Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





монахи ордена 9 страница



есть ОМ.

Веды описывают творение так. О Вселенной, состоящей из

звука в его каузальном смысле, говорится: «Творение происходит

из Высшего Звука». Используя понятие «творение» в смысле

способности к восприятию творения, Веды трактуют творение как

восприятие. Когда идет речь о значении звука, то говорится, что

творение есть лишь а р т х а (значение), то есть Высшее Значение,

космическая субстанция, космическая материя — пракрити-шакти,

Первичная Материальная Сила.

Поскольку Ишвара осознает существование своего каузального

тела, из которого возникает Вселенная, он ощущает: «Я есть все».

Он чувствует, что он есть все, будь то целое или составные части.

Он пожелал стать многим — и эти элементы возникли из Не­

го. Создание элементов, согласно Веда. нте, означает следующее:

1) возникновение танматр, которые воспринимаются на инфра-

уровне; 2) появление их основных производных. Эти первичные

производные элементы обладают либо тонкой, либо грубой формой.

Тонкие — это эго, б у д д х и (определяющие способности), м а -

н а с (та часть разума, что получает импульсы из внешнего мира),

и ч и т т а (основа разума), подсознание, — все эти четыре состав­

ляющие известны как внутренние органы /29/. Кроме того, сущест­

вуют органы действия, и органы знания (нервные центры мозга),

и п р а на (жизненная энергия). Создание всего этого предполага­

ет также возникновение их естественных названий. Поэтому из

звука ОМ, звука, представляющего собой акустический аспект

тенденции перехода потенциальной энергии первого толчка в

кинетическую, возникают естественные названия (б и д ж а с, бук­

вально «коренные слова») этих элементов: х а н г, ян г, р а н г,

в а н г, ла н г и другие, типа х р и н г /30/ (майя, биджа или

пранава, разграничивающей Шакти или Силы).

Используя точные приборы, мы в состоянии слышать до того не

различимые звуки. Адепт Йоги слышит еще больше. Как отмечал

/ Джон Вудрофф, если бы удалось услышать ток соков в дереве, этот

! звук и стал бы естественным названием этого процесса. Говорят,

подобным образом, когда Кундалини Шакти проходит через шесть

центров, йог может непосредственно воспринимать ОМ, ханг, янг

и остальные биджас по мере того, как Кундалини Шакти проходит

через. шесть центров и оживляет их. Поднявшись на высшую

ступень, йог воспринимает все типы звуков.

Осознав Брахмана, или Абсолют, йог сам становится Брахма­

ном, и тогда все побуждения исчезают и наступает покой.

ОМ, звук первого созидательного движения (или точка пракри­

та), есть совокупность Вселенной, порожденной созидательным

импульсом, и всех звуков. Из ОМ выводятся все мантры. Из ОМ

выводятся все звуки и буквы. ОМ — приближенное выражение

изначального звука.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАЗВАНИЯ

Мы уже ссылались на естественное название движущегося

объекта, скажем, соков в стволе дерева или, говоря йогическим

языком, на восхождение Кундалини от низшего центра к высшим.

Естественное название поэтому представляет собой звук, произве­

денный порождающим толчком (Шакти, или Силы), или присущие

некоему предмету силы, воспринимаемые не с помощью обычных

органов слуха, а с помощью высших и бесконечных способностей,

дающих возможность воспринимать необусловленный звук как

таковой, ' вне зависимости от изменяющихся условий времени

и пространства.

Естественное название предмета — тот звук, который слышит

высшее бесконечное «ухо». Строго говоря, это не может быть

названием, используемым человеком устно или письменно, ибо оно

носит лишь приблизительный характер. Даже ОМ — звук, лишь

приблизительно выражающий первый побуждающий толчок (или

вибрацию Шакти, или Пракрити), но йог в состоянии слышать

точный звук, не передаваемый ни на каком языке, не. доступный

никакому уху.

Б и д ж а - м а н т р ы приблизительно выражают естественные

названия. Говоря об их значении и важности, мы вынуждены

использовать слова, ни в коей мере не являющиеся естественными

названиями.

