|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Судовождение 3 страницаВ период ремонта производятся, как правило, и наиболее объемные работы по защите корпуса, устройств, систем от коррозии, а также обязательно очистка и покраска подводной части. Для защиты металлических конструкций от коррозии, деревянных - от гниения (поражения древоточцами) и подводной части судов, кроме того, от обрастания водными организмами применяются лакокрасочные покрытия.
Малярные работы. Подготовка поверхности под покраску является одним из ответственных этапов, от которого зависит качество лакокрасочного покрытия и срок защиты поверхности. Первый этап подготовки - очистка поверхности. Очистка поверхности от старой краски, коррозии и водорослей производится ручными скребками, ручными стальными щетками, пневматическими или электрическими щетками, пескоструйными аппаратами (рис. 61). Для целей очистки поверхности от старой краски возможно применение различных смывок, имеющихся сейчас на рынке в достаточном количестве. Очистку подводной части судна следует приводить сразу после подъема судна, пока поверхность не высохла. Особенно тщательно должны очищаться сварные швы, язвины, раковины, места под фундаментами и другие труднодоступные места. Основа защиты поверхности - шпаклевка и грунтовка, поэтому необходимые места тщательно и ровно шпаклюются, обрабатываются, а грунт наносится аккуратно тонким ровным слоем без пропусков и потеков, тщательно просушивается. Общая толщина шпаклевочного слоя не должна превышать 0, 5 мм. Для нанесения шпаклевки на металлические и деревянные поверхности, подлежащие окраске, служит шпатель. Шпатели бывают деревянные, металлические и резиновые. Деревянные шпатели сделаны из бука или березы, употребляются при первичной шпаклевке деревянных поверхностей, не имеющих выступающих наружу гвоздей или шурупов. Металлические шпатели, изготовленные из упругих марок металла, применяются при вторичной и последующих шпаклевках, дают гладкую поверхность. Резиновыми шпателями, изготовленными из мас-лостойкой резины толщиной 5-6 мм, шпаклюют, как правило, криволинейные поверхности. При покрасочных работах на маломерных судах применяются (рис. 62): > для окраски больших поверхностей без набора - маховые кисти; > для окраски малых поверхностей - кисти - ручники круглые или плоские; > для мелких отделочных работ - филенчатые кисти или кисти - флейцы. Кисти - ручники выпускаются 12 четных номеров (с № 8 по № 30, номер характеризует размер - с увеличением номера увеличивается размер). Кисти малярные в металлической обойме - выпускаются 10 четных номеров (с № 12 по № 30, также, чем больше номер, тем больше кисть). Наибольшее применение на судах, как наиболее удобные и практичные, находят кисти малярные в кольце - выпускаются пяти четных номеров (от № 2 по № 10, больше номер - больше кисть). Кисти маховые в кольце - выпускаются 3 номеров (1, 2, 3), в зависимости от высоты волоса, от кольца соответственно 100, 110, 120 мм. Кисти филенчатые круглые и плоские - выпускаются восьми четных номеров (от № 10 по № 24, больше номер - больше кисть). Кисти - флейцы - выпускаются восьми порядковых номеров (с № 1 по № 8, больше номер больше кисть) с шириной обоймы 25, 37, 50, 62, 75, 100, 125 и 150 мм и высотой волоса от обоймы 32 - 68 мм. Волосяная часть изготовлена из щетины. Выпускаются кисти - флейцы из беличьего волоса пяти номеров (с № 1 по № 5 ) с той же шириной обоймы, что и у щетинных флейцев. Для сохранения рабочей части кисти и достижения большей упругости при работе кисти подвязывают (обвязывают). При подвязке кистей (рис. 63) сначала связывают из короткого куска шпагата петлю у оправы кисти, из
К предметам такелажного снабжения на судах относятся: блок (рис. 65) - часть простейшего Рис. 66. Скоба
