|
|||
монахи ордена 11 страницадыхании, находя эту технику очень полезной. В Йоге есть раздел, посвященный дыханию, — пранаяма. Индусы считают пранаяму абсолютно необходимой в качестве подготовительного этапа к медитации. Пранаяма позволяет контролировать разум, как и концентрация на образах, идеях или Избранном Идеале. Шри Рамакришна часто поражал людей Простыми ответами на очень сложные вопросы. Объяснял он это так: «Моя Божественная Мать говорила мне так». Мы недоумевали, как ему удалось растолковать то, что выглядело необъяснимым с позиций разума. В. действительности в этом не было ничего странного; он просто достиг такого уровня сознания, когда ведом любой ответ. Конечная цель медитации состоит в достижении Чистого Созна ния, Света, который не отбрасывает тени. Но на пути к цели необхо/щмо пройти несколько уровней. Шри Рамакришна объяс нял это лучше, чем любой другой Учитель. Ведь никто, кроме него, не испробовал столько способов медитации, никто не обладал столь разносторонним опытом. Достигнув наивысшего уровня, он ощутил свое единство с Божественной Матерью. Он всегда говорил о ней как о живом близком существе, помогающем ему справляться с разными проблемами. В результате сам Рамакришна превратился в Божественную Мать. Он стал учеником Тота Пури, практикуя ведантистскуто дисциплину, которая утверждает, что не существу ет в действительности ничего, кроме Чистого, Сознания. Такие понятия, как названия и форма, согласно этой теории, лишены смысла. Находясь в состоянии самадхи, Шри Рамакришна бодрст вовал, но видел то, что является целью всех видов медитации. . -; > Достигший такого состояния может считать себя настоящим Учителем» Установив контроль над разумом, вы увидите многое из того, что. было скрыто от вас. Обычное сознание ограничено рамками окружающего нас мира, того, что мы видим вокруг себя. Но это не есть Реальность, не есть Истина. То, что мы принимаем за Истину, — продукт нашего мышления, порождение нашего зем ного разума; По мере изменения нашего ментального состояния меняется и сам мир, изменяется все вокруг — и вы начинаете видеть Истину во всем. Познав Истину, вы смажете сказать, что достигли высшей цели жизни — поняли, кто вы такой, где пребыва ете, и поэтому вы полностью изменились. : м Медитация оказывает значительное влияние на нашу жизнь. Каждый может извлечь из нее пользу, в зависимости от того способа, который он практикует, и в соответствии с Избранным Идеалом. С помощью медитации человек делается способен пол ностью изменить самого себя, привести в спокойствие свой разум, что даст возможность глубже проникать в проблемы и решать их. Позвольте повторить: вы не должны расточать впустую драго ценную энергию, благодаря которой существуем в этом мире. Давайте по мере возможности беречь ее, практиковать интенсив- ную концентрацию, чтобы овладеть разумом и познать свою подлинную Суть — Чистое Сознание. Я постарался объяснить, что представляет собой медитация и чего мы можем достичь с ее помощью. Занимающиеся медитаци ей делятся на три категории. Одни стремятся получить только материальные выгоды— улучшить здоровье, искоренить определён* ные недостатки, достичь мирского успеха и т. п. Другие же хотят достичь большей духовности. В различных религиях она использу ется для того, чтобы подняться на более высокий уровень, по сравнению с обыденным. Зачастую это выступает в форме поисков Бога или духовного озарения, Нирваны, как называют эту высшую стадию буддисты. Некоторые же медитируют, чтобы обрести пол ный контроль над телом и разумом, способность к концентрации, которая позволит наилучшим образом выполнять разнообразные мирские обязанности. Таким образом, цели, преследуемые при медитации, различны. , Очень важным моментом является подготовка к медитации, необходимо