Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Судовождение 2 страница



Якорное устройство предназначено для постановки судна на якорь, обеспечения его стоян­ки на акватории и снятия с якоря. В состав якорного устройства в общем случае входят: якорь, якорная цепь (канат), клюз, стопор, цепной ящик.

Якорь - специальной формы кованая, литая или сварная конструкция, опускаемая на дно и осуществляющая непосредственно удержание судна через якорную цепь или канат. Коренная смычка якорной цепи (якорный канат) крепится к килю через устройство для быстрой отдачи якоря в натянутом состоянии цепи, называемое жвака - галсом. Усилие, которое якорь восприни­мает не перемещаясь и не выходя из грунта, называется держащей силой. Основой конструкции якоря является продольный стержень - веретено, в верхней части которого имеется якорная скоба для крепления якоря к цепи (канату), а в нижней - лапы и рога, прикрепленные к веретену неподвижно (узел крепления носит название тренд) или на шарнире в коробке. Некоторые якоря имеют в верхней части шток - стержень поперек веретена для увеличения держащей силы. Су­ществует большое количество наименований и типов якорей - якорь Терещенко, якорь Роджер­са, Сайкса, Смита и т. д., но наибольшее применение на судах нашли якоря адмиралтейский (с неподвижными лапами), Матросова и Холла (с поворотными лапами) {рис. 33)

Масса якоря, длина цепи (каната) и их калибр определяются по таблице, в зависимости от характеристики снабжения:



 

Nc = Lx(B + H)xlxh,

 

Nc- характеристика снабжения, аргумент для входа в таблицы, кв. м;

L - длина судна, м;

В - ширина судна на миделе, м;

Н - высота борта на миделе от основной плоскости, м;

/ - суммарная длина всех надстроек, м;

л - средняя высота надстроек, м.



 


Таблица для определения массы якоря, длины и калибра якорной цепи


 

 

Якорные цепи мо­гут заменяться сталь­ными, синтетическими или пеньковыми кана­тами при условиях: ка­наты равнопрочны це­пям требуемого калиб­ра, пеньковые канаты должны быть смольны­ми.

Клюз - отверстие в палубе или в борту, окантованное прут­ком или отливкой, слу­жащее для пропуска­ния швартовного ка­ната (или якорной цепи) и уменьшения трения. В зависимос­ти от расположения называется якорным или швартовным клю­зом. Конструкция якорного клюза долж­на обеспечивать сво­бодное втягивание веретена якоря, а при травлении (отдаче)-свободный выход яко­ря только под дей­ствием его массы.

 

Стопор якорного устройства - при­способление, удер­живающее якорную



цепь за одно из звеньев и передающее натяжение цепи на корпус судна (рис. 34). Как правило, приваривается к палубе. Состоит из отливки с желобом, соответствующим форме и размеру зве­ньев якорной цепи и фиксирующего элемента в виде винтового зажима или штыря. Могут исполь­зоваться цепные стопора, когда один конец такелажной цепи крепится к палубе судна, а другой имеет захватывающее якорь-цепь устройство. Цепной ящик - объем для хранения якорной цепи (каната) в походном положении. Может иметь различную форму, в зависимости от проекта суд­на, крепится, как правило, к набору.

Плавучий якорь {рис. 35) - приспособление для замедления дрейфа судна в штормовых ус­ловиях. Изготовляется из парусины в виде конуса, от вершины вдоль конуса прошиваются концы, которые соединяются в общий огон. Спущенный за борт плавучий якорь удерживает судно носом или кормой к ветру (в зависимости от места спуска). Для упрощения процесса выборки к вершине конуса закрепляется отдельный трос.

Швартовно-буксирное устройство - это совокупность механизмов и приспособлений для надежного удержания судна во время стоянки судна (у причала, у борта другого судна) и возмож­ности крепления буксирного каната (троса) при производстве буксировочных операций. В его состав входят {рис. 36): швартовы, кнехты, клюзы, киповые планки, утки, вьюшки, ручные или электрические шпили (лебедки - на достаточно крупных судах).

