Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Судовождение 4 страница



Полный перечень обязательных регулировочных работ и порядок их проведения приводятся, как правило, в Руководстве пользователя, прилагаемом к конкретному изделию. При постановке аппарата на длительное хранение в число обязательных операций следует предусмотреть по­стоянную вентиляцию двигательного отсека. В целом, при подготовке аппарата к зимнему хране­нию следует провести все операции, предусмотренные Руководством пользователя и воспользо­ваться рекомендациями, данными авторами ранее, в предыдущих параграфах.

 

 




2. Судовождение

2. 1 Общая характеристика и краткий обзор водных путей

Общие сведения. Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей, на их долю приходится 70, 7%, а на долю суши всего 29, 3%. Российская Федерация омывается во­дами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км. морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России протяженностью более 90 тыс. км., являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны.

Несколько основных определений.

Море- часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышением дна и отличающаяся от океанической акватории соленостью и температурой вод, характером течений, приливами или строением земной коры дна. Моря подразделяются на окраинные (хорошо сообщаются с океаном - Баренцево, Карское, Берингово и др. ), средиземные (наоборот, отделены от океана и сообщаются с ним узкими проливами, разделяются на межматериковые и внутриматериковые -Балтийское, Черное, Белое и др. ) и межостровные (окружены кольцом островов или островных дуг - Соломоново, Фиджи и др. ).

Морское пространство, прилегающее к побережью России, в свою очередь делится на внут­ренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны. К внутренним морским водам нашего государства (не вдаваясь в тонкости определений в международном морском праве) отнесены воды морских и рыбных портов, бухт, губ, заливов и лиманов, находящиеся под полным суверенитетом страны. Внешняя граница территориального моря располагается на удалении 12 морских миль от внешней кромки внутренних морских вод и является государственной границей Российской Федерации на море. Выход маломерного судна в море и плавание в прибрежных морских водах связан с большей опасностью для жизни экипа­жа и пассажиров, требует от судоводителя особой подготовки в вопросах судовождения и хоро­шей морской практики.

Внутренние водные пути включают в себя реки, озера, водохранилища, каналы, расположен­ные на территории одного государства и подразделяются на: судоходные, несудоходные и сплав­ные; искусственные и естественные; круглонавигационного и периодического использования. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья называется рекой.

Естественные котловины (впадины) земной поверхности, заполненные водой и не имеющие прямо­го соединения с морем носят названия озер. Озера питаются подземными и поверхностными вода­ми, делятся на бессточные, сточные и проточные. Искусственные озера, которые создаются путем перекрытия русла реки плотиной носят название водохранилищ. Водохранилища условно делятся на три зоны: верхнюю (речную), среднюю (озерно-речную) и нижнюю (озерную). Условия судоходства на крупных озерах и водохранилищах подобны условиям плавания в прибрежных морс­ких районах. Искусственное русло правильной формы, предназначенное для движения судов, называется судоходным каналом. Каналы подразделяются на соединительные, обходные, подходные; по форме - на открытые


 (соединяют два русла с одинаковым уровнем), шлюзованные (с разным уровнем); по способу питания - на самотечные и с искусственным питанием. Плавание по каналу всегда достаточно сложно из-за малых габаритов судового хода, наличия различных загражде­ний, шлюзов, ворот, паромных и иных переправ, различных ограничений и запрещений (скорости, от­дачи якорей, использования лотов и т. п. ), требует от судоводителей повышенного внимания, дисцип­лины и готовности к резким изменениям обстановки. Во время работы насосных станций в каналах всегда следует ожидать возникновения трудно учитываемых течений различной скорости и направле­ния. Как правило, скорость движения судов в каналах ограничивается 15 - 20 км/час (кроме СПК и СВП).

Для движения судов на судоходных водных путях выделяется наиболее глубокая полоса, именуемая судовым ходом (фарватером), который характеризуется шириной, глубиной, радиусом закруглений, габаритами шлюзов и т. п. Наименьшие гарантированные габа­риты судового хода на судоходных водных путях страны усилиями работников соответствующих ведомств Минтранса России поддерживаются в течение всей навигации.

 

Классификация водных бассейнов для плавания прогулочных (маломерных) судов, под­надзорных ГИМС России, осуществляется в зависимости от преобладающих в этих бассейнах гидрометеорологических условий, удаленности бассейнов от портов (убежищ) и режима судо­ходства, при этом подразумевается, что указанные бассейны свободны ото льда. Класс мало­мерного судна, не имеющего палубы (беспалубного) и постоянно эксплуатирующегося в бас­сейне (разрешенном для плавания районе), не может быть ниже разряда бассейна. Допуск к эпизодическому плаванию в бассейнах с разрядом выше класса маломерного судна, а также принятие решения о возможности и условиях перегонов судов через бассейны, имеющие раз­ряд выше класса судна, осуществляет соответствующий орган ГИМС, по результатам проведе­ния специального (внеочередного) осмотра судна и при предоставлении судовладельцем (су­доводителем) обоснованного плана мероприятий, гарантирующих безопасность плавания на этот период.

 

В зависимости от р ежим а судоходства водные бассейны делятся на:

> бассейны с морским режимом судоходства, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море;

> бассейны с внутренним режимом судоходства, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям;

> несудоходные бассейны.

В зависимости от удаленности портов (убежищ) и гидрометеоусловий водные бассейны делятся на:

> морские;

> прибрежные;

> внутренние водные бассейны.

Прибрежные морские (в пределах не более 12 миль от побережья) и внутренние водные бас­сейны делятся на:

Бассейны 1 разряда (прибрежные морские и внутренние водные бассейны с высотой волн 1, 8 метра 3% -ной обеспеченности).

Бассейны 2 разряда (внутренние водные бассейны с высотой волн 1, 5 метра 1 %-ной обеспеченности ).

Бассейны 3 разряда( внутренние водные бассейны с высотой волн 1, 2 метра 1 %-ной обеспеченности ).

Бассейны 4 разряда( внутренние водные бассейны с высотой волн 0, 6 метра 1 %-ной обеспеченности ).

Бассейны 5 разряда( внутренние водные бассейны с высотой волн 0, 25 метра 1 %-ной
обеспеченности ).                                                                                             I

К бассейнам 1 разряда отнесены:

прибрежные морские воды: озера - Байкал, Ладожское, Онежское;

реки - р. Енисей (от Усть-Порта до северной оконечности Бреховских островов), Обская губа (от Нового Порта до линии м. Каменный-м. Трехбугорный), Тазовская губа (от м. Поворотный до Обской губы).

 

К бассейнам 2 разряда отнесены:

озера - Выгозеро, Телецкое (от м. Ажин до устья р. Чулышман);

водохранилища - Братское (по р. Ангаре от п. Н. Бархатово до плотины Братской ГЭС; по р. Оке от п. Топорок до устья; по р. Ие от 45 км. до устья), Волгоградское (от Увекского моста до плотины Волгоградской ГЭС ), Боткинское (от пристани Частые до плотины Боткинской ГЭС), Зейское (от 180 до 65 км), Камское (от г. Березники до плотины Камской ГЭС), Красноярское (по р. Енисей от пристани Черногорск до плотины Красноярской ГЭС, по р. Тубе от д. Николо-Петровка до устья), Куйбышевское (по р. Волге от п. Камское Устье до плотины Куйбышевской ГЭС, по р. Каме от Чисто­поля до п. Камское Устье), Новосибирское (от г. Камень-на-Оби до плотины Новосибирской ГЭС), Рыбинское (за исключением северной части от г. Череповца до д. Вичелово), Цимлянское (от Пяти-избянских рейдов до плотины Цимлянской ГЭС); реки - Амур (отг. Николаевска-на-Амуре до линии сАстрахановка-с. Субботино), Дон (от г. Азова до п. Таганрог), Енисей (от г. Игарка до Усть-Порта), Колыма(от пос. Михалкино до м. Медвежий), Лена (от Быкова Мыса до п. Тикси), Мезень (от устья р. Большая Чеца до Мезенского приемного буя), Печора (от о-ва Алексеевский до линии м. Болван-ский Нос - сев. оконечность о-ва Ловецкий), Сев. Двина (по Маймаксанскому рукаву от с. Лапоминка до южной оконечности о-ва Мудьюгский, по Мурманскому рукаву до о-ва Кумбыш);