подъемного приспособления (само приспособление) в виде шкива с желобом по окружности для троса, каната, цепи. Бывают различных размеров, металлические и деревянные, одно, двух и многошкивные, с откидной щекой (канифас-блок); г а к (рис. 67, 68)-стальной крюк, используемый на судахдля различных целей (подъема и крепления груза, в леерных и других устройствах и т. д. ); скоба (рис. 66) - металлический стержень, изогнутый в форме подковы, концы (лапки) которого соединяются штырем (болтом), имеющим с одной стороны головку, с другой - резьбу, чеку или шплинт, служит для соединения частей тросов такелажных цепей и их крепления к корпусным конструкциям и рангоуту, наращивания буксирных тросов, присоединения якорей к цепям; о б у х - болт, имеющий головку с проушиной или неподвижным кольцом, в которое иногда заделывается рым, служит для крепления оснастки грузовых устройств и парусного вооружения, крепления грузов или различных предметов к палубе или переборкам; рым- металлическое кольцо круглой или овальной формы, продетое в обух, закрепленный на прочной судовой или береговой конструкции и служащий для закладывания в него судовых снастей; коуш- круглая, каплевидная или треугольная оправка из пластмассы или металла с желобом на наружной стороне, служит для обводки вокруг нее петли троса (каната) с целью уменьшения его истирания, применяется для крепления тросов (канатов) к конструкциям или такелажу судна; такелажная цепь - цепь, изготовленная из мягкого сварочного железа без распорок, делятся на короткозвенные (длина звена не более 5, 5 калибров) и длиннозвенные (длина звена более 5, 5 калибров); талреп (рис. 69) - приспособление для натягивания стоячего такелажа, разделяются на тросовые и винтовые; трос (рис. 70) - общее наименование канатно - веревочных изделий из растительных и искусственных волокнистых материалов, а также из стальной проволоки. Растительные тросы делают из волокон конопли (пеньковые), бананового дерева (манильские оболочки Рис. 68. Характерные виды гаков кокосовых орехов (кокосовые), агавы (сизальские). Каждый трос состоит из каболок, которые свиваются в пряди, пряди свиваются в стренди, и уже из них свивается сам трос. По способу изготовления тросы бывают прямого и обратного спуска или, соответственно, тросовой или кабельной работы. Если волокна свиваются справа налево, каболки - слева направо, пряди - справа налево, а стренди - снова слева направо - такой трос называют тросом прямого спуска. Если свивка волокон, каболок, прядей и стрендей ведут в обратной последовательности, то это будет трос обратного спуска. Такой порядок свивки придает тросу округлую форму и препятствует раскручиванию. Основной характеристикой троса служит его разрывная крепость. Разрывная крепость - это минимальная нагрузка (усилие) при которой трос разрывается, рабочая крепость - максимальная нагрузка (усилие) при которой трос может долго и безопасно работать без нарушения его структуры. Для обеспечения достаточного запасе прочности принято считать рабочую крепость равной 1/6 разрывной, а если трос подвержен различным переменным напряжениям, рывкам - то 1/10 разрывной. Для расчетов разрывной и рабочей прочности тросов с точностью, достаточной для целей судовождения, можно пользоваться приближенными формулами, составленными на основе опытных данных.
Судоводителю при использовании различных тросов при такелажных работах рекомендуется помнить, что: > четырехпрядный трос слабее трехпрядного на 20%; > смоленый трос слабее бельного на 25%; > кокосовый трос слабее смоленых пеньковых в 4 раза; > сизальский трос слабее манильского на 20-25%; > любой, даже хорошо сделанный сплесень, уменьшает крепость на 10%. > мокрый трос во всех случаях слабее сухого.
Такелажная цепь примерно в 3 раза прочнее стального троса и в 8 раз - пенькового (при одинаковой толщине). Диаметры шкивов, через которые пропускаются такелажные цепи, должны быть не менее 30 калибров цепи, а диаметр шкивов для цепей у кранов - 40 калибров цепи. Для приближенного определения рабочей крепости такелажной цепи можно пользоваться формулой:
Р = 10 d2, где d - калибр такелажной цепи.
