Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Судовождение 6 страница



Температура воздуха и воды является одним из основных факторов воздействия на судово­дителя. Суточный и годовой ход температуры воздуха зависит от притока солнечного тепла и характера подстилающей поверхности. Многочисленные наблюдения показали, что над сушей минимум температуры наступает незадолго до восхода Солнца, над водой (при больших площа­дях) - через 2-3 часа после его восхода.

С восходом Солнца температура земной поверхности быстро повышается и передается воздуху. Максимум температуры воздуха обычно наступает над сушей к 14-15 часам, над водой - к 15-16 часам, после чего температура начинает снова медленно понижаться (с 17 часов до захода Солнца - период быстрого понижения температуры). Следует отметить, что такой суточный ход температура характерен только для устойчивой ясной погоды. Линия равных значений температуры, нарисованная на синоптической карте, носит название изо­термы.

За температуру воздуха у земной поверхности принимают показания термометра, установлен­ного на высоте 2 м от поверхности почвы, вдали от жилых помещений, защищенного от прямой солнечной радиации и хорошо вентилируемым. Шкалы применяемых термометров могут быть разбиты как в градусах Цельсия, так и Фаренгейта, поэтому полезно помнить, что 1°F = 5/9 °С. (Для сведения - градус температурной шкалы Фаренгейта - это 1/180 часть температурного интервала между точкой таяния льда и точкой кипения воды). Температура воздуха в пределах 16° - 22°С и воды 15°- 20°С является наиболее оптимальной для эксплуатации маломерных судов, в то время как высокая температура при большой влажности, равно как и низкая (в весенне-летний и осенне-зимний периоды) сказываются отрицательно и сопряжены с повышенной опасностью, а плавание в ненастную погоду при температуре воды 3°-5°С и воздуха минус 5°- 15°С ведет к обледенению судна и его гибели.

Обледенение - это интенсивное (при забрызгивании) нарастание слоя льда на палубе, фаль­шборте, надстройках, рангоуте, при непринятии соответствующих мер к его удалению - ведет к потере остойчивости и опрокидыванию судна. Интенсивность обледенения зависит от темпера­туры поверхностного слоя воды, температуры воздуха, силы ветра, степени волнения, типа (за­ливаемое™) судна и его курса по отношению к ветру и волнению.

Одним из важнейших факторов безопасного плавания для судоводителя является видимость (дальность видимости) - расстояние, на котором днем исчезают последние признаки наблюда­емого объекта (становятся неразличимыми его очертания), а ночью становится неразличимым нефокусированный источник света определенной интенсивности. Видимость оценивается в бал­лах, глазомерно по ряду объектов, расположенных на различных расстояниях от наблюдателя, по международной шкале видимости.

 

Балл Дальность видимости Балл Дальность видимости
0-50 м 2-4 км
50-200 м 4-10 км
200-500 м 10-20 км
500-1000 м 20-50 км
1-2 км 50 км

 

Приступая к рассмотрению факторов, оказывающих влияние на видимость, напомним чита­телю, что вода, поступая в атмосферу в результате испарения с водных поверхностей, находится там в трех состояниях: газообразном (невидимый глазом водяной пар), жидком (дождь) и твер­дом (снег, град).

Туманом называется скопление мельчайших капелек или кристалликов льда в прилегающих к земной поверхности слоях воздуха, вследствие которого горизонтальная видимость становится менее 1 км. При видимости в пределах от 1 до 10 км. это скопление называется дымкой. В зави­симости от состояния капелек туман носит название водяного или ледяного. Следует отметить что даже при температуре воздуха до минус 20 °С туман еще будет водяным. В зависимости от условий образования различают радиационные и адвективные туманы.

Туманы первого рода характерны для суши, образуются обычно в предутренние часы, часто в понижениях местности, имеют небольшую вертикальную величину (1-2 км), кратковременны, рассеиваются после восхода Солнца с повышением температуры воздуха. Для прибрежных рай­онов морей и материков характерны туманы второго рода. Такие туманы, образующиеся при медленном выносе с моря влажного и еще теплого от воды воздуха на холодную сушу (особенно в осенне-зимний период), отличаются большей устойчивостью, значительной вертикальной ве­личиной, площадью распространения и наблюдаются, как правило, при скорости ветра до Юм/ сек. Существуют еще туманы испарения (парение моря), которые возникают в зимнее время над незамерзающей по каким - либо причинам водной поверхностью и представляют из себя конден­сат водяного пара с этой поверхности, обычно малой (несколько метров) высоты.

