Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Судовождение 1 страница



 

 

 

ОСНОВЫ ТЕОРИИ И УСТРОЙСТВО МАЛОМЕРНЫХ СУДОВ

 

  1. 1- Общая классификация маломерных судов

В настоящем пособии под термином " маломерное судно" понимаются суда, государственный и технический надзор за которыми осуществляет Государственная инспекция по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.

Маломерные суда - принадлежащие физическим и юридическим лицам:

> самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимос­тью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортив­ных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим ли­цам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарок - менее 150 кило­граммов и надувных безмоторных судов - менее 225 килограммов), используемых во внут­ренних водах;

> прогулочные суда пассажировместимостью не более 12 человек независимо от мощности главных двигателей и вместимости, иные суда и плавучие средства пассажировместимостью не более 12 человек с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или подвесными мото­рами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вмести­мостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, грузопассажирских, нефтеналивных, буксирных, во­енных и спортивных судов), используемые в целях мореплавания.

По общепринятым для морских и речных судов признакам маломерные суда в основном клас­сифицируются:

 По назначению:

прогулочные - суда, предназначенные для прогулок, отдыха, занятий любительским спортом, туризмом, иных оздоровительных и культурных целей (любительская рыбалка, охота, экскурсии, водные путешествия и т. д. );

производственные (коммерческие) - суда, предназначенные для выполнения хозяйствен­ных задач и функций (перевозка грузов и людей, промысел биоресурсов, водолазные рабо­ты и т. д. );

специальные (служебные) - суда, предназначенные для осуществления и выполнения специфических задач и функций в области надзора, охраны жизни людей на воде и окружающей среды, гидрографических и исследовательских работ (патрульные, спасательные, природоох­ранные, гидрографические, исследовательские катера и лодки и т. д. ).


 

По характеру движения:

водоизмещающие - суда, вытесняющие корпусом определенный объем воды, не зависящий от скорости;

глиссирующие - быстроходные суда, при движении которых на днище действует гидродина­мическая подъемная сила, уменьшающая сопротивление воды и обеспечивающая скольжение (глиссирование) корпуса по водной поверхности;

на подводных крыльях - суда, имеющие под корпусом особые крылья, на которых при движе­нии возникает гидродинамическая подъемная сила, полностью приподнимающая корпус над водой;

на воздушной подушке - суда, оборудованные мощными вентиляторами, которые нагнетают воздух под днище и создают там повышенное давление, приподнимающее судно над водой. Для поступательного движения судна служат воздушные винты, обеспечивающие высокую скорость.

 

По типу движителя моторные суда подразделяются на суда с гребным винтом, воздушным винтом, водометным движителем.

 

По материалу корпуса суда бывают деревянные, из алюминиевых сплавов, пластмассовые, композитные и т. д.

 

Органами ГИМС МЧС России при постановке поднадзорных судов на учет и по их техни­ческому состоянию классификация осуществляется по двум признакам: по типу (в зависимо­сти от двигательной установки) и по району плавания (бассейну), в котором разрешена эксп­луатация данного судна.

 

Типы маломерных судов:

катер - моторное судно, движение которого осуществляется при помощи установленного на нем стационарного двигателя;

моторная лодка - судно, движение которого осуществляется при помощи подвесного лодоч­ного мотора;

парусное - судно, имеющее парусное вооружение, и движение которого осуществляется при помощи парусов;

парусно-моторное - парусное судно, оборудованное дополнительно механической установ­кой (стационарным двигателем или подвесным мотором);

несамоходное - судно или иное водное средство, движение которого возможно только при помощи его буксировки;

гидроцикл - бескорпусное водное транспортное средство с механической установкой;

гребное - судно (лодка) приводимое в движение гребными веслами, как правило, при помощи мускульной силы.

 

Районы плавания:

морской - бассейны, в которых установлен морской режим плавания (судоходства);

внутренние - бассейны, включенные в перечень внутренних водных путей;

несудоходные - внутренние водоемы, не включенные в перечень внутренних водных путей.

