Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





№21.Принципы обучения.



Принц Обучения наз-ют определн систему основных исходных, дидактич требований к процессу обучения, выполн кот обеспеч его эффективность. Они отвечают на? «Чем руковд-ся? »

Это ориентир в деят-ти педагога.

Их забвение приводит к формализму в обучении. учитель должен их знать и реализовать в своей практич деят-ти. Пр обучения разработали класскики пед-ки: ЯАКоменский-принцип природособранности, Песталоцци-пр целесоборазности, Дистерверг-

Культурособранности, ушинский – народособранности.

Многие их этих принципов вошли в пед-ку. Их формулировка изменилась, но сущ-ть осталась неизменной. В отеч пед-ке принципы были приняты в 40ыегоды 20 в. Выделяют след принцивы:

Целесообразности, свзязи с жизнью, наглядности, доступности, прочности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, учет возрастных особ-тей, научности

. Всепринципы взаимосвязаны и взаимообусловлены. В наст время сущ-ет единый подход к принципам обучения и воспитания. Выделяют 2 подхода к принципам: 1 традиционный, тот, кот разрабат-ли классики пед-ка, 2 актуализированный, учит-ий особ-ти соц культ развития и соб совр школьников. Его придерж некот совр педагоги.

 

 

№22. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности учащихся. 1 подгруппа – методы стимулирования интереса к учению. - методы познавательных игр, - учебные дискуссии, - создание эмоционально-нравственных ситуаций. На иностранном языке – игра-путешествие, ролевые игры, игры-соревнования, настольные игры с познавательным содержанием (лото). Типы учебных дискуссий: - сопоставление различных точек зрения по 1 и той же проблеме, - ситуация спора, которая создается при изучении обычных учебных уроков (вопросов). Ученикам предлагается высказать мнение и обосновать его, - специально организованные учебные дискуссии, требующие тщательной подготовки. Заранее определяется тема и дается знание ученикам, которые анализируют различные точки зрения. Эмоционально-нравственные ситуации: - прием создания ситуаций нравственного переживания, - занимательность. Рассказ с применением в современных условиях предсказаний фантастов, - прием удивления. Достигается необычностью факта, - прием аналогии, - сопоставление научных и житейских толкований, - эмоциональность речи учителя. Вызывает приподнятость настроения и положительное отношение к ученику. Юмор, - создание ситуаций успеха. Дифференциация и индивидуализация заданий, дифференциация помощи учителя. 2 подгруппа – методы стимулирования долга и ответственности: предъявление требований, разъяснение общественной и личностной значимости учения, поощрения и порицания.

 