Рабочая крепость цепи - 25% от разрывной. Для цепей, испытывающих динамические нагрузки, рабочая крепость уменьшается на 50%. Рабочую крепость рымов и обухов приближенно определяют по формулам:
для рымов Р = 4сР, для обухов Р = 10d2,
где d - диаметр рыма (обуха).
Различные способы соединения концов растительных или иных тросов между собой, а также различные петли и другие способы крепления людей, инструмента, различных предметов и т. п., принятые на судах, называют морскими узлами. Наиболее применяемые в практике морские узлы приведены на рис. 71 и особых пояснений не требуют. Навыки завязывания и использования узлов приобретаются только в результате тренировки. Беседочный и двойной беседочный узлы (с незатягивающейся петлей) находят применение в тех случаях, когда необходим огон, чаще применяются для подъема и спуска людей; брамшкотовый и шкотовый узлы - для ввязывания шкотов в углы парусов, для связывания двух концов троса одного диаметра при поднятии небольших грузов; выбленочный узел - для закрепления конца троса за средину другого троса или дерева; гачный узел - для закладывания троса за гак; прямой узел - для связывания 2 концов троса; стопорный узел - для временного удержания швартова; узел удавка - для подъема тяжестей или бревен; шлюпочный узел -при буксировке шлюпок; узел простой штык - для крепления швартовов за рымы и т. д.
§ 4. Краткое устройство, обслуживание и основы техники управления гидроциклом Начинать рассмотрение вопроса краткого устройства и эксплуатации гидроцикла следует, наверное, с формулировки понятия " гидроцикл". Термин " гидроцикл" или " водный мотоцикл" означает любое малое судно, которое используя свои собственные механические средства движения, способно нести на своем борту одного или нескольких человек и которое построено или предназначено для скольжения по водной поверхности или выполнения спортивных фигур (например: водные санки, водные скутера, джетбайки, джетски и др. аналогичные суда). Такое определение дано гидроциклу в ЕПСВВП (Европейских правилах судоходства по внутренним водным путям). У нас к числу гидроциклов отнесены любые бескорпусные (в понимании судостроителей) водные транспортные средства с механическим двигателем. В своей основе определения не противоречат друг другу. Указанные транспортные средства (скорее, средства активного отдыха) находят все большее применение в стране. Уместно будет сказать, что многим лихим " водоциклистам" было затем испорчено настроение представителями правоохранительных органов на водоемах, а несколько лихачей поменяли седло гидроцикла на место в камере за причинение особо тяжких увечий (в ряде случаев - со смертельны» исходом) при наезде на пловцов. Именно поэтому авторы сочли необходимым уделить внимание вопросам устройства и безопасной эксплуатации этих транспортных средств в данном пособии. В общем случае, гидроциклы имеют длину от 2, 5 до 3 метров, ширину чуть более метра, высот)над водой 0, 6 - 1, 2 метра, сухой вес от 250 до 280 кг, могут нести от 1 до 3 человек (до 300 кг), имеют мощный двигатель (до 130 л. с. ) и водометный движитель (одноступенчатый струйный насос). Управление осуществляется посредством управляемого сопла и возможно только при работающем двигателе. Двигатель имеет водяную систему охлаждения, систему смазки (вспрыском после обкатки), систему зажигания (ключ, магнето, свечи) и электростартер. Электро- > научиться хорошо плавать; > зарегистрировать приобретенный гидроцикл в органах ГИМС, получить судовой билет, нанести регистрационные номера на аппарат в установленных местах, а при их отсутствии - по указанию инспектора ГИМС > самостоятельно или на курсах изучить правила, обеспечивающие безопасность плавания на водоемах, устройство гидроцикла, овладеть практическими приемами управления, сдать экзамен в ГИМС и получить удостоверение на право управления; > изучить " Руководство пользователя" приобретенным типом гидроцикла; > приобрести и надеть рекомендуемую