Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод базальной стимуляции по А. Фрелиху (для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития)



Метод базальной стимуляции по А. Фрелиху (для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития)

 

Термин «базальная» указывает на то, что в данном процессе используются самые простые раздражители.
Стимуляция по А. Фрелиху осуществляется во всех областях ощущений (тактильных, кинестетических, зрительных, слуховых, обонятельных, вкусовых).
При этом ведущим на первых порах является пассивное раздражение , осуществляемое взрослым с помощью собственного тела и разнообразных объектов окружающего мира.

 

Базальная стимуляция предназначена для детей, у которых самостоятельная сенсомоторная деятельность крайне ограничена и их опыт в области собственного движения и взаимодействия с окружающим миром полностью зависит от помощи других людей.


По мнению А. Фрелиха, данная система может обеспечивать уровень восприятия, который мы наблюдаем у здорового ребенка в конце четвертого месяца жизни .

А. Фрелих исходит из предположения, что движение, восприятие и коммуникация самым тесным образом взаимосвязаны.

В области восприятия А. Фрелих различает следующие виды стимуляции: вестибулярную, вибрационную и соматическую.

Вестибулярная стимуляция адресована вестибулярной системе, которая обеспечивает ребенку восприятие и анализ пространственной информации.


Каким образом?
Вестибулярные стимулы передаются телу, находящемуся в стабильном положении (лежа, сидя). Интенсивность и направление колебательных движений должны соотноситься со скоростью восприятия и обработки информации у конкретного ребенка. Рекомендуется практиковать совместные колебательные движения, они позволяют специалистам хорошо чувствовать детский тонус (его изменения), а детям придают уверенность, снимают ощущение страха.
Вестибулярная стимуляция осуществляется в трех основных направлениях:
а) движения тела в горизонтальной плоскости (вправо и влево);
б) движения в вертикальной плоскости (вверх и вниз);
в) поступательно-возвратные движения (вперед и назад).
Восприятие положения тела в пространстве и сохранение равновесия формируется при выполнении следующих упражнений:
медленные повороты и наклоны головы;
покачивание в позе эмбриона;
повороты туловища на бок;
повороты со спины на живот;
повороты туловища в стороны;
встряхивание рук и ног;
приведение тела в вертикальное положение;
покачивание на коленях, гимнастическом мяче, качелях, в гамаке.
Все перечисленные упражнения выполняются при физической поддержке педагога. Длительность вестибулярной стимуляции должна определяться индивидуально, однако необходимо следить за тем, чтобы треть времени занятия уходило на отдых. Наиболее пригодными вспомогательными
средствами для вестибулярной стимуляции являются: надувные предметы (мячи, бревна, круги, шины), качели, подвесная лежанка-платформа, батут, пружинные матрацы, подушки.

 

Вибрационная стимуляция ориентирована на восприятие и обработку звуковых волн телом.


Каким образом?
Основным объектом воздействия вестибулярной стимуляции являются кости скелета, они хорошо воспринимают вибрацию и передают импульсы дальше по телу. Эффект вибрационной стимуляции имеет место только при оптимальном положении тела – лежа на спине. При этом нужная поза ребенка фиксируется на твердой поверхности.
В процессе вибрационной стимуляции на тело (или его часть) оказывается воздействие при помощи устройств, служащих для создания сотрясений: вибрирующих игрушек, подушек, трубок, электрических приборов (электрическая зубная щетка, массажер), камертонов, музыкальных инструментов с сильной резонирующей поверхностью и др.
Мероприятия по вибрационной стимуляции следует начинать с удаленных от туловища частей тела (например, с фаланг пальцев ног). Аппарат должен прикасаться точно к кости. Вибрационную стимуляцию применяют к следующим органам костной системы: фаланги пальцев, пястные и запястные кости, локтевая, лучевая и плечевая кости верхних конечностей; фаланги пальцев, плюсневые, предплюсневые, берцовые, бедренные кости нижних конечностей; реберные дуги.
Вибрационное воздействие на позвоночник исключается, кости черепа стимулируются с особой осторожностью.
Дозировка вибрационных воздействий должна быть индивидуальной. Продолжительность
процедуры — от 5 до 15 мин. Постепенное увеличение ее продолжительности позволяет организму адаптироваться к вибрационным воздействиям.

