Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Судовождение 5 страница



Тягуны воздействуют на суда неодинаково и сила их действия зависит от многих факторов: от местонахождения судна, его размеров, места крепления швартовов и т. д.. При этом бывает так, что из двух рядом стоящих у причала судов, одно из них будет испытывать очень сильные гори­зонтальные или вертикальные резонансные перемещения, а на другое тягун не будет воздей­ствовать.

Судоводителю следует знать особенности тягунов в данном порту, период колебания воды на акватории и особенности поведения своего судна при тягуне, чтобы не допустить его поврежде­ний.

Навигационные опасности на водохранилищах и озерах

 

К навигационным опасностям на водохранилищах относятся:

Береговая отмель - мель, начинающаяся непосредственно от береговой черты и образован­ная в результате отложения наносов при разрушении берегов.

Затопленный лес. Ложа водохранилищ в ряде районов до затоплений были покрыты лесом. Несмотря на то, что деревья должны вырубаться, это как правило, вне судового хода не делает­ся. Кроме того, при обвале берегов, поросших лесом, водохранилище засоряется древесиной и корнями.

В связи с этим судоводители при плавании по водохранилищу должны учитывать возможность наличия этой опасности.

Плавающий торф. В первые годы после образования водохранилища можно наблюдать на поверхности воды целые массивы всплывшего торфа. Они достигают площади в несколько гек­тар и толщины до нескольких метров. При плавании в недавно образованном водохранилище нужно быть предельно внимательным, чтобы не столкнуться с торфяным островом.

Растительные заросли. Прибрежные районы часто зарастают камышом и тростником, что создает препятствие для плавания на маломерных судах.

К навигационным опасностям на водохранилищах также следует отнести и некоторые навигационные препятствия, характерные для рек: остатки сооружений; косы и другие на­носы в устьях впадающих рек; мели на поймах и извилистый судовой ход (если ход прохо­дит по старому руслу); понижение уровня воды при сгонных ветрах; колебания уровня воды.

Перечень опасностей на озерах мало чем отличается от опасностей, которые характерны для прибрежных морских районов. Основными опасностями на озерах являются: береговые отмели и косы; банки; мелководья; камни; заросли растительности возле берегов; затопленные суда и др. предметы.

 

Каналы и шлюзы

Каналы. Канал - это искусственный водовод с руслом в земляной выемке (насыпи), предназ­наченный для судоходства. По своему назначению каналы могут быть соединительные, обход­ные и подходные.

Соединительные каналы предназначены для соединения водным путем либо рек разных бас­сейнов, либо рек, озер и морей. Как правило, такие каналы имеют шлюзы.

Обходные каналы служат для обхода крупных озер, на которых плавание судов во время сильных штормов опасно, порожистых участков рек, а также центральных частей больших городов и т. п..

Подходные каналы обеспечивают подход судов к шлюзам, портам, промышленным предпри­ятиям и населенным пунктам.

По способу питания каналы делятся на самотечные и с искусственным питанием.

Самотечные каналы заполняются и питаются водой непосредственно из реки и озера. Вода при этом поступает в канал самостоятельно (самотеком).

Каналы с искусственным питанием обеспечиваются водой из источника при помощи насосов, путем накачки ее в водоразделительный бьеф, откуда вода в русло канала поступает самотеком.

К основным гидротехническим сооружениям, необходимым для эксплуатации канала, отно­сятся аварийные ворота, водосбросы, водоспуски и шлюзы.

Аварийные ворота служат для выключения отдельных участков канала в случае аварии или для ремонта.

Аварийные водосбросы предназначены для сброса воды из канала в случае его переполне­ния.

Водоспуски предусмотрены для опорожнения (осушения) канала через специальные трубы, закладываемые

Шлюзы. Шлюз - это гидротехническое сооружение для перемещения судов с одного уровня воды на другой (рис. 146).

Акватория выше шлюза называется верхним бьефом, ниже шлюза - нижним бьефом. Разность уровней воды этих бьефов называется подпорным уровнем воды.

