Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Диалоговые формы обучения в школе.



Диалоговые формы обучения в школе.

А. С. Молчанова ст. гр. П-13

Братский государственный университет

 

Ключевые слова: обучение; диалоговые формы; познавательная деятельность; дискуссия, диспут и дебаты.

 

Основная цель современной школы состоит в том, чтобы создать систему обучения, которая бы удовлетворяла образовательные потребности каждого учащегося в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для достижения этой цели необходимо кардинально менять парадигму, с позиций которой рассматриваются отношения ученика и учителя в учебном процессе.

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии новым федеральным государственным образовательным стандартом является формирование универсальных учебных действий, среди которых выделяют коммуникативные действия. К ним относят, в первую очередь, планирование учебного сотрудничества, постановку вопросов, разрешение конфликтов и умение выражать свою точку зрения.

Диалог - это основная форма общения людей. В диалоге раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для самого себя. Невозможно представить без диалога и процесс обучения.

В образовательном стандарте указаны компетенции, которыми должен обладать выпускник школы, и с помощью применения диалоговых форм в образовательном процессе, школа может выпустить талантливую, толерантную, сознательную личность[1].

Диалоговые формы представляют собой обмен мнениями, информацией. Такие формы обеспечивают субъектную позицию детей в воспитательном процессе, формируют у них навыки общения, уважительного отношения к людям и их суждениям, толерантность и тактичность во взаимодействии с окружающими, развивают мышление, умение аргументированно высказывать мнение и т. д.

Диалог на уроке - это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

К диалоговым формам можно отнести дискуссию, диспут, дебаты.

Дискуссия - вид диалогической речи, публичный спор на научную или разговорно-бытовую тему. Дискуссия характеризуется большим количеством участников, выражающих различные мнения и суждения по одному и тому же вопросу. Обязательным условием является наличие какого-либо спорного вопроса, проблемы. Данная методика увеличивает включенность учащихся в реализацию групповых решений путем возложения и принятия ответственности; повышает эффективность и заинтересованность путем предоставления им возможности проявить компетентность и удовлетворить свои потребности в признании и уважении. Обучающий эффект учебной дискуссии определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных задач. Чтобы повысить активность учащихся, что особенно важно, когда у детей нет опыта обсуждения, целесообразно использовать элементы игры, соревнования между группами при оценке аргументированности и убедительности доказательств своих позиций, этике их поведения, умений вести дискуссию. Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, или полученные ранее, относящиеся к опыту, приобретенному до начала занятия, или опирающиеся на информацию, изложенную во время занятий.

Диспут- это публичный спор, предметом которого является общественно значимая научная тема или проблема. Форма диспута может быть разнообразной: обсуждение значимых исторических событий, диссертации, защита тезисов. Отличие от дискуссии в том, что диспут утверждает позиции спорящих людей. Важнейшими условиями проведения диспута являются дискуссионность, привлекательность, актуальность, проблемность темы, выбранной самими детьми. Диспуты проводятся в средних и старших классах на политические, правовые, нравственные, эстетические темы. Диспут может продолжаться с использованием предварительного обсуждения следующего вопроса по группам, либо высказываются сразу индивидуальные мнения. Опыт показывает, что если у учащихся нет опыта проведения диспутов, нет желающих начать дискуссию, то целесообразно предварительно обсудить вопрос в микрогруппах, а затем переходить к индивидуальным высказываниям. Ведущий должен чувствовать атмосферу диспута, своевременно определять моменты затухания внимания и интереса аудитории. Завершать спор лучше вскоре после достижения его эмоционального пика. Продолжительность диспута не должна превышать полутора часов[2].

 Успех диспута во многом зависит от правильности действий ведущего, который должен быть компетентным в обсуждаемой проблеме, стимулировать активность участников, способствовать установлению атмосферы непринужденного, делового общения, снижать накал ненужных страстей, оставаться спокойным и доброжелательным, уметь обобщить различные точки зрения, подвести итог спора.

Дебаты - чётко структурированный и специально организованный публичный обмен мыслями между двумя сторонами по актуальным темам. Эта разновидность публичной дискуссии направлена на то, чтобы участники дебатов убедили в своей правоте третью сторону, а не друг друга. Отличительным признаком дебатов можно считать высокую степень стандартизированности (жесткий временной лимит выступления каждого участника, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки). В дебатах лежит спорный тезис - утверждение, которое является темой игры и определяет позиции двух соревнующихся команд.

Таким образом, все вышеперечисленные формы организации уроков можно проводить в образовательном процессе. Каждая из них по-своему интересна и полезна для познавательной деятельности учеников. С помощью них учащиеся смогут научиться общаться в коллективе, не бояться, открыто выражать свои мысли на публику. И главное, они должны знать, что каждое мнение заслуживает внимания и уважения.

Диалоговые формы представляют нетрадиционный подход к учебно-воспитательному процессу, дают большой импульс творческому поиску самого учителя, а также в поисково-познавательной деятельности учащихся. И, в конечном счете, это воспитывает и вырабатывает у учащихся стремление к новым знаниям.

Работа по развитию мышления позволяет обеспечивать эффективное усвоение больших объемов знаний и формировать творчески развитую личность. Дискуссионный метод, как интерактивная технология личностно-ориентированного обучения, несомненно, имеет хорошие перспективы для его реализации в педагогической деятельности[3].

 

Список источников и литературы

 

1. Грязнов Ю. П. Развитие познавательной активности учащихся/ Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И. Самойленко// Специалист. -2002. - 369с.

2. Тепишкина Е. Ю. «Диалогизация учебного процесса как средство активизации познавательной деятельности учащихся». Статья, 2003. - 211с.

3. Левитес Д. Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. Воронеж, 2005. - 212с.

 

 

Научный руководитель - доцент кафедры ПриФ, к. и. н., О. В. Тищенко

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.