Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





монахи ордена 10 страница



следует по этому пути — сам Бог приходит к нему на помощь.

Благодаря джапе достигается внутреннее очищение, ученик пол­

ностью избавляется от привязанности к мирским вещам.

Мало-помалу внутренний мир ученика изменяется. Шри Рамак-

ришна сказал однажды: «Собираясь в гости к своему подданному,

царь заранее посылает в его дом мебель и кушанья. Благодаря

этому подданный может достойным образом принять царя. Так же

и с верующим. Божественные качества постепенно проявляются

в нем».

Медитируя на мантре, не следует думать о значении слов, ибо

сама мантра олицетворяет духовный идеал. Повторяя мантру,

человек устанавливает контакт со своим духовным идеалом. Джа-

па — это интенсивная практика концентрации, содержащая в себе

глубочайшее из всех чувств — любовь к Избранному Идеалу, или

и ш т е.

Ишта, или Избранный Идеал, — один из аспектов Высшего,

аспект, который нам ближе всего. Ишта открывается нашему взору.

Мы говорим «нашему взору» потому, что, хотя Бог и бесконечен,

тем не менее можно представить себе Его обладающим атрибутами.

Мы не способны представить себе Бесконечное. Поэтому мы

вынуждены выбрать аспекты или аспект, который нам ближе всего.

Например, некоторых верующих привлекает Сила. Других — Лю­

бовь, иных — Нежность, Мудрость и т. д. Выбирая ишту, верую­

щий выбирает то, что его в наибольшей степени удовлетворяет, то,

что полнее соответствует его помыслам и душевным качествам. Так

верующий оказывается в состоянии практиковать дхьяну, или

глубокую медитацию.

Некоторым достижение этой стадии дается с трудом. Они

начинают думать об Избранном Идеале, прочитав в книгах о Его

Величии, Его Могуществе. Но, подчеркну, сам процесс медитации

не может считаться интеллектуальным процессом. Это не просто

сосредоточенность и не просто сентиментальность. Это — интен­

сивная концентрация, подкрепленная всей любовью, на которую

только способен верующий, — любовью, в которой он может пол­

ностью раствориться, забыв об окружающем мире.

ПРИГОТОВЛЕНИЕ К МЕДИТАЦИИ

Какие же изменения мы начинаем со временем обнаруживать

в себе, если медитация выполняется правильно? Не только приоста­

навливается тенденция ослабления разума, улучшается физическое

состояние, но возрастает наша способность сосредоточиваться-,

концентрировать духовные усилия, в результате чего мы оказываем­

ся в состоянии успешнее выполнять любую работу.

Религия, однако, не имеет ничего общего с мирскими успехами.

Она направлена на поиски Того, что есть основа всего сущего. Цель

медитации — осознание Абсолютной Истины, и именно Высшая

Истина считается ведантистом первоосновой нашего существа.

Я прочитал множество книг о мировых религиях, обращая особое

внимание на применяемую ими технику созерцания и медитации,

и понял: все они, в принципе, следуют одним и тем же методам.

Медитация — это процесс поднятия обычного уровня нашего со­

знания на более высокую ступень.

Мы живем, привычно отождествляя себя с телом и разумом, мы

не в состоянии отвлечься ни от физических ощущений, ни от

умственных склонностей, ибо ошибочно полагаем: без тела не

может быть наслаждения, а без мыслей — личности, заслуживаю­

щей внимания. Мы чувствуем, что полностью зависим от своих

мыслей. А тем не менее именно в этом вопросе необходимо

провести разграничение. Это различие следует видеть, хотя оно

и трудноразличимо, ибо именно благодаря этому мы можем

установить контроль над мыслительными способностями, — конт­

роль, необходимый для того, чтобы медитация была успешной.

