Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





монахи ордена 18 страница



а не господами. Греки обращали концентрацию на внешний мир

и в результате достигли совершенства в искусстве, литературе и т. д.

Индус концентрировался на внутреннем мире, на невидимых сфе­

рах Души и создал науку Йоги. Йога — это контроль над чувства­

ми, волей и разумом. С помощью Йоги мы приобретаем способ­

ность управлять, вместо того чтобы быть управляемыми. Разум

подобен пластам, располагающимся друг над другом. Наша истин­

ная цель в том, чтобы, поднимаясь с одного уровня нашего

внутреннего естества на другой, достичь Бога. Конечная цель

и задача Йоги— осознание Бога. Чтобы достичь этого, необходи­

мо подняться выше относительного знания, возвыситься над чувст­

венным миром. Мир бодрствует для чувств — и тогда дети Бога

спят. Мир спит, не ведая вечного, — тогда дети Бога бодрствуют.

Это касается истинных сынов Бога. Есть лишь один способ

поставить чувства под контроль — видеть Его, который есть единст­

венная Реальность во Вселенной. Тогда и только тогда мы сможем

покорить наши чувства.

Концентрация представляет собой заключение разума во все

более сужающиеся рамки. Этот процесс включает в себя восемь

ступеней. Первая — Я м а. Это — контроль над разумом, достигае­

мый путем воздержания. В этом заключена вся мораль. Не

причиняйте зла. Не наносите вреда ничему живому. Если вы не

наносите вреда ничему живому в течение двенадцати лет, даже

львы и тигры склонятся перед вами. Будьте правдивыми. Двенад­

цать лет абсолютной правдивости в мыслях, словах и поступках

дают человеку все, что бы он ни пожелал. Будьте целомудренными

в мыслях, словах и поступках. Целомудрие это основа всех религий.

Личная чистота абсолютно необходима. Следующая ступень —

Н и я м а. Это — удерживание разума от блужданий. Затем —

А с а н а, или поза. Существует 84 позы. Из них лучшая та, что

наиболее естественна для данного человека, иначе говоря, та,

которая не утомляет длительное время. Потом идут: П р а н а я -

м а — контролирование дыхания; П р а т ь я х а р а — отвлечение

органов чувств от внешних объектов; Д х а р а н а — концентрация;

Д х ь я н а — размышление, или медитация (это основа системы

Йоги); наконец, С а м а д х и — сверхсознание. Чем чище тело

и разум, тем быстрее достигается желаемый результат. Вы должны

быть совершенно чистыми. Не думайте о порочном — такие мысли

будут неизбежно тянуть вас вниз. Если вы совершенно чисты

и ваши поступки одухотворены верой, разум, словно прожектор,

высветит в вас бесконечную силу. Для нее не существует границ.

Но надо постоянно практиковаться, преодолевать в себе привязан­

ности к мирскому. Достигнув сверхсознания, человек перестает

ощущать свое тело. Он становится свободным и бессмертным.

Только внешне сверхсознательное и бессознательное состояния

кажутся одинаковыми, на самом же деле они столь же различны,

как куча глины и груда золота. Тот, чья душа полностью отдана

Богу, достигает Сверхсознания.

МЕДИТАЦИЯ

(Лекция, прочитанная в Сан-Франциско 3 апреля 1900 года)

Все религии говорят о важности медитации. Йог утверждает:

медитативное состояние разума является наивысшим из всех

возможных. Когда разум познает внешние объекты, он отождеств­

ляется с ними, теряет самого себя. У одного древнего индийского

философа есть такое образное сравнение: душа человека подобна

прозрачному кристаллу, и она окрашивается в цвет того объекта,

к которому приближается. К чему бы ни прикасалась душа, она

принимает окраску этого объекта. В этом таится и основная

сложность. Это подобно оковам. Цвет, как правило, настолько

интенсивен, что кристалл моментально окрашивается в него. Пред­

положим, кристалл окажется рядом с красной розой — он стано­

вится красным и забывает о себе, думая, что он всегда был таким.

Мы как бы приняли окраску нашего тела, отождествили себя с ним,

забыли о том, кем в действительности являемся. Все наши невзго­

ды объясняются тем, что мы отождествляем себя со своим

смертным телом. Все наши страхи, беспокойства, волнения, непри­

ятности, ошибки, слабости и пороки являются следствием этого

величайшего заблуждения: мы считаем, что мы — это только наши

тела. Вот, к примеру, обычный человек. Он принимает окраску того

объекта или цветка, который находится рядом с ним. Если крис­

талл становится красной розой, то мы перестаем быть телами.

Но вот начинается медитация. Кристалл осознает свою истин­

ную природу и становится прозрачным. Медитация подводит нас

ближе всего к истине.

Встречаются два индуса. По-английски приветствовали бы друг

друга так: «Здравствуйте! » Индийское приветствие звучит иначе:

«Полагаетесь ли вы на себя? » Как только вы перестанете полагать­

ся на себя, вы рискуете стать несчастным; Это то, что я подразуме­

ваю под медитацией, — душа стремится утвердиться сама над

собой. Когда душа думает сама по себе, пребывает в состоянии

собственного величия — это самое здоровое ее состояние. Более

того, все иные методы, которым мы следуем, — возбуждающие

эмоции, молитвы и тому подобное, — в действительности преследу­

ют именно эту цель: оздоровить нашу душу. В глубокой эмоциональ­

ной экзальтации душа стремится утвердиться сама собой. Хотя

эмоции могут порождаться внешними обстоятельствами, концент­

рация разума необходима всегда. -

Медитация подразделяется на три ступени. Первая из них

носит название Д х а р а н а. Это — концентрация разума на опре­

деленном объекте. Я пытаюсь сконцентрировать свой разум на

этом стакане, исключаю все остальные объекты, кроме этого

стакана. Но разум блуждает. .. Но вот он становится сильным,

перестает блуждать. Это состояние называется Д х ь я н а — меди­

тация. Затем наступает более высокая ступень, на которой всякие

различия между стаканом и человеком, который о нем думает,

стираются. Такое состояние называется С а м а д х и, или поглоще­

ние. Разум и стакан становятся идентичными. Деятельность всех

органов чувств прекращается, и все те силы, которые распылялись

по каналам различных чувств, фокусируются в разуме. Стакан

оказывается полностью во власти разума. Это нужно осознать. Это

грандиозный спектакль, разыгрываемый йогом.. . Предположим,

внешний объект действительно существует. Тогда все, что находит­

ся вне нас, в действительности является не тем, что мы видим.

Стакан, который я вижу, безусловно, не является внешним объек­

том. Я не в состоянии осознать чего-либо внешнего, например

стакан, и никогда не смогу этого осознать.

Что-то воздействует на мои органы чувств. Я немедленно

реагирую на это, и внешний объект, в данном случае стакан,

оказывается таким образом итогом взаимодействия двух факторов.

Действие, производимое извне, — это X. Действие, исходящее из­

нутри, — это У. Стакан можно выразить как ХУ. Когда вы обращае­

те свой взора на X, то называете это внешним миром, когда на

У — миром внутренним. .. Если вы попытаетесь провести границу

между тем, что является вашим разумом, и тем, что является

внешним миром, то не сможете этого сделать, не обнаружив

никакой разницы. Мир представляет собой сочетание вас самих

и еще чего-то...

Возьмем другой пример. Вы бросаете камни в озеро. От

каждого по воде расходятся круги. Так вот, внешние объекты

подобны камням, бросаемым в озеро нашего разума. Поэтому мы

в действительности не видим внешнего... мы видим только эти

волны.

Волны на поверхности разума вызывают много побочных эф­

фектов. Мы не обсуждаем сейчас преимущества идеализма или

реализма. Мы принимаем как данность, что вещи существуют

в природе, но то, что мы видим, отлично от того, чем являются

в действительности эти вещи, ибо мы воспринимаем то, что

существует вне нас самих плюс себя самих.

Предположим, я отстраню свой разум от этого стакана. Что

тогда останется? Практически ничего. Стакан исчезнет. Если

я отвлеку свой разум от этого столп, что тогда от него останется?

Безусловно, не тот же самый стол, ибо он представлял собой

сочетание внешнего облика и моего восприятия его. Бедному озеру

приходится каждый раз, когда в него бросают камни, реагировать

на это волнами. Так же и разум вынужден отвечать волнами на

каждое ощущение. Положим, мы в состоянии отвлечь разум.

Немедленно мы становимся хозяевами положения. Мы отказываем­

ся вносить свою лепту во все эти феноменальные объекты. . . Если

я не внесу свою долю, то все вынуждено будет прекратить свое

существование.

Вы постоянно создаете эти оковы. Каким образом? Внося свою

лепту. Мы все сами выковываем себе цепи... Если исчезнет

отождествление внешнего объекта со мной самим, я смогу взять

обратно свою часть восприятия и этот предмет исчезнет. Я скажу:

«Вот стакан», затем отведу от него разум, и стакан исчезнет. ..

Если вы сможете отвлечь свой разум по команде, то сможете

ходить по воде. Почему вы должны тонуть в ней? В каждый

феномен природы вы вносите примерно половину своего восприя­

тия, а другую дает природа. Если вашу половину забрать, то все

должно исчезнуть. Каждое действие порождает противодейст­

вие.. . Если человек ударит меня, то это действие того человека

и ответная болевая реакция моего тела. . . Предположим, что

я обладаю такой властью над своим телом, что могу побороть даже

эту реакцию. Можно ли достичь такого? Книги говорят, что можно.

Если вам случайно открываются такие сверхъестественные силы,

то это просто чудо. Если вы целенаправленно обретаете такую

способность, то это называется Йогой.

Я видел, как излечивали силой разума. Предположим, есть

человек, который творит такие чудеса. Обычно мы считаем, что он

молится и поэтому человек выздоравливает. Другой же скажет:

«Ничего подобного. Это только сила разума. Этот человек ученый.

Он знает, что делает».

Сила медитации дает нам все. Хотите овладеть природой?

Сможете сделать это с помощью медитации. Именно благодаря

медитации совершаются сегодня все научные открытия. Люди

изучают предмет, забывая обо всем окружающем, они забывают

самих себя и все вокруг, и тогда величайшее открытие озаряет их

подобно вспышке света. Некоторые полагают, что это результат

вдохновения. Но ничто не дается и не давалось без труда.

Говорят, что высшим проявлением так называемого вдохнове­

ния была деятельность Христа. Но дело в том, что он напряженно

работал на протяжении веков в своих прошлых жизнях. Поэтому

то, чем он стал, оказалось результатом его прошлой работы,

тяжелого труда. Все эти разговоры о вдохновении; — просто чепуха.

Если бы оно существовало, то выпадало бы на землю, подобно

дождю. Образцы вдохновения демонстрируют в различных облас­

тях представители только в целом образованных и культурных

наций. Никакого вдохновения на самом деле не существует.

То, что мы считаем вдохновением, является проявлением уже

накопленных в разуме ешь Лишь случайно истина открывается нам

подобно вспышке. Секрет уецеха в прошлой работе.

В этом опять-таки проявляется сила медитации — интенсивнос­

ти мысли. Медитирующие как бы взбалтывают свои собственные

души. Великие истины всплывают на поверхность и проявляются.

Практика медитации — величайший научный метод познания. Без

медитации нельзя получить никакое настоящее знание. Но от

невежества, предрассудков и т. п. мы можем избавиться с помощью

медитации лишь на какое-то время.

Предположим, кто-то сказал мне, что если я выпью такой-то яд,

то умру, а другой говорит: «Пей, не бойся! » Я принимаю яд и со

мной ничего не случается. Почему? В процессе медитации я на

какое-то время отделил себя от яда. В другой раз, если я не сделаю

этого, тот же самый яд убьет меня.

Если я буду знать причину болезни и сумею достичь в процессе

медитации определенного состояния разума, то спасу больного.

Так говорят книги, но, насколько это верно, судить вам самим.

Меня часто спрашивают: «Почему вы, индийцы, не можете

избавиться от предрассудков? Вы постоянно утверждаете, что по

развитию стоите выше всех остальных. Вы занимаетесь Йогой

и достигаете результата гораздо быстрее, чем все остальные. Вы

крепче других. Продолжайте же! Если вы великая раса, то должны

иметь великую философию. Вам нужно распрощаться со всеми

богами. Коль скоро появляются среди вас великие философы,

пусть боги отправляются на покой. Но вы такие же дети и столь же

подвержены предрассудкам, как и все остальные в этом мире. Все

ваши претензии несостоятельны. Встаньте сначала прочно на ноги,

будьте уверенными в себе, и тогда небеса станут вашими. Возьмите,

например, мускусного оленя. Он не знает, откуда берется запах,

исходящий от него. Но вдруг он обнаруживает, что источник

запаха на самом деле в нем самом. Точно так же боги и

демоны — внутри вас самих. Уясните себе, используя достижения

разума, образования и культуры, что все силы на самом деле

заключены в вас самих. И тогда не останется места ни богам, ни

предрассудкам. Вы ведь хотите быть подлинно духовными, йогами».

Я обычно отвечаю: «Вы точно такие же материалисты. Что

может быть более материального, чем Бог, восседающий на своем

троне? Вы презираете бедного человека, молящегося на эти образа.

Но и вы не лучше. Поклоняющиеся золоту, кем являетесь вы? ^

Поклоняющийся образу, по крайней мере, молится своему богу,

тому, что он видит. Вы же поклоняетесь Духу — тому, что не

можете понять.. . «Бог — это Дух! » Да, Бог — это Дух, и ему

нужно поклоняться духовно и с верой. Где находится Дух? На

дереве? Что вы имеете в виду, говоря, что у вас есть Бог? Вы

сами — Дух, Это главная идея, о которой нельзя забывать. Я — ду­

ховное существо. Дух здесь. Все искусство Йоги (и система

медитации, и все тому подобное) направлено на то, чтобы обнару­

жить Дух именно здесь».

Почему я сейчас говорю обо всем этом? Точно не определив, где

находится Дух, вы не можете рассуждать ни о чем. Вы помешаете

Дух на небеса, в любую другую точку мира, кроме того места, где

он находится на самом деле. Дух — это я сам, и поэтому души

всего, что существует, находятся в моей собственной душе. Те, кто

полагают, что Дух находится где-либо в ином месте, — невежест­

венны. Поэтому искать Дух следует здесь, на этих небесах. Все

небеса, которые когда-либо существовали, заключены во мне

самом. Есть истинные мудрецы, понявшие это. Они обращают свой

взор вовнутрь и находят души всего сущего в своей собственной

душе. В этом смысл медитации. Узнайте истину о Боге и своей

собственной душе — и вы достигнете освобождения.. .

Вы все гоняетесь за удовольствиями в этой жизни, но это — глу­

пость. Есть нечто более высокое, чем даже сама наша жизнь. Эта

жизнь примитивна, материальна. Почему вообще я должен жить?

Я в действительности нечто более совершенное, чем сама жизнь.

Жизнь означает всегдашнее рабство. Все — лишь цепь постоянно­

го рабства.

Добиться чего-либо можно только самому, никто не в силах

научить другого. Мы познаем только с опытом. . . Молодого

человека невозможно убедить, что жизнь полна трудностей. Точно

так же вы не сможете убедить старика, что жизнь проста. У него

уже есть богатый опыт. Вот в чем различие.

С помощью медитации мы постепенно приобретаем контроль

надо всем. Философствуя, мы уже убедились: различия между

духом, разумом, материей и т. д. в действительности не существу­

ет.. . Все — единое целое. Невежество видит множественность.

Знание осознает единство.. . Наука — это сведение многого к

одному. . . Вся Вселенная представляется как единое целое. Этому

учит Веданта. Вся Вселенная едина. Единое пронизывает все это

кажущееся многообразие...

В обычном состоянии для нас существует все это многообразие,

и мы видим то, что называется пятью элементами: твердое, жидкое,

газообразное, светящееся, эфирное. Следующий уровень существо­

вания — ментальный, а за ним — духовный. Это не означает, что

дух — это одно, разум — другое, а эфир — третье. Это — единое

существование, проявляющееся во всем многообразии. Чтобы вер^

нуться вспять, твердое должно стать жидким. Тем же путем, каким

возникают элементы, они возвращаются к своему первоначальному

состоянию. Твердые тела станут жидкостями, затем в конечном

итоге превратятся в эфир» Такова природа макрокосмоса. Сущест­

вуют внешняя Вселенная и Универсальный Дух, существует разум,

светящийся эфир, эфир, газ, жидкость и твердое тело.

Так же обстоит дело и с разумом. Мой макрокосмос точно

такой же. Я — дух, я — разум, я — эфир, газ, жидкость,, твердое

тело. Но я хочу вернуться к моему изначальному духовному

состоянию. Человек в состоянии прожить за свой короткий земной

век жизнь всей Вселенной. В его силах прожить всю полноту

жизни в этом мире. Мы все боремся. . . Даже если мы и не

достигаем Абсолюта, то все равно становимся лучше, чем сейчас.

Медитация состоит в растворении всего существующего в

единой конечной Реальности — Духе. Твердое становится жидким,

жидкое превращается в газообразное, газ превращается в эфир,

остается лишь разум, наконец и он растворяется. Все, что остает­

ся, — это Дух.

Некоторые йоги утверждают: тело может стать жидким и т. д.,

нам под силу сделать с ним все, что захотим: уменьшить, превра­

тить в газ, провести сквозь стену. Я никогда не видел, чтобы

кто-нибудь проделывал подобное. Но книги пишут, что это так,

и у нас нет оснований не верить им.

Возможно, некоторые из нас смогут достичь такого еще при

этой жизни. Это приходит, подобно вспышке, как результат нашей

прошлой работы. Кто знает, может среди нас есть люди, которые

в прошлых рождениях были йогами, которым осталось сделать

совсем немного, чтобы завершить работу. Действуйте же!

Медитация сопровождается воображением. Вы мысленно прохо­

дите через все стадии преобразования элементов, растворяя один

в другом, более высоком, затем — в разуме, затем — в Духе,

и наконец сами становитесь Духом. Это очищение элементов,

известное как Бхутта-шуддхи, составляет часть ритуальной практи­

ки. Йог пытается представить себе, что растворяет землю, воду,

огонь, воздух и эфир до состояния их тонкой сущности, а органы

чувств растворяет в разуме. Разум, интеллект и чувство индивиду­

ального эгр растворяются в Махате (космическом эго); Махат

растворяется в Пракрита (силе Брахмана), а Пракрита в самом

Брахмане (Высшей Реальности). Свернутую кольцами Кундалини

(силу у основания позвоночника) йог мысленно поднимает до

высшего центра сознания в мозге, и тогда он медитирует на своем

единстве с Высшим Духом.

Дух всегда свободен, всемогущ, всезнающ. Бог, конечно, гос­

подствует над всем этим. Не может быть многих богов. Освобож­

денные души удивительно могущественны, почти всемогущи. Но

никто не может быть столь же могущественным, как сам Бог. Если

одна освобожденная душа скажет: «Я хочу направить эту планету

в таком-то направлении», а другая скажет: «А я хочу направить ее

в противоположную сторону», возникнет путаница. . .

Не впадайте в ошибку. Говоря по-английски: «Я — это Бог»,

я делаю это потому, что не могу подобрать лучшего слова. На

санскрите «Бог»— абсолютное существование, знание и мудрость,

бесконечное самоозаренное существование. Только не личность.

Я никогда не буду Рамой, никогда не стану Ишварой, Персо­

нальным Богом, но я един в своей основе с Брахманом, безличност­

ным, всепронизывающим существованием. Вот большая куча глины.