ОМ, х а н г с а х, с в а х а — приблизительные естественные на­

звания фундаментальных, или первичных, звуков Вед, священных

текстов индо-ариев. Ранг, хринг, аинг и т. д. — представляют собой

тантрийские б и д ж и.

Хангсах (прана-биджа) представляет собой каузальный звук

функционирования витальной энергии (п р а н ы), такой, как дыха-

ние. Прислушайтесь, и вы обнаружите: выдох сопровождается

звуком х а, вдох — звуком с а.

Высшее Сознание, или Парамашива, является неизменным

и вездесущим со статической трансцендентальной точки зрения, но

если взять его кинетический созидательный аспект (Шива-Шакти*

или Шивы, обладающим Силой), то в Сознании происходит

поляризация — Полюсами выступают Шива и Шакти (Сознание

и его Сила). Сознание тогда идентифицирует себя с производными

от своей кинетической Шакти (Силы), или с разумом как субъек­

том опыта и с материей как его объектом.

Прапангхасара-Тантра утверждает: «Парабинду подразделяет

себя на две части, из которых правая это Пуруша (х а н г),

а левая — в и с а р г а х (с ах). Хангсах — это союз Пуруши

им Сознания с п р а к р и т и, или материей, и х а н г с а х это

Вселенная».

Взять, к примеру, тантрийскую биджу р а н г. Она представляет

собой каузальное название огня, услышанное йогом. Звук, сопро­

вождающий каузальное значение, и звук, который исходит из

чего-то, находящегося под воздействием стимула, не одинаковы.

Последний может быть слышим, но каузальное значение различи­

мо как звук лишь йогом. Во время церемонии поклонения молящий­

ся произносит р а н г и представляет, что окружен стеной огня,

который защищает его от внешних порочных импульсов.

То, что известно как н а д а и б и н д у, присутствует во всех

биджа-мантрах. Этимологически «нада» означает «звук» и служит

техническим термином в науке о мантрах. Нада — это более

тонкий аспект звука (известный под термином «шабда» в санскри­

те), представляющий собой первое проявление крийяшакти (силы

воли). Высшая нада — это Высшая Сила. Она, эта Сила, превраща­

ется в наду, или в непроявленное зерно, или сущность того, что

позднее проявляется как шабда (звук). Оно превращается в то, что

известно как бинду, обладающую теми же свойствами.

Буквально б и н д у означает «капля» или «точка». Бинду — это

точка, но не в математическом смысле (не имеющая протяженнос­

ти, но обладающая местоположением)— у нее нет ни протяженнос­

ти, ни местоположения. Бинду — это Единое* в котором косвенным

образом содержится многое, Бытие и Небытие, Все и Ничто.

Графически она может быть представлена как центральная точка

двух перекрещивающихся треугольников (ш а т к о н а - я н т -

р а)—символа созидания. Иногда эта точка помещается внутри

сферы.

Человек может представить себе бинду только как точку,

бесконечно малую и трудноразличимую, в которую собирается вся

проявленная Вселенная. Но в действительности она представляет

собой аспект Шакти, или Сознания.

Биджа-мантры пишутся с «бинду» наверху и «нада» снизу.

Каждая Девата имеет свою собственную биджу. Первичная мантра,

используемая при поклонении любому Богу или Богине, называет­

ся м у л а м а н т р а (буквально «коренная мантра»). Каждая

буква, слог и вся мантра целиком является формой Брахмана,

точно так же, как Его формой образа являются линии я н т р ы,

и все объекты во Вселенной. Все буквы — это различные формы

Шакти как силы звуков. Шакти, которую они выражают, это живая

энергия, которая проявляется в форме Вселенной. Мантра Деваты

(Божества) есть само это Божество. Ритмические вибрации ее

звуков преобразуют поклоняющегося путем регуляции нестабиль­

ных вибраций его оболочки. Благодаря силе с а д х а н ы поклоняю­

щегося возникает форма Деваты, которое есть мантра. Смысл

биджи есть Само Божество.