Швартов - канат с огоном на конце, предназначенный для подтягивания и удержания судна у причала. По направлению относительно корпуса судна и выполняемым функциям швартовы называются продольными, шпрингами и прижимными.

Кнехт- деталь швартовного устройства в виде спаренных (одиночных) тумб, стоящих на общем фундаменте, прикрепленном к палубе судна. По конструкции различают кнехты прямые и крестовые, по способу изготовления - литые или сварные, по материалу могут быть стальными, чугунными, бронзовыми, латунными, а в случае применения на судне только растительных кана­тов (тросов) удобны для работы кнехты, изготовленные из легких сплавов. Швартовы на кнехты накладываются " восьмерками".

Киповая планка - деталь швартовного устройства судна, предназначенная для пропуска швартовного каната, может быть с роульсами (для снижения трения) и без них.

Утка- двурогая литая или сварная фигурная планка для крепления свободных концов канатов небольшого диаметра. Канат укладывается на утку " восьмеркой" и удерживается за счет сил трения.

Вьюшка- вращающаяся металлическая конструкция в виде катушки с поручнями для наматывания, хранения и сматывания тросов и канатов. Может быть оборудована ленточным тормозом по ободу и педалью.

Для подачи швартовов используются бросательные концы (выброски).

Расположение и количество элементов швартовного устройства должно обеспечивать швар­товку и буксировку судна лагом, носом, кормой.

Специальные механизмы, устройства и вооружение, определяющее производственное на­значение судна (обеспечение технологического процесса в рыболовстве, рыбоводстве, разведке и добыче полезных ископаемых, проведении грузовых операций, дноуглубительных, изыскатель­ских и иных работ) подлежат надзору органами ГИМС в части, влияющей на безопасность плава­ния маломерных судов, судоходства и охрану жизни людей на воде.

Из общесудовых систем на некоторых маломерных судах предусматриваются:

Осушительная система - трюмная система для периодического удаления небольших масс воды из корпуса. Вода собирается в колодцах, расположенных в самых низких местах корпуса (через приемные сетки) насосами откачивается либо за борт, либо в резервуары для приема льяльных вод. Осушительная система включает в себя, как правило, насос с механическим при­водом и насос с ручным приводом, который может быть переносным. В качестве насосов для обеспечения работы системы осушения могут применяться насосы любой другой системы, име­ющейся на судне (балластной, санитарной и т. д. ).

Фаново - сточная система - система для сбора и удаления с судна сточных и фекальных вод, включающая в себя санитарное оборудование, необходимые трубопроводы с системой сточ­ных шпигатов открытой палубы и цистерну (съемные контейнеры) для сбора фекальных вод. Запасы питьевой и мытьевой воды на судне определяются исходя из норм суточного расхода


на одного человека (5 л - питьевой, 15 л мытьевой воды) и установленной автономности плава­ния судна.

Противопожарные средства. Основной причиной возникновения пожаров на маломерных судах является возгорание топлива (при его потеках) или подсланевых вод в трюмах, покрытых пленкой бензина с достаточно большим слоем его паров в отсеке при отсутствии вентиляции. Для предупреждения пожара и борьбы с ними, на маломерных судах предусматривается нали­чие сигнализационных устройств, стационарных систем и переносных средств пожаротушения, автоматически срабатывающих огнетушителей.

Сигнализационные устройства подают сигнал на пост управления судном при пожароопас­ной концентрации паров топлива в замкнутом про­странстве (моторном отсе­ке), либо делают невозмож­ным пуск двигателя в этих условиях (при блокировке с устройством запуска двига­теля).

Рис. 37 а. Схема установки автоматической противопо­жарной систе-мы: 1 - галоновый баллон; 2 - взрывной заряд и клапан; 3- резиновый шланг между сосудом и мед­ной трубкой; 4 - хромированная медная трубка; 5 - соеди­нительная трубка; 6 - сопло к месту расположения топ­ливного бака; 7 - мундштуки; 8 - электрокабель; 9 - ручной спусковой рычаг; 10 - тепловые сигнализаторы; 11 - ава­рийно- сигнальный центр

В наиболее распростра­ненной и эффективной ста­ционарной системе пожа­ротушения (рис. 37 а, б) применяется двуокись угле­рода или галон - жидкость, либо сжиженный газ. Вклю­чение системы предусмат­ривается из рубки вручную или автоматически (от дат­чиков в возможных очагах пожара).