Принципиальная схема для шлюзов (рис. 145) практически одинакова с небольшими отли­чиями.

Наполнение и опорожнение камеры водой происходит самотеком при помощи специальных водопроводных устройств (каналов). Во время наполнения (опорожнения) камеры ворота шлюза закрыты. При открытии ворот они заподлицо входят в специальные ниши - шкафы.

Порог, к которому примыкают ворота, называется королем. Глубина в шлюзе отсчитывается от короля.

Продольные стенки камеры шлюза устраиваются вертикальными или откосными. Причальные устройства в камерах могут быть неподвижными или подвижными. К неподвижным причальным устройствам относятся тумбы и рымы.

За тумбу судно швартуется канатом, путем надевания на него огона. По мере наполнения камеры канат подбирают, а при опорожнении - потравливают.

Неподвижные рымы предназначены для того, чтобы швартовные канаты без натяжения пере­кладывать с рыма на рым. Расстояние по вертикали между рымами не более 1, 5 метра.

При больших напорах воды на стенках устанавливаются подвижные устройства - плавучие рымы.

Плавучий рым - это большой цилиндрический поплавок, который поднимается и опускается вместе с уровнем воды в специальной шахте. В верхней части поплавка имеется крюк, за кото­рый и швартуются суда.

Шлюзы бывают однокамерные и многокамерные, в зависимости от величины подпорного уровня воды. Шлюзы имеются не только в каналах, но и на реках.



 




Морские устья рек.

 

Устья крупных рек, впадающих в моря, находятся на стыке речных и морских путей. Как прави­ло, в устьях строятся большие морские и речные порты. Морские устья рек подразделяются на четыре вида:

1. Дельта реки - устьевой участок, в пределах которого река делится на водотоки.

Дельты образуются в течение столетий путем заполнения наносами котловин морских зали­вов или затопления территории в результате геологических процессов. Обычно дельты низмен­ны, болотисты и покрыты растительностью.

Из-за малых глубин, узости и изменения фарватера судовождение в дельтах затруднено.

2. Губа - это устье в виде морского залива, имеющего значительные длину, ширину и большие
глубины, которые способствуют безопасному судоходству.

Губы имеют очертания продолговатой формы, вода в них опресненная. На стыке реки и нача­ла губы образуется дельтовидный участок.

3. Устьевой лиман - часть устьевого взморья в виде залива, который отделен косой и являет­ся проточным водоемом.

4. Эстуарий - часть устьевого взморья в виде глубоко вдающегося в сушу залива. Образуются эстуарии в результате отливов, которыми в море уносятся наносы. Обычно эстуарии имеют боль­шие глубины, обеспечивающие плавание больших морских судов.

Река выносит в море большое количество песчаных наносов, которые в спокойной воде осе­дают на морское дно. Во время волнений и штормовой погоды эти наносы перемещаются в обратном направлении и образуют в устье реки подводный песчаный вал - бар.

Устьевой бар - подводные отмели, образовавшиеся на устьевом взморье в результате осаж­дения наносов реки и моря. Эти отмели могут располагаться либо в месте впадания реки в море - речной устьевой бар, либо в месте стыка речного и морского течений - морской стыковой бар.

Бар отгораживает устье от моря. Во время волнений и приливов гребень бара наращивается, и глубина над ним уменьшается. Река, проходящая через бар, разделяется на протоки, одни из которых развиваются, а другие отмирают. В результате бар делится на острова. Для морских прибрежных районов характерны следующие береговые образования: Морское побережье - полоса суши, примыкающая к морю. По причинам геологического ха­рактера, а также в результате воздействия волн, течений, льдов, ветра, осадков, колебаний тем­пературного режима и других гидрометеорологических явлений, рельеф побережья постоянно меняется.

Лагуна - акватория (небольшой и неглубокий залив), отделенная от моря сплошной наносной полосой (косой, баром, пересыпью) или сообщающаяся с ним узкой протокой - гирлом. Гирла - рукав или протока в дельте реки, впадающий в море.

Бухта - небольшой залив, защищенный от волнений береговыми мысами, выступающими в море.

