Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





монахи ордена 14 страница



газеты «Прабуддха Бхарата».

* * *

На Западе некоторые люди проявляют большой интерес к

медитации. Возможно, это происходит потому, что многие не могут

найти ответы на волнующие их вопросы в ортодоксальной религиоз­

ной жизни, хотят чего-то нового, что утолило бы их духовную

жажду. Это хорошо. Но когда вы берете или хотите взять что-то,

что принадлежит другой культуре, иной цивилизации, есть опреде­

ленный риск получить совсем не то, на что рассчитывали.

На Западе исповедующие христианство, индуизм или ислам

привыкли молиться, а не медитировать, хотя это, в принципе, одно

и то же. Если скажете: «Давайте медитировать», это будет немно­

гим отличаться от призыва «Давайте молиться». В определенном

смысле молиться легче: прося Бога о чем-то конкретном, земном.

Медитация имеет иной смысл.

Я бы хотел предостеречь вас от возможной ошибки. Вы должны

знать, что представляет собой медитация, и не впадать в сентимен­

тальный экстаз, говоря: «Это восточная философия. Давайте меди­

тировать». Вас не должны ослеплять те блага, которые она сулит.

Такое встречается довольно часто: люди хватаются за то, чего не

понимают.

В Индии подобное происходило в начале прошлого века. Мно­

гие люди, получившие образование на Западе, думали, что индуизм

им ничего не даст. Они стали перестраивать свою религиозную

жизнь по образцу христианства, полагая тем самым, что смогут

многого достичь. Они нимало не задумывались, что эта религия —

атрибут иной цивилизации, равно как и о том, что им больше

подходит. И тот, и другой подход неверны в одинаковой степени,

й в этом заключается наиболее распространенная слабость челове­

ческой натуры.

Поэтому я хочу предостеречь вас от сентиментального экстаза.

Нужно все спокойно взвесить. Во всем есть хорошая и плохая

стороны. Конечно, медитировать хорошо, но надо четко представ­

лять себе суть того, чем вы собираетесь заняться. Существует

множество книг по медитации, кое-кто узнает из них, что это такое,

сам берется писать о ней. Такие авторы никогда не медитировали,

никогда серьезно не относились к медитации. Поэтому их книги

весьма опасны. В каких-то частностях такие «теоретики», быть

может, и правы, но они не знают главного. А это главное нельзя

почерпнуть из книг.

Даже в дипломатии нельзя ограничиваться только письменны­

ми посланиями. Государственные деятели из Франции, Индонезии,

Бирмы и Индии Собираются, скажем, в Вашингтоне, чтобы за

столом переговоров решить возникающие проблемы.

Так и в религиозной жизни не почерпнуть всего из книг (тем

более, написанных теми, кто не понимает предмета). Вы либо не

получите ничего, либо бросите начатое, потому что взялись за

духовные знания, руководствуясь минутным побуждением, любо­

пытством. Нельзя достичь духовности из простого любопытства,

экспериментируя.

Я видел множество книг по медитации на английском языке.

Скажу определенно: вы не найдете в них ничего полезного для себя,

ничего, что помогло бы вам в духовных исканиях. Вы только

отчасти удовлетворите свое любопытство.

С какими же проблемами сталкивается решившийся заняться

медитацией? Во-первых, что считать объектом медитации? На чем

медитировать? Во-вторых, испытываете ли вы интерес к медитации?

Ответить на эти вопросы совершенно необходимо. Невозможно

сконцентрироваться на том, что вас не интересует. Было бы

ошибкой полагать, что вы будете успешно медитировать на чем-то

определенном, независимо от того, интересует вас это «что-то» или

нет. Не имея интереса, медитировать вы не сможете. Все усилия

окажутся напрасными. Это будет борьба с самим собой, которая

принесет вам только вред. Вы не знаете, что вы делаете, у вас нет

объекта медитации, который бы вас привлекал, и все же вы

пытаетесь медитировать — сидите час или два. Как это назвать?

Ведь это просто игра с огнем.

Поэтому очень важны два момента. Первый — каков должен

быть объект медитации? И второй — смогли ли вы развить в себе

интерес к медитации? Как вы можете развить этот интерес?