Из этой глины я делаю маленькую мышку, а вы лепите маленького

слона. И то и другое — глина. Разломите эти фигурки. Они в своей

основе едины. «Я и мой Отец едины». Но глиняная мышь никогда

не может быть единой с глиняным слоном.

Я достигаю определенной стадии и получил немного знания. Вы

приобрели немного больше, чем я, и тоже останавливаетесь в

какой-то точке. Существует одна, самая великая из всех, — Душа.

Это Ишвара, Бог Йоги (Бог как создатель, обладающий атрибута­

ми). Он — личность. Он всемогущ. Он живет в каждом сердце.

У него нет тела. Ему оно не нужно. Все, что дает вам практика

медитации, вы сможете получить, медитируя на Ишваре, Боге Йоги.

Того же результата можно достичь, медитируя на Великой

Душе, или гармонии жизни. Такой способ называется предметной

медитацией. Итак, вы начинаете медитировать на определенном

внешнем объекте (или объектах), находящемся либо вне, либо

внутри вас. Если вы будете произносить длинные фразы, это нельзя

будет назвать медитацией. Это — просто попытка сконцентриро­

вать разум с помощью повторения одного и того же. Медитация —

обращение разума на самого себя. Все мыслительные волны

в разуме успокаиваются, и мир останавливается. Ваше сознание

расширяется. С каждым разом, когда вы медитируете, вы будете

продолжать духовно развиваться. . . Трудитесь упорнее — и меди­

тация придет. Вы перестанете ощущать свое тело, все окружающее.

Когда примерно через час вы выйдете из этого состояния, то

почувствуете, что отдохнули так, как никогда прежде. Медитация —

единственный способ дать отдых всему организму. Даже самый

глубокий сон так не освежает, ведь разум блуждает и тогда.

Минуты медитации—полный покой для вашего разума. Жизнь

лишь теплится в вас. Вы забываете о теле. Вас можно резать на

куски — ничего не почувствуете. Вы найдете в этом состоянии

огромное удовольствие, ощутите небывалую радость, легкость.

Немного о медитации на различных объектах. Медитация

возможна на различных нервных центрах (чакрах) позвоночника.

Согласно Йоге, вдоль позвоночника проходят два нервных пото­

к а — И д а и П и н г а л а. Это два основных канала, по которым

вверх и вниз движутся различные потоки нервной энергии. Полый

канал, называемый С у ш у м н а, проходит внутри позвоночного

столба. Йоги утверждают, что этот канал обычно закрыт, его

можно открыть только с помощью медитации. Жизненная энергия

должна быть направлена вниз, к основанию позвоночника, дабы

разбудить Кундалини. Когда она проснется, то восприятие

мира полностью переменится. . .

Тысячи божественных созданий находятся вокруг нас. Мы не

видим их, ибо мир определяется для нас восприятием наших

органов чувств. Мы можем видеть только внешнее. Пусть это

внешнее будет X. Мы видим X в соответствии с нашим ментальным

состоянием. Возьмем, к примеру, дерево, растущее за окном.

Проходит жулик. Что видит он в этом силуэте? Полицейского.

Ребенок видит огромное привидение. А молодой человек, ожидаю­

щий возлюбленную, конечно, возлюбленную. Но дерево есть дерево.

Оно не менялось. Так же никогда не меняется и сам Бог, но в силу

своей глупости мы думаем, что Он — это человек, или пыль, грязь,

ничтожество.

По мере того как сила Кундалини поднимается вверх по

позвоночнику от одного центра к другому, она изменяет ваше

восприятие, и вы начинаете по-другому видеть мир. Вы ощущаете

блаженство. Вы не в состоянии говорить. Затем Кундалини спуска­

ется вниз, к нижним центрам. И вы — снова обыкновенный чело­

век, и так до тех пор, пока Кундалини не достигнет высшей чакры.

Все центры пройдены, ваше видение полностью изменилось, и вы

не ощущаете более ничего, кроме единого существования.

Вы — Бог. Все небеса происходят из Него, все миры — из Него.

Он — единое существование. Ничто, кроме Него, не существует.

