Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Судовождение 7 страница



Краткосрочные прогнозы бывают двух видов: общего пользования (для населения и хозяй­ственных организаций, где указываются облачность, осадки, направление и скорость ветра, тем­пература воздуха и особые явления погоды) и специализированные. Долгосрочные прогнозы составляются на 3 дня, декаду, месяц и сезон. Прогнозы составляются по пункту, территории субъекта Российской Федерации, по акватории и портам, в последнем случае дополнительно прогнозируется видимость. Несомненно, самая ответственная роль в деле обеспечения безо­пасности плавания отводится своевременному прогнозу и передаче (приему) на судах штормо­вых предупреждений, передаваемых национальными метеослужбами.

В заключение темы необходимо отметить, что прогнозирование погоды в районе плавания даже при наличии на борту факсимильной (синоптическая карта, переданная на судно факси­мильным способом, т. е. в виде изображения, представляющего копию оригинальной карты) или иной синоптической карты (рис. 141) должно проверяться и подкрепляться непосредственным и постоянным наблюдением за местными признаками погоды, которые помогут судить о характе­ре воздушной массы в конкретном районе, интенсивности тех или иных атмосферных явлений. Местными признаками погоды называются различные атмосферные явления (характер облач­ности, дальность видимости, ход атмосферного давления и ветра, оптические явления и т. д. ), наблюдаемые в районе плавания судна, которые позволяют предвидеть ожидаемую погоду на самое ближайшее время. При корректировке прогноза погоды судоводитель должен в первую

очередь следить за состоянием небосвода, оценивать характер и форму облачности в комплексе с изменениями давления и ветра, других метеоэлементов и явлений. Далее приведем некото­рые местные признаки, которые дают возможность судить о характере погоды на ближайшие 6 -12 часов.

Признаки сохранение характера погоды.

Хорошая устойчивая погода без осадков, ветер слабый или умеренный, видимость более 2 миль (3, 5 км):

> отсутствие облаков или появление к 9-10 ч. кучевых плоских, медленно движущихся, к 15-16 ч достигающих наибольшего развития облаков, вечером - их исчезновение;

> появление по утрам отдельных перистых нитевидных (иногда когтевидных), не распространяющихся постепенно по небу облаков, с их исчезновением во второй половине дня;

> незначительный суточный ход ветра;

> сохранение давления без изменения в течение нескольких часов;

> небольшие изменения температуры воздуха в течение суток, при наличии ее суточного хода;

> появление ночью и к утру росы на палубе, надстройке, мачтах (реях);

> Солнце заходит за чистый горизонт;

> наблюдается небольшая деформация солнечного диска при восходе и заходе над водой;

> ночное мерцание звезд с преобладанием зеленого цвета.

Устойчивая малооблачная или с переменной облачностью погода в районе, местами ливни, видимость более 2 миль (3, 5 км):

> кучевые облака разрастаются в вышину, превращаются в более мощные;

> ветер слабый (умеренный) с кратковременным усилением;

> давление постоянно в течение нескольких часов;

> появление ночью и к утру росы на палубе, надстройках судна.

 

Пасмурная погода с осадками, умеренным и сильным ветром, видимость около 2 миль (3, 5 км) и менее:

> характер облачности (слоисто-дождевой, кучевой разорванной, кучево-дождевой) не меняется;

> на низком фоне давления или при слабом его падении не наблюдается суточного хода;

>

 

температура воздуха не имеет суточного хода;

> ветер умеренный, до сильного, мало меняет направление.