№23. Педагогические задачи: сущность, типы и эта решения. Педагогическая задача - система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса. Ее обязательными компонентами являются: • исходное состояние предмета задачи; • модель требуемого состояния (требования задачи). В условиях педагогического процесса предметом задачи могут выступать как материальные (рост, физическая сила, внешность человека), так и идеальные (знания, умения, личностно-деловые качества, отношения) субстанции, для которых характерны количественные и качественные изменения или сохранение прежнего состояния в пределах ограниченных временных рамок. Под педагогической задачей, таким образом, следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи с необходимостью познания и преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации, а также необходимости выполнения профессиональных действий и принятия их к исполнению. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Принято различать три большие группы педагогических задач - стратегические, тактические и оперативные. Стратегические задачи - это своеобразные " сверхзадачи". Они формируются в виде некоторых представлений о базовой культуре человека, которая выступает предметом педагогических задач. Стратегические задачи задаются извне, отражая объективные потребности общественного развития. Они определяют исходные цели и конечные результаты педагогической деятельности. В реальном педагогическом процессе стратегические задачи преобразуются в задачи тактические. Сохраняя свою направленность на итоговый результат образования, они приурочены к тому или иному определенному этапу решения стратегических задач. Оперативные задачи - это задачи текущие, ближайшие, встающие перед педагогом в каждый отдельно взятый момент его практической деятельности. В соответствии с представлениями о целостном педагогическом процессе понятие " педагогическая задача" должно рассматриваться как родовое по отношению к понятиям " дидактическая задача" и " воспитательная задача". Дидактические задачи - это задачи управления учебно-познавательной деятельностью, т. е. учением. Решение дидактических задач должно подвести учащихся к умелому оперированию учебными задачами, поскольку обучение в конечном счете направлено на собственное отрицание, на снятие обучения в учении. Особую сложность представляют воспитательные задачи. Прежде всего принятием утверждения о том, что жизнь, которой живут воспитанники и к которой они готовят себя, - это бесконечные процессы решения больших и малых проблем. А это значит, что воспитание можно представить как подготовку воспитанников к решению многообразных задач, с которыми им придется столкнуться в жизни. С другой стороны, учитывая, что развитие личности осуществляется только в деятельности и общении как ее специфическом виде, воспитание можно квалифицировать как стимулирование самостоятельного решения воспитуемыми задач, способствующих развитию в нужном направлении личности каждого из них. В контексте дидактических задач можно выделить две категории действий и две группы подзадач. К первой группе относятся действия, составляющие учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решение которых направлены (или могут быть направлены) эти действия (учебные задачи). Вторую группу образуют действия, которые ученик должен научиться осуществлять (критериальные действия), и задачи, которые он должен научиться решать (критериальные задачи). В процессе учения учащиеся овладевают средствами решения критериальных задач, в том числе моделями способов решения. Их успешное решение - показатель достижения целей обучения, при условии, что последние адекватно представлены в системе критериальных задач. Описание критериальных задач дается в учебных программах в виде требований к знаниям и умениям учащихся. Из многообразия воспитательных задач в особую группу правомерно вычленить так называемые задачи на ценностную ориентировку. Их особенность состоит в том, что они заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Этапы решения педагогической задачи: 1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий; 2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия); 3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике; 4) анализ результатов решения педагогической задачи. В теории задач принято различать способы и процесс решения задачи. Способ решения задачи - это некоторая система последовательно осуществляемых операций (процедур), приводящих к решению задачи. Он может иметь алгоритмический и квазиалгоритмический вид в зависимости от степени жесткости детерминации последующих операций. Важными компонентами и характеристиками педагогических действий являются их результаты. При решении педагогической задачи всегда следует иметь в виду возможность получения не только прямого, но и побочного результата, соотношения результата предметного и воспитательного. Во многих случаях побочный продукт действия может оказаться нежелательным, усложняющим течение педагогического процесса, нарушающим педагогически целесообразные взаимоотношения. С понятием " способ решения" тесно связано понятие " процесс решения" задачи. Процесс решения педагогической задачи - реализация некоторого способа, осуществляемый им при решении задачи или с целью ее решения. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. Сама диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия. Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап - этап ее осуществления на практике. Заканчивается решение педагогической задачи новым выдвижением теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.

 

№24. Классификация методов обучения. Метод – путь к чему-либо. Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности учителей и учащихся для достижения поставленных педагогических целей. Приемы обучения – составные элементы методов (метод – беседа, прием – вопросы и ответы). Средство обучения – предметы материального и духовного мира, а также виды деятельности, способствующие овладением ЗУН. Наиболее распространенной является следующая классификация: 1). По источнику приобретенных знаний (Огородников, Лорд Кипанидзе). Словесное, наглядное, практическое. 2). По дидактической задаче (Есипов, Данилов). Изучение нового, закрепление, применение на практике. 3). По характеру учебно-познавательной деятельности (Лернер, Скаткин). Объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, эвристические, проблемные, исследовательские. За основу данных классификаций берется 1 или несколько признаков, объединяющих данную группу. Ограниченное количество признаков не раскрывает всех особенностей учебно-познавательного процесса. В этом их слабая сторона. Наиболее полной классификацией с позиции целостности процесса обучения является классификация, предложенная Бабанским. Ее преимущество также является деятельностный подход к процессу обучения. Выделил 3 большие группы методов: 1). Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. 2). Методы стимулирования и мотивации. 3). Методы контроля и самоконтроля.

№25. Профессионально-личностное становление и развитие педагога. Существенным условием овладения профессии является выявление профессиональной пригодности и педагогической направленности будущего учителя. Этапы овладения профессии учителя: 1). Довузовский (допрофессиональный). Происходит обучение в педагогических классах, школах на факультетах будущих учителей, а также обучение в педагогических гимназиях и лицеях. Определенный интерес обучаться в профессии учителя. В педагогических лицеях и гимназиях внимание на общефакультетскую подготовку (философия, логика, риторика, предметы психолого-педагогического цикла – возрастная и социальная педагогика и основы педагогического мастерства). 2). Вузовский (профессиональный). 3). Послевузовский. Многоуровневое педагогическое образование дает возможность студенту осуществлять индивидуальный выбор содержания и уровня получаемого образования и профессиональной подготовки, удовлетворяющий его интеллектуальным, социальным и экономическим потребностям. 1 ступень – общее высшее образование (2 года) => 2 ступень (бакалавриат) – базовое высшее образование. Может совмещаться с профессиональной подготовкой (3 года). Может без профессиональной подготовки (2 года) => 3 ступень (магистратура) – полное высшее образование (1-2 года) => 4 ступень (аспирантура, соискательство) – послевузовское образование (3-4 года) => 5 ступень (докторантура) – 3 года.

