Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





монахи ордена 19 страница



не такое, каким мы его видим. Разум, увидевший веревку и

принявший ее за змею, не заблуждался. Если бы это было так, то

он вообще ничего не увидел бы. Одну вещь принимают за другую,

а не за что-то, чего вообще не существует. Мы ощущаем тело

и считаем материю Бесконечной.. . Мы лишь ищем Реальное.

Заблуждения не существует, и истина на самом деле известна нам,

только наше восприятие истины порой бывает ошибочным. В

любой данный момент вы воспринимаете что-то одно. Когда

я вижу змею — исчезает веревка; вижу веревку — пропадает змея.

Как видеть Бога, видя окружающий нас мир? Подумайте сами.

То, что подразумевается под миром, на самом деле есть Бог,

воспринимаемый нашими органами чувств как множество объектов.

Вы видите змею и не видите веревку. Когда вы осознаете Дух, все

остальное исчезает. Когда вы увидите сам Дух — не увидите

материи, ибо, что вы зовете материей, и есть в действительности

тот же Дух. Все эти вариации появляются благодаря нашим

чувствам. Одно и то же солнце, отраженное в тысяче зеркал,

покажется нам тысячью маленьких солнц. Воспринимая Вселен­

ную с помощью органов чувств, я ощущаю ее как материю и силу.

Она едина и множественна одновременно. Множественность не

разрушает единства. Миллионы волн не нарушают единства океа­

н а — он остается тем же океаном. Когда вы говорите о Вселенной,

то помните, что ее можно представить себе как материю либо как

силу. Если увеличивается скорость, то уменьшается масса. Можно

почти Достичь такой скорости, когда вся масса полностью исчез­

нет...

О материи нельзя сказать, что она — причина силы, равно как

и сила не может породить материю... И то, и другое связано

таким образом, что одно может быть поглощено другим. Должен

быть третий фактор. Это третье есть разум. Вселенная не может

существовать только из материи, равно как она не может состоять

только из силы. Разум есть нечто, что не является ни грубой

материей, ни силой, и все же он постоянно порождает силу

и материю. В конечном итоге общая сумма всех разумов или

Универсальный Разум порождает всю Силу. Каждый творит что-то,

и из суммы всех этих творений возникает Вселенная — единство

в многообразии. Она едина и множественна одновременно.

8—274

Личностный Бог есть для человека сумма всех богов, и в то же

время он индивидуален сам по себе, так же как вы представляете

собой индивидуальное тело, в котором каждая клетка имеет свое

место.

Все движущееся имеет в своей основе Прану, или Силу. Прана

движет звезды, Солнце, Луну. Прана — это гравитация. ..

Все силы природы созданы Универсальным Разумом. Мы, как

маленькие частицы этого разума, черпаем из природных источни­

ков Прану, перерабатываем ее в себе, и она заставляет двигаться

наши тела и порождает мысли. Если вы полагаете, что мысль не

может быть создана, попробуйте не ешьте ничего дней двадцать.

Увидите, что получится. .. Мысль возникает благодаря пище.

В этом нет никакого сомнения.

Именно Прана создает все существующее, а управление ею

в теле достигается с помощью Пранаямы. Здравый смысл подсказы­

вает нам, что все процессы в нашем организме протекают благода­

ря дыханию. Если я перестану дышать, жизнь в моем теле

остановится. Но мы говорим не о самом дыхании, а о чем-то более

тонком, стоящим за ним.

У великого царя был министр. Однажды, рассердившись, царь

приказал заточить его на вершине высокой башни. Так и было |

сделано. Ночью жена министра подошла к башне и стала звать I

мужа. Министр и говорит ей: «Нет смысла лить слезы. Принеси мне

немного меду, жука, моток тонких ниток, моток шпагата и толстую I

веревку». Когда она принесла все это, муж велел ей привязать нить

к одной из ног жука, помазать ему голову медом и пустить его

ползти вверх по стене башни. Жук медленно пополз к вершине,

надеясь добраться до меда. Наверху министр взял его, потянул за й|

шелковую нить < — вытянул бечевку, привязанную к ней, а затем

и крепкую толстую веревку. По ней министр спустился с башни Щ

и был таков.

