Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





монахи ордена 5 страница



Рассказывают очень интересную историю об одном странствую­

щем монахе, который знал, как черпать энергию из этих источни­

ков даже для физиологических потребностей организма.

С самого раннего детства он жил в лесной обители. Единствен­

ными людьми, кого он когда-либо видел, были монахи из монасты­

ря. Он превратился в блестящего ученого, и его Учитель надеялся,

что отшельник со временем станет одним из выдающихся мудре­

цов — риши и внесет немалый вклад в сокровищницу мудрости

и знания. Однако Учитель заметил существенный пробел в воспита­

нии молодого человека. Он обладал исчерпывающими знаниями во

всех областях философии, достиг совершенства в Йоге, но в

понимании человеческой природы был невежествен, поскольку все

знания о Мире почерпнул из книг. У него никогда не было

возможности контактировать с людьми вне монастыря.

В монастыре был обычай каждое утро посылать кого-нибудь из

монахов в соседнюю деревню за пищей, которой хватало на весь

день. Однажды утром Учитель послал в деревню нашего отшельни­

ка. Молодому человеку предстояло впервые выйти за пределы

монастыря, он е нетерпением ждал новых впечатлений. Он миновал

лес и вскоре добрался до деревни. И вот он увидел людей, столь

непохожих на тех, кого ему приходилось видеть прежде. Он

заговорил с ними и был очень удивлен их ответами. Как велел

Учитель, он постучал в дверь первого попавшегося дома. Открыла

девушка. Она держала в руках приготовленную для монахов еду

и собиралась отдать ее юноше. Но тот был настолько поражен,

впервые в жизни увидев человека, столь отличающегося от мужчин,

что застыл в недоумении. Это смутило девушку, и она повернулась,

чтобы уйти. Монах попросил ее подождать, сказал, что хотел бы

задать ей несколько вопросов. И он начал спрашивать: почему она

так выглядит, почему в ее облике так много того, чего нет

у мужчин? Он засыпал ее подобными вопросами, на которые

девушка не могла ответить. Она сказала: «Подождите, пожалуйста.

Я 'позову мать, и она ответит вам».

Увидев молодого монаха, мать девушки сразу же поняла, в чем

дело. Она поняла, что юноша впервые увидел женщину. Очень

тактично она растолковала ему все, о чем он спрашивал. Она

объяснила, что основное предназначение женщины — продолже­

ние рода человеческого, главная ее миссия в этой жизни. Поэтому-

то Бог и создал ее так, чтобы каждая частица ее тела служила

выполнению этой благородной миссии. Она сказала ему, что

женщина выглядит нежнее, чем мужчина, потому, что для воспита­

ния детей необходимо много нежности, что ее голос мягок и

мелодичен по той же причине. . .

Молодой человек был поражен тем, что узнал, тем, о чем не

читал в книгах. В изумлении он воскликнул: «Неужели ты хочешь

сказать, что Бог позаботился о том, чтобы приготовить для меня

пищу в теле моей матери еще до того, как я появился на свет? »

Женщина ответила утвердительно. Это окончательно поразило

молодого монаха. Он собрался уходить, и женщина напомнила ему

о еде, за которой он пришел. Юноша отрицательно покачал

головой и сказал: «Хватит этих предрассудков, пора покончить

с ними».

Молодой монах возвратился в монастырь. Его спросили о еде,

в ответ он стал укорять Учителя: почему тот не рассказал ему

ничего о том, насколько Бог был заботлив и внимателен, что

задолго до его появления на свет позаботился о пище для него

в теле матери. Он спросил: «Не думаешь ли ты, что Бог умер или

настолько пренебрегает своими обязанностями, что не позаботится

о моем пропитании, когда я вырос? Отныне я твердо убежден: все

мои потребности — физические и духовные — могут быть удовлет­

ворены Богом. Я найду способ и расскажу о нем миру, как черпать

из этого неисчерпаемого источника! »

История приписывает открытие этой величайшей истины одно­

му риши. Но нельзя забывать также о том, что теоретически

и эмпирически было, установлено: человек способен получать все

необходимое для жизни из внутренних источников. Индийские

йоги могут оставаться под землей в течение длительного времени.