Облака, являясь, как и туманы, конденсатом водяного пара, образуются на определенной высоте над подстилающей поверхностью и основная причина их образования - восходящее дви­жение воздуха.

Основные типы облаков:

> кучевообразные (могут развиваться на высотах от 1, 5 км до 14, в зависимости от распреде­ления температуры воздуха в атмосфере);

> слоистообразные (развиваются на высотах от нескольких десятков метров до нескольких сотен, но занимающие большие, до нескольких сотен километров в ширину, площади);

> волнистые ( возникают на любой высоте, длина волн колеблется от 50 до 2000 метров, вертикальная величина мала).

Классификации облачности по ярусам

 

 

Формы облаков

Обозначение

Высота нижней границы в умеренных широтах, км

Знаки (символы)

Русское Латинское

Нижний ярус (высота нижней границы менее 2 км)

Слоисто-кучевые Stratocumulus (стратокумулюс) Sc 0, 3-1, 5  
Слоистые Stratus (стратус) St 0, 05 - 0, 5 -
Слоисто-дождевые Nimbostratus (нимбостратус) Ns 0, 1 - 1, 0 о.
Разорванно-дождевые Fractonimbus (фрактонимбус) Frnb (Fn) 0, 1 -0, 7
Разорванно-слоистые Fractostratus (фрактостратус) Frst (Fs) 0, 05 - 0, 5 - —

Облака вертикального развития (с основанием ниже 2 км и вершинами, достигающими среднего и верхнего уровня)

Кучевые Cumulus (кумулюс) Cu 0, 3-1, 5  
Кучево-дождевые Cumulonimbus (кумулонимбус) Cb 0, 4-1, 0 Б

Средний ярус (нижния граница 2-6 км)

Высококучевые Altocumulus (альтокумулюс) Ac 2-6  
Высокослоистые Altostratus (альтрстратус) As 3-5 L.

Верхний ярус

выше 6 км)

Перистые Cirrus (циррус) Ci 7-10  
Перисто-кучевые Cirrocumulus (циррокумулюс) Cc 6-8 U
Перисто-слоистые Cirrostratus (цирростратус) Cs 6-8  

Существующая международная классификация облаков основана на их внешнем виде и со­стоит из 10 основных форм и двух дополнительных. Кроме того, облака разделяются по ярусам в зависимости от высоты их нижней границы (см. таблицу на стр. 139).

Для сведения судоводителей - цветные фотографии самых распространенных форм облаков, в соответствии с указанной международной классификацией собраны в Атласе облаков для судо­вых наблюдений, которые необходимо производить судоводителям, ибо такие наблюдения зача­стую позволяют судить о предстоящей погоде и подтверждают полученный прогноз. Облачность обычно оценивается глазомерно, в баллах (до 10), по степени закрытия неба облаками. Один балл -10% площади небосвода.

Воду (в жидком или твердом состоянии), выпадающую из облаков или осаждающуюся из воздуха на поверхности земли или предметов принято называть осадками. По происхожде­нию и характеру выпадения атмосферные осадки подразделяются на ливневые, обложные и моросящие, жидкие (дождь, морось), твердые (снег, град, крупа) и смешанные. Ливневые осадки - начинаются и заканчиваются внезапно, кратковременны (от нескольких минут до 2-3 часов), выпадают из кучево-дождевых облаков в виде дождя, снега, снежной (ледяной) кру­пы или в сочетании с дождем в виде града. Обложные осадки - продолжительный, умеренной интенсивности, дождь или снег при пасмурной погоде, выпадают, как правило, из слоисто-дождевых облаков на больших площадях. Моросящие осадки (морось) - выпа­дают из слоистых облаков в виде очень мелких капель или снежных крупинок. Морось отличается от мелкого об­ложного дождя тем, что образующие ее частицы как бы плавают в воздухе.

Количество выпадающих осадков принято измерять тол­щиной слоя воды (в миллиметрах), который образовался бы от дождя (растаявшего снега) на горизонтальной повер­хности, если бы вода никуда не стекала. Когда говорят, что выпал Рис. 133. Барометр-анероид

1 мм осадков - это означает, что на каждый 1 м2. земной поверхности выпал 1 литр воды.