 

В главе III настоящего пособия подробно изложена классификация водных бассейнов для пла­вания маломерных судов, а в главе IV - порядок присвоения формулы класса поднадзорным ГИМС МЧС России судам в зависимости от соответствия их мореходных и других качеств предъяв­ляемым техническим требованиям.

1, 2. Устройство маломерного судна

 Главные размещения судна.

Судном называется инженерное сооружение, способное перемещаться по воде и нести на себе грузы и людей. Это определение относится как к большим морским и речным судам, так и к малым: катерам, моторным лодкам, яхтам, байдаркам и т. д..

Понятие о теоретическом чертеже

 

 

Теоретический чертеж судна - это совокупность кривых, изображающих поверхность корпуса судна. На основании теоретического чертежа производятся расчеты и постройка судна. Для на­глядного представления о наружных очертаниях (обводах) корпуса принято условно изображать его в трех взаимно перпендикулярных плоскостях {рис. 1).

 

ДП  - диаметральная плоскость; ОП - основная плоскость;

- плоскость мидель-шпангоута

 ОЛ    - основная линия.


 

Диаметральная плоскость (ДП) - продольно-вертикальная плоскость, делящая судно на две симметричные части: левую и правую. Изображение судна в этой плоскости называется боком.

Плоскость мидель-шпангоута (миделя) - поперечно-вертикальная плоскость, проходящая че­рез середину судна. Обозначается значком? Ц Изображение судна в этой плоскости называется корпусом.

Основная плоскость (ОП) - горизонтальная плоскость, проходящая через нижнюю точку те­оретической поверхности корпуса судна в плос­кости мидель-шпангоута. Изображение судна в этой плоскости называется полуширотой.

Основная линия (ОЛ) - линия пересечения основной и диаметральной плоскостей судна.

Каждая из секущих плоскостей, пересекаясь с корпусом, образует некоторую линию. В ре­зультате пересечения корпуса судна плоскостя­ми, параллельными ДП, образуется боковая проекция (бок). Линии сечения на боке называ­ются батоксами.

Аналогично получаются и две другие проек­ции: корпус и полуширота. На первой линии се­чения называются ватерлиниями, на второй -шпангоутами.

Теоретический чертеж дополняется табли-
цами плазовых ординат, зная которые, всегда
можно вычертить его, а также детали набора
Рис. 1.                          корпуса в натуральную величину для их

изготовления.

Основные плоскости корпуса судна

 

К главным размерениям судна относятся длина, ширина, высота борта и осадка (рис. 2). Длина наибольшая (1_нб) - расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайни­ми точками носа и кормы судна без учета выступающих частей.

Длина габаритная (L^) - максимальная длина судна с учетом выступающих частей.

Длина конструктивная (1-квл) - длина, измеренная между носовым и кормовым перпендику­лярами конструктивной ватерлинии. При этом конструктивная ватерлиния (КВЛ) - ватерлиния, принятая за основу построения теоретического чертежа и соответствующая полученному пред­варительным расчетом полному водоизмещению судна.

Ширина наибольшая (Вн6) - расстояние по КВЛ, измеренное в самой широкой части судна без учета выступающий частей.

Ширина габаритная (В^) - максимальная ширина судна с учетом выступающих частей, на­пример привальных брусьев.

Ширина на мидель-шпангоуте (В) - расстояние по КВЛ в самой широкой части судна.

Высота борта (Н) - вертикальное расстояние, измеренное на мидель-шпангоуте между внут­ренними поверхностями верхней палубы (у борта) и горизонтального киля.

Осадка (Т) - вертикальное расстояние, измеренное от КВЛ до нижней кромки киля в месте наибольшего углубления судна. Различают также осадку носом (TJ и кормой (Тк). Разность меж­ду ними называется дифферентом Д:

А = Тк - Тн (дифферент на корму), А = Тн - Тк (дифферент на нос).

Средняя осадка судна равна полусумме осадок носом и кормой:

 

Тср  = Тн + Тк

 

       2

Форму корпуса характеризуют также соотношения главных размерений. Например, отно­шением L/B определяется ходкость судна. Чем больше эта величина у водоизмещающего судна, тем оно быстроходнее. Для быстроходных катеров отношение длины к ширине нахо­дится в пределах 2, 3 - 3, 2, для катеров с умеренными скоростями 3, 6 - 5, 0, а для тихоходных 3, 3 - 4, 2. Отношение L/T характеризует управляемость судна, отношение В/Н - остойчивость судна.