Чтобы ответить на наши вопросы, надо знать характер человека,

его наклонности. Для того чтобы все это узнать, потребуется

немало времени, и книги тут вам не помогут. Но, к счастью, может

существовать множество объектов медитации.

В книге по Йоге, написанной Патанджали очень доходчивым

языком, вы найдете множество вариантов. Да, говорит он, можно

поклоняться Богу с помощью медитации. Это один путь. Однако

большинство имеет смутное представление о том, что такое Бог.

Чтобы молиться, этого достаточно, но как медитировать на чем-то

смутном?

Патанджали был практиком и поэтому писал: «Конечно, сущест­

вуют некие священные слова, являющиеся звуковыми - символами

Бога. Вы можете медитировать на символах, повторяя эти слова.

Благодаря такому повторению идея Бога рано илилоздно проявит­

ся в вашем разуме. Медитируйте на этой идее». Он дает несколько

практических рекомендаций, предлагает объекты для медитации.

Люди, исповедующие иные религии, могут интерпретировать его

советы по-своему. Конечно, вы можете медитировать на какой-то

религиозной идее, на молитве. Вполне вероятно, что ваша медита­

ция в этом случае будет успешной, ибо эта идея близка и понятна

вам. Можно медитировать на некоем звуковом символе или на

конечной реальности.

Если вам не подходит этот вариант, можно медитировать- на

образе Учителя, скажем, Будды, Христа или какого-нибудь пропо­

ведника или святого, который вам больше импонирует. Что проис­

ходит в этом случае психологически? Когда вы медитируете на

Будде или на Христе, то их качества переносятся на вас Когда вы

думаете о чем-то день и ночь, когда вы растворяетесь в мыслях

о Христе или Будде, вы проникаетесь их качествами, ваша внутрен­

няя жизнь начинает меняться. Психологически это'очень важно.

Кое-кто, возможно, спросит: «Христос был человеком, и Будда

был человеком, почему я должен возводить их на пьедестал богов? »

Полемика здесь не имеет смысла, ибо ведь речь идет о практике.

Вполне достаточно думать о Христе или Будде, если вы хотите

медитировать на них. Достаточно того, что психологически, под

влиянием конкретных образов Будды или Христа, вы станете

подобны им, ощутите в себе отблески духовности, которую никогда

не почерпнуть из книг.

Рассмотрим еще один вариант. Наверняка когда-нибудь вы

испытали силыюе духовное потрясение, может быть, вам привиде­

лось нечто удивительное во сне. Предположим, вы не верите ни

I

в Христа, ни в Будду, ни в других святых. Прекрасно. Думайте

о том, что потрясло и возвысило вас, доставило ощущение радости.

Это сугубо ваше. Сделайте это объектом медитации. Сконцентриро­

ваться на собственном счастливом переживании вам окажется

вполне под силу, ведь оно так конкретно.

Не посчастливилось увидеть во сне ничего подобного, не

унывайте. Медитируйте на прекрасном и возвышенном, например

на красоте природы. Признайтесь, ведь есть в ваших родных краях

такой уголок, где вы ощутили необыкновенное умиротворение или

душевный взлет: Думайте об этом уголке. Многое зависит от

темперамента, каждый человек воспринимает окружающее по-свое­

му. Однако у любого из нас в жизни бывали моменты просветления

души, связанные с чем-то конкретным. Медитируйте на этом.

Скажем, вы любовались прибоем и океан предстал вам символом

прекрасной бесконечности. Заберите это ощущение с собой и

потом, дома, вдали от океана, медитируйте на этом ощущении,

пока сольетесь с прекрасной Бесконечностью.

Теперь об интересе к медитации. Вы должны быть склонны

к духовности, иначе бросите занятия со словами: «В этом нет

ничего интересного. Я занимался этим столько времени и ничего не

ПОлучил. Мой Опыт говорит: в этом ничего нет». Вы не вправе

Делать такой вывод. Причина в вас: вы чужды духовной жизни

й поэтому ничего и не испытали.

