Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





монахи ордена 8 страница



нужно изучать духовные истины по книгам. Надо размышлять.

При медитации человек не размышляет, всякое различие между

реальным и нереальным стирается. Все это относится к процессу

мышления. Распознавания и размышления хороши сами по себе,

они необходимы, поскольку подготавливают разум к медитации, но

они отличны от медитации.

Даже созерцание в христианской теологии есть лишь подготов­

ка к медитации, оно никоим образом не идентично ей. Созерцание

можно уподобить полету пчелы вокруг цветка: ее притягивает цвет,

она готова пить нектар, но еще не пьет его. Медитация же подобна

моменту, когда пчела уже прильнула к цветку и вкушает нектар.

Когда истинный христианин размышляет о рождении, жизни,

скитаниях, озарении, страданиях, распятии и воскресении Христа,

он лишь размышляет об этих вещах; Сказать, что он медитирует на

Христе, можно лишь тогда, когда его сердце прикоснется к

Божественному Сердцу, растворится в нем и Бог войдет в его

сердце и пребудет там.

Медитация: — важнейшее средство, позволяющее преуспеть в

духовных исканиях независимо от того, следует ли человек путем

бескорыстного, служения, путем распознавания и знания или путем

физического и психического контроля. Поскольку медитация не­

обычайно сложна, древние Учители, на которых мы можем поло­

житься, передавали своим ученикам мантры, способные очистить

и сконцентрировать разум, подготовив его для медитации.

Мантры подразделяются на ведийские и агамические, но самой

высшей из них является ОМ. ОМ — слово, которое считается

сутью всех Вед. Оно — единый священный смысл для всех последо­

вателей ведийской религии, будь то индусы, джайны, буддисты или

зороастрийцы. ОМ — величайшее из открытий древних индо-арийс-

ких мудрецов в процессе медитации. Мантра ОМ была открыта

в ведийские времена, тем не менее это не санскритское слово и не

слово из какого-либо другого языка. Это — священный звук, сим­

вол в его самой непосредственной форме, высший из всех возмож­

ных символов Бесконечного, максимальное приближение к Абсолю­

ту, называемому в Упанишадах Брахманом, о достижении которо­

го индусы мечтали на протяжении тысячелетий.

ПОВТОРЕНИЕ МАНТР

Д ж а п а — это повторение мантры с набожностью и верой

после того, как выполнены необходимые предварительные условия.

Эти условия состоят в очищении тела и надевании специальной

чистой одежды для джапы. Живущий в жарком климате индус

совершает омовение как минимум один раз в день. После омовения

он надевает чистую одежду, подготовленную для джапы. Не

следует надевать одежду, предназначенную для выхода на улицу

или для путешествий. Нужно облачаться в специальное платье.

В комнате для медитации должна быть приготовлена маленькая

подстилка в виде коврика, которую тоже следует использовать

только для духовной практики. Духовную атмосферу в комнате

можно усилить, возжигая благовония, поставив цветы. Ученик

занимает устойчивую и удобную позу, сидит выпрямившись и

стараясь успокоить разум. В течение нескольких минут он может

не начинать делать пранаяму, но перед тем как произнести мантру,

он должен непременно мысленно приветствовать Учителя. В какой

бы из духовных дисциплин ни практиковался последователь Ведан­

ты, ему прежде всего надо найти себе Гуру и узнать от него свою

мантру. Затем он должен произносить ее каждый день, пока не

достигнет Озарения.

Мантру, или духовную формулу, получают от Гуру в момент,

известный как посвящение. Гуру должен быть совершенен душой

или, по крайней мере, опытным с а д х а к о й (садхака — это

человек, который занимается духовными дисциплинами). Ученик

должен распознать своего Гуру по ассоциации или интуитивно.