канал - Волго-Каспийский (от буя № 217 - 146 км - до Астраханского приемного маяка;

перегрузочные рейды устьев рек Индигирка, Оленек, Яна в районах приемных буев баров;

 

К бассейнам 3 разряда отнесены:

озера: Белое, Ильмень, Кубенское, Псковское, Телецкое (от п. Артыбаш до м. Ажин), Чудское; водохранилища: Веселовское, Горьковское, Зейское (от 65 км до плотины и выше 180 км. ), Иваньковское, Иркутское, Краснодарское, Красноярское (по р. Енисей от п. Усть-Абакан до при­стани Черногорск, по р. Дербино от 30 км до устья, по р. Езагаш от 20 км до устья, по р. Сисим от 20 км до устья, по р. Сыде от 25 км до устья, по р. Тубе от п. Городок до д. Николо-Петровка), Рыбин­ское (от г. Череповца до д. Вичелово), Саратовское (от Сызранского моста до плотины Саратовс­кой ГЭС), Угличское, Шекснинское;

реки: Алдан (от п. Усть-Мая до устья), Амур (от г. Благовещенска до г. Николаевска-на-Амуре), Ангара (от плотины Иркутской ГЭС до п. Н. Бархатово), Волга (от г. Твери до п. Коприно, от плоти­ны Рыбинской ГЭС до п. Камское Устье, от плотины Куйбышевской ГЭС до Увекского моста, от плотины Волгоградской ГЭС до п. Бертюль), Дон (от г. Ростова-на-Дону до г. Азова), Енисей (от плотины Красноярской ГЭС до г. Игарка), Индигирка (от п. Дружина до о-ва Немкова), Иртыш (от г. Омска до устья), Ия (от 180 до 45 км), Кама (от плотины Камской ГЭС до пристани Частые, от плотины Боткинской ГЭС до г. Чистополя), Колыма (от п. Зырянка до п. Михалкино), Лена (от устья р. Витим до с. Жиганск), Мезень (от г. Мезень до устья р. Б. Чеца), Нева (от истока до границы внут­ренних водных путей: по р. Б. Нева - мост л-та Шмидта, по р. М. Нева - створ Тополевской улицы, по р. Б. Невка - створ стрелки Елагина о-ва, по р. С. Невка - верхний мысок устья р. Чухонки, по р. М. Невка - Петровский мост), Обь (от плотины Новосибирской ГЭС до п. Салемал и до Ямсальского бара по Хаманельской Оби), Ока (приток р. Ангары: от 330 км до п. Топорок), Печора (от с. Усть-Цильма до о-ва Алексеевский, включая зал. Васильково), Свирь, Сев. Двина (от устья р. Пи-неги до с. Лапоминка по Маймаксанскому рукаву), Селенга, Яна (от п. Янский до п. Уэдей);

каналы: Беломорский входной канал до приемного буя, Волго-Каспийский канал (от п. Красные Баррикады до буя № 217);

заливы: Вислинский и Калининградский (включая Калининградский морской порт и канал до линии, соединяющей головы северного и южного молов порта Балтийск), Куршский (до границы территориальных вод), Невская губа (от границы внутренних водных путей до дамбы, вдоль ли­нии Горская-Кронштадт-Ломоносов);

Гавань Выборгского морского торгового порта.

 

К бассейнам 4 разряда отнесены:

водохранилище: Воронежское;

реки: Алдан (от верховьев до п. Усть-Мая), Амур (от верховьев до г. Благовещенска), Волга (от верховьев до г. Твери), Дон (от верховьев до Пятиизбянских рейдов и от плотины Цимлянской ГЭС до г. Ростова-на-Дону), Енисей (от верховьев до п. Усть-Абакан), Индигирка (от верховьев до п. Дружина), Иртыш (от верховьев до г. Омска), Ия (от верховьев до 180 км), Кама (от верховьев до г. Березники), Колыма (от верховье в до п. Зырянка), Лена (от верховьев до устья р. Витим), Маныч (от плотины Веселовского водохранилища до устья), Мезень (от верховьев до г. Мезень), Обь (от верховьев до г. Камень-на-Оби), Ока (приток р. Ангары-от верховьев до 330 км), Оленек (от верхо­вьев до п. Усть-Оленек), Печора (от верховьев до с. Усть-Цильма), Сев. Двина (от верховьев до устья р. Пинеги), Яна (от верховьев до п. Янский);

Озера, каналы и реки не поименованные выше, но соответствующие условиям пункта 2. 5. 4.

 

К бассейнам 5 разряда отнесены:

несудоходные бассейны с высотой волны 0, 25 м 1% обеспеченности.

 

Рассматривая классификацию бассейнов, принятую ГИМС, следует отметить, что разряды бассейнов 1-4 соответствуют, в основном, разрядам " М", " O'V'P'VTT Российского Речного регист­ра, а участки с морским режимом судоходства начинаются от границы внутренних водных путей.

 

2. 2. Лоция внутренних водных путей

Лоция - это раздел судовождения, где изучаются навигационные опасности, средства навига­ционного оборудования водного пути, пособия для выбора безопасных и навигационных курсов.

Лоция внутренних водных путей подразделяется на общую и специальную.

Общая лоция дает необходимые сведения о внутренних водных путях и является общим руко­водством для плавания по любому участку водного пути.

Знание общей лоции позволяет судоводителю ориентироваться на незнакомых участках пути и за более короткий срок изучить специальную лоцию.

Специальная лоция служит руководством для плавания по определенному участку водного пути. В специальной лоции содержатся подробные и конкретные сведения о русле, берегах, опас­ностях и препятствиях, навигационной обстановке, направлениях и границах судового хода и др. сведения для определенного района плавания.

Общая лоция

Основные элементы рек. Река - это водоток, имеющий четко выраженное русло и питающийся атмосферными осадками и грунтовыми водами со своего водосбора.

 Речные термины:

Исток реки - место начала реки, с которого начинается постоянное течение воды. Истоком может служить родник, болото, озеро, ледник.

Долина реки - пониженная часть земной поверхности, по которой протекает река. Образова­ние речных долин связано с геологическими процессами, деформациями земной коры, действи­ем ледников и размыванием берегов самой рекой.

Русло - пониженная часть долины реки, по которой осуществляется сток воды при ее самых низких уровнях (без затопления поймы).

Стрежень - условная линия, соединяющая на водной поверхности реки точки с наибольшей глубиной русла и максимальными скоростями течения.

Пойма - часть речной долины, периодически затапливаемая при высоких подъемах уровня воды (половодье, паводок).

Коренные берега - участки земной поверхности, ограничивающие долину реки с боков.

Старица - старое русло, бывшая излучина, спрямленная новым руслом и изолированная от него.

Со временем старица мелеет, заиливается, зарастает кустарником или превращается в болото. Остров - небольшой покрытый растительностью участок суши, омываемый со всех сторон водой.

 Осередок - наносное (без растительности) образование в русле, омываемое водой со всех сторон.

Приверх - верхняя по течению часть острова, осередка.

Ухвостье - нижняя по течению часть острова, осередка.

Рукав - часть реки, которая образовалась при разделении русла островом.

Ход - часть реки, которая образовалась при разделении русла осередком.

Протока - рукав, проходящий по пойме в стороне от основного русла. Урез воды - линия пересечения поверхности воды с берегом Заплесок - узкая полоса отлогого берега, примыкающая к воде.

 

Судоходная терминология:

 

Судовой ход (фарватер) - водное пространство на внутреннем водном пути (реке), предназ­наченное для движения судов и обозначенное на местности и (или) карте.

Ось судового хода - условная линия, проходящая в средней части судового хода или обозна­ченная навигационными знаками.

Кромка судового хода - условная линия, ограничивающая судовой ход по ширине.

Полоса движения - часть судового хода между его осью и правой или левой кромкой.

Основной судовой ход - судовой ход, являющийся главным по отношению к другим судовым ходам в данном районе.

