|
|||
4. Религии Древнего мира: общие характеристики, зарождение мировых религий.РЕЛИГИИ ДРЕВНЕГО МИРА — условно-обощающий термин для обозначения родоплеменных верований и культов (австралийцев, меланезийцев, полинезийцев и др. ) и этнических религий рабовладельческого общества (Древней Греции, Древнего Рима, Месопотамии, Древней Индии, Древнего Китая и др. ). Для традиционных верований в архаических культурах характерны культ предков, культ вождя или эпического героя, культ мертвых, магические обряды, жертвоприношения, почитание священных животных (Животные священные), камней, деревьев, источников; тотемистические, фетишистские и анимистическиепредставления. Особым почитанием пользовалась Мать-земля, что отражало роль зарождающегося земледелия. Появляются представления о бессмертии души и ее переселении, о загробной жизни, злых и добрых духах. Эти представления в преобразованном виде вошли в комплексы более поздних религий рабовладельческих обществ. По мере развития в РЕЛИГИЯХ ДРЕВНЕГО МИРА возникают представления об антропоморфных духах и богах. Вера в богов выражается в политеизме с его пантеоном божеств. Боги наделяются различными функциями, представления о которых меняются в ходе истории. Представление о верховном боге сопоставляется с образом земного самодержавного правителя; складывается профессиональное жречество, развиваются и усложняются представления об аде и рае, грехе, о конце мира, формируется идея о влиянии жизненного пути на посмертное существование. Некоторые элементы РЕЛИГИЙ ДРЕВНЕГО МИРА, включенные в более поздние религиозные построения, сыграли важную роль в формировании образов и языка мировых религий. Особенностью религии древнего мира был политеизм. Многочисленные боги выделялись из общей массы духов, типичных для первобытных верований, и составляли привилегированный слой сверхъестественных существ. Вместе с тем религиозному мировоззрению этого периода еще во многом свойственны черты первобытных представлений - поклонение «священным» животным, культ растений и т. д. Развитие классовых отношений, усиление социального гнета и эксплуатации все более способствовали превращению религии в важное средство идеологического воздействия. Возникали многочисленные жреческие корпорации; новые общественные отношения получали «божественную санкцию». Однако постепенное познание человеком окружающего мира, накопление первых научных знаний приводило к возникновению религиозного скептицизма и свободомыслия.
|
|||
|