Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





монахи ордена 17 страница



После Пратьяхары и Дхараны мы переходим к Дхьяне — медита­

ции. Когда разум достаточно натренирован, чтобы оставаться

зафиксированным на определенном внутреннем или внешнем пред­

мете, к нему приходит способность течь непрерывным потоком

в направлении этого объекта. Такое состояние называется Дхьяна.

Если человек разовьет в себе силу Дхьяны настолько, что сможет

абстрагироваться от внешнего облика объекта восприятия и про­

должать медитировать только на внутренней его сути, смысле, он

достигнет состояния, называемого Самадхи. Три ступени — Дхара-

на, Дхьяна и Самадхи— называются в целом С а м ь я м а. Иными

словами, если разум сможет сначала сконцентрироваться на объек­

те и оставаться в таком состоянии на протяжении какого-то

времени, если затем он сможет, благодаря продолжающейся кон­

центрации, обратиться только к восприятию внутренней сути

объекта, такой разум способен взять под свой контроль все.

Это — медитативный уровень, он является высшей стадией

существования. До тех пор, пока не исчезли желания, не может

быть счастья. Только созерцательное, с позиции стороннего наблю­

дателя, изучение объектов, способно дать нам истинное наслажде­

ние и счастье. Животное получает счастье от органов чувств,

человек — от своего интеллекта, а Бог — от духовного созерцания.

Только для человека, достигшего созерцательного уровня, этот мир

становится по-настоящему прекрасным. Для того, кто ничего не

желает, кто возвысился над желаниями, многообразие природы

раскрывается во всей своей красоте и полноте.

Говоря о Дхьяне, или медитации, необходимо пояснить некото­

рые моменты. Мы слышим звук. Сначала возникает внешняя

вибрация, затем нервный импульс несет информацию в разум,

после чего следует реакция разума, в котором, подобно вспышке,

возникает осознание объекта, послужившего внешней причиной

всех этих процессов — от эфирной до ментальной реакции. Эти три

составляющих восприятия в Йоге называются Ш а б д а (звук),

А р т х а (значение) и Д ж н я н а (знание). На языке психологии

они называются вибрацией в эфире, нервным и мозговым импуль­

сом и ментальной реакцией. Но эти три этапа восприятия объекта

кажутся нам лишь одним и в обычном состоянии мы не можем

воспринять отдельно каждый из них, мы воспринимаем только их

совместное следствие, то, что мы называем внешним объектом. Но

каждый акт восприятия внешнего объекта включает в себя эти три

последовательных этапа, и поэтому нет причины, в силу которой

мы не могли бы воспринимать их по отдельности.

Когда разум становится сильным и контролируемым, обретает

способность восприятия тонких сущностей, мы можем использо­

вать его при медитации. Медитировать сначала надо на грубых

объектах и медленно переходить ко все более и более тонким, до

тех пор, пока медитация не станет безобъектной. Разум сначала

должен быть использован для восприятия внешних причин ощуще­

ний, затем для восприятия внутреннего импульса, несущего инфор­

мацию в разум, и затем для восприятия своей собственной реакции.

Преуспев в восприятии внешних причин ощущений самих по себе,

разум приобретает способность воспринимать тонкие материаль­

ные сущности, все тонкие тела и формы.

Когда разум сможет воспринимать сами внутренние нервные

импульсы, он будет способен контролировать все мыслительные

волны в себе самом и в разумах других людей до момента их

трансформации в физическую энергию, а обретя возможность

воспринимать саму по себе ментальную реакцию, йог получит

знание обо всем, ибо каждый ощущаемый объект, каждая мысль

есть результат этой реакции. Йог познает саму основу своего

разума и обретет над ним полный контроль. К йогу придут

различные сверхъестественные силы, но, если он поддастся искуше­

нию хотя бы одной из них, дорога к дальнейшему прогрессу будет

перекрыта. Таков плачевный итог погони за удовольствиями. Но,

будучи достаточно силен, чтобы отвергнуть даже эти чудесные

силы, человек достигнет цели Йоги — полного погашения волн

в океане разума. И тогда слава души, не нарушаемая колебаниями

разума или движениями тела, воссияет во всем своем величии,

и йог обнаружит: он есть и всегда был, есть и будет основой

знания, — он бессмертен и вездесущ.