; Как определить, склонны ли вы к духовности? Об этом можно

судить По вашим этическим преставлениям. Если они более совер-

шейнь1, чём у большинства окружающих вас людей, значит, склон­

ны/ Коли у вас есть определенные этические ценности, вь! испыты­

ваете^природную тягу к истине, к слову; при этом вы можете не

верить в Бога. -Стремление к правде и справедливости — тоже

показатель духовных качеств. Не случайно говорят: если человек

ненавидит ложь, он способен познать высшую Истину.

1 Обладающий тягой к духовности старается не думать плохо

о других, он готов любить всех, даже последних негодяев. Это,

конечно, не означает, что человек достиг совершенства, но он

ощущает Потребность дурным мыслям противопоставлять благие,

предпочитает хорошее поведение дурному.

Конечно, в самом начале, или на различных стадиях духовного

роста, человек может ощутить в себе некое раздражение, которое

идет как бы изнутри. В этих случаях нужно пытаться обуздать эти

чувства. И если вам удастся это сделать, то это и будет показате­

лем того, что у вас есть тяга к духовности и мирские амбиции будут

мало-помалу отступать.

Хорошо, если вы наделены чувством долга — это необходимо

для духовного совершенствования. Надо выполнять свои обязаннос-

ти как можно лучше, с религиозным рвением. Но одно дело — вы­

полнять мирские обязанности, другое — иметь мирские амбиции.

Амбиции и духовность — вещи несовместимые. Духовному совер­

шенствованию посвящают себя целиком. Разумеется, при этом

нужно выполнять свои мирские обязанности, как и все остальные.

И хотя чисто внешне будет казаться, что вы работаете так же, как

и все, — с таким же упорством, последовательностью и рвением, —

разница будет в том, что у вас не будет мирских амбиций. Если не

относиться к духовному развитию со всей серьезностью, то все

ваши занятия будут носить дилетантский характер, и, естественно,

вы ничего не добьете/еь, только причините себе вред;

Теперь поговорим о том, чем медитация отличается от молитвы.

Я уже говорил, что, мЬлясь, вы просите у Бога о чем-либо:

о здоровье, о мирских вещах, молитесь, поклоняясь Богу. Но

медитация означает, что вы направляете свет своего разума на сам

разум, обращаете свои мысли вовнутрь! Молясь, вы обращаете взор

вверх, на небеса, ибо считаете, что Бог там. Медитируя, вы

закрываете глаза и обращаете свои мысли на собственный разум.

Ваш разум не блуждает, мысль сфокусирована на одной точке,

сконцентрирована на объекте медитации. Не добившись этого, вам

не познать духовной истины.

Свами Вивекананда говорил в одной из своих бесед: «Однажды

я начал медитировать на черной точке, не на объекте, не на

божестве, не на религиозной идее». Только представьте себе, какой

исключительной силой разума он обладал, чтобы экспериментиро­

вать подобным образом! Чего же он добился? Со временем разум

его стал сконцентрированным до предела, и он забыл о самой этой

черной точке. «Я оказался в океане мыслей. Забыл все: объект

медитации, самого себя. Я плыл по этому океану и ощущал

духовные истины».

^

Эта фаза особо значима. За ней вот что: как только разум стал

спокойным и уравновешенным, на его поверхности стали возникать

духовные мысли. Свами Вивекананда начинал медитировать на

черной точке, но когда его разум успокоился, восприятие черной

точки исчезло и его разум начал ощущать высшие духовные

истины.

Чтобы обычный человек ощутил духовный подъем, объект

медитации должен быть понятней и ближе, тогда на нем легче

зафиксировать разум. Желательнее всего, чтобы объект был Бог,

или Богиня, или какойт-нибудь святой. В Индии известны бесчислен­

ные Боги и Богини, на которых можно медитировать, и поэтому

существует большая возможность выбора. Выбирайте любого Бога

или Богиню, кого захотите, и начинайте, медитацию.

'. ' •' < •' Основная цель—познать с ее помощью духовные истины.

Патанджали говорил: «Если удастся. заставить разум прекратить

функционировать (удержать его от блужданий), вы приобретете

высочайший духовный опыт». Удержав разум сфокусированным на

бДной точке, даже не произнося никаких молитв, не преследуя

никакой духовной цели, вы сможете постичь высочайшие истины.

