где Ci – покупательная способность среднедушевого денежного дохода населения, определенная по i-му товарному эквиваленту

I – величина среднедушевого денежного дохода населения;

Pi – средняя цена i-го товара-представителя в среднем по России.

Для изучения структуры и динамики доходов используются данные баланса денежных доходов и расходов населения. На основе этого баланса рассчитываются и публикуются такие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения как: денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью, страховые возмещения; ссуды; доходы от продажи иностранной валюты; денежные расходы и сбережения населения. Сопоставление показателей между собой позволяет расширить возможности анализа.

Структуру доходов населения России можно проследить по данным таблицы №2

Таблица  №2 - Структура денежных доходов населения России в 2008-2010 гг. (в %)

Показатели 2008 2009 2010
всего денежных доходов 100, 0 100, 0 100, 0
оплата труда 74, 1 46, 4 39. 5
социальные трансферты 13, 0 17, 4 16, 7
доходы от собственности 12, 9 4. 3 5, 3
доходы от предпринимательской деятельности 31, 9 38, 6

 

Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы. В структуре денежных доходов в 2008 году основную долю составляет оплата труда – 74, 1%. В 2008 году доходы от предпринимательской деятельности отсутствуют. Социальные трансферты составляет в общей структуре денежных доходов 13, 0%, а доходы от собственности – 12, 9%. В 2009 году в структуре денежных доходов наибольшую долю составляет также оплата труда – 46, 4%. Существенное изменение произошло в структуре 2009 года по сравнению с 2008 годом, появились доходы от предпринимательской деятельности и они составляют 31, 9%. Доля социальных трансферт составляет 17, 4% в общей структуре денежных доходов. Доходы от собственности равны 4, 3%. В 2010 году практически сравнялись два показатели: оплата труда и доходы от предпринимательской деятельности, они равны соответственно 39, 5% и 38, 6%. Доля социальных трансфертов составляет 16, 7%. Наименьшую часть в структуре денежных доходов в 2010 году составляют доходы от собственности.

Изменения в структуре денежных источников доходов населения России в 2008-2010 гг. в целом можно оценить негативно. Соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных трансфертов играет важную роль в трудовой мотивации. При преобладании оплаты труда в формировании общей суммы доходов обычно развивается предприимчивость, инициатива, тогда как при повышении роли социальных трансфертов нередко усиливается психология иждивенчества. Резкое снижение доли оплаты труда в доходах с 74, 1% до 39, 5% свидетельствует об ослаблении заинтересованности в труде. Оно произошло по объективным причинам - это резкое падение (примерно в 2 раза) объемов производства (услуг), удешевление рабочей силы (рост цен на сырье, топливо превышал темп роста заработной платы), рост доли доходов от предпринимательской деятельности и по собственности, что связано с рыночными преобразованиями. Кроме того, к причинам можно отнести и недозанятость работников, прекращение работы по выявлению резервов роста производительности труда, совершенствованию нормирования труда на предприятиях, что отразилось на заработной плате.

Одной из наиболее острых социальных проблем по-прежнему остается высокая степень расслоения населения по уровню доходов. Рассмотрим распределение денежного дохода по 20% децильным группам. Распределение общего объема денежных доходов населения приведено в таблице №3.

Таблица  №3 - Распределение общего объема денежных доходов населения Российской Федерации

Группы населения

Денежные доходы, в % от общего объема

Денежные доходы, в % от общего объема
Все население

100, 00

100, 00
в том числе по 10-ти процентным группам населения:

 

 
первая (с наименьшими доходами)

5, 5

5, 4
вторая

10, 3

10, 2
третья

15, 3

15, 1
четвертая

22, 7

22, 7
пятая

46, 2

46, 6
       

 

Так, на долю 20% наиболее обеспеченного населения приходится около 47% от всех денежных доходов населения, в то время как на долю 20% наименее обеспеченного населения приходится менее 6% всех доходов.

Если сравнивать 2009 год с 2010 годом, то группа населения с наименьшими доходами сократилось на 0, 1%, а группа населения с снаибольшими доходами увеличилась на 0, 4%.

Наиболее адекватным выражением обобщенной оценки дифференциации доходов в масштабах всего населения является коэффициент концентрации доходов или индекс Джини. Индекс Джини за 2010 год составил 0, 4124. Поскольку данный индекс намного меньше единицы, то можно судить о более или менее равномерном распределении доходов между населением страны и это расслоение в 2010 году ненамного снизилось.