Состояния Самадхи может достичь любой человек, более того, —

любое животное. Начиная от самого примитивного существа

и кончая вышним ангелом, каждый рано или поздно должен

достичь этого уровня, и тогда для него начнется истинная религия.

До той поры мы лишь боремся с собой, чтобы достичь этой стадии.

Пока между нами и теми, кто вообще ни во что не верит, нет

никакой разницы, ибо мы не обладаем опытом. Для чего нужна

концентрация, если не для того, чтобы дать нам этот опыт? Каждая

из ступеней, ведущих к достижению Самадхи, была тщательно

проанализирована, соответствующим образом описана и научно

обоснована. Если подниматься по этим ступеням с верой, то все

смогут достичь желаемой цели. И тогда исчезнут все печали,

прекратятся все страдания, побуждающие мотивы действия будут

сожжены, и Душа станет навечно свободной.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ: ДЫХАНИЕ И МЕДИТАЦИЯ

(Лекция, прочитанная в Сан-Франциско 5 апреля 1900 года)

Представления каждого о практической религии согласуются

с представлениями о практичности и критериями оценки. Человек

трудится. Существует религиозная практика. Существуют науки

и знания.

Философ полагает, что разница между зависимостью и свобо­

дой является следствием невежества или знания. Для него зна­

ния — это цель, поэтому практичность состоит в приобретении

знаний.. . Для набожного человека практичность религии — в

любви и преданном служении Богу. Для общественного деятеля

практическая религия состоит в совершении хороших поступков.

Таким образом, в этом вопросе, как и во всяком другом, мы

склонны игнорировать критерии других, пытаясь навязать окружа­

ющим собственные оценки,

Практическая религия человека, переполняемого любовью к

ближним, состоит в том, чтобы делать благо своим собратьям. Если

люди не помогают, например строить больницы, то он думает:

такие люди не понимают, что такое религия. Но непонятно, почему

все должны делать одно и то же. Подобным же образом философ

может осуждать человека, не обладающего знаниями. Люди постро­

ят двадцать тысяч больниц, но философ скажет, что они не более,

чем.. . безобразная обуза богов. Набожный человек имеет свои

представления и категории: он считает, что люди, которые не могут

любить Бога, как он, плохи, чт, о бы они ни делали. Йог верит

в психический контроль и покорение своей внутренней природы.

«Насколько вы преуспели в этом? Насколько сумели подчинить

себе ваши чувства, ваше тело? »— вот чем прежде всего интересует­

ся йог.

И как мы уже говорили, каждый судит другого по своему

закону, подходит со своей меркой. Миллионер может кормить крыс

и кошек, как это делают многие в Индии, рассуждая, что люди

в состоянии позаботиться о себе, а бедные животные нет. Таковы

его представления. Но для йога цель состоит в том, чтобы покорить

внутреннюю природу, и он подходит к людям с этой меркой.

Мы. говорим о практической религии. Но она должна быть

практической в том смысле, в каком мы сами это понимаем.

Сказанное особенно верно в отношении западных стран. Идеал

протестантов заключается в совершении благих поступков. Они

мало заботятся о набожности и философии. Они полагают, что

в них не много пользы. «Что ваше знание?! — говорят они. — Чело­

век должен делать что-то! » «Будьте гуманными», — говорят они.

Церковь день и ночь обрушивается'на бессердечных агностиков. Но

как это ни парадоксально, она сама мало отличается от них.

Жалкие рабы! Религия полезности! Но таков сейчас общий настрой.

И именно поэтому буддисты стали столь популярны на Западе.

Люди не знают, существует ли Бог или нет, существует ли душа или

нет. Они думают: «Этот мир полон страданий. Постараемся помочь

ему».

