|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Судовождение 2 страницаЯкорное устройство предназначено для постановки судна на якорь, обеспечения его стоянки на акватории и снятия с якоря. В состав якорного устройства в общем случае входят: якорь, якорная цепь (канат), клюз, стопор, цепной ящик. Якорь - специальной формы кованая, литая или сварная конструкция, опускаемая на дно и осуществляющая непосредственно удержание судна через якорную цепь или канат. Коренная смычка якорной цепи (якорный канат) крепится к килю через устройство для быстрой отдачи якоря в натянутом состоянии цепи, называемое жвака - галсом. Усилие, которое якорь воспринимает не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Основой конструкции якоря является продольный стержень - веретено, в верхней части которого имеется якорная скоба для крепления якоря к цепи (канату), а в нижней - лапы и рога, прикрепленные к веретену неподвижно (узел крепления носит название тренд) или на шарнире в коробке. Некоторые якоря имеют в верхней части шток - стержень поперек веретена для увеличения держащей силы. Существует большое количество наименований и типов якорей - якорь Терещенко, якорь Роджерса, Сайкса, Смита и т. д., но наибольшее применение на судах нашли якоря адмиралтейский (с неподвижными лапами), Матросова и Холла (с поворотными лапами) {рис. 33) Масса якоря, длина цепи (каната) и их калибр определяются по таблице, в зависимости от характеристики снабжения: Nc = Lx(B + H)xlxh,
Nc- характеристика снабжения, аргумент для входа в таблицы, кв. м; L - длина судна, м; В - ширина судна на миделе, м; Н - высота борта на миделе от основной плоскости, м; / - суммарная длина всех надстроек, м; л - средняя высота надстроек, м.
Якорные цепи могут заменяться стальными, синтетическими или пеньковыми канатами при условиях: канаты равнопрочны цепям требуемого калибра, пеньковые канаты должны быть смольными. Клюз - отверстие в палубе или в борту, окантованное прутком или отливкой, служащее для пропускания швартовного каната (или якорной цепи) и уменьшения трения. В зависимости от расположения называется якорным или швартовным клюзом. Конструкция якорного клюза должна обеспечивать свободное втягивание веретена якоря, а при травлении (отдаче)-свободный выход якоря только под действием его массы.
Стопор якорного устройства - приспособление, удерживающее якорную Плавучий якорь {рис. 35) - приспособление для замедления дрейфа судна в штормовых условиях. Изготовляется из парусины в виде конуса, от вершины вдоль конуса прошиваются концы, которые соединяются в общий огон. Спущенный за борт плавучий якорь удерживает судно носом или кормой к ветру (в зависимости от места спуска). Для упрощения процесса выборки к вершине конуса закрепляется отдельный трос. Швартовно-буксирное устройство - это совокупность механизмов и приспособлений для надежного удержания судна во время стоянки судна (у причала, у борта другого судна) и возможности крепления буксирного каната (троса) при производстве буксировочных операций. В его состав входят {рис. 36): швартовы, кнехты, клюзы, киповые планки, утки, вьюшки, ручные или электрические шпили (лебедки - на достаточно крупных судах). Швартов - канат с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала. По направлению относительно корпуса судна и выполняемым функциям швартовы называются продольными, шпрингами и прижимными. Кнехт- деталь швартовного устройства в виде спаренных (одиночных) тумб, стоящих на общем фундаменте, прикрепленном к палубе судна. По конструкции различают кнехты прямые и крестовые, по способу изготовления - литые или сварные, по материалу могут быть стальными, чугунными, бронзовыми, латунными, а в случае применения на судне только растительных канатов (тросов) удобны для работы кнехты, изготовленные из легких сплавов. Швартовы на кнехты накладываются " восьмерками". Киповая планка - деталь швартовного устройства судна, предназначенная для пропуска швартовного каната, может быть с роульсами (для снижения трения) и без них. Утка- двурогая литая или сварная фигурная планка для крепления свободных концов канатов небольшого диаметра. Канат укладывается на утку " восьмеркой" и удерживается за счет сил трения. Вьюшка- вращающаяся металлическая конструкция в виде катушки с поручнями для наматывания, хранения и сматывания тросов и канатов. Может быть оборудована ленточным тормозом по ободу и педалью. Для подачи швартовов используются бросательные концы (выброски). Расположение и количество элементов швартовного устройства должно обеспечивать швартовку и буксировку судна лагом, носом, кормой. Специальные механизмы, устройства и вооружение, определяющее производственное назначение судна (обеспечение