Автоматически срабаты­вающие огнетушители уста­навливаются в возможных очагах возникновения пожа­ра и приводятся в действие при помощи плавких вставок, когда температура в отсеке повышается примерно на 30°С относительно окружаю­щей. Этот вариант имеет много недостатков (низка эффективность, много слу­чайных срабатываний и т. д. ).

Для маломерных судов наиболее распространен­ным и надежным средством пожаротушения является ручной огнетушитель, кото­рый можно использовать в любом отсеке для тушения пожаров любого вида. При стоянке судна в местах ук­рытия (тихой бухте) следу­ет применять огнетушители в зависимости от вида возгорания (пенный, углекислотный). На ходу и на стоянке судна (при ветре) лучшим средством для тушения пожаров является порошковый огнетушитель. Выбор типа огнетушителя обусловлен размерами и видами возможных очагов пожара. Если возможны комбинированные очаги пожара, то предпочтение при выборе огнетуши­теля отдается более универсальному по области применения.

Огнетушители должны всегда содержаться в исправном состоянии, периодически осматривать­ся, проверяться и своевременно перезаряжаться. В зимнее время (при температуре ниже 1° С) огнетушители необходимо хранить в отапливаемых помещениях.

Спасательные средства. Под спасательными средствами понимается совокупность предусмот­ренных на маломерном судне средств для спасения людей при аварии (катастрофе) судна и попа­дании людей в воду. Разделяются на коллективные, служащие для спасения пассажиров и экипажа, имеющие запасы для жизнеобеспечения (спасательные шлюпки, спасательные плоты и плотики, спасательные плавучие приборы - количество и виды зависят от назначения и типа судна, района плавания) и индивидуальные, предназначенные для спасения одного человека (спасательные кру­ги, спасательные нагрудники, спасательные жилеты, спасательная одежда) (рис. 39). На судне каж­дый пассажир и член экипажа должен иметь индивидуальное спасательное средство, которое хра­нится (размещается) в легкодоступных местах (в каютах, на палубе), а для экипажа - в местах несе­ния вахт. На пассажирских судах количество индивидуальных спасательных средств должно превы­шать общее количество людей на 3-5%.

Спасательный плот - эффективное средство коллективного спасения на любых водных объек­тах (рис. 38).

Различают надувные и жесткие плоты. Вме­стимость плотов от 6 до 25 чел. Наиболее пред­почтительны для больших прогулочных судов надувные плоты, изготовленные из однослой­ной прорезиненной синтетической (капрон, нейлон) ткани с днищем из нескольких слоев ткани с воздушной прослойкой, которые обес­печивают изоляцию от холода. Плоты крытые, используются в любых условиях до 30 суток. Предусмотрен баллон с углекислотой для са­мозаполнения емкостей плота, имеются трапы, леера, различные ручки, наружные и внутрен­ние фонари, запасы воды, продовольствия, аптечка, рыболовные принадлежности, плаву­чие якоря, весла, насосы для надувания, бро­сательные концы, черпаки и т. д. Запас прови­зии рассчитан на хранение в течение 2 лет. На судне плоты хранятся в самораскрывающемся контейнере, закрепленном на судне через гид­ростатическое разобщающее устройство, срабатывающее на глубине около 3 метров и осво­бождающее контейнер. Характеристики некоторых плотов приведены в таблице (стр. 44).