Я сказал «не преследуя духовной цели», но, как правило, без этого

вряд ли удаётся сконцентрировать разум, однако если у вас Все же

такое получится (это не исключено), вы приобретете ценнейший

духовный опыт.

Пус^ь•< $$ не шокируют слова «разум прекратил функциониро-

! ють»'Вообще-то, он, всегда работает не так, как нужно, просто-на­

просто блуждает. Мы не хозяева своего разума, скорее — рабы.

Разум^ прекратил деятельность — значит, вы овладели им и отныне

. можете его контролировать. Это вы сфокусировали его на одной

точке, > освоилинастоящую медитацию. ... •„.

Ж1- Как-применить полученные навыки в практической жизни? Как

развить. > свою г духовность с помощью медитации,, сознавая, что

мы — земные люди?. Мы порочны и слабы, не умеем контролиро­

вать 'Свой. разум. Надо начать именно с этой отправной точки.

I < Сначала, как я уже говорил; пробудите в себе интерес к духовности.

Не? обладая упомянутыми добродетелями, попытайтесь развить их,

бережно раздувая; искру духовного, интереса, которая у вас все-та­

ки есть. -Почувствовав'искушение поступиться Истиной ради мирс­

кого блага, остановите себя. Любая корысть собьет вас с духовного

;. пути^ Протестуйте, по крайней мере, против того, что считаете

неправильным. Так будет легче развить в себе интерес к духовнос­

ти,: он. возникает сам собой по мере обретения вами моральных

качеств* '••%••

; В практическом плане первое, что необходимо для медитации, -—

наунитАся достаточно долго сидеть спокойно, совершенно непо­

движно, яе. напрягая ни один мускул. Разум умиротворяется

и перестает блуждать далеко не сразу. Запаситесь; терпением: вам

придется бороться с; ним, пока он не устанет и не успокоится. При

нынешней- напряженной жизни от вас потребуется немалое упорст­

во.; Выдается спокойная минута — мы тут же хватаемся за книгу,

за газету; " включаем радио или телевизор. Не делайте этого.

Дорожите минутами покоя. Соприкоснувшись с прекрасным, заду­

майтесь, какую пользу вы можете извлечь для своих духовных

занятий. Чаще выбирайтесь за город, на природу, туда, где можно

медитировать; где окружающее располагает к покою и размышле­

нию. Все ото поможет-вам настраиваться на духовный лад, закре­

пить привычку сидеть, полностью расслабившись.

• '

;: ' ' - • ' " •'

;

Возьмите себе за правило подолгу сидеть неподвижно каждый

день. Это будет тренировкой. . Однако если вы просто- выучите

несколько, асан и упражнений Йоги, вы будете лучше чувствовать

еебд физически, но духовные, поиски успешными не, станут^Уеяех

придет только^ тогда, когда, вы-научите. погружать,. свое, 0тело

в полный цркой, размышляя о высоких материях- Поэтому «„книге

Патанджали о Йоге говорится, что сначала надо освоить удобную

устойчивую позу, а затем приступать к регулярной медитации,, , "

Что, такое регулярная медитация? Сконцентрируйте, мысли на

выбранном объекте, отвлекитесь от привычного, от мирского.. Пси­

хологически это трудно, особенно пока объект медитаций недоста­

точно близок. Надо стараться целеустремлённо напр> в'й*ь

! свои

мысли на избранный объект медитации. Т^ким оёркзбм надо

практиковаться и практиковаться. : ^.: ; /г, : > г;

