|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Судовождение 8 страница
3. 1. Охрана жизни людей на воде Водным кодексом Российской Федерации, в котором законодательно установлены отношения собственности на воды и разрешительный порядок на водопользование, узаконены правила по регулированию, использованию, восстановлению и охране водных объектов. В Кодексе есть статьи, которые либо напрямую, либо косвенно отражают интересы граждан, отдыхающих на водных объектах, в том числе с использованием маломерных судов. Так в из статей Кодекса, устанавливающей порядок общего и специального водопользования, имеется запись: " Использование водных объектов с применением сооружений, технических средств и устройств (специальное водопользование) осуществляется гражданами и юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование, за исключением случаев использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах и для разовых посадок (взлетов) воздушных судов". Таким образом закон разрешает гражданам выходить в плавание на маломерных судах без получения лицензии на водопользование. В то же время Водный кодекс Российской Федерации устанавливает, что общее водопользование должно осуществляться в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации также наделены полномочиями утверждать и правила использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах. 2. В соответствии с действующим законодательством функции спасения и охраны жизни людей на водных объектах возложены на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. С этой целью во внутренних водах и на морском побережье в местах массового купания и отдыха людей создаются спасательные станции и посты. Кроме того, в наиболее сложных районах, где присутствует большая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на водоемах, созданы спасательные подразделения МЧС России, обеспечивающие безопасность на водах. 3. Надзорные функции, обеспечивающие безопасность пользования маломерными судами, базами (сооружений) для их стоянок, пляжами, переправами и наплавными местами, осуществляют подразделение Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. > специальными приспособлениями, обеспечивающими безопасные в пожарном отношении условия проведения работ (козлы, стойки, щиты, трапы, носилки и т. п. ). При этом для стеклянной тары должны быть предусмотрены тележки или специальные носилки, имеющие гнезда. Допускается переносить стеклянную тару в исправных корзинах с ручками, обеспечивающими возможность перемещения их двумя работающими; > средствами пожаротушения и ликвидации аварийных ситуаций; ; > исправным стационарным или временным освещением. В местах погрузочно-разгрузочных работ с взрывоопасными и пожароопасными грузами не разрешается пользоваться открытым огнем. Трюма, другие места и палуба судов предназначенные под погрузку взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов, должны быть очищены от посторонних веществ. При обнаружении повреждений тары (упаковки), рассыпанных или разлитых веществ следует немедленно удалить поврежденную тару (упаковку), очистить пол и убрать рассыпанные или разлитые взрывопожароопасные и пожароопасные вещества. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ с взрывопожароопасными и пожароопасными грузами работающие должны соблюдать требования маркировочных знаков и предупреждающих надписей на упаковках. Не разрешается производить погрузочно-разгрузочные работы с взрывопожароопасными и пожароопасными веществами и материалами при работающих двигателях на судах, а также во время дождя, если вещества и материалы склонны к самовозгоранию при взаимодействии с водой. Взрывопожароопасные и пожароопасные грузы в трюмах и на палубе судна следует надежно закреплять с целью исключения их перемещения при движении. Люки и крышки следует открывать плавно, без рывков и ударов, с применением искробезопасных инструментов. Не разрешается производить погрузочно-разгрузочные работы с емкостями, облитыми ЛВЖ и ГЖ; По окончании разгрузки взрывопожароопасных или пожароопасных грузов необходимо осмотреть трюм, кокпит, палубу, тщательно собрать и удалить остатки веществ и мусор. Основные причины гибели людей на воде Ежегодно на водных объектах России тонут тысячи людей. В некоторые годы гибель людей, связанная с водой, составляла до 20 тысяч человек. Основные обстоятельства гибели людей на воде приведены на рисунке 246. Многолетние данные свидетельствуют, что практически каждый второй из утонувших при купании находился в состоянии алкогольного опьянения, а при гибели в болотах, канавах, лужах, карьерах нетрезвое состояние является главной причиной трагедий. В последние годы ежегодно на водоемах тонет до 2 тысяч детей. Основными причинами детского травматизма на воде являются неумение детей плавать и оставление их возле воды без присмотра взрослых, в первую очередь, родителей. Особенно опасно купание в необорудованных для этого местах. Поэтому судоводителям маломерных судов во время остановки у берега необходимо проявлять предельную осторожность при выборе места для купания. Основные причины аварийности маломерных судов Ежегодно в органах ГИМС МЧС России фиксируются сотни аварийных происшествий с маломерными судами. Зачастую эти происшествия связаны с гибелью и увечьем людей. Анализом аварийности маломерных судов за многие годы установлено, что 60-70% аварийных судов не представлялись на техническое освидетельствование, около 40% всех аварий совершается в состоянии алкогольного опьянения, у половины лиц, совершивших аварии на катерах и моторных лодках, отсутствуют удостоверения на право управления маломерным судном. Большинство аварийных случаев с маломерными судами происходит во время рыбной ловли и охоты (более 60%). Нередки случаи групповой гибели людей на моторных и гребных лодках из-за превышения норм пассажировместимости и при плавании в штормовую погоду. Основными причинами аварийности являются: нарушение судоводителями правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах; неправильное размещение людей и груза; превышение установленных норм пассажировместимости и грузоподъемности; плавание в сложных гидрометеоусловиях и в темное время суток. В последние годы участились случаи гибели людей во время запуска подвесных моторов при включенном реверсе. Судоводителям следует обратить внимание и на необходимость непрерывного наблюдения за окружающей обстановкой во время движения, т. к. до 10% аварийных случаев происходит из-за отсутствия такого наблюдения. Чаще всего аварии совершаются на моторных и гребных лодках (до 90%). Аварийность на катерах составляет 3-5% от общего числа случаев. Доля аварийности на внутренних водных путях - более 50%, на несудоходных водоемах - до 40%, в прибрежных участках морей - 5-7%. Основными видами аварийных происшествий являются: опрокидывание (около 55%) и затопление (порядка 15%). До 25% случаев гибели людей с маломерных судов происходит при падении людей за борт во время плавания и при купании (нырянии) с плавсредств. Несмотря на то, что доля столкновений судов не превышает 10% от всех аварийных случаев, судоводитель должен помнить, что нередко, принимаемые в самый последний момент действия для избежания столкновения с другим правсредством, приводят к опрокидыванию судна с человеческими жертвами. Поэтому судоводитель обязан внимательно следить за окружающей обстановкой и заблаговременно совершать маневры, обеспечивающие безопасное расхождение судов.
3. Правила пользования маломерными судами. 3. 3. Административная ответственность судоводителей. Правила пользования. Единый порядок пользования маломерными судами на всех водоемах страны установлен Правилами пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденными МЧС России и зарегистрированными в Минюсте России. Под маломерными судами в указанных Правилах понимаются принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), эксплуатируемые во внутренних водах; прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, военных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания. Руководители организаций, в которых имеются маломерные суда и базы (сооружения) для их стоянок, назначают должностных лиц, ответственных за безопасность их эксплуатации. Для судоводителей и иных лиц, управляющих маломерными судами, а также для должностных лиц, ответственных за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, за нарушение Правил предусмотрена административная ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий на нарушителей производятся должностными лицами ГИМС МЧС России в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Эксплуатация маломерных судов разрешается после их государственной регистрации в судовой книге, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования (осмотра), с соблюдением установленных условий, норм и технических требований по пас-сажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Государственную регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование (осмотр) маломерных судов осуществляют государственные инспекции по маломерным судам в составе главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и центры Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по субъектам Российской Федерации. Принадлежащие физическим лицам гребные лодки грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарки - менее 150 килограммов и надувные безмоторные суда - менее 225 килограммов, эксплуатируемые во внутренних водах, допускаются к эксплуатации без государственной регистрации и технического освидетельствования (осмотра) с соблюдением лицами, управляющими этими судами, требований Правил пользования маломерными судами, других нормативов и требований, в части обеспечения охраны жизни людей на воде и безопасности плавания судов. К управлению маломерными судами допускаются судоводители, имеющие удостоверение на право управления маломерными судами. На водных объектах, не имеющих судоходной (навигационной) обстановки, маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами). Предельная скорость движения маломерных судов на акваториях в границах населенных пунктов и баз (сооружений) для стоянок маломерных судов устанавливается Главным государственным инспектором по маломерным судам субъекта Российской Федерации применительно к местным условиям и в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП). Проведение на водных объектах соревнований (регат), водных праздников и других массовых мероприятий с использованием маломерных судов разрешается в местах, устанавливаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (или органом местного самоуправления) по согласованию или с уведомлением Главного государственного инспектора по маломерным судам субъекта Российской Федерации. При плавании на маломерных судах запрещается: > управлять маломерным судном: не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического освидетельствования (осмотра); не несущим бортовых номеров; переоборудованным без соответствующего разрешения; с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания; без удостоверения на право управления маломерным судном; в состоянии опьянения; > передавать управление судном лицу, не имеющему права управления, или находящемуся в состоянии опьянения; > превышать установленные скорости движения; > нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков; > наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки; > заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах; > заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах; > приближаться на водных мотоциклах (гидроциклах) на расстояние менее 50 метров к ограждению границ заплыва на пляжах и других организованных мест купания; > перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых; > швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству; > устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете; > использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий; > пересаживаться на ходу с одного судна на другое и сидеть на бортах во время движения; > осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности; > выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости; > осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам; > двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка; > нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов. Эксплуатация маломерных судов запрещается при следующих неисправностях: > наличие сквозных пробоин корпуса судна независимо от их местонахождения; > отсутствие или разгерметизация гермоотсеков и (или) воздушных ящиков судна; > отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства, или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы; > наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе; > несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете; > отсутствие, неисправность, или несоответствие отличительных огней установленным требованиям. Судоводители, управляющие маломерными судами, должны иметь при себе и предъявлять для проверки государственному инспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, следующие документы: > удостоверение на право управления маломерным судном (с талоном к нему); > судовой билет маломерного судна; > оформленную в установленном порядке доверенность (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца) на право управления маломерным судном; > судовую роль (на судах с экипажем не менее 2 человек). В соответствии с Правилами пользования маломерными судами судоводитель маломерного судна обязан: > выполнять их требования, требования ППВВП, МППСС, обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных портов, правил пропуска судов и составов через шлюзы, правил охраны жизни людей на воде и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды; > проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и другими предметами снабжения в соответствии с установленными нормами; > перед посадкой лично производить инструктаж пассажиров по правилам поведения на судне, обеспечить их безопасность при посадке, высадке и на период пребывания на судне; > осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих установленному классу судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания; > прекращать движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного государственным инспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать регистрационные и судоводительские документы для проверки; > оказывать помощь людям, терпящим бедствие на воде, доставлять пострадавших в лечебное учреждение, сообщать в территориальный орган или подразделение ГИМС МЧС России обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах; > проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование для подтверждения годности по состоянию здоровья управлять маломерным судном; > выполнять требования должностных лиц ГИМС МЧС России, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах; > сообщать в территориальные органы и подразделения ГИМС МЧС России, природоохранные и рыбоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов, а также браконьерства; > выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов. Правилами определен порядок выпуска маломерных судов с баз (сооружений) для их стоянок. На базе устанавливается режим, предусматривающий контроль за выходом в плавание и возвращением на базу маломерных судов, их исправностью, наличием у судоводителей обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды. При выходе маломерного судна в плавание и при его возвращении на базу в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись: бортовой номер судна, фамилия и инициалы судоводителя, время выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, фактическое время возвращения на базу. Выпуск маломерных судов с базы (сооружения) для их стоянок запрещается в случаях: > непредъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном и талона к нему, судового билета с отметкой о прохождении ежегодного технического освидетельствования (осмотра); > отсутствия бортового номера или его несоответствия записям в судовом билете; > отсутствия у судоводителя доверенности на право управления судном (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца); > обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещена его эксплуатация; > отсутствия на судне указанных в судовом билете спасательных, противопожарных и водоотливных средств; > нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности; > размещения пассажиров (грузов), вызывающего опасный крен или дифферент; > наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если судно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами; > если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судна данного типа; > нахождения судоводителя в состоянии опьянения.
3. 3 Административная ответственность. Судоводители маломерных судов, иные лица, управляющие этими судами, должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, а также лица, ответственные за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов за нарушение установленных правил несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности. Рассмотрение дел об административных правонарушениях и назначение административных наказаний нарушителям производятся должностными лицами органов ГИМС МЧС России в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, состоящем из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный Закон от 30. 12. 01 № 195, далее - Кодекс) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. В основу Кодекса положен принцип презумпции невиновности, главные положения которого гласят, что: - лицо подлежит ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина; - лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа или должностного лица, рассмотревших дело; - лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность; - неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена ответственность. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. В возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, лицо может быть освобождено от ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной законодательством о защите прав несовершеннолетних. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Причем, под должностным лицом в Кодексе понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенноев установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в области правил пользования маломерными судами в соответствии с дисциплинарными уставами, а сотрудники органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов - в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы в указанных органах. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административное правонарушение, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Под административным наказанием Кодекс подразумевает установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения, применяемую в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. За совершение административных правонарушений от имени органов ГИМС России на судоводителей маломерных судов и должностных лиц баз (сооружений) для их стоянок могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1)предупреждение; 2)административный штраф; 3) лишение специального права, предоставленного физическому лицу. Административный штраф является денежным наказанием и может выражаться в величине, кратной: - минимальному размеру оплаты труда (далее МРОТ); - стоимости предмета, явившегося непосредственным объектом административного правонарушения, на момент окончания или пресечения административного правонарушения; - сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой МРОТ и превышать: для граждан - двадцать пять МРОТ, для должностных лиц - пятьдесят МРОТ, для юридических лиц - одну тысячу МРОТ. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса. Лишение специального права назначается с у д ь е й. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более двух лет. При совершении лицом двух и более правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное правонарушение. Если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказание назначается в пределах только одной санкции. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено, в общем случае, по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении сроки начинают исчисляться со дня его обнаружения. Рассматривая конкретно содержание статей, предусматривающих ответственность судоводителей маломерных судов и должностных лиц баз (сооружений) для их стоянок, необходимо отметить, что примечанием к ст. 11. 7. Кодекса дано понятие маломерного судна. Органы Государственной инспекции по маломерным судам рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 8. 22, 8. 23 (в части выпуска в эксплуатацию и эксплуатации маломерных судов с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах или нормативов уровня шума), ч. 2 ст. 11. 7, ст. ст. 11. 8 -11. 12, ч. 2 ст. 11. 13 Кодекса, (см. таблицу) Также предусмотрена ответственность (рассматривать дела по этим правонарушениям будут соответствующие компетентные органы) судоводителей и должностных лиц за нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на водном транспорте (ст. 11. 14. Кодекса), за выбрасывание мусора за борт судна (ст. 11. 17. Кодекса), а также за нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах, в российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов правил учета, хранения, выхода из пунктов базирования и возвращения в них, пребывания на воде (на льду) российских маломерных судов и за ведение в перечисленных водных объектах промысловой и иной деятельности без разрешения войск пограничной службы либо с нарушением условий такого разрешения (ст. 18. 3. Кодекса). В последнем случае судовладельцы и юридические лица должны быть готовы к конфискации орудий совершения и непосредственного объекта административного правонарушения. Все участники правоотношений должны знать, что умышленное невыполнение, а равно законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном
правонарушении, - влечет наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ; на должностных лиц - от двадцати до тридцати МРОТ (ст. 17. 7. Кодекса), а невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства - влечет наложение штрафа на граждан в размере от трех до пяти МРОТ; на должностных лиц - от пяти до десяти МРОТ; на юридических лиц - от пятидесяти до ста МРОТ (ст. 19. 5. Кодекса).
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
|