Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Фиксация конфликта. Легитимизация конфликта. Ослабление конфликта



Фиксация конфликта

Фиксация конфликта связана с его институализацией. Без такого шага невозможно управление конфликтным процессом.

Легитимизация конфликта

Она предполагает признание конфликтующими субъектами установленных норм и правил конфликтного поведения и соблюдение их.

Ослабление конфликта

ослабление его путем перевода в другое русло взаимодействия противоборствующих сторон и на другой уровень. Широко используется метод ослабления острого социального конфликта на базе общей ориентации обеих сторон на внешний для них конфликт (тактика поиска «общего врага»).
Сдерживание конфликтов

стремление удержать противника от широкомасштабного применения насилия, путем создания собственного потенциала, использование которого угрожает ему неприемлемым ущербом.

«Стратегию страуса» характеризует стремление ее последователей уйти от конфликта. Они предпочитают не замечать даже предельно острые столкновения интересов противоборствующих сторон, призывают не драматизировать ситуацию, полагая, что их призывы к мирному решению проблем могут решить спорные вопросы полюбовно.
Суть «стратегии голубя» состоит в стремлении завершить конфликт любыми средствами, даже ценой односторонних уступок и значительных потерь. «Голубь» легко подчиняется воле соперника и под его влиянием склонен отказаться от собственных интересов, определяющих его позицию

«Стратегия ястреба» заключается в окончательном разгроме противника, безусловной победе над ним. «Ястреб» твердо придерживается своей позиции и постоянно требует от противоположной стороны уступок и удовлетворения его требований.

 

В зависимости от уровня представительства можно выделить политические и дипломатические переговоры. Политические переговоры ведутся на высшем (саммиты) и высоком уровне — между главами государств и правительств, министрами иностранных дел. Отличительная черта такого рода переговоров состоит в том, что их участники в силу занимаемого положения вправе самостоятельно принимать решения, не расходящиеся с национальными интересами страны. На них решаются наиболее сложные, спорные, принципиальные вопросы межгосударственных отношений. Собственно дипломатические переговоры проводятся на уровне представителей, специальных экспертов государств-участников, которые связаны более или менее жесткими инструкциями и не вправе самостоятельно принимать окончательные решения.

В соответствии со спецификой обсуждаемой проблемы можно говорить о переговорах по экономическим, военно-политическим, экологическим, гуманитарным и иным вопросам.

В зависимости от числа участников переговоры бывают двусторонние и многосторонние. Последние более сложны в плане подготовки, процедуры и тактики ведения. Появился новый термин многосторонняя дипломатия, под которой понимается "... совместное рассмотрение несколькими или большим числом государств международной проблемы или проблем, представляющих общий интерес, с целью найти их взаимоприемлемое решение. Эта деятельность осуществляется либо на специально созываемых или постоянно действующих конференциях, либо в рамках международных организаций, призванных регулировать отношения в различных областях, либо, наконец, путем переписки, встреч и т. д. "

Выделяют также прямые и непрямые (через посредников), разовые и возобновляемые переговоры. На разовых переговорах принимается окончательное решение, исчерпывающее повестку дня. Регулярно работающие (" возобновляемые" ) переговоры имеют стабильную повестку дня и характеризуются преемственностью в обсуждении вопросов, которая предусматривает возможность возвращения к их решению.

Структура переговоров включает две стадии: подготовительную (организационные вопросы, а также определяются цели, задачи, интересы) и переговорную (процедурные вопросы, уточняются позиции, вносятся предложения, ведутся дискуссии, определяются зоны компромисса и рамки будущего соглашения, редактируются и принимаются итоговые документы). Иногда выделяется еще стадия реализации договоренностей (взаимный контроль этого процесса).

Международные переговоры играют важную роль в общественной жизни. Основная функция переговоров — разрешение конфликтов, спорных вопросов путем их обсуждения и принятия совместного решения. Выработка и заключение взаимоприемлемых договоренностей являются основной целью переговоров, что отличает их от всех других видов дипломатической деятельности — бесед, переписки, консультаций и т. д. Поэтому не всегда встречи, даже на высшем уровне, рассматриваются как переговоры.

Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий:

I. Подготовка к началу переговоров. Основные действия: диагностика состояния дел; определение сильных и слабых стороны участников; прогнозирование расстановки сил; определение цели участия в переговорах.

Прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры, какая атмосфера ожидается на переговорах.

II. Первоначальный отбор позиции (официальные заявления участников переговоров). Эта стадия позволяет реализовать две цели участников переговорного процесса: 1)показать оппонентам, что их интересы вам известны и вы их учитываете; 2)определить поле для манёвра и попытаться оставить в нем как можно больше места для себя. Переговоры начинаются с заявления обеих сторон о желаниях и интересах. При помощи фактов и принципиальной аргументации (например, «задачи компании», «общий интерес») стороны пытаются укрепить свои позиции.

Если переговоры проходят с участием посредника, то он должен каждой стороне дать возможность высказаться и сделать все от него зависящее, чтобы оппоненты не пере­бивали друг друга.

Полномочия ведущего: 1) определять факторы сдерживания сторон и управлять ими; 2) предлагать способы принятия решений (простое большинство, консенсус); 3) определять процедурные вопросы.

III. Поиск взаимоприемлемого решения. Для этой стадии характерна психологическая борьба: во-первых, стороны определяют возможности друг друга, насколько реальны требования каждой из сторон и как их выполнение может отразиться на интересах другого участника; во-вторых, оппоненты предста вляют факты, выгодные только им, заявляют о наличии у них всевозможных альтернатив. Задачи посредника на данном этапе: 1) увидеть и привести в действие возможные комбинации интересов участников; 2) способствовать внесению большого количества ва­риантов решений; 3) направить переговоры в русло поиска конкретных предложений. IV. Завершение переговоров, или выход из тупика. Основные характеристики данного этапа: · выбор оптимального решения из возможных вариантов;

· уступки со стороны каждой стороны;

· председательствующий, используя данную ему власть, регулирует последние раз­ногласия и приводит стороны к компромиссу.

Стили и тактики ведения переговоров.

Жесткий стиль  соответствует стратегии соперничества. Ведя переговоры в этом стиле, одна сторона настаивает на своих требованиях, не идёт на уступки, оказывает давление на оппонента и не заботится об удовлетворении его интересов. Главная опасность такого стиля в том, что если оппонент будет придерживаться его же, то результат, скорее всего, не будет достигнут и взаимоприемлемый выход из конфликта не будет найден. Применение такого стиля оправдано в следующих ситуациях: одна сторона не заинтересована в налаживании хороших отношений с другой, а имеет целью только удовлетворение своих требований; одна сторона имеет перевес сил над другой; одна сторона находится в экстремальной ситуации, когда «нечего терять».

Существуют две основные тактики ведения переговоров в жестком стиле: ультимативная тактика и тактика выжимания уступок.

При ультимативной тактике используются следующие приемы:

рассчитанная задержка; выбор из двух зол; тактика «затвора».

При применении тактики выжимания уступок используются средства давления на оппонента. 2. Мягкий стиль.

Сторона, ведущая переговоры в мягком стиле, отказывается от какой-то из своих позиций. Взамен эта сторона надеется установить хорошие отношения со своим партнером. Но нельзя ожидать, что и партнер при этом тоже пойдет на какие-то уступки.

К этому стилю обращаются в следующих ситуациях: когда добрые отношения с оппонентом важнее, чем удовлетворение своих интересов; когда проблемы, вызвавшие конфликт, считаются не особенно важными; когда одна сторона понимает, что не права; когда у одной из сторон мало шансов победить в конфликте. 3. Торговый стиль. С одной стороны, торговый стиль предполагает отстаивание своих интересов и выжимание уступок оппонента, а с другой — допускает удовлетворение каких-то интересов оппонента за счет уменьшения своих требований.

Но если жесткий стиль принуждает оппонента выполнить, что от него требуется, то торговый стиль позволяет добиться от оппонента добровольного согласия на то же. Этот стиль отличается и от мягкого, так как нацелен не на достижение добрых отношений, а на достижение своей выгоды.

4. Сотруднический стиль

Этот стиль переговоров предполагает, что можно найти взаимную выгоду там, где только возможно, а если интересы не совпадают, то надо настаивать на результате, обоснованном справедливыми нормами.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.