создать соответствующую атмосферу. Она способству ет умиротворению возбужденного ума, который всегда переполнен чувственными образами и различными мыслями: В этом смысле весьма полезны упражнения в Хатха-йоге, за которыми должно следовать расслабление, контроль над дыханием и освобождение от рутинных мыслей: о еде, работе, отдыхе, сне и т. п. Итак, перейдем к технике. Она весьма разнообразна. Есть индусская, буддийская и много других. Кое-кто из начинающих вообще не исповедует никакой религии. Поэтому важно избрать ту форму медитации, которая наилучшим образом соответствовала бы вашей природе, вашим чувствам и вашей цели. Как я уже говорил, медитация может полностью преобразить нас, трансформировать наше сознание, которое всегда ограничено категориями «мое» и «Я». С ее помощью можно достичь очень высокого уровня сознания. Осознание Бога, приобретенный при этом духовный опыт полностью преображают человека. Приведу пример Будды. Он не искал Бога, а хотел лишь узнать, как одолеть страдания, порождаемые в этом мире несчастьями. Он мыслил достичь этого без помощи Бога и своим Учением указал нам такой путь. Святой Франциск Ассизский. Перед ним благоговели миллионы людей. Чем он обладал? Ничем, кроме любви, удивительной по своей силе и красоте. Благодаря ей он полностью преобразился и достиг совершенства. Образцы подвижничества являют нам святые. Они целиком посвящали себя другим. Поразительны их величие и красота. Вне зависимости от того, следуем ли мы божественным или атеистическим. путем, нужно четко определить цель медитации. Каким путем ее можно достичь? Физические способности человека весьма ограниченны, зато Дух необычайно силён. Хотя разум Очень трудно поставить под контроль, тем не менее он может стать весьма эффективным средством в достижении очень высокой стадий сознания, а в конце концов — безграничного уровня созна ний^ иначе; осознания Истины. В Ведахвстречается слово б р а х - м'М в'йд: ОноОзначает «познавший Брахмана». Такой человек сам станОвйтся'Вра^маном — Брахмавид Брахманева бхавати. Возмож- но'Лй это? Брахман бесконечен. Тот, кто познал Его, должен стать т65кё бёсконёчйым, но не физически. Физически человек конёчёй. Однако'ёгб дух, в обычных условиях ограниченный телом, мысля ми и индивидуальностью, преодолевает все границы и расширяется до'' 'Бесконечности: Достижение Бесконечности— это Высшая Ц ё Ж '; "; •;; : /" '/''" д: ' \" ; Есть люд^, ' йпгущйе Бога. Они подобны Шри " Рамакришне, который т/оклбняЛсяБожественной Матери, подобны тем, кто поклоняется Кришне, Иисусу, или другим Божествам. Они выбйра- ЙТ'-духовный Идеал, более всего импонирующий им, зачастую облечённый в конкретную форму. Следуя этой технике, нужно вести свой разум тем путем, который наиболее удобен. ^ ?: М'ёдйтйрОвать' на БОге трудно, ибо Бог бесконечен. Разум не способен сконцентрироваться на бесконечном. Он может сконцёнт- рйроватБСЙ только на чем-то конкретном, например на картине, идее икачёстве^^'ТЙэтому-в любой технике присутствует конкрет- ньй? идеал в той Или иной форме. Тем не менее некоторые предпочитают не испОльзОВать при медитации конкретные символы или 'образы. При этом говорят, что они не могут сконцентрировать- Сй на -образе, не могут представить его себе. Я-удивляюсь этому. СРйвёй точки Прения, предметная медитация вполне естественна. ГТ^дставйть" себе форму очёнь'просто, а воображение Чрезвычайно по> гёзн6'н{5й такой практике. И все же в любОм случае вы Должны вьтор/ать идеал сами, в соответствии с тем, что для нас наиболее предпочтительно, что отвечает нашим наклонностям. Кое-кто кон центрируется на звуке — нагонге или простой мелодии. Многие рассказывали мне, что музыка очень помогает им при медитации. ! Полезными могут' оказаться и иные художественные формы. В религии индуизма практикуют