Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция 1. Сущность цены и ценообразования



Лекция 1. Сущность цены и ценообразования

1. Понятие цены и ценообразования. Научные предпосылки теории ценообразования.

2. Функции цены.

3. Классификация цен.

1.

Существует два подхода к определению теории цены. По мнению сторонников одного из них, цена товара выражает его стоимость. Сторонники другой теории считают, что цена товара представляет собой сумму денег, которую покупатель готов заплатить за товар определенной полезности. Отсюда цена — денежное выражение стоимости товара.

Цена — это количество денег, которое покупатель должен заплатить продавцу за приобретаемый товар. Цена является рыночной характеристикой товара: в ней в равной степени отражаются интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.

Рыночная цена — это сумма денег, которую покупатель добровольно платит продавцу, чтобы приобрести единицу товара или услуги при условии, что оба они являются независимыми сторонами и руководствуются только коммерческими соображениями. При этом под коммерческими соображениями понимается возмещение затрат и получение прибыли продавцом, а также удовлетворение экономических потребностей покупателем.

Ценообразование представляет собой процесс формирования цены на товар или услугу. Принято говорить о двух системах ценообразования: 1) централизованная, которая предполагает формирование цен государственными органами на основе издержек производства и обращения, и 2) рыночная, основанная на базе взаимодействия спроса и предложения.

Разработка теории цены относится к ранней стадии развития капитализма. Для этого периода была характерна затратная теория цены, яркими сторонниками которой были Вильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо. Именно они заложили основы стоимостной теории цены, согласно которой стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для его производства.

Наиболее последовательным сторонником стоимостной теории цены является К. Маркс с его учением об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Сущность этой концепции заключается в следующем: товар имеет стоимость и цену.

Стоимость — это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не всякие, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда. А поскольку всякий товар есть результат труда, то это делает все товары качественно однородными, следовательно, сопоставимыми и соизмеримыми. При таком подходе труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом вообще, лишенным конкретики. В экономической теории такой труд принято называть абстрактным.

Таким образом, отношение стоимостей различных товаров отражает отношение представленных в них величин абстрактного труда. Эти величины и определяют объективные пропорции обмена товарами (или купли-продажи).

Что касается цены товара, то она представляет собой денежное выражение его стоимости. Цена отдельного товара может отличаться от его стоимости под влиянием случайных рыночных факторов. Таким образом, теория Маркса усматривает в стоимости объективную основу цены, тем самым различая стоимость и цену.

Другая концепция основана на определении цены товара как суммы денежных затрат в наилучшем варианте использования производственных ресурсов. В этом случае рыночная цена товара зависит не столько от затрат изготовителя, сколько от оценки полезности таких затрат покупателем. При этом цена является самостоятельной внестоимостной величиной, для определения которой оценка покупателя более значима, чем затраты производителя. Цена освобождается от стоимости, для объяснения цены в ней нет необходимости.

Современная экономическая теория пытается синтезировать оба подхода к ценообразованию, совместив в цене объективность (стоимость) и субъективность (полезность) товара.

Цена находится под воздействием множества факторов, она взаимосвязана с другими экономическими категориями, что обусловливает наличие множества проблем в ценообразовании.

 

 

2.

 

При прогнозировании, разработке и применении цен учитывают объективно присущие им функции, являющиеся проявлением действия объективных экономических законов, и прежде всего закона стоимости. Через функции проявляются роль цен в экономическом управлении, место каждого вида цен в хозяйственном механизме, взаимосвязь системы ценообразования со смежными системами экономического управления. Функции выражают объективные свойства цены. Познание и использование функций цены позволяет более четко определить ее роль и значение в экономическом управлении.