 

Соматическая стимуляция обеспечивает восприятие с помощью кожи,
мускулатуры и суставов.
Она базируется на трех основных принципах: симметрии, напряжения–расслабления, ритмизации.
• Принцип симметрии предполагает симметричное положение тела (особенно это важно для детей с геми- и тетрапарезом), а также симметричное вовлечение в деятельность обеих половин тела, что позволяет воспринимать его как целостное.
• Принцип напряжения–расслабления указывает на необходимость гар-
монично чередовать эти состояния тела через изменения его положения
или создания искусственным путем определенного его возбуждения.
• Принцип ритмизации предполагает прежде всего обеспечение опре-
деленного ритма дыхания за счет улучшения выдоха, а также гармо-
низации интервалов между вдохом и выдохом.


Каким образом?
Педагог своими руками «лепит» тело ребенка, обозначая его границы, воздействуя при этом на тактильную и мышечно-суставную чувствительность.
— Прикасания должны быть уверенными, непрерывными, контрастными и симметричными в отношении парных частей тела.
— Прикасания выполняются каждый раз в одной и той же последовательности и направлении, чтобы они не были неожиданными и давали возможность ребенку ориентироваться в ситуации. Рекомендуется следующая последовательность соматической стимуляции:
а) туловище
б) конечности (руки, ноги),
в) лицо.
Прикасания начинаются на туловище (от плечевого пояса к поясничному отделу) и переходят на конечности.
Стимуляция рук осуществляется в направлении снизу вверх (от кисти к плечу),
а ног — в направлении сверху вниз (от бедра к стопе).
Прикасания к поверхности лица выполняют исходя из принципа движения изнутри наружу.
Они должны сначала осуществляться в удалении от области рта и лишь
постепенно приближаться к губам и ротовой полости.
— Руки педагога должны быть теплыми, расслабленными и свободно
скользить по телу.
— Выполняются все прикасания медленно, ритмично (за 1 мин — примерно 24-26 скользящих прикасаний).
—На ровных и обширных поверхностях тела (спина, живот, грудь) применяется плоскостное
прикасание, при котором кисти рук расслаблены, пальцы выпрямлены
и сомкнуты. Следует избегать нажатий на позвоночник.
— Для стимуляции верхних и нижних конечностей используют обхватывающее прикасание
расслабленной кистью руки, при этом большой палец отведен в сторону, а остальные сомкнуты.
— Руки педагога должны быть идеально чистыми, сухими, мягкими, с коротко остриженными ногтями.

Для соматической стимуляции можно использовать следующие вспомогательные материалы: губки; массажные перчатки; перчатки из различных тканей (материя, шерсть, кожа); платки или ткани различной фактуры (махровые, хлопковые, шелковые, велюровые); полотенца; подушечки с наполнителями; мягкие игрушки; фен.

Говоря о коммуникации, А. Фрелих указывает на необходимость устанавливать контакт с детьми при стимуляции любой из областей восприятия.


У детей с тяжелыми и (или) множественными нарушениями психофизического развития коммуникация, построенная на взаимодействии с телом, а также на использовании мелодики и тембра голоса, располагает значительно большими возможностями, чем контакт с помощью речи и письма.
Значимыми элементами языка тела являются: положение тела, телесный контакт, движения, характер движений, позы, запах, взгляд, выражение лица.


Коммуникация в процессе базальной стимуляции направлена на то, чтобы
— вызвать у ребенка реакцию на воздействие,
— правильно эту реакцию интерпретировать
— и соответствующим образом погасить или укрепить.
Очень сложно правильно интерпретировать сигналы тела ребенка, но несмотря на это, надо стараться использовать любую попытку для осуществления двустороннего контакта. В этой связи обязательным требованием реализации взаимодействия является постоянное наблюдение за реакциями ребенка, его лицом, которое должно постоянно находиться в поле зрения взрослого.
Усиление коммуникации в процессе базальной стимуляции должно осуществляться с помощью эмоциональных вокализаций, которые не только сопровождают действия взрослого, но и представляют собой предложение ребенку вступить в вокализированный (звуковой) диалог.

 

Опыт работы в области базальной стимуляции свидетельствует, что она может быть органично вписана в режим жизнедеятельности ребенка и сопровождать его обслуживание и уход, например, предварять одевание, купание, кормление и т. д.

 

При проведении базальной стимуляции специалисты должны иметь четкую установку по поводу того, зачем они это делают. Обычно она включает в себя следующие составляющие: улучшить состояние тела, улучшить положение (позу) тела, установить контакт. Для отдельных детей установка может быть дополнена: добиться разрешения прикасаться к себе, обеспечить спокойное отношение к прикосновениям.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.