Такой Гуру принимает ученика и испытывает в период посвящения

духовный подъем. Тогда в нем проявляется Божественность, а

мантра, передаваемая ученику, несет на себе печать этой Божест­

венности. Именно этот божественный аспект, а не его человеческое

воплощение, и есть истинный Гуру, ученик поэтому смотрит на

82 •

него как на достигшего единства с Божеством, Гуру же видит

в своем ученике молодую ищущую душу, стремящуюся подняться

по лестнице духовного прогресса.

Вполне естественно, что ученик какое-то время думает о своем

Гуру, прежде чем произнести мантру. Согласно традиции, ученик

прежде всего медитирует на общем облике своего Гуру. Затем он

должен растворить Гуру в находящемся в своем сердце и ш т е

(Избранном Идеале) и начинать повторять мантру. Повторять ее

следует беззвучно, губы при этом могут шевелиться, а могут

и оставаться неподвижными. Произнося мантру, ученик иногда

ясно видит перед собой избранный идеал, это не должно останавли­

вать. Надо продолжать повторение, Произносить мантру много раз,

скажем, тысячу, поскольку это готовит разум к углубленной

медитации. Закончив повторение, ученик переходит к медитации,

впрочем она может начата^я еще в процессе повторения.

Благодаря повторению мантры ученик со временем достигает

великой С а д х а н а - Ш а к т и (духовной силы, возникающей

благодаря этой практике), которая должна объединиться с М а н т -

р а - Ш а к т и (силой мантры) в процессе интенсивной медитации

и веры. Именно этот союз; позволяет достичь результатов в

духовной практике. Из этих двух слагаемых мантра обладает

большей силой.

Джапа, правдивость и личная чистота (половое воздержание) —

три фактора, в наибольшей степени благоприятствующие медита­

ции и духовной жизни. Из этих факторов джапа наиболее полезна

в достижении правдивости, ибо она контролирует разум, удержива­

ет его от блужданий. Она также важна для соблюдения личной

чистоты, ибо очищает сознание и подсознание, а такое очищение —

необходимая предпосылка личной чистоты. Мантра проникает на

уровень подсознания и действует там, если ученик повторяет ее

многократно перед тем, как лечь спать. Он обнаруживает, что,

проснувшись, он продолжает ее повторять, значит он делал это

бессознательно и во сне.

Приходит срок — и ученик осознает, что сам он, его Гуру

и Избранный Идеал есть в своей основе одно и то же.

ГАЯТРИ И ПРАНАВА /18/ (ОМ)

В древние времена индо-арии поклонялись Брахману, проявляю­

щемуся в сиянии Солнца, в свете глаз человека и в его сердце,

которое считалось центром сознания. Г а я т р и /19/-у п а с а н а,

или поклонение гаятри, — это поклонение Брахману, проявляюще­

муся в Солнечном Свете. Индо-арии выбрали Солнце как высший

'•

-.. " '

" . . . ' •: ": -" -" '-: -,

:. -

, ,. л -. • • -, : -. • 7

источник света и жизни, ибо без солнечного света все на земле

умерло бы и мир погрузился бы во тьму. Индусского мальчика,

посвящаемого в гаятри-упасану, учили обращать внимание на

величественный свет Солнца при его восходе, в полдень и на закате.

Затем приучали к мысли, что свет Солнца — источник жизни на

земле. В результате он начинал ощущать в самом себе жизнь, или

источник понимания, без которого не смог бы увидеть солнечный

свет, не смог бы постигнуть жизненный смысл этого света.. Затем

ученика постепенно подводили к медитации о тождественности

света жизни в нем самом со светом жизни, излучаемым Солнцем, —

тождественности Чистого Сознания Атмана и в нем самом; и

Чистого Сознания, проявляющегося в свете Солнца, или Вещи

в себе в нем самом и Вещи в себе во Вселенной. В конце концов он

осознавал это. Осознавая присутствие в себе Атмана, или Души,

начинающий йог интуитивно постигал их единство с Брахманом,

или Сверхдушой, подобно тому как по анализу капли воды мы

узнаем, что она состоит из водорода и кислорода, а следовательно,

вся вода в мире имеет такой же состав.