 

 

Системы набора корпусов

Конструкция корпуса должна обеспечивать водонепроницаемость и достаточную прочность судна. Корпус, испытывая действие сил собственного веса судна и сил давления воды, которые распределяются по длине неравномерно, может получить изгиб.

Способность судна сопротивляться изгибающим нагрузкам называется продольной прочнос­тью.

Кроме продольного изгиба судна, под действием давления воды, груза, механизмов и другого судового оборудования возникает местная деформация днища, бортов и настила в поперечном направлении.

Способность судна противостоять усилиям, вызывающим деформацию корпуса в поперечном направлении, называется поперечной (местной) прочностью.

При чрезмерных нагрузках может произойти разрушение корпуса. Чтобы этого не случилось, листы обшивки подкрепляют набором - продольными и поперечными балками.

Расчеты прочности корпуса судна в целом и отдельных его частей производятся по специаль­ным законам судостроения. При этом максимальные напряжения (нагрузки), возникающие в су­довых конструкциях, не должны превышать допустимую величину, обеспечивающую необходи­мый запас прочности.

Совокупность продольных и поперечных балок, образующих каркас судна, называется судо­вым набором корпуса.

Продольные и поперечные балки судового набора располагаются в определенной последо­вательности, называемой системой набора. В зависимости от соотношения продольных и попе­речных балок системы набора подразделяются на: продольную, поперечную и комбинирован­ную (рис. 3).

 

 

 

 

а)                     б)                    в)

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         
                     
         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         
                     

 

Рис. 3. Схемы систем судового набора: а) - продольная; б) - поперечная; в) - комбинированная.

 

 

Элементы набора

Продольными элементами (балками) судна являются:

Киль - продольная балка днищевого набора, проходящая по средине ширины судна;

  Стрингеры - продольные балки днищевого и бортового набора. В зависимости от места рас­положения они бывают: бортовые, днищевые и скуловые;

  Карлингсы - продольные подпалубные балки;

 

Продольные ребра жесткости - продольные балки меньшего профиля, чем у стринге­ров и карлингсов. По месту расположения они называются подпалубными, бортовыми или днищевыми и обеспечивают жесткость наружной обшивки и настила палубы при продоль­ном изгибе.

 

Поперечные элементы (балки) судна:

Флоры - поперечные балки днищевого набора, протянувшиеся от борта до борта. Они бывают водонепроницаемые, сплошные и бракетные;

 

Шпангоуты - вертикальные балки бортового набора, которые соединяются внизу с фло­рами при помощи книц.

  Кница - это деталь из листовой стали треугольной формы, исполь­зуемая для соединения различных деталей корпуса. На малых судах (лодках) флоры могут отсутствовать и шпангоуты являются цельными балками бортового и днищевого набора.

Бимсы - поперечные балки подпалубного набора, проходящие от борта до борта. При наличии вырезов в палубе бимсы разрезаются и называются полубимсами. Они одним кон­цом соединяются со шпангоутом, а другим крепятся к массивному комингсу, который окай­мляет вырез в палубе, с целью компенсации ослабления палубного перекрытия вырезами.

На рис. 4 изображено простейшее устройство корпуса маломерного судна с указанием основ­ных элементов набора, а на рис. 5 представлен более полный набор корпуса деревянной мотор­ной лодки.

Шпангоуты судна нумеруются от носа к корме. Расстояние между шпангоутами называется шпацией.

Вертикальные, отдельно стоящие стойки круглого или иного сечения, называются пил­лерсами.


1

 

- форштевень;

2 - киль;

3 - стрингер;

4 - бортовая обшивка;

5 - транец;

6 - шпангоут;

7 - бимс;

8

 

- палуба.


1- обшивка;

2- палуба;

3 - бимс;

4- шпангоут;

5- сидения;

6- транец;

7- место крепления мотора;

8- бортовой стрингер;

9 - привальный брус;

 

10- скуловой стрингер;

11- киль;

12 - днищевые стрингеры.


