Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Урок музыки во 2  классе.. Тема: «Удивительные истории музыкальных превращений».. Ход урока.



Урок музыки во 2  классе.

Тема: «Удивительные истории музыкальных превращений».

Цель: познакомить учащихся с историей возникновения музыкального инструмента фортепиано.

Задачи:

- закрепление умений определять характер музыки, находить изобразительные моменты в музыкальных произведениях;

- воспитание эстетического вкуса;

-коррекция произвольного внимания и слухового восприятия на основе сравнения;

сопоставления.

Ход урока.

1. Сегодня мы с вами продолжаем разговор об истории создания музыкальных инструментов, для этого мы вновь заглянем в музыкальное прошлое на несколько сот лет назад.

 слайд№1 – «Часы для путешествия в прошлое» - стрелки двигаются назад;

2. слайд№2 – «Трубадур»

Вопрос: Что означает в музыке это слово?

Ответы: Так называли первых композиторов, поэтов, первых авторов песен. Они бродили по свету и дарили людям свою музыку, заставляя слушателей и плакать, и смеяться вместе с ними.

Вопрос: Назовите музыкальное произведение, рассказывающее о таких артистах.

Ответы: Это песня  Г. Гладкова «Бременские музыканты».

Исполнение песни учащимися.

Вопрос: Трубадурами называли бродячих музыкантов во Франции. Игрой на каком инструменте они сопровождали свое пение?

Ответ: На арфе или кифаре.

Работа в группах: на карточках изображены части этих инструментов, соберите изображение инструмента и назовите его. (1 группа – кифара, 2 группа – арфа)

3. слайд №3 «Звуковые узоры»

Вопрос: Как называли бродячих музыкантов славянские народы?

Ответы: Песенниками – сказателями, скоморохами.

Вопрос: На каких инструментах они играли?

Ответы: Балалайка, гусли, ложки, трещетки, цимбалы.

Исполнение учащимися на цимбалах песни «Перепелочка» ( с помощью вставленных карточек – нот); определение характера музыки ( нежная, трогательная, звонкая, очень красивая).

Вопрос: Как вы думаете, что произойдет, если эту красивую мелодию повторять без изменений два, три, шесть, десять раз?

Предположение детей: слушать, наверное, будет трудно, нам надоест.

Задание: Придумайте, что можно сделать, чтобы слушать одну и ту же мелодию было интересно много раз.

Предположения детей: сыграть ее по-другому: изменить темп, добавить звучание какого-либо другого инструмента, добавить двухголосие и т. д.

слайд № 4 «Вариации» - учащиеся читают информацию на слайде:

много сотен лет тому назад музыканты придумали украшать свои песни разными звуковыми узорами, изменять мелодию, варьировать ее. Так появилась новая музыкальная форма – вариации. В вариациях мелодия каждый раз звучит с какими–то изменениями.

Слушание вариаций на тему песни «Перепелочка»; задание: какие изменения услышали в этих вариациях?

4. Слайд №5 «Громко – тихо»

В окружающем нас мире существуют звуки различной громкости.

Проводится игра «Повтори! » (громкие и тихие хлопки в заданном ритме).

Учащиеся читают информацию на слайде: Двести лет назад появился музыкальный инструмент, который назвали «громко – тихо» или фортепиано. «Форте» - громко, «пиано» - тихо. Но появился этот музыкальный инструмент не сразу. Шло время, изменилась жизнь людей. Музыка звучала теперь не только на улицах, появились первые музыкальные салоны, концертные залы. Инструменты тоже менялись со временем.

Задание по группам:

1 группа – прочитайте и расскажите о предках фортепиано;

2 группа – прочитайте и расскажите о создании фортепиано.

(материалы на столах по группам)

слайд №6 «Предки фортепиано»

рассказ 1-ой группы о клавесине, о клавикорде, принципе игры на них, о характере звучания этих инструментов (суховатый, стеклянный, однообразный звук, одинаковой громкости).

слайд №7 «Бартоломео Кристофори»

рассказ 2-ой группы: 200 лет назад мастер Бартоломео Кристофори решил использовать в клавесине молоточки (до этого использовались вороньи перья). Он подсмотрел молоточковую технику у народных музыкантов. При игре на цимбалах сила звука зависит от силы удара молоточка по струне. ( Дети пробуют на цимбалах).

5. Знакомство с принципом извлечения звука на фортепиано.

Учащиеся под руководством учителя открывают крышку фортепиано, убеждаются, что чем сильнее нажим пальца на клавишу, тем сильнее удар молоточка по струне внутри инструмента.

6. Учитель: Фортепиано звучит разнообразно, многозвучно и очень красочно. Поэтому он любимый инструмент большинства композиторов. Звучание фортепиано может нарисовать любую картину окружающего нас мира выразить наши мысли и чувства.

Сегодня мы с вами послушаем фортепианную пьесу П. И. Чайковского «Песня жаворонка».

 

Слушание музыки, определение учащимися характера, изобразительных моментов.

 

7. Слайд №8 «Где рождается музыка? »

Мы с вами ведем разговор о разных музыкальных инструментах, о разных музыкальных произведениях. Почему их так много? Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните, каким звукам подражали первые музыкальные инструменты?

(Звукам природы: пению птиц, шуму волн, шелесту листьев, звону капели).

Вопрос: Где же рождается музыка?

Ответ: Музыка рождается в окружающей нас природе. Если прислушаться, то всюду мы услышим музыку.

слайд №9 «Повсюду музыка слышна»

Учащиеся читают на слайде стихотворение Лидии Некрасовой:

Послушай, как щебечут птицы,

Послушай, как поет волна,

Как дождь в окно твое стучится, -

Повсюду музыка слышна.

Вопрос: В какой знакомой песне созвучные слова?

Ответ: песня Ю. Чичкова «Дружат музыка и дети».

Разучивание 2-го куплета, исполнение песни учащимися.

8. слайд №10 «Знатоки»

для того, чтобы подвести итоги нашего музыкального путешествия во времени, выполните задание в парах.

 Задания на карточках:

 - подписать названия инструментов – предков фортепиано;  

- написать, что означают слова «форте», «пиано»;

- определить, что не дорисовал художник в изображенных инструментах, дорисовать;

- подчеркнуть имена композиторов и музыкантов, о которых шла речь на уроке;

- написать, как называли бродячих музыкантов у разных народов.

Проверка выполненных заданий.

 

9. Подведение итогов урока, самооценка работы учащихся.

 

 

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.