Атмосферное давление (давление воздуха, баромет­рическое давление) определяется весом столба возду­ха, который давит на единицу площади горизонтальной поверхности. Давление с давних времен измерялось вы- сотой ртутного столба в миллиметрах (дюймах). В двад­цатых годах в практику введена новая единица измерения давления - миллибар (мб) - едини­ца атмосферного давления, равная 1000 дин на 1 см2. Дина (из физики) - сила, сообщающая массе в 1 г ускорение движения на 1 см в сек2. Нормальное давление равно 1013, 25 мб, стандартное - 1000 мб (750 мм). На судах встречаются приборы, измеряющие давление как в одних, так и в других единицах, поэтому для перевода одних в другие следует помнить, что 1 мб приблизительно равен 0, 75 мм рт. ст., а 1 мм рт cm равен 1, 3 мб. Для облегчения перевода существуют специальные таблицы, приведенные, для облегчения судоводителями поиска в приложении к настоящему пособию. Прибор для измерения атмосферного давле­ния носит название барометра. По принципу действия различают жидкостный, анероид, гип­сотермометр, газовый барометры. Основным прибором для измерения давления на судах является барометр-анероид (рис. 133).

Шкала прибора проградуирована в миллиметрах ртутного столба, на ней встроен термометр. При выполнении наблюдений необходимо слегка постучать по стеклу, после чего отсчитать пока­зания с точностью до 0, 1 мм, которые необходимо исправить тремя поправками - шкалы, на темпе­ратуру прибора и добавочной поправки, которые все выбираются из паспорта. Для наблюдения за изменениями давления в течение определенного промежутка времени и графической записи по­казаний служит барограф, который автоматически и непрерывно (в течение суток или недели - в зависимости от оборота барабана) ведет запись атмосферного давления. Общий вид барографа показан на


Барограф устанавливается и закрепляется, как правило, на столе в рубке Для использования на судах удобнее ба­рографы с недельным оборотом барабана. По барографу определяется очень важная для прогнозирования погоды ха­рактеристика - барическая тенденция, характеризующая из­менение давления, особенно за последние 3 часа (рост или падение).

Атмосферное давление - одна из основных составляющих, учитываемых при прогнозировании погоды. Существующие кар-


ты распределения атмосферного давления называются карта- 

ми барического поля и представляют из себя нарисованные на

т. н. немых географических картах линии изобар - линий, соеди­няющих места с равным (одинаковым) давлением. Изобары, как правило, проводятся через 5 мб и соответственно подписываются, что позволяет наглядно видеть районы с преобладанием высоко­го и низкого давления.

Основными формами барического рельефа (приведены на рис. 135) являются:

> циклоны (барические минимумы) - области низкого атмосферного давления (нарисованы концентрическими замкнутыми изобарами, значение (по величине давления) каждой из которых уменьшается к центру, в центре - самое низкое давление;

> антициклоны (барические максимумы) - области высокого атмосферного давления, также рисуются системой концентрических изобар, только величины их значений к центру увели­чиваются, в центре - самое высокое давление;

> ложбины - вытянутые от циклона области пониженного давления с горизонтальной осью, причем изобары в области ложбины либо приблизительно параллельны, либо имеют вид буквы V;

> гребни - вытянутые от антициклона области повышенного давления без замкнутых изобар;

> седловины - области барического поля между двумя циклонами или двумя антициклонами, расположенные в шахматном порядке (крест-накрест).

> фронты - переходная зона или (условно) поверхность раздела между двумя воздушными массами в атмосфере.


На картах изобар в центре циклона ставится буква Н (низкое), на иностранных картах - L (low), в центре антициклона - буква В (высокое), на иностранных картах - Н (high). Поверхность с одинаковым давлением в любой точке называется изобарической.


Рис. 135. Основные формы барического рельефа: а - циклон; б - антициклон; в • ложбина; г - гребень; д - седловина.

Ветром называется горизонтальное пере­мещение воздуха отно­сительно земной повер­хности. Причина воз­никновения - неравно­мерное распределение давления на Земле и перемещение масс воз­духа из районов с повы­шенным давлением в районы с низким, при­чем, большое значение в этом случае имеет температура воздуха, влияющая на плотность массы.       

Основной характе ристикой ветра является его направление и скорость (сила). В гидрометеорологии за направление ветра принимается то направление по компасу, откуда он дует. Существует мнемоническое правило для су­доводителей при определении направления: ветер дует в компас, течение вытекает из компаса. Ско­рость ветра измеряется в метрах в секунду, кило­метрах в час или в узлах (морская миля в час). Сила ветра определяется в баллах, глазомерно, по воз­действию на предметы и водную поверхность по шкале Бофорта от 0 до 12 баллов (см. приложение к пособию на стр. 360).