Функции цены используются для решения широкого круга экономических задач. Однако не задачи определяют функции цены, а, наоборот, функциями цены определяется, какие экономические задачи можно решать с помощью цен. Нельзя отождествлять или допускать смешения функций цены и экономических задач, решаемых при использовании цен: с помощью цен решается множество самых разнообразных задач, и поэтому количество функций цены становится также необозримым. Кроме того, при смешении функций цены и задач, решаемых с помощью цен, оказывается, что функции конкретных цен не совпадают ни по их числу, ни по их характеру.

Функции цены связаны с действием экономических законов. Однако их нельзя непосредственно выводить и из действия объективных экономических законов, считая, что именно функции есть проявление действия этих законов. Связь между функциями цены и экономическими законами существует, но эта связь опосредствуется внутренним содержанием цены, ее экономической сущностью. Прямое проецирование действия экономических законов на функции цены без учета ее экономической сущности может проявиться в навязывании ценам несвойственных им функций, в попытках применять цены там, где их использование не будет эффективно в сравнении с другими экономическими методами управления.

В экономической литературе традиционно выделяют следующие функции цен:

■ учетно-измерительная;

■ информационная;

■ регулирующая;

■ стимулирующая;

■ распределительная.

Учетно-измерительная функция отражает возможность использования цены для измерения результатов и стоимостного учета различных экономических процессов. Цена в этом качестве выступает как денежное выражение общественно признанных затрат труда и его полезности. Реализуя учетно-измерительную функцию, цена дает возможность, во-первых, определить затраты различных ресурсов (трудовых и материальных) на производство товара, во-вторых, сопоставить различные товары и услуги, в-третьих, организовать товарообмен, определив количество денег, которое покупатель должен уплатить, а продавец получить за товар.

Особенностью современной экономики является существенное отклонение цены от издержек по новым, престижным товарам, влияние имиджа фирмы на уровень цен.

Налоговый кодекс РФ дает право налоговым органам контролировать правильность цен при товарообменных операциях (часть 1, ст. 40).

Информационная функция связана с тем, что цена, во-первых, является носителем важнейшей экономической информации о конъюнктуре рынка, состоянии финансовой системы страны; во-вторых, участвует в расчете всех стоимостных показателей, используемых в статистике, анализе и прогнозировании экономических систем (валовый национальный продукт, валовый региональный продукт, объем реализованной продукции, объем товарооборота и т. д. ); в-третьих, также участвует в расчете таких относительных показателей, как фондоотдача, производительность труда, рентабельность.

Регулирующая функция, или функция сбалансирования спроса и предложения - через цены осуществляется связь производства и потребления, предложения и спроса. Цена свидетельствует о равновесном состоянии или о наличии диспропорций на рынке товара. На конкурентном рынке цена устанавливается в результате стихийного взаимодействия предложения и спроса, а на монополизированном или регулируемом государством на формирование цены могут оказывать влияние нерыночные силы.

Стимулирующая функция цены проявляется через ее воздействие на продавца и покупателя товаров. Совершая товарообменную операцию, оба ее участника стремятся к достижению наилучших результатов. Для продавца - это получение наибольшей выручки и прибыли, для покупателя - минимизация затрат на приобретение товара определенного качества. Цена оказывает непосредственное влияние на достижение этих результатов.

На производителя стимулирующее (или сдерживающее) воздействие оказывают:

■ уровень цены;

■ структура цены:

- уровень рентабельности (перелив капитала - капитал стремится в отрасли с повышенной рентабельностью, высокий уровень рентабельности обеспечивает инвестиционную привлекательность и является самым действенным стимулом структурной перестройки экономики),

- доля налогов, акцизов в цене товара,

- таможенные пошлины.

На потребителя стимулирующее (или сдерживающее) воздействие оказывают:

■ уровень цены;

■ соотношение цен на различные товары и услуги;

■ акциз;

■ различные приемы тактики ценообразования:

- дифференцированное ценообразование,

- надбавки и скидки к цене,

- продажа товаров в кредит и т. п.

Распределительная функция цен означает, что с помощью цены осуществляется перераспределение вновь созданной стоимости между отраслями, секторами национальной экономики, регионами страны, социальными группами, иными словами, происходит регулирование доходов отраслей, организаций, населения.