 

Признаки ухудшения погоды:

Ухудшение погоды, обложные осадки, усиление ветра до сильного, видимость менее 2 миль (3, 5 км):

> появление перистых нитевидных (когтевидных), перистых или перисто-слоистых облаков, постепенно распространяющихся по небу и уплотняющихся, возможно появление «гало» -оптического явления в виде светлых кругов, дуг. столбов и т. п. вокруг Солнца (Луны) за счет преломления и отражения света в атмосфере;

> переход высокослоистых непросвечивающихся в слоисто-дождевые с выпадением осадков;

> постепенное понижение давления;

> постепенное усиление ветра, отклонение его направления вправо;

> нарушение суточного хода температуры при закрытом облаками небе;

> направление зыби и волн отличны от направления ветра, усиление волнения;

> Солнце заходит в сгущающиеся облака;

> сильное мерцание звезд синим оттенком (высокая влажность).

 

Пасмурная погода при умеренном ветре, иногда моросящие осадки и туман, может сохра­няться несколько часов, затем ухудшаться:

> переход слоисто-дождевых облаков в слоистые, возможное появление просветов;

> уменьшение падения давления или небольшой его рост;

> небольшое ослабление ветра, поворот его направления против часовой стрелки;

> повышение температуры воздуха;

> волнение не увеличивается.

 

Облачная погода с ливневыми или обложными осадками, ветер умеренный до сильного, по­рывистый, видимость около 2 миль (3, 5 км):

> появление перисто-кучевых облаков, возможно с перистыми или перисто-слоистыми;

> одновременное присутствие нескольких форм облаков различных ярусов, движущихся в различном направлении, хаотический вид неба;

> усиление ветра, ветер становится порывистым;

> появление характерного шума со стороны грозы или шквала;

> появление сильных помех радиоприему.

Признаки улучшения погоды.

Уменьшение облачности, прекращение осадков, увеличение видимости (более 2 миль):

> переход слоисто-дождевых облаков в высокослоистые или высококучевые, появление просветов;

> быстрый рост атмосферного давления;

> резкий поворот направления ветра против часовой стрелки (в северном полушарии);

> понижение температуры воздуха;

> уменьшение помех радиоприему.

Признаки приближения шквала.

Чаще всего шквал появляется в теплую дневную погоду, иногда перед ним бывает гроза.

> на горизонте видна низкая черная туча;

> ветер на непродолжительное время совершенно стихает;

> вслед за дождем усиливается;

> вдали появляется пелена пыли;

> по поверхности воды быстро приближаются темные полосы ряби с белыми " барашками"; в воздухе резкий шум и свист.

 

2. 4. Правила плавания по внутренним водным путям (ППВВП)

Правила предупреждения столкновения судов в общем случае - это вызванная необхо­димостью и установленная правительствами государств система правил плавания, огней, знаков и сигналов, которыми регулируются безопасность движения и расхождения судов на реках, озерах, водохранилищах, в каналах и иных судоходных путях, в море, на акваториях рейдов и в портах.

Из большого количества различных правил, регламентирующих безопасность плавания мало­мерных судов как на внутренних водных путях, так и в прибрежной части морей в пособии частич­но рассматриваются только основные: Правила плавания по внутренним водным путям и Меж­дународные правила предупреждения столкновения судов в море, поскольку местные и бассей­новые Правила, обязательные постановления капитанов портов и др. документы, как и Правила пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, отличаясь от вышеуказанных Правил в деталях, не должны вступать с ними в противоречие. С существующи­ми в районах предполагаемого плавания правилами и постановлениями, касающимися органи­зации и безопасности судоходства, судоводителю следует ознакомиться самостоятельно или получить соответствующую консультацию в органах ГИМС при подготовке к плаванию или разра­ботке маршрута перехода.

Правила плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (ППВВП-2002, далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ " Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (КВВТ) (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 11, ст. 1001), утверждены приказом Мин­транса России от 14 октября 2002 г. № 129, зарегистрированы в Минюсте России 30. 12. 02 № 4088 и действуют на внутренних водных путях, открытых в установленном порядке для судо­ходства, за исключением устьевых участков рек с морским режимом судоходства. Правила состоят из 11 разделов и 6 приложений, где определяется порядок движения, маневрирова­ния судов, несения ими навигационных огней и знаков, подачи зрительных и звуковых сигна­лов при плавании по внутренним водным путям в условиях нормальной и ограниченной види­мости. Правила распространяются на все суда, независимо от их принадлежности и форм собственности, при плавании по внутренним путям России. В дальнейшем рассматривается только та часть Правил, которая касается плавания маломерных и парусных судов, тем бо­лее, что один экземпляр Правил и документ, определяющий особенности движения судов в бассейне по пути следования, должны находиться на борту каждого судна, за исключением судов, эксплуатируемых без судовых экипажей.

 

Основные определения и термины, употребляемые в Правилах:

 

судно - самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоход­ства, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие техничес­кие сооружения подобного рода;

скоростное судно - судно на подводных крыльях или воздушной подушке, скорость движения которого составляет 30 километров в час и более;

 

маломерное судно - самоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн с главным двигателем мощностью менее 55 киловатт (75 л. с. ) или с подвесными моторами незави­симо от мощности, парусное несамоходное судно валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, а также иное несамоходное судно (гребная лодка грузоподъемностью 100 и более кило­граммов, байдарка грузоподъемностью 150 и более килограммов и надувное судно грузоподъ­емностью 225 и более килограммов);

парусное судно - любое судно, передвигающееся с помощью паруса. Судно, передвигающе­еся с помощью паруса и одновременно использующее свою силовую установку, следует считать самоходным судном;

паром - судно, предназначенное для регулярной перевозки сухопутных транспортных средств, грузов и пассажиров между береговыми пунктами;

 

плот (соединение плавучего материала) - любое сооружение и устройство, предназначенное для плавания и не являющееся судном;

судно на ходу - судно, не стоящее на якоре, не ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению, другому стоящему судну и не стоящее на мели;

 

судно на стоянке - судно, стоящее на якоре, ошвартованное к берегу, причалу, плавучему сооружению или другому стоящему судну;

минимальная допустимая скорость - наименьшая скорость судна, при которой оно сохраня­ет управляемость в данных условиях и обстоятельствах;

безопасная скорость - выбранная скорость, которая позволяет обеспечивать безопасное дви­жение, маневрирование и остановку судна в пределах расстояния, требуемого сложившимися обстоятельствами;

судовой ход - часть водного пространства на внутреннем водном пути, пригодная для движе­ния судов, обозначенная на местности и (или) карте;

основной судовой ход - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе;

ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода, или линия, обозначенная навигационными знаками;

 

кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине;

 

полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой судового хода;

 

расхождение - маневр, связанный с прохождением одного судна относительно другого при встречном плавании;

 

обгон - приближение обгоняющего судна к другому (обгоняемому) в направлении под углом более 22°, 5 позади траверза обгоняемого судна и обгон его;

 

пересекающиеся курсы - пересечение курсов двух судов таким образом, что может возникнуть опасность столкновения;

пропуск - частный случай расхождения или об­гона.       

 Рис. 153 Схема расположения огней на судне

Топовый огонь (рис. 153) - белый огонь (1), рас­положенный в диаметральной плоскости судна, ос­вещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы све­тить от направления прямо по носу до 22°, 5 позади траверза каждого борта;

бортовые огни (рис. 153) - зеленый огонь на пра­вом борту (5) и красный огонь на левом борту (2); каждый из этих огней освещает непрерывным све­том дугу горизонта в 112°, 5 и установлен таким об­разом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22°, 5 позади траверза соответствующего борта;

кормовой огонь (рис. 153) - белый огонь, распо­ложенный в кормовой части судна (3, 4), освещаю­щий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от на­правления прямо по корме до 67°, 5 в сторону каж­дого борта;

круговой огонь - огонь, освещающий непрерыв­ным светом дугу горизонта в 360°.

светоимпульсная отмашка - проблесковый
огонь, излучающий свет по дуге горизонта в 112°, 5.

от траверза судна к носу или корме с перекрытием  

диаметральной плоскости судна на 22°, 5.            
проблесковый огонь - огонь, дающий проблески через регулярные интервалы времени; судно, идущее вверх - судно, осуществляющее движение в направлении:

на реках и водохранилищах - от устья к истоку реки, включая участки, где с отливом и

приливом направление течения меняется;

на каналах:

имени Москвы - от г. Москва к п. Большая Волга; Беломорско - Балтийском - от г. Беломорск к г. Павенец; Волго-Балтийском - от г. Череповец к г. Вытегра; Волго-Донском - от р. Дон к р. Волга;

на дополнительных судовых ходах, которые отходят от основного и не соединяются с ним, от основного хода к берегу;

на озерах - в соответствии с документами, определяющими особенности движения судов в бассейне.

судно, идущее вниз - судно, осуществляющее движение в направлении противоположном судну, идущему вверх;

ограниченная видимость - визуальная видимость менее 1, 0 км.

К плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации допускаются суда, зарегис­трированные в установленном порядке. Каждое судно (кроме эксплуатирующегося без экипажа) должно управляться лицом, имеющим необходимую квалификацию, именуемым в дальнейшем судоводителем, который несет всю полноту ответственности за соблюдение ППВВП в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации. Для предотвращения непосредственно угро­жающей опасности или ее возможных последствий судоводители должны уменьшить скорость до минимальной и принять все меры, которые диктуются хорошей практикой судовождения или осо­быми обстоятельствами, даже если вынуждены отступать от настоящих Правил. В случае неуве­ренности в оценке ситуации (неясность в действиях других судов, неподача сигналов, потеря ориентировки, отсутствие или неисправность знаков навигационного оборудования и т. п. ) судо­водитель должен уменьшить ход или прекратить движение до выяснения ситуации.

Загрузка судов не должна нарушать остойчивости, прочности корпуса судна и обеспечивать круговой обзор с поста управления. Суда, предназначенные для перевозки пассажиров, не дол­жны иметь на борту большее количество пассажиров, чем это предусмотрено судовыми доку­ментами.

Маломерные суда должны иметь официальные регистрационные знаки, содержащие назва­ние или номер, наименование и местонахождение владельца судна.

Требования Правил, относящиеся к огням, должны соблюдаться от захода до восхода солнца (ночью), к знакам - от восхода до захода солнца (днем). Днем, в условиях ограниченной видимо­сти, судоводители должны применять сигнализацию, предписанную для ночи. Расположение огней должно соответствовать требованиям приложения № 2, а дальность видимости - не менее указанных в приложении № 3 к Правилам.

Самоходное маломерное судно при плавании ночью должно нести (п. 69 Правил): топовый огонь, бортовые и кормовой огни, при этом бортовые огни могут быть скомбинированы в одном фонаре, расположенном по оси судна в носовой части. Буксируемые и идущие в счале маломер­ные суда должны нести круговой белый огонь.

Парусное судно должно нести:

длиной 20 и более метров - бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний - зеленым;

длиной от 7 до 20 метров - бортовые огни, кормовой огонь. Огни могут быть

объединены в одном фонаре, установленном в верхней части мачты;

длиной менее 7 метров - белый круговой огонь на мачте; с приближением других

судов парус должен освещаться белым огнем. Парусное судно, идущее под мотором или под парусом и мотором, должно нести огни как одиночное самоходное судно. Парусное судно, идущее под парусом и под мотором днем несет черный конус вершиной вниз на видном месте.

Одиночное самоходное судно и несамоходное длиной до 50 м на стоянке ночью должно нести один белый круговой огонь. Судно, стоящее на якоре, днем несет черный шар на такой высоте, чтобы он был виден со всех сторон. Кстати, п. 258 Правил требует, чтобы владельцы маломерных судов обеспечивали круглосуточную охрану своих судов и надзор за их стоянкой.