Распределение воздушных потоков в барических системах представлено на рис 136.

В циклоне и ложбине ветер направлен по изоба­рам, оставляя (в северном полушарии) центр низ­кого давления слева, т. е. будет вращаться против часовой стрелки, в южном - наоборот (если смот­реть сверху). В антициклоне ветер также направлен по изобарам, но по часовой стрелке в северном по­лушарии и против - в южном. Отсюда вытекает один из практических приемов нахождения центра цикло­на в северном полушарии - слева и несколько впе­реди, если встать спиной к ветру.

Самым распространенным прибором для изме­рения скорости ветра на судах являются ручной анемометр (рис. 137).

Ручной анемометр МС-13 является 4-чашечным с механическим счетчиком оборотов крестовины. Показания всех счетчиков (стрелок) запоминаются (записываются) перед и после операции по замеру, анемометр включают на 100 сек и, разделив затем полученную разность показаний на 100, получаем скорость ветра в метрах в секунду. Замер произво­дится на наветренной стороне мостика (рубки), па­лубы. Кстати, борт судна, обращенный к ветру име­нуется наветренным, противоположный - подвет­ренным.

На движущихся судах определяется направ­ление т. н. кажущегося ветра, являющегося вектор­ной суммой истинного и курсового ветра, причем, направление курсового ветра противоположно кур­су судна, а скорость равна скорости судна. Для оп­ределения истинного ветра существует круг СМО (ветрочет, рис. 138), представляющий из себя круг­лый планшет с наклеенной миллиметровой бумагой, поверх которой на центральной оси свободно вра­щается круг из оргстекла с нарисованными на нем градусными делениями, Для определения истинно­го ветра необходимо:


> подвести градусное деление подвижного круга, соответствующее направлению кажущегося ветра к стрелке-указателю;


отложить от центра в направ­лении указателя его скорость в выбранном судоводителем масштабе;

обозначив конец вектора точ­кой, подвести к указателю де­ление, соответствующее кур­су судна и, отложив от цент­ра круга в выбранном масш­табе скорость судна, ставим вторую точку;

 

совместив вращением круга обе поставленные точки по одной из вертикальных ли­ний планшета, параллель­ной диаметру, проходящему через центр круга и указа­тель таким образом, чтобы вторая точка была выше первой, судоводитель получит против стрелки-указателя направление истинного ветра, а расстояние между точками в выбранном масштабе будет равна его скорости. Вся операция по определению истинного ветра таким способом занимает не более 2 мин. при определенных навыках судоводителя.

Кроме скорости и направления, ветер характеризуется по направлению как постоянный или меняющийся, по скорости - ровный, порывистый и шквалистый (резко выраженный порывистый). Ветер скоростью около 5-8 м/сек считается умеренным, выше 14 м/сек - сильным, выше 20 - 25 м/сек - штормом, а свыше 30 - 35 м/сек - ураганом. Резкое кратковременное усиление ветра до значений порядка 20 м/сек и выше носит название шквала, а полное безветрие - штиль. Суще­ствуют понятия: местный ветер, бриз (прибрежный ветер с резкой полусуточной периодикой сме­ны направлений берег-море), фен (ветер с гор на Черном и Беринговом морях), бора (почти то же, что и фен, в районе Новороссийска), ледниковый ветер (дует устойчиво с ледника в долину), тайфун - местное (на Тихом океане) название тропических циклонов, смерч {рис. 139) - маломас­штабный вихрь с вертикальной осью, возникающий обычно в передней части кучево-дождевого облака, откуда и распространяется до поверхности земли (воды). Средняя скорость перемеще­ния такого смерча 30-40 км/час, диаметр - несколько десятков метров, скорость ветра внутри может достигать 100 м/ сек.

Иногда направление ветра определяют: по курсу - встреч­ный, попутный; на внутренних водных путях - по направле­нию течения реки - верховой (дует по направлению тече­ния), низовой (дует против течения), по расположению бе­регов - навальный (дует в сторону берега), отвальный (дует от берега).

В о л н ы на водных объектах классифицируются по раз­личным признакам.

Основная классификация волнения производится по его происхождению, т. е. силам, вызывающим волнение:

> ветровые, образующиеся под воздействием ветра, и зыбь - по его окончанию;

> приливо - отливные, образующиеся под воздействием сил притяжения Солнца и Луны;

> аномобарические, возникающие при сгонах и нагонах

воды и при резких изменениях атмосферного давления;

> цунами, возникающие при динамических процессах в земной коре (земле и моретрясениях, извержениях вулканов и т. п. );

> корабельные (судовые), возникающие при движении кораблей (судов). Кроме того, волны классифицируются:

> по действию силы (свободные и вынужденные);

> по изменчивости элементов волн по времени (установившиеся и неустановившиеся);

> по расположению в толще воды (поверхностные и внутренние);

> по форме (двухмерные, трехмерные, уединенные или одиночные);

> по отношению длины волны к глубине водного объекта (короткие и длинные);

> по перемещению формы волны (поступательные и стоячие).

В данном пособии будет рассматриваться классификация, принятая в гидрометеорологии и только один ее раздел - ветровые волны.

Ветровые волны возникают вследствие передачи энергии ветра частицам воды на поверхности водного объекта. Начинаясь с очень малых (т. н. капиллярных волн), волнение, под воздействием ветра приобретает все.  Рис. 140 Элементы волн   большую энергию, высоту и длину. При усилении ветра появляются барашки, гребни волн опрокидываются и срываются, образуя пенные полосы. С прекращением воздействия ветра ветровое волнение переходит в зыбь- волнение, распространяющееся по инерции в виде свободных волн, причем направление зыби может значительно отличаться от направления ветра. Зыбь при полном штиле носит специфическое название мертвой зыби.
При встрече нескольких систем волнения возникает толчея, волнение, представляющее большую опасность для судов, т. к. волны при этом очень круты, с конусообразными гребнями, обладают большой силой удара. Ветровые волны или последующая зыбь вблизи берегов (когда глубина водоема становится меньше половины их длины) носят название прибоя. Прибойные волны очень опасны, поскольку облада­ют огромной разрушительной силой, поэтому плавание в зоне прибоя и особенно прием и вы­садка людей (погрузка и выгрузка грузов) становятся проблематичны, а в ряде случаев - невоз­можны. Буруны возникают при разрушении волн у подводных (надводных) каменных гряд или отмелей, расположенных на некоторым удалении от берега и, как правило, служат предупрежде­нием судоводителям об опасности.

Волны состоят из чередующихся между собой валов и впадин и характеризуются следующими элементами (рис. 140):

гребень - наивысшая точка волнового профиля; подошва (ложбина) - низшая точка волнового профиля; высота h - расстояние по вертикали от подошвы до гребня;

длина  - расстояние по горизонтали между соседними гребнями или подошвами; крутизна - наклон волнового профиля в данной точке к горизонту; фронт - линия, проходящая вдоль гребня волн;

период - промежуток времени между прохождением двух последовательных гребней (подошв) через одну и ту же точку пространства или, иначе, промежуток времени, в течение которого волна проходит расстояние, равное своей длине;

скорость распространения С - расстояние по горизонтали, проходимое гребнем (подо­швой) волны в единицу времени в направлении ее перемещения.

Основными элементами характеристики волнения являются: высота, длина, период и ско­рость распространения волн.

Ветровое волнение на внутренних водных объектах, в отличие от океанов и глубоких морей, характеризуется меньшей величиной даже при длительном шторме, значительной крутизной волны, быстрым достижением максимальных размеров после начала действия ветра и затуханием по его прекращении.

Волнение одно из самых распространенных и опасных для судоходства природных явлений. Вызывая килевую и бортовую качку, значительную потерю в скорости (до 50%) даже при попут­ной волне, ухудшение и, в ряде случаев, потерю управляемости, смещение груза, разрушение рангоута, надстроек, а иногда и корпуса судна, волнение часто приводит к серьезным авариям, потере людей, груза, зачастую и самого судна. Сильное, как и длительное, волнение отрицатель­но сказывается на работе экипажа, судовых машин и механизмов, навигационных приборов, со­стоянии пассажиров.