Способы перераспределения доходов с помощью цены:

■ соотношение цен на различные виды продукции. Например, цены на топливо и энергию повышаются намного быстрее, чем цены в целом по народному хозяйству, а закупочные цены в сельском хозяйстве - более медленно. Учитывая, что сельское хозяйство является одним из крупнейших потребителей топлива и энергии, можно говорить о ценовых диспропорциях, основанных на монопольной власти и перераспределении национального дохода из одних отраслей в другие через систему неравновесных цен;

■ включение (или невключение) в цену налогов (НДС - пониженная ставка для социально значимых товаров, акциз - на отдельные товары - предметы роскоши, ювелирные изделия, табачные, вино-водочные);

■ установление различных цен для разных потребителей на одну и ту же продукцию (в энергетике - для промышленных потребителей и населения, подписка на периодическую печать - физические и юридические лица, газ для бытовых нужд - городское и сельское население).

Особенно наглядно эта функция отражается в ценах, регулируемых государством. Государство, регулируя с помощью цен накопления отдельных отраслей экономики, влияет на темпы их развития, обеспечивая достижения национальных приоритетов. Одновременно перераспределение накоплений через систему цен из одних отраслей в другие может привести к отставанию в развитии, снижению конкурентоспособности отдельных отраслей.

Государство может использовать перераспределительную функцию цены для решения социальных задач, создавая через цену благоприятные (неблагоприятные) условия для потребления товаров, поддерживая наименее социально защищенные, слои населения.

Следовательно, во-первых, цена - экономическая категория которая существует объективно, и функции цен проявляют воздействие объективно, т. е. их следует учитывать при формировании собственной ценовой политики; во-вторых, все функции цен взаимосвязаны и находятся в единстве и взаимодействии. Они проявляются как в системе цен, так и в ценах на отдельный товар.

3.

Цены, входящие в качестве составных элементов в единую систему цен, функционирующую в хозяйственном механизме, можно подразделить на отдельные виды в зависимости от наличия у них каких-либо общих признаков. В дифференциации цен находит отражение разнообразие условий производства и реализации товаров. Основные виды и разновидности цен могут быть представлены следующим образом.

1. Цены и тарифы, обслуживающие внутригосударственный оборот товаров и услуг. Этот вид цен включает несколько разновидностей, которые можно классифицировать по нескольким признакам.

1. 1. По характеру обслуживаемого экономического оборота:

ü цены на промышленную продукцию;

ü цены на продукцию строительства;

ü цены на продукцию сельского хозяйства;

ü тарифы на производственные услуги (транспорта, связи, ремонта);

ü цены научных и проектных разработок;

ü ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов;

ü наценки и скидки в сфере обращения;

ü розничные цены на товары и услуги населению.

1. 2. По сроку действия:

ü постоянные;

ü временные;

ü сезонные;

ü разовые;

ü договорные.

1. 3. По территориальному признаку:

ü единые по стране;

ü поясные;

ü зональные;

ü местные.

1. 4. По способу отражения транспортных расходов:

ü цены в местах производства товаров (пунктах отправления);

ü цены в местах потребления товаров (пунктах назначения).

1. 5. По характеру установления, фиксации:

ü твердые;

ü подвижные;

ü скользящие.

1. 6. В зависимости от государственного воздействия, регулирования и степени конкуренции на рынке:

ü рыночные (свободные);

ü регулируемые;

ü лимитированные или предельно допустимые.

1. 7. В зависимости от новизны товара:

ü цены на новые товары;

ü цены на товары, реализуемые на рынке относительно долгое время.

1. 8. По способу получения информации об уровне цены:

ü публикуемые;

ü расчетные.

1. 9. В зависимости от вида рынка:

ü цены товарных аукционов;

ü биржевые котировки;

ü цены торгов.