технологического процесса в рыболовстве, рыбоводстве, разведке и добыче полезных ископаемых, проведении грузовых операций, дноуглубительных, изыскательских и иных работ) подлежат надзору органами ГИМС в части, влияющей на безопасность плавания маломерных судов, судоходства и охрану жизни людей на воде. Из общесудовых систем на некоторых маломерных судах предусматриваются: Осушительная система - трюмная система для периодического удаления небольших масс воды из корпуса. Вода собирается в колодцах, расположенных в самых низких местах корпуса (через приемные сетки) насосами откачивается либо за борт, либо в резервуары для приема льяльных вод. Осушительная система включает в себя, как правило, насос с механическим приводом и насос с ручным приводом, который может быть переносным. В качестве насосов для обеспечения работы системы осушения могут применяться насосы любой другой системы, имеющейся на судне (балластной, санитарной и т. д. ). Фаново - сточная система - система для сбора и удаления с судна сточных и фекальных вод, включающая в себя санитарное оборудование, необходимые трубопроводы с системой сточных шпигатов открытой палубы и цистерну (съемные контейнеры) для сбора фекальных вод. Запасы питьевой и мытьевой воды на судне определяются исходя из норм суточного расхода на одного человека (5 л - питьевой, 15 л мытьевой воды) и установленной автономности плавания судна. Противопожарные средства. Основной причиной возникновения пожаров на маломерных судах является возгорание топлива (при его потеках) или подсланевых вод в трюмах, покрытых пленкой бензина с достаточно большим слоем его паров в отсеке при отсутствии вентиляции. Для предупреждения пожара и борьбы с ними, на маломерных судах предусматривается наличие сигнализационных устройств, стационарных систем и переносных средств пожаротушения, автоматически срабатывающих огнетушителей. Сигнализационные устройства подают сигнал на пост управления судном при пожароопасной концентрации паров топлива в замкнутом пространстве (моторном отсеке), либо делают невозможным пуск двигателя в этих условиях (при блокировке с устройством запуска двигателя).
В наиболее распространенной и эффективной стационарной системе пожаротушения (рис. 37 а, б) применяется двуокись углерода или галон - жидкость, либо сжиженный газ. Включение системы предусматривается из рубки вручную или автоматически (от датчиков в возможных очагах пожара). Автоматически срабатывающие огнетушители устанавливаются в возможных очагах возникновения пожара и приводятся в действие при помощи плавких вставок, когда температура в отсеке повышается примерно на 30°С относительно окружающей. Этот вариант имеет много недостатков (низка эффективность, много случайных срабатываний и т. д. ). Для маломерных судов наиболее распространенным и надежным средством пожаротушения является ручной огнетушитель, который можно использовать в любом отсеке для тушения пожаров любого вида. При стоянке судна в местах укрытия (тихой бухте) следует применять огнетушители в зависимости от вида возгорания (пенный, углекислотный). На ходу и на стоянке судна (при ветре) лучшим средством для тушения пожаров является порошковый огнетушитель. Выбор типа огнетушителя обусловлен размерами и видами возможных очагов пожара. Если возможны комбинированные очаги пожара, то предпочтение при выборе огнетушителя отдается более универсальному по области применения. Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматриваться, проверяться и своевременно перезаряжаться. В зимнее время (при температуре ниже 1° С) огнетушители необходимо хранить в отапливаемых помещениях. Спасательные средства. Под спасательными средствами понимается совокупность предусмотренных на маломерном судне средств для спасения людей при аварии (катастрофе) судна и попадании людей в воду. Разделяются на коллективные, служащие для спасения пассажиров и экипажа, имеющие запасы для жизнеобеспечения (спасательные шлюпки, спасательные плоты и плотики, спасательные плавучие приборы - количество и виды зависят от назначения и типа судна, района плавания) и индивидуальные, предназначенные для спасения одного человека (спасательные круги, спасательные нагрудники, спасательные жилеты, спасательная одежда) (рис. 39). На судне каждый пассажир и член экипажа должен иметь индивидуальное спасательное средство, которое хранится (размещается) в легкодоступных местах (в каютах, на палубе), а для экипажа - в местах несения вахт. На пассажирских судах количество индивидуальных спасательных средств должно превышать общее количество людей на 3-5%. Спасательный плот - эффективное средство коллективного спасения на любых водных объектах (рис. 38). Различают надувные и жесткие плоты. Вместимость плотов от 6 до 25 чел. Наиболее предпочтительны для больших прогулочных судов надувные плоты, изготовленные из однослойной прорезиненной синтетической (капрон, нейлон) ткани с днищем из нескольких слоев ткани с воздушной прослойкой, которые обеспечивают изоляцию от холода. Плоты крытые, используются в любых условиях до 30 суток. Предусмотрен баллон с углекислотой для самозаполнения емкостей плота, имеются трапы, леера, различные ручки, наружные и внутренние фонари, запасы воды, продовольствия, аптечка, рыболовные принадлежности, плавучие якоря, весла, насосы для надувания, бросательные концы, черпаки и т. д. Запас провизии рассчитан на хранение в течение 2 лет. На судне плоты хранятся в самораскрывающемся контейнере, закрепленном на судне через гидростатическое разобщающее устройство, срабатывающее на глубине около 3 метров и освобождающее контейнер. Характеристики некоторых плотов приведены в таблице (стр. 44). Спасательный круг - индивидуальное спасательное средство для оказания помощи человеку, оказавшемуся в воде (рис. 39). Круги изготовляются из пробки, пенопласта, пеноприта, затянутых в рубашку из парусины, окрашены в оранжевый цвет, масса круга 2, 6 - 2, 8 кг. С наружной стороны имеется леер, закрепленный на круге по периметру в 4 местах. К кругу могут крепиться самозажигающиеся огни, которые должны гореть в течение 45 мин. Основное требование - спасательный круг должен поддерживать в пресной воде груз в 14, 5 кг в течение 24 часов. На кругах наносят наименование и порт приписки судна, которому принадлежит круг. Спасаемый должен надавить на круг рукой так, чтобы он принял вертикальное положение, после чего, просунув в него руку, голову и вторую руку, лечь на круг грудью и ожидать подхода спасательного судна. Характеристика некоторых надувных спасательных плотов
Рис. 39. Спасательный круг, спасательный нагрудник, спасательный жилет. Спасательный нагрудник - индивидуальное спасательное средство для поддержания человека на воде. Состоит из 2 слоев парусины, разделенной на секции с зашитым сплошным куском листовой пробки в каждой. Одевается на грудь (отсюда и название - нагрудник), в настоящее время почти не находит применения у судоводителей, поскольку не обеспечивает основного требования к спасательным средствам - поддержания головы человека, находящегося в бессознательном состоянии, над водой {рис. 40). Спасательный жилет (воротник) - индивидуальное спасательное средство для поддержания человека на воде. Изготавливается из синтетической прорезиненной нефтестойкой ткани яркооранжевого цвета. Как отечественные, так и зарубежные образцы встречаются разных конструкций (надувные, полунадувные, с твердым наполнителем) и модификаций (ЦПКБ, РЖС, ИСС, САЖ - отечественные), обеспечивают, соответственно, различную степень безопасности и комфортности, скорость и удобство одевания, легкость движений при работах на судне и возможность плавания при попадании человека в воду, защиту от переохлаждения. На ряде образцов жилетов предусмотрена система самозаполнения, которая обеспечивается баллончиком с углекислотой, срабатывающим при вытягивании шнура или верхней части головки баллончика. Заполнение полости газом происходит за 2-3 секунды. В верхней части жилета предусмотрены трубки поддува для наполнения жилета при неисправности системы самозаполнения или поддержания необходимого давления при длительном нахождении человека в воде. Почти все они снабжены свистком и сигнальной лампочкой с питанием от водоналивной батарейки. Спасательные жилеты обязательно проходят сертификацию и должны иметь одобрение национального (международного) Регистра или иной компетентной организации. Спасательные костюмы служат для предотвращения переохлаждения человека при попадании в холодную воду. Изготавливаются двух типов: с дополнительным использованием спасательного жилета, надеваемого поверх костюма, либо без него - тогда функции жилета выполняют соответствующие полости в самом костюме. Конструкции костюмов ограничивает поступление холодной наружной воды во внутреннюю зону до 1 л/час на спокойной воде (при отсутствии волнения). Существующие костюмы обеспечивают скорость охлаждения тела в костюмах первого рода (с теплой зимней одеждой и жилетом) около 1° С в час, в изолирующем гидрокостюме второго рода - около 0, 3° С в час. Страховочный пояс - одевается членом экипажа при работе на палубе в условиях возможного падения за борт, крепится карабином к леерам или другим судовым конструкциям. Как правило, их количество, особенно на парусных судах, должно соответствовать количеству людей, занятых обслуживанием парусов, на других маломерных (запалубленных) судах - количеству людей, работающих на верхней палубе в штормовых условиях.
Сигнальные средства. Под сигнальными средствами на судах (кораблях) понимается комплект предметов и устройств для подачи сигналов и ведения переговоров между судами или с берегом.. Сигнализация осуществляется с помощью сигнальных флагов, ручного (флажного) семафора, средств световой сигнализации, звуковых сигналов и с помощью пиротехнических сигнальных средств. Сигнальные флаги - это комплект флагов установленной формы, размера, рисунка и расцветки, предназначенных для осуществления зрительной связи между судами или с берегом. Каждый сигнальный флаг имеет свое буквенное или цифровое наименование. Поднятые на стеньгах или ноках реев одиночные сигнальные флаги либо их сочетания означают определенные слова или фразы, расшифровку которых можно найти в соответствующих сводах сигналов. В каждой стране разработан национальный Свод Военно - Морских Сигналов (для кораблей ВМФ), но существует и Международный Свод Сигналов (МСС), предназначенный для ведения переговоров средствами зрительной сигнализации между судами (кораблями) различных стран. Значение нескольких сигналов Свода (МСС), помещенных на цв. вставке 10, по мнению авторов, необходимо знать каждому судоводителю, особенно, если он плавает по крупным озерам, водохранилищам или в прибрежной части морей. Сигнальный фонарь - устройство для световой сигнализации или маневроуказания. Как правило, это источник белого цвета, направленного или кругового действия с дальностью видимости 5 миль. Прожектор, предназначенный для световой сигнализации, имеет жалюзи для передачи семафора телеграфной азбукой Морзе. Пиротехнические сигнальные средства - вид судовых сигнальных средств, дающих при горении световой, звуковой или дымовой эффекты. К ним относятся ракеты (сигнальные патроны), фальшфейеры, звуковые гранаты, плавающие дымовые шашки и т. п. Сигнальный патрон имеет корпус из алюминия, латуни или картона, диаметром 26, 30, 32, 40 или 44 мм, внутри которого размещен пиротехнический заряд. Запуск производится из рук или сигнального пистолета (ракетницы). Фальшфейер красного (белого) огня состоит из пластмассового корпуса, закрытого герметичной крышкой, с размещенным внутри пиротехническим зарядом, воспламенителем и шнуром. Приводится в действие рывком шнура после снятия крышки, время горения 60 сек. Парашютная ракета красного (белого) огня состоит из корпуса, реактивного двигателя, пиротехнического элемента и парашюта. Ракета помещена в пластмассовую гильзу, закрытую герметичной крышкой. Запускается рывком шнура при снятой крышке. Высота подъема 300 м, время горения 40 сек. Комбинированная сигнальная ракета обеспечивает одновременную подачу светового (из пяти красных огней) сигнала и воющего звука. Высота подъема 200 м, действие сигналов: светового - 5 сек, звукового - 8 сек. Запускается аналогично парашютной. Комбинированная сигнальная (осветительная) ракета трехзвездного или красного (белого) огня, высота подъема - до 150 м, время горения до 12 сек., запуск - рывком шнура. Буй светодымящийся, служит для обозначения местонахождения спасательного круга на воде (днем - оранжевым дымом в течение 15 мин, ночью - горением двух лампочек в течение 2 часов), срабатывает автоматически при попадании в воду. Плавучая дымовая шашка - используется в дневное время с целью указания места (плота, лодки). Состоит из металлического корпуса, с размещенным внутри пиротехническим устройством. Время дымообразования - 3 мин. Запускается рывком шнура при открытой крышке горловины. Все вышеперечисленные пиротехнические средства, выпускаемые ГП " Сигнал" (г. Челябинск) можно приобрести в магазинах. Для запуска сигнальных патронов 26 мм служит специальный сигнальный пистолет (ракетница), отнесенный законодательством к разряду " оружие", поэтому его приобретение, хранение и ношение связано со всеми, предусмотренными Законом об оружии, ограничениями. Использование пиротехнических сигнальных средств предполагает наличие у судоводителя определенных навыков и соблюдение им правил техники безопасности. Ракету, сигнальный 26 мм патрон и сигнальный пистолет перед использованием необходимо осмотреть и убедиться в их исправности. Перед выстрелом (пуском) пистолет (ракету) следует на вытянутой руке навести