Доктрина Йоги основывается на несколько другом. Йога учит,

что существует душа и в ней заключены все силы. Они заложены

изначально, и если мы сможем установить контроль над телом, то

все эти силы проявятся. Все знания заключены в нашей душе. Но

люди все равно продолжают бороться, для того чтобы уменьшить

страдания. .. Все несчастья в действительности являются следстви­

ем того, что мы не в состоянии установить контроль над телом.. .

Мы ставим телегу впереди лошади.. . Возьмите, к примеру, работу.

Мы стараемся делать добро. . , чтобы облегчить страдания бедных.

Мы не добираемся до причины, которая порождает страдания. Это

все равно, что пытаться ведром вычерпать воду из океана. Йог

понимает, что это нелепость. Он говорит, что преодолеть страдания

можно, лишь зная их причину.. . Мы стараемся по мере наших

возможностей делать добро. Ради чего? Если человек неизлечимо

болен, то для чего ему бороться и заботиться о себе? Утилитаристы

говорят: «Не тревожьтесь о Боге и душе! », но что такой подход дает

йогу, что это дает миру? Люди не в состоянии извлечь для себя

никакой пользы из такого подхода. В мире становится все больше

и больше страданий...

Йог говорит: надо добраться до первопричины. Почему в мире

существуют страдания? Он отвечает: «Это все — лишь наша соб­

ственная глупость, проистекающая из неспособности установить

полный контроль над телом. Только и всего». Он предлагает

средства, с помощью которых страдания могут быть преодолены.

Установите полный контроль над своим телом — и все страдания

мира исчезнут. В каждой больнице мечтают, чтобы она не пустова­

ла. Каждый раз, совершая благотворительный поступок, вы думае­

те, что вашей благотворительностью воспользуется какой-нибудь

нищий. Вы говорите: «О Господи, пусть весь мир наполнится

милосердными людьми», значит, весь мир должен наполниться

и нищими. Пусть весь мир наполнится благими поступками —

пусть мир будет полон страданий. Это — прочный круг рабства!

Йог говорит: религия практична в том случае, если вы знаете,

почему существуют страдания. А они порождаются нашими чувст­

вами. Разве болеют чем-нибудь Солнце, Луна, звезды? Тот же

огонь, на котором вы готовите себе пищу, обжигает ребенка. Разве

в том вина огня? Будь благословен огонь! Будь благословенно

электричество! Оно дает свет.. . Кого винить? Конечно, не окружа-

ющие нас предметы. Мир не хорош и не плох, мир таков, каков есть.

Огонь это огонь. Если вы обожгли палец, то вы глупец. Если вы

сварили на огне обед и насытились, то вы умный человек. В этом

вся разница. Обстоятельства не могут быть плохими или хорошими.

Только сам человек хорош или плох. Что имеют в виду, когда

говорят, что мир хорош или плох? Страдания и счастье — удел

человека, живущего чувствами.

Йог говорит: природа это то, чем наслаждаются, а душа это то,

кто наслаждается. Страдания и счастье — в чем их причина?

В наших чувствах. Именно благодаря нашим органам мы ощущаем

удовольствие или боль, жару или холод. Если мы сможем контроли­

ровать чувства, приказывать им, что они должны ощущать (вместо

того, чтобы они диктовали нам, как это происходит сейчас), если

они подчинятся нашим командам, станут нашими слугами, пробле­

ма страданий в нашем мире будет моментально решена. Но мы

спутаны чувствами, они играют нами, делая из нас глупцов.

Взять, к примеру, скверный запах. Как только он достигает

моего носа, мне становится неприятно. Получается, что я — раб

своего собственного носа. Но если я не его раб, то мне безразличен

запах. Человек оскорбил меня. Оскорбления проникли в мои уши

и поселились в разуме. Если я сам себе хозяин, то скажу: «Ну

и пусть, для меня это ничего не значит. Я счастлив. Меня это не

касается». Это — полная, чистая, простая, ясно очерченная истина.