Дыхательные движения подобны шелковой нити, за которую

мы вытянем бечевку нервных потоков, а затем и веревку наших Щ

мыслей и наконец достигнем веревки Праны, с помощью которой

обретем свободу.

С помощью материальных вещей мы переходим ко все более Щ I

и более тонким восприятиям. Вселенная едина, что бы вы ни брали: I

Все сущее есть вариации лишь одной основы. Всю Вселенную, ; Щ I

пронизывает единство. . . Даже посредством такой грубой вещи,

как дыхание, я могу приобрести контроль над Духом. ;!

С помощью дыхательных упражнений мы начинаем ощущать щ \

в теле процессы, которых ранее не замечали. А ощутив их, ~Щ I

начинаем приобретать над ними контроль. Мысли открываются л|

нам в самом зародыше, и мы оказываемся в состоянии овладеть «г

ими. Конечно, не все имеют возможности, волю, терпение, веру,

чтобы достичь этого, но здравый смысл подсказывает: практика

может оказаться полезной для каждого.

Первая выгода — здоровье. Девяносто девять процентов людей

дышат неправильно. Мы недостаточно насыщаем легкие кислоро­

дом.. . Равномерное глубокое дыхание очистит тело и успокоит

разум. . . Когда вы спокойны, спокойно и ритмично ваше дыхание.

Если дыхание ритмично, должны быть спокойны и вы. Когда разум

встревожен, дыхание нарушается. Если, тренируясь, вы сможете

сделать дыхание ритмичным, вы станете спокойным. Вы взволнова­

ны? Уединитесь в комнате. Не пытайтесь как-то особо успокоить

разум, просто дышите ритмично десять минут. Сердце успокоится.

Такой простой прием может освоить каждый. Но йог способен на

большее...

Упражнения по глубокому дыханию — лишь первый шаг. Неко­

торые люди сводят занятия лишь к наблюдению за дыханием. Они

не делают ничего, не согласуясь с ним. Постоянно наблюдают,

какая ноздря дышит лучше. Если правая — делают одно, если

левая — другое. Когда дышится одинаково легко через обе ноздри,

они молятся.

Лучшее время для установления контроля над разумом, когда

человек дышит ритмично через обе ноздри. С помощью дыхания вы

можете по своей воле направлять нервные потоки в вашем теле

к любой из его частей. Если какой-либо из органов тела болен,

посылайте с помощью дыхания Прану в его направлении.

Порой придумывают и иные методы. Есть секты, приверженцы

которых стараются научиться совсем не дышать. Тщательно избега­

ют всего, что помогло бы сделать их дыхание прерывистым. Они

впадают в своего рода транс.. . Почти все внутренние органы

перестают работать. Едва бьется сердце. . . Такие упражнения

очень опасны, и для обретения великих сил необходимы более

совершенные методы. Говорят, что некоторые люди могут настоль­

ко облегчить тело путем прекращения дыхания, что могут поднять­

ся в воздух. Я, правда, никогда не видел, чтобы кто-то летал по

воздуху, хотя об этом говорят и пишут в книгах. Я не претендую на

то, чтобы знать все. Постоянно я вижу столь удивительные вещи.. .

Однажды мне удалось наблюдать, как человек создавал цветы

и фрукты из ничего.

... Говорят, что йог, достигший совершенства, в состоянии

сделать свое тело настолько маленьким, что оно сможет пройти

через стену, — заметьте, то же самое тело. Он может сделать себя

столь тяжелым, что его не могут поднять две сотни людей. Он

будет способен летать по воздуху, если того пожелает. Но никому

не дано стать столь могучим, как сам Бог.. . Если бы это было так,

то один бы по своему желанию создавал, а другой — разрушал.. .

Обо всем этом пишут в книгах. Я не могу поверить в это, равно

как не собираюсь этого отрицать. Я принимаю на веру только то,

что вижу...