2. Планово-учетные цены:

ü цены плановых расчетов;

ü цены статистического учета;

ü цены проектных расчетов.

3. Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот:

ü внешнеторговые цены;

ü внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары.

Цены на промышленную продукцию обслуживают оборот продукции промышленного производства. Через цены на промышленную продукцию осуществляется связь промышленности практически со всеми отраслями и сферами производства, на основе этих цен формируется большинство стоимостных показателей, используемых в учете, анализе, планировании и прогнозировании, они участвуют в формировании важнейших общехозяйственных пропорций, поэтому от их обоснованности зависит эффективность функционирования всего хозяйственного механизма.

Цены на продукцию строительства имеют два вида: сметные цены и договорные цены. Эти цены используются для расчетов заказчиков (потребителей) со строительными организациями за построенные объекты и выполненные работы, для определения объемов капитальных вложений и других расчетов. Базой цены на строительную продукцию служит не себестоимость продукции, а усредненные условия и методы производства работ, предусмотренные сметными нормами и нормативами. Цены на продукцию строительства не отражают реальную себестоимость продукции у подрядчика, а характеризуют затраты на строительство для заказчика.

Цены на строительную продукцию включают: себестоимость строительно-монтажных работ, затраты (по сметным ценам) на приобретенное для установки на объекте оборудование, инструменты, производственный инвентарь, прочие затраты и прибыль.

Цены на продукцию сельского хозяйства обслуживают оборот продукции между сельским хозяйством и промышленностью, сельским хозяйством и населением, населением и государством, они призваны обеспечивать эквивалентность обмена и создавать условия для развития сельскохозяйственного производства. Выделяют следующие разновидности этих цен.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию - это цены на закупаемую государственными органами и другими организациями у предприятий сельского хозяйства и фермеров, у рыболовецких и охотничьих хозяйств продукцию для ее последующей переработки. Эти цены дифференцированы по различным климатическим зонам страны, они возмещают себестоимость продукции и обеспечивают прибыль, необходимую для осуществления расширенного воспроизводства.

Цены на сельскохозяйственное сырье для промышленной переработки возмещают сверх закупочных цен издержки по заготовке, транспортировке и хранению этого сырья, а также обеспечивают прибыль заготовительным организациям,

Тарифы на услуги (транспорта, связи, ремонта). Тарифами называют цены, устанавливаемые на различного рода услуги, которые в отличие от товаров не имеют материально-вещественной формы, а выступают в форме конкретной трудовой деятельности. Услуги не могут сохранять свое существование в промежутке времени между их производством и потреблением: потребление услуг неотделимо от процесса их производства. Тарифы обеспечивают обмен деятельности комплекса отраслей общественного хозяйства, предоставляющих услуги на деньги предприятий (организаций) и населения, пользующихся этими услугами. Так, например, транспорт, осуществляя перемещение материальных ресурсов по территории страны, оказывает транспортную услугу хозяйственным звеньям и организациям, а перевозя людей, - транспортную услугу населению. Организация, занимающаяся наладкой и ремонтом оборудования для хозяйственных звеньев, оказывает им услуги по наладке и ремонту.

По своему экономическому содержанию тарифы на производственные услуги близки к оптовым ценам, а тарифы на услуги населению - к розничным ценам, но методология их определения отличается от методологии определения оптовых и розничных цен.

Цены научных и проектных разработок отражают общественно необходимые затраты труда на получение конечного результата прикладных научных исследований, проектных и опытно-конструкторских работ. По экономическому содержанию эти цены могут быть отнесены к оптовым.

Ставки возмещения затрат на воспроизводство природных ресурсов отражают общественно необходимые затраты труда на воспроизводство используемых субъектами хозяйствования природных ресурсов: минеральных, водных, лесных, земельных. Указанные ставки классифицируют следующим образом:

· ставки затрат на геологоразведочные работы;

· ставки платежей за воду, забираемую из источников;

· попенная плата;

· ставки затрат на рекультивацию земель.