д ж а п у, часто используя при этом четки. Четки применяют тибетские монахи, мусульмане и христиа не. Повторение священного Имени общепризнано в качестве техни ки духовной концентрации. Вслмг вы избрали свой путь, то не должны отступать от него. Надо погружаться в медитацию настолько глубоко, насколько возможно. Главное при этом, насколько искренне вы стремитесь достичь цели. Положим, несмотря на уроки и инструкции Учителя, вам все же не удается медитировать должным образом; в этом случае следует винить ваш собственный разум. Он может оказаться вашим врагом, и это, как правило, происходит, если идеал выбран неверно и вы не чувствуете к нему сильного влечения. Первое условие успешной медитации — четко понять, что же вас в наибольшей степени интересует. Совсем не обязательно выбирать для концентрации очень высокий идеал. Это может быть что-нибудь самое обыкновенное. Шри Рамакришна рассказывал такую историю. Жил в одной деревне простой крестьянин. Имел сад и овцу. Однажды он услышал рассказ святого человека о медитации. Крестьянину запали в душу эти слова. Попробовал он медитировать, да ничего не вышло. Пришел к святому, поведал о своей неудаче. «Тебе что-то мешало? Скажи, что? »— спросил садху. «О, есть у меня овца, которую я очень люблю. Я постоянно думаю о ней». Святой человек и говорит: «Прекрасно! Думай об овце, которую ты так сильно любишь. И в овце можно обнаружить Божественный Свет». Не всегда просто сконцентрироваться на Боге, но, медитируя даже на животном — объекте своей любви, можно достичь очень высокого уровня сознания. Шри Рамакришна помогал тем, кто очень привязан к своим детям, понять, что в этих возлюбленных существах присутствует Бог. В Брихадараньяка-упанишаде говорится: привлекательно не ( само физическое существо, а Атман, присутствующий в этом / существе. Именно он дает все радости. Любовь к кому-либо, г радость от этой любви дает один источник — Бог. . Если вам не удается сконцентрироваться на Божественном, сосредоточьтесь на близком и приятном, постоянно помня, что в таком виде вам является Высшее. Медитировать вам будет проще. Конечно, в принципе, медитировать лучше на таких божествах, как Будда, Иисус, Рамакришна, на вашем Духовном Наставнике или известном святом, ибо в них многое не может не привлекать нас. Мысли о великих людях освободят вас от пустого и ненужного. В учении Свамй Брахмананды упоминается об Избранном Идеа ле — и ш т е. На санскрите и ш т а —«то, что мы больше всего • любим». Мысль об Избранном Идеале постоянно будет приносить нам радость. Медитация на иште окажется более легкой и глубо кой. , Пока мы говорили о форме медитации. Теперь давайте перей дем к мантре, или имени. Всякая мантра связана с великой личностью. Мы должны твердо верить, что повторение мантры — наилучший способ достижения духовной цели. Существуют индус- ские, буддийские, христианские мантры. Употребление мантры исчезло из некоторых религий, но в некоторых оно сохранилось. Медитацию и джапу практикуют в Индии повсеместно, и все секты используют при этом мантры. А что делать, если вас не привлекает ни образ, ни звук, ни что-либо иное? Попытаюсь рассказать в двух словах об универсальной медитации. Занимающийся ею может вообще не исповедовать никакой религии. Это лишь техника. Тем не менее она может удовлетворить и людей, верующих в Бога, тех, кто совершает джапу или использует различные божественные формы. Вероятно, вы уже поняли, что медитация — состояние, которо го можно достичь, упражняясь в концентрации. Концентрация должна быть настолько сильной и всепоглощающей, чтобы человек полностью забыл о самом себе. Это может быть уподоблено единонаправленному потоку мысли, или всепоглощающей любви. Проповедуя, Иисус говорил простым языком, и везде его считали посланцем Любви. Проповедь