Многие, наверное, видели, как с помощью определенных упражне­

ний, приняв определенную позу, йог надолго отказывается от пищи,

воды и воздуха. Такие люди преодолевают природные барьеры.

Йоги учат нас особой практике возобновления и пополнения

ментальной, физической и духовной энергии. Для начала обсудим

способ получения духовной пищи из духовных источников приро­

ды, подобно тому, как мы получаем пищу физическую из физичес­

ких источников.

Вибрации, создаваемые индивидом в мыслительной атмосфере,

никогда не исчезают. Они сохраняются в почти неощутимой форме

и готовы внедриться в сознание человека, как только оно будет

готово к этому. Это можно пояснить наглядным примером. Настро-

ив струнный инструмент на определенный лад, возьмите соответст­

вующую ноту на пианино. В струнном инструменте возникнет

вибрация того же тона, как бы далеко он ни находился от пианино.

Другие ноты, более высокие или низкие, которые вы будете брать

на пианино, никак не отзовутся в струнном инструменте.

Подобно этому, если настроить свое сознание на определенную

волну, оно немедленно ощутит соответствующие вибрации в мысли­

тельной атмосфере. Мыслительные вибрации Будды, Христа, всех

проповедников и святых присутствуют в мыслительной атмосфере.

В ней существуют и мыслительные вибрации других людей. Поэто­

му мы должны быть очень осторожны, настраиваясь на желатель­

ные вибрации и избегая нежелательных. Необходимо овладеть

наукой духовной гигиены, дабы избежать инфицирования нежела­

тельными вибрациями и открыть себе доступ к вибрациям жела­

тельным и благородным.

Для этого Йога предполагает специальные упражнения. Чтобы

вступить в контакт с очищающими и благими вибрациями, необхо­

димо добиться определенных изменений в сознании, иными слова­

ми, установить контакт с их источником. Рассмотрим пример

с электрической лампочкой и выключателем. Если нажать на

выключатель, цепь замыкается и электричество по проводам посту­

пает к лампочке. Необходимый результат может быть достигнут

только нажатием на выключатель. Сколько ни нажимай на любую

точку на стене, до тех пор, пока не нажмешь на выключатель,

лампочка не загорится. Подобно этому, чтобы соединить наши

мысли с мощным духовным источником, нужен особого рода

«выключатель», расположенный в определённом месте нашего тела.

В Йоге для определения таких мест, или «выключателей», располо­

женных вдоль позвоночного столба, используется символ лотоса.

Не следует понимать сказанное буквально. Лотос — лишь мисти­

ческий символ.

Второе медитативное упражнение

Внутри мозга, напротив точки между бровями, силой воображе­

ния поместите светящийся символ белого лотоса с двумя лепестка­

ми и диском в центре. Лепестки должны быть обращены вверх.

Цветок полностью раскрыт. На диске расположите символ полной

луны, испускающей лучи чистого, белого света. Сидите прямо

и медитируйте на этом белом лотосе, пытаясь ясно увидеть лучи,

исходящие от символа полной луны. Старайтесь представить себе,

что по этим лучам в ваше сознание входят вибрации, возникающие

в мыслительной атмосфере благодаря великим Духовным Учите-

лям и существующие там с тех давних пор. Стремитесь ощутить,

как каждая клетка вашего тела заряжается этими вибрациями.

Говорите себе: «Я черпаю из атмосферы те мысли, что возвыша­

ют, очищают и укрепляют. Все мысленные сокровища, накоплен­

ные проповедниками, святыми и Учителями, принадлежат мне.

В моем сознании присутствуют мыслительные силы всех проповед­

ников мира, принадлежащих каждому народу,, каждой расе, каж­

дой национальности, каждой религии».

