Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История. Поп-музыка



История

Впервые термин pop music в английском языке прозвучал еще в 1926 году, однако корни поп-музыки уходят в историю глубже. Непосредственным предшественником поп-музыки была народная музыка, а также более поздние уличные романсы и баллады.

Современная поп-музыка формировалась параллельно с другими жанрами, такими как рок-музыка, и не всегда была отделима от них. В 1950-е и 1960-е ее наиболее типичной формой был т. н. «традиционный поп» (traditional pop), который в СССР было принято называть «эстрадная музыка», «эстрада». Традиционный поп исполняется певцом-солистом под фоновый аккомпанемент. В США эстрада была тесно связана с джазом (Фрэнк Синатра), во Франции — с шансоном. Аналогичные исполнители популярны и в СССР — Леонид Утёсов, Клавдия Шульженко, Марк Бернес, Владимир Трошин. Значительную часть поп-музыкальной сцены США составляют чернокожие исполнители в жанре соул.

Настоящим прорывом в поп-музыке стало появление в 1970-е стиля «диско» (евродиско) и таких групп, как ABBA, Boney M, Dschinghis Khan, Bee Gees. Поп-музыка отныне вытесняет рок-н-ролл в качестве основной танцевальной музыки на дискотеках, и с этого времени танцевальная музыка (dance music) является одним из основных направлений в поп-музыке.

Благодаря появлению музыкального телевидения (в частности, телеканала MTV), в 1980-е формируется культура видеоклипов. В это время в США появляются такие звезды, как Майкл Джексон, Мадонна, Принс. На поп-музыку в этот период оказывают влияние хип-хоп, соул и ритм-энд-блюз. Хотя соул возник еще в 1950-х, до 1980-х он оставался музыкой, которую слушали преимущественно афроамериканцы. Такие исполнители как Мэрайя Кэри, Уитни Хьюстон, Пол Янг и, конечно же, Тина Тёрнер, выступающая на R& B и соул-сцене с конца 1950-х, сделали этот стиль одним из основных в современной поп-музыке. В 1990-е и 2000-е к этому прибавляется танцевальная электронная музыка (рэйв).

Популярной музыкой называют произведения разных музыкальных жанров, для широкой публики и целью которой является, прежде всего, коммерческая выгода. А вот, классическая музыка, изначально создававшуюся для элиты и верхних слоёв общества, народная музыка, и вообще, музыка любых других музыкальных жанров, которая создается, преимущественно, не ради получения прибыли, и затребована лишь узкой, специфичной, частью аудитории, не относится к поп-жанру.

Термин поп-музыка иногда используется как синоним «популярной» или «эстрадной» музыки. Однако чаще он используется для обозначения конкретного жанра «поп».

Жанры

Традиционная поп-музыка — эстрадная музыка 1940-х, 1950-х и 1960-х (Бинг Кросби, Фрэнк Синатра, Барбара Стрейзанд, Том Джонс). Этот жанр построен на актёрском исполнении широко известных шлягеров (так называемые «поп-стандарты», традиционный поп-репертуар) и рассчитан на возрастную публику. Британская эстрада называлась «мюзик-холл». Несмотря на падение популярности жанра, до сих пор ежегодно вручается премия «Грэмми» за новые записи в этой стилистике.

Ритм-энд-блюз — различные направления афроамериканской музыки, в частности, соул и фанк, а также гибриды между ними. У истоков стояли Рэй Чарльз, Сэм Кук, Джеймс Браун. Лёгкую коммерческую разновидность ритм-энд-блюза в 1960-е культивировали Motown Records и продюсер Фил Спектор. В 1970-е гг. произошла серьёзная стилистическая трансформация этого направления (Стиви Уандер, Марвин Гей, Кёртис Мэйфилд); она привела к рождению танцевальной музыки диско.

Рок-н-ролл — первоначально утяжелённая, динамичная разновидность ритм-энд-блюза (Чак Берри, Литл Ричард), которая была со временем адаптирована под вкусы белой публики под названием «рокабилли» (Элвис Пресли, Рой Орбисон). На протяжении 1960-х годов формировался жанр поп-рока — облегчённый, мелодичный рок (Beach Boys, Элтон Джон). С другой стороны, происходило сращение рока с фолк-музыкой, получившее название фолк-рока. Дальнейшее развитие этой музыки обсуждается в статье рок-музыка.