Попытаемся уяснить себе, каким образом медитация влияет на

разум, называемый в Веданте а н т а х к а р а н а. Антахкарана не

только постоянно действующий, но и необычайно сильный внутрен­

ний орган. Он работает напряженнее, чем тело, продолжает функ­

ционировать даже тогда, когда человек спит. Иногда он наш друг,

иногда враг. Ночью, когда различные мысли мешают нам спать,

антахкарана наш враг; принимая форму возвышенных идеалов, он

становится другом, — другом, который в состоянии помочь нам, и,

когда это случается, мы чувствуем себя по-настоящему счастливы­

ми. Поэтому разум является объектом нашего изучения, и если он

хорошо натренирован, он помогает нам достичь цели.

Как я уже упоминал, медитация представляет собой интенсив­

ную и пролонгированную концентрацию. Ее удается достичь, опре­

деленным образом канализируя всю энергию, которой мы обладаем.

Для поддержания жизни требуется энергия — тело не может

функционировать без нее, это общеизвестно. Не следует расходо­

вать энергию на малозначительные вещи или на деятельность,

которая не прибавляет нам добродетели. Несколько минут серьез­

ного размышления позволяют ясно осознать, что, начиная каждый

день, работая на всем его протяжении без ясно осознанного идеала,

мы тратим значительное количество энергии на то, что не приносит

никакого результата. Именно в этом аспекте медитация может

оказаться очень полезной, ведь она не только позволяет собирать

воедино нашу энергиюгно и представляет собой способ восстанав­

ливать ее и направлять в наиболее выгодном русле. Это, без

сомнения, очень важно. Различные формы энергии в человеке

сравнимы с ручьями, протекающими в глубоких ущельях и вливаю­

щимися в озеро, перекрытое^ плотиной. Стоит открыть ее — вся

вода помчит единым мощным потоком. Думающий человек, кото­

рый стремится достичь цели, Поступает таклм же образом.

Такой человек пытается подняться выше обычного видения,

стремится достичь иного восприятия мира — в общем, нового

понимания самого себя — в частности. На самом деле мы совсем

не то, что думаем 6 себе. Каждый обладает бесконечной силой

и великой мудростью, глубоко внутри нас таится неисчерпаемый

запас Любви; Суметь раскрыть свои Возможности — разве это не

заставит полностью забыть обо всех трудностях, с которыми

предстоит столкнуться на нашем пути к Истине?

Если с самого начала избранный идеал не завладеет нами

полностью, наша Медитация окажется прохладной и, немощной.

Прежде всего, мы должны быть убеждены, что идеал достижим

/именно при этой жизни. Никогда не поддавайтесь Мыслям типа «Я

не Могу..; », «Я сегодня не в состоянии, потому что... », «Я

недостаточно силен, и мой разум постоянно отвлекается.. . »'. Блуж­

дание разума во время медитации весьма распространено, особенно

в наше время, когда приходится думать б многих светских вещах,

особенно у горожан, страдающих от информационного перенапря­

жения. Сравнивая себя с йогом, практикующим медитацию в

уединенной горной обители, мы понимаем, почему медитация для

нас оказывается столь трудной. Тем более мы должны стараться

использовать наше время и энергию наилучшим образом. Хотя мы

и существуем в этом суетном мире, хотя мы и вынуждены

заниматься разными делами, без высокого личного идеала жить

никак нельзя. Это нужно твердо усвоить. , •

Великие Учители говорили: «Достигнув цели, вы освободитесь

от душевных страданий, от сомнений и проблем, которым подвер­

жена плоть. Желания отступят, вы не будете стремиться ни к тому,

ни к этому». Как достичь такой стадии? Страдания, отвечают

Учители, не приходят извне, они возникают в наших собственных

мыслях. Если так,. значит можно преодолеть их, и мы должны

научиться этому. Чудо медитации в том, что она наделяет разум

новым видением окружающего.

Многие из вас знакомы с концепцией Йоги. К сожалению,

слово «Йога» стало очень избитым еловом. В комментарии к

Афоризмам Йоги сказано: «Йога есть самадхи, а самадхи есть

интенсивная медитация без сознательно воспринимаемого объекта.