Шри Рамакришна говорил: «Веда растворяется в гаятри, гаятри

растворяется в пранаве (ОМ), а пранава растворяется в самадхи,

или сверхсознательном состоянии».

Гаятри — возвышенная, экзальтированная ведийская молитва.

Она означает: «Давайте медитировать о величественном сиянии

этого Божественного Бытия, которое создало эти три мира. Да

направит Он наше понимание».

Гаятри растворяется в пранаве (ОМ). Что такое ОМ как звук?

ОМ состоит из трех составляющих звуков А, V и М. В интернацио­

нальном фонетическом алфавите звуки А, V и М произносятся

слитно.

Эти, три буквы символизируют три ступени сознания, известные

каждому мужчине, женщине или ребенку, а именно бодрствование,

сон со сновидениями и глубокий сон без сновидений. В самом деле,

эти три «мира», или сферы, — объективная реальность, и познают­

ся они на упомянутых уровнях сознания — бодрствования, сна

и глубокого сна. Поэтому от представления о трех «мирах», или

сферах, ученика подводят к размышлению о трех ступенях созна­

ния. Это переключение с объективной реальности на субъективные

стадии сознания — очень важный процесс, решающий* шаг в поис­

ке конечной Реальности внутри самого человека. Об этом погово­

рим подробнее, когда перейдем к теоретической части проблемы.

Хотя ОМ состоит из трех звуков (А, V и М), символизирующих

каждый одну из трех стадий сознания, взятый как целый, как

единый звук, ОМ выступает звуковым символом «Четвертого»—

Брахмана. В своей целостности ОМ — самый точный символ

Брахмана. Человек в состоянии бодрствования, сна и глубокого

сна — не более чем выражение одной и той же души, или Атмана.

Поэтому ощущение самотождественности на субъективном уровне

пронизывает все три стадии сознания. Это ощущение не есть «Я»,

но оно помогает человеку воспринять это «Я» как Чистое Сознание,

называемое т у р и й я, или Четвертое. Строго говоря, это не стадия,

ибо она бесконечна, но она может быть приблизительно охаракте­

ризована как Четвертая или «трансцендентальная» стадия. Именно

она стоит за всем феноменальным. Это и есть Брахман — единст­

венная тема Упанишад и источник всей жизни, согласно Веданте.

В произносимом ОМ присутствует беззвучный символ ОМ,

точно так же как турийя, или Четвертое, присутствует во всех трех

стадиях сознания. Все произносимые звуки, включая и ОМ, есть не

более чем выражение беззвучного ОМ, который неслышим, непро­

являем и трансцендентален, равным образом и три стадии созна­

ния (бодрствование, сон и глубокий сон)—различные формы

существования единой Души.

Значение ОМ есть Брахман. Именно к осознанию этого ведет

гаятри путем медитации. Поэтому и говорят: гаятри растворяется

в пранаве, или в ОМ.

Обучающиеся часто задают вопрос: следует ли им медитировать

на трех составляющих ОМ звуках в их письменной буквенной

форме? Интересуются, записывать ли эти звуки на санскрите или

на английском. Хочу предостеречь вас от подобного подхода.

Нужно медитировать на значении символа ОМ, а не на самом звуке,

не на составляющих его буквах и не на шрифте, которым этот

символ может быть изображен.

Чтобы лучше сконцентрироваться, следует повторять звук ОМ.

Повторять его нужно про себя денно и нощно, как можно чаще.

Так приходит пробуждение, разуму сообщается сила, и он концент­

рируется на значении символа ОМ, которое со временем становит­

ся доступным на стадии сверхсознания.

ОМ, поэтому, есть. Имя Брахмана. ОМ — максимальное звуко­

вое приближение к тому, что не выразимо никакими Другими

звуками. Неудивительно, что этот символ прославляется во всех

Ведах.

Очевидно, что повторение ОМ и медитация на его содержании

представляют собой высшую стадию духовных дисциплин. Только

очень немногие способны преуспеть в этой духовной практике.