в нужном направлении, под углом 45° к плоскости горизонта. Выстрел (пуск ракеты) производить только убедившись в безопасности для окружающих и безопасности предполагаемой траектории ракеты. Самое главное правило техники безопасности при применении пиротехнических средств - не наводить на рядом стоящих людей сигнальный пистолет и ракету, даже если пистолет не заряжен, а шнур ракеты убран. В понятие снабжение судов входит их обеспечение материалами и запасами по номенклатуре и в количествах, необходимых для безопасного плавания и успешного выполнения задания. Номенклатура и количество материалов зависит от назначения и района плавания судна. Под указанными материалами понимается определенное техническое оборудование, запасы воды, ГСМ, продовольствия, тросы, канаты, лини, такелажные цепи, различные водоотливные и подъемные устройства, схемы, карты, приборы, сигнальные средства и т. п. Нормы снабжения судов, обязательные для судоводителей и определяющие " годность" (как категорию готовности) судна к плаванию, определены в требованиях ГИМС, изложенных в § 3 главы 4 настоящего пособия. Моторные и парусные суда, осуществляющие плавание в прибрежных морских районах и на больших водных объектах должны иметь курсоуказатель (компас), лот, бинокль, карту района плавания, средства радиосвязи и сигнализации, фару - искатель. На каждом моторном маломерном судне, независимо от размеров и водоизмещения, рекомендуется иметь электрический фонарь (пригодный для сигнализации), нож, топор и комплект инструментов. Его направление и скорость можно вычислить, произведя векторное сложение на круге СМО (вопрос будет рассмотрен в § 2 главы 3). Очевидно, что скорость вымпельного ветра будет наибольшей на курсе бейдевинд и наименьшей - на курсе фордевинд. Опытный судоводитель парусного судна паруса всегда устанавливает, ориентируясь на направление вымпельного ветра. Не рассматривая подробно силы, действующие на корпус и паруса судна и законы механики, сразу принимаем на веру выводы: > при движении парусного судна " косым" курсом к ветру обязательно будет возникать крен и дифферент; > любое парусное судно движется не прямолинейно, а с боковым сносом (дрейфом), величина которого зависит от его курса относительно ветра; > на управляемость судна оказывает большое влияние взаимное положение центра парусности (ЦП) и центра бокового сопротивления (ЦБС). Центр парусности - точка приложения результирующей аэродинамических сил к парусам судна. Центр бокового сопротивления - точка приложения результирующей гидродинамических сил к корпусу судна. Положение этих точек постоянно меняется, т. к. зависит в каждый момент времени не только от постоянных факторов (покрой парусов, обводов корпуса, формы киля), но и от многих переменных величин - курса судна, его крена, дифферента и т. д. Поскольку, в конечном итоге, от положения этих точек зависит маневренность и скорость судна, опытные судоводители могут искусственно переносить ЦП, смещая или наклоняя мачту, укорачивая грот по нижней шкаторине и увеличивая площадь стакселя, совмещая эту процедуру с перемещением ЦБС установкой дополнительных плавников перед рулем, либо увеличением (уменьшением) площади пера руля. Вообще, следует заметить, что управление парусным судном требует от судоводителя глубокого знания основ аэро и гидродинамики, понимания взаимодействия всех сил в создании тяги и обеспечении высокой скорости яхты, хорошей физической и морской подготовки, поэтому, ознакомившись с элементарными основами хождения под парусом, необходимо дальше совершенствовать свои знания и особенно приемы управления парусным судном в различных условиях. По окончании навигации все оборудование яхты (швертбота) тщательно проверяется. Судно следует поднять из воды и поставить на кильблоки. Трюма осушить, промыть и протереть антисептиком, рундуки оставить открытыми, все, что сорбирует влагу (паруса, тросы и т. п. ) и может плесневеть - вынести, просушить и хранить в сухих помещениях. Произвести консервацию всех машин, механизмов и электрооборудования в соответствии с инструкциями, не забывая при этом тали, лебедки, талрепы и т. д. Желательно снять такелаж и вынуть мачту, а палубу накрыть водонепроницаемым чехлом.