ПОВТОРЕНИЕ ИМЕНИ БОГА

Свами Бхавьянанда

Прежде чем практиковать д ж а п у, надо научиться приводить

в гармонию нашу внутреннюю и внешнюю жизнь. Здоровое тело —

великий дар, нездоровое — источник помех в духовных занятиях.

Поэтому следует заботиться о своем физическом здоровье. Чтобы

преуспеть в этом, в древней Индии была разработана система

упражнений, известная как Хатха-Йога.

Еще одно условие —«здоровый разум в здоровом теле». Что

имеется в виду под здоровым разумом? Его формирует чистота

помыслов. Разум должен быть направлен на духовные поиски.

Начиная духовную практику, мы активизируем центры физических

сил. Их пробуждение приводит к выделению энергии. Будучи

активизированными, некоторые из нижних центров могут достав­

лять неприятности — ощущается напряженность, возникают симп­

томы нервозности. С этой проблемой так или иначе сталкивается

каждый, выбравший путь духовного совершенствования.

Предстоит научиться искусству контроля над физической и

ментальной деятельностью, чтобы соотношение их было гармонич­

ным. Как уже упоминалось, для поддержания физического здо­

ровья необходимы пища и упражнения. Некоторое количество

жизненной энергии необходимо расходовать на то, чтобы служить

и помогать нуждающимся. Бескорыстное служение людям прино­

сит духовную отдачу. Что касается разума, то в этом случае

необходимо культивировать и развивать в себе определенные

качества для его здорового состояния — бесстрашие, чистоту по­

буждений, принципиальность, благотворительность и контроль над

побуждениями. Необходимо читать книги, которые дают менталь­

ную пищу, такую, как Учение о праведности и т. п. Вместе с этим

нам предстоит одолеть шесть внутренних врагов: к а м а (жела­

ние), к х р о д х а (гнев), л о б х а (алчность), м о х а (заблужде­

ние), м а д а (эгоизм) и м а т с а р ь я (ревность). Эти чувства

представляют собой ментальную реакцию на воздействие внешнего

мира. Контроль над ними позволит нам достичь состояния спокойс­

твия разума. Только тогда разум и тело расслабятся и будут

функционировать в гармонии.

Затем следует д ж а п а — повторение святого имени. Это повто­

рение само по себе помогает достичь внутренней гармонии, снять

напряжение. Есть люди, которые ощущают большое напряжение,

приступая к медитации. Их дыхание нарушено, разум возбужден.

Повторение мантры, если оно осуществляется правильно, восста­

навливает спокойствие. Тело и разум должны быть расслаблены

и совершенно спокойны.

Что такое мантра? Это мистическое слово или божественное

имя. Мантры приобретали святость и силу на протяжении веков.

Практикуемая старательным учеником в соответствии с умелыми

наставлениями, джапа порождает благоприятные вибрации. Это

могут быть грубые, звуковые или тонкие, неслышимые вибрации.

Они, в свою очередь, успокаивают мыслительные вибрации, напол­

няющие наш разум. Джапа — очень важный аспект медитации.

Джапа постепенно ставит под контроль всю нашу умственную

деятельность. Начинающий может подумать, что это преувеличе­

ние. Не удивительно: ведь он испытывает на себе влияние беспокой­

ных мыслей и, вполне естественно, не может поверить в это.

Тем не менее не следует спешить с выводами. Надо практико­

вать джапу достаточно долго, чтобы испытать ее благотворный

эффект. Духовная практика не дает скорых результатов. Только

упорство и трудолюбие позволят использовать тонкие вибрации

для нашей духовной пользы.

Постепенно наше духовное сознание пробудится, и мы вступим

в сферу тонкого восприятия. Правильное применение джапы откры­

вает порождаемым ею вибрациям путь в сферу тонких мыслей,

в сознание. Она помогает контролировать каждую мысль, диссони­

рующую с духовной жизнью. На этой стадии пытливый ученик

ощущает эффект от джапы на уровне подсознания, и когда

достигается эта стадия, то даже в те моменты, когда человек занят

обычной деятельностью, определенная часть его разума будет

осознавать внутренние вибрации непроизнесенной вслух джапы.