Вряд ли вы преуспеете сначала. Настройтесь на долгую борьбу,

за победу придётся заплатить немалую Цену; - Сокровище духовнос­

ти стоит упорного труда и долгогоожидания Никогда' не 'говорите

себе: «Пб& рактикуюсь два-три * года; -а затем; ёсМ- ничего не

добьюсь; брошу занятия». Конечно, вы вольны броёйть, - т. Г-ЭДе

научившись медитации, не добьешься духовного прогресса, им

I ' Положим, пришли- первые результаты, а вы во время медитации

подгоняете время, думаете: «Быстрее бы: Подняться^на: следующую

ступень! » Ваш разум концентрируется на ощущении нетерпения,

и вы отдаляетесь от своей духовной цели. Поэтому единственный

верный путь к ней —- неустанная практика, без суеты и Спешки, на

Что же происходит, когда разум сфокусирован на. однойотоя-

ке — объекте медитации, когда < исчезают все побочные! мысли? ' Вы

все же продолжаете ощущать, что медитируете и чтол есть объект

медитации. Но и это ощущение должно пройти, - уступить место

Высшему духовному осознанию. Наступит время, когда вызабуде-

теу что,; медитируете, забудете об; -, объекте г-», станете • едины с

Высшим: Бытием, проникните в сокровенные, тайны/ лежащие 1пр/; ту

сторону внешнего существования, по ту сторону: материального

мира. -; , •;; . -. •-, > > -. . г, .., • •.,,;. - -7; с> л^Чг^« »

Свами Вивекананда говорил: «Если вы сможете сконцентриро­

вать разум на чем-нибудь, вы проникнете< в сущность бытия»* Когда

медитация становится очень глубокой, вы как бы отождествляетесь

сееобъектом или сливаетесь, с Абсолютным бытием»-Это означает,

что вы достигли высшей стадии познания духовности*-» сверхсоз­

нания. Ваш разум растворился во внутреннем «Я*:;, вы и еетьйэто

внутреннее «Я». Достигнув этого состояния^ вы больше не думаете,

не медитируете. Богу не свойственно думать, как человеку,; Он^сам

есть мысль. Ему не нужен инструмент медитации, ^инструмент

мышления. Так и вы, погрузившись в медитацию, проникаете

в Основу бьггияу растворяетесь в нем, а это — блаженство высшего

духовного проникновения.

; • • •.

Такое происходит вне зависимости от того, медитируете ли вы

На Боге; или на некоей конкретной реальности. Давайте посмотрим,

что будет* если вы изберете объектом Будду? (Я взял Будду потому,

что его - всегда изображают в медитативной позе, он как бы- ее

олицетворение). Поначалу, как и говорилось, разум будет блуж­

дать, потом вас наполнят мысли самого Будды. Приходит величай­

шая радость, ибо вы отвлеклись от всего мирского и вас переполня­

ют мысли ТЗудды. Нет, не те идей, которые он проповедовал, а то,

воплощением чего он сам является. Вы Превратитесь в воплощение

мыслей Будды и испытаете величайшую-радость и умиротворение.

Но это не предел. Вы будете медитировать и медитировать

и в конце концов забудете о себе, забудете, что медитируете на

Будде. Тогда можно будет сказать: вы достигли сущности Бытия,

на вас снизошло Просветление, или вы и есть Просветление. Тогда

вы и разгадаете эту загадку, которую представляет собой Вселен­

ная, как это сделал Будда. Вы познаете, что такое Вселенная, что

такое жизнь и что означает смерть. Подобно веПышке света, перед

вами предстанет тайна Существования, ибо вы воссоединитесь

с Ним. Таков путь медитации. Такова её цель.

Молясь* вы тоже проходите через эти стадии, хотя начинаете

с того, что просите у Бога что-либо. Но по мере того как вы

развиваете в себе силу концентрации (а это происходит и во время

молитвы), вы шаг за шагом приближаетесь к единству с Богом. «Я

и Отец мой едины»— так говорил Христос. Это стадии, через

которые проходят все, каким бы путем они ни следовали. Поэтому

медитация очень важна.

В одной из Упанишад прекрасно сказано: «Если вы сидите

в умиротворении и созерцаете Вселенную, то ощущаете, будто сама

Вселенная медитирует». Даже в таком городе, как Нью-Йорк, за

Делами людей, за толчеей и суетой улиц, за всей этой поверхност­

ной активностью кроется медитативное молчание.

Посмотрите на небо. В Упанишадах говорится: «Если вы

посмотрите на небо, то вам покажется, что небеса медитируют.

Посмотрите на океан, на огромную массу воды, и вам покажется,

что океан медитирует».