Медитация, поэтому, — средство достижения Йоги». Все упражне­

ния, о которых говорится, в Йоге, — подготовка к этому бессодержа­

тельному сознанию. Мы готовим наше тело таким образом, чтобы,

став успокоенным и расслабленным, оно было бы Совершенным

инструментом для работы ч и т т ы.

Анализ читты всегда интересовал меня. Этот термин может

быть переведен как «душа», «дух». Пожалуй, это наиболее точные

слова в английском языке для определения того, что является

основой различных мыслей. Считается, что читта может обладать

Двумя формами — абсолютно спокойной и крайне возбужденной.

Читта подобна бесконечному океану, а все наши бесчисленные

мысли — его волнам. У каждого человека свои мысли, и этим мы

отличаемся друг от друга, но в основе их всех — океан, или читта.

Каждая мысль —*- волна. Волны возникают и исчезают^ Так же

и мысли: одна сменяет другую, значительная — несущественную^

великая — вздорную: . .

; Йз-, за Мыслей-волн, набегающих одна за другой день и ночь, мы

не осознаем нашей истинной природы. Но если нам удастся

утихомирить шолны, разум станет подобным спокойному океану»

и мы начнем воспринимать окружающий мир совсем по-другому.

Это. достижимо на высоком уровне ментального развития.

> г ЦЕННОСТЬ

Станем медитировать на этом обожаемом, блистательном

Бытии, которое дало жизнь всей Вселенной.

Да направит Оно наш разум к Свету.

Гаятри-мантра

Хотя процитированная нами мантра одна из самых древних, ее

повторяют в сегодняшней Индии с большим рвением. Для индий-

цев медитация составляет неотъемлемую часть религиозной практи­

ки. Тем не менее в самих Ведах нет детальных советов относитель­

но практики медитации. Это объясняется тем, что в ведийский

период все наставления относительно молитв, гимнов, ритуалов

передавались устно.

То^ что практика медитации уходит корнями в глубокую древ­

ность, подтверждается открытиями археологов. Они обнаружили

изваяния людей, сидящих в позе лотоса. Благодаря медитации

древние индусы не только достигли высокой степени самоконтроля,

но и сумели также открыть силу, способную влиять на события

в мире, на них самих и на других людей.

Шло время, развивались духовные идеалы, изменилась и цель.

Медитацию стали практиковать ради познания Бога и достижения

Блаженства. Именно это вдохновляет сегодня тех, кто обращается

к древнему искусству медитации.

Если разум обращен на самого себя, мы постепенно достигаем

Чистого Сознания, свободного от всякой ментальной и физической

обусловленности. Упанишады называют эту Реальность Атманом:

медитация — это техника, позволяющая достигать осознания того,

что Атман — основа нашего бытия. С помощью медитации устанав­

ливается контроль над нашими ментальными способностями, и как

только это происходит, мы начинаем осознавать нашу истинную

природу.

Каждая школа Веданты считает медитацию единственным

средством достижения цели. Шиваиты Кашмира предписывают

своим последователям медитировать на уровне духовного сердца

о Высшей Реальности, скрытой в каждом существе. Так сфера

внешнего знания растворяется в осознании собственной Души,

а в итоге человек сливается с Шивой. Поскольку осознание уничто­

жает всякий дуализм, то шиваизм, можно сказать, приходит

к Адвайте.

В тантрийской системе медитация призвана преобразить выпол­

няющего ее, объект поклонения и сам акт поклонения в Чит, или

Чистое Сознание. Кульминационной точкой считается осознание

тождественности Души в человеке и Души Вселенной.

Мы не знаем, существовали ли другие религии во времена

создания Бхагавадгиты, но можем с уверенностью утверждать, что

и тогда были разные школы. В Гите предпринимается попытка

примирить различные религиозные идеи. Нет другой такой книги,

в которой этот предмет рассматривался бы столь подробно. В Гите

речь идет о трех вопросах, которые, являются основополагающими

для всех без исключения: Кто я такой? Где пребываю? Какова цель

моей жизни? Еще один важный вопрос, затронутый в книге: если

есть цель, то каким путем идти к ней?