Спасательный круг - индивидуальное спасательное средство для оказания помощи чело­веку, оказавшемуся в воде (рис. 39). Круги изготовляются из пробки, пенопласта, пеноприта, затянутых в рубашку из парусины, окрашены в оранжевый цвет, масса круга 2, 6 - 2, 8 кг. С на­ружной стороны имеется леер, закрепленный на круге по периметру в 4 местах. К кругу могут крепиться самозажигающиеся огни, которые должны гореть в течение 45 мин. Основное требо­вание - спасательный круг должен поддерживать в пресной воде груз в 14, 5 кг в течение 24 часов. На кругах наносят наименование и порт приписки судна, которому принадлежит круг. Спасаемый должен надавить на круг рукой так, чтобы он принял вертикальное положение, пос­ле чего, просунув в него руку, голову и вторую руку, лечь на круг грудью и ожидать подхода спасательного судна.

Характеристика некоторых надувных спасательных плотов

 

 

Плот

Форма

Диаметр или ширина, мм

Высота, м

Массас контейнером, кг

Контейнер

Длина, м Диаметр, м
ПСН 6М Овальная* 1, 85 1, 20 1, 15 0, 60
ПСН 10 М   2, 35 1, 35 1, 40 0, 60
RFD 4ММ   1, 84 1, 14 57, 1 1, 14 0, 42
RFD 6ММ   2, 22 1, 14 71, 2 1, 24 0, 47
RFD 8ММ   2, 53 1, 38 86, 6 1, 40 0, 47
RFD 10ММ Круглая 2, 80 1, 33 102, 5 1, 35 0, 52
RFD 15ММ   3, 35 1, 80 139, 2 1, 60 0, 57
RFD 20ММ   3, 72 1, 80 171, 4 1, 60 0, 57
RFD 25ММ   4, 30 2, 25 180, 9 1, 60 0, 57

Рис. 39. Спасательный круг, спасательный нагрудник, спасательный жилет.

Спасательный нагрудник - индивидуальное спасательное средство для поддержания чело­века на воде. Состоит из 2 слоев парусины, разделенной на секции с зашитым сплошным куском листовой пробки в каждой. Одевается на грудь (отсюда и название - нагрудник), в настоящее время почти не находит применения у судоводителей, поскольку не обеспечивает основного требования к спасательным средствам - поддержания головы человека, находящегося в бессоз­нательном состоянии, над водой {рис. 40).

Спасательный жилет (воротник) - индивидуальное спасательное средство для поддер­жания человека на воде. Изготавливается из синтетической прорезиненной нефтестойкой ткани яркооранжевого цвета. Как отечественные, так и зарубежные образцы встречаются разных конструкций (надувные, полунадувные, с твердым наполнителем) и модификаций (ЦПКБ, РЖС, ИСС, САЖ - отечественные), обеспечивают, соответственно, различную сте­пень безопасности и комфортности, скорость и удобство одевания, легкость движений при работах на судне и возможность плавания при попадании человека в воду, защиту от пере­охлаждения. На ряде образцов жилетов предусмотрена система самозаполнения, которая обеспечивается баллончиком с углекислотой, срабатывающим при вытягивании шнура или верхней части головки баллончика. Заполнение полости газом происходит за 2-3 секунды. В верхней части жилета предусмотрены трубки поддува для наполнения жилета при неисправности системы самозаполнения или ­


 

 поддержания необходимого дав­ления при дли­тельном нахожде­нии человека в воде. Почти все они снабжены сви­стком и сигнальной

лампочкой с пита­нием от водона­ливной батарейки. Спасательные жи­леты обязательно проходят сертификацию и должны иметь одобрение национального (международного) Регистра или иной ком­петентной организации.

Спасательные костюмы служат для предотвращения переохлаждения человека при по­падании в холодную воду. Изготавливаются двух типов: с дополнительным использованием спасательного жилета, надеваемого поверх костюма, либо без него - тогда функции жилета выполняют соответствующие полости в самом костюме. Конструкции костюмов ограничива­ет поступление холодной наружной воды во внутреннюю зону до 1 л/час на спокойной воде (при отсутствии волнения). Существующие костюмы обеспечивают скорость охлаждения тела в костюмах первого рода (с теплой зимней одеждой и жилетом) около 1° С в час, в изолиру­ющем гидрокостюме второго рода - около 0, 3° С в час.

Страховочный пояс - одевается членом экипажа при работе на палубе в условиях возможного падения за борт, крепится карабином к леерам или другим судовым конструкциям. Как правило, их количество, особенно на парусных судах, должно соответствовать количеству людей, занятых обслуживанием парусов, на других маломерных (запалубленных) судах - количеству людей, ра­ботающих на верхней палубе в штормовых условиях.

 

Сигнальные средства. Под сигнальными средствами на судах (кораблях) понимается комп­лект предметов и устройств для подачи сигналов и ведения переговоров между судами или с берегом.. Сигнализация осуществляется с помощью сигнальных флагов, ручного (флажного) се­мафора, средств световой сигнализации, звуковых сигналов и с помощью пиротехнических сиг­нальных средств.

Сигнальные флаги - это комплект флагов установленной формы, размера, рисунка и рас­цветки, предназначенных для осуществления зрительной связи между судами или с берегом. Каждый сигнальный флаг имеет свое буквенное или цифровое наименование. Поднятые на стеньгах или ноках реев одиночные сигнальные флаги либо их сочетания означают опреде­ленные слова или фразы, расшифровку которых можно найти в соответствующих сводах сиг­налов. В каждой стране разработан национальный Свод Военно - Морских Сигналов (для кораблей ВМФ), но существует и Международный Свод Сигналов (МСС), предназначенный для ведения переговоров средствами зрительной сигнализации между судами (кораблями) различных стран.

Значение нескольких сигналов Свода (МСС), помещенных на цв. вставке 10, по мнению авто­ров, необходимо знать каждому судоводителю, особенно, если он плавает по крупным озерам, водохранилищам или в прибрежной части морей.

Сигнальный фонарь - устройство для световой сигнализации или маневроуказания. Как пра­вило, это источник белого цвета, направленного или кругового действия с дальностью видимости 5 миль. Прожектор, предназначенный для световой сигнализации, имеет жалюзи для передачи семафора телеграфной азбукой Морзе.

Пиротехнические сигнальные средства - вид судовых сигнальных средств, дающих при го­рении световой, звуковой или дымовой эффекты. К ним относятся ракеты (сигнальные патроны), фальшфейеры, звуковые гранаты, плавающие дымовые шашки и т. п.

Сигнальный патрон имеет корпус из алюминия, латуни или картона, диаметром 26, 30, 32, 40 или 44 мм, внутри которого размещен пиротехнический заряд. Запуск производится из рук или сигнального пистолета (ракетницы).

Фальшфейер красного (белого) огня состоит из пластмассового корпуса, закрытого герметич­ной крышкой, с размещенным внутри пиротехническим зарядом, воспламенителем и шнуром. Приводится в действие рывком шнура после снятия крышки, время горения 60 сек.

Парашютная ракета красного (белого) огня состоит из корпуса, реактивного двигателя, пи­ротехнического элемента и парашюта. Ракета помещена в пластмассовую гильзу, закрытую гер­метичной крышкой. Запускается рывком шнура при снятой крышке. Высота подъема 300 м, вре­мя горения 40 сек. Комбинированная сигнальная ракета обеспечивает одновременную подачу светового (из пяти красных огней) сигнала и воющего звука. Высота подъема 200 м, действие сигналов: светового - 5 сек, звукового - 8 сек. Запускается аналогично парашютной.

Комбинированная сигнальная (осветительная) ракета трехзвездного или красного (белого) огня, высота подъема - до 150 м, время горения до 12 сек., запуск - рывком шнура.

Буй светодымящийся, служит для обозначения местонахождения спасательного круга на воде (днем - оранжевым дымом в течение 15 мин, ночью - горением двух лампочек в течение 2 часов), срабатывает автоматически при попадании в воду.

Плавучая дымовая шашка - используется в дневное время с целью указания места (плота, лодки). Состоит из металлического корпуса, с размещенным внутри пиротехническим устрой­ством. Время дымообразования - 3 мин. Запускается рывком шнура при открытой крышке горло­вины. Все вышеперечисленные пиротехнические средства, выпускаемые ГП " Сигнал" (г. Челя­бинск) можно приобрести в магазинах. Для запуска сигнальных патронов 26 мм служит специаль­ный сигнальный пистолет (ракетница), отнесенный законодательством к разряду " оружие", по­этому его приобретение, хранение и ношение связано со всеми, предусмотренными Законом об оружии, ограничениями.

Использование пиротехнических сигнальных средств предполагает наличие у судоводителя определенных навыков и соблюдение им правил техники безопасности. Ракету, сигнальный 26 мм патрон и сигнальный пистолет перед использованием необходимо осмотреть и убедиться в их исправности. Перед выстрелом (пуском) пистолет (ракету) следует на вытянутой руке навести в нужном направлении, под углом 45° к плоскости горизонта. Выстрел (пуск ракеты) производить только убедившись в безопасности для окружающих и безопасности предполагаемой траектории ракеты. Самое главное правило техники безопасности при применении пиротехнических средств - не наводить на рядом стоящих людей сигнальный пистолет и ракету, даже если пистолет не заряжен, а шнур ракеты убран.

В понятие снабжение судов входит их обеспечение материалами и запасами по номенк­латуре и в количествах, необходимых для безопасного плавания и успешного выполнения задания. Номенклатура и количество материалов зависит от назначения и района плавания судна. Под указанными материалами понимается определенное техническое оборудование, запасы воды, ГСМ, продовольствия, тросы, канаты, лини, такелажные цепи, различные водо­отливные и подъемные устройства, схемы, карты, приборы, сигнальные средства и т. п. Нор­мы снабжения судов, обязательные для судоводителей и определяющие " годность" (как ка­тегорию готовности) судна к плаванию, определены в требованиях ГИМС, изложенных в § 3 главы 4 настоящего пособия. Моторные и парусные суда, осуществляющие плавание в при­брежных морских районах и на больших водных объектах должны иметь курсоуказатель (ком­пас), лот, бинокль, карту района плавания, средства радиосвязи и сигнализации, фару - иска­тель. На каждом моторном маломерном судне, независимо от размеров и водоизмещения, рекомендуется иметь электрический фонарь (пригодный для сигнализации), нож, топор и ком­плект инструментов.

Его направление и скорость можно вычислить, произведя векторное сложение на круге СМО (вопрос будет рассмотрен в § 2 главы 3). Очевидно, что скорость вымпельного ветра будет наибольшей на курсе бейдевинд и наименьшей - на курсе фордевинд. Опытный судоводитель парусного судна паруса всегда устанавливает, ориентируясь на направление вымпельного ветра. Не рассматривая подробно силы, действующие на корпус и паруса судна и законы механики, сразу принимаем на веру выводы:

> при движении парусного судна " косым" курсом к ветру обязательно будет возникать крен и дифферент;

> любое парусное судно движется не прямолинейно, а с боковым сносом (дрейфом), величина которого зависит от его курса относительно ветра;

> на управляемость судна оказывает большое влияние взаимное положение центра парусности (ЦП) и центра бокового сопротивления (ЦБС).

Центр парусности - точка приложения результирующей аэродинамических сил к парусам судна. Центр бокового сопротивления - точка приложения результирующей гидродинамических сил к корпусу судна. Положение этих точек постоянно меняется, т. к. зависит в каждый момент времени не только от постоянных факторов (покрой парусов, обводов корпуса, формы киля), но и от многих переменных величин - курса судна, его крена, дифферента и т. д.

Поскольку, в конечном итоге, от положения этих точек зависит маневренность и скорость суд­на, опытные судоводители могут искусственно переносить ЦП, смещая или наклоняя мачту, уко­рачивая грот по нижней шкаторине и увеличивая площадь стакселя, совмещая эту процедуру с перемещением ЦБС установкой дополнительных плавников перед рулем, либо увеличением (уменьшением) площади пера руля. Вообще, следует заметить, что управление парусным суд­ном требует от судоводителя глубокого знания основ аэро и гидродинамики, понимания взаимо­действия всех сил в создании тяги и обеспечении высокой скорости яхты, хорошей физической и морской подготовки, поэтому, ознакомившись с элементарными основами хождения под пару­сом, необходимо дальше совершенствовать свои знания и особенно приемы управления парус­ным судном в различных условиях.