Перевал судового хода - переход судового хода от одного берега к другому.

Затон - часть обмелевшей на верхнем конце излучины реки, оборудованная для стоянки судов.

Рейд - часть русла реки, выделенная для стоянки судов.

Акватория - водное пространство в пределах рейда, затона, порта.

 

Колебания уровней воды в реке.

 

Уровень воды - это высота поверхности воды в водном объекте над условной горизонтальной плоскостью сравнения.

Половодье - фаза водного режима реки, повторяющаяся в данных климатических условиях ежегодно (практически в одно и тоже время года) с наиболее высоким уровнем воды. Половодье вызывается снеготаянием и таянием ледников. В зависимости от климатической зоны и условий половодье может быть весенним, весенне-летним и летним. Продолжительность половодья ко­леблется от двух-трех недель до двух месяцев.

Межень - фаза водного режима реки, характеризующаяся длительным периодом низкого уровня воды. За начало межени принимается конец половодья, за окончание - наступление подъема воды во время осенних дождей. В межень реки питаются в основном грунтовыми водами и эта фаза водного режима характерна для летних месяцев (обычно июль-август).

Паводок - фаза водного режима реки, характеризующаяся кратковременными и нерегулярны­ми подъемами уровня воды, вызываемыми дождями или снеготаянием во время оттепелей. Про­должительность паводка - от недели до месяца.

Кроме перечисленных водных режимов следует отметить такое характерное явление для ряда территорий, как наводнение.

Наводнение - затопление территорий водой по различным причинам, как правило, в периоды половодья и паводков, являющееся стихийным бедствием.

Регулирование водного режима в навигационный период осуществляется при помощи пост­роенных на реках плотин и водохранилищ.

 

 

Навигационные опасности

Навигационные речные опасности можно разделить на три группы: наносные образования в русле; искусственные препятствия и случайные опасности.

Наносные образования. Наносы - это твердые частицы, переносимые водотоками и попада­ющие в реку с поверхности водосборного бассейна или в результате размыва русла.

К характерным наносным образованиям в русле реки относятся:

Песчаные гряды. Это основной вид наносного образования в русле, из-за которого песчаное дно реки неровное (волнообразное).

Гряды двигаются вниз по течению благодаря постоянному перемещению частиц и оседанию

их на тыловых скатах гребня гряд. Скорость перемещения гряды обычно в сотни раз меньше скорости потока. Крупные гряды на больших реках перемещаются со скоростью до нескольких метров в сутки. С ростом скорости потока увеличивается и скорость движения гряд.

Заструга - это скопление наносов в реке в форме крупных гряд, примыкающих к песчаному берегу.

Течение над застругами обычно носит неровный характер.

Коса - это клиновидное отложение наносов, образованное у выпуклого берега и расположен­ное под углом к нему вниз по течению. Коса постепенно уходит под воду, вдаваясь в русло реки на значительное расстояние. Она образуется из крупных заструг в результате их постепенного роста.

Заманиха - большая заструга, далеко уходящая в русло и имеющая крутой тыловой скат. Встре­чается на глубоких участках реки и опасна для судов, идущих по тиховоду возле песков.

Побочень - это гребневая часть крупной гряды, пересекающей или далеко вдающейся в рус­ло. Обычно эта часть у вогнутого берега в половодье затоплена, а в межень обсыхает.

Шалыга - небольшая отдельно лежащая песчаная отмель-бугор. Образуется на судовом ходу или перекатах с легко подвижными наносами, а также за затонувшими крупногабаритными пред­метами или за сидящими на мели судами. После подъема предмета или снятия судна с мели шалыга размывается.

Глинистые и каменистые (неразмываемые) образования:

Печина - глинистый выступ у высокого берега. Образуется в результате размыва берега при наличии глинистой породы. Вода разрушает рыхлый берег и размывает вокруг глины песок, ил или другой грунт. Если границы участка с глинистым дном ограничены, то после размыва грунта вокруг этого участка, печина может оказаться в отдалении от подмытого берега и превратиться в глинистый подводный осередок, представляющий опасность для судоходства.

Высыпка - твердая отмель, образованная выносами мелкой гальки или камней.