Оказавшись на природе, не спешите ставить палатку и разво­

дить костер, посмотрите на горы. Вы ощутите, что за ними — мол­

чание. Чтобы медитировать, индусы отправляются в горы, там сама

природа воодушевляет.

Точно так же за внешней деятельностью человека кроется

нечто вечное и непоколебимое, нечто от Покоя. Говорят, люди,

преуспевшие в духовной жизни, ставшие духовно великими, достиг-

ли этого благодаря медитации. Жизнь обычных людей заполнена

сплетнями, борьбой с себе подобными, спорами, поисками чужих

ошибок.

Те, кто медитируют, возвеличивают свою жизнь, возвеличивают

духовно. В Упанишадах сказано: «Поэтому медитируйте! » Это

истина в последней инстанции. Когда в Упанишадах завершается

строка, она обычно завершается словами «Поэтому медитируйте! »

Это истина из истин.

Его, от Кого произошла вся Вселенная,

Кому мы обязаны существованием своего тела и разума,

Его стремитесь познать и только Его.

Это путь к блаженству, это путь к бессмертию.

I?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Свами Вивекананда

О МЕДИТАЦИИ

»— 274

*:.

*!

ШЕСТЬ УРОКОВ ПО РАДЖА-ЙОГЕ

Раджа-Йога такая же наука, как и все остальные. Она включает

в себя исследования разума, собирание фактов сверхчувственного

мира и совершенствования духовности. Все великие Духовные

Учители, которых знал мир, говорили: «Я вижу и я знаю». Иисус,

Павел и Петр говорили об осознании ими истин, которым учили.

Такое осознание достигается с помощью Йоги.

Бытие не ограничивается памятью и сознанием. Существует

сверхсознательный уровень. И сверхсознательное, и подсознатель­

ное состояния разума обычно не ощутимы, но между ними такая

же огромная разница, как между знанием и невежеством. Раджа-

Йога, как и всякая иная наука, апеллирует к разуму. Только

с помощью концентрации разума мы обретаем все знания. Йога

учит, как поставить природу на службу человеку. Слово «Йога»

означает «запрягать», «соединять», иными словами, соединять

душу человека с высшей Душой Бога.

Разум функционирует на уровне сознания и подсознания. То,

что мы называем сознанием, — всего лишь одно звено в бесконеч­

ной цепи нашей природы.

Наше «Я» охватывает лишь небольшую область сознания и,

громадную сферу подсознания, а ведь существует почти неизвест­

ная нашему «Я» сфера сверхсознания.

Одухотворенная верой практика пласт за пластом раскрывает

перед нами наш разум, и на каждом из этих уровней открывается

доступ к новым фактам. Как будто Новые Миры возникают перед

нами, мы обретаем силы, но нельзя останавливаться на полпути,

нельзя допускать, чтобы голову нам вскружили стекляшки, ибо

впереди нас ждут алмазные россыпи.

Бог — наша единственная цель. Не сумев постичь Бога, мы

умираем.

Три вещи необходимы новичку, мечтающему об успехе.

6-

Первое. Оставьте всякие мысли о наслаждении в этом и ином

мире, думайте лишь о Боге и Истине. Мы живем в этом мире для

того, чтобы познать Истину, а не ради наслаждений. Оставьте

чувственные удовольствия дикарям, которые поступают так, как

мы не вправе. Человек — мыслящее существо, он должен бороться,

пока не победит смерть, пока не увидит Свет. Он не имеет права

тратить свои силы на пустые, бесплодные разговоры. Поклонение

обществу, общественному мнению — то же идолопоклонство. Ду­

ша не имеет ни пола, ни национальности, ни местожительства, ни

временных рамок.

Второе. Страстное желание познать Истину и Бога. Стремитесь

к ним, жаждите их, как утопающий жаждет глотнуть воздуха.

Мечтайте только о Боге, не желайте ничего иного. Пусть «кажущее­

ся» более не обманывает вас. Отвернитесь от всего мирского,

стремитесь только к Богу.