Изобретение и начало развития электронной музыки (к которому причастны Kraftwerk, Брайан Ино, Depeche Mode) существенно повлияло на поп-культуру 1970-х, открыв по сути новую музыкальную Вселенную. Позже появившиеся поджанры электронной музыки (техно, хаус) снова стали пересекаться с рок-музыкой (Happy Mondays, Prodigy).

В середине 1970-х годов возникает особый поджанр поп-музыки — диско, развившее на основе фанка, ритм-энд-блюза, традиционной поп-музыки особый саунд и ритм. С этим направлением связаны одни из лучших поп-групп в истории музыки — ABBA и Bee Gees.

В конце 50-х — начале 60-х годов на Ямайке появился стиль ска, который позже стал популярен в Англии. Наиболее известные ска-группы: The Skatalites, The Ethiopians, Byron Lee & The Dragonaires. От него произошёл другой стиль рокстеди, а в 80-х появился стиль 2-Tone, смешавший ска и панк-рок.

В 1968 году на Ямайке появился регги (иногда пишется как «рэгги» или «реггей»), отличавшийся от ска и рокстеди более жёстким ритмом (удар бочки и «римшот» на слабую долю каждого такта). Первые направления регги: ранний регги и скинхед-регги, их играли Лорел Эйткен, Judge Dread, Дезмонд Деккер. Самым известным и популярным стал стиль рутс-регги, который играли группы Abyssinians, Burning Spear, Culture и один из самых известных регги-музыкантов — Боб Марли.

В начале 70-х гг. ямайский звукорежиссёр Кинг Табби создал особую форму микширования, ставшую крупным поджанром регги — даб. Даб основывался на мощной басовой линии и сильном эффекте эха. Даб стал фактически первым в истории примером ремикса. Крупнейшим представителем даба стал Ли «Скрэтч» Перри, также жанр представляли Mad Professor, Augustus Pablo, Кейт Хадсон. Даб оказал исключительное влияние на последующее развитие поп-музыки.

На рубеже 1980-х появляется хип-хоп — афроамериканское музыкальное движение, состоящее из рэпа (ритмичного речитатива с чётко обозначенными рифмами), наложенного на фанк-ритм, который задаётся ди-джеем при помощи таких приёмов, как программирование на драм-машине, семплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины).

Поп-музыка

(англ. pop music — сокращение от popular music — популярная, общедоступная музыка, музыка массовых жанров; в современном слэнге российских масс-медиа распространено производное от поп-музыки уничижительное «попса») Понятие, охватывающее различные стили и жанры преимущественно развлекательного эстрадного музицирования, способного иметь коммерческий успех (см. также Шлягер). П. -м. принято отличать от популярной музыки в широком смысле слова, т. е. совокупности наиболее известных, часто исполняемых произведений концертного репертуара. Впрочем, в музыкально-критическом словоупотреблении последнего времени это различение стирается, и репертуар, а также концертная практика наиболее известных оперных «звезд» нередко оценивается как разновидность П. -м. (чему имеются основания в сугубо коммерческой продюсерской стратегии, например Лучано Паваротти). Термин П. -м. выдвинут в 1950-е гг. применительно к рок-музыке. Однако в конце 60-х и в 70-е годы рок-движение противопоставило себя поп-эстраде; критериями противопоставления был жесткий культурный «революционаризм» и художественные притязания рок-музыки, отсутствующие в сугубо прикладном развлекательном искусстве. К середине 80-х это противопоставление стерлось (в связи с чем нередко говорят о «смерти рок-музыки»), и музыканты, принадлежавшие рок-движению, вернулись к коммерческим стратегиям и эстетическим принципам П. -м. Типологическая определенность П. -м. создается четырьмя факторами: развлекательной функцией, особой ролью художественного стандарта, аналогичной канону в фольклорном и традиционном профессиональном искусстве, тесной связью с масс-медиа и техническими средствами тиражирования и распространения художественной продукции, коммерческой стратегией промоушн — продвижения к популярности исполнителей и произведений. Описываемая система складывалась с середины XIX в., законченный облик получила вместе с расцветом фонографической индустрии. Рост технических возможностей распространения и тиражирования, усложнение системы электронных масс-медиа разделили историю П. -м. на два этапа. В 1910-50-е гг. главными средствами тиражирования П. -м. была пластинка; с 1950-х по наши дни друг на друга замкнуты фонограмма (пластинка, магнитофонная кассета, компакт-диск) и телевидеоклип. На первом этапе в функции рекламной компании, обеспечивающей продажу пластинок, выступали главным образом живые концерты (но также радиотрансляции и прокручивания записей в ресторанах и местах отдыха); на втором этапе к этим средствам обеспечения успешной продажи фонограмм добавляется телевидеоклип, постепенно переродившийся в новый самостоятельный вид поп-продукции. На обоих этапах главной фигурой творческого процесса являлся продюсер. Его главная задача — продвинуть к популярности эстрадных исполнителей — в первой половине века решалось не только задействованием описанной системы распространения записей, но и особой работой над репертуаром. В 1910-20-х гг. продюсеры (в их роли нередко выступали художественные директора и редакторы фонографических фирм) создавали бригады из мелодиста, аранжировщика, текстовика (тексты создавались, как правило, на имеющуюся музыкальную «рыбу»), которые нередко работали вне контакта друг с другом. Результаты их работы сводились воедино в расчете на определенного исполнителя, который (как и коллектив аккомпаниаторов) был на договоре у фонографической фирмы. Позднее, под влиянием популярности джазовых исполнителей, являвшихся также авторами собственных композиций, продюсерская стратегия перерождается в чисто рекламную. Параллельно освоению телевидения как средства рекламы поп-записей роль продюсера вновь расширяется. Однако к этому времени уже достаточно прочно утверждается принцип ответственности исполнителей за репертуар (исполнитель либо сам является автором, либо входит в горизонт внимания продюсера со сложившейся творческой командой), и потому творческие задачи продюсера транспонируются в область работы над имиджем «звезды». Продюсер привлекает звукорежиссеров, работающих над «soundom» (слэнговое понятие, означающее характерный стиль технической передачи голоса и инструментального звучания), режиссеров, балетмейстеров, стилистов костюма, прически и макияжа, под его руководством создающих не сводимый к репертуару (но коррелирующий с ним) выразительный образ-символ, благодаря которому исполнитель сам делается успешно продаваемым поп-продуктом. При всех трансформациях продюсерской практики за продюсером остается функция экономического контролера творчества. Этот контроль отслеживает диалектику стандарта и моды. Чтобы быть успешно продаваемой, П. -м. должна соответствовать ожиданиям аудитории, прежде всего развлекательным. Поэтому она не может не быть танцевальной, ее тексты не могут выходить за пределы соответствующего тематического круга (в котором центр образует тема любви с набором из возможных диспозиций четырех концептов: «Он», «Она», «Стремление», «Достижение»), ее концертная презентация не может не быть красочно-пестрым шоу и т. д. С другой стороны, чтобы выиграть в коммерческой конкуренции, поп-звезда должна быть «свежей». Поэтому в П. -м. циклически сменяются модные течения (их маркировка — прежде всего характер танцевального ритма и соответствующий стиль танца, а также — стиль вокала — «жесткий» или «мягкий», «брутальный» или «ангельский», «подростковый» или «мужественный» и т. п., приемы аранжировки, и, не в последнюю очередь — костюмерия и макияж). Модные приметы П. -м. образуют поверхность вторичных и третичных факторов композиции, под которой неизменным на протяжении десятилетий остается жесткий стандарт. П. -м. внесла немало нового в современную культуру. Ее язык стал «эсперанто» массовых видов художественного творчества (в частности, на нем преимущественно основана киномузыка). Ее продюсерские стратегии породили новые эстетические явления (например, видеоклип), оказав влияние также на парахудожественные движения в области современной рекламы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.