По окончании навигации все оборудование яхты (швертбота) тщательно проверяется. Судно сле­дует поднять из воды и поставить на кильблоки. Трюма осушить, промыть и протереть антисептиком, рундуки оставить открытыми, все, что сорбирует влагу (паруса, тросы и т. п. ) и может плесневеть - выне­сти, просушить и хранить в сухих помещениях. Произвести консервацию всех машин, механизмов и электрооборудования в соответствии с инструкциями, не забывая при этом тали, лебедки, талрепы и т. д. Желательно снять такелаж и вынуть мачту, а палубу накрыть водонепроницаемым чехлом.

 

1, 7. Обслуживание и ремонт судов. Такелажные и малярные работы

Обслуживание судов. В целях поддержания судна, как и любого транспортного средства, в строю, своевременного выявления и устранения неисправностей и дефектов в механизмах, уст­ройствах и системах, проводится его техническое обслуживание, которое по характеру и объему выполняемых работ подразделяется на осмотры и ремонты. В период интенсивной эксплуата­ции судна рекомендуется проводить его осмотр и проверку работы устройств и систем перед выходом (ежедневно) и один раз в месяц. Перед выходом (ежедневно) необходимо произвести:

> наружный осмотр корпуса, оборудования, обшивки, горловин на предмет отсутствия водотечности, трещин, грязи, потеков масла и топлива;

> проверку присоединения, крепления и нулевых показаний контрольно-измерительных приборов;

> наружный осмотр двигателя, систем и устройств, опробование двигателя в течение 3-5 мин;

> проверку дистанционного управления рулем перекладкой с борта на борт (35°);

> проверку леерных ограждений (фальшборта);

> устранение неисправностей, выявленных при осмотре;

> дозаправку ГСМ.

Один раз в месяц, кроме указанного ранее объема работ, рекомендуется:

> проверить состояние нижних листов переборок в труднодоступных местах, очистить от ржавчины, гнили, провести работы по защите от коррозии;

> смазать все трущиеся поверхности деталей;

> проверить штуртросы на отсутствие порванных каболок;

> проверить сопротивление изоляции (на судах, оборудованных стационарной схемой электрооборудования);

> проверить состояние АБ (уровень электролита и его плотность);

> проверить состояние сальников трубопроводов, кабелей, проходящих через водонепроницаемые переборки;

> провести работы по устранению выявленных неисправностей.

Если эксплуатация механической установки не планируется в течение трех и более месяцев -произвести ее консервацию в соответствии с требованиями завода - изготовителя. Подробно этот вопрос рассматривается в § 4 главы 2.

 

Ремонт судов. В период капитального и среднего ремонтов могут проводиться и различного рода модернизационные работы.

Основные этапы ремонта: дефектация (определение технического состояния судна, его ус­тройств и систем, состава и объема операций по восстановлению), составление ремонтных ве­домостей по ее результатам, демонтаж деталей, работы по их восстановлению, сборка, приемка судовладельцем произведенных заводом работ по ремонту. Для проведения доковых работ суд­но поднимают в док или на слип.

Док -  искусственное сооружение для осушения судов. Подразделяются на сухие, плавучие, наливные, строительные и т. д.

Докование - совокупность операций по извлечению судна из воды для осмотра или ремонта его подводной части. Осуществляется с помощью сухих или плавучих доков, слипов, вертикальных судоподъемников.

Слип- подъемно-спусковое приспособление для подъема на берег и спуска судов на судо­вых тележках по рельсовым путям, уложенным на наклонной плоскости. Рельсовые пути имеют надводную и подводную части. Длина подводной части рельсовых путей должна обеспечивать такое погружение тележек, чтобы плавающее судно могло как свободно входить на них, так и всплывать после спуска. Подъем и спуск тележек производится с помощью лебедок и тросов. В зависимости от положения судна по отношению к направлению спуска (подъема) различают продольный и поперечный слипы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.