Пересыпь - скопление наносов в устье лиманов, узких бухтах или лагунах. Пересыпь может полностью перекрывать вход в лагуну, бухту или лиман или иметь узкую протоку, соединяющую залив или лиман с морем.

Стрелка - скопление наносов, вытянутое вдоль берега на большое расстояние (иногда на сотни километров).

Коса - намываемая полоса суши из песка, гальки, мелкого ракушечника, выступающая в море.

Лайда - низменный берег с большой песчаной прибрежной отмелью. Протяженность лайды иногда достигает десятков километров с шириной от 300 м до 2-3 км. Лайда обнажается только при самых низких уровнях воды.

Шхеры - прибрежный район с большим количеством небольших островов, скал и камней.

Основными навигационными опасностями в морских устьях рек являются:

Бар - подводный песчаный вал (отмель).

Мелководье - обширное неглубокое пространство.

Мель - участок дна с глубиной 10 м и менее.

Отмель - мель, примыкающая к берегу. Банка - отдельно лежащая мель.

Риф - подводная или осыхающая отмель или банка с твердым грунтом. Рифом является и скала на мелководье, находящаяся чуть выше уровня моря. Скала образуется либо в результате разрушения скалистого берега, либо в результате отложения кораллового известняка.

Камни. Могут быть подводными, надводными и выступающими во время низких уровней воды.

На некоторых реках, впадающих в моря, наблюдаются приливы. Приливные волны распрост­раняются по рекам вверх по течению.

Судоводителям при плавании в морских устьях рек и у морских побережий необходимо знать и учитывать изменение уровней воды и своеобразие приливных течений на этих участках. Сведе­ния о приливах публикуются в специальных навигационных пособиях, а расчеты производятся судоводителями по ежегодным таблицам приливов. Особое внимание во время плавания необ­ходимо уделять действию приливных течений в узкостях, где эти течения достигают больших скоростей по сравнению с открытым морем.

Сильные приливно-отливные течения при выходе из проливов создают водовороты, встреч­ные течения и толчею воды с образованием пены. Это явление называется сулои.

Сулои - крутые волны со взбросами и водовороты, возникающие, как правило, в узкостях с сильным приливным течением.

Сулои образуется либо при взаимодействии двух встречных водных потоков (рис. 147, а), либо в результате выхода потока на мелководье (рис. 147, б).

Сулои опасны для плавания. Попавшие в сулои суда, испытывают беспорядочную качку и рыскливость. Судоводителям маломерных судов следует избегать попадания в зону действия сильных сулои, т. к. это может привести к гибели катера или моторной лодки.

Водовороты образуются в прибрежной полосе моря со сложным рельефом дна, извилистым очертанием берега и определенным сочетанием направлений приливных течений.

Водовороты так же, как и сулои, представляют серьезную опасность для маломерных судов.

 

Понятие о навигационных картах


Навигационная карта - это изображение определенного участка внутреннего водного пути и прилегающей к нему полосы берега, составленное на основе гидрографических работ. Карты, как правило, издаются альбомом, в начале которого расположен сборный лист.

Сборный лист содержит схему участка, на который составлены и имеются в данном альбоме навигационные карты. Здесь же расположен лист условных обозначений. Эти обозначения ис­пользованы для нанесения на карту меженного судового хода, глубин, знаков навигационного оборудования, препятствий, ориентиров, населенных пунктов и т. п..

Наиболее опасные для судовождения участки водного пути изображаются в более крупном масштабе. Обычно масштабность карты внутренних водных путей колеблется от 1: 10000 до 1: 100000. Издание карт осуществляется типографским способом. Карты могут быть одно- или многоцветными. Прокладка на картах внутренних водных путей во время плавания не ведется. При изменении навигационных данных на карте делается корректировка.

Для плавания по крупным озерам, водохранилищам и в устьях больших рек, впадающих в моря, издаются навигационные морские карты. При этом следует иметь ввиду, что большая часть этих карт издается не в меркаторской проекции, как это принято для морских карт, а в прямоу­гольных координатах.