Таблица № 4 - Денежные доходы и расходы населения

 
Доходы:        
Млрд. руб. в % к предыдущему году 7099, 9 в 8, 5 р. 79949, 0 в 11, 3 р. 364834, 1 в 4, 6 р. 942354, 3 в 2, 6 р.
Расходы:        
на покупку товаров и оплату услуг млрд. руб. в % к предыдущему году 5174, 7 в 10 р. 55066, 4 в 10, 6 р. 235427, 0 в 4, 3 р. 663757, 9 в 2, 8 р.
Обязательные платежи и добровольные взносы млрд. руб. в % к предыдущему году 580, 6 в 8, 4 р. 6087, 1 в 10, 5 р. 24778, 9 в 4, 1 р. 63473, 9 в 2, 6 р.
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах млрд. руб. в % к предыдущему году 337, 7 207, 4 4959, 2 в 14, 7 р. 23681, 5 в 4, 8 р. 46971, 0 в 2, 0 р.
Покупка валюты млрд. руб. в % к предыдущему году 39, 2 - 6426, 8 164, 0 64552, 2 в 10, 0 р. 135007, 0 в 2, 1 р.
Превышение денежных доходов над расходами: млрд. руб. в % к предыдущему году 967, 7 в 11, 9 р.   7409, 5 в 7, 7 р. 16394, 5 в 2, 2 р. 33144, 5 в 2, 0 р.

 

В экономико-статистическом анализе данной таблицы можно отметить следующее. Как доходы населения, так и его расходы с каждым годом продолжают расти. Но если в 2007 году разница между доходами и расходами была 967, 7 млрд. руб., в 2008 году увеличилась в 7, 7 раза, то уже в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличилась всего в 2, 2 раза. Мы видим явную тенденцию снижения разницы между доходами и расходами населения.

В объеме денежных доходов населения в 2008-2010 годах учтены смешанные предпринимательские доходы, в частности, участие в прибыли предприятий, доходы от реализации товаров на неорганизованном рынке, в том числе завезенных из других стран.

В структуре доходов в 2010 году 39% составила оплата труда, социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии) занимали 17%.

В структуре использования денежных доходов возросла доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг, при некотором снижении доли на покупку иностранной валюты и прироста денег на руках.

 

Таблица 5 - Среднемесячная начисленная заработная плата работников предприятий и организаций по отраслям экономики (рублей)

 
Всего в экономике
Промышленность
Сельское хозяйство
Строительство
Транспорт
Связь
Торговля, общественное питание; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовки
Информационно-вычислительное обслуживание  
Геология и разведка недр, геодезия и гидрометслужба  
ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания населения  
Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение  
Образование  
Культура и искусство  
Наука и научное обслуживание  
Кредитование, финансы и страхование  
Аппарат органов управления  
           

 

Проанализировав данную таблицу можно видеть, что заработная плата по всем отраслям без исключения росла с 2008 по 2010 годы. Наибольшую заработную плату из года в год получают работники, занятые в кредитовании, финансах и страховании, которая составила в 2010 году 791860 рублей, а самую наименьшую заработную плату получают работники сельского хозяйства, составляющая в 2010 году 225743 рублей, что в 2, 3 раза меньше, чем средняя заработная плата по отраслям экономики.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что существующие методы количественной оценки доходов населения многообразны. Они учитывают данные распределения общего объема денежных доходов по группам населения, видам доходов, их структуре и позволяют определить индекс потребительских цен, покупательную способность денежного дохода, Индекс Джини, который определяет коэффициент концентрации доходов, индексы средней номинальной и реальной заработной платы. Все эти показатели играют важную роль в статистическом исследовании доходов и расходов домашних хозяйств.

 

 

2. 2 Система расчетов доходов и расходов экономически активного занятого населения

 

Система расчетов доходов и расходов экономически активного занятого населения играет главную роль в анализе и прогнозировании макроэкономических показателей.

Основные расчеты бюджета домашних хозяйств, как уже отмечалось ранее в этой работе затрагивают: номинальные располагаемые денежные доходы; денежные расходы; прирост денег на руках у населения; структура номинальных доходов и расходов; удельный вес расходов в денежных доходах населения; реально располагаемые денежные доходы; индекс покупательной способности рубля; индексы средней номинальной и реальной заработной платы.