К этой разновидности можно отнести и такую специфическую форму цены, как повышенные (штрафные) платежи за причиненный в результате нерационального природопользования ущерб (сверхнормативные потери минеральных ресурсов при их добыче, перерасход воды сверх установленных норм, повышенные выбросы загрязняющих веществ и пр. ).

Наценки и скидки в сфере обращения возмещают издержки обращения и обеспечивают прибыль предприятиям и организациям, занимающимся реализацией товаров. Торговые наценки по сути являются ценой за услугу по реализации товаров. В некоторых случаях торговые организации получают от поставщиков право на применение торговых скидок (на снижение торговых надбавок).

Розничные цены на товары и услуги населению обслуживают товарооборот между предприятиями и организациями различных форм собственности и населением, а также между отдельными группами населения, между частными лицами.

Розничные цены завершают процесс ценообразования и являются ценами конечного потребления. Они включают оптовую цену предприятия, налог на добавленную стоимость (акциз по подакцизным товарам), издержки и прибыль снабженческо-сбытовых организаций, издержки и прибыль торговых организаций, налог с продаж.

Розничные цены, являясь ценами конечной реализации товаров и услуг, выполняют важную социально-экономическую роль: они служат инструментом регулирования уровня реальных доходов населения, используются для обеспечения сбалансированности между спросом и предложением, воздействия на структуру потребления различных групп населения и перераспределения доходов. Среди розничных цен выделяют следующие виды:

· цены, регулируемые государством;

· тарифы на услуги, предоставляемые населению предприятиями бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, культуры, связи, а также частными лицами и пр.;

· цены комиссионной торговли, которую осуществляют предприятия комиссионной торговли товарами, закупленными у населения;

· свободные (рыночные) цены.

Постоянными называют такие цены, срок действия которых заранее не ограничивается. Изменить эти цены может только тот, кто их установил.

Временные цены - это цены, которые устанавливаются на определенный срок исходя из конкретных условий производства или реализации товаров.

Сезонные цены - это цены, изменяющиеся в течение года по сезонам. Сезонными могут быть розничные цены на некоторые продовольственные товары (картофель, овощи, фрукты и пр. ) и закупочные цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции. Сезонная дифференциация цен обусловливается различными издержками производства этих товаров по временам года или дополнительными затратами на их хранение в зимне-весенний период. Сезонные розничные цены на сельскохозяйственную продукцию нельзя заранее ограничить временем действия: при большом предложении (высоком урожае) можно несколько раз в месяц изменять розничные цены; в неурожайные годы изменение цен происходит реже.

Разовые цены устанавливаются на товары, изготовляемые в единичном порядке по разовым заказам, а также на импортные товары, не являющиеся предметами постоянного импорта.

Договорные цены определяются по соглашению сторон, срок их действия устанавливается договором.

Едиными называют цены, действующие на всей территории страны. Едиными могут быть оптовые, розничные, закупочные цены. Применение единых оптовых и розничных цен возможно и оправдано при наличии определенных предпосылок, главными среди которых являются: примерно одинаковые условия производства и уровень затрат в разных районах страны; транспортабельность товаров и незначительный удельный вес транспортных расходов в общей сумме затрат на производство и реализацию; возможность полного удовлетворения платежеспособного спроса во всех районах при данном уровне единых цен.

Поясные цены применяются в основном на товары народного потребления, поэтому поясная дифференциация характерна для розничных цен. Необходимость дифференциации розничных цен вызывается следующими причинами: различиями в затратах на производство и реализацию товаров; неравномерностью размещения производства по территории страны; необходимостью равномерного обеспечения товарами народного потребления населения.