Если улучшение положения в этом мире вообще возможно, то

оно может быть достигнуто не благодаря состязанию и борьбе,

а с помощью обретения контроля над разумом. Европейцы говорят:

«Такова наша природа, и ничего не поделаешь». Изучая ваши

социальные проблемы, я пришел к заключению, что вы, так же как

и мы, индийцы, не способны их решить. В некотором случае вы

хуже, чем м ы. . .

Сильный получает все, слабого ставят к стенке. Слабый ждет. . .

Человек, который в состоянии взять, берет все. Бедный ненавидит

такого человека. Почему? Потому что он ждет своей очереди. Все

теории, которые и изобретали люди, учат одному и тому же. Но

проблема может быть решена только в разуме человека... Ника­

кой закон не может заставить делать то, чего он делать не хочет...

Человек станет хорошим, только если сам этого захочет. Все

законы и юристы мира не смогут сделать его хорошим. Всемогу­

щий человек говорит: «Мне все равно... » Единственный выход

в том, если мы все захотим быть хорошими. Как сделать это?

Все знания заключены в разуме. Кто видел знания в камне или

астрономию в звездах? Все они заключены в человеке.

Давайте осознаем, что мы бесконечная сила. Кто может ограни­

чить силу разума? Давайте осознаем, что все мы — разум. Каждая

капля вмещает в себя целый океан. Таков разум человека. Индийс­

кий разум размышляет об этих силах и возможностях и стремится

проявить их. Для того чтобы достичь совершенства, потребуется

много времени. Если на это уйдет пятьдесят тысяч лет, пусть будет

так!. .

Основа любого общества, его структура содержит в себе изъян.

Совершенство достижимо лишь при условии изменения разума

человека, если он сам, по своей доброй воле, изменит свой разум,

но величайшая сложность'заключается в том, что он, как правило,

не может заставить свой собственный разум работать так, как ему

нужно.

Можно не верить во все постулаты Раджа-Йоги. Но абсолютно

необходимо, чтобы каждый человек стал совершенным. Это воз­

можно, если каждый установит полное господство над своими

мыслями... Мысли и чувства должны быть моими слугами, а не

моими хозяевами. Только тогда зло может быть побеждено.

Существующая система образования ничего не дает разуму.

Идеалом образования может считаться только совершенствование

разума, направленное на обретение полного контроля над ним.

Если я хочу сконцентрировать свой разум на чем-либо, он момен­

тально направляется в требуемом направлении, и в тот момент,

когда я отзываю его, он опять свободен. . .

В этом состоит величайшая сложность. Путем напряженной

борьбы самих с собой мы приобретаем определенную силу концент­

рации, силу привязанности разума к определенным вещам. Но это

еще не сила отвлечения. Я отдал бы полжизни, чтобы уметь

отвлекать разум от объекта восприятия. Но я не в состоянии этого

сделать. Поэтому одновременно с силой концентрации и привязан­

ности мы должны развивать в себе силу отвлечения. О человеке

одинаково сильном и в том, и в другом можно сказать, что он

достиг зрелости. Вы не можете заставить такого человека страдать,

даже если вся Вселенная будет грохотать у него над ухом. Какие

книги могут научить вас этому? Вы можете прочесть сколько

угодно книг... Обрушьте на ребенка пятьдесят тысяч слов в

минуту, учите его всем теориям и философиям. . . Существует

лишь одна наука, которая может научить его — психология...

А работа начинается с контроля дыхания.

Медленно и постепенно вы проникаете в кладовые разума

и постепенно обретаете контроль над ним. Это долгая, тяжелая

борьба. Не нужно считать это чем-то сверхъестественным. Собира­

ясь сделать что-либо, сначала разрабатывают план. Раджа-Йога не

предлагает никакой веры, никакого Бога. Но даже если вы верите

в две тысячи богов, то все равно вы можете попробовать установить

контроль над разумом.

В чем величайшая трудность? Мы все время только говорим

и теоретизируем. Но подавляющее большинство людей должно

иметь дело с конкретными вещами. Неразвитые люди не могут

осознать высочайшие философские истины. Таким образом круг

замыкается. Вы можете окончить все университеты мира, но если

вы не осознали Истину, должны опять стать ребенком и учиться

заново.

Если вы будете людям говорить о вещах абстрактных и

бесконечных, то они растеряются. Нужно учить их постепенно.

Говорите им: «Сделайте столько-то вздохов, сделайте то, сделайте

это». ' Они будут делать то, что вы говорите им, и начнут понимать

смысл своих действий, находить в этом удовольствие. Это азбука

религии. Вот почему дыхательные упражнения столь полезны.

Попробуйте попрактиковаться в течение нескольких дней и, если

не ощутите пользы, можете прийти и обругать меня...

Вся Вселенная — это масса энергии, и она присутствует в

каждой точке. Одной лишь ее крупицы достаточно для всех нас,

при условии, что мы знаем, как использовать то, что заключено

в ней. . .

Все то, что мы обязаны делать, — это яд, который убивает нас.

Долг — это то, что удовлетворяет раба. .. Но я свободен! То, что

я делаю, — это мое. Я не раб.

Духовная сила может быть передана одним разумом другому.

Человек, который передает ее, называеся Гуру. Человек, который

принимает, — ученик. Только таким путем в мир приходят духов­

ные истины.

Со смертью все чувства переходят в разум, а разум переходит

в Прану — основу жизни. Душа отлетает и уносит с собой частицу

разума. Она уносит с собой определенную часть нашего естества

и определенную часть очень тонкого вещества нашей духовности.

Прана не может существовать без средства своего выражения.. .

Она поселяется в мыслях и потом вновь проявляется. Так вы

создаете новое тело и мозг. Через это она будет проявляться.

Ушедшие души не могут создать тело, а те, которые были очень

слабы, не помнят о том, что умерли. .. Такие души стремятся

получить как можно больше жизненных наслаждений, вселяясь

в тела других, и тот, кто предоставляет им свое тело, подвергает

себя большому риску. Они высасывают из него жизненную энер­

гию. . .

В этом мире ничто не постоянно, кроме Бога. . . Спасение

означает осознание Истины. Мы не становимся чем-то иным, мы

остаемся тем, кем и были. Спасение приходит с работой и верой.

Это вопрос знания. Вы должны знать, кем вы являетесь, и тогда это

свершится. Все люди в этом мире мечтают. Умирая, люди отправля­

ются на небеса своих мечтаний. Они живут в этой мечте, и, когда

она заканчивается, они берут прекрасное тело и становятся опять

прекрасными людьми.

СОВЕТЫ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ДУХОВНОСТИ

(Лекция, прочитанная в Лос-Анджелесе)

Я постараюсь рассказать вам кое-что о дыхательных и иных

упражнениях. Мы очень долго обсуждали теоретические вопросы,

и поэтому неплохо было бы теперь поговорить о практической

стороне дела. В Индии на эту тему написано огромное количество

книг. Подобно тому как ваши соотечественники практичны во

многих житейских вещах, так же и индийцы практичны, но только

в области духовности. В вашей стране пятеро могут собраться

и сказать: «Мы создадим биржевую кампанию», и за пять часов

сделают это. В Индии такое не смогут сделать и за пятьдесят лет,

в таких делах там очень непрактичны. Но, заметьте, если человек

в Индии создает философскую систему, сколь бы дикой она на

первый взгляд ни казалась, она всегда найдет последователей.

Например, появляется секта, приверженцы которой утверждают:

если в течение двенадцати лет будешь стоять день и ночь на одной

ноге, достигнешь спасения. Сотни людей будут готовы стоять на

одной ноге, терпеливо переносить страдания. Есть такие, кто

многие годы держат руки поднятыми вверх, чтобы достичь совер­

шенства. Поверьте, они вовсе не такие уж невежественные глупцы,

кое-кто из них поражает глубиной и широтой интеллекта. Так что,

как видите, понятие «практичный» весьма относительно.