Проблема состоит в том, практично ли это? Способен ли

человек обрести контроль над своим телом? .. Йог учит, что это

возможно.. . Предположим, что это не так, предположим, что вы

сомневаетесь в этом. В таком случае вы должны сами испытать это

на себе. Другого пути нет.

Вы можете все время делать добро. И тем не менее вы будете

рабом своих чувств, вы будете жалки и несчастливы. Вы можете

изучить философию каждой религии. Люди в этой стране носят

с собой груды книг. Но они простые ученые, рабы чувств и поэтому

счастливы или несчастливы. Они читают тысячи книг и чувствуют

себя прекрасно, но как только приходит большая беда, они

начинают беспокоиться, волноваться... И вы называете себя

людьми! Вы занимаетесь тем, что строите больницы. Вы просто

глупцы!

В чем различие между человеком и животным? «Еда и сон,

произведение потомства и страх являются общими для всех

животных. Есть лишь одно отличие: человек может контролировать

все это и стать Богом, господином». Животные не могут сделать

этого. Животные тоже способны на заботу о своих собратьях.

Этим отличаются муравьи, собаки. Тогда в чем же различие? Люди

могут быть хозяевами самих себя. Они смогут сдерживать свою

реакцию на что-либо.. . Животные не способны на это. Они во

всем подчинены природе. В этом единственное различие.

Один — господин природы, другой — ее раб. Что есть природа?

Пять чувств...

Согласно Йоге, покорение внутренней природы — это единст­

венный выход.. . Стремление к Богу — это религия. . . Хорошие

поступки и все тому подобное лишь сообщают разуму относитель­

ное спокойствие. Мы можем делать все это, стремясь к совершенст­

ву, — но все зависит от нашего прошлого. Я изучал Йогу всю жизнь

и все же достиг немногого. Но я убедился: это единственно верный

путь. Придет день, когда я стану хозяином самого себя. Если не

в этой, то в другой жизни. Я буду бороться, не жалея сил. Ничто не

пропадает даром. Если я умру прямо сейчас, вся моя борьба

в прошлых рождениях придет мне на помощь. Разве вы не знаете,

что делает одного человека отличным от другого? Его прошлое.

Прошлые привычки делают одного гением, а другого глупцом. Вы

можете внезапно обрести все силы, накопленные в предыдущих

рождениях, и преуспеть за пять минут. Невозможно предсказать

точно, когда на вас снизойдет Озарение. Но все мы рано или

поздно должны достичь совершенства.

Важнейшая часть практических уроков, которые дает нам Йога,

относится к разуму, силе концентрации и медитации.. . Мы стали

столь материалистичны. Думаем о себе — обнаруживаем только

тело. Тело и ничто другое стало для нас идеалом. Поэтому нам

необходима помощь. . .

Первое — надо сесть, приняв такую позу, в которой вы могли

бы сидеть спокойно, без движения длительное время. Все нервные

потоки проходят по позвоночнику. Позвоночник не должен нести

на себе всю тяжесть тела. Поэтому принятая поза должна быть

такой, чтобы вся тяжесть тела не давила на позвоночник. Пусть он

будет свободен от всякой нагрузки.

Есть и другие предварительные ступени. Очень важен вопрос

пищи и соблюдения правил праведной жизни. ..

Пища должна быть простой, принимать ее следует несколько

раз в день. Вы не должны никогда ощущать сильный голод. «Тот,

кто ест слишком много, не может быть йогом. Тот, кто слишком

много постится, не может стать йогом. Не может быть йогом и тот,

кто спит слишком много, равно как тот, кто слишком много

бодрствует». Не может преуспеть тот, кто ничего не делает, равно

как тот, кто трудится слишком напряженно. Соответствующая

пища, соответствующие упражнения, в меру сна, в меру бодрствова­

ния — все это слагаемые успеха.