Разум должен быть подготовлен с помощью других, более легких

дисциплин. Кроме того, хотя гаятри и практиковалась представите­

лями первых трех арийских каст, она все же по преимуществу была

прерогативой индийских брахманов. В силу присущей им замкну­

тости и постепенной утраты духовности другими кастами, с течени-

ем времени стала ощущаться потребность в иных формах духов­

ных дисциплин. Именно тосда приобрели особую значимость

агамические мантры, которые получили широкое распространение

во всех частях Индии.

ТЕОРИЯ

Существует шесть систем индусской философии, а именно:

Ньяя и Вайшешика /20/, Санкхья /21/ и Йога, Пурва Миманса

/22/ и Уттара Миманса (Веданта) /23/. Пурву Мимансу, основыва­

ющуюся на ритуалистической части Вед, можно назвать философи­

ей ритуализма. Учения этой школы заключены в форму коротких

афоризмов, принадлежащих перу Джаймини — ее основателя.

Джаймини утверждает, что все Веды в целом, — не только

содержащееся в них Учение о духовных законах и принципах, но

даже сами слова, которыми они написаны, — вечны. Слова Вед

никем не созданы, иначе говоря, связь между словами и той сутью,

которую они выражают, между звуком и смыслом, вечна. Восприя­

тие звука носит, конечно, моментальный характер, однако звук

этот существует вечно. Если человек не воспринимает его, то

потому, что нет единства между ним и самим этим звуком. Звуки

существуют вечно, но получают свое выражение лишь тогда, когда

произносятся человеком. Джаймини говорил: «Звук вечен, ибо он

служит передаче смысла. Объект, определяемый именем, неразрыв­

но связан с этим именем».

В индийской философии разум считается тонкой материей,

состоящей из а к а ш и /24/— первом из пяти «элементов». Следу­

ет помнить: ментальная концепция объекта — разновидность ра­

зума, и поэтому она состоит из той же акаши,. из какой состоит

и сам разум. Произнесенное название объекта — временное выра­

жение вечного звука, которое есть постоянное воплощение акаши.

Отсюда — мысль постоянно связана с объектом, мысль и объект

возникают в сознании одновременно. Индусские священные тексты

называют воплощение термином н а м а р у п а (название и фор­

ма).

В Индии изучение языка считают частью философии. Коммен­

тируя это положение, Макс Мюллер писал в своей книге «Шесть

систем индусской философии»: «Они, очевидно, поняли, что язык

представляет собой единственную феноменальную форму мысли,

а также что, поскольку человек не способен проникнуть в мысли,

других, не говоря о своих собственных, изучающий мысли должен

познать природу самих слов прежде, чем приступить к анализу

того, что им имеем в виду под мыслью, чистой мыслью, сканирован-

ной мыслью, освобожденной от своего единственного облачения —

слова. Они поняли то, чего не могут понять современные филосо­

фы, а именно, что существует различие между представлением

и идеей, что истинная мысль может быть выражена лишь обычны­

ми словами, иначе говоря, мысль и слово нераздельны и исчезают,

будучи разделенными».

Оливер Лодж говорит о том же самом: «Связь между душой

и телом, или, в более общем плане, между духовным и материаль­

ным, может быть проиллюстрирована связью между смыслом

предложения и написанным или произнесенным словом, выражаю­

щим этот смысл. Написание или произнесение могут считаться

воплощением смысла, способом передачи его сути. При произнесе­

нии предложение должно иметь временные параметры — начало,

середину и конец, оно может быть повторено — и тот же общий

смысл окажется выражен другими словами, но внутренний смысл

предложения сам по себе не имеет временных рамок, он истинен

всегда, он существует как вечное «сейчас», хотя понимается

и выражается людьми с различной степенью отчетливости в разные

времена».

Патанджали модифицировал положение о вечности звука

( ш а б д а ), утверждая, что вечна сама основа Вед, но не слова.

Бхартрихари (VII век н. э. ) дал толкование доктрине с п х о т а.