Третье. Шесть упражнений: сдерживание разума, стремящегося

\ к мирскому; сдерживание чувств; обращение разума на себя самого;

безропотное принятие страданий; фиксация разума на одной

мысли (выберите какой-либо объект и думайте только о нем, не

отвлекаясь и не следя за временем); постоянное размышление

о своей истинной природе. Избавьтесь от предрассудков. Не

поддавайтесь гипнозу мысли о собственной ничтожности. День

и ночь думайте о том, кем в действительности вы являетесь,

делайте это до тех пор, пока не осознаете свое единство с Богом.

Никакой результат не достижим без этих упражнений. Можно

осознать Абсолют, но нельзя выразить Его словами. Пытаясь

выразить Его, мы тем самым Его ограничиваем, и он перестает

быть Абсолютом.

Наша цель — подняться выше границ чувства, превзойти сам

разум, и у нас есть на это силы.

П е р в ы й у р о к

Задача — проявить личность. Любую личность надо воспиты­

вать. Все в итоге сойдется в центре. «Воображение — путь к

вдохновению и основа всех мыслей». Все пророки, поэты и великие

ученые обладали могучей силой воображения. Объяснение приро­

ды — в нас самих: камень падает вовне, но понятие гравитации

существует в нас, а не вовне. Те, кто объедаются, и те, кто

голодают, те, кто спит слишком много, и те, кто недосыпают, не

могут стать йогами. Невежество, непостоянство, ревность, леность

и чрезмерная привязанность к чему-либо суетному — величайшие

препятствия на пути Йоги. Три необходимые предпосылки успеха

состоят в следующем.

Первая. Чистота физическая и ментальная. Следует избегать

всякой нечистоты, всего, что принижает разум.

Вторая. Терпение. Возможно, сначала вы ощутите в себе

чудесные сверхъестественные силы, но ощущение это улетучится.

Это — самый трудный период. Крепитесь, и терпение окупится

результатом.

Третья. Настойчивость. Неустанно трудитесь, не страшась пре­

пятствий, несмотря на болезнь и усталость. Не упускайте ни одного

дня.

Лучшее время для занятий — рубеж между днем и ночью,

самое спокойное с точки зрения нервных потоков в нашем теле,

нулевая точка при переходе от одного состояния к другому. Если

невозможно упражняться в эти часы, занимайтесь сразу после того,

как проснетесь и перед сном. Необходима тщательная личная

гигиена — ежедневная ванна.

После ванны сядьте выпрямившись, твердо удерживайте заня­

тую позу и воображайте: вы — скала, ничто не может поколебать

вас.

Голова, плечи, спина должны располагаться на одной прямой

линии. Позвоночник разгружен — вся энергия идет вдоль него,

и поэтому он должен быть свободен.

Думайте о каждой части вашего тела как о совершенной,

дотрагивайтесь до нее, если пожелаете. Начинайте со ступней.

Мысленно поднимайтесь вверх, ничего не пропуская, пока не

достигнете головы. Затем думайте обо всем теле как о совершен­

ном инструменте, данном вам Богом, чтобы достичь Истины:

тело — корабль, на котором вы пересечете океан и достигнете

берегов Вечной Истины.

Преодолев это, глубоко вдохните через обе ноздри, выдохните,

а затем задержите дыхание, насколько сможете. Повторите это

четырежды, затем дышите как обычно и молитесь об озарении.

«Я медитирую на славе Того, кто создал эту Вселенную, да

просветит Он мой разум». Медитируйте подобным образом минут

десять—пятнадцать.

Не рассказывайте о том, что ощутили, никому, кроме своего

Гуру. Вообще, говорите как можно меньше.

Думайте о добродетели: о чем мы думаем, тем и становимся.

Святая медитация помогает сжечь ментальную нечистоту. Все,

кто не йоги, — рабы. Много оков надо разрушить, чтобы стать

свободным.

Каждый способен найти Высшую Реальность. Если Бог — Исти­

на, мы должны ощущать его как Реальность, если существует Душа,

мы должны увидеть и ощутить ее.

Единственный способ обнаружить в себе душу — в том, чтобы

не думать о себе как просто о теле.

Йоги подразделяют наши органы на две основные категории:

органы чувств и двигательные органы или органы познания и



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.