Промедитировав подобным образом десять минут, проделайте

вторую часть упражнения, чтобы пополнить запасы вашей менталь­

ной и физической энергии. В основе второй части упражнения

лежит теория, согласно которой наше физическое тело состоит из

комбинации пяти элементов — земли, воды, огня, воздуха и эфира.

Каждый из этих элементов является носителем определенных

качеств и сил. Установив контакт с элементарными силами, мы

сможем черпать энергию из космоса. Определенные «выключатели»

соединяют нас с тем или иным космическим источником. Связь

устанавливается и контролируется путем концентрации на опреде­

ленных центрах внутри нашего тела. Эти центры описываются как

лотосы, но не думайте, что они в действительности похожи на

цветы. Лотос, как я уже упоминал, — мистический символ, исполь­

зуемый в практике Йоги на протяжении многих веков.

Третье медитативное упражнение

Сядьте и выпрямитесь так, чтобы спина, шея и голова располага­

лись по одной линии. Представьте в основании позвоночника

красный лотос с четырьмя лепестками, в центре которого — диск.

Лотос полностью раскрыт и излучает сияние. Лепестки обращены

вверх. На диске — символ равнобедренного треугольника, вершина

которого обращена к спине. Представьте, что треугольник окрашен

в ослепительно белый цвет. Он источает светящиеся лучи, которые

и являются каналами связи с силами и могуществом Космической

Земли

1. Старайтесь ощущать, что все ваше существо заряжается

и наполняется качествами Матери-Земли.

Повторяйте мысленно с радостью и ощущением счастья следую­

щие слова: «Я пробуждаю в себе твердость, устойчивость и

крепость, идущие от Матери-Земли. Восстань, о Космическая Мать!

Наполни меня твоим духом! Ты удерживаешь на себе океаны, горы

и долины. Укрепи меня, чтобы меня нельзя было свернуть с пути,

В данном случае имеется в виду «земля» не как наша планета, а как один из

пяти элементов мироздания.

ведущему к абсолютному совершенству. Я здоров, тверд в своем

убеждении и духе, уверен в духовном идеале. Никакая сила не

может поколебать моей решимости. Я так же силен и крепок, как

Мать-Земля».

Затем представьте себе второй лотос внутри позвоночного

столба на уровне гениталий. У этого лотоса шесть лепестков цвета

киновари и в центре диск. На диске — символ полумесяца белого

цвета, излучающего всепроникающие лучи. Излучина полумесяца

обращена к спине. Ощутите, как с этими лучами в вас проникает

несущее новую жизнь и обновление влияние Космической Воды,

циркулирующей в вас.

Говорите себе так: «Проснись, восстань, о Ты, Друг всего

сущего! Наполни меня твоей силой и качествами! Я открываю

в себе скромность, человечность и терпимость, почерпнутые из

Космической Воды. Я не тщеславен и не горд. Я наименее

значителен из всего сущего, я слуга всех. Моя единственная

привилегия — возможность оказывать всяческую помощь всем

существам. Вода способна приспособиться к любому окружению,

приняв любую форму и не потеряв ни на йоту присущих ей качеств.

Точно так же и я могу приспособиться к выгодам и невыгодам

любых обстоятельств, сохраняя в полной мере присущее мне

внутреннее совершенство. Я так же мягок, подвижен и податлив,

как Космическая Вода».

Представьте себе другой лотос ~ внутри позвоночного столба,

на уровне пупка. Он алого цвета и имеет десять лепестков, с диском

посередине. На алом фоне диска — треугольник, вершина которого

направлена к животу. Треугольник сияет белым, но мягким светом.

Он представляет собой символ Космического Огня. Так же, как

и во время предыдущих упражнений, предложите своему разуму

мысль о том, что исходящие от треугольника лучи — средство

установления контакта с Первородным Огнем, получения его

космических качеств.

Говорите себе: «Проснись, восстань, о древняя Сила, заряди

меня своим могуществом. Я черпаю из источника Космического

Огня жизнестойкость, чистоту и способность очищать других.