Шри Рамакришна говорил о необходимости выбора такого

религиозного пути, какой в наибольшей степени соответствовал бы

природе каждого человека. Все люди разные, и это объясняет сам

факт существования столь многих различных верований. Человека

по натуре набожного привлекает путь любви и преданного служе­

ния Богу, такой вряд ли сочтет Джняна-Йогу Свами Вивекананды

приемлемой для себя. В этой работе речь идет о Конечной

Реальности и истинной природе человека. Набожный склонен

молиться и медитировать на своем возлюбленном Избранном

Идеале.

Различие путей совершенно необходимо. Поскольку в Гите

всякий путь определяется как Йога, каждый, читающий ее (причем

не только индус), может почерпнуть вдохновение в поиске своей

собственной сути. В шестой главе этой работы, названной Йога

самоконтроля ИЛИ Йога медитации, два названия, как кажется,

служат для определения различных путей, и тем не менее речь идет

лишь об одном. Невозможно добиться глубокой медитации, не

овладев полностью собой. Патанджали в своих Афоризмах Йоги,

говоря о медитации, часто возвращается к идее о самоконтроле.

Сегодня повсюду проявляется немалый интерес к медитации.

Когда в наш Центр в Гретце приезжают посетители и я рассказы­

ваю им о том, что наша община занимается совместной медитацией,

эта информация, как правило, принимается с большим воодушевле­

нием. Затем обязательно следуют вопросы. В чем причина такого

интереса?

Интуиция помогает многим сделать вывод: медитация способст­

вует укреплению здоровья — избавляет от дурных привычек, обога­

щает разум, открывает перед человеком более, высокие уровни

сознания.

У каждого своя цель в жизни, этим объясняется тот факт, что

существуют различные школы медитации. Назову только некото­

рые: трансцендентальная, современная групповая, медитация Дзэн,

тибетско-буддийская, медитация Йоги. Каждая ценна по-своему,

с точки зрения науки медитации; каждая сулит ощутимые резуль­

таты. '•" '•

Различна и сама техника медитации. Это очень обширный

предмет, и я не в состоянии в рамках статьи перечислить все

способы. Скажу только, что медитация необходима. Мы должны

научиться медитировать, упражняться как можно чаще. Цель

вполне достижима; даже небольшое усилие приносит Пользу. Тот,

кто располагает свободным временем, естественно, достигнет значи­

тельно более высокого уровня духовности, гораздо более высокого,

по

чем может себе представить. Все, чему учат различные школы,

полезно, но лишь в том случае, если вы четко осознаете свое

исходное ментальное состояние. Именно поэтому не все способны

к успешной медитации.

В древних индийских текстах — Упанишадах и Пуранах — час­

то встречается понятие т а п а с /31/. В Индии каждый ребенок

знает, что это такое. В Упанишадах сказано: чтобы познать

Высшую Реальность, Брахмана, необходимо совершать тапас. По­

средством тапаса мы осознаем, что есть то, к чему мы стремимся.

Тапас — это аскетизм и интенсивная концентрация. Эта практи­

ка позволяет удерживать устойчивую медитативную позу, в кото­

рой ученик абсолютно неподвижен и не воспринимает окружаю­

щий мир. Он погружается в мысль, что вне его ничего нет. На этой

стадии генерируется большое тепло, и человек становится невоспри­

имчивым к холоду, может вспотеть даже в лютый мороз. Однако

все это лишь побочные эффекты, а не главная цель. Посредством

тапаса достигается глубокая медитация и формируется гармонич­

ная личность.

Поиски вечного Субъекта увлекали людей на протяжении

столетий. Любая религиозная практика (медитация, молитвы, по­

клонение) — средство открыть собственное «я». Некоторые, воз­

можно, удивятся: мол, я смешиваю понятие медитации с религией.