Гояда - большое скопление камней в русле, либо каменистая коса. Течение на грядах доволь­но быстрое, а судовой ход - извилистый и узкий.

Огрудок - небольшое обособленное скопление камней, расположенное недалеко от берега.

Одинец - одиночный камень больших размеров в русле реки. Одинец, представляющий для судоходства опасность, ограждается навигационными знаками.

Опечки - небольшие подводные галечные отмели в виде бугров, характерные для рек, проте­кающих в каменистых грунтах.

Лещадь (дресва) - небольшая подводная галечная отмель, вытянувшаяся вдоль русла реки с каменистым грунтом.

Пороги - каменистые участки русла с большим уклоном. Течение на порогах достигает скоро­сти 18 км/ч, судовой ход имеет небольшие глубины, извилист и стеснен камнями.

 

Перекаты.

Перекаты - это устойчивое скопление наносов, отложенных по ширине русла. Для перекатов характерно местное уменьшение глубины, а в межень - подпор воды на вышележащем участке -плесе.

Перекаты являются основным препятствием для движения речных судов. Основными элементами переката являются (рис. 142-144):

верхняя и нижняя плесовые лощины - участки плесов, по которым проходит судовой ход;

косы (побочни) - верхняя и нижняя;

седловина - вал из наносов, соединяющий верхнюю и нижнюю косы;

корыто - наиболее глубокая часть седловины, по которой проходит судовой ход;

напорный скат - верхняя пологая часть седловины;

подвалье - низовая, более крутая часть седловины;

гребень - верхняя кромка подвалья, наиболее мелководная часть переката. Во время половодий и паводков направление течения на перекате и на плесах расположено параллельно берегам долины реки, скорость течения на перекате уменьшается.

В межень направление течения во многом зависит от формы подвалья, если перекат имеет ровное подвалье, то свальное течение, как правило, отсутствует и наоборот.

Перекаты постоянно передвигаются вниз по течению со скоростями, зависящими от уклона поверхности воды, размеров переносимых частиц грунта и т. д. В среднем течении крупных рав­нинных рек сдвиг перекатов может достигать до 100 метров в год.

Для безопасной проводки судна через перекаты основное условие заключается в том, чтобы судно было поставлено параллельно направлению струй течения. Кроме того, при подходе к гребню необходимо уменьшить скорость хода, так как при большой скорости, вытесненная кор­пусом вода,

Рис. 142. Перекат, вид сверху.

 

ударяясь о гребень переката и отражаясь от него, ударяется в подводную часть судна и вызывает изменение его направления движения (рыскливость).

Судоводитель должен знать, что на отдельных участках реки в районах переката течение реки может резко менять свое направление, иногда почти в обратную сторону, а наличие неровностей дна стесняет водный поток и изменяет внешний вид поверхности воды. При наличии большого камня на небольшой глубине, вода стремится обойти препятствие со всех сторон. Часть воды будет обтекать камень, а другая часть поднимется над камнем, в связи с этим над самим препят­ствием повышенная поверхность потока будет гладкая, а пониженная - неровная (рябь). Определение подводных опасностей судоводителем производится либо с помощь наметки, либо по внешнему виду поверхности воды.



 

 

По степени трудности судовождения перекаты можно разделить на две группы:

1. Незатруднительные перекаты - перекаты без развитой затонной части с ровным подвальем, прямым судовым ходом, достаточной глубиной и шириной хода для больших судов.

На таких перекатах течение ровное, без майданов и суводей, свальные течения незначи­тельны.

Расхождение и обгон на этих перекатах могут производиться только на маломерных судах с соблюдением правил, обеспечивающих безопасность плавания.

2. Затруднительные перекаты - перекаты с развитой затонной частью, перекаты-россыпи и групповые перекаты. Для такого переката характерны: извилистое корыто, небольшие глубина и ширина судового хода, свальные или затяжные течения. Расхождение и обгон на затруднительных перекатах для судов любых водоизмещении запрещены.

 

Искусственные препятствия. К искусственным навигационным препятствиям относятся:

Запруда - гидротехническое сооружение, перегораживающее несудоходный рукав реки от берега до острова. Во время повышенных уровней воды запруда может уходить под воду и пред­ставлять опасность для маломерных судов.