Мы должны сами определить, сколько пищи достаточно и какая

она должна быть. Никто не может сделать это за нас. Следует

7—274

избегать возбуждающей пищи. .. Мы не знаем, как изменить наш

рацион, когда мы путешествуем по разным местам. Мы забываем,

что именно пища дает нам все жизненные силы. Еда предопределя­

ет то количество и качество энергии, которое нам необходимо. . .

Силовые упражнения не обязательны. . . Если вы хотите нака­

чать мускулы, Йога не для вас. Вы должны создать более тонкую

жизненную структуру по сравнению с той, которую имеете сейчас.

Силовые упражнения даже вредны. . . Без них вы проживете

дольше. Вы же не хотите спалить лампу своей жизни, наращивая

мускулы?! Люди, занимающиеся умственным трудом, живут доль­

ше. Экономьте масло в лампе своей жизни. Пусть она горит

ровно. . . Каждое волнение, каждое упражнение, физическое или

умственное, означает ненужную вспышку.

Правильная диета в основном заключается в том, чтобы не есть

слишком много специй.

Существуют три типа разума, говорит йог, соответствующие

трем этапам природы. Первый — тупой, скрывающий сияние души;

делающий людей активными — второй; третий — спокойный и уми­

ротворенный.

Скажем, есть люди, от рождения обладающие склонностью ко

сну. Им нравится пища с душком, например заплесневелый сыр.

Активным людям по вкусу острое и пряное, крепкий алкоголь.,. .

Саттвические люди погружены в размышления, они спокойны

и сдержанны. Они принимают пищу в небольших количествах,

никогда не едят ничего, что могло бы повредить здоровью.

Меня часто спрашивают: «Следует ли отказаться от мяса? » Мой

Учитель говорил: «Зачем отказываться от чего-либо? Оно само

откажется от вас». Не отказывайтесь сами ни от чего в этом мире.

Пусть все нежелательное само бежит от вас. Придет время, когда

вы, возможно, не сможете есть мясо. Один его вид будет вызывать

у вас отвращение. Придет время, когда многие из тех вещей, от

которых вы стараетесь отказаться, сами покажутся вам пресными

и отвратительными.

Теперь о дыхательных упражнениях. Одно из них состоит из

трех частей: вдох, задержка дыхания (состояние спокойствия)

и выдох. Некоторые из дыхательных упражнений довольно сложны

и даже опасны, если не соблюдать соответствующую диету. Я

советую вам начинать с наиболее простых.

Вдохните глубоко, наполните легкие воздухом. Медленно выдох­

ните. Вдохните глубоко через одну ноздрю, плавно выдохните

через другую. Многие дышат недостаточно глубоко. Данное упраж­

нение поможет исправить этот недостаток. Занимайтесь по полчаса

утром и вечером — станете другими людьми. Такое дыхание абсо-

лютно безвредно. Другие упражнения надо делать очень медленно.

Соизмеряйте свои силы. Десять минут тяжело? Делайте пять.

Йог должен заботиться о своем теле. Дыхательные упражнения

помогают регулировать состояние внутренних органов. Только

посредством дыхания мы устанавливаем над ними контроль. Дис­

гармония в различных частях тела устраняется направлением туда

нервных потоков. Йог должен быть в состоянии сказать, является

ли боль в любой точке тела следствием переизбытка или недостат­

ка энергии.

Важное условие успеха в йоге — целомудрие. Это краеугольный

камень. Женат, неженат — совершенное целомудрие. Это, конечно,

обширный предмет, но публичное обсуждение его здесь не принято.

В западных странах полно падших людей, которые учат, что

воздержание может принести вред. Откуда они это взяли? . . Ко

мне приходят тысячи людей с одним и тем же вопросом. Им

сказали, что если они будут целомудренны и чисты, это повредит

их физическому здоровью. . . Кто нашептал им такое? Порочные,

нечистые глупцы, похотливые создания. Они хотят низвести весь

мир до своего уровня!

Ничто не дается без жертв. . . Не низводите себя до уровня

животного. .. Будьте целомудренны и чисты! Другого пути нет.