Здесь нет ничего удивительного. Веданта позволяет нам рассматри­

вать каждую религию, каждую религиозную идею в истинном свете,

помогает видеть различие между религиями, дает предписания

относительно медитации, ведущей к духовной цели — осознанию

универсальной Истины.

Почему одна религия отличается от другой? Все определяется

местом, где родился проповедник или основатель религиозного

направления, где он проповедовал. Тот же самый Учитель, родись

он в другом месте, говорил бы то же самое, но облекал бы свое

Учение в иную форму, соответствующую местной культурно-исто­

рической традиции. Тем не менее в своей основе все религии едины

и эта гармония не может быть познана только с помощью разума.

Это осознание приходит благодаря достижению высшего знания,

которое мы называем п р а д ж н а.

Чтобы лучше понять смысл медитации, представим ее как

технику установления полного контроля над разумом. Хатха-йога

с помощью различных упражнений позволяет контролировать не

только тело, но, хоть это может показаться невероятным, и разум.

Достигший совершенства в Хатха-Йоге — властелин всех своих

органов — легких, пищеварительной системы и т. д. Он командует

ими — приказывает, как им работать. Достичь контроля над ра­

зумом значительно сложнее, и все же это абсолютно необходимо

Ш

для того, чтобы знать, кто мы такие. Надо подняться над обычным

сознанием, над разумом, который всегда обуреваем мирскими

мыслями.

Уравновешенность разума зависит от устойчивости позы, поэто­

му следует сесть так, чтобы можно было не менять положение

в течение определенного времени. Дается это с трудом, но наступа­

ет момент, когда ученик обнаруживает: расслабленное и удобное

положение помогает достичь желанной степени сосредоточенности.

Позы, за многие столетия разработанные йогами, японскими

и китайскими буддистами, — совершенны. Они позволяют даже

начинающему абстрагироваться от всего, что происходит вокруг.

Во время медитации внимание может быть сконцентрировано

на любом объекте — на дыхании, на точке, на духовном Учителе,

на образе Бога, на идее или качестве (дружелюбии, сострадании,

доброте, благодетельности и т. п. ).

Форм концентрации множество, каждый должен выбрать ту,

что соответствовала бы его менталитету. Нет единого пути, ибо

каждый имеет свое воспитание, свою внутреннюю природу и

темперамент. Живя с вами на протяжении определенного времени,

Учитель в состоянии посоветовать, какой путь или идеал наиболее

соответствует вашей натуре. Но окончательный выбор вы должны

сделать сами. И никогда не отступать с избранного пути. Д х а р а -

на, термин, используемый Патанджали, означает сильную предан­

ность /32/.

Существует одна буддийская притча о непоколебимости разума,

необходимой для медитации. Однажды на городской площади

сидел монах, полностью погруженный в медитацию. Он поднялся

выше уровня обыденного сознания. (Для нас тело — все, мы

посвящаем большую часть времени тому, чтобы заботиться о его

здоровье и красоте. Монах достиг такой стадии, когда уже больше

не ощущал этой потребности. Возможно, он много лет медитировал

на скелете. В буддийских монастырях используется такая практика,

она призвана внушить мысль О бренности нашего тела. Но вернем­

ся к нашей истории. ) Мимо него, как раз в тот момент, когда он

открыл глаза, прошла молодая красивая женщина. Монах увидел

не саму женщину, а только ее зубы. Чуть позже на площади

появился муж этой женщины. Он искал свою жену и спросил

монаха, не видел ли он ее. «Нет, — ответил монах, — здесь не было

никакой женщины. Я видел, как мимо меня прошел какой-то

скелет». Зубы женщины воскресили в его памяти скелет, его-то он

и увидел.

Наиболее распространенные в Индии формы медитации основы­

ваются на обращении к определенным воплощениям Божеств.