Неослабные самоконтроль и самодисциплина на всех этапах —

главное условие успеха в практике джапы.

Часто отращивают: нужно ли иметь Гуру? Разве нельзя научить­

ся мантре по книгам? Конечно, можно. Но эффект будет несравни­

мым. Книжное знание есть книжное знание. За ним нет силы

опыта. В мантре, почерпнутой из книг, нет динамической силы

мантры Учителя, который в результате своего опыта вдохнул в нее

жизнь. Гуру передает духовную силу ученику в момент посвящения.

4—274

Не забывайте о силе любви Учителя к своему ученику! Как узнать

ее цену? Подобно любви матери к ребенку, она бесценна. Одно

дело — когда мать приготовит еду, еда же, купленная в магазине, —

совсем другое. Все, что дается с любовью, возвышает. Сказанное

справедливо и применительно к мантре, полученной от Учителя.

Мать дает нам физическую жизнь, Гуру — духовную. Может ли

сделать это книга?

Если мы будем старательны в практике джапы, то убедимся,

сколь благотворное действие она окажет на нас. Регулярные

занятия утихомиривают желания, успокаивают разум, открывают

путь к высшему сознанию. Те, кто следуют пути бхакти, или

преданного служения, считают повторение святого имени достаточ­

ным для достижения высшей цели духовной практики — с а д х а -

н ы. Этот путь ведет к высочайшему духовному экстазу и познанию

Бога. Рамдас, великий мистик нашего времени, говорил: «Имейте

святое имя Бога на устах своих. Это самый легкий путь к единению

с Богом внутри нас. Это имя может повторять каждый. Рамдас

говорит это вам на основании собственного опыта».

Мы знаем, как трудно контролировать разум. Но контроль легче

установить, постоянно повторяя имя Бога. Разум не только оказы­

вается под контролем, но и приобретает чистоту. А если разум чист,

медитация становится простым делом. Мы не можем медитировать

все время, но имя Бога можем повторять всегда. На работе,

в мирской жизни нас поджидает множество разочарований и

волнений. Джапа — идеальное средство обретения покоя и умиро­

творения. С ее помощью разум постепенно наполнится радостью

и покоем. Жизнь „станет счастливой и значимой.

Кое-кому наверняка не импонирует такое механическое повто­

рение. Что ж, нужно сделать над собой усилие, чтобы освободиться

от предвзятых суждений. Тяга к чувственным удовольствиям,

глубоко коренящиеся эгоистические чувства — хронические болез­

ни, от которых страдают все. Повторение божественного имени

поначалу может показаться не слишком привлекательным. Дально­

видность, некоторая доля самоотречения, скромность, совет опыт­

ных людей -> - все это поможет вам воспитать в себе вкус к джапе.

По мере того как радость и умиротворение наполнят наше сердце,

гармония и свобода снизойдут на нас. Божественное Присутствие

будет ощущаться во всем, что окружает нас. Противоречия и

дисгармония превратятся в согласие и гармонию. Нас наполнит

Божественная любовь и блаженство.

Один индийский святой сказал: «Почему ты оставил джапу? Ты

не оставил гнева, ты не оставил лжи, но ты оставил Истину. Ты

польстился на глиняный горшок, но выкинул алмаз».

Имя Бога — истинный алмаз, на него можно купить мир

и блаженство. «Возлюби Бога твоего всем сердцем, всей душой,

всем разумом и всей силой», — говорил Иисус. Чтобы добиться

успеха, надо отдать Ему сердце и душу. И тогда, преуспев в джапе,

мы проникнемся святостью божественной любви, и эта любовь

будет проявляться во всех наших поступках.