Мы часто впадаем в ошибку, осуждая других, думая, что наша

маленькая ментальная вселенная — это все, что существует, что

наша этика, наша мораль, наше чувство долга, наши представления

о полезности — это все, что нужно человеку.

Недавно, путешествуя по Европе, я оказался в Марселе, где

в тот день проводился бой быков. Все мои спутники — англичане

очень возмущались, считая это представление жестоким. А вот

в Лондоне мне рассказали, что группа английских боксеров, высту­

павших в Париже, подверглась резким нападкам со стороны

французов, которые считали бокс недостойным человека занятием.

И тогда мне стал понятен смысл удивительных слов Христа: «Не

суди, да не судим будешь». Чем больше мы узнаем, тем более

убеждаемся, сколь мы невежественны, сколь многогранен и много­

сторонен разум человека. Будучи молодым, я критиковал аскетизм,

столь популярный у моих соотечественников. Великие проповедни­

ки моей страны тоже критиковали его, даже Будда — величайший

из когда-либо рождавшихся людей, критиковал его. И все же,

повзрослев, я понял, что не имею права судить. Более того, мне бы

хотелось хоть отчасти обладать силой, дающей возможность рабо­

тать и переносить страдания, какой обладают аскеты. Я ловлю себя

на том, что мои суждения, моя критика проистекают не из

осуждения самоистязания, а из элементарной трусости — я просто

не могу так истязать себя.

Кроме того, такие качества, как сила, отвага, мужество доволь­

но относительны. Мы говорим: «Отважный человек, смелый чело­

век, бесстрашный человек», но надо иметь в виду, что такие

качества, как сила, отвага, мужество не всегда характеризуют

человека исчерпывающим образом. Тот же человек, что готов

сунуть голову в жерло пушки, трепещет перед скальпелем хирурга,

другой же, пугающийся одного вида ружья, спокойно переносит

тяжелейшую хирургическую операцию. Судя о добродетелях дру­

гих, надо определить для себя, насколько вы сами храбры и

хороши. Человек, которого я счел недостойным, может оказаться

прекрасным в том, что не свойственно мне самому.

Возьмите другой пример. Зачастую, говоря о том, на что

способен мужчина и на что способна женщина, впадают в ошибку.

Полагают, что человек раскрывается с лучшей стороны, например,

храбро сражаясь и перенося тяжелейшие физические испытания.

Это противопоставляется физической слабости и беззащитности

женщины. Несправедливо. Женщина может быть столь же отваж­

ной, как и мужчина. Каждый хорош по-своему. Какой мужчина

способен воспитывать ребенка с таким терпением и любовью, как

женщина? У одних развита способность действовать, у других —

страдать. Женщина не может действовать, мужчина не может

выносить страдания. Вся Вселенная находится в состоянии совер­

шенного равновесия. Я не исключаю: однажды утром мы проснем­

ся и обнаружим, что равновесие в природе зависит от простого

червя. Самый порочный человек может обладать такими хорошими

качествами, которыми не обладаю я. Такие встречаются буквально

на каждом шагу. Посмотрите на дикаря. Завидная, великолепная

психика. Пьет, ест до отвала, не ведая, что такое болезнь. А я?

Я ежеминутно страдаю. Сколько раз мне приходила в голову мысль,

что я с радостью обменял бы свой мозг на его тело! Вся Вселенная

это лишь волны, взлеты и падения. Но все — в равновесии. Вы

считаете великим одно, ваш сосед считает великим другое. Хотите

судить о мужчине и женщине? Судите по их собственным меркам.

Невозможно влезть в шкуру другого человека. Никто не имеет

права говорить, что другой человек порочен. Часто говорят: «Если

это произойдет, то мир погибнет». Но несмотря на это мир

существует. В вашей стране говорили: если негры получат свободу,

страна неминуемо погибнет. Но погибла ли она? Говорили: если

дать массам образование, мир рухнет. Но он стал от этого только

лучше. Несколько лет тому назад вышла книга, в которой говори­

лось о самом ужасном, что только может произойти с Англией.