Подобно тому, как огонь неостановим, преодолевает все препятст­

вия, всегда выходит победителем, и я преодолеваю все- препятствия

на пути к внутреннему совершенству. Вся нечисть и. отрава, все

дурное сгорает в пламени моего духа. Я всегда чист и силен, вечно

пылаю, словно Космический Огонь. Я способен очистить весь мир,

прикоснувшись к нему своим внутренним, пламенем».

И снова представьте себе лотос внутри позвоночного столба на

уровне сердца. Он голубого цвета с двенадцатью лепестками вокруг

диска. На диске — два пересекающихся треугольника, или шестико-

нечная звезда. Этот белый, сияющий мягким светом символ

излучает во все стороны лучи. Лучи представляют собой средство,

позволяющее сознанию индивида установить связь с силой Косми­

ческого Воздуха. Проникнитесь мыслью о том, что каждый атом

вашего тела заряжается энергией и качествами Космического

Воздуха.

Говорите себе следующее: «Приди, о Брат, приди! Сообщи мне

свою свободу. Проснись, проявись во мне с присущими тебе силой

и выразительностью. Я свободен, как ветер. Подобно тому, как

ветер веет, куда захочет, и ничто не в силах сдержать его, так же

и я не ощущаю никакой привязанности в этом мире. Я волен,

я всегда готов прилететь и улететь — как ветер. Я теку свободно,

без преград, неся с собой ощущение радости, полноты жизни

и обновления всюду, где бы я ни появился. Я — душа Космическо­

го Воздуха».

Затем представьте себе один лотос в позвоночном столбе на

уровне шеи. Цветок серого цвета, у него шестнадцать лепестков,

в центре — диск, на котором символ светящегося белого круга. Из

этого круга во все стороны бьют лучи, связующие вас с силой

Космического Эфира. Медитируйте о жизненной силе, входящей

в вас, наполняющей каждую пору вашего тела.

Говорите себе: «Проснись, восстань в своем славном могущест­

ве, о ты, вездесущая, вечная и универсальная Субстанция! Я так же

безграничен и универсален, как Космический Эфир. Я — принцип,

лежащий в основе всего сущего, начиная с высщих ангелов, богов

и полубогов и кончая низшими существами, копошащимися на

земле. Я — душа всего. Я — во всем, и все — во мне. Я — в

бедном и в богатом, в могущественном и в немощном. Я— в

мудреце и в глупце. Я — в прекрасном и в ужасном. Везде и во

всем я — основа сущего. Если я во всем, то могу ли я быть

ограниченным в моем познании, могу ли ненавидеть что-либо?

Я опьянен напитком универсальной любви, терпимости и понима­

ния. Я — дух Космического Эфира».

Совершайте эти упражнения по крайней мере дважды в день,

и вы ощутите, какие перемены произойдут в вас. Если вы будете

делать эти упражнения без перерыва на протяжении года, в вас

разовьются удивительные качества. Вы постоянно будете ощущать

полное удовлетворение, оно возвысит вас надо всяческими потреб­

ностями и несовершенством. Ваш разум станет для вас настоящим

царством. Блаженство достижения духовного идеала несравнимо

с выполнением любого вашего земного желания. Природа всего

мирского преходяща. Невозможно владеть никаким сокровищем

вечно. Обладание земными богатствами порождает лишь стремле­

ние владеть еще большим. Если вы думаете, что, научившись

Т ^ С и г ^ С ' -

черпать из неисчерпаемого источника, вы сможете обладать боль­

шими материальными благами, то заблуждаетесь: это породит еще

больше беспокойства и суетных желаний, чем прежде. Никакая

земная собственность никогда никого не удовлетворяла. Только

духовное понимание способно дать вам все.

Однажды император встретил йога и пригласил его к себе во

дворец. Властелин сказал, что обладает сказочным богатством

и имеет все, о чем только может мечтать человек. Он попросил

отшельника пойти с ним в храм и помолиться. Йог и император

начали молиться. Император просил Бога дать ему еще больше

богатства, власти, земель, долгой жизни и тому подобное. Молитва

не кончилась, а святой человек поднялся и собрался уходить.