Дамба - сооружение, расположенное параллельно берегу или под небольшим углом к нему. Дамба направляет поток воды вдоль судового хода и предохраняет берег от размывания.

Плотина - гидротехническое сооружение, перегораживающее реку по всей ее ширине. На судоходных реках для пропуска судов плотины оборудуются шлюзами.

Мост. Мосты ограничивают габариты судового хода, изменяют скорость и направление тече­ния, что необходимо учитывать при проходе мостов на маломерных судах. Особую опасность для судовождения представляют скрытые под водой остатки разрушенных мостов.

 

Случайные опасности. К случайным опасностям относятся: затонувшие суда, лодки, грузы, утерянные якоря, камни-одинцы и т. п.. Как правило, случайные опасности ограждаются навига­ционными знаками.

Для маломерных судов, движущихся на больших скоростях, опасность представляют также бревна-топляки, дрейфующие куски торфа, грунта с растительностью и иные плавающие пред­меты.

Водохранилища и озера

Водохранилище - это водоем, созданный с помощью плотины для хранения воды и регулиро­вания стока.

Водохранилище создается путем перекрытия русла реки плотиной. Котловиной водохранили­ща может быть участок долины реки или озера. Размеры водохранилища зависят от рельефа долины, дальности распространения подпора и вида регулирования стока.

Сток - количество воды, протекающее за определенный период времени (сутки, неделя, год).

Регулирование стока - это перераспределение во времени объема стока в целях предотвра­щения наводнений и обеспечения планомерного использования водных ресурсов.

Регулирование стока имеет отношение и к обеспечению судоходства. Оно уменьшает весен­ний подъем уровня и повышает меженный уровень воды, увеличивая глубину в маловодные пе­риоды навигации.

К отрицательным сторонам образования водохранилищ следует отнести: сильные волнения; попуски воды вызывают колебания уровней с переформированием русла в нижнем бьефе; зна­чительное влияние на окружающую среду и воспроизводство рыбных запасов.

Для укрытия судов от сильного шторма на водохранилищах имеются искусственные или есте­ственные порты-убежища, сведения о которых даются в специальной лоции.

Рядом с плотиной создается аванпорт - участок берега с прилегающей акваторией, которые искусственно защищены от ветра и волнения. Аванпорт располагается, как правило, перед вхо­дом в шлюзы и используется для проведения грузовых операций, укрытия судов от шторма и ожидания шлюзования.

Для водохранилищ и озер характерны следующие колебания уровней воды:

Нагонно-сгонные колебания уровней. Во время ветра у наветренного берега уровень воды поднимается, однако из-за разных высот уровней противоположных берегов на глубине образу­ется обратное нагонному (поверхностному) течению - компенсационное течение. Нагон продол­жается до тех пор, пока разность в уровнях не увеличит скорость компенсационного течения до скорости нагонного. На глубоких водоемах нагон воды меньше, чем на мелководных, т. к. при большой глубине сопротивление дна компенсационному течению значительно меньше, чем на мелководье.

При плавании вблизи берегов водохранилища или озера во время ветра судоводителю следу­ет учитывать влияние на глубину нагонов и сгонов воды.

Сейши - это колебательные движения массы воды, возникающие при резких изменениях ат­мосферного давления, либо силы и направления ветра, а также при прохождении грозы. Указан­ные явления способны раскачать массу воды, которая стремится возвратиться в прежнее поло­жение равновесия и приходит в колебательное движение. Периоды колебаний сейш составляют от нескольких минут до нескольких часов. Высота сейш измеряется от нескольких сантиметров до метра.

Тягуны - это резонансные волновые колебания воды в портах, бухтах и гаванях (соединенных узким проходом с морем, озером), вызывающие циклические горизонтальные движения судов, стоящих у причалов. Внешними силами, образующими такие колебания воды, являются внутрен­ние волны во время шторма в море, озере, на водохранилище, либо послештормовая зыбь или барические волны, возникающие при быстром и значительном изменении атмосферного давле­ния.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.