 Определим все эти показатели по следующим данным о денежных доходах и расходах населения района по данным обследования домашних хозяйств Росстата на одном из территориальных участков России, млн. руб.:

Таблица №6

Показатель Базисный год Отчетный год
Денежные доходы: Оплата труда Социальные трансферты Доходы от собственности, предпринимательской деятельности.
Денежные расходы: Покупка товаров и оплата услуг Оплата обязательных платежей и взносов Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах На покупку валюты
Средний индекс потребительских цен на товары и услуги 1, 0 1, 22
Численность занятого населения, тыс. чел.

Итак, произведем следующие расчеты:

Номинальные денежные доходы рассчитываются по формуле:

НДД=От+Ст+Дс,

где НДД –номинальные денежные доходы, млн. руб.;

От – оплата труда, млн. руб., млн. руб.;

Дс – доходы от собственности, предпринимательской деятельности.

НДДбазисный год = 3296+1234+2570= 7100 млн. руб.

НДДотчетный год=4120+1397+5383=10900 млн. руб.

Номинальные денежные расходы рассчитываются по формуле:

НДР=Пт+Оп+Нсб+Пв,

где НДР – номинальные денежные расходы, млн. руб.;

Пт – покупка товаров и оплата услуг, млн. руб.;

Нсб – накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах, млн. руб.;

Пв – покупка валюты, млн. руб.

НДРбазисный год= 4875+468+347+990=6680 млн. руб.

НДРотчетный год= 7540+720+530+1540=10330 млн. руб.

Прирост денег на руках населения определяется по формуле:

Прирост=НДД-НДР

Приростбазисный год=7100-6680=420 млн. руб.

Приростотчетный год=10900-10330=570 млн. руб.

 

      Таблица №7 - Структура номинальных доходов

Показатели Базисный год Структура Отчетный год Структура
Денежные доходы: 100% 100%
Оплата труда 46, 42% 37, 80%
Социальные трансферты 17, 38% 12, 82%
Доходы от собственности 36, 20% 49, 38%

Рис. 1 - Структура номинальных доходов за базисный год

 

На основании таблицы №7 и рис. №1, можно сделать следующие выводы. Основную долю в структуре номинальных денежных доходов занимает оплата труда – 46, 42%. Достаточно большую долю в общей структуре занимают доходы от собственности, предпринимательской деятельности -36, 20%. Наименьшую долю в общей структуре занимают социальные трансферты – 17, 38%.

 

Рис. 2 - Структура номинальных доходов за отчетный год

     В структуре номинальных доходов за отчетный период наибольшую часть занимают доходы от собственности, предпринимательской деятельности. Оплата труда составляет в общей структуре номинальных доходов 37, 80%. Наименьшую долю также как и в базисном году занимают социальные трансферты – 12, 82%.

Таблица №8 - Структура номинальных расходов

Показатели Базисный год Структура Отчетный год Структура
Денежные расходы: 100% 100%
Покупка товаров и оплата услуг 72, 98% 72, 99%
Оплата обязательных платежей и взносов 7, 00% 6, 97%
Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах 5, 20% 5, 13%
Покупка валюты 14, 82% 14, 91%

Рис. 3 - Структура номинальных расходов за базисный год

На основании таблицы №8 и рис. №3 можно сделать следующие выводы. Основную долю в структуре номинальных расходов составляет покупка товаров и оплата услуг – 72, 98%. Оплата обязательных платежей составляет 14, 82% в общей структуре. Оплата обязательных платежей и взносов составляет 7%. Покупка валюты составляет 5, 20%.

Рис. 4 - Структура номинальных расходов за отчетный год

Также как и в базисном году в отчетном году основную долю составляет покупка товаров и оплата услуг – 72, 99%. Оплата обязательных платежей составляет 6, 97%. Наименьшую долю составляют в общей структуре накопление сбережений – 5, 13%. Доля покупки валюты составляет в общей структуре 14, 91%.

Удельный вес расходов в денежных доходах населения определяется по формуле:

Уд. вес=

Уд. весбазисный год= *100%=94, 08%

Уд. весотчетныйгод= *100%=94, 77%

Индекс покупательной способности рубля – показатель, обратный индексу цен.