Течения, оказывая непосредственное влияние на скорость и направление движения судна, также имеют важное значение для судовождения. Классификация морских течений:

а) по силам, их вызывающим - градиентные течения (из-за разности в уровнях или плотности
воды в разных районах одного или нескольких соединяющихся водных объектах), сгонно-нагонные течения, бароградиентные течения (из-за большой разницы в давлении над различными районами), сточные (речной сток), плотностные течения (при неравномерном
распределении плотности воды), приливо-отливные течения;

б) по устойчивости - постоянные, периодические, временные (непериодические);

в) по глубине расположения - поверхностные ( в навигационном слое, 0-15 м), глубинные и придонные;

г) по физико-химическим свойствам масс воды - теплые и холодные, соленые и распресненные.
За направление течения (в градусах от Оо до 360° или румбах), как указывалось выше,

принимается то направление, куда течет масса воды (еще раз напомним, что течение выте­кает из компаса), его скорость измеряется в метрах в секунду, километрах в час либо в узлах (миля в час). Течение определяется несколькими методами: навигационным (сравнением счислимых и обсервованных мест судна при отсутствии ветрового влияния), методом поплавков (инструментальные наблюдения за поплавками или вешками, помещенными в массе воды) и электромагнитным методом (измерением ЭДС соленой воды при пересечении ею силовых линий магнитного поля Земли). Последний способ, как нетрудно догадаться, применим толь­ко в морях и океанах.

Классификация речных течений:

тиховоды - медленные течения, образующиеся за выпуклыми берегами, крупными песчаны­ми отложениями в русле и т. п.;

водовороты - постоянное вращательное движение воды на участке водотока со скоростью основного потока, иногда создают глубокие ямы (омуты);

суводи - вращательное движение воды на участке реки, как правило, за выступами берегов, мысами, выпуклыми берегами, сильно вдающимися в русло, существуют постоянно или возника­ют в половодье;

майданы - беспорядочное вращательное движение воды на участке реки в виде подвижных вихрей различных размеров, образуются над крупными подводными препятствиями при неболь­шой глубине над ними, на перекатах, при других резких изменениях формы дна;

прижимное течение - течение на участке реки, в котором слои воды направлены к берегу;

свальное течение - течение, направленное под углом к судовому ходу, возникают из-за раз­ности уровней воды по ширине реки, перед мостами - из-за подпора воды пойменными дамба­ми, вызывает смещение судов с судового хода и навал судов;

затяжные течения - у входов в протоки, особенно сильны во время половодья;

сулой - взброс воды на поверхности акватории при резком уменьшении скорости течения при столкновении разнонаправленных потоков или выходе течения из узкости, наблюдается в проли­вах или в устьях рек, напоминает по виду поверхность кипящей воды, бывает достаточно высо­ким, представляет опасность для маломерных судов.

Кроме того, судоводитель должен помнить, что любые мосты (опоры), дамбы плотины, дру­гие сооружения в руслах рек вызывают, как правило, течения разного направления и скорости. На водохранилищах течения возникают из-за воздействия ветра (ветровые, сгонно-нагонные) и стока воды. В последнем случае наибольшая скорость течения вблизи плотины при сбросе -представляет опасность для судоводителей малых и гребных судов.

По течениям существуют различные навигационные пособия: лоции, карты, атласы, таблицы и т. п. Следует отметить, что они, к сожалению, не обеспечивают судоводителя точными данны­ми, поэтому сведения следует оценивать критически. Правильно поставленный при выборе и прокладке курсов учет течения, при постоянном контроле обсервациями, является одним из важ­нейших условий безопасного плавания.

Несколько слов о прогнозировании погоды на ближайший срок, поскольку от знаний и умения судоводителя решать эту задачу во многом зависит безопасность его плавания. Задача прогно­зирования погоды в целом на длительный срок сложна, ее решает большое количество специ­ально созданных ведомств на мощной технической базе, на развитой сети станций наблюдения с использованием спутниковых систем, поэтому мы будем рассматривать этот вопрос в том объе­ме, который доступен судоводителю.

В нашем случае задача составления прогноза погоды решается на основе анализа синоптичес­ких карт и карт барической топографии, устанавливающих фактическое состояние погоды. Прогноз обычно выдается в виде карт, на который отображается ожидаемое барическое поле у поверхнос­ти земли (воды) на 12, 18, 24, 36, 48 и 72 часа вперед от срока наблюдений, для которого составле­на карта. Некоторые основные знаки (символы), используемые при нанесении метеорологических данных на карты.

Ниже, также в таблице, приведены обозначения основных фронтов на картах погоды.

Несколько пояснений к таблице. Фронт - переходная зона или (условно) поверхность разде­ла между двумя воздушными массами в атмосфере. Теплый фронт - фронт, перемещающийся в сторону теплого воздуха, холодный - соответственно, в сторону холодного. Окклюзия - процесс изменения состояния циклона, состоящий в смыкании холодного и теплого фронтов, при кото­ром теплый воздух вытесняется холодным в верхние слои тропосферы. Зона конвергенции - зона схождения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.