Зональные (бассейновые) цены применяются в основном на продукцию добывающих отраслей и сельского хозяйства. Зональными могут быть оптовые и закупочные цены. Существование таких цен обусловлено различием природно-климатических условий, оказывающим существенное влияние на дифференциацию затрат по добыче сырьевых ресурсов и производству сельскохозяйственной продукции. Зоны (бассейны) объединяют предприятия с примерно одинаковыми условиями производства.

Местные цены устанавливаются на товары, которые производятся и потребляются в основном в данном регионе. Местными могут быть все виды цен (оптовые, закупочные, розничные и пр. ).

Дифференциация цен по способу отражения транспортных расходов вызвана включением в состав цен разного уровня расходов по доставке товаров от производителя к потребителю. На практике это отражается в системе франкирования цен. Установление цен с принятием на себя расходов по доставке товаров проводится тогда, когда продавец заинтересован в поддержании деловых отношений с определенными географическими районами: чтобы обеспечить поступление заказов, продавец частично (или полностью) оплачивает транспортные расходы. Этим методом пользуются, чтобы проникнуть на новые рынки или уйти от конкурентов.

Под франкированием цен понимают установление пункта на пути продвижения товара к потребителю, до которого транспортные расходы несет поставщик, и включение этих расходов в цену. Все остальные расходы по доставке товара оплачивает покупатель сверх цены.

Цены в местах производства товаров - это цены франко-склад поставщика, франко-станция (пристань) отправления или франко-вагон станция (пристань) отправления. Цена франко-склад поставщика предполагает, что все расходы по доставке товаров со склада поставщика несет покупатель сверх цены. В цену франко-станция (пристань) отправления включены расходы по транспортировке товаров только до станции (пристани) отправления. В цену франко-вагон станция (пристань) отправления включаются расходы по доставке товаров до станции (пристани) отправления, по подаче вагонов на подъездные пути и по погрузке товаров в вагон (баржу и пр. ).

Цены в местах потребления товаров - это цены франко-вагон (судно-пристань) назначения, франко-станция (пристань) назначения, франко-склад покупателя. Цены франко-вагон (судно-пристань) назначения включают расходы по доставке товаров до станции (пристани) назначения. В цене франко-станция (пристань) назначения учтены все транспортные расходы вплоть до станции назначения и по выгрузке товаров. В цену франко-склад покупателя включены практически все расходы по доставке товаров до склада покупателя, а также расходы по разгрузке на складе покупателя.

Наибольшее распространение на практике получили цены франко-станция (пристань) отправления и франко-станция (пристань) назначения.

Выбор системы франкирования цен определяется главным образом географическим фактором, т. е. размещением производителей и потребителей товаров по территории страны, а также условиями транспортировки товаров.

Твердые (фиксированные) цены - это цены, не подлежащие изменению в течение определенного времени. Изменить их можно только по решению органа или субъекта рынка, утвердившего их. Такие цены устанавливаются в основном государственными органами на товары и услуги народного потребления. К твердым ценам можно отнести также цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукции по данному договору (соглашению, контракту).

Подвижные цены - это такие цены, которые могут быть пересмотрены в дальнейшем, если к моменту исполнения договора рыночные цены изменятся (повысятся или понизятся).

Скользящие цены - это цены, исчисляемые в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальных договорных цен с учетом изменений в издержках производства. Они устанавливаются на товары с длительным сроком изготовления.

Рыночные (свободные) цены - это цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения. К рыночным ценам относятся: цена спроса, цена предложения, цена производства. Цена спроса - максимально высокая цена, по которой покупатель согласен купить товар. Цена предложения - минимальная цена, по которой продавец согласен продать товар. Цена производства - это цена, определяемая на основе издержек производства с добавлением средней прибыли на авансируемый капитал.

Регулируемые цены - это цены, устанавливаемые соответствующими органами управления - президентом, правительством, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, или цены, в отношении которых перечисленные органы власти и управления устанавливают какие-либо ограничивающие их уровень условия. Регулируемые цены могут быть гарантируемыми, рекомендуемыми, лимитированными, залоговыми, пороговыми (защитными), предельными и фиксированными.