 

№26. Типичная структура процесса усвоения знаний. Психологическая характеристика процесса усвоения включает: - восприятие, - понимание, - осмысление, - обобщение, - закрепление, - применение. 1. Восприятие предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств. В восприятие входят: - данные непосредственных ощущений, - данные прежнего опыта. Восприятие предполагает узнавание предметов и явлений. Советским ученым Анохиным доказано существование опережающего восприятия. Задача педагога: подключить к восприятию как можно более широкий спектр чувств учащихся, полнее опереться на их жизненный опыт, сочетать предметную и знаковую наглядность, учить выделять главное.

2. Восприятие перерастает в понимание изучаемого, которое осуществляется путем первичного и обобщенного установления связей между явлениями и процессами. Для повышения эффективности понимания важно доступное и логически четкое изложение. Важно, чтобы ученики вовлекались в сопоставление изучаемых фактов и делали предварительные выводы. 3. Понимание является исходным основанием для осмысления изучаемого. Характеризуется глубоким протеканием процессов сравнения. В ходе осмысления обогащается понимание изучаемого. На этом этапе появляются зачатки убеждений. Для эффективного протекания осмысления важно формировать у учащихся: - общеучебные умения и навыки, - разные приемы умственной деятельности, - использовать элементы проблемного обучения, - вовлекать в эвристические беседы и проведение демонстраций и опытов. 4. Осмысление перерастает в обобщение знаний. Обобщение – выделение главного, существенного в учебной информации. Чтобы осуществить выделение главного, ученик составляет планы, выводы, схемы, таблицы. При дедуктивном подходе обобщение может быть дано в начале изучения темы. Обобщение протекает при активном управлении учителем, который включает школьников в деятельность обобщения. 5. Закрепление – повторное осмысление, неоднократное воспроизведение изучаемого. Оно осуществляется путем: - заучивания фактов, определений, связей, - воспроизведения особо важных элементов изучаемого материала, - выполнения письменных и лабораторных упражнений. Во время закрепления важно не зазубривать, а обогащать изучаемое новыми аргументами. 6. Применение знаний зависит от характера учебного предмета. Оно организовывается путем: - выполнения упражнений, - организации трудовой деятельности, - применения изучаемых вопросов к решению учебно-исследовательских задач. Применение знаний способствует свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, делает знания прочными.

№27. Педагогические технологии, их признаки. Термин заимствован из производственной сферы. Массовое внедрение в педагогику в 60-е годы 20 века. Разработкой педагогических технологий в отечественном образовании занимались Юеспалько, Кларин, Селенко, Талызина. Базируется на теориях психодидактики, социальной психологии, кибернетики, управления и менеджмента. Педагогические технологии – это последовательная взаимосвязанная система действия педагогов, направленная на решение педагогических задач, или планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Технология отражается характер и последовательность действий и операций, которую производит учитель совместно с учащимися для достижения учебно-воспитательных задач. Это научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех. Владеть технологией в педпрофессии значит точно определять цели и задачи того, что мы делаем, знать множество приемов, уметь их выстроить в стройную обоснованную систему. Только связанные друг с другом и подчиненные определенной педцели, они образуют систему и гарантируют запланированный результат. Технология обучения – построение систем и целей (от общих к конкретным) для достижения определенного результата развития ученика с высокой вариативностью использования методов, приемов, средств и организационных форм. Воспитательная технология – обоснованный оптимальный апробированный, соответствующий внутреннему развитию человека набор шагов, обеспечивающих стабильный результат воспитания. Признаки: 1). Разработка в соответствии с конкретным педагогическим замыслом. Основа – определенная методологическая философская позиция автора. 2). Наличие технологической цепочки педагогических действий, операций, коммуникаций, подчиненных поставленной цели. 3). Присутствие взаимосвязанной деятельности учителя и учащегося с учетом индивидуализации и дифференциации, реализации человеческих и технических возможностей диалогового общения. 4). Возможность воспроизводства любым учителем. 5). Вариативность использования. 6). Гарантия достижения планируемых результатов всеми школьниками. 7). Наличие диагностических процедур, содержащих критерии, показатели, методику измерений результатов.