ДЫХАНИЕ

(Лекция, прочитанная в Сан-Франциско 28 марта 1900 года)

Дыхательные упражнения были столь популярны в Индии

с самых древних времен, что составляли неотъемлемую часть

религии индусов, такую же, как у вас посещение церкви или

произнесение молитв... Я постараюсь изложить суть этих упраж­

нений.

Я уже говорил, что индийская философия сводит всю Вселен­

ную к двум составляющим — П р а н е и А к а ш е.

Ирана означает Силу (или все то, что проявляется в движении

или потенциальном движении; в силе или притяжении).

. . . Электричество, магнетизм, деятельность различных органов

тела, изменения в разуме — все это различные проявления одной

и той же Силы, которая называется Праной. Свою высшую форму

Прана обретает в разуме человека, проявляясь как Свет осознания.

Этот Свет контролируется мыслью.

Разум должен контролировать каждую частицу Праны, которая

проявляется в вашем теле... Разум должен полностью контролиро-

вать тело. Но в случае со многими из нас все происходит наоборот.

Разум должен быть в состоянии контролировать каждую часть тела

по своему желанию. Однако это лишь рассуждения, философия, но

когда мы обращаемся к фактам, то все выглядит иначе. Для многих

из вас, напротив, телега располагается впереди лошади. Именно

тело господствует над разумом. Если я пораню палец, это огорчает

меня. Выходит, тело доминирует над разумом. Если случается

нечто, чего я не делал, я начинаю беспокоиться, мой разум

приходит в волнение. Тело господствует над разумом. Мы стали

просто телами, не более, чем физическими телами.

Но вот является философ, чтобы указать нам выход из этого

положения и объяснить нам, кем мы в действительности являемся,

Вы сможете обдумать то, что он говорит, и понять это на

интеллектуальном уровне, но между интеллектуальным понимани­

ем и практическим сознанием большая дистанция. Между проек­

том здания и самим зданием большая разница.

Поэтому должны существовать различные методы реализации

целей религии. В предыдущем курсе лекций мы изучали философс­

кий метод контроля над всем окружающим и говорили о свободе

души. . . «Это очень трудно. Это не для всех. Воплощенный в теле

разум достигает это с большим трудом» {Гита, ХП: 5).

Разуму необходима помощь. Конечно, было бы рациональнее,

если бы разум мог справиться с задачей. Но он зачастую не может

этого. Помощь необходима. Система Раджа-Йоги дает нам возмож­

ность воспользоваться этой помощью, Йога указывает правильный

путь применения способностей и. сил тела для достижения опреде­

ленного состояния разума, когда он становится все более сильным

и в конце концов возвращает свое утерянное господство. Если бы

можно было достичь этого простым усилием воли, было бы

прекрасно. Но большинство из нас не способно на такое, поэтому

прибегнем к физическим средствам, помогающим воле.

. . . Вселенная представляет собой грандиозный пример единст­

ва в многообразии. Существует лишь один всеобъемлющий разум.

Различные состояния разума имеют свои названия. Они — малень­

кие водовороты в этом огромном океане разума. Мы одновременно

и универсальны, и индивидуальны. Таким образом идет спек­

такль... В действительности это единство никогда не нарушается.

(Материя, разум, Дух едины).

Мы даем всему видимому миру разные названия. На самом деле

во Вселенной существует единственная реальность. Мы смотрим на

нее под разными углами зрения. Реальность, рассматриваемая

с одной точки зрения, кажется нам материей. С другой — разумом.

Одно и то же мы принимаем за разное. Принимая веревку за змею,

человек пугается, зовет кого-нибудь на помощь, чтобы убить ее.

Его нервная система приходит в возбуждение, сердце начинает

учащенно биться. .. Все это — проявление страха, но вот он

увидел, что это не змея, а веревка, и все признаки испуга

пропадают. Подобное мы постоянно наблюдаем в жизни. Даже то,

что воспринимают наши органы чувств (то, что мы называем

материей), — это тоже Реальное. Правда, оно в действительности



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.