Суда органов надзора могут показывать ночью и днем проблесковый синий огонь.

Если два судна идут встречными курсами таким образом, что может возникнуть опасность столкновения, то каждое судно должно изменить курс вправо с тем, чтобы они могли разойтись левыми бортами.

Маломерные суда должны следовать за пределами судового хода или по установленной полосе движения. В случае, когда по условиям пути такое следование невозможно, они могут идти по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах до 10 м от нее, при этом они не должны затруднять движение и маневрирование немаломерных судов на судовом ходу и обяза­ны заблаговременно уходить с их пути без обмена звуковыми и зрительными сигналами. Мало­мерные суда не могут требовать, чтобы им уступили дорогу.

Если два маломерных судна идут пересекающимися курсами и может возникнуть опасность столкновения, то применяются следующие правила:

- маломерные моторные суда должны уступать дорогу всем другим маломерным немотор­ным судам;

- маломерные немоторные суда и суда, не идущие под парусом, должны уступать дорогу парусным судам.

Если два парусных судна идут пересекающимися курсами и может возникнуть опасность стол­кновения, то одно из них должно уступать дорогу согласно следующим правилам:

- когда суда идут разными галсами, идущее левым галсом должно уступить дорогу другому судну;

- когда оба судна идут одним и тем же галсом, то судно, находящееся на ветре, должно усту­пить дорогу судну, находящемуся под ветром;

- если судно, идущее левым галсом, видит другое судно с наветренной стороны и не может точно определить, левым или правым галсом идет это судно, то оно должно уступить ему дорогу.

При обгоне парусного судна другим парусным судном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны. При обгоне какого-либо судна парусным суд­ном обгоняемое судно должно обеспечить проход обгоняющего судна с наветренной стороны.

Маломерные и парусные суда при необходимости могут пересекать судовой ход, а также вы­полнять поворот с пересечением судового хода, как правило, за кормой проходящих судов. Пе­ресечение должно производиться под углом, близким к прямому, и в возможно короткий срок. Маломерным и парусным судам запрещается:

- маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т. д. и в промежутках между ними;

- останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода (полосы движения), а также у плавучих навигационных знаков;

- выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости, а парусным судам, кроме того, и ночью.

Маломерные суда не могут требовать отдельного шлюзования (п. 191 Правил). Вход судов в камеру шлюза, переход из одной камеры в другую и выход из камеры разрешаются только при зеленом сигнале входного (выходного) светофора. Отсутствие сигнала на светофоре является запрещением. С момента ошвартовки и до момента получения разрешения на выход судам, как правило, запрещено использовать движители.

Использование водных лыж и гидроциклов разрешается только днем при хорошей видимости и в установленных местах (п. 227 КВВТ). На буксировщике должно быть лицо, обслуживающее буксир и наблюдающее за лыжником. Буксирующее судно и воднолыжник должны находиться на расстоянии не менее 50 м от других судов, берега и от купающихся.

При движении и стоянке в условиях ограниченной видимости судами подаются следующие звуковые сигналы:

- один продолжительный звук - одиночные суда в движении;

- один короткий, один продолжительный и один короткий звуки - одиночные суда или составы на якоре или на мели в пределах судового хода;

- частые удары в колокол или в металлический предмет - несамоходное судно с экипажем на якоре или на мели в пределах судового хода.

Судно, получив сигнал " Предупреждение" (серия коротких звуков) с земснаряда или водолаз­ного бота должно незамедлительно прекратить движение до получения разрешения на проход без повторного запроса.

Сигналы бедствия (подаются при необходимости помощи):

- флаг с находящимся над ним или под ним шаром или аналогичным предметом;

- частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное перемещение огня;

- ракеты (фальшфейеры) красного цвета;

- медленное поднятие и опускание вытянутых в сторону рук;

- подача звуковых сигналов (частые удары в колокол, металлический предмет или продолжительные звуки любым аппаратом);

радиотелеграфный сигнал или радиотелефонное сообщение о бедствии.