РАЗЛИЧНЫЕ ТРАДИЦИИ ДЖАПЫ

Свами Свахананда

Родился в Силхете, на территории нынешней Бангладеш, в 1921 году. Получил

образование в Калькутте, вступил в Орден в 1947 году. Был лектором в колледже

Белур Матха, редактором газеты «Веданта Кесари» в Мадрасе. Перевел и написал

несколько книг. Возглавлял Миссию Рамакришны в Дели. В 1968 году приехал

' в США, работал сначала в Сан-Франциско и Беркли, затем возглавил Ведантистское

общество Южной Калифорнии в Голливуде, где Центр Ордена имеет два монастыря,

конвент и издательство. -

* * *

«Джапа означает, — говорил Шри Рамакришна, — повторение

про себя имени Бога. Если, сидя в уединенном месте, повторять его

С верой и сосредоточенно, то на тебя снизойдет благодать божест­

венного озарения и в итоге достигнешь осознания Бога. Представь­

те, что в: Ганге плавает большое бревно, одним концом прикованное

цепью к берегу. Перебирая звенья цепи одно за другим, вы

доберетесь до бревна. Подобно этому, если вы погрузитесь в

повторение Святого имени* то в конце концов осознаете Его».

Святая мать Шарада Деви говорила: «Так же как ветер уносит

облака, имя Бога разгоняет облако земных привязанностей».

Повторение Божественного имени (или священных слов) при­

знается практически всеми сектами индуизма в качестве важней­

шей духовной науки. Патанджали считал джапу вкупе с размышле­

нием о ее значении действенным методом духовной практики.

В системе Адвайты джапа расценивается как подготовительная

стадия перед созерцанием, поэтому предписывается гаятрш-джапа

и декламирование Упанишад и Махавакъи. В системе Тантра

делается упор на ритуалистическую джапу с коренной мантрой при

соблюдении предписываемого ритуала. Вайшнавы также подчерки­

вают важность джапы.

Имя Бога обладает собственной потенциальной силой. Каждое

слово, которое на протяжении многих лет использовалось в духов­

ной практике святыми людьми, заряжается определенной силой.

Насколько наше мышление зависит от звуковых символов, настоль­

ко повторение мантры помогает разуму в достижении Бога. Имен­

но по этой причине декламирование, пение и чтение священных

текстов очень полезно.

Джапа бывает трех типов — слышимая, произносимая про себя

и ментальная. Повторять мантру надо не слишком медленно и не

слишком быстро, но равномерно. В различных индусских сектах

при этом обычно используют р у д р а к ш и, или т у л с и, у предста­

вителей других религий в ходу иные четки.

Джапа — самое несложное духовное упражнение, но выпол­

нять его нужно постоянно. Повторение Божественного Имени

постепенно делает разум все более концентрированным, человек

приобретает более глубокий духовный опыт. Набожные люди верят,

что джапа сама по себе может принести духовное озарение.

Польза повторения Божественного Имени признается всеми

религиями. Однако в индуизме и буддизме она имеет первостепен­

ное значение. Разные секты имеют различные мантры в зависимос­

ти от традиций и языка.

Секта Начирен японского буддизма делает особый упор на

повторение мантры. Ее приверженцы считают, что изучение Садд-

харма-пундарика-сутры само по себе — путь обретения духовнос­

ти, что повторение сутры приносит освобождение. Монахи изучают

сутру, а миряне просто повторяют мантру — Наму-мье-хо-рен-ге-

кьо (Слава сутре Лотоса Истины). Приверженцы секты собирают­

ся и нараспев произносят сутру, подобно тому, как индусы поступа­

ют во время к и р т а на

1. Это отчасти напоминает произнесение

вайшнавами

2 нараспев имени Бога. Популярность секты Нйчирен

объясняется простотой богослужения и тем, что в ней заявляют,

что джапа ведёт к высшей духовной цели.

В тибетском буддизме джапа тоже играет очень важную роль.

Хорошо известно колесо джапы, так же, как, и мантра «Ом мани

падме ханг».

Католики регулярно произносят определенные молитвы. Прихо­

жане приносят с собой четки и читают Некоторые изречения из

Библии. Молитвы «Пресвятая Богородица» и «Отче наш» повторя­

ются особо часто. Когда на человека налагается епитимья, его

просят, дабы не думал о грехе, повторять молитву, перебирая четки

определенное количество раз. Взывание к святым именам — часть

1 Киртан — совместное пение мантры, сопровождаемое музыкой или танцами.

