|
|||
Урок 34. Образы природы в лирике А. С. Пушкина.Урок 34. Образы природы в лирике А. С. Пушкина. Семинарское занятие Цель урока: подробный анализ образов природы в лирике А. С. Пушкина; традиции и новаторство поэта. Задания к уроку-семинару Группа 1. Проявление традиций сентиментализма в пейзажной лирике лицейского периода. Стихотворение «Осеннее утро», «Певец». Пейзаж — средство создании общего фона, на котором изображаются чувства лирического героя. Индивидуальное задание: Стихотворение «Деревня». Помещение привычного «мирного, утешительного» пейзажа в необычный контекст: контраст тишины и покоя природы с социальным конфликтом. Группа 2. Романтические традиции пейзажей южного периода творчества. Стихотворение «Узник», «К морю». Образы-символы. Группа 3. Реалистический пейзаж конца 1820—1830-х годов. Бескорыстное любование природой — самое частое переживание лирического героя, установка на прозаизм, фольклорные образы, создание нового языка, отличного от романтического, но и сохраняющего традицию. Стихотворение «Зимнее утро», «Осень». Группа 4. Природа как философская тема. Бессмертная, но неразумная природа в противопоставлении разумному, но обреченному на смерть человеку. Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вновь я посетил», «Два чувства дивно близки нам». Группа 5. Как предваряющее изучение романа «Евгений Онегин», задание по исследованию пейзажей в романе. Энциклопедичность пейзажных зарисовок в романе.
Ход урока I. Вводная часть Принципы отображения природы в лирике Пушкина постоянно меняются в зависимости от эволюции художественного метода. Это значит, что для каждого периода творчества поэта характерны свои особенности восприятия и приемы воплощения пейзажа в лирическом стихотворении. — Вспомните основные периоды творчества А. С. Пушкина. Одно из наиболее выразительных стихотворений первого периода творчества поэта — «Воспоминания о Царском селе».
II. Чтение стихотворения и анализ (Выступление группы 1). — Влияние какой школы наиболее явно прослеживается в стихотворении? (Классицизм. ) — Почему? (По жанру — это ода, высокий слог, архаизмы (денница, нощь), богатые сравнения, эпитеты («лебедь величавый»), многочисленные метафоры («чуть дышит ветерок, уснувший на листах»), встречаются традиционные мифологические образы («плескаются наяды»). ) — Какая часть стихотворения является композиционно основной? (Вступление. Чистых описаний пейзажа нет, так как в традициях классицизма описания природы играют роль фона и не могут быть самостоятельной темой. Еще одна особенность — статичность, неподвижность пейзажа в стихотворениях этого периода. )
III. Южный период (группа 2) Творческий метод — романтизм. Несвободному человеку противопоставляется свободная природа — бурная или грозная стихия. Особенности: в стихах этого времени встречаются образы ночи, моря луны, звезд, гор, ветра. Любимый жанр — элегия. Одно из этапных стихотворений — «К морю» (начато в Одессе, закончено в Михайловском). Антитеза: свободная природа, стихия противопоставлена несвободе человека в обществе. Один из мотивов — мотив прощания: автор прощается с романтизмом, морем, югом. Прощание с романтизмом связано со смертью двух романтических гениев — Наполеона (1821) и Байрона (1824). Средства поэтической выразительности: метафорические эпитеты связанные с мотивом «свобода-несвобода», метафоры (стая кораблей), олицетворение (море — адресат), метонимия (смиренный парус рыбарей), перифраз (Моей души предел желанный... \ свободная стихия). Особенности стиха: ассонанс (чередование открытых и закрытых звуков имитирует шум моря), аллитерация (Твоею пРихотью хРанимый), повторы, анафоры.
IV. Поздний период творчества (группы 3—5) В стихотворениях этого времени практически не встречается пышных эпитетов, сравнений, что означает более реалистичные средства изображения природы. Важнейшее место в лирике начинает занимать пейзаж средней полосы России, причем реалистический пейзаж сознательно противопоставляется романтическому. Часто появляется зимний пейзаж. Основные темы этого периода: общность с природой, гармония. Как новатор в изображении природы Пушкин выступает именно в поздний, реалистический период своего творчества. В стихотворениях этого времени встречаются пейзажи разных типов:
|
|||
|