Писатель доказывал, что по мере роста заработной платы рабочих

приходит в упадок коммерция. Поднялся шум: мол, английские

рабочие чрезмерно требовательны, вот немецкие работают за

меньшую плату. В Германию послали специальную комиссию. Она

обнаружила: немецкие рабочие получают больше английских. И

все это благодаря более высокому уровню образования масс. Как

же быть после этого с утверждением, что мир рухнет, если массы

получат образование? В Индии повсюду полно старых чудаков,

которые хотят все держать в тайне от людей. Они пришли к вполне

удовлетворяющему их заключению — дескать, они — сливки чело­

вечества. Они думают, что знания могут повредить массам. Но на

самом деле повредит массам только тот, кто утаивает от них

знания!

Но вернемся к разговору о практическом. Практическое приме­

нение психологии изучается в Индии с глубокой древности. Там за

1400 лет до рождения Христа жил блестящий философ по имени

Патанджали. Он собирал факты, свидетельства и ссылки по психо­

логии и использовал опыт прошлого. Помните, что этот мир очень

стар, он был создан не две и не три тысячи лет назад. Здесь, на

Западе, учат, что миру тысяча восемьсот лет, как Новому Завету.

До этого якобы не было никакой цивилизации. Может быть, это

верно в отношении Запада, но это неверно в отношении всего мира.

Когда я выступал с лекциями в Лондоне, один мой очень образован­

ный и эрудированный друг часто спорил со мной. Однажды,

исчерпав весь свой запас аргументов, он воскликнул: «Но почему

же ваши риши не пришли к нам в Англию и не научили нас? »

Я ответил: «Потому что в те времена не было Англии. Кто станет

проповедовать в пустом лесу? »

«Пятьдесят лет назад, — сказал мне Ингерсол, — вас за ваши

проповеди в этой стране повесили бы. Вас сожгли бы живьем на

костре или побили камнями».

Нет ничего невероятного в предположении, что цивилизация

существовала за тысячу четыреста лет до Христа. Кроме того, не

установлено, что развитие цивилизации всегда шло от низшего

к высшему. Те же аргументы и доказательства, какие выдвигаются

в пользу этого предположения, могут быть использованы для

доказательства того, что дикарь — это деградировавший цивилизо­

ванный человек.

Китайцы, например, никогда не поверят, что их цивилизация

развивалась от примитивной стадии, ибо их опыт говорит о другом.

Но вы, говоря о цивилизации в Америке, имеете в виду совершенст­

вование и рост своей собственной расы.

Легко поверить, что индусы, чья цивилизация деградировала

в течение семи веков, в прошлом были высокоцивилизованной

расой. Но мы не можем доказать, что это не так.

Не существует ни одного примера стихийного развития цивили­

зации. Не было в истории ни одной расы, которая стала бы

цивилизованной сама по себе. Приходила другая, более цивилизо­

ванная раса, и первая сливалась с ней. Своим происхождением

цивилизация, если можно так сказать, обязана одной или двум

расам, распространившим свои идеи там, куда они приходили.

Для удобства давайте говорить на языке современной науки. Но

прошу вас иметь в виду, что и в науке, так же, как и в религии,

существуют определенные предрассудки. Есть священники, считаю­

щие религиозную работу своей специальностью, равно как есть

жрецы физических законов — ученые. Стоит упомянуть имя вели­

кого ученого, например Дарвина или Хаксли, и мы готовы слепо

верить тому, что нам говорят от их имени. Так сейчас принято.

Девяносто девять процентов того, что мы называем научным

знанием, есть не более чем абстрактные теории. Сколько из них

ничем не лучше древних сказок о многоглавых и многоруких духах!

Истинная наука призывает нас быть осторожными. Мы должны

быть осторожны как в общении со священниками, так и в общении

с учеными. Начинайте с неверия. Сначала анализируйте, испыты­

вайте, берите под сомнение, лишь потом принимайте на веру.