Запрещается применение или выставление любого из вышеуказанных сигналов в иных целях, кроме указания о бедствии и необходимости помощи.

Огни судов на внутренних водных путях, представляющих опасность для судоводителей ма­ломерных судов в условиях ограниченной видимости (ночью) помещены на цветной вставке 11.

 

§ 5. Основы морской навигации Форма и размеры Земли

По своей форме Земля близка к эллипсоиду, который получается при вращении эллипса вок­руг малой оси (рис. 154).

Длина большой полуоси Земли а = 6378245 м, малой b = 6356863 м. а - b = 21, 4 км. Отноше­ние а - b называется сжатием Земли. В судовождении этой величиной можно пренебречь без а ущерба точности решений многих навигационных задач и принять Землю за шар. При этом условии расчетный радиус Земли R = 637110 м.

Основные точки, круги и линии

На рис. 155 воображаемые точки PN и Ps от пересечения оси Земли с ее поверхностью называются полюсами Земли: PN - нордовый полюс (северный); Ps - зюйдовый полюс (южный). Окружность большого круга EABQ, которая получилась от пересечения поверхности Земли плос­костью, перпендикулярной оси вращения PNPS и проходящей через его центр О, называется эк­ватором. Плоскость экватора делит земной шар на северное и южное полушария.

Окружности малых кругов, параллельных экватору, назы­ваются параллелями (eaeq, е^вд).

Окружности больших кругов PNaAa., Ps и PnbBb1Ps, которые получаются от пересечения поверхности Земли плоскостя­ми, проходящими через ось PNOPs, называются меридиана­ми.

Нулевым (начальным) или Гринвичским меридианом при­нято считать меридиан, проходящий через астрономическую обсерваторию в Гринвиче (недалеко от Лондона). Плоскость этого меридиана делит земной шар на восточное и

Р 154. Форма Земли.    западное полушария.

На земной поверхности можно провести сколько угодно параллелей и меридианов. Однако через одну любую точку можно провести только одну параллель и один меридиан (кроме полюсов).








     


 


     
 

Рис 14. Расстановка знаков кардинальной системы МАМС.


А/ А/

 

Рис 17. Плавучие знаки ограждения сторон фарватеров (каналов): а) на левой стороне (при ходе с моря);


Рис 18. Знаки специального назначения


б) на правой стороне (при ходе с моря).


ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАКИ Запрещающие знаки


Наименование знака


Вид


Цвет и характер огня


Назначение


 

Якоря не бросать!


О

о


Обозначает зону подводного перехода, где запрещено отдавать якоря, опускать цепи - волокуши, лоты.


 

Расхождение и обгон составов запрещены!


Обозначает участок судового хода, где запрещен обгон и рас­хождение составов и судов длиной более 120 м.


Расхождение и обгон запрещены!


Обозначает участок судового хода, где обгон и расхождение судов запрещены.


 


 

Не создавать волнения!


Обозначает участок водного пути, где запрещено создавать
волнение (у дебаркадеров, пляжей, купален, лодочных стан-
ций и др. сооружений). Необходимо снизить скорость. ____


Движение мелких плавсредств запрещено


Обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение
маломерных судов (на рейдах, в подходных каналах, у прича-
лов и др. местах). ____________________________________


Семафор:

Ход закрыт сверху и снизу

Ход закрыт снизу



Обозначает участок с односторонним (поочередным) движени­ем судов, а также для регулирования движения через разведен­ные пролеты наплавных мостов.

При отсутствии на семафоре сигналов (или одного из них) сле­дование в засемафоренный участок запрещается.


Ход закрыт сверху


Светофор:

Ход открыт

 

Ход закрыт


 

Регулирует движение судов в районе шлюзов, заградительных ворот, паромных канатных переправ.


















Глава III

 

БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК НА ВОДОЕМАХ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.