экипировку (рис. 51) на себя и пассажиров: гидрокостюм, спасательный жилет, очки (рекомендуется и защитная обувь); > овладеть навыком возвращения гидроцикла в исходное положение при его перевороте (рис. 51). Основные предупреждения: > После транспортировки или заправки гидроцикла проконтролируйте концентрацию бензиновых паров в двигательном отсеке, чтобы избежать воспламенения или взрыва при пуске в жаркую погоду. > Не применяйте топливо и, особенно, масла, не рекомендованные фирмой - изготовителем. > Всегда переворачивайте гидроцикл только на левый борт (бок), иначе возможно попадание воды в двигатель. > Время работы стартера не должно превышать 5 сек, после чего обязателен перерыв в 15 сек. > Пуск двигателя следует осуществлять только в положении гидроцикла " на плаву", при глубине водоема под ним не менее 0, 6 метра (возможен пуск и кратковременная работа двигателя на берегу при проверочных операциях - см. Руководство). > При управлении гидроциклом страховочный шнур выключения двигателя должен быть прикреплен к руке водителя, только он выключит двигатель при падении в воду. > Не уходите от берега на большее расстояние, чем сможете проплыть. Не исключено, что это будет единственный вариант возвращения на берег. > Не превышайте пределов пассажировместимости и грузоподъемности, определенных для данного типа гидроцикла и приводимых в Руководстве для пользователя - это чревато;
Рис. 51. Водитель в снаряжении Переворот гидроцикла > Гидроцикл - не буксир. Не используйте его для буксировки маломерных судов и воднолыжников. > Не используйте гидроцикл без огнетушителя на борту. > Каждый гидроцикл, как правило, имеет идентификационные номера двигателя и корпуса, используемые при регистрации и являющиеся средством отличить ваш аппарат от других той же модели. Найдите их и выпишите в свою записную книжку, как и номер ключа зажигания (можно восстановить в случае утери). Расположение основных деталей, контрольно-измерительных приборов (индикаторов) и идентификационных номеров приводится на рисунках, при этом надо понимать, что набор контрольно-измерительных приборов, как и их расположение, на конкретной модели гидроцикла может отличаться от приведенной в пособии. Рулевая колонка гидроцикла по внешнему виду и функциональной нагрузке почти идентична рулевой колонке дорожного мотоцикла или снегохода, но при этом необходимо твердо запомнить, что гидроцикл управляем только при работающем двигателе и нажатой педали газа (на инерции при заглушённом двигателе движется только по прямой). На рулевой колонке располагаются (см. иллюстрации (рис. 52 - 60): индикатор балансировки - показывает вертикальное положение сопла водомета; тахометр, спидометр, указатель наличия топлива в баке, индикатор температуры охлаждающей жидкости и индикатор уровня масла. На ней же слева расположена главная кнопка - красная кнопка с надписью " стоп" - останова двигателя. Нажатие на нее глушит двигатель, а зеленая кнопка с надписью на ней " старт", расположенная там же, запускает его. Переключатель балансировки служит для оптимальной установки рулевого сопла при уравновешивании судна с учетом веса водителя. Ручка газа расположена справа, как и рукоятка воздушной дроссельной заслонки, оттягивание которой, как и везде, обогащает горючую смесь. После пуска и прогрева двигателя ее необходимо вернуть в первоначальное состояние. На многих моделях гидроциклов есть регулятор подачи топлива, имеющий три положения: " включено", " выключено" и " резерв". Переключатель, установленный в положение " резерв" позволяет водителю вернуться к берегу при отсутствии контроля за наличием топлива в баке и его выработке. Ключ зажигания, как правило, двухпозиционный, выполняет те же функции что и на всех машинах. После пуска двигателя его рекомендуется вынуть из гнезда и надежно спрятать, чтобы не утерять в процессе катания. В кормовой части гидроцикла имеется дренажное отверстие, используемое для слива воды из двигательного отсека и