Некоторые из поздних научных открытий еще не доказаны. Даже

в математике большая часть теорий носит гипотетический характер.

С развитием знания они, возможно, будут отброшены.

Итак, в 1400 году до нашей эры великий мудрец предпринял

попытку собрать, проанализировать и обобщить определенные

психологические факты. За ним последовали многие, но они брали

лишь отдельные части того, что он открыл. Только индусы доско-

нальнейшим образом изучили эту область науки. Я сейчас говорю

вам обо всем этом, но многие ли из вас будут следовать тому,

к чему я призываю на практике? Через сколько дней или месяцев

вы бросите занятия! В этом предмете вы непрактичны. В Индии же

эти вещи будут существовать века и века. Вы будете поражены, но

на моей родине нет церквей, нет общих молитв или чего-нибудь им

подобного. Но люди там каждый день делают дыхательные упраж­

нения, упорно развивают способность концентрировать разум. Это

составляет основу их религиозной практики. Это — религия стра­

ны. Однако каждый выбирает свой собственный метод — специаль­

ную форму дыхания, специальную форму концентрации. И о

методе мужа может не знать и его жена, о методе отца — дети. Но

занимаются все. В этом нет ничего оккультного. Тысячи и тысячи

людей ежедневно сидят на берегу Ганга, закрыв глаза, стараясь

сконцентрировать свой разум. Большинству человечества это мо­

жет казаться непрактичным в силу двух обстоятельств. Во-первых,

как говорят Учители, эта практика не для обычных людей. Возмож­

но, тут есть доля истины, но в основном это — гордыня. Во-вторых,

боятся общественного мнения. Здесь, на Западе, мало кто Отважит­

ся при людях заниматься упражнениями для дыхания, ибо рискует

показаться странным. Здесь это не модно. С другой стороны, если

кто-нибудь в Индии станет молиться и просить у Бога: «Дай нам

хлеб наш насущный», над ним будут смеяться. Ничто не покажется

индусу более глупым, чем слова: «Наш Отец на небесах». Ведь

индус уверен: Бог в нем самом.

Йоги считают, что в теле человека есть три нервных потока:

один называется Ида, другой — П и н г а л а, третий — С у -

ш у м н а. Два первых проходят вдоль позвоночного столба. Ида

и Пингала (правый и левый) представляют собой нервные сплете­

ния, Сушумна (центральный) — пустой, в нем нет нервов. Канал

Сушумна закрыт. Для обычного человека в нем нет пользы, ибо вся

нервная энергия в организме циркулирует по каналам Ида и

Пингала. Потоки постоянно циркулируют по каналам, неся с собой

импульсы, расходящиеся по другим нервным путям ко всем орга­

нам тела.

" ^

Цель правильного дыхания — в регулировании Иды и Пингалы,

в придании правильного ритма этим потокам. В процессе наполне­

ния легких воздухом нет ничего оккультного, это элементарная

функция организма. Этот процесс может быть сведен к действию

элементарной силы, которую мы называем Прана. Все различные

виды движения — это лишь проявление Праны. Прана — это элект­

ричество, магнетизм, деятельность мозга. Прана — это все, она

движет Солнцем, Луной и звездами.

Мы говорим, что все существующее в этой Вселенной было

порождено вибрациями в Пране. Высочайшее ее проявление — это

мысль. Более высокого мы не в состоянии себе представить.

Нервная энергия циркулирует по каналам Ида и Пингала, они

работают благодаря Пране. Именно Прана движет каждой части­

цей нашего тела, превращаясь в различные силы. Оставьте идею

о том, что Бог — это некто, кто работает за нас, восседая на троне

непогрешимой справедливости. Мы устаем при работе потому, что

расходуем много Праны.

Дыхательные упражнения, иначе — Пранаяма, помогают регу­

лировать дыхание и работу ПранЫ. Когда Прана действует ритмич­

но, все органы нашего тела функционируют правильно. Йог объяс­

нит вам: любая болезнь — следствие неритмичного функционирова­



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.