2 Вайшнавы — последователи культа Вишну. . .

подготовки верующего к Пасхе. Папа римский, появляясь по

святым праздникам на своем знаменитом ватиканском балконе,

призывает верующих читать «Ап§е1и5».

В русской православной церкви этот обычай берет свое начало

в десятом веке нашей эры. Фраза «Господи, помилуй» постоянно

повторяется православными при молитве. Эта практика описана

русским монахом в книге «Путь пилигрима», опубликованной

в прошлом веке. Книга представляет собой историю пилигрима

и его странствий. В ней рассказывается, как рн постигал молитвы,

практиковался в этом, а затем проповедовал. Он обращался к

Учителям, чтобы узнать, что означает «молиться беспрерывно», как

учит Библия. Деревенский учитель; щосоветовал ему: «Молиться

больше и с большим рвением. Только молитва поможет тебе

понять, как это делать беспрерывно, но' для этого потребуется

время». Это напоминает традицию бхакти в Индии, согласно

которой посредством повторения Божественного Имени преодоле­

ваются все недостатки и препятствия и. приходит озарение. Особое

вдохновение пилигрим, почерпнул из слов Библии: . «И если чего

попросите у Отца во Имя мое, то сделаю, да прославится Отец

в Сыне». В результате неустанной практики ему открылся глубокий

смысл' слов «Господи Иисусе, помилуй меня». Повторение в уме

этой фразы стало синхронным с биением его сердца.

С давних пор этот метод используется и в суфизме. Д х и кр,

или поминание Бога и повторение Его Имени, — важная часть

религиозной практики. Поминанию Бога придается большее значе­

ние, чем пяти

: обычным молитвам. Имя Аллаха следует произно­

сить с большой сосредоточенностью, так часто, как только возмож­

но, сочетая это с контролем за дыханием И концентрацией внима­

ния на кончике носа или других органах тела. «" Верующий начинает

с -повторения Имени, — говорит Газали. — Затем язык перестает

двига^ьсяу и Имя повторяется в уме. В конце концов всё формы

исчезают и остается только идея. На этой стадии верующий

должен полностью отдать, себя воле Божьей. ДхИкр дает наивьк>

щийэкстаз, когда наступает полное слияние с Богом ^забывается

даже сама мысль о Нем».

о, Итак, практика повторения Божественного Имени универсаль­

на, «Джалат СиддхИ — (джапа приносит успех) ъ^-т- гласит извест­

ная, сДнскрн^ская пословица, Свами Брахмананда постоянно гово­

рил своим ученикам: «Джапа! Джапа! Джапа! Даже во время

работы творите джалу. Пусть Имя Бога постоянно вращается у вас

( в-уме. Если вы добьетесь этого, любое горение сердца будет

усмирено».

РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Свами Ритаджананда

Родился в 1906 году на юге Индии. Вступил в Миссию Рамакришны в 1931 году.

Работал в Деогхаре, Коломбо и Мадрасе. В 1954 году направлен в США, где стал

заместителем управляющего Центра Рамакришны-Вивекананды в Нью-Йорке и

главой Ведантистского общества Южной Калифорнии в Голливуде. С 1961 года —

Президент Ведантистского центра в Гретце (Франция). Автор биографии Свами

Турьянанды, перевел с санскрита на французский и опубликовал Бхагавадгиту.

Пользуется широкой известностью во Франции как лектор и духовный наставник.

ПРАКТИКА; КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

Понятие «медитация» в Индии имеет иной смысл, нежели на

Западе.

Во время медитации человек думает, как правило, только

о духовном идеале или сосредоточивается на идее, близкой к

идеалу. Во время д х ь я н ы мысль никоим образом не ограничива­

ется одним предметом, она вместо этого интенсивным образом

направляется на духовный идеал. Эту практику легче понять,

прочитав Йога-сутру Патанджали.