№28. Современные дидактические концепции: личностно-ориентированное образование. 1. Концепции личностно ориентированного образования Якиманской. Личностно-ориентированное образование – создание условий для развития каждого ребенка, обеспечение проявления его активности, самостоятельности, инициативности, на основе его уважения его интересов к потребностям, стремлениям к творчеству и успеху в современном мире. Образование – единство обучения как нормативно-заданной деятельности и учения как индивидуальной деятельности ребенка. Обучение задает социо-культурные образцы в виде правил, законов, приемов действий, поведения, обязательного для всех. Учение – индивидуальная деятельность ученика по овладению социо-культурными нормами познания. Опирается на субъектный опыт ученика. Основная доминанта – не организация обучения, а выявление личных особенностей каждого ученика как индивидуального субъекта познания. Субъектный опыт – опыт жизнедеятельности и самореализации, приобретаемые самостоятельно в процессе общения, деятельности, познания, наблюдения, принятия решений, касающихся своей жизни, поступков. Опыт переживания, саморефлексии.

Отличительные особенности: - основная функция образования – организация единого пространства познания и индивидуального развития, - ориентация не на знания, а на совокупность видов и способов человеческой деятельности. Виды деятельности: теоретик-исследователь, программист, создатель образов, практик-вычислитель. Способы учебной работы рассматриваются как устойчивые личностные образования, с раскрывающимся и развивающимся учебно-познавательным стилем, - в содержании образования важное значение приобретает разработка индивидуальной образовательной программы, - разработка технологии образовательного процесса основана на выявлении и использовании субъективного опыта ученика, учет индивидуальной изобретательности ученика к типу, виду, форме программного материала, способам его переработки, предоставление ему свободы выбора материала, - методы и формы – диалог и полилог. Использование субъективного опыта ученика предполагает обмен опытом познания учителя и ученика, - создаются адекватные образовательные среды, включающие подготовку и проведение уроков, организацию учебных помещений, активное вовлечение семьи в процесс адаптации, - основной результат. Развитие личности с ее индивидуальными потребностями, стремлениями и интересами. Важен не только результат, но и процесс достижения – как ученик думал, решал, запоминал, размышлял. Метод рефлексии для оценки. Образовательная среда: - единая для всех, но разнообразная, позволяющая изучать возможности каждого ученика, - многопрофильная, адаптированная для каждого ученика, - выбор системы образования определяется не готовностью детей к школе, а возможностью школы создавать необходимые условия для раскрытия индивидуальности каждого ученика, - учитель создает коррекционное обучение: программы, включающие не только материал разной сложности, но позволяет выявлять индивидуальную изобретательность ученика, - при фронтальной работе с классом включение каждого ученика в урок, опираясь на его индивидуальность, поощряя самостоятельность, признавая право на ошибку, но с анализом ее причин и определения путей устранения. Принципы: - вариативность – свобода выбора детьми форм и средств самовыражения на основе альтернатив, - гибкость – возможность учителя изменять план взаимоотношений с учениками, - открытость – использование идей, возникающих у детей. Условия организации: - признание в качестве ценности и цели раскрытие индивидуальности каждого ученика, - выстраивание индивидуальной траектории развития в соответствии с индивидуальными потребностями и интересами, - создание системы педагогических воздействий, способствующих раскрытию индивидуальности ребенка на всех возрастных этапах, - разработка школьной документации, позволяющая проследить динамику развития ученика. Особенности образовательной программы: - основная функция – развитие личностных качеств, - обеспечивает встречу знаний, сложившихся в субъективном опыте ученика со знанием, зафиксированным в общенаучном опыте, - задача – окультивировать субъективный опыт ученика, принятыми в науке образцами мысли, действия, поведения, - должна выявлять и учитывать индивидуально-стилевые особенности ученика, то есть его личностные предпочтения, избирательное отношение к изучению материала. Это важный критерий формирования умений самостоятельно учиться. Требования: - выявить СОУ и согласовать с социальнозначимым, - выявить и использовать различные сенсорные каналы восприятия инфо, - предоставить ученику свободу выбора типа, вида и формы изучаемого материала. В зависимости от индивидуальных особенностей познавательной активности ученика их делят на: аналитиков, интеллектов, описателей, определителей, графиков, - ввести в создание программ возможности репрезентации материала в различной форме: словесное, графическое, знаково-символическое, смешанное, - должны создаваться 2 взаимосвязанные системы знаний: о содержании предмета и способах деятельности, обеспечивающих овладение научными знаниями. Диагностика динамики развития: - специальный банк данных, раскрывающий особенности развития индивидуальности в условиях школьной жизни, - разработка индивидуальной карты психического развития личности с учетом специфики образовательного учреждения, - выявление целостного развития ученика и разработка индивидуальной образовательной программы, - составление на это основе учебного профиля ученика, который используется при переводе из класса в класс, поступления в учебное заведение, приеме на работу, призыве в армию. 2. Концепции личностно-ориентированного образования Бондаревской. Личностно-ориентированное образование – образование, центрированное на человеке, познающем и творящем культуру путем диалогического общения, обмена смыслами, создания произведений индивