|
||||||
Диалектика и метафизика
Начало формы
http: //aspirantura. ws/dialektika-i-metafizika. htm 04. 03. 2013Конец формы
Диалектика и метафизика
Метафизика (от греч. ) - после физики. Термин “метафизика” ввел систематизатор произведений Аристотеля Андроник Родосский (1 в. до н. э. ) В истории философии термин “метафизика” часто употребляют как синоним философии. В философии марксизма - как синоним антидиалектики. Более точно определять метафизику как основные принципы философии, то есть наука о сверхчувственных принципах и началах бытия это наука о бытии онтология. В античности: Сначала отчетливое разделение метафизики, науки и теологии отсутствует. Философский метод не отличается от научного. В античности метафизика - метафизика бытия. В Средние века: Метафизика - высшая форма рационального познания бытия, вопрос о сущем остается основным, но он формулируется как “Что есть Бог? ” подчинение метафизики сверхразумному знанию. Богопознание = метафизика - познание высших родов сущего. Трактовка проблем соотношения свободы и необходимости, природы общих понятий. Новое время: метафизика вышла из границ теологии сначала - этап пантеистической натурфилософии Возрождения - объект исследования - природа. Метафизика испытывает значительное влияние естествознания. Метафизика становится наукой о гносеологии (превращение метафизики в теорию познания). Метафизика рационализма находится в тесной связи с традиционной онтологией. Метафизика эмпиризма (Бэкон) - против догматического введения в статус бытия различных понятий. XVII век - рационализм Декарта, Лейбница, Спинозы - выражения метафизики. XVIII век - кризис метафизики - в силу отъединения от метафизики ряда наук, критика со стороны скептицизма, сенсуализма, механистического материализма, Просвещения. Немецкая классическая философия: окончательное разрушение старой метафизики. Кант: критика догматической метафизики, но рассматривал ценность метафизики как науки, и считает метафизику завершением культуры человеческого разума. Задача - изменение метода метафизики и определение сферы ее приложения. Кант разделяет рассудок и разум ошибка старой метафизики заключается в распространении деятельности рассудка за пределы возможного опыта. Метафизика возможна как систематическое знание, выведенное из чистого разума. Он же окончательно разрушает метафизику как онтологию и на первое место ставит вопрос познания метафизика - гносеология и является чисто априорным знанием (в том смысле, в котором метафизика была раньше). Разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов. В метафизике нравов противоречия чистого разума находят практическое разрешение. Размежевал метафизику и естествознание. Фихте и Шеллинг: пытаются построить положительную метафизику. Они связывают мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, истолковали диалектику разума не как теоретический тупик, а как движущую силу развития познания диалектика - неотъемлемое свойство истинного мышления. Гегель: создает систему, в которой истина - это поступательное развитие разума, а противоречие - необходимый момент. Разум - носитель истинного познания, а диалектика - метод постижения противоречий и развития понятий. Рассудок - лишь необходимое, но не достаточное условие познания. Источник метафизики - рассудок первый противопоставил диалектику и метафизику. Основной вопрос философии Гегеля - о логике философия становится диалектической логикой. Диалектический материализм Маркса и Энгельса: поддержал идущее от Гегеля противопоставление метафизики диалектике и жестко противопоставляет друг другу материю и сознание Вторая половина XIX века: отрицательное отношение к метафизике вообще и также к гегелевскому варианту. Антиметафизика: · волюнтаризм Шопенгауэра (даже развивает философию жизни); · религиозный иррационализм (Кьеркегор); · материалистический антропологизм (Фейербах); · позитивизм; · неокантианство. XX век: отстаивают позиции метафизики: · неотомисты; · реализм; · феноменология; · экзистенционализм; · философия науки. Например: неопозитивисты зачислили в метафизику и диалектику Гегеля, и Маркса, так как понимали метафизику как умозрительное конструирование, и ставят вопрос о природе научного познания. Лингвистическая философия (Витгенштейн, Хайдеггер) - в центре внимания - философия языка, критика метафизики как типа западно-европейской культуры, пытается вернуться к “истокам”, то есть к метафизике в доплатоновской форме. Экзистенциализм - обращение к проблеме философии. В конечном счете существуют 2 толкования содержания метафизики: 1) наивное - неудовлетворительный конкурент диалектики; 2) положительное - совокупность основополагающих принципов философии.
Диалектика: изначально - искусство вести споры (впервые - у Сократа). Слово “диалектика” впервые применил Сократ. Платон понимал под диалектикой диалог как логические операции расчленения и связывания понятий посредством вопросов и ответов. В современном значении (близко к нему) впервые применил Гегель, хотя элементы диалектики были у многих философов. Античность: наиболее ярко у Гераклита: мир, который находится в постоянном покое внутренне противоречив, мыслится в вечном становлении, движении, единстве противоположностей. Зенон Элейский: противоречивость понятия движения, Атомисты - Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций: появление любой вещи из атома - диалектический “скачок”. Софисты: отрицательная диалектика (противоречия в мыслях и поиск истины в спорах). Сократ: вопросно-ответная, разговорная теория диалектики. Платон: диалектика - расчленение понятий на четко обособленные роды, поиск истины в вопросах и ответах, знание относительного и истинного сущного можно достигнуть с помощью сведения противоречивых частностей в цельное и общее. Диалектика категорий движения, покоя, различия, тождества, бытия, Бытие - активно самопротиворечивая координированная раздельность. Аристотель: диалектику развивал в направлении познания реально существующего космоса. Диалектика не просто абсолютное знание а и знание только возможного или вероятного. Стоики: углубление трактовки диалектики на основе тщательного анализа мыслительных и языковых категорий. Неоплатонизм: диалектически трактуется основная иерархия бытия: единое, его числовая раздельность, качественная наполненность первочисел (идеи), переход идей в становление (возникновение мировой души и космоса). Пантеизм - отождествление Бога и природы Бог из творца превращается в принцип самодвижения всего сущего. Н. Кузанский: идеи диалектики в учении о вечности движения, в совпадении противоположностей, обо всем в каждом, о совпадении максимума и минимума и т. п. Новое время Декарт: идея о неоднородности пространства. Спиноза: диалектическое понимание субстанции как причины самой себя, диалектика необходимости и свободы. Лейбниц: диалектика в понятии о монадах и в идее о единстве пространства и времени, непрерывности связи прошлого и будущего. Классическая немецкая философия Впервые появляется целостная концепция диалектики. Кант: Диалектика - средство разоблачения иллюзий чистого разума, желающего достигнуть цельного и абсолютного знания. Диалектика обнаруживает неминуемые противоречия разума, который устремлен к постижению абсолютной цельности. Диалектика обнаружила в разуме необходимую противоречивость. Гегель - вершина диалектики: диалектика охватывает всю область действительности, начиная от логических категорий, переходя к природе и духу и кончая категориальной диалектикой исторического процесса. Диалектика содержит картину общих форм движения. Делит диалектику на 3 части (последовательные): бытие сущность понятие. Развитие - переход от абстрактного к конкретному, переход явления из одного качественного состояния в другое на основе выявления и разрушения противоречия. Развитие = саморазвитие абсолютного духа. Каждая из ступеней развития имеет свой принцип - переход, рефлексия, собственно развитие. Моделью развития служила не объективная реальность, а отражающее ее мышление порождение происходит лишь в лоне идеи (а не природы) односторонний взгляд. Появляется диалектический материализм, претендующий на синтез принципа материализма на основе научного обобщения общественной практики, данных общественных наук и естествознания. Философия 2-ой половины XIX века - отказ от диалектики. XX век: в некоторых течениях - возрождение интереса к диалектике: · неогегельянизм (Кортче и др. ); · экзистенциально-мистические версии диалектики (Ясперс и др. ); · экзистенциально-феноменологическая диалектика (Сартр) и др. Россия: Диалектика “теокосмического единства” (Лосский, Франк) - от философии всеединства Соловьева. Антиномическая диалектика Булгакова и Флоренского, экзистенциальная диалектика Бердяева, парадоксальная диалектика Шестова. Диалектика и метафизика исторически борются. Основной центр этой борьбы - интерпретация принципов развития.
|
||||||
|