Лимитированные (предельные) цены - это такие цены, выше (или ниже) которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции или услуг.

Цены на новые товары - цены «снятия сливок»; цены «внедрения на рынок»; престижные цены; цены с возмещением издержек производства; психологические цены.

Цены «снятия сливок» предполагают установление высоких цен на новые товары в начале поставки товаров на рынок. В дальнейшем, с падением спроса на такой товар, цены снижают, что позволяет привлечь новых покупателей. Использование таких цен возможно при следующих условиях:

· при наличии высокого уровня спроса со стороны большого числа покупателей;

· при высоких издержках производства мелкосерийного выпуска дорогих изделий;

· если высокая цена не привлекает конкурентов;

· если высокая цена поддерживает имидж высокого качества товара.

Цены «внедрения на рынок» - это обычно низкие цены на новый товар. Их применяют с целью завоевания большей доли рынка. Устанавливать такие цены возможно при следующих условиях:

· если цена непривлекательна для существующих и потенциальных конкурентов;

· если рост объема производства не увеличивает расходы на рекламу и реализацию товаров;

· если рынок очень чувствителен и расширяются новые сегменты, увеличивается покупательский спрос.

Престижные цены устанавливают на высококачественные товары известных фирм.

Цены с возмещением издержек производства - это цены, установленные на основе издержек производства и средней нормы прибыли.

Психологические цены учитывают психологию восприятия цены покупателем. «Психологическая» цена на товар обычно выражается не круглой суммой, а нечетным числом. В результате у покупателя создается впечатление очень точного определения затрат и более низкой цены.

Цены на товары, реализуемые на рынке относительно длительное время, - это скользящие (падающие), долговременные, гибкие, договорные цены.

Скользящие цены устанавливаются почти в прямой зависимости от соотношения спроса и предложения. По мере насыщения рынка эти цены снижаются.

Долговременные цены устанавливаются на товары массового спроса и не изменяются длительное время.

Гибкие цены - это цены, изменяющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения на рынке.

Договорные цены - это цены, которые устанавливаются договором на поставку продукции (выполнение работ, услуг). Они могут учитывать льготы и скидки для покупателя.

Публикуемые цены - это цены, публикуемые в специальных и фирменных источниках информации. К ним относятся: справочные цены, прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов, цены торгов.

Справочные цены - это цены, публикуемые в различных изданиях (газетах, журналах, прейскурантах, фирменных каталогах, специальных бюллетенях).

Биржевые котировки представляют собой цены специально организованного постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров. Они применяются при продаже сельскохозяйственного непродовольственного и лесного сырья (хлопок, джут, шелк, шерсть, пиломатериалы, фанера), цветные и драгоценные металлы, нефтепродукты, зерновые и т. д.

Цены товарных аукционов - это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товаров (лот). Цены на аукционах устанавливаются в результате соотношения между спросом и предложением. Применяются на продукцию лесного, сельского хозяйства, рыболовства, в торговле пушно-меховым товаром, чаем, драгоценными камнями, предметами старины и искусства.

Цены торгов - это цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получении подрядов на производство определенных работ по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Цены торгов опосредуют особую форму торговли, когда несколько конкурентов предлагают заказчику свои проекты по выполнению определенных работ, из которых он впоследствии выбирает самый эффективный.

Расчетные цены - это цены, применяемые в договорах, контрактах на нестандартное оборудование, производимое по индивидуальным заказам.

Планово-учетные цены применяются только в плановых и проектных расчетах, статистическом учете и анализе. Среди этих цен выделяют следующие виды: цены плановых расчетов, цены статистического учета и цены проектных расчетов.

Цены плановых расчетов подразделяются на следующие разновидности: текущие цены; средние цены; сопоставимые (неизменные) цены; прогнозные цены.

Цены статистического учета подразделяются на индексы цен, средние цены, сопоставимые (неизменные) цены, средние удельные цены.