закрытое соответствующим винтом. Отвертывать винт следует только на суше. Перед спуском аппарата на воду, во избежание его затопления, следует убедиться в закрытии дренажного отверстия. После пуска двигателя водитель должен обязательно убедиться в работе системы охлаждения двигателя и циркуляции в ней воды. Контроль - выброс воды через сливное отверстие. Отрабатывая навыки владения гидроциклом следует помнить, что: > посадка на гидроцикл с причала осуществляется с соблюдением осторожности, постоянно сохраняя балансировку: поставив одну ногу на ступень, осторожно переносите вес тела и, поставив вторую ногу, устраиваетесь на сиденьи; > повороты гидроцикла осуществляются за счет отклонения кормы (а не носа) в ту или иную стороны, поэтому при отходе от причала (пирса) обеспечьте свободное пространство для маневра кормой (предварительно оттолкнув носовую часть) или, двигаясь вдоль пирса, постепенно выводите его на свободную воду; > посадку на гидроцикл с воды (при глубине более 1, 5 м) следует производить с кормовой части, также последовательно и аккуратно поставив на подножки сначала колени, затем, сохраняя общую балансировку, перенести вес тела на сиденье, удерживаясь при этом за поручни и ремни: > посадка на гидроцикл с мелководья (при глубине 0, 6 метра) производится с любого борта либо с кармы при соблюдении условий, указанных в первом пункте; > пассажир проделывает те же операции, при этом водитель обеспечивает балансировку и сохранение остойчивости гидроцикла; > большинство моделей гидроциклов не имеют " заднего хода" и " торможение" осуществляется за счет естественного сопротивления водной среды, поэтому водителю всегда рекомендуется оценить " тормозной путь" своего гидроцикла при различных режимах работы двигателя. Величина " тормозного пути" зависит от веса водителя, наличия и веса пассажиров, от При падении с гидроцикла следует немедленно принять меры для остановки двигателя с помощью стропы глушителя или кнопки экстренного останова. Если гидроцикл при падении перевернулся - примите меры к восстановлению остойчивости, займите рабочее положение (способом, описанным выше) и попытайтесь запустить двигатель. При удачной попытке - дальнейшее движение рекомендуется осуществлять с полностью открытым дросселем, что позволит системе осушения удалить воду из двигательного отсека Конечно, эти приемы желательно предварительно отработать на мелководье, при небольшом удалении от берега. После переворота гидроцикла всегда предполагайте возможность попадания воды в двигатель, в топливный и масляный баки, поэтому обязательно проделайте все операции, предусмотренные Руководством в таких случаях. Водителю, после каждого использования гидроцикла, рекомендуется снять сиденье, убедиться в отсутствии воды в двигательном отсеке, протереть отсек насухо и установить сиденье на место. После эксплуатации аппарата в соленой воде необходимо систему охлаждения промыть пресной водой. При проведении технического обслуживания (ТО-1, ТО-2) гидроцикла в период эксплуатации необходимо: > контролировать состояние водомета, своевременно производить очистку входного отверстия и самого водомета, подтягивать болты крепления крышки; > регулярно производить слив воды из двигательного отсека, контролировать затяжку дренажного винта; > систематически проверять состояние тяг и работу рулевого управления и дросселя; > регулярно (а после транспортировки и заправки - в обязательном порядке) вентилировать двигательный отсек; > постоянно проверять целостность топливного бака и масляного бачка, состояние трубопроводов системы питания, их соединений; > работу кнопки останова двигателя (с кратковременным, не более 10 сек, пуском двигателя); > надежность крепления сидений; > состояние всех крепежных деталей, соединений, узлов и зажимов. Перечень и частота процедур по обслуживанию гидроцикла
Ориентировочная периодичность технического обслуживания гидроцикла.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|