Император остановил его и спросил, почему тот уходит. Йог сказал:

«Я совершил ошибку. Я полагал, что пришел к императору. Я не

знал, что окажусь в компании с самым жалким попрошайкой из

тех, кого я когда-либо видел. Я встречал нищих, которые молили

о лоскуте ткани или краюхе хлеба. Но здесь я нашел самого

жалкого из нищих! Того, чьи потребности настолько велики, что он

представил Богу целый их список! » Император был пристыжен и,

осознав свою ошибку, стал вести духовную жизнь.

Давайте всегда помнить, что самое значительное из того, чего

мы можем достичь — это духовное совершенство. Лишь оно позво­

лит нам наслаждаться вечным блаженством и жить вечно.

ПОЗА И ДЫХАНИЕ

Прежде чем продолжить нашу беседу о цели медитации, време­

ни, месте, позе и дыхании во время упражнений, я хотел бы

привлечь ваше внимание к одному важному моменту. Все пути —

это пути Бога. Бог везде. Истина повсюду. Поэтому, сидя в

каком-то определенном месте или следуя какому-то определенно­

му методу, нельзя приобрести дополнительную духовность. Многие

полагают, будто сидя в определенной позе или дыша определенным

образом, смогут достичь совершенства. Но совершенства не до­

стичь механическими методами. Тем не менее на начальных

стадиях практики медитации можно извлечь определенную пользу

из этих внешних факторов, соблюдая необходимые предписания.

Начинающий, безусловно, должен использовать все благоприятные

важные факторы, но по мере достижения более высоких ступеней

он постепенно будет освобождаться от всякой внешней зависимос­

ти. Наша цель — свобода, а не рабская зависимость от времени,

пространства или условий.

Посадив деревце у дороги, его следует защитить, соорудив

вокруг него ограду. Она никоим образом не повлияет на развитие

дерева. Тем не менее, пока оно вырастет, забор, предохраняющий

от внешнего воздействия, необходим.

Все дополнительные меры при занятии медитацией — тот же

забор вокруг ростка нашей духовности. Но когда дерево вырастает,

забор становится не нужен. Церковь, ритуалы, Учители, книги,

определенная пища, предписания и инструкции и все тому подоб­

ное защищают деревце нашей духовности какое-то время, однако

после того как оно вырастет, проволочные заграждения наших

ритуалов могут даже погубить его. Инструкциям и предписаниям

нужно следовать разумно и избирательно, не позволяя им калечить

вашу суть. Не будьте ничьим рабом.

Что касается того, в какую сторону лицом надо садиться во

время медитации, известен такой случай, который, говорят, произо­

шел с Гуру Нанаком /11/—основателем сикхизма. Однажды он

пришел в известный храм. Все сидели там лицом к образу, а Гуру

Нанак медитировал, повернувшись к нему спиной. Жрец храма

подошел и спросил, почему он отвернулся. Гуру Нанак спокойно

ответил: «Я не знаю, какое направление правильное. Не подскаже­

те ли вы мне? » Жрец указал на образ со словами: «Разве ты не

видишь — божество там? » Гуру Нанак улыбнулся и, показывая

в противоположную сторону, сказал: «Я вижу его также и там. Он

ведь находится везде. Можешь ли ты указать мне место, где нет

Бога? Не хочешь ли ты сказать, что только этот каменный идол,

этот образ и есть Бог? Это не так! » Для Гуру Нанака любое

направление было правильным.

Мы. только начинаем и поэтому должны соблюдать правила.

Садясь для медитации, желательно повернуться лицом на восток.

Земля вращается с запада на восток. Поэтому лучше сидеть по

ходу движения. Путешествуя в поезде или в машине, мы тоже

стараемся сесть лицом туда, куда едем. Как вы знаете, многие

плохо себя чувствуют, сидя спиной по ходу. Замечено, что во время

медитации нервы человека особенно чувствительны и мешает

малейший дискомфорт. В иных обстоятельствах мы бываем и не

столь чувствительны к направлению движения, но во время заня­

тий, при стремлении привести все наши чувства в состояние

уравновешенности, встречное движение может ощущаться доволь­

но остро.