 

Специальная лоция

Изучение специальной лоции включает в себя ознакомление при помощи навигационных по­собий с районом плавания (расположение судового хода, навигационная обстановка и оборудо­вание, глубины, препятствия, ориентиры и т. д. ) с последующим закреплением полученных све­дений на практике.

На детальное изучение специальной лоции судоводителям требуются годы.

К навигационным пособиям, используемым для изучения спецлоции, относятся: карты, атла­сы, схемы, лоции, описания участков и портов-убежищ, рекомендации по выбору безопасного курса судна, извещения судоводителям, учебные кинофильмы, графики колебаний уровней воды в нижних бьефах ГЭС, местные (бассейновые) правила плавания, информационные сообщения (путевые листки, извещения, радиобюллетени).

Большинство судоводителей маломерных судов не имеют возможности воспользоваться все­ми перечисленными пособиями. Поэтому начинающим судоводителям, которые еще не изучили на практике район плавания, после получения необходимого объема знаний по общей лоции, правилам плавания и навигационной обстановке, полезно воспользоваться следующими реко­мендациями.

1. Изучение навигационной карты. При изучении карты прежде всего следует  внимательно ознакомиться с ее заголовком, введением, примечаниями, масштабом, характером рельефа дна,
ограждением опасностей и запомнить наиболее часто встречающиеся условные обозначения.

Путем беглого обзора производится ознакомление со всем участком плавания. Затем запоми­наются все особенности русла, расположение всех населенных пунктов, искусственных соору­жений и другие важные сведения.

Судовой ход изучается с детальным запоминанием его положения, навигационными знаками и приметами. Одновременно изучаются характеристика перекатов, направления течений, реко­мендации судоводителям. Изучая карту, предпочтительно иметь и лоцию на данный район пла­вания, это дает возможность получить более полные сведения.

 

2. Применение навигационной карты. Во время плавания судоводитель должен уметь правильно ориентироваться по карте. Во-первых, карту на судне нужно располагать так, чтобы направление русла на карте совпадало с направлением на местности.

Ориентирование ведется сопоставлением характерных примет на местности и на карте. Мес­тонахождение судна производится при помощи ориентиров.

При определении места судна необходимо научиться глазомерно определять на каком рас­стоянии от берега находится судовой ход и как фактически в данный момент располагается судно.

Весь участок (путь) плавания следует разделить на несколько условных отрезков, каждый из которых должен заканчиваться характерным ориентиром (приметой). Дойдя до этого ориентира, необходимо быстро и внимательно просмотреть и запомнить следующий отрезок пути.

3. Ориентирование по естественным и искусственным приметам. Естественными приметами могут служить отдельные деревья, группы деревьев, плечи яров, рынки гор, осередки, острова, устья притоков и др.

К искусственным приметам относятся: населенные пункты, отдельные здания, сооружения, постройки, трубы предприятий, мосты, водозаборные сооружения, мачты и т. п..

Общим правилом для судоводителей является то, что при ориентировании необходимо ис­пользовать во взаимосвязи как естественные, так и искусственные приметы, а также их взаимоза­меняемость и контроль другими способами (приметами).

При пользовании естественными приметами следует учитывать, что во время половодья боль­шие площади долины реки и яры залиты водой, поэтому большинство меженных ориентиров для судоводителя недоступны. Для безошибочной ориентировки полезно не только запоминать ве­сенние и меженные ориентиры, но и делать соответствующие зарисовки и пометки на карте или в специальной тетради, которые в дальнейшем помогут судоводителю правильно сориентиро­ваться во время плавания.

Чаще всего естественные ориентиры используются как створы. Для судоводителей катеров и моторных лодок ориентироваться по естественным створам чаще всего приходится на реках (озе­рах), где отсутствует навигационная обстановка.

На рис. 148 изображен вариант прохода на малом катере по руслу реки с использованием естественных створов.