Нашел ли Христос иной путь?. . Если вы сможете сохранять

и правильно использовать вашу энергию, это приведет вас к Богу.

Если наоборрт — вас ждет ад. . .

Гораздо легче покорить внешний мир, но самый великий

завоеватель обнаружит, что он просто дитя, попытавшись покорить

свой разум. Вот какой мир нужно покорить! Не робейте! Дерзайте!

Проснитесь, восстаньте и не отступайтесь, пока цель не будет

достигнута!

КОНЦЕНТРАЦИЯ И ДЫХАНИЕ

Главное отличие человека от животных состоит в способности

к концентрации внимания. Эта способность определяет успех

в любой сфере деятельности. Достижения в искусстве, музыке или

науке — результат концентрации внимания. Животные практичес­

ки не обладают этой способностью. Дрессировщики сталкиваются

с немалыми трудностями из-за того, что их питомцы забывают то,

чему их учат. Они не в состоянии зафиксировать свой разум на

чем-либо в течение длительного времени. Способность в большей

или меньшей степени концентрировать внимание определяет разли­

чие между отдельными людьми. Сравните примитивного дикаря

и интеллигентного человека. Отличие только в умении сосредоточи­

ваться. Это единственная разница.

Разум каждого человека временами становится сконцентриро­

ванным. Мы все сосредоточиваемся на тех вещах, которые нам

нравятся, и любим те веши, на которых сосредоточиваемся. Какой

матери не дорог ее ребенок? Его образ для нее самый прекрасный

в мире. Она любит дитя потому, что концентрирует на нем свой

разум, и если бы каждый смог в такой же степени сосредоточиться

на этом образе, то каждый полюбил бы его столь же сильно. Этот

образ стал бы самым прекрасным для всех. Мы сосредоточиваем

свой разум на тех вещах, которые нам нравятся. Когда мы слышим

прекрасную музыку, она как бы притягивает к себе наш разум,

и мы не в состоянии отвлечься. Те, кого привлекает классическая

музыка, как правило, не любят музыку легкую, и наоборот. Подвиж­

ная музыка, звуки которой быстро следуют один за другим, легко

приковывает к себе разум. Дети любят живую музыку потому, что

быстрота чередования звуков не дает возможности разуму блуж­

дать. Человек, предпочитающий эстраду, не любит классику потому,

что она сложнее для восприятия, требует от слушателя более

1 высокой степени концентрации.

Что определяет такую концентрацию? То, что не мы контроли­

руем свой разум, а он диктует нам свои условия. Нечто, существую­

щее вне нас, приковывает к себе разум и удерживает его так долго,

как того пожелает. Мы слышим прекрасное музыкальное произве­

дение или видим чудесную картину — и разум накрепко прикован

к ним! Мы не можем отвлечь его.

Если я увлекательно рассказываю о том, что вам по душе, ваш

разум концентрируется на предмете моего рассказа. Я как бы

забираю у вас ваш разум и приковываю его к предмету разговора

помимо вашей воли. Такое происходит постоянно, разум и внима­

ние сосредоточиваются на различных вещах помимо нашей воли.

1 Мы ничего не в силах с этим поделать.

Вопрос заключается в том: можно ли развить в себе осознанную

способность к концентрации, стать подлинным хозяином разума?

Йоги говорят, что возможно. Они утверждают, что способны

установить над разумом полный контроль. С этической точки

зрения тут есть одна опасность — разум сливается с объектом

размышления, и мы оказываемся не в состоянии по желанию

отвлечь его. Это состояние приносит немало страданий. Почти все

наши беды объясняются тем, что мы не обладаем в достаточной

мере способностью к отвлечению. Поэтому наравне со способ­

ностью к концентрации следует развивать в себе способность

к отвлечению разума. Мы должны не только научиться избиратель­

но привязывать наш разум к чему-либо, но мгновенно отвлекать

.,..,. -. „, ......

его и переносить на что-либо иное. Обе способности надо развивать

одновременно.