любви — высшая из всех проповедей. Иисус учил нас концентрироваться на любви: любите Бога всем сердцем, разумом и душой. Чтобы медитация была успешной, надо полностью овладеть разумом. Этому способствует контроль над дыханием. Индусы, прежде чем приступить к джапе, упражняются в пранаяме. Это очень простая техника. Дыхание должно быть мягким, равномер ным. Для начала постарайтесь делать вдох на 10 секунд и такой же продолжительности выдох, закрывая то одну, то другую ноздрю после каждого вдоха. С течением времени вам, возможно, удастся увеличить время вдоха и выдоха до трех-четырех минут. Рекоменду ется заниматься пранаямой под руководством Учителя, иначе можно навредить себе. > Это -т? подготовка к любой медитации, и к той, которую я назвал универсальной. Нужно научиться контролировать дыхание. Все ваше внимание должно быть полностью сконцентрировано на нем. В эти минуты вы не должны думать ни о чем другом. Следующее упражнение немного сложнее. Надо стать наблюда телем I— следить за собственными мыслями как бы со стороны. Не сразу вы сумеете установить дистанцию между собой и своими мыслями, не без труда станете безразличны, например к успеху или неудаче, к приятному или неприятному слову в ваш адрес. Через какое-то время вы научитесь наблюдать за своими мыслями, никак не реагируя на них, осознаете, что существует разница между вами и вашими мыслями. Это совершенно необходимо. И еще один момент, самый главный. Надо ощущать в себе мир и покой. Нужно очень глубоко погрузиться в медитацию, чтобы ощутить внутреннюю умиротворенность. И тогда, не будет никаких мыслей, никаких чувственных восприятий. Сосредоточьтесь на идеале покоя, ощутите состояние свободы, непривязанности к кому-либо или к чему-либо — и тогда в вас совершится большая перемена. Индусы не всегда говорят о Боге, они чаще говорят о Высшей Реальности, Брахмане. В нашей истинной природе нет ничего, кроме блаженства, бесконечной радости. Нужно только это понять. Мысль порождает всякое зло, но наше действительное «Я» не подвержено ее влиянию. Другой важный момент заключается в том, чтобы отдать себя полностью во власть Бога, или, если вы предпочитаете, — Абсолюта. Используя любой из методов, можно подняться над нашим ограни ченным сознанием и достичь высокой стадии, на которой собствен ное «Я» сольется с Универсальной Душой. Это будет полным вашим преобразованием. На этой стадии не будет «Я», а будут только «Мы». Произойдет расширение сознания, вы поймете, что едины со всеми, слились с Бесконечным. Вы перестанете ощущать свое тело, осознаете, что «Я» и универсальное «Я»— одно и то же. Достигнув этой стадии, человек перестает перерождаться. Уми рает только тело. Будда говорил: «То, что создано, должно подверг нуться с течением времени разложению». Но истинное «Я» челове ка, представляющее собой Универсальный Дух, останется всегда и объединится со всем сущим на более высоком уровне. Атман Брахманси — Я есть Брахан. Последователи Веданты используют для медитации эту технику. Несмотря на различие путей, даже при использовании методов универсальной медитации, сохраняется тот же идеал — овладение телом, мыслями и ощущениями, что приводит индивидуальное сознание к наивысшей степени осознания своего единства со всем сущим. Но при этом человек не стремится уничтожить свое эго. Не забывайте об этом важном моменте. Необходимо вырвать наше эго из оков тела, разума и личности. Этого добились великие Учите ли — Будда, Христос, Святой Франциск. Боль, страдания, встреча ющиеся в обычной жизни, более ничего не значат для того, кто достиг этого выского духовного уровня, кто ощутил это единство, ибо его истинное «Я» выше человеческого состояния. Необходимо воспитать в себе привычку думать о возвышенном в те моменты, когда вы готовы приступить к