Нелишне обратить внимание еще на одно обстоятельство.

Когда мы спим, наши нервы должны находиться в состоянии

полного покоя. Малейшая помеха может породить беспокойство

и напряжение. Поэтому всегда лучше спать головой на восток или

на юг, чем на запад или север. Удавалось даже вылечивать нервные

расстройства, развернув кровать в правильном направлении. Так

же и во время медитации — если нельзя обратиться на восток,

садитесь лицом на север. Дело в том, что магнитное течение

направлено с юга на север. Глядя на север, мы смотрим в

направлении этого течения, а когда мы спим, магнитное течение

проходит сквозь нас с головы до ног. Тут есть небольшое отличие

от направления «запад—восток». В случае с вращением Земли мы

движемся вместе с ней, а в случае с магнитным течением более или

менее неподвижны и течение проходит сквозь нас. Поэтому во

время сна лучше лежать головой в том направлении, откуда

исходит это течение, а медитируя, лучше смотреть по направлению

течения, то есть на север.

Теперь давайте обсудим вопрос о времени занятий. Эксперимен7

тируя, внимательно наблюдая за природой, йоги обнаружили:

в сутках есть четыре периода, когда природа недолго отдыхает,

когда все в ней естественно стремится к покою и уравновешенности.

Даже птицы и звери, похоже, испытывают потребность успокоить­

ся в эти минуты. Такие периоды называются с а н д х и, или

перекрестки, и длятся они по 45 минут — 22, 5 минуты до самой

высшей точки сандхи и, соответственно, столько же после нее.

Первый период бывает при восходе солнца, второй — в полдень,

когда светило в зените, третий — во время заката, четвертый — в

полночь, когда солнце в надире.

Изучающий Йогу должен так спланировать свое время, вырабо­

тать такие привычки, чтобы использовать эти моменты для медита­

ции. Помимо космических есть и иные причины, почему эти

периоды считаются особенно благоприятными для занятий. В

Индии с незапамятных времен стало традицией вспоминать о Боге

или ином высшем идеале и наслаждаться мгновениями спокойного

созерцания именно в эти часы. Все йоги и изучающие медитацию

делают это именно в эти часы. Поэтому в Индии сильное духовное

влияние ощущается именно в периоды сандхи.

Когда я, будучи молодым монахом, жил в Бенаресе, случалось,

что по той или иной причине я не бщущал желания следовать"

ежедневной практике медитации. Но мне выпало счастье всегда

бывать разбуженным по утрам своеобразным живым будильником,

призывавшим меня проснуться и приступить к утренним занятиям.

Примерно за час до рассвета какой-то человек ежедневно проходил

под моим окном, распевая прекрасную песню. Ее слова и сейчас

звучат в моих ушах: «Просыпайтесь, просыпайтесь, о люди! Не

время нежиться в постели! Вставайте, оглянитесь вокруг, и вы

увидите, что Природа уже пробудилась. Птицы запели во славу

Господа. Цветы и деревья с восхищением взирают на Божествен­

ное. Только ты, человек, претендующий на роль совершеннейшего

из созданий, остаешься в постели, теряя время в лености. Разве

тебе не стыдно? »

Слова песни этого невидимого посланника неизменно пробужда­

ли во мне духовное сознание, помогали избавиться от влияния

т а м а с а — сонливости и лености.

Очень часто на берегу Гаити в городе Бенаресе я видел тысячи

и тысячи людей, сидящих, погрузившись в медитацию, во время

захода солнца. Даже если у меня и не было желания упражняться,

я все равно испытывал сильное влияние атмосферы духовности,

побуждавшей меня найти укромный уголок и медитировать.