В своей к а р и к е, названной Вакьяпадийя, он писал: «Те, кто

постигли природу звука, знают, что в словах, которые мы произно­

сим, есть два звука: один — причина звука, а другой — звук,

называющий объект». Это означает, что один звук возникает

в разуме прежде, чем мы произносим слово, а другой представляет

собой произносимое слово, возникающее в разуме, этот другой звук

называется спхота. Спхоту называют также Шабда-Брахман или

Нада-Брахман. Хираньягарбха (Космический Разум) сначала про­

явился в названии, а затем принял форму Вселенной. За этой

формой стоит вечная, невыразимая спхота /25/— основная вечная

субстанция всех идей или названий, могущество, благодаря которо­

му Бог создал Вселенную. Сам Бог сначала проявился как спхота,

затем принял более конкретную и осязаемую-форму Вселенной.

Спхота может быть выражена только одним звуковым символом —

ОМ.

Вагдеви, богиня речи, известная также как Сарасвати, прослав­

ляется во многих гимнах Ригведы. В Брахманах /26/ она определя­

ется как единственный партнер Хираньягарбхи, которая помогает

ему в создании названий и форм. В Шатапатхе Брахмане говорит­

ся: «Его разум вступил в единство с речью и отождествил ее

с Адити /27/». Поскольку Адити олицетворяет собой силу мантр,

позднее она стала отождествляться с Шакти (в текстах Агам,

известных также как Тантра).

Произнесенное слово передает смысл, он и есть идея или

объект, определяемые этим словом. Слышимое слово сначала

порождает ментальное представление, затем в разуме возникает

смысл независимо от того, обладаем мы объектом или нет, вне

зависимости от того, понята идея разумом или нет.

Если сказанное верно в отношении обычных слов, то оно также

справедливо и применительно к словам божественным, или симво­

лам. Существует такая вещь, как божественное слово, которое

является каузальным толчком. Этот каузальный или причинный

толчок создает космическую способность к восприятию и понима­

нию идей. Произнесенное слово — грубая форма выражения тонко­

го слова, а тонкое слово — проявление причинного слова.

Бог сказал слово — и возникла Вселенная. Это очень древняя

теория, принятая всеми религиями, за исключением джайнизма

и буддизма, не признающих персонального Бога. В книге «Бытие»

мы читаем: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Божествен­

ное слово, согласно священным писаниям, обладает созидательной

силой. Слово предшествовало творению. Четвертая проповедь Еван­

гелия начинается так: «В начале было Слово, и Слово было у Бог'а,

и Слово было Бог» (Иоанна, 1: 1). В Ведах, древнейших из числа

дошедших до нас текстов, говорится: «Сначала был Брахман,

вторым было слово, которое было с Ним, и это слово было

Брахман».

Произнесенное слово — вторично по отношению к Нему, пото­

му что оно сначала потенциально присутствовало в нем и затем как

сила появилось из Него. Слово— это могущество Брахмана, оно

едино с Обладающим Властью.

Трансцендентальный Брахман, или Чистое Сознание, есть без­

молвие. В нем нет звука, следовательно, нет ни смысла, ни

ментального восприятия или космической способности к восприя­

тию, ни названия, ни формы. В бесконечном безмолвии Брахмана

возникает метафизический импульс, порождающий мириады сил

во Вселенной. Это возникновение энергии причина всех процессов

в мире, дуализма объекта и субъекта, материи и разума. Игра Срты

(Шакти) проходит в сознании-пространстве (чидакаше) таким

образом, что пространство не затрагивается и не изменяется, когда

возникает новое состояние, а новое состояние имеет две стороны —

имманентную и трансцендентальную. Благодаря действию этой

Силы гомогенное Единство Чистого Сознания превращается в

разнообразие Вселенной субъектов и объектов, хотя само Единство

не нарушается, лишь проявляя себя в субъекте и объекте. Акт

творения длится цикл, равный одному дню Брахмана, затем

наступает разрушение, при котором сохраняются семена будущего

акта творения.