Jпс= ,

где J пс - индекс покупательной способности рубля;

Jц- индекс цен;

Jпс= =1 – индекс покупательной способности рубля в базисном году

Jпс= =0, 82- индекс покупательной способности рубля в отчетном году

Реально располагаемые денежные доходы определяются по формуле

РРД= (НДД-НП) х Jпс,

где НДД - номинальные денежные доходы, млн. руб., НП - налоги, обязательные платежи, млн. руб. РРДбазисный год=(7100-468)*1=6632 млн. руб. РРДотчетный год=(10900-720)*0, 82=8347, 6 млн. руб. Определяем индекс средней заработной платы: ИНЗ= , где ИНЗ – индекс средней номинальной заработной платы; Средняя номинальная заработная плата определяется по формуле: НЗ= , где От – оплата труда в отчетном году и базисном году; Ч – численность занятого населения. НЗбазисный год= =5682, 75 руб. НЗотчетный год= =9694, 18 руб. ИНЗ= =1, 706Индекс реальной заработной платы определяется по формуле: ИРЗ= ИРЗ = =1, 398 Таблица 9 - Сводная таблица
Показатели Базисный год Отчетный год
1. Номинальные располагаемые денежные доходы, млн. руб. 7100 10900
2. Номинальные денежные расходы, млн. руб. 6680 10330
3. Прирост денег на руках у населения, млн. руб. 420 570
4. Индекс покупательной способности рубля 1 0, 82
5. Реально располагаемые денежные доходы, млн. руб. 6632 8347, 6
6. Индекс средней номинальной заработной платы 1, 706
7. Индекс реальной заработной платы 1, 398
На основании сводной таблицы можно сделать следующие выводы. Номинальные располагаемые доходы в отчетном году составляют 10900 млн. руб., в базисном году номинальные доходы составляют на 7100 руб. Таким образом, в отчетном году доходы увеличились на 3800 млн. руб., или на 154 % по сравнению с базисным годом. Номинальные располагаемы расходы в отчетном году составляют 10330 млн. руб., в базисном -6680 млн. руб. Расходы в отчетном году увеличились на 3620 млн. руб., или на 155%. Таким образом, видно, что расходы увеличиваются прямо пропорционально доходам. Прирост денег на руках у населения в отчетном равен 570 млн. руб., в базисном году – 420 млн. руб. В отчетном году прирост денег больше на 150 млн. руб., или на 136% по сравнению с базисным годом. Индекс покупательной способности рубля в отчетном году снизился на на 0, 82. Реально располагаемые доходы в отчетном году составляют 8347, 6 млн. руб., в базисном году – 6632 млн. руб. Также наблюдается увеличение в отчетном году на 1715, 6 млн. руб. Индекс средней номинальной заработной платы составляет 1, 706. Индекс реальной заработной платы равен 1, 398. Таким образом, произведенные  расчеты в данной главе, помогли отразить основные методы расчета показателей доходов и расходов населения. При грамотном использовании этих данных, возможно выявление определенных закономерностей, которые должны учитываться в стратегиях развития экономики страны. Но все же, при планировании необходимо знать, что не всегда данные статистического анализа могут быть точными. Это связано с тем, что некоторые респонденты нередко скрывают от интервьюеров реальную картину своих расходов и сбережений, и их данные не дают полной характеристики объема доходов и сбережений. Так, значения денежных доходов, полученных на основе данных бюджетных обследований, в последние годы примерно в 1, 5 раза ниже, чем соответствующие макрооценки, получаемые на основе баланса денежных доходов и расходов.

 

ГЛАВА 3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

В ВЫЯВЛЕНИИ БЮДЖЕТА ДОМАШНИХ ХОЗЯЙСТВ

В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

С момента перехода к рыночной экономике стала меняться модель государственного регулирования качества жизни народа и домохозяйств. Постепенно начинает вырабатываться новая модель социальной защиты и помощи населению и домашним хозяйствам, выражающаяся в государственной политике помощи неимущим слоям населения, объединениям домашних хозяйств, формированиям малого и среднего, семейного дела. Соответственно, увеличиваются требования к правдивости данных, которые характеризуют доходы и потребление населения и домашних хозяйств как в общем по России, так и на уровне отдельных субъектов РФ.

Соблюдение этих требований предполагает своевременное и качественное выявления в полном объеме бюджетных средств домашних хозяйств. Но насколько  эффективно применяются данные статического анализа и так ли качественна система сбора, обработки и анализа данных о доходах и расходах населения современной России? С одной стороны, опираясь на уже рассмотренный в данной работе материал, мы можем сказать, что методы и системы расчета основных показателей многоплановы и учитывают множество аспектов и категорий. С другой стороны, постоянно развивающаяся экономика требует все более большего внимания к разработке дополнительных методик изучения бюджета домашних хозяйств. Итак, какие же меры необходимо предпринять по улучшению качества исследования бюджетных средств домохозяйств?

В современных рыночных условиях возрастает необходимость в исследовании платежеспособности населения как одного из значимых факторов развития рынка. Но, к сожалению, информация о доходах менее достоверна из-за разнообразия источников доходов, существования теневого дохода, который никто не учитывает, разрыва во времени между выполненной работой и ее оплатой, наличия не только денежной формы доходов, но и натуральных поступлений продуктов питания и предоставляемых льгот населению. Из-за этого статистика все больше должна концентрировать свое внимание на изучении расходов, производить исследование доходов через расходы населения. Улучшение статистической методологии по изучению доходов и расходов населения содействует расширению международных сравнений в этой области.

Во всех странах с развитыми рыночными отношениями сбережения домашних хозяйств являются основным источником национальных накоплений. Россия же в этом отношении представляет достаточно уникальную картину, где при высокой норме сбережений для экономики в целом в секторе домашних хозяйств они крайне незначительны.

В 2010г. валовые сбережения составили 28% валового внутреннего продукта (ВВП), то есть для экономики России в последние годы были характерны достаточно высокие значения валовой нормы сбережений, и при этом также наблюдалась отчетливая тенденция к ее росту.

В то же время в секторе домашних хозяйств, после резкого падения нормы сбережений в результате финансового кризиса, она в дальнейшем стабилизировалась на крайне низком уровне и составляла чуть более 1% ВВП. Основные сбережения в настоящее время сосредоточены в других секторах экономики. Подобная картина, по-видимому, может быть связана как с переходным характером российской экономики, так и объясняться недостатками существующей статистики системы национальных счетов в части учета экономической активности в секторе домашних хозяйств. Решения, касающиеся осуществления сбережений, относятся к важнейшим экономическим решениям, принимаемым домохозяйствами. Поскольку по мере развития рыночных отношений в России сбережения домохозяйств будут становиться все более значимым источником национальных инвестиций, крайне важно понимать механизмы таких решений и влияющие на него факторы.

В настоящее время в России начат постепенный переход к новой системе пенсионного обеспечения. Изменения в этой области также могут оказать существенное влияние на сберегательное поведение домохозяйств. Поэтому необходимы исследования зависимостей между проводимыми мерами в области социально-экономической политики и сберегательным поведением домохозяйств, в какой степени эти меры влияют на него.

Подобный анализ требует наличия достаточно подробной информации о различных характеристиках сберегательного поведения домохозяйств на микроуровне, которая собирается на основе их выборочных обследований.

Поскольку респонденты нередко скрывают от интервьюеров реальную картину своих расходов и сбережений, то эти данные не дают полной характеристики объема доходов и сбережений. Так, значения денежных доходов, полученных на основе данных бюджетных обследований, в последние годы примерно в 1, 5 раза ниже, чем соответствующие макрооценки, получаемые на основе баланса денежных доходов и расходов. Соответственно наименьшая поправка должна делаться на величины сбережений, полученные из данных бюджетных обследований. Если же общие доходы получаются на основе оценки различных компонентов и их последующего суммирования, то скрыть их респонденту труднее, хотя понятно, что он может занижать отдельные источники или не сообщать о других. Но в этом случае можно использовать различные косвенные признаки и специальные процедуры для получения оценок тех компонентов доходов, которые вызывают сомнения, хотя это и требует специальных дополнительных усилий.

При проведении текущих обследований расходов домохозяйств не целесообразным полностью отказываться от сбора информации о доходах, заменяя ее получение оценками. Так, в Италии, где, как и в России, высокая доля " теневой" экономики и соответственно доля доходов от этой деятельности, при обследовании потребительских расходов домохозяйств статистическими органами собирается также и информация о доходах, но при этом используются закрытые вопросы для получения соответствующей информации. Включение нескольких таких вопросов вряд ли сильно испугает многих респондентов, поскольку наиболее богатые домохозяйства, которые более всего чувствительны к ним, очень редко участвуют в таких обследованиях. А наличие подобных вопросов сделало бы собираемые данные более информативным. Кроме того, как текущие, так и будущие обследования должны быть открыты в части исходной информации для всех заинтересованных пользователей, что является обычной практикой в других странах. Пусть, если и не в полном объеме, то хотя бы в части подвыборок домохозяйств, репрезентативных для страны в целом. Подобный шаг был бы реальным действием в части обеспечения большей информационной открытости статистической информации как одного из важнейших направлений совершенствования статистической деятельности в России, о чем много говорится в последнее время.

Таким образом, суммируя все вышесказанное, отметим, что в России действует отлаженная система методов изучения статистики доходов и расходов населения, которая позволяет отразить и проанализировать большинство процессов в этом направлении. Однако современные темпы развития экономики страны в настоящее время требуют более точных и достоверных данных о бюджете домашних хозяйств. С этой целью в данной главе были рассмотрены возможные методы повышения эффективности статистического исследования доходов и расходов населения. А именно: больший акцент делать на изучение доходов через расходы населения, развивать на должном уровне статистику системы национальных счетов в части учета экономической активности в секторе домашних хозяйств; при обследовании потребительских расходов домохозяйств статистическими органами собирать также и информацию о доходах с использованием закрытых вопросов для получения соответствующей информации; обследования должны быть открыты в части исходной информации для всех заинтересованных пользователей. При соблюдении данных принципов возможно, на наш взгляд, повышение качества и достоверности проводимых исследований в рамках изучения доходов и расходов населения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы в России произошли существенные изменения в доходах населения. Увеличилось многообразие доходов, усложнилась их структура, явно усилилась дифференциация. Располагающие же более значительными доходами группы населения, как правило, направляют свои доходы на сбережения, приобретение недвижимости и иностранной валюты. Используя свои доходы, люди могут часть их тратить на приобретение дополнительного объема факторов производства. Например, семья может вложить часть своих заработков в банк, чтобы получать доход не только в форме заработной платы, но и в форме процента. Так формируется богатство семей, то есть та собственность, которой они владеют (за вычетом долгов, которые сделала семья, чтобы приобрести эту собственность). Основные показатели дифференциации доходов изменялись следующим образом. Коэффициент Джини, который показывает степень неравномерности распределения населения по уровню денежных доходов. Децильный коэффициент выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых и 10% наименее обеспеченных граждан. В 2009 году на 10% наиболее обеспеченного населения приходится 33, 1%денежных доходов, а 10% наименее обеспеченных имеют всего 2, 5% денежных доходов. В феврале 2009 на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 29, 5% общего объема денежных доходов, а на долю 10% наименее обеспеченного населения - 2, 7%. Исходя из выше названного, можно сделать вывод, что, несмотря на сложность ситуации, дифференциация доходов населения всё-таки имеет тенденцию к сокращению. В течение многих лет, независимые эксперты с регулярной периодичностью пытались доказать, что уровень денежных доходов населения России существенно выше, тех оценок, которые делает Государственный комитет по статистике РФ. По величине разрыва в уровне доходов Россия попала в зону повышенного риска. Этот разрыв на 40% связан с различиями в оплате труда, на 7% - с дифференциацией социальных трансфертов и на 53% - с дифференциацией доходов за счёт предпринимательской деятельности, собственности и прочих источников. Основную часть населения России составляют низкодоходные группы, поэтому решение проблемы неравенства доходов в значительной степени сводится к сокращению численности бедных слоев населения. Экономисты пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот момент, когда беднейшие 40% населения получают менее 12-13% общей суммы доходов. Неравенство доходов - это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.

Отследить все это помогает статистика изучения доходов и расходов. От эффективно проведенной работы в сборе, обработке и анализе данных о расходах и доходах населения будет зависеть правильное планирование и регулирование государства по направлению в улучшении качества и уровня жизни населения.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агенство по статистике при президенте РТ. Аналитические таблицы. http: //www. stat. tj/russian/tables1. htm 07. 04. 11. Дата обращения 02. 04. 2011.

2. Богомолова Т. Н., Топилина B. C. Сберегательная и финансовая активность населения // Экономические науки современной России. 1998.

3. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 2000 году (по итогам выборочного обследования домашних хозяйств). Госкомстат России. - М., 2001.

4.  Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в 1999 году (по итогам выборочного обследования домашних хозяйств). Госкомстат России. - М., 2000.

5. Дубров А. М., Мхитарян В. С., Трошин Л. И. Многомерные статистические методы. Учебник. М.: Инфра-М.,, 2002г, 512с.

6. Елисеева И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики. Изд. 4-е, перер. и доп. – М.: Финансы и статистика, 1998.

7. Кошельки с прибавкой. Марина Грицюк. Российская газета - Федеральный выпуск №5196 (117) " - www. rg. ru 01. 06. 2010, 07: 50. Дата обращения 06. 04. 2011

8. Матвеева-Кузнецова В. М. Методы статистического анализа массовых социально-экономических явлений. Практикум по общей теории статистики. - М.: Инфра-М., 2001, 489с.

9. Национальные счета в России в 1993-2000 годах. Стат. сборник. 2001, Госкомстат России. -М., 2001

10. Панкратьева Н. Методы оценок доходов различных групп населения в динамическом и региональном разрезах// Вопросы статистики. -1995. -№5.

11. Российская газета. www. rg. ru 17. 09. 2010, 16: 57. Дата обращения 06. 04. 2011

12. Сбережения населения Российской Федерации. Аналитический доклад. - М., 1997.

13. Сиденко А. В., Матвеева В. М. Практикум по социально-экономической статистике. М.: Просвещение, 2000г., 529с.

14. Социальная статистика: Учебник/ Под ред. чл. -кор. РАН И. И. Елисеевой. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 480 с.: ил.

15. Сколько тратит Россия http: //www. fbk. ru/upload/contents/561/1-vvedenie. PDF. Дата обращения 02. 04. 2011.

16. Социальное положение и уровень жизни населения России. Стат. сборник. 2001, Госкомстат России. - М., 2001.

17. Средний класс в России: количественные и качественные оценки. - М., 2000.

18. Статистика доходов и потребления населением товаров и услуг.

http: //www. ecfor. ru/index. php? pid=lab/11. Дата обращения 04. 04. 2011.

19. Суриков А. Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. - М., 2000.

20. Экономическая статистика: Учебник/Под. ред. Ю. Н. Иванова. М.: Инфра-М., 2000., 480с.

21. Элефтеров Д. П. Обследование бюджетов домашних хозяйств: историческая сущность и международная практика [Текст] / Элефтеров Д. П. // Молодой ученый. — 2011. — №2. Т. 1. — С. 158-162.

22. Яблочник А. Л. Общая теория статистики. М.: Экономика, 2001, 488с.

23. Ясин Е. Г. Перспективы российской экономики. Проблемы и факторы роста. - М., 2002.

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Задача №1

1. Численность населения страны на начало года составляла:

36 599, 6тыс. чел.

2. За год родилось: 1311, 604 тыс. чел.,

3. Умерло: 2254, 856 тыс. чел.  

4. Прибыло на постоянное место жительства в страну:

 2334, 059 тыс. чел.

5. Убыло: 2252, 253 тыс. чел.

6. Численность женщин в возрасте от 15 до 49 лет составляла:

39097, 094тыс. чел.

На основе приведенных выше данных рассчитайте:

1. численность населения на конец года;

2. среднегодовую численность населения,

3. общие коэффициенты естественного и механического движения населения:

· коэффициент рождаемости;

· коэффициент смертности;

· коэффициент естественного прироста (убыли) населения;

· коэффициент жизненности Покровского;

· коэффициент прибытия;

· коэффициент выбытия;

· коэффициент механического прироста;

· коэффициент интенсивности миграционного оборота;

· коэффициент эффективности миграции;

· коэффициент общего прироста;

4. специальный коэффициент фертильности (плодовитости) женщин.

Сделайте выводы.

 

Решение:

1. Численность населения на конец года находим по формуле:

Sк. г   = Sн. г +N - M+П - B,

где — Sн. г численность населения на начало года;

N — число родившихся;

М— число умерших;

П — численность прибывших в данный населенный пункт;

В — численность выбывших из данного населенного пункта;

Sк. г. = 36 599, 6 + 1311, 604 – 2254, 856+2334, 05 - 2252, 253 = 35738. 145

тыс. чел.

 

2. Среднегодовая численность населения найдём по формуле:

36168. 8725 тыс. чел.

 

3. Общие коэффициенты:

3. 1. Коэффициент рождаемости:

Где  - среднегодовая численность населения;

N – число родившихся живыми за год;

 = 36. 26

3. 2. Коэффициент смертности:

Где  - среднегодовая численность населения; 36168. 8725

М – число умерших за год;

 = 62. 34

3. 3. Коэффициент естественного прироста (убыли) населения:

 или Кест. пр. = Кр. – Ксм.

Положительны коэффициент характеризует естественный прирост населения, отрицательный - убыль населения;

Кест. пр. = 36. 26 – 62. 34= -26, 08

3. 4. Коэффициент жизненности Покровского:

 или

где М – число умерших, N – число родившихся;

Если коэффициент Кж > 1, то наблюдается повышение родившихся над умершими;

= 0, 58

3. 5. Коэффициент прибытия:

Где П – численность прибывших;

 

 - среднегодовая численность населения;

 = 64, 53

3. 6. Коэффициент выбытия:

Где В – число выбывших;

 - среднегодовая численность населения;

 = 62, 27

3. 7. коэффициент механического прироста:

=2, 26

3. 8. коэффициент интенсивности миграционного оборота:

=126, 8

 

3. 9. коэффициент эффективности миграции:

=17, 84

3. 10. Коэффициент общего прироста:

Кобщ. = Кест. пр. + Кмех. пр.

Кобщ= -26, 08+ 2, 26 = -23, 82.

4. Специальный коэффициент -

коэффициент фертильности (плодовитости) женщин:

*1000

Где Sж15-49 - среднегодовая численность женщин в возрасте от 15 до 49 лет;

N – число родившихся живыми;

*1000=33, 547

Выводы:

Население представляет собой совокупность людей, проживающих на определённой территории.

Анализ демографической ситуации полагает исследование следующей системы показателей:

1. Показатели переписей населения.

Основной показатель переписи населения это наличие населения (НН)-которое характеризует категорию населения, объединяющая людей, фактически находящихся на момент переписи в данном населенном пункте.

2. Показатели численности населения, которое включает:

· численность населения на конец года составляет 35738. 145 тыс. человек, что по сравнению с началом года меньше на 861, 455 тыс. человек.

· среднегодовая численность населения составляет 36168. 8725 тыс. человек.

3. Общие показатели естественного и механического движения населения:

коэффициент рождаемости показывает число родившихся живыми за год в расчёте на 1000 человек населения определённой территории, и составляет 36. 26;

· коэффициент смертности составляет 62. 34, что показывает число умерших за год в расчёте на 1000 человек населения;

· коэффициент естественного прироста (убыли) населения, что составляет -26, 08, отрицательный коэффициент характеризует убыль населения, что связано с превышением смертности населения над рождаемостью;

· коэффициент жизненности Покровского составляет 0, 58, если Кж > 1то наблюдается повышение родившихся над умершими, но в данном случае коэффициент меньше 1, что означает повышение умерших над родившимися;

· коэффициент прибытия составляет 64, 53, что характеризует численность прибывших в населенный пункт по отношению к среднегодовой численности населения в расчете на 1000 человек;

· коэффициент выбытия составляет 62, 27, что характеризует численность выбывших из населенного пункта по отношению к среднегодовой численности населения в расчете на 1000 человек.

· коэффициент механического прироста населения составляет 2, 26, положительное значение характеризует процесс иммиграции населения в стране, т. е. въезд населения в определённый район или страну;

· коэффициент интенсивности миграционного оборота составляет 126, 8, данный коэффициент характеризует частоту случаев перемены места жительства в совокупности населения за определённый период в расчёте на 1000 человек;

· коэффициент эффективности миграции составляет 17, 84 и показывает долю естественного прироста в общем обороте населения;

· коэффициент общего прироста населения составляет   

-23, 82, что составляет сумму коэффициентов естественного прироста (убыли) и механического прироста (убыли) населения, отрицательное значение показывает убыль населения.

4. Специальные показатели естественного движения населения:

коэффициент фертильности (плодовитости) женщин составляет 33, 547, который показывает отношения числа родившихся живыми к среднегодовой численности женщин фертильного возраста расчете на 1000 человек.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.