Цель — приобрести духовное знание, которое было бы выше

интеллекта. Поэтому, если кто-либо не верит в возможность

достижения стадии более высокой, чем интеллект, сама медитация,

по крайней мере в рамках ведантистской традиции, становится для

него бессмысленной. Для ведантиста медитация — средство уста­

новления непосредственного контакта с Высшим. Чтобы достичь

этого, необходимо избавиться не только от привязанности к

материальным объектам, но и от иных мыслей. Тот, кто хочет

медитировать, должен достичь полного самоконтроля и чувство-

вать сильное влечение к своему духовному Идеалу. Избранный

идеал называется и ш т а.

Почему необходимо заниматься медитацией? Ответ таков: что­

бы стремиться к Высшему, чтобы постичь Высшее. Медитирующие

верят: для них Высшее — лучшее из всего существующего. Вы­

сшее — это Цель существования. Для индусов это заключается

в спасении. Надо сказать также, что медитация должна превратить­

ся в интенсивную концентрацию, стать настолько точной и направ­

ленной на одну точку, насколько возможно. Тогда она превращает­

ся в проникающую интуицию. С одной стороны — интенсивная

концентрация, с другой — направленное на одну точку и очищен­

ное понимание, лежащее в основе правильной медитации. Достиг­

нув этого, человек полностью отстраняется от повседневной жизни.

Эта практика довольно сложна, ибо наш разум привык к

бесчисленному множеству мыслей и ощущений. К отвлекающим

факторам следует добавить память о прошлом, а также более

близкие непосредственные впечатления. Все это делает духовную

концентрацию сложной.

Не многим удается абстрагироваться от умственной деятельнос­

ти и погрузиться в мысли о духовном идеале. Тем не менее для тех,

кто искренне стремится к этому, существуют эффективные спосо­

бы очищения разума от различного рода мыслей. Это — самонаб­

людение и самоанализ. Занимаясь самонаблюдением, тщательно

анализируя самого себя, удается преодолеть негативные тенденции

умственной деятельности. Сначала это кажется трудным, так как

мы не в состоянии судить о самом себе объективно, с трудом

признаем собственные ошибки.

Очень часто, пытаясь обнаружить свои ошибки, люди не понима­

ют, в чем проблема. Им не удается распознать привычную тенден­

цию разума скрывать собственную слабость. Люди находятся

в плену своего видения окружающего, не сознают, что видят вещи

неверно, что поступают плохо, что их суждения и умственные

оценки неясны и неточны. По тем же причинам подобные люди не

терпят критики, она уязвляет их гордыню. Анализ тенденций

собственного разума оказывается для них вдвойне трудным.

Когда начинающий соглашается следовать путем, указуемым

его Учителем, он тем самым проявляет не только смирение, но

и готовность полностью доверять своему Гуру. Какое-то время,

пока ученик живет с Учителем, приходится преодолевать немалые

трудности: эго начинающего постоянно травмируется, естественно,

он страдает. Но после этого испытания он постепенно понимает,

как объективно постигать свой разум. Он осознает, что его Учи­

тель — это человек, давший ему второе рождение — рождение

в мире Духа, в мире подлинного «Я». Он понимает, что дар,

полученный от Учителя, бесценен. Часто случается, что на этой

стадии ученик начинает медитировать о своем Гуру. Кто, как ни

Гуру, способен пробудить в ученике столь много внутреннего Света?

Заниматься самоанализом необычайно сложно. Многие, стремя­

щиеся к духовности, прибегают для этого к концентрации с

помощью мантр — священных слов, обладающих исключительной

силой благодаря своему глубокому смыслу. Повторение мантр

доступно даже детям, они не оставляют его на протяжении всей

жизни. Те, кто постоянно практикует джапу, получают от этого

духовную пользу. Многое, понятно, зависит от способности учени­

ка к концентрации, от его усердия.

Во всех священных индийских текстах мантра оценивается как

верный путь к Высшему Идеалу. Веды и Упанишады проповедуют

этот путь с глубокой древности, в них говорится: если ученик



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.