Созидание возможно лишь благодаря начальному движению,

или вибрации того, что на Западе мы называем космической

субстанцией, а на санскрите — п р а к р и т и. Чистое Сознание

ассоциируется с абсолютным покоем и абсолютным безмолвием,

но пракрити обладает движением и силой. На стадии распада

Вселенной пракрити находится в состоянии равновесия трех ка­

честв, или гун, — саттвы, раджаса и тамаса. Когда состояние

равновесия (передаваемое термином «космический сон») заканчи­

вается, пракрити приходит в движение. Это движение — первая

космическая вибрация, высвобождающая находящуюся в равнове­

сии энергию. Приблизительный звук, выражающий это движение,

есть мантра ОМ. Причинный толчок, или вибрация, имеет также

название Шабда-Брахман.

Двойственность во всем ее многообразии создается в результа­

те этого творения. Поскольку сознание раздваивается на объект

и субъект, разум и материю, возникает параллелизм обычного типа.

В субъекте присутствует Вещь в себе, именуемая Атманом, в

. -. объекте, тоже присутствует Вещь в себе. Разум и материя, таким

образом, связаны друг с другом естественным образом. Отсюда

возникает соотношение между ощущением и объектом ощущения,

восприятием и объектом восприятия. Ощущение и его объект —

два аспекта одной и той же вещи. Когда объект воспринимается

с Помощью органов чувств и разума, в разуме возникает модифика­

ция этой субстанции, являющейся точйой копией воспринимаемого

объекта. Вот почему джапа (повторение мантры), поклонение

и медитация служат причиной того, что разум принимает форму

объекта поклонения и очищается на время благодаря чистоте

и святости божественного объекта — Избранного Идеала. Благода­

ря постоянным упражнениям разум наполняется мыслями лишь об

объекте и ни о чем другом, становится устойчивым и чистым.

В этом состоит цель духовных дисциплин.

РАЗУМ И МАТЕРИЯ

Согласно Веданте, все, что не есть Чистое Сознание, или Дух,

представляет собой материю. Когда это ассоциируется с разумом

и материей, то это имманентно. Когда Дух воплощается в разум,

а материя — в живое существо, например в человека, то Он

индивидуализируется. Когда Он облекается в космический разум

и космическую материю, то возникает Космический Дух.

.; > : • „: : . : . . ; •,. . ;

Как Космический Дух, так и индивидуализированная душа,

имеют три тела — каузальное, тонкое и грубое. Находясь в состоя­

нии бодрствования, мы пребываем в нашем грубом теле. Когда

спим — в тонком теле, состоящем из мыслей и ощущений. Погру­

женные в глубокий сон без сновидений, мы — в каузальном теле,

состоящем из индивидуальной пракрита и майи. Человек может

находиться в любом из этих трех тел, а индивидуальная душа,

присутствующая в каждом из них, одна и та же. Бодрствование,

сон и глубокий сон — три типа бытия индивидуальной души.

В состоянии бодрствования она зовется в и ш в а, сна — т а и д -

ж а с а ив состоянии глубокого сна — п р а д ж н а.

В соответствии с тремя формами бытия индивидуальной души

существует три типа Божественного Бытия, называемые Вират,

Хираньягарбха и Ишвара (Бог). Силу Ишвары часто именуют

силой пракрита или силой майи. Итак, Вират — это Космический

Дух, чье тело — вся Вселенная, что соответствует осознанию нами

нашего физического тела в состоянии бодрствования. Хираньягарб­

ха — это Космический Дух, чье тело ментальная вселенная, то есть

тонкая, состоящая из идей и ощущений, подобных нашему сну.

Ишвара — это Космический Дух, чье тело — пракрита, или Косми­

ческое Неведение, соответствующее неведению, в котором мы

пребываем в состоянии сна без сновидений, но с той разницей, что

если мы обезоружены собственным незнанием, то Бог контролиру­

ет неведение, содержащее в себе семена будущего творения. Три

тела одного и того же Космического Духа соответствуют нашим

грубому, тонкому и каузальному телам, в Которых мы находимся

соответственно в состоянии бодрствования, сна и глубокого сна.