1, 7. Обслуживание и ремонт судов. Такелажные и малярные работы Обслуживание судов. В целях поддержания судна, как и любого транспортного средства, в строю, своевременного выявления и устранения неисправностей и дефектов в механизмах, устройствах и системах, проводится его техническое обслуживание, которое по характеру и объему выполняемых работ подразделяется на осмотры и ремонты. В период интенсивной эксплуатации судна рекомендуется проводить его осмотр и проверку работы устройств и систем перед выходом (ежедневно) и один раз в месяц. Перед выходом (ежедневно) необходимо произвести: > наружный осмотр корпуса, оборудования, обшивки, горловин на предмет отсутствия водотечности, трещин, грязи, потеков масла и топлива; > проверку присоединения, крепления и нулевых показаний контрольно-измерительных приборов; > наружный осмотр двигателя, систем и устройств, опробование двигателя в течение 3-5 мин; > проверку дистанционного управления рулем перекладкой с борта на борт (35°); > проверку леерных ограждений (фальшборта); > устранение неисправностей, выявленных при осмотре; > дозаправку ГСМ. Один раз в месяц, кроме указанного ранее объема работ, рекомендуется: > проверить состояние нижних листов переборок в труднодоступных местах, очистить от ржавчины, гнили, провести работы по защите от коррозии; > смазать все трущиеся поверхности деталей; > проверить штуртросы на отсутствие порванных каболок; > проверить сопротивление изоляции (на судах, оборудованных стационарной схемой электрооборудования); > проверить состояние АБ (уровень электролита и его плотность); > проверить состояние сальников трубопроводов, кабелей, проходящих через водонепроницаемые переборки; > провести работы по устранению выявленных неисправностей. Если эксплуатация механической установки не планируется в течение трех и более месяцев -произвести ее консервацию в соответствии с требованиями завода - изготовителя. Подробно этот вопрос рассматривается в § 4 главы 2.
Ремонт судов. В период капитального и среднего ремонтов могут проводиться и различного рода модернизационные работы. Основные этапы ремонта: дефектация (определение технического состояния судна, его устройств и систем, состава и объема операций по восстановлению), составление ремонтных ведомостей по ее результатам, демонтаж деталей, работы по их восстановлению, сборка, приемка судовладельцем произведенных заводом работ по ремонту. Для проведения доковых работ судно поднимают в док или на слип. Док - искусственное сооружение для осушения судов. Подразделяются на сухие, плавучие, наливные, строительные и т. д. Докование - совокупность операций по извлечению судна из воды для осмотра или ремонта его подводной части. Осуществляется с помощью сухих или плавучих доков, слипов, вертикальных судоподъемников. Слип- подъемно-спусковое приспособление для подъема на берег и спуска судов на судовых тележках по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводную и подводную части. Длина подводной части рельсовых путей должна обеспечивать такое погружение тележек, чтобы плавающее судно могло как свободно входить на них, так и всплывать после спуска. Подъем и спуск тележек производится с помощью лебедок и тросов. В зависимости от положения судна по отношению к направлению спуска (подъема) различают продольный и поперечный слипы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|