Реализация товаров и услуг осуществляется по текущим или действующим ценам, именно эти цены лежат в основе хозяйственных взаимоотношений предприятий и отраслей, производителей и потребителей. В текущих ценах определяются результаты финансовой деятельности предприятий: на их основе исчисляются такие показатели, как объем реализованной продукции, затраты на производство, прибыль и др., составляется финансовый план, в частности баланс доходов и расходов.

Сопоставимые (неизменные) цены используются для измерения динамики физических объемов производства и реализации товаров и услуг, производительности труда, а также других стоимостных показателей за ряд лет. Это означает, что продукцию разных лет исчисляют в ценах какого-либо базисного года, абстрагируясь от изменений цен в отдельные годы рассматриваемого периода.

Цены статистического учета позволяют выявлять и анализировать тенденции в динамике цен, осуществлять контроль и анализ стоимостных показателей. Как и цены плановых расчетов, цены статистического учета являются, как правило, агрегированными, обобщенными.

В отечественной практике на макроуровне для оценки совокупного общественного продукта и продукции отраслей использовались «цены производителя» и «цены потребления». Процесс формирования цены потребления отражался в балансе народного хозяйства, в частности в сводном материальном балансе (балансе производства, потребления и накопления общественного продукта). Валовая продукция сначала отражалась в ценах производителя, затем к ним добавлялись торгово-транспортная наценка (представляющая собой валовую продукцию отраслей сферы обращения) и налоги - таким образом формировалась цена потребления.

В практике составления системы национальных счетов (СНС) и межотраслевого баланса (МОБ) применяются следующие виды цен:

· факторные цены;

· рыночные цены.

Факторные цены используются в межотраслевом балансе. Они включают оплату труда, прибыль и потребление основного капитала.

Рыночные цены - это цены производителей, основные цены и цены покупателей. Применение той или иной цены определяется по фактическому использованию при осуществлении соответствующих операций. Рыночная цена производителя - это цена, получаемая производителем за реализуемую единицу продукта или услуги, включающая налоги на продукты (кроме налога на добавленную стоимость и налогов на импорт) и исключающая субсидии на продукты.

Рыночная цена покупателя - цена, уплаченная покупателем за продукты и услуги, включающая все чистые налоги на продукты и торгово-транспортную наценку.

Основная рыночная цена - это цена, получаемая производителем за единицу реализованного продукта или услуги, без налогов на продукты, но с включением субсидий на продукты. Она применяется для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики.

Цены проектных расчетов используются на предпроизводственной стадии и отражают ожидаемый или необходимый уровень затрат. К ним относят: лимитные (предельно допустимые) цены, проектные и ориентировочные цены (используемые на стадии разработки товаров), перспективные лимитные цены или замыкающие затраты (используемые при экономической оценке месторождений полезных ископаемых и других природных ресурсов).

Цены, обслуживающие внешнеторговый оборот, отражают внешнеэкономические связи с другими государствами. Значительное воздействие на уровень этих цен оказывают цены мировых товарных рынков.

Внешнеторговые цены применяются при экспорте и импорте товаров и услуг. Они базируются на мировой интернациональной стоимости, отражают региональные и общемировые условия воспроизводства. К ним относятся контрактные цены и текущие мировые цены.

Внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары отражают взаимосвязь национальной экономики с внешним рынком, национальных предприятий с зарубежными партнерами. Они строятся, как правило, с учетом уровня цен внутреннего рынка и различий в качестве экспортно-импортных и аналогичных отечественных товаров. К этим ценам относятся: оптовые цены на экспортируемые товары, наценки за экспортное исполнение, цены и коэффициенты на импортируемые товары.

Внутренние цены на экспортируемые и импортируемые товары также дифференцированы в зависимости от стадии ценообразования, территории действия и порядка оплаты транспортных расходов. Каждый из видов цен несет определенную экономическую нагрузку.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.