Эти тела, независимо от того, принадлежат ли они индивидуальной

душе или Космическому Духу, являются их придатками, возникаю­

щими из силы пракрита, или майи.

Разум, будучи проявлением Шакти, или Силы, переведенный на

материальный уровень, столь же материален, как и сама материя.

Разум тоньше материи, а сама же материя представляет собой

уплотненное и грубое состояние более тонкой формы (известной

как т а н м а т р а ) /28/ Силы пракрита, которая представляет

собой как разум, так и материю, и которая едина для них.

В Веданте утверждается: разум не вездесущ и не состоит из

атомов — он ограничен, делим на части и может принимать форму

его объектов. Одна часть разума способна следить одновременно

и за тем, и за другим, принимать форму объекта, распространяясь

на него и сливаясь с ним. Разум наполняет собой все наше тело,

бодрствуем ли мы или спим, но когда мы спим глубоко, без

сновидений, он переносится в каузальное тело.

Материя может быть различной плотности. Существует грубая

материя, которая возникает из тонкой формы (танматры) той же

самой материи, не воспринимаемой нашим ухом и другими органа­

ми чувств, но ощущаемой йогами ментально. Есть тонкие объекты,

воспринимаемые органами чувств или разумом только тех, кто

обладает лишь определенной «силой», которая, в свою очередь,

является лишь развитием обычных способностей.

100-дюймовый телескоп позволяет видеть одну восьмую часть

неба, а 200-дюймовый — одну четвертую его часть. По мере

совершенствования инструментов мы в состоянии видеть больше,

но за определенным пределом восприятие происходит уже не

благодаря органам чувств, а благодаря разуму. Разумом может

быть познано все, кроме Высшей Души, или Духа. Душа не может

быть объектом, ибо она выше разума и речи. Способность восприя­

тия объектов становится все более и более тонкой до тех пор, пока

не достигнута стадия Высшего Опыта, на которой исчезают разли­

чия между объектом и субъектом. Разум и речь способны лишь

намекать на это.

ВЫСШИЙ ЗВУК

Звук существует только при наличии движения, или вибрации.

Нет вибрации — нет звука, нет звука— нет и вибрации.

Высший Брахман, превосходящий любые атрибуты и всякую

активность, превыше звука, но Ишвара (Брахман, обладающий

Силой) это Шабда-Брахман, или Высший Звук. Это — каузальное

тело звука, шабда-танматра,, или принцип звука, — тонкое тело

звука, а акаша (тонкое пространство) — грубое тело звука (воспри­

нимаемое только через воздух, за счет вибраций, улавливаемых

ухом). Грубое тело звука соприкасается с разумом. Возникает

восприятие звука.

Шабда-танматра, или принцип звука, — это чистый естествен­

ный звук, воспринимаемый Хираньягарбхой (Космическим Ра­

зумом) и йогом, обладающим тем же опытом, что Хираньягарбха.

Грубый звук — это лишь звук, представленный откровениями

Вед либо речью человека.

Ишвара (Бог) непосредственно воспринимает все четыре типа

звука: Шабда-Брахман (Высший Звук), шабда-танматру (тонкую

основу звука), ведийский звук и человеческую речь; Хираньягарбха,

или Космический Разум, воспринимает последние три типа, ри-

ши — последние два, а обычный человек — только самый послед­

ний тип звука.

Когда мы имеем дело с восприятием, значением и звуком в их

космическом и индивидуальном аспекте, нетрудно убедиться: на

уровне Ишвары (Бога), то есть там, где существует космическое

каузальное тело, сознание Ишвары воспринимает свое собственное

состояние Блаженства (анандамайя) и способность к космическо­

му восприятию, с помощью которой Он создает Вселенную. Эта

космическая способность восприятия есть Высший Звук. Он вопло­

щается в различные типы более низких звуков, включая мантры.

Его приблизительное воплощение, воспринимаемое ухом риши,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.