 

 

 

Пиллерс служит для подкрепления палубы и в своей нижней части упирается в места пересече­ния флор (шпангоутов - на малых судах) с днищевыми продольными балками (киль, стрингер, кильсон), а в верхней части - бимсов с карлингсами. Установка пиллерса показана на рис. 6.


1 - настил палубы;

2 - карлингс;

3 - бимс;

4 - поперечный комингс;

5 - пиллерс;

6 - настил второго дна;

7 - флор;

8 - киль;

9 - обшивка днища.

 

Вертикальные или наклонные балки, явля­ющиеся продолжением киля называются штев­нями (в носовой части - форштевень, в кор­мовой - ахтерштевень).


1
- планширь;

2 - стойка фальшборта;

3 - фальшборт; 4, 10 - бимс;

 

5 - настил палубы;

6 - карлингс;

7 - ребро жесткости;

8 - комингс люка;

9 - пиллерс;

 

11 - стойка переборки;

12 - переборка поперечная;

13 - настил второго дна;

14 - киль;

15 - киль горизонтальный;

16 -стрингер днищевой;

17 - обшивка днища;

18 - флор;

19 -лист крайний междудонный;

20 - киль скуловой;

21 - пояс скуловой; 22, 25 - шпангоут;

 

23 - полубимс;

24 - обшивка бортовая;

 

26 - кница;

27 - ширстрек.


Корпус судна может быть разделен на отдельные отсеки при помощи поперечных и продоль­ных водонепроницаемых переборок.

Носовая часть судна между форштевнем и первой переборкой называется форпик, а кормо­вой отсек - ахтерпик.

У моторных лодок водонепроницаемая конструкция у транца, образующая нишу и предназна­ченная для размещения лодочного мотора, называется моторной нишей. Моторную нишу, рас­положенную выше уровня воды и снабженную шпигатами - отверстиями для слива воды, назы­вают нишей-рецессом.

 

Для более полного представления об элементах набора корпуса на рис. 7 изображен попе­речный разрез сухогрузного судна с комбинированной системой набора, а на рис. 8 набор корпу­са металлического катера " Чибис".


1 - рамный шпангоут;

2 - карлингс;

3 - комингс;

4 - настил палубы;

5 - привальный брус;

6 - шпангоут;

7 - бортовая обшивка;

8 - скуловой угольник;

9 - флор;

 

10 - стрингер;

11 - киль;

12 - бракета;

13 - днищевая обшивка;

14 - кница.


Наружная обшивка. Наружная обшивка судна обеспечивает водонепроницаемость корпуса и одновременно участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна. На металли­ческих судах обшивка состоит из стальных листов, располагаемых длинной стороной вдоль суд­на. Кроме стальных листов, особенно на металлических моторных катерах и лодках используют­ся листы из алюминиевых сплавов. Соединение листов обшивки производится при помощи зак­лепок и сварки встык.

Ряд листов обшивки, идущий вдоль судна, называется поясом. Верхний пояс бортовой обшив­ки называется ширстреком, а ниже идут бортовые поясья и на скуле - скуловой пояс. Средний днищевой пояс называется горизонтальным килем. Линия соединения одного пояса с другим называется пазом, а место соединения листов друг с другом в одном поясе - стыком.

Размеры листов и их толщина различные и зависят от конструкции судна, его размеров и на­значения.

Для обшивки катеров, моторных, парусных и гребных лодок очень часто используются древес­ные материалы, древеснослоистые пластики, стеклопластики, текстолиты и другие материалы, отвечающие по своим свойствам и прочности требованиям судостроения.

 

Палубный настил. Палубный настил обеспечивает водонепроницаемость корпуса сверху и участвует в обеспечении продольной и местной прочности судна.

Наибольшая нагрузка при продольном изгибе приходится на настил в средней части судна, поэтому листы палубы в оконечности несколько тоньше, чем в районе мидельшпангоута. Листы настила располагаются длинной стороной вдоль судна, параллельно диаметральной плоскости, а крайние поясья левого и правого бортов - вдоль бортов, они называются палубными стрингера­ми и имеют большую толщину. Палубный стрингер соединяется с ширстреком при помощи клеп­ки, сварки или склеивания в зависимости от материала листов настила.