Такова схема систематического развития разума. Я считаю, что

сама суть образования заключается в овладении способностью

к концентрации разума, а не в механическом запоминании фактов.

Если бы пришлось учиться заново и я имел бы право выбора, то

вообще не старался бы запоминать различные факты. Я постарался

бы развить в себе способность к концентрации и к отвлечению

разума, и уже затем, обладая этими совершенными инструментами,

по своему желанию изучал бы факты. В каждом ребенке нужно

последовательно развивать способности к концентрации и к отвле­

чению.

Мое развитие носило односторонний характер. Я развивал

в себе способность к концентрации, пренебрегая совершенствовани­

ем способности к отвлечению разума, и в итоге нажил себе немало

неприятностей. Сейчас я обладаю способностью к отвлечению, но

мне пришлось овладеть ею уже в зрелом возрасте.

Мы по желанию должны обращать наш разум на внешние

предметы, не позволяя им приковывать его к себе. Нас все время

вынуждают к концентрации. Наш разум помимо нашей воли

приковывается к различным вещам, благодаря присущей им притя­

гательности, которой мы не в силах противостоять. Чтобы контро­

лировать разум, направлять его по нашему выбору, необходима

специальная тренировка. Иным путем этого достичь невозможно.

При изучении религии контроль за разумом совершенно необходим,

надо обращать разум внутрь — на него самого.

Тренировку разума начинать следует с дыхания. Равномерное

дыхание приводит тело в состояние гармонии, и тогда до разума

легче добраться. При дыхательных упражнениях прежде всего

обратите внимание на асану, или позу. Позвоночник должен быть

свободным от нагрузки. Не пытайтесь контролировать разум с

помощью разных ухищрений, вполне достаточно научиться пра­

вильно дышать. Всякие иные усилия, имеющие целью добиться

концентрации разума, это ошибка.

Разум оказывает воздействие на тело, а тело, в свою очередь, —

на разум. Они постоянно взаимодействуют. Каждое ментальное

состояние порождает соответствующую реакцию тела, и каждый

процесс в теле оказывает соответственное воздействие на разум.

При этом не имеет значения, думаете ли вы, что тело и разум—

разные вещи* или считаете, что они — одно целое. На самом деле

тело — это грубая, а разум — тонкая часть единого целого. Трени­

руясь, разумом проще всего овладеть через тело. Тело легче

поддается контролю, а затем, уже с его помощью, можно будет

овладеть и разумом.

Чем острее инструмент, тем он эффективнее. Разум значитель­

но тоньше и значительно могущественнее тела. Поэтому следует

начинать с тела.

Наука о правильном дыхании состоит в обретении контроля над

разумом с помощью тела. Следуя этим путем, мы обретаем власть

над телом, постепенно начинаем ощущать все более тонкие процес­

сы, происходящие в нем, пока не доберемся до разума. Начав

ощущать тонкие процессы, мы обретаем над ним контроль. Через

некоторое время мы сможем ощутить, как разум воздействует на

тело. Вы_ также сможете ощутить воздействие одной части разума

на другую и почувствовать, как разум использует различные

нервные центры, ибо разум контролирует нервную систему и

господствует над ней. Вы почувствуете воздействие разума на

различные нервные потоки.

Так, путем систематической дыхательной практики, путем овла­

дения сначала грубым, а затем тонким телом, устанавливается

контроль над разумом.

Первое дыхательное упражнение абсолютно безопасно и полез­

но. Оно улучшит ваше здоровье и общее самочувствие. Другие

упражнения надо осваивать постепенно и осторожно.

КОНЦЕНТРАЦИЯ

Концентрация — источник знания, без нее не достичь ничего.

Обычный человек расходует впустую 90% мыслительных способ­

ностей и поэтому постоянно совершает ошибки, в то время как

человек, обладающий тренированным умом, напротив, никогда их

не допускает. Когда разум сконцентрирован и обращен на самого

себя, то все наши внутренние силы становятся нашими слугами,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.