В жизнеописании Шри Рамакришны есть чудесный эпизод о

Матери Гопала. Одна верующая женщина всю жизнь поклонялась

Кришне Ребенку (Гопалу), и поэтому ей казалось, что божествен­

ный ребенок всегда находится рядом с ней. Он приходил к ней

поиграть, залезал ей на плечи, просил поесть. Ее дхарана была

настолько сильной, что она не видела ничего вокруг себя, кроме

этого Ребенка. Точно так же те, кто медитируют на Шиве, видят

только Шиву, те, кто медитируют на Христе, — только Христа.

В результате постоянной интенсивной концентрации достигается

такое духовное состояние, которое прочно фиксируется в разуме.

Обратимся к еще одному очень важному вопросу. Есть у

индусов понятие, которое они называют ч а й т а н ь я или Чистое

Сознание. Это — и есть наше истинное «Я». Сознание существует

всегда. Только тело исчезает на какое-то время, когда завершается

отпущенный ему срок. Основная проблема состоит в познании того,

что на самом деле представляет собой человек. Если я не осознаю

свое собственное «Я», все другие проблемы не имеют значения.

Я должен определить, кто в действительности я такой. Вторая

глава Бхагавадгиты полностью посвящена этому предмету. Она

учит, что наше истинное «Я»—это неразрушимый Дух, — Дух,

существующий вечно. Именно он предопределяет наше существова­

ние. Тем не менее зачастую мы не видим Его и не осознаем Его

присутствие. Я осознаю, что существуют другие люди, осознаю, что

существуют вещи, но не постигаю свое «Я». Какая преграда

отделяет нас от Истинного Сознания? Это — читта, наш разум.

Поэтому дхьяна, или глубокая медитация, должна практиковаться

с большой интенсивностью, чтобы приоткрыть завесу, отделяющую

нас от нашей истинной природы. Это — цель медитации.

Идея о присутствии в человеке истинного, высшего «Я» нашла

свое выражение в различных религиях, о ней говорили многие

проповедники и святые. Целью медитации как раз и является

осознание нашей истинной природы. Когда человек понимает это,

то о нем можно' сказать, что он достиг наивысшей ступени

сознания. После этого уже ничего более не существует, ибо так

называемое индивидуальное «Я» исчезает, улетучивается вместе

с разумом. Читта становится неподвижной. Пока разум проявляет

активность, он. постоянно воспринимает различные образы. Но

когда фильм заканчивается, остается лишь экран, чистый, без

образов. Наше внутреннее «Я» подобно немеркнущему свету, кото­

рый сияет на всех уровнях сознания.

Мы обладаем огромной энергией, но зачастую она расходуется

впустую. Иногда мы понимаем это, а иногда нет, ибо оказываемся

под влиянием чувственных впечатлений. Поэтому йоги часто живут

уединенно, вдали от мира, в горных пещерах или в лесах, чтобы

избежать напрасной траты физической и ментальной энергии.

Вернемся к вопросу о позе. Когда тело полностью расслаблено

и находится в положении, благоприятном для медитации, энергии

тратится меньше всего. Если удастся полностью овладеть собой,

своим телом, энергия будет накапливаться. Могут спросить: а что

делать с накопленной энергией? Но у вас ведь есть цель: собрав

воедино всю энергию, вы можете подняться над обычным уровнем

сознания, обусловленного различными идеями, привносимыми опы­

том повседневной жизни. Это — цель Йоги. В книге Патанджали

мы находим три термина: дхарана, дхьяна и самадхи.

Д х а р а н а — это концентрация на объекте или идее, на точке

тела, например на переносице или основании шеи. Все иные

ощущения исчезают и остается только осознание объекта этой

концентрации.

Д х ь я н а, или медитация, — это стадия, на которой разум

способен устойчиво пребывать в состоянии ненарушаемого покоя.

С а м а д х и — стадия, на которой разум настолько глубоко

погружен в медитацию, что утрачивает способность воспринимать

окружающий мир, и исчезает даже сам объект медитации. Сегодня

вокруг понятия «самадхи» остается все меньше непонимания.