Люки, горловины. Люки и горловины ослабляют прочность палубы, в их углах возникает концен­трация напряжений, способствующая появлению трещин. В связи с этим углы всех вырезов в обшив­ке корпуса закругляют, а листы палубного настила по углам вырезов делают более прочными.

Для подкрепления палубы, ослабленной вырезами, и предотвращения попадания воды в люк по краям выреза делают комингс, имеющий устройство для закрытия люка (горловины).

Комингс окаймляет и вырезы в переборках, комингсом также называют часть переборки под дверной проем.

Фальшборт и леерное ограждение. На морских, речных и современных прогулочных судах для предохранения людей от падения за борт открытые палубы имеют фальшборт или леерное ограждение.

 

Фальшборт (рис. 9) представляет собой, как правило, металлический пояс бортовой обшив­ки. Он устанавливается на низко расположенных палубах, подверженных заливанию водой в штормовую погоду.


1 - контрфорс;

2 - фальшборт;

3 - планширь;

4 - стойка жесткости.


С внутренней стороны фальшборт подкрепляется стойками, которые называются контрфор­сами и устанавливаются через две - три шпации. Для увеличения прочности фальшборта между его стойками иногда привариваются ребра.

По верхней кромке фальшборта укрепляется полоса, которая называется планширем.

Для стока за борт воды, попадающей на палубу, в фальшборте делаются вырезы - штормо­вые портики.

Учитывая, что полному удалению воды через штормовые портики препятствует угольник па­лубного стрингера, то для полного стока воды с палубы за борт делаются шпигаты - вырезы в выступающей над палубой кромке ширстрека и в угольнике палубного стрингера.

Леерное ограждение (рис. 10) состоит из вертикальных стоек, соединенных между собой туго натянутыми тросами (леерами) или цепями. Стойки могут соединяться между собой двумя, тре­мя или четырьмя рядами горизонтальных круглых прутьев, чаще всего стальных. Эти горизон­тальные прутья называются релингами.

 

Надстройки и рубки. Надстройками называются все закрытые помещения, расположенные выше верхней палубы от борта до борта.

Носовая надстройка называется баком, кормовая - ютом. Средняя надстройка специального названия не имеет.

Надстройка, имеющая ширину меньше ширины судна, называется рубкой. Например, штур­манская рубка.

Конструкция палуб и бортов надстроек и рубок подобна конструкции остальных палуб и бор­тов на судах. Бортовая обшивка и переборки надстроек, как правило, имеют меньшую толщину и могут отличаться материалом от корпуса.

Судостроительные материалы. Основными материалами, используемыми для изготовле­ния корпусов, элементов набора, судовых устройств и деталей, являются:

Сталь - обладает многими свойствами, необходимыми для постройки судна (плотность 7, 8 г/см3). Она прочна, хорошо поддается обработке. Наиболее часто используются судострои­тельные углеродистые и низколегированные стали. Листовая сталь имеет толщину от 0, 5 до 4 мм (тонколистовая) и 4 - 1400 мм. В судостроении наиболее распространены листы длиной 6-8 м и шириной 1, 5-2 м. Из углеродистых сталей выпускают профили: угловой, швеллерный, двутавро­вый, полособульбовый и зетовый, а из низколегированных сталей те же профили, кроме зетового и двутаврового.

Из листовой стали изготавливают обшивку корпуса, переборки, второе дно, палубы и т. п.; из профильной: бимсы, шпангоуты, стрингеры и др. элементы набора корпуса. Методом литья изго­тавливаются детали сложной формы: якорные клюзы, якоря, цепи, штевни, кронштейны гребных винтов и др..

Алюминиевые сплавы имеют меньшую, чем у стали, плотность (2, 7 г/см3) и достаточную проч­ность. Наибольшее распространение имеют сплавы алюминия с магнием и марганцем.

Из этих сплавов изготавливают маломерные суда, надстройки, перегородки, трубопроводы, вентиляционные трубы, мачты, трапы и другие важные судовые детали.