Каждый серьезно изучающий йогу знает, насколько сильно

неуловимые мыслительные вибрации влияют на занятия. Тем не

менее, если у вас нет возможности использовать эти четыре

благоприятных периода для медитации, выберите другое время для

упражнений, когда меньше всего внешних помех, и строго придер­

живайтесь его каждый день. Так вы создадите вокруг себя благо­

приятную атмосферу и сможете переключиться на нужную волну.

Вероятно, вы обращали внимание на то, что если, привыкнув

заводить часы каждое утро, например в восемь, вы по какой-то

причине забыли однажды это сделать, но потом, вспомнив, взгляну­

ли на часы, то обнаружите: они показывают ровно восемь. Такое

случается с каждым, кто привык выполнять какие-либо действия

в строго определенное время. Привыкший вставать рано не нужда­

ется в будильнике — его организм сам выполняет функцию часов.

Так же и в случае с медитацией — упражняйтесь каждый день

в строго определенное время, это послужит дополнительным им­

пульсом для занятий.

Несколько слов о месте, где вы медитируете. Наверное, многие

испытывали ощущение своеобразного растворения в вечности, воз­

никающее от соприкосновения с красотой природы. Всякие мирс­

кие мысли как бы исчезают при виде величия природы. Такие

живописные ландшафты естественным образрм приспособлены

для медитации. Медитировать лучше всего на открытом воздухе.

Смотрите вдаль и направляйте свои мысли в безбрежные просторы

Вселенной, поднимаясь над всеми преградами. Смотрите в безбреж­

ные дали, сидя на берегу океана или в горах, на берегу реки или

в каком-нибудь ином месте, где взору открывается широкий

простор. Постепенно чувство свободы наполнит ваше сознание. Все

печали, бренные мысли и препятствия исчезнут, и вы естественно

погрузитесь в состояние медитации.

Однако я отдаю себе отчет, что для многих из вас использовать

эти благоприятные возможности для медитации окажется затруд­

нительно. Но летом, когда вы покидаете шумный и суетливый

город, не упускайте подходящие для медитации моменты, предо-

ставляемые вам самой Матерью-Природой. Используйте хотя бы

несколько дней. Воспоминания о них сохранятся надолго и будут

помогать вам в занятиях целый год.

Можно выбрать для медитации комнату или в крайнем случае

какую-то ее часть. Постарайтесь не использовать ее ни для чего

другого — только для занятий. Содержите место для упражнений

в чистоте, придайте ему на свой вкус атмосферу святости и чистоты.

Если у вас есть любимые картины или образа, которые вы считаете

святыми, повесьте их там. Если ощущение святости вызывает в вас

какой-либо запах, распылите там благовония. Если со святостью

и чистотой ассоциируются цветы, поставьте их. Вскоре вы почувст­

вуете, что не. сможете войти в ваш маленький храм, в это святое

для вас место, не будучи достаточно чистым духовно и физически.

Со временем это чувство настолько преобразит ваш разум, что

само воспоминание об этом месте будет оберегать вас от неверных

поступков и в конечном счете поможет вам избавиться от корыст­

ных и нечистых помыслов. Входя в ваше святилище для медитации,

вы ощутите, как сама духовная атмосфера переполняет ваше бытие

и облагораживает вас.

С учетом этого психологического момента люди стали строить

церкви, храмы и мечети. Главная же цель состоит в том, чтобы

через внешнюю атрибутику религии привести человека в подлин­

ный, жизненный храм Бога.

Хочу напомнить вам: то, о чем я говорил раньше, — лишь

внешние атрибуты. Они подобны ограде вокруг подрастающего

деревца. Поэтому ни в коем случае не ограничивайте себя этой

маленькой часовней. Не замыкайтесь. Всякое место на Земле —

место Бога. Всякая точка на Земле — священна. Но все же, пока

мы не научимся хорошо плавать, не стоит заплывать далеко от

берега. Для того, чтобы без помех заниматься медитацией, на

начальной стадии нужно выбирать удобное место. Однако быть

привязанным к нему на протяжении всей жизни не стоит.

Вопрос о позе подробнейшим образом разбирается в одной из

школ Йоги, носящей название Хатха-Йоги. Но все позы и позиции,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.