Люди наконец-то осознали, что это не самогипноз. Шри Рамана

Махарши, Великий Учитель современности, определил самадхи

словосочетанием д ж а г р а т а - ш у ш у п т и. Джаграта означает

состояние бодрствования, шушупти — глубокого сна. Так вот, са­

мадхи — одновременно и то и другое. Нам кажется, что человек не

может пребывать одновременно в двух этих состояниях. И действи­

тельно, ведь когда я бодрствую, значит, не сплю, а когда сплю,

значит, не бодрствую. Одно как будто исключает другое. Это вроде

бы естественно, но все же не так просто. Вполне естественно, что

до тех пор, пока человек постоянно осознает свое «Я», такого не

может произойти. «Я» выступает в виде непреодолимого препятст­

вия. Но «Я» может существовать лишь на уровне обыденного

сознания. Когда разум функционирует на этом уровне, то функцио­

нирует также и «Я». Но в состоянии глубокого сна «Я» не

действует. В этот момент человек не осознает, что происходит

вокруг него. Т у р и й я — еще одно состояние, когда глаза откры­

ты, человек видит все вокруг, но ощущение собственного «Я»

настолько слабо, что кажется: его нет. Когда же падает последний

занавес, то «Я», которое ранее всегда присутствовало как личность

с определенным характером, темпераментом и т. д., исчезает. И

тогда сияет свет во всем своем блеске. Как говорил Свами

Вивекананда: «Дух поднимается над обыденным сознанием и над

бессознательным. И это называется самадхи или сверхсознание».

Кое-кто спросит: а зачем все это надо? Йог ответит: с помощью

Учителя он овладел всей своей внутренней энергией, контролирует

ее и посылает в любом направлении.

Какой бы способ медитации мы ни выбрали, благодаря этому

контролю мы сможем мало-помалу продвигаться по пути полного

овладения разумом. Медитация помогает нам находить то, что мы

ищем. Мы пойдем так далеко, как пожелаем. Один альпинист вдруг

останавливается, пораженный красотой открывшегося пейзажа, но

остальные продолжают восхождение. Медитация способна привес­

ти нас к осознанию Высшего Идеала, но она полезна и с точки

зрения укрепления здоровья и искоренения дурных привычек. Она

-дает человеку замечательный отдых. Затем приходит концентрация,

которая помогает установить полный контроль над телом. Когда

тело совершенно расслаблено, преодолимы любые препятствия.

Недавно я прочем книгу о болезнях и их лечении. Автор пишет,

что недуг может усиливаться или ослабевать, даже пройти, в

зависимости от того, какое внимание мы на него обращаем. Если

человек не думает о болезни, природа начинает свою работу внутри

нас, восстанавливает утраченное равновесие, необходимое для

восстановления здоровья. В это трудно поверить, но некоторые

люди успешно опробовали такой метод на себе. Автор утверждает,

что мы только усугубляем положение, постоянно думая о болезни.

Чтобы выздороветь, нужно забыть о ней. Шри Рамакришна воскли­

цал: «О разум, будь спокойным, забудь о моем теле и о болезни».

Направьте мысли в ином направлении. Постоянно медитируя, вы

будете каждый день обретать что-то новое. Случается, люди

говорят, что, несмотря на систематическую практику, они не

замечают никакого прогресса, не ощущают никакой духовной

пользы. Я не могу в это поверить, ибо убежден: всякое усилие,

даже самое малое, не пропадает даром.

Каждое усилие оставляет свой след в разуме; разум, наша

способность мышления, постоянно ставится под контроль, а это

именно то, к чему мы стремимся, медитируя.

Если вам удастся полностью подчинить себе разум, вы сможете

мысленно отвлекаться от любой точки вашего тела. Свами Турия-

нанДа (ученик Шри Рамакришны), которому должны были делать

операцию, сказал: «Анестезия не нужна. Мне достаточно отвлечь

свой разум от больного органа». И хирурги обошлись без анестезии.

Как ему удалось достичь такого состояния? Исключительно благо­

даря переключению энергии, полному контролю над мыслями,

переводу их на иной уровень.

При некоторых типах медитации люди концентрируются на



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.