Древесина и древесные материалы многие годы (до XIX в) были единственным материалом для постройки судов. Обладая многими преимуществами, древесина продолжает использовать­ся в судостроении и в настоящее время.

Из древесины изготавливаются корпуса небольших морских и речных судов, катера, шлюпки, гребные лодки, спортивные и парусные суда, настилы палуб, отделка для судовых помещений и т. д..

Чаще в судостроении применяется сосна. Она используется на изготовление набора и обшив­ки. Ель применяется для обшивки подводной части судна, т. к. она менее гигроскопична. Листвен­ница и тик используются для настила палуб и наружной обшивки, для отделки жилых и служеб­ных помещений - дуб, бук, ясень, орех, береза и другие. Из бука и ясеня, кроме того, делают штевни деревянных судов, в т. ч. маломерных.

Широко применяются в судостроении брусья, доски, рейки, фанера и плиты из древесины, используемые для изготовления наружной обшивки судов, отделки кают, салонов и т. д.

Пластики из-за малой плотности, хороших диэлектрических и теплоизоляционных свойств, высокой коррозийной стойкости, удобных методов переработки и достаточной прочности увели­чивают срок службы отдельных деталей судов.

Пластики делятся на две основных группы: термопласты (оргстекло, капрон, полиэтилен и др. пластики, способные опять приобретать при нагревании пластичное состояние и затвердевать при охлаждении) и реактопласты - пластики, не поддающиеся при нагревании повторному раз­мягчению, т. е. пластичности.

Наибольшее применение в судостроении имеют стеклопластики -различные синтетические смолы (эпоксидные, полиэфирные и др. ) армированные стекловолокном в виде ткани, матов, ний, формы обводов корпуса, параметров руля и винта. Управляемость зависит и от условий плавания: характера загрузки судна, гидрометеорологических факторов.

 

 

1, 4- Судовые устройства, системы и снабжение. Противопожарные, спасательные и сигнальные средства.


 

     

Судовые устройства. Совокупность приспо­соблений, палубных машин и

 

механизмов, обес­печивающих различные потребности судна но­сят название судовых устройств. Различаются общесудовые и специальные уст­ройства. К общесудовым относятся: рулевое ус­тройство, якорное устройство, швартовное уст­ройство, буксирное устройство, леерное и др.

Рулевое устройство (рис. 32) служит для уп­равления судном на ходу, обеспечивает пово­ротливость судна и его устойчивость на курсе. Включает в состав руль, румпель, штуртросовую передачу, рулевую машину (на больших судах) и пост управления. Для управления судном (в зависимости от его назначения и проекта), кро­ме того, применяют поворотную насадку, пово­ротную колонку, крыльчатый движитель, рулевое весло. Руль- состоит из пера руля и баллера (рис. 31). Рули по способу соединения с корпу­сом и количеству опор пера делят на простые (многоопорные), полуподвесные (подвешены на баллере и опираются на корпус в одной точке) и подвесные (подвешены на баллере). По вза­имоположению оси баллера и пера различают руль обыкновенный (ось баллера на передней кромке пера ), балансирный (ось баллера рас­положена на некотором расстоянии от передней кромки руля, что снижает усилие при переклад­ке) и полубалансирный (полуподвесной балан­сирный). На большинстве маломерных судов для управления рулем применяется т. н. штуртросо-вая передача при управлении рулем (рис. 32). К румпелю (одно, двуплечему рычагу или секто­ру, жестко закрепленному в головной части бал­лера перпендикулярно к его оси) крепятся окон­чания тросов, протянутых по бортам через сис­тему роликов от барабана штурвала, располо­женного на посту управления судном. При по­вороте штурвала в ту или иную сторону один конец троса будет наматываться на барабан, вто­рой, соответственно, разматываться, разворачи­вая румпель и через баллер - руль на тот или другой борт. Угол перекладки руля должен со­ставлять не менее 35° на борт. Расположение поста управления судном должно обеспечивать хороший обзор, а рулевое устройство - уверенное маневрирование на всех режимах движения судна в любых условиях обстановки.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.