На представленном рисунке схематично показано, что судоводитель из точки А следует на катере по линии, соединяющей два приметных и отстоящих друг от друга на расстоянии дерева. В точке Б катер ложится на курс таким образом, чтобы нос судна был направлен на оконечность выступающего приметного мыса, а строго по корме находилось приметное (одиночное) дерево. При этом катер находится на линии, соединяющей указанные приметы. Когда с левого борта под прямым углом к курсу (на траверзе) будет находиться большой валун, а справа - левый берег впадающего в реку ручья (точка В), катер направляется курсом на центр небольшого острова и в точке Г на траверзе ранее упомянутого мыса, поворачивает вправо так, чтобы находящиеся по корме приметный одиночный камень (ближний ориентир) и валун были на одной линии (в ство­ре).

Примерно по этому сценарию действуют судоводители маломерных судов на водных объек­тах, не имеющих навигационной обстановки. При этом ориентиры (приметы) и курсы относитель­но их выбираются судоводителем на практике для различных уровней воды в процессе самосто­ятельного плавания и сведений, получаемых от других знающих данный участок судоводителей.

 

4. Ориентирование по водной поверхности. Вид водной поверхности зависит от слоя воды,
течения, рельефа дна, освещения, ветра и колебаний уровня воды.

На прямых участках реки стрежень располагается посредине русла, переваливая на изгибах от одного берега к другому. На плесах стрежень проходит вблизи вогнутого берега, а на перека­тах - по его корыту. Затопленные кусты, которые вибрируют в воде, указывают на наличие тече­ния в этом месте. Если от стоящих в воде столбов, свай, мостовых опор отходят в стороны " усы" волн, то это также указывает на наличие течения. При этом, чем выше скорость течения, тем острее угол " усов" и больше высота волн.

У рек с быстрым течением и на глубоких местах с темной поверхностью стрежень выделяется в виде светлой разрозненной полосы. Признаками стрежня могут служить также светлые, сплош­ные или разрозненные полосы пены или слегка волнистая по сравнению с мелководьем поверх­ность воды.

На реках с тихим течением стрежень не имеет ярко выраженных примет. У рек на мелких местах с быстрым течением вода бурлит, переливаясь через гребни, а с тихим течением вода имеет гладкую поверхность.


В тихую погоду на мелководье вода светлая, а когда отмель находится против Солнца, то поверхность имеет зеркальный блеск. Если отмель или коса песчаные, то при волнении вода над ними приобретает желтоватый оттенок.

Размеры волн на малых глубинах значительно меньше, чем на глубине.

Границу между глубоким и мелким местом можно определить по волнистой полосе темного цвета - рубцу. При сильном волнении на рубце волна крупная, неровная, с белыми гребнями и всплесками. Очень хорошо рубец вырисовывается на поверхности с наветренной стороны мел­ководья. Следует знать, что если мель (коса) вытянута вдоль течения, то рубца даже при боль­шом волнении может и не быть, но если коса расположена под большим углом к стрежню, то на ней создается хорошо видимый рубец, т. к. течение, встречая преграду, дополнительно укрупня­ет ветровую волну.

Тиховоды можно определить по светлой и гладкой поверхности воды и полоске пены, которая образуется на границе быстрого и тихого течений.

На корыте перекатов поверхность воды сглаживается до самого подвалья. За подвальем по­верхность волнистая, что указывает на увеличение глубин. Во время сильного ветра на подвалье наблюдается четко выраженный рубец из больших и крутых волн, если под подвальем течение слабое, то наблюдается толчея.

На майданах поверхность воды темная, неровная, с мелкими и крутыми волнами, а также с небольшими воронками.

У суводей наблюдается вращательное движение воды, как правило, с крупными отдельными водоворотами и плавающим (вращающимся) мусором.

Над отдельными подводными препятствиями наблюдаются завихрения, которые образует вода переливаясь через препятствие.

 

5. Ориентирование по глубинам и характеру грунта. На маломерных судах глубина измеряется специальным шестом с делениями, который называется наметкой. При отсутствии наметки на небольших глубинах можно использовать весло.

Характер грунта определяется прощупыванием дна наметкой (веслом). В местах со слабым течением, особенно у выпуклых берегов, в тиховодах и под косами, дно, как правило, состоит из плотного песка. Рыхлый песок характерен для мест возле стрежня и с быстрым течением. Илис­тое дно чаще всего наблюдается в местах без течения, где возможно оседание мелких частиц наносов. Каменистое и твердое дно характерно для мест, расположенных возле неразмываемых подводных препятствий.

 

6. Ориентирование по характеру растительности. Это ориентирование судоводителями
маломерных судов чаще всего применяется при плавании по несудоходным водоемам, а также вблизи береговой черты судоходных рек и водохранилищ.

Принцип ориентирования заключен в том, что для различных водных растений, которые судо­водитель наблюдает на водной поверхности, характерны свои глубины.

Так, известные всем осока и стрелолист, являясь прибрежными растениями, растут на глуби­не, не превышающей 1 метра, камыш - до 3 м, а кувшинки и водные лилии - до 4 м.

По стрежню небольших рек растительность, как правило, отсутствует, а на перекатах расти­тельности много там, где от берега начинаются косы.

При ориентировании по растительности необходимо учитывать возможные изменения уровня воды, а также воздействие ветра и волнения.

7. Ориентирование в ночное время. Плавание на маломерных судах ночью без  хорошего знания специальной лоции данного района чрезвычайно опасно, т. к. ориентироваться по естественным приметам в ночное время либо вообще невозможно, либо очень трудно из-за сильного искажения силуэтов ориентиров.

В связи с этим даже опытные судоводители без особой необходимости не выходят ночью в плавание. Но если все-таки обстоятельства вынуждают сделать переход на катере или моторной лодке, то следует учесть следующее:

перед выходом в ночное плавание судоводителю рекомендуется в течение 10-15 минут по­быть в полной темноте для адаптации глаз;

не нужно смотреть на яркие огни, зажигать спички на уровне глаз, надолго включать фару или прожектор;

в ночное время глаза не различают цвета объектов, поэтому все ориентиры наблюдаются с белесоватым оттенком, при этом синие и зеленые предметы по сравнению с красными и оран­жевыми видятся более светлыми;

при яркой луне вода по цвету сливается с прибрежным песком, что затрудняет определить ее урез. Высокие берега отбрасывают на водную поверхность длинные тени, которые создают об­манчивое впечатление о близости берега;

чаще всего глубокие места ночью темнее, чем мелкие, однако, имеют место случаи, ког­да поверхность воды над отмелью более темного оттенка по сравнению с глубоким мес­том.

Ориентирование ночью по навигационным огням и ходовым огням судов осуществляется су­доводителем с использованием знаний судоходной обстановки и Правил плавания по внутрен­ним водным путям.

На больших озерах и в устьях крупных рек для ограждения опасностей принята международ­ная система навигационного оборудования - система МАМС (См. цв. вставку №4, рис. 14).

При кардинальной расстановке плавучих знаков системы МАМС северные буй и веха уста­навливаются к северу от опасности ( южные - к S, восточные - к Е, западные - к W) и для безопас­ного прохода их следует оставлять к югу (южные - к N, восточные - к W, западные - к Е). Характе­ристики огней этих знаков следующие:

 

северный буй - огонь белый частопроблесковый (50-60 проблесков в минуту);

 

южный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый с последующим длитель­ным (не менее 2 с) проблеском (6 частых и 1 длительный проблеск, период 15 с);

 

восточный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (3 частых проблеска и па­уза, период 10 с);

западный буй - огонь белый прерывистый частопроблесковый (9 частых проблесков и пау­за, период 15 с).

Вершины этих буев и вех оборудованы топовыми фигурами в виде черных треугольников (го­ликов), расположение которых относительно друг друга на каждом знаке различно и указано на рисунке 14 (цв. вставку №4).

Опасности малых размеров могут ограждаться одним буем с вехой (цв. вставку №4, рис. 15) без выставления других кардинальных знаков.

Эти знаки выставляются непосредственно над опасностью.

Осевая система расстановки плавучих навигационных знаков в морских районах - применяет­ся для обозначения начальных точек и осей фарватеров (каналов), а также середины проходов в опасных для плавания районах (цв. вставку №4, рис. 16).

Латеральная система расстановки плавучих знаков в морских районах - применяется для ог­раждения сторон фарватеров (каналов) и проходов (цв. вставку №4, рис. 17).

Знаки специального назначения - применяются для обозначения якорных и карантинных сто­янок (цв. вставку №4, рис. 18).

 

Примечание: Плавучие навигационные знаки, выставляемые на внутренних водных путях, в соответствии с указанными системами расстановки, цвета и характеристики их огней изображе­ны на соответствующих рисунках цветных вставок 2-4.

 

 

2. 3. Основы гидрометеорологии

Судовождение, будучи прикладной наукой, включает в себя, наряду с навигацией, лоцией, мо­реходной астрономией, радионавигацией, океанографией и др, такую дисциплину, как гидромете­орология, являющуюся, в свою очередь, комплексом наук о подвижных оболочках Земли - гидро­сфере и атмосфере. Знание судоводителем элементарных вопросов гидрометеорологии, как по­казывает опыт, зачастую сможет оградить его от попадания в сложные (форс-мажорные) условия плавания и обеспечить, тем самым, безопасность экипажа, пассажиров и судна в целом. Именно поэтому авторы сочли необходимым поместить в пособии раздел, посвященный этим вопросам.

Воздушная оболочка, состоящая из смеси различных газов и принимающая участие в суточ­ном и годовом вращении Земли, именуется атмосферой и является предметом изучения ме­теорологии. Качественные и количественные характеристики, выражающие физическое состо­яние атмосферы и происходящие в ней процессы, носит название метеорологических элемен­тов. К ним относятся: солнечная радиация, температура воздуха, атмосферное давление, ве­тер, облачность и т. д.

Состояние атмосферы у земной поверхности, характеризуемое совокупностью значений ме­теоэлементов, а также их последовательное изменение за определенный промежуток времени называется погодой, а совокупность атмосферных условий, присущая данной местности в зави­симости от ее географической обстановки называется климатом. Иными словами, климат - стати­ческий режим атмосферных условий (условий погоды), характерный для каждого данного места Земли в силу его географического положения.

Погода очень изменчива за короткие промежутки времени, климат же, характеризуя много­летнее состояние метеоэлементов в конкретной климатической зоне, меняется мало.

Для судоводителей наиболее важными вопросами из гидрометеорологии являются:

> основы физических процессов и явлений, происходящих в атмосфере и водных объектах;

> влияние гидрометеоусловий на безопасность плавания и, соответственно, производство гидрометеонаблюдений, анализ фактической погоды и ее прогноз с его уточнением

по местным признакам.

Для удобства изучения явле­ний, наблюдаемых в атмосфе­ре, единого понимания, с уче­том характера изменения тем­пературы с высотой и особен­ностей теплового режима внут­ри каждого слоя, атмосферу делят на пять основных слоев (сфер) и четыре переходных слоя между ними.

На рис. 132 представлена схема строения атмосферы.

Для судоводителей пред­ставляет интерес только пер­вый, нижний, прилегающий не­посредственно к земной повер­хности слой атмосферы - тро­посфера, поскольку все факто­ры воздействия на судно и его экипаж (метеоэлементы), влия­ющие непосредственным обра­зом на безопасность плавания возникают и развиваются в ней. Вертикальная протяженность ее незначительна: в полярных широтах - 9 км, в тропических -18 км. Характерной особеннос­тью тропосферы является паде­ние температуры с высотой, которое составляет 6° - 7°С, на 1 км высоты. На верхней границе тропосферы над экватором температура около минус 70°С, над северным полюсом минус 45°С - минус 65°С в зависимости от времени года. В тропосфере находится почти весь водяной пар, при конденсации которого образуются облака и осадки. Ветер в тропосфере имеет преимуще­ственно западное направление, с высотой усиливается, достигая максимальных значений на верхней кромке, давление падает, достигая на высоте 10 км примерно четверти приземного.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.