медитации. На этой предварительной стадии нужно следовать определенной технике концентрации, предпринимать неустанные усилия, направленные на расширение границ обычного сознания для того, чтобы поднять его на более высокий уровень. Глубокая медитация ведет к трансформации обыденного созна ния и одновременно сообщает особое духовное видение окружаю- щето. Человек начинает видеть окружающее в ином свете. Новое видение мира — это идеал. Наша цель — осознание своего единст ва со всем сущим. В Центре в Гретце перед каждой трапезой мы обращаемся к Божественной Матери: «Мир не чужд тебе, весь мир и Ты едины». Это единство должно стать для каждого из нас Реальностью, а не отвлеченной мыслью. Его нужно глубоко прочувствовать. Святые своей жизнью показали нам пример того, что это единство может ощутить каждый, если будет искренне к этому стремиться. Достиг нув этой стадии мы будем совсем по-другому относиться к окружа ющим, и все проблемы повседневной жизни легко разрешатся. ОМ! Приведи нас от нереального к Реальному, От тьмы к Свету, От смерти к Бессмертию. Мир! Мир! Мир! МЕХАНИКА МЕДИТАЦИИ Свами Бхавьянанда Люди, прилежно занимающиеся медитацией длительное время, периодически пытаются оценивать достигйутое^/Они, оглядываются назад и видят: прошли годы, а цель все ещё далека. Многие испытывают разочарование. «Почему нет успеха? По правильному ли пути я шел? »— спрашивают они. Будучи не в состоянии объективно оценить ситуацию, кое-кто бросает духовную практику, говоря: «Медитация не для меня». К сожалению, это не такая уж редкая ситуация. Каждый должен спрашивать себя: «Не допустил ли я ошибку? » Правильная подготовка к медитации — дело непростое. Подчас человек нахо дится в плену заблуждения, полагая, что он более духовен, чем остальные. Бывает, дают о себе знать давние, прочно укоренившие ся привычки. Кажется, избавился от них, ан нет: они словно сорняки в саду, где прополку ведут от случая к случаю. Сорнякам уход не нужен, вот и глохнет наш сад. Но нельзя падать духом. Нужно спокойно проанализировать ситуацию и постараться изба виться от самоуспокоенности — это самое главное. Даже духовная практика может превратиться в благодушную рутину. Проще всего думать: «Я уже так много прошел, что теперь мне уже ничего не грозит. Я вступил в храм и могу отдохнуть». Будьте бдительны! Именно в такие моменты и подкарауливает вас дьявол. Застарелые привычки живучи. Правильный вывод только один — всегда преодолевать труднос ти. Для большинства из нас, заурядных учеников, возникающие преграды по плечу. Их не сравнить с теми, что выпадали на долю, скажем, Христа или Будды. Однако и невеликие искушения способ ны выбить нас из колеи. Вот почему так важно вовремя распозна вать их и уметь преодолевать^ Один из эффективных способов — полностью отдаться во власть Избранного Идеала, искать помощи у Него. Духовной практикой, как правило, занимаются верующие. Опора на Бога, обращение к Нему для них вполне естественны. Подчинившись Его воле, мы должны продолжать наше духовное совершенствование, выполнять свои обязанности с еще большим рвением. Короче говоря, нельзя поддаваться минутной слабости, следует вернуться к думам о Боге, к медитации и повторению Святого Имени. Упорные занятия помогут преодолеть все трудности, препятствия, найти необходимую опору в самих себе. Продвигаясь по пути духовности, нужно быть честным перед самим собой, подмечать свои сильные и слабые стороны — избе гать искушения замечать только сильные и не обращать внимания на слабые. Дело в том, что цепь наших способностей настолько прочна, Насколько слабо каждое из ее звеньев. Основными внутренними врагами индусы считают желание, гнев; алчность, эгоизм и ревность. Это именно внутренние враги, бессмысленны попытки отыскать их корни вне нас самих. Следует также быть бдительными по отношению к лености. Увы, • мы о лёгкостью находим оправдания своим слабостям. Не поддавай тесь сомнению; Оно приходит к нам, когда трудно чего-либо достичь: мы склонны сомневаться, что. цель вообще достижима. Подчас нам не хватает энтузиазма. А ведь он может быть уподоб лен правой руке, стоит потерять его — и несложная задача пока жется непосильной. Тяга к чувственным удовольствиям — тоже серьезное препятствие, правда, скрытое. Многие предпочитают не думать обо всем этом, полагают, что привычки — дело безобидное. Однако эти безобидные привычки складываются в большую силу, способную принести большой вред. Для успеха медитации очень важна пранаяма. Если поза неудобна, если дыхание не отрегулировано — расслабления, раскре пощенности не Достичь. Во многих книгах «пранаяма» переводится как «дыхание». Это не совсем верно, ибо дыхание лишь указывает на то, что в теле есть жизнь. Правильнее говорить: прана — это источник Жизни внутри нас, а пранаяма — контроль над жизненны ми силами; Когда мы гневаемся, наше дыхание становится преры вистым, ибо жизненная энергия внутри нас волнуется, как море. Когда мы спокойны и умиротворены, дыхание равномерно. Необхо димо планомерно контролировать дыхание — добиваться, чтобы страна* или источник жизни нашего тела, становилась спокойной. Вот почему дыхательные упражнения столь важны для медитации. Обратите внимание и на другие факторы, встречающиеся в повседневной жизни. Например, предвзятое, нетерпимое, невежест венное отношение к окружающим или плохая компания могут показаться на первый взгляд не столь уж значительными вещами, в действительности и то и другое очень важно. Дружба с хорошими людьми — большая помощь в духовной жизни. Общаясь с ними, проще воспитать в себе безразличие к материальному комфорту, выработать объективное мировоззрение. Когда мы в хорошей компании, наши мысли становятся благороднее, это помогает идти по избранному пути. Наша безопасность за рулем зависит от того; следуем ли мы указаниям дорожных знаков. Так же и в духовной жизни: надо искать общения с людьми, которые могут послужить своего рода «указателями» на нашем пути к цели. Стремление к популярности и славе коренится в нас очень глубоко. Будучи большими специалистами в каком-либо деле, мы зачастую становимся эгоистичными, и это неизбежно сказывается на нашем отношении к окружающим. Мы любим покрасоваться. А если другие не оценивают, как нам кажется, по достоинству наши достижения и не хвалят нас, чувствуем себя оскорбленными, ибо оскорблено наше эго. Это — немалая опасность. Нужно учить ся скромности, терпимости в повседневном общении с людьми,.... Личность формируется в соответствии с мыслительными моде лями — они представляют собой основу формирования нашего характера. «Посеешь мысль — пожнешь действие, посеёщь дейст вие— пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь харак тер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Когда случается не счастье, мы часто говорим: «О, это моя судьба». А ведь на самом деле — это результат наших действий, наших поступков, наших привычек. Как важно выработать в себе хорошие навыки с раннего детства. В^щ^мы представляем собой то, что о себе думаем. Очень полезно взять себе за правило прочитывать ежедневно Несколько страниц. Чтение святых книг вполне может считаться духовной практикой, при том условии, конечно, если мы будем делать это правильно. Поэтому мы должны задаться вопросом: «Достаточно ли мы сконцентрировались, чтобы впитать смысл печатного слова? » Если да, то такое чтение способно определенным образом изменить нас, однако надо очень внимательно подходить к выбору книг. Выбирайте те, которые воодушевляют, помогают в формировании характера, личности. Иногда у вас не будет соответствующего настроения для утреннего и вечернего чтения, тем не менее от этой практики не следует отступать. Почаще слушайте облагораживающую музыку. В Индии я как-то гостил у одного чиновника, в его большом доме в горах. По утрам во всем доме звучала духовная музыка. Хозяин рассказал мне, что ему очень трудно во время напряженного,. рабочего дня думать о Боге. Духовный Наставник посоветовал ему начинать каждое утро с молитвы и музыки. Чтобы понять и правильно оценить точку зрения другого, нужно подходить ко всему непредвзято. Так мы сможем восприни- мать положительные вибрации. Поступив неправильно, нужно открыто, не стыдясь, признать это, ибо человеческая природа несовершенна. Важно извлекать уроки из своих ошибок и не повторять их. В духовном общении не должно быть места спорам — они порождают вражду. Аргументы бывают двух типов: высказываемые, чтобы прояснить вопросы, и приводимые с целью эгоистического утверждения собственного мнения. Ищущему духовности не следу ет вступать в бесполезную полемику. Мы. можем быть уверенными в том, что правы, но порой убедить в этом другого трудно. Как поступить? Благоразумнее всего не ввязываться в спор, он порожда ет внутреннюю дисгармонию. Доброжелательная дискуссия полез на, но попытки опровергнуть чье-либо мнение любой ценой оставля ют лишь неприятный осадок. Важный компонент духовной жизни — вера. Она не должна быть слепой. На пути к ней мы проходим три этапа: сомнение, выяснение, восприятие. Предположим, вам предлагают поверить во что-то без каких бы то ни было объяснений, вне зависимости от того, понимаете ли вы, о чем речь, или нет. «Я не вижу в этом смысла», г^— подумаете вы и, конечно же, не поверите в сказанное. Другое дело, если вы поймете и воспримите суть сказанного. Только тогда и можно будет назвать это верой, настоящей верой. Мы сами должны проанализировать и понять смысл священных текстов, слов Учителя, найти в них истину. Сила нашей веры зависит от того, насколько полно мы постигаем содержащуюся в них Истину, пусть на первых этапах это будет сугубо интеллекту альным постижением. Как только это произойдет, мы ощутим подлинную уверенность, и нашего духовного равновесия уже ничто не сможет поколебать. Даже если кто-нибудь попытается оспорить, подвергнуть сомне нию или опровергнуть наши убеждения, то ничего страшного не произойдет* ибо наша вера уже крепка. Мы ответим: «Я знаю: в этом заключена Истина». Нам нет нужды подыскивать аргументы, коли вера наша. покоится на прочном основании познанного. Помните: постигая Истину, вовсе не обязательно задавать неумест ные и дерзкие вопросы. Однажды Нарендра (имеется в виду Нарендранат Датта, при нявший в монашестве имя Свами Вивекананды), пытливый моло дой человек, склонный задавать вопросы, допытывался у Шри Рамакришны: «Ты знаешь Истину, но можешь ли доказать свою правоту? » В другой раз, когда Шри Рамакришна рассказывал ему о своем видении, Нарендра усомнился в его словах. Тогда Шри Рамакришна обратился в молитве к Божественной Матери: «На рендра говорит, что я ничтожный безумец. Скажи, было ли это видение плодом моей фантазии? » И ему было сказано: «Нет, все было так, как ты рассказал. Не беспокойся». Он вернулся к Нарендре со словами: «Мать сказала, чтобы я был спокоен». Вот пример глубочайшей веры в Реальность Божественной Матери. Для Шри Рамакришны ее слово было решающим. Но Рамакришне понадобилось немало времени, чтобы утвердиться в своей вере. Многие из тех, кто приходил к нему, были высокообразованными людьми, они часто говорили такое, что порождало в нем сомнения. Однако Рамакришна понял: приходившие к нему не обладали внутренним видением. Ему же, не имевшему никакого образования, было достаточно обращения к Матери. Такую веру никто не в состоянии поколебать. Если мы привнесем нечто подобное в нашу
|
|||
|