Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На правах введения.



Интересно отношение людей к Исходу. Кто то верит, кто то нет. Такая причина отношения к этому событию, может, заключается в том, что оно описано в Торе (Ветхом Завете)? Отношение к Библии проецируется на отношение, к описанным, Там событиям. Скорее всего, так и есть. Посудите сами, есть ли человек, который не верит, что было восстание Спартака? При том, что археология ни чего не нашла, сведения о восстании взяты из писаний древних историков, противоречий предостаточно, тело Спартака не было найдено, спекуляций более чем …. Не известно, из какого племени был Спартак, когда родился (сколько лет прожил) и т. д. При всем том, уверенность в восстании Спартака есть, а в событиях, описанных в Библии – нет. Удивительно, но факт.

Есть еще проблемы и связаны они с датировками правления фараонов Египта. Так же есть проблемы с восприятием современного человека, событий тех веков. Например: Моисей был воспитан в Египте, а значит Всевышний, обращаясь к нему, использовал понятные для Моисея константы (определения, термины, величины). Касаясь предыдущей статьи, о весе шекеля можно добавить следующее. Изначально, согласно особенностей,  египетской математики (версия), была взята треть дебена (100 – 90 гр. ), но далее, для Израиля весовой стандарт был кратен 1\2. Т. е. Шекель примерно 32 – 33 гр. (треть дебена), шекель (половина Священного) примерно 16 – 16, 5 гр., пим (пол шекеля) примерно 8 гр. В связи с точностью весов, 1 (возможно  2) гр. разницей в весе считать тяжело.

Дебен и шекель археологами найдены, найден и пим (в Синодальном переводе упоминание упущено). Не найден только Шекель и по понятной причине. Он был в единственном экземпляре, левиты пользовались, для проверок, эталоном «веса в хождении», коих гирек и найдено.

 «Пим (ивр. ‏ פ י ם ‏ ‎ ) — весовая и денежная единица Древнего Израиля и Иудеи. Один раз упоминается в оригинальных текстах Ветхого завета (1Цар. 13: 21), но пропущена в его Синодальном переводе. »

«Место этой единицы измерения в системе мер и весов долго оставалось неизвестным, пока в начале XX века не были найдены восемь каменных полированных гирек с надписью «пим» (פ י מ ), средний вес которых составляет 7, 8 грамма, что и позволило сделать вывод о том, что пим равен 2⁄ 3 сикля (шекеля)[3]. »

Каменный пим (около 7, 8 г)

«Википедия»

Хочу обратить внимание, восемь одинаковых каменных гирек, можно сделать, путем удаления материала. По этому, не удивительно, что вес, не точно 8 гр. (тем более, что это средний вес, а вот усреднение, уже связано с точностью весов, при помощи которых создавались гирьки).

(19) Кузнеца же не оказалось во всей земле Исраэйльской, ибо Пелиштимляне говорили: …чтоб не сделали Иврим меча или копья. (20) И ходили все Исраэйльтяне к Пелиштимлянам ковать каждый сошник свой, заступ свой, и топор свой, и мотыгу свою. (21) И была (цена) правки – пим для сошников, и для заступов, и для трезубца, и для топоров, и для правки рожна.

ТаНаХ ШЕМУЭЙЛ I, 13

Как уже написано выше, пим – вес пол шекеля, 2\3 не попадают в весовую последовательность «половина половины», ошибочное представление появилось в связи с тем, что в наше время весы более точные, чем в эпоху Моисея или Самуила. Появление пима вполне оправдано, экономическое положение в Израиле (Страна под гнетом захватчиков), не очень хорошее. Обеднение населения, приводит к «ополовиниванию» шекеля и соответственно появлению гири, под названием «пим». Не стоит забывать, шекель – 1\2 Шекеля, записано в Торе и соответственно следующее деление, ну ни как не 2\3. Впрочем, не будем углубляться в узкоспециализированную полемику и перейдем к Исходу. Только будем «отталкиваться» от Библии, а не от археологии или истории. Думаю пример восстания Спартака, вполне очевиден, для такого подхода.

И разговор о Исходе, начнем со входа евреев в Египет.

Приход.

Удивляет, что хотят найти подтверждения этому событию. Т. е. хотят найти «материальную историю», о том, как примерно тысяча человек семитского племени пришли в империю, в которой были «смутные времена»? Единственный путь – текст Библии, который нашел свое отражение в истории.

Голод. И не просто голод, а «по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел. ». Голод, в те времена, явление обыденное, но таких масштабов … Значит случился природный катаклизм, который привел к таким последствиям. Известно ли о таком истории? Да. Извержение вулкана Санторин. Часто, извержение этого вулкана связывают с Исходом и указывают на «тьму египетскую» и прочие казни. Увы, были проведены исследования извержения. Безусловно – это была катастрофа. Уничтожено Минойское государство, пострадали все острова ближайшего окружения, но до региона Исхода, второе извержение недостает.

Распространение нижней тефры  вулкана Санторин в донных осадках восточной части Средиземного моря
Цифры - мощность слоя в см, кружки - места взятия проб. Первое извержение, примерно 25 тысяч лет назад. (Что бы, не было путаницы, летоисчисление беру оригинальное, из статьи)  

Второе извержение произошло около 1400 г. До Н. Э. (радиоуглеродный анализ дерева в пробах грунта)

Распространение верхней тефры вулкана Санторин в донных осадках восточной части Средиземного моря.
Цифры - мощность слоя в см.

Как видно из исследований грунта, пепел выпал из атмосферы раньше, чем достиг Египта. По этому связи между «тьмой египетской» и извержением (единственным известным, такого масштаба, в данном регионе) нет. Но безусловно, что катастрофа такого масштаба, должна была повлиять на погодные условия региона. Как следствие, таких изменений – голод.

Некоторые археологи, работающие с остатками минойского наследия, указывают более точные датировки извержения (даже до года? ):

«В северной части острова Санторин на склоне скалы расположилась живописная деревушка Оя, а на противоположном конце острова, в местечке Акротири, в результате раскопок был открыт древний город минойской цивилизации, погибший под вулканическим пеплом в результате извержения вулкана в 1625 г. до н. э., которое привело к разрушению существовавшего тогда острова и образованию на его месте нового. Возникшая в результате гигантская приливная волна стала возможной причиной гибели минойской цивилизации на Крите. В Археологическом музее г. Тира представлены найденные в Акротири предметы. Ведется строительство нового здания музея, в котором предполагается выставить знаменитые фрески, до недавнего времени экспонировавшиеся в Национальном археологическом музее Афин. На восточном побережье сохранились руины Археатира (древней Тиры). »

Или википедия:

«Санторин — действующий щитовидный вулкан на острове Тира в Эгейском море, извержение которого привело к гибели эгейских городов и поселений на островах Крит, Тира и побережье Средиземного моря. Извержение датируется 1645—1600 годами до н. э. (по разным оценкам). По мощности извержение имело 7 баллов, что сопоставимо с извержением Тамбора и в 3 раза сильнее извержения Кракатау. Извержение, вызвавшее гигантское цунами высотой до 100 метров[2], уничтожило минойскую цивилизацию Крита. Облако пепла простиралось на 200—1000 км. »

Или:

«Власти острова Санторин и археологи представили на днях журналистам новый археологический комплекс на месте поселения бронзового века, уничтоженного в XVII веке до нашей эры гигантским извержением вулкана»

«Город, погибший в XVII веке до нашей эры, представлял собой процветающий торговый центр Восточного Средиземноморья эпохи так называемой Минойской цивилизации. »

https: //ria. ru/weekend_lifestyle/20121025/775192586. html

Радиоуглеродный анализ, не самый точный анализ в этом мире:

«Измерение возраста предмета радиоуглеродным методом возможно только тогда, когда соотношение изотопов в образце не было нарушено за время его существования, то есть образец не был загрязнён углеродосодержащими материалами более позднего или более раннего происхождения, радиоактивными веществами и не подвергался действию сильных источников радиации. Определение возраста таких загрязнённых образцов может дать огромные ошибки. За прошедшие с момента разработки метода десятилетия накоплен большой опыт в выявлении загрязнений и в очистке от них образцов. Для датирования из образцов химическими методами выделяют наименее подверженные загрязнению компоненты. При радиоуглеродном анализе растительных остатков используется целлюлоза, а при датировании костей, рогов и других животных остатков выделяется коллаген. Погрешность метода в настоящее время находится в пределах от семидесяти до трёхсот лет. »

Чем интересен период 1700 – 1600 гг. до н. э. , для вопроса: «А когда Израиль пришел в Египет? »

« Пятнадцатая Династия - правящая династия царей в Древнем Египте, которая господствовала на севере страны в эпоху Второго Переходного периода, примерно с 1650 по 1550 гг. до н. э. Ее представителями были гиксосы, которые вторглись в Египет и полностью подчинили себе его северную часть, распространяя также свое влияние и на южные земли. Всего гиксосских царей, согласно Манефону, было шесть, и все их имена вписаны в Туринский папирус.

Периодизация XV-й династии современными исследователями:

•Э. Бикерман указывает её совместно с XVI династией и без дат

•1648/1645 - 1539/1536 гг. до н. э. - (ок. 110 лет) — по Ю. фон Бекерату

•? — ок. 1530 гг. до н. э. - (? ) — по Э. Хорнунгу, Р. Крауссу и Д. Уорбертону

Непрерывный приток азиатских рабочих, особенно во времена правления Аменемхета III, постепенно привел к демографическому дисбалансу в северных районах Древнего Египта. Этим воспользовались так называемые " гиксосы" или " хека-хасут" , что в переводе значит " предводители чужеземных стран" - лидеры азиатского населения, которое на протяжении нескольких поколений обосновывалось в Дельте Нила. Используя свое влияние и пропаганду вместе с новыми миграционными волнами, возникающими на Ближнем Востоке, они без особого труда овладели всем Северным Египтом.

Кинжал с именем фараона Апопи

Гиксосские правители стремились во всем контактировать с гораздо более продвинутой по сравнению с ними египетской цивилизацией, о чем свидетельствуют утверждаемые ими указы и их царские титулы. Во время своего господства в Египте, они стремились сохранить существующую административную организацию, используя египетских чиновников для решения возникающих региональных вопросов. Становясь непосредственными вассалами чужеземного правителя, эти чиновники тем не менее сохраняли нетронутыми свою национальную гордость и глубокую преданность своим верованиям и богам.

Царствование гиксосов осуществлялось несколькими способами. Непосредственные цари XV-й Династии имели абсолютный контроль над восточной частью Дельты со столицей в Аварисе, а верховными предводителями над остальными регионами Дельты назначали азиатских вассалов. Средний Египет находился под управлением египетских подчиненных номархов, которые образовывали XVI-ю Династию. Все эти территории имели сборщиков налогов для гиксосов, которых египтяне называли " верховными казначеями".

Размещая подконтрольные им гарнизоны в стратегически важных местах, гиксосы практически навязывали свою власть правителям из XVII-й Династии, контролировавшим часть Верхнего Египта (первые восемь номов между Элефантиной и Абидосом). Гиксосы также увеличивали свое господство, поддерживая союзы с нубийскими царями, что непременно ослабляло фиванских правителей и помогало поддерживать гиксосскую власть в отдаленных регионах страны.

Тем не менее, во второй половине XVII-й Династии в Фивах возникает группа египтян, которые подняли массовое восстание против господства чужеземных правителей. Их лидеры, начиная с фараона Таа II, будут бороться с гиксосами и, в итоге, изгонят их из Египта.

Возможно, именно в период правления XV-й Династии в Египет прибыл библейский Иосиф. »

http: //egyptopedia. info/0-9/70-xv-dinastiya

Вот именно … и не только Иосиф.

Теперь, когда примерно ясно, что происходило в интересующем нас регионе, давайте обратимся к основному Источнику и посмотрим, есть ли Там указания на события, которые описывают археологи.

Вернемся к голоду.

22 Потом снилось мне: вот, на одном стебле поднялись семь колосьев полных и хороших;

23 но вот, после них выросло семь колосьев тонких, тощих и иссушенных восточным ветром;

24 и пожрали тощие колосья семь колосьев хороших. Я рассказал это волхвам, но никто не изъяснил мне.

25 И сказал Иосиф фараону: сон фараонов один: что Бог сделает, то Он возвестил фараону.

26 Семь коров хороших, это семь лет; и семь колосьев хороших, это семь лет: сон один;

27 и семь коров тощих и худых, вышедших после тех, это семь лет, также и семь колосьев тощих и иссушенных восточным ветром, это семь лет голода.

28 Вот почему сказал я фараону: что Бог сделает, то Он показал фараону.

29 Вот, наступает семь лет великого изобилия во всей земле Египетской;

30 после них настанут семь лет голода, и забудется все то изобилие в земле Египетской, и истощит голод землю,

31 и неприметно будет прежнее изобилие на земле, по причине голода, который последует, ибо он будет очень тяжел.

32 А что сон повторился фараону дважды, это значит, что сие истинно слово Божие, и что вскоре Бог исполнит сие.

Быт. 41

Как можно прочитать, голод будет вызван «восточным ветром».

«Пасса́ т (от исп. viento de pasada — ветер, благоприятствующий переезду, передвижению) — ветер, дующий между тропиками круглый год, в Северном полушарии с северо-востока, в Южном — с юго-восточного направления. Пассаты Северного и Южного полушарий отделены друг от друга внутритропической зоной конвергенции пассатов. На океанах пассаты дуют с наибольшей правильностью; на материках и на прилегающих к последним морях направление их отчасти видоизменяется под влиянием местных условий. »

Википедия

«Вулканические извержения часто выбрасывают пепел на высоту около 50 км. Дальнейшее его распространение зависит в первую очередь от направления и скорости высотных ветров. Проанализировав воздушные токи в восточной части Средиземноморья, Д. Нинкович и Б. Хейзен пришли к следующему выводу: распределение материала нижней тефры свидетельствует о его переносе ветрами высокой скорости, что указывает на извержение вулкана в зимнее время.

Верхняя тефра отлагалась в условиях более низких скоростей ветра. Это согласуется с метеорологической схемой летних северо-западных пассатных ветров, имеющих относительно низкие скорости. »

http: //katastrofa. h12. ru/santorin. htm

Итак, извержение происходило летом. Собственно, египетский год начинался летом, с разливом Нила и последующей посадкой нового урожая. На схеме распространения пепла, видно, что вытянутая часть указывает направление (примерно) на дельту Нила и если что то «сломалось» в «отделены друг от друга внутритропической зоной конвергенции пассатов», то что могло произойти с погодой в регионе? И что было с разливом Нила, а так же с тем, что должно было растаять, впоследствии и напитать воды Нила. А что происходило в Ханаане?

Разливы Нила в древнего Египта

 В древнем Египте веют сухие ветры, приносящие с собой жаркое дыхание пустыни. Особенно страшен ветер хамсин. По-арабски это слово означает «пятьдесят», так как хамсин дует из Сахары пятьдесят дней. Ветер засыпает всё горами песка. Древний Египет на какое-то время превращается в выжженную солнцем пустыню. Все растения вянут, сухая земля покрывается трещинами. Но вот с севера повеяло прохладой. Спасительный северный ветер сдувает песчаную пыль, воздух становится прохладней и чище. В это время далеко на юге, откуда течёт Нил, начинается сезон дождей, а в горах тает снег. Постепенно вода в Ниле поднимается, становясь мутно-зеленой. Река выходит из берегов, начинается разлив. Дней через десять вода в Ниле становится красной, как кровь. Половодье длится 3 месяца — с июня по сентябрь. Вода поднимается в реке на 7 м. Потом она спадает, оставляя на берегах толстый слой плодородного ила. Толщина речных наносов за многие тысячелетия достигла 11 м, а в дельте Нила — даже 20 м. Поэтому древние египтяне называли свой край «Дар Нила».  

Древние египтяне - земледельцы

 Закончилось время разлива. Нил снова спокойно катит свои воды. А поля вокруг хорошо орошены и покрыты плодородным илом. Можно начинать сев. Земледелие было главным занятием в Древнем Египте. После разлива ила земля становится мягкой и не требует больших усилий для обработки. Запрягали в плуг быков, пахали поле и засевали его пшеницей и ячменём. После сева на поле выгоняли коров и овец, чтобы они своими копытами втоптали зерно в землю, иначе – будет плохо. Древние египтяне пахали и сеяли не весной, как украинские крестьяне, а поздней осенью, в начале зимы — в ноябре и декабре. Чтобы оросить поля, расположенные далеко от реки, крестьяне прокапывали от Нила каналы, а от них и так подводили воду к своим полям. Поля и каналы ограждали специальными плотинами, сделанными из глины и тростника. Во время разлива Нила их открывали, чтобы пропустить воду на поля, а потом закрывали. Крестьянская семья не могла сама выкопать целый канал или насыпать плотину. Поэтому египтяне выполняли эту работу сообща, целыми сёлами. В Египте на смену родовой общине пришла сельская соседская община. Наконец заколосились хлеба. Настало время жатвы — последний, третий период египетского сельскохозяйственного года. Крестьяне медными серпами срезают только колоски. Потом на току колоски бросают для обмолота под ноги домашним животным — быкам, ослам. Ни на минуту не останавливается молотьба. Женщины совками подбрасывают обмолоченное зерно в воздух и веют его. Обмолоченное и провеянное зерно в корзинах относят в амбары и ссыпают в закрома. Рядом сидит писарь и записывает количество корзин. Хозяин богатого имения должен знать, какой урожай собрали с его полей. Тогда он скажет, сколько зерна надо отдать в царскую кладовую, а сколько можно оставить в хозяйстве.

http: //izuchaem. info/drevnij-egipet/

53 И прошли семь лет изобилия, которое было в земле Египетской,

54 и наступили семь лет голода, как сказал Иосиф. И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб.

55 Но когда и вся земля Египетская начала терпеть голод, то народ начал вопиять к фараону о хлебе. И сказал фараон всем Египтянам: пойдите к Иосифу и делайте, что он вам скажет.

56 И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской.

57 И из всех стран приходили в Египет покупать хлеб у Иосифа, ибо голод усилился по всей земле.

Быт. 41

Как видно из текста, голод наступал постепенно, вначале в землях, граничащих с Египтом, затем в самом Египте. Т. е. в самом Египте, голод длился не семь лет, а меньше. Если рассмотреть случаи голода на территории России, то заметно, что наступал он, с течением некоторого времени, а последствия сказывались и того дольше, лет до 5 -10.

3 Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте,

4 а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо сказал: не случилось бы с ним беды.

5 И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими, ибо в земле Ханаанской был голод.

6 Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицем до земли.

Быт. 42

Итак, Иосиф был начальником и над землей Ханаанской. (версия прочтения Текста)

Глядя на карту, видно, что да, действительно, Египет мог иметь сильное влияние на земли Ханаана. И если вспомнить, что гиксосы семитский народ, имеющий «связи» в Ханаане….

В Аварисе найдены фрески, идентичные фрескам минойской цивилизации, что дает право делать предположения о связях (торговых и политических) с этим государством (официальная версия от деятелей науки), что в свою очередь подтверждает связь с островом. Ханаан поближе будет.

 Хотя, на мой взгляд, все было проще. Гиксосы прибыли не с Крита (есть такая версия), а все же семитский народ. В их правление появились лошади и колесницы, но старые дворцы Крита, были разрушены землетрясением, в то же время. А как бежать с Крита? Это остров. Значит на кораблях. А в какую сторону? Куда ветер дует. Ветер дул от Крита, в дельту Нила. Следы минойской цивилизации – это следы присутствия беженцев, бежавших от катастрофы. Гиксосы приняли их с удовольствием, т. к. по свидетельству древнего историка, во время правления 15 династии, люди в массовом порядке бежали из Авариса.

9 И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей.

10 Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи;

11 мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями.

12 Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей.

13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало.

14 И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи;

15 вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придет сюда меньший брат ваш;

16 пошлите одного из вас, и пусть он приведет брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи.

17 И отдал их под стражу на три дня.

Быт. 42

Но если говорить точно, то земли Ханаана были сферой влияния Египта. Правители (фараоны) и их чиновники, не доверяли властителям тех областей и практика заложников, из семей властителей была обычной. А обращение «раб твой», неоднократно нашло свое отражение в посланиях, которые посылали властители подконтрольных территорий в Египет. Этот отрывок из Библии говорит, что Иаков был не «бедный пастух», а один из властителей (вождей), в Ханаане.

27 И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом, а серебро их возвратить каждому в мешок его, и дать им запасов на дорогу. Так и сделано с ними.

26 Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда.

27 И открыл один из них мешок свой, чтобы дать корму ослу своему на ночлеге, и увидел серебро свое в отверстии мешка его,

28 и сказал своим братьям: серебро мое возвращено; вот оно в мешке у меня. И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?

Быт. 42

Как мог один из них, узнать, просто поглядев, что серебро его? Была практика, ставить на мерные слитки серебра, клеймо, которое подтверждало, что вес точный. Человек «своим именем» гарантировал точность веса. Естественно, что такое клеймо ставили на слитки не «простые пастухи».

 

 

32 И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян.

33 И сели они пред ним, первородный по первородству его, и младший по молодости его, и дивились эти люди друг пред другом.

34 И посылались им кушанья от него, и доля Вениамина была впятеро больше долей каждого из них. И пили, и довольно пили они с ним.

Быт. 43

Иосифу «подали особо», как начальнику, второму после фараона. Такая традиция была в любом государстве, где уже сложился «этикет». Традиция «отдельного стола», во время пиров и выражение благосклонности правителя, через «жалование блюда со стола», имеет давние корни.

Как было написано выше, гиксосы использовали чиновничий аппарат Египта, а братья Иосифа были не «простые пастухи». И если Евреи рассаживались по первородству, то чиновники – по старшинству, родней друг другу, не являясь. Вполне вероятно «выслуга лет», имела значение при продвижении «по должности», в Египте.

16 Дошел в дом фараона слух, что пришли братья Иосифа; и приятно было фараону и рабам его.

17 И сказал фараон Иосифу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш [хлебом] и ступайте в землю Ханаанскую;

18 и возьмите отца вашего и семейства ваши и придите ко мне; я дам вам лучшее [место] в земле Египетской, и вы будете есть тук земли.

19 Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите;

20 и не жалейте вещей ваших, ибо лучшее из всей земли Египетской дам вам.

21 Так и сделали сыны Израилевы. И дал им Иосиф колесницы по приказанию фараона, и дал им путевой запас,

22 каждому из них он дал перемену одежд, а Вениамину дал триста сребренников и пять перемен одежд;

23 также и отцу своему послал десять ослов, навьюченных лучшими произведениями Египетскими, и десять ослиц, навьюченных зерном, хлебом и припасами отцу своему на путь.

Быт. 45

В Синодальном переводе, в этом месте допущена неточность. Действительно, лошади и колесницы появились в Египте с приходом гиксосов. Но колесницы предназначены для боя, а  для длительных путешествий не подходят. Надо учитывать, что в те времена «вторая проблема России» была актуальна в Египте и рессоры еще не придумали.

 

17 И сказал Паро Йосэйфу: скажи братьям твоим: вот что сделайте: навьючьте скот ваш и ступайте, придите в землю Кынаанскую;

18 И возьмите отца вашего и семейства ваши, и придите ко мне; и дам вам лучшее в земле Египетской, и вы будете есть тук земли этой.

19 Тебе же повелеваю: сделайте вот что: возьмите себе из земли Египетской повозок для малюток ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего, и придите;

20 И пусть око ваше не жалеет вещей ваших, ибо лучшее всей земли Египетской – для вас.

21 И сделали так сыны Исраэйля. И дал им Йосэйф повозки по приказанию Паро, и дал им припасы на дорогу.

. Бырэйшит 45 ( Тора,  Ваигаш )

Паро – фараон. Триста серебренников – не те, за которые Иуда продал Иисуса. Иуда продал за тирские статеры или их аналог по весу (30 серебрянников времен, когда Иисус ходил по земле – цена земельного участка, у Иерусалима). Иосиф дал намного больше, в весовом эквиваленте, на один серебрянник … инфляция. Серебрянник в данном случае – слиток серебра, в других местах – серебряная монета, по весу. Смотря в какой период истории использовалось это название веса.

28 Иуду послал он пред собою к Иосифу, чтобы он указал путь в Гесем. И пришли в землю Гесем.

29 Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем, и, увидев его, пал на шею его, и долго плакал на шее его.

30 И сказал Израиль Иосифу: умру я теперь, увидев лице твое, ибо ты еще жив.

31 И сказал Иосиф братьям своим и дому отца своего: я пойду, извещу фараона и скажу ему: братья мои и дом отца моего, которые были в земле Ханаанской, пришли ко мне;

32 эти люди пастухи овец, ибо скотоводы они; и мелкий и крупный скот свой, и все, что у них, привели они.

33 Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше?

34 то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.

Быт. 46

1 И пришел Иосиф и известил фараона и сказал: отец мой и братья мои, с мелким и крупным скотом своим и со всем, что у них, пришли из земли Ханаанской; и вот, они в земле Гесем.

2 И из братьев своих он взял пять человек и представил их фараону.

3 И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши.

4 И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем.

5 И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе;

6 земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.

7 И привел Иосиф Иакова, отца своего, и представил его фараону; и благословил Иаков фараона.

8 Фараон сказал Иакову: сколько лет жизни твоей?

9 Иаков сказал фараону: дней странствования моего сто тридцать лет; малы и несчастны дни жизни моей и не достигли до лет жизни отцов моих во днях странствования их.

10 И благословил фараона Иаков и вышел от фараона.

11 И поселил Иосиф отца своего и братьев своих, и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел фараон.

Быт. 47

 

Гошэм, разные исследователи помещают кому, как удобнее. Однако стоит учитывать, что большая часть земли была отдана под поля. По тому, земля, которую выделил фараон, скорее всего. размещалась у границ Египта. В зоне, где можно пасти скот. Согласен, с мнением, что вероятнее всего это была земля недалеко от Авариса, столицы 15 династии. Примерно на границе 20, 19 и 14 нома, во всяком случае, в той области. Рамсес еще не был построен. Тем более, что будущий город, получил сходное название с землей. Крепость Аварис после восстановления, стала частью Рамсеса. То что евреи не отступили в Ханаан с гиксосами, дает основание предположить, что Гошэм находилась выше Авариса (Пер – Рамсеса). (по течению Нила)

 

 

 

 

33 Если фараон призовет вас и скажет: какое занятие ваше?

34 то вы скажите: мы, рабы твои, скотоводами были от юности нашей доныне, и мы и отцы наши, чтобы вас поселили в земле Гесем. Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец.

Быт. 46

3 И сказал фараон братьям его: какое ваше занятие? Они сказали фараону: пастухи овец рабы твои, и мы и отцы наши.

4 И сказали они фараону: мы пришли пожить в этой земле, потому что нет пажити для скота рабов твоих, ибо в земле Ханаанской сильный голод; итак позволь поселиться рабам твоим в земле Гесем.

5 И сказал фараон Иосифу: отец твой и братья твои пришли к тебе;

6 земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем; и если знаешь, что между ними есть способные люди, поставь их смотрителями над моим скотом.

Быт. 47

Иосиф зная «политическую обстановку» в стране, старается «убрать» своих родственников от двора фараона, но так, что бы, не очень далеко. Название «Гиксосы» переводят по разному; или как «повелители равнин», или как «цари – пастухи».  

«Переселение евреев в Египет совпало с господством там династии гиксосов, или царей-пастухов. Считается, что это был семитский народ, родственный амореям. Они контролировали Нижний (северный) Египет, а в Верхнем продолжали править египетские фараоны, платившие им дань»

Переселение народа Израиля в Египет и египетское рабство (XVII—XIII вв. до н. э. )

Материал из ЕЖЕВИКИ - EJWiki. org - Академической Вики-энциклопедии по еврейским и израильским темам

Вот и получается, что с одной стороны фараон испытывает симпатии к евреям; «поставь их смотрителями над моим скотом. », а с другой – «Ибо мерзость для Египтян всякий пастух овец. » чиновники египтяне, прекрасно помнят, что гиксосов ни кто сюда не звал, сами пришли.

Резиденция Иосифа размещалась не далеко от земли Гошэм (название из перевода Торы).

«Иосиф запряг колесницу свою и выехал навстречу Израилю, отцу своему, в Гесем» Как было сказано ранее, колесницы далеко не ездили. Стоит предположить, что Иосиф жил или в столице или рядом с ней. Все события, связанные с встречей отца (Иакова) и последующим докладом фараону, происходят в зоне 15 – 20 км, что для колесницы, а главное – ног возницы, колес и лошадей, в нее впряженных, вполне приемлемое расстояние.

 

 

1 Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним, и целовал его.

2 И повелел Иосиф слугам своим – врачам, бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля.

3 И исполнилось ему сорок дней, ибо столько дней употребляется на бальзамирование, и оплакивали его Египтяне семьдесят дней.

Быт. 50

Полный цикл мумификации занимал 70 дней. Судя по 3 стиху, над телом Иосифа были проведены обряды по правилам Египта, а «слуги – врачи» это жрецы. Не было врачей, в нашем понимании, в Египте, это были жрецы.

http: //egyptopedia. info/b/664-balzamirovanie

По этой ссылке можно посмотреть данные, как создавались мумии в Египте.

 «Древние египтяне, как отметил Геродот, были искусными медиками и самым здоровым народом Древнего Мира. Однако медицина была для них не просто профессией, а священной наукой. Египтяне считали, что выздоровление больного зависит не только от врачебных умений, но и от божественной воли. Поэтому целители древнего Египта были не только врачами, но и жрецами, помимо премудростей лечения они изучали священные тексты.

Ни один Сену — жрец-врач — не смел начать лечение больного, не прочитав молитву. Египтяне верили, что исцеление — это воля бога, поэтому, выздоровев, больной был обязан воздать богу хвалу и принести в храм подношения. Стать врачом в Древнем Египте иногда удавалось и женщинам. Первая в истории женщина-врач — Песечет практиковала в Мемфисе в 3-м тысячелетии до н. э. »

6 И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя.

7 И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской,

8 и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем.

9 С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик.

10 И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней.

11 И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя [месту] тому: плач Египтян, что при Иордане.

12 И сделали сыновья Иакова с ним, как он заповедал им;

13 и отнесли его сыновья его в землю Ханаанскую и похоронили его в пещере на поле Махпела, которую купил Авраам с полем в собственность для погребения у Ефрона Хеттеянина, пред Мамре.

Быт. 50

Горен-гаатад (Горэн-Аатада согласно переводу Торы, там же «Посему наречено имя месту тому Авэйл-Мицраим, что за Ярдэйном» Мицраим – самоназвание Египта). Точное местоположение неизвестно, но многие исследователи сходятся в мнении, что это место между Хевроном и Иерихоном.

Вначале Иосиф приходит к Иерихону, где оплакивает отца 7 дней, затем уже идут к Хеврону, положить тело в пещеру (уже меньшим числом). Согласно тексту, в путь пошла армия (С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. ). А это всегда проблема дорог, еды и воды, … и колесниц, по тому он (путь) и получился такой. Это свидетельство интересно в плане прохождения караванных путей и вопроса: «Почему евреи пошли через пустыню? », но рассмотрим этот вопрос позже.

http: //dic. academic. ru/dic. nsf/ruwiki/814750#. D0. 98. D1. 81. D1. 82. D0. BE. D1. 80. D0. B8. D1. 8F

По этой ссылке можно посмотреть историю колесниц. Удивительно, но как правило указывают только два «изобретения», которые способствовали созданию колесниц: «приручение лошади» и «колесо». Редко кто, вспоминает о подшипнике …

Фотография, из гробницы Тутанхамона (сразу после вскрытия).

«Пушкин писал 20 августа 1833 года жене из Торжка: " Ямщики закладывают коляску шестерней, стращая меня грязными проселочными дорогами". И позднее ей же из Москвы: "... меня насилу тащили шестерней".

Из-за плохих дорог часто ломались экипажи, особенно заграничные, выписанные, не рассчитанные на большие расстояния и плохие дороги.

25 сентября 1832 года Пушкин писал Наталье Николаевне: " Каретник мой плут; взял с меня за починку 500 руб., а в один месяц карета моя хоть брось... " Несколько ранее ей же поэт описывал свое путешествие в Москву на " выписном" дилижансе: " Велосифер, по-русски поспешный дилижанс... поспешал как черепаха, а иногда даже как рак. В сутки случалось мне сделать три станции... отроду не видывал ничего подобного... " »

http: //a-s-pushkin. ru/books/item/f00/s00/z0000034/st003. shtml

Во времена правления фараонов, почтовых станций со сменными лошадьми, для всей армии и ремонтных заводов (по пути), для починки колесниц, как бы не было. Получается, что путь вдоль берега, был единственным, для большого количества людей, в направлении на Иерусалим. Евреи опровергли это утверждение, хотя надо отметить, их вариант пути не самый быстрый.  

 

По вопросу «Когда человек сел на лошадь? » можно посмотреть этот источник:

http: //annales. info/other/kovalevsk/03. htm

«Недавно Е. Гордон [193], используя свидетельства шумерских басен, найденных в Ниппуре и Уре и датирующихся примерно 2000 г. до н. э., привел новые неизвестные данные. Речь идет о коне, сбросившем всадника, о тяжелой работе лошади и, в одном случае, о муле. »

И Тора не говорит, что у Египтян было конное войско. Сказано только, что человек в дни 15 династии ездил верхом.

На основании этих данных, Исход переносят чуть ли не к временам Иисуса. Утрирую, но Авраам действительно купил поле у хеттов …. или хаттов:

« Перечень ханаанейских племён, сведения о которых стали доступны евреям, приведён в Ветхом Завете (Быт. 10. 15-18): это - «Сидон [в значении «финикийцы»]… Хет [хатти], Иевусей, Аморей, Гергесей [гиргаситы], Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей», а также рефаимы (которые, вероятно, были не племенем, а религиозной кастой). На сегодняшний день найдены следы всех этих этносов, включая и гиргаситов, существование которых, как одной из этнических групп ханаанеев, было доказано последним (Sznycer M. A propos de l'inscripton punique de Carthage CIS I, 4483 // Semitica, 1996, T. 46, p19-23).

Вероятно, среди всех перечисленных племён ханаанские хатти доминировали численно, о чём может свидетельствовать тот факт, что (Джеймс Г. Маккуин. «Хетты и их современники в Малой Азии») в ассирийских клинописных текстах Ханаан назывался либо «страна (народа) хатти», либо «страна (народа) амурру» (наименование возникло как следствие экспансии амореев).

Показательно и то, в частности, что персидские источники называют письменность, существовавшую в Хазарии, «хаттским почерком (письмом)» (И. М. Сигаури). Поскольку хазарская знать исповедовала иудаизм (читалась Тора), то, очевидно, что ими использовалась и древнееврейская письменность. Следовательно, персидские авторы называли «хаттским почерком (письмом)» ханаанейское письмо (см. ниже).

Название этноса: «хатти/хетты», акк. или «ח ט א » («хатта»), ивр., - переводится как «грешник» (возможно, из-за распространённого среди хеттов скотоложества (ритуально-тотемной связи с лошадью? ), которое в Пятикнижии трижды осуждается, как великое преступление). Любопытно, что и на нахском языке (родственном древним хатто-хурритским) слово «хатт» означает «(влажная) грязь».

Следует отметить, что у прахурритов было традиционно принято посвящать коней (и колесницы) богу Солнца. Этот обычай был заимствован древними евреями (57. с50).

При многократном перечислении народов, населяющих Землю Ханаанейскую, Священное Писание постоянно упоминает «хатта» в числе автохтонных племён, хотя и их, и амореев считает, согласно велению Божию, «незаконными» в Ханаане (Иез. 16. 3). Хатти жили в Ханаане издавна (задолго до прихода туда племени «Авраам») и повсеместно. Ассимилируясь, ха-ибири смешивались и с «хатта»: «И был Исав сорока лет, и взял себе в жены Иегудифу, дочь Беэра Хаттеянина, и Васемафу, дочь Елона Хаттеянина» (Быт. 26. 3). Матерью царя Соломона была «хаттаянка».

Упоминание об анатолийской «стране Хатти», впервые встречается на клинописных табличках из Месопотамии периода Аккадской династии. На этих табличках ассирийские торговцы взывают о защите к аккадскому царю Саргону Древнему (2316-2261 гг. до н. э. ), жалуясь на притеснения в хаттском городе Бурушхаттум (Бурусханда). Существует предание о том, что Нарам-Син, царь Шумера и Аккада (внук Саргона), сражался с коалицией из 17 царей, среди которых упоминается и царь анатолийской «страны Хатти» по имени Памба. Из «Царской надписи (бога) Мардука» (литературного текста, стилизованного под царскую надпись), в частности, следует, что Мардук (Вавилонское царство) установил свой трон в «стране хатти» (в Малой Азии). Бог Мардук (вавилоняне) оставался там в течение 24 лет и следил за торговыми связями между странами Хатти и Вавилоном (название «страна Хатти» (в Анатолии), согласно ассирийским хроникам, употреблялось в течение ок. 1500 лет, примерно до 630 г. до н. э. ).

Определено, что племена хатти, «прахетты», населяли центральную и юго-восточную части Анатолии (Дж. Маккуин. «Хетты и их современники в Малой Азии»). Предполагается, что хатти либо пришли в Малую Азию к VI тыс. до н. э. (как носители культуры «керамический неолит»), либо они - автохтонные анатолийцы (теория В. В. Иванова и Т. В. Гамкрелидзе), первоначальная область расселения которых охватывала районы реки Галлис.

Следует отметить, что индоевропейцы-хетты, этнически не родственные народу хатти, прибыли в восточную часть Малой Азии с севера в начале II тыс. до н. э. (впервые обнаруживаются на территориях между Канесом (Кюльтепе) и верховьями Евфрата (Singer. 1981))

Представление об этническом типе анатолийского хатти можно составить на основе изображений людей на многих исторических памятниках. Так, Е. Акургал (Ekrem Akurgal, The Hattian and Hittite Civilizations, Publica-tions of the Republic of Turkey: Ministry of Culture. 2001. p8) пишет: «Солдаты с крупными носами, обозначенные как «хатти» на изображениях битвы при Кадеше в египетском храме, представляют собой совершенно иной этнический тип, чем хеттские цари индоевропейского происхождения в той же сцене», и полагает, что «хатти всё ещё составляли значительную часть населения [Анатолии] в хеттский период». Тщательно выполненные египетские памятники изображают, по крайней мере, два типа хеттов, один из которых являл собой ярко выраженные «арменоидные» черты. Проф. Оливер Р. Герни, широко известный хеттолог и ассириолог («Хетты», 1980), предполагает, что подобный «анатолийский (арменоидный)» тип (хатти) представлял основную массу (автохтонного) населения царства хеттов.

Различие между «арменоидным» типом с большим «крючковатым» носом и покатым лбом, - такими, как у бегущих фигур в Язылыкая, у стража ворот в Богазкёе или у золотой статуэтки из Британского музея (подобные нос и лоб были у носителей культуры «керамического неолита»), и между более плоскими, прямыми лицами, такими, как у сфинксов в Богазкёе и статуэток, найденных там же, - легко просматривается.

Как уже упоминалось, на земле Ханаанейской от последней трети IV тыс. до н. э. и далее, выявлена относительная стабильность основного антропологического типа хананеянина («арменоидность»), привнесённая из Анатолии в период «керамический неолит» (среди племён-пришельцев явно были и «хатта») и позднее - во времена куро-аракской культуры (прахурриты).

Этносы Ханаана и евреи

Выборка из новой редакции книги «Земля Ханаанейская»

Михаил Зильберман

http: //berkovich-zametki. com/2011/Zametki/Nomer10/Zilberman1. php

Так что и карта верна (кроме названия народа) и Авраам, покупал «поле и пещеру» у хеттов. Хетты только разные были. Желтым цветом выделено изначальное государство хеттов, пришедших с территории современной Армении. К 13 веку до н. э., было хеттское государство, включавшее в себя множество народов, в том числе и хаттов.

«Опираясь на смысл целых предложений, ученый довольно быстро установил значение большого числа хеттских слов и грамматических форм. Так Б. Грозному удалось открыть язык хеттской клинописи, древнейшего из хорошо известных индоевропейских языков. Если раньше самыми древними текстами на индоевропейском языке считали поэмы Гомера и индийский эпос «Ригведа», датировавшиеся серединой второго тысячелетия до нашей эры, то прочтение хеттских текстов помогло ученым заглянуть глубже во тьму веков, до XVIII века до нашей эры.

Такую возможность дает древнейший памятник хеттской письменности - надпись царя Аниттаса, именем которого начинается список двадцати девяти хеттских царей. Он объединил хеттские племена, победил врагов и основал Хеттское государство. Аниттас двинулся из с большим войском против племен хатти, разбил их, а главный город Хаттусас сровнял с землей и сделал храмовую надпись: «Я взял его ночью приступом и на месте его посеял бурьян. Если кто-нибудь из тех, кто будет царствовать после меня, вновь заселит Хаттусас, пусть покарает его небесный бог Грозы!.. »

Медленно постигали исследователи хеттский язык. Поскольку одни и те же слова в текстах воспроизводили в одном случае с помощью идеограмм, в другом - фонетически, становилось известным, как они звучат; Напротив, постоянная передача общеупотребительных слов только идеограммами не дает возможности выяснить, как они произносятся по-хеттски. Например, до сих пор неизвестно, как звучат слова сын, брат, сестра, жена, собака.

Теперь хеттский клинописный язык благодаря стараниям многих ученых до мельчайших подробностей расшифрован. Прочитаны и клинописные таблички, которые рассказали об истории этого народа.

Прежде всего стало ясно, что хетты не коренные жители Малой Азии. Они пришли с Запада и осели в Анатолии.

Среди клинописных табличек из Богазкёя отыскались немногочисленные, написанные на отличном от хеттского языке - не индоевропейском и не семитском: На них были записаны молитвы, заклинания, космогонические мифы. Этот новый язык, открытый все тем же неутомимым Б. Грозным, был, по-видимому, более древним и употреблялся как культовый. Его называли хаттийским.

Когда хетты пришли в Малую Азию, страна эта не была пустынна. В ней обитали племена хатти, имя которых хетты заимствовали. (О борьбе хеттов с хатти мы уже упоминали, когда рассказывали о древнейшем памятнике хеттской письменности - надписи царя Аниттаса. ) Потом хатти и хетты смешались. Язык хатти, как культовый, вместе с религиозными обрядами, богами и культурой восприняли пришедшие племена. Однако светским, общеупотребительным остался хеттский-нессийский. »

http: //nplit. ru/books/item/f00/s00/z0000007/st014. shtml

Т. е. на момент жизни Авраама в Ханаане обитали хатты, а на момент записи Торы хатты и хетты стали одним народом. По этому, сделка и была записана, как «сделка с хеттами», хотя сами хетты были далеко от места сделки. Хетты, при слиянии с хаттами, получили «главенство».

26 И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте.

Быт. 50

Немного о датах:

Приход Израиля состоялся примерно в 1630 г до н. э.

Некоторые ученые датируют извержение Санторина, где то в этот временной промежуток.

В Египте правит 15 династия (гиксосы), примерно с 1650 г. до н. э. (по другим данным 1648\1645 гг или 1700 г до н. э. )

Время правления этой династии 108 лет.

«Также в позиции №X/21 Туринского списка четко просмотривается резюмирующая надпись для династии: " 6 царей правили 100 + (х) лет". В сохранившихся очертаниях иероглифа " х", вероятно, можно прочитать цифру " 8", которая может означать, что общая продолжительность правления для шести гиксосских царей составляла 108 лет. »

Т. е. Иосиф умирает перед изгнанием 15 династии из Египта. В тексте Библии читаем …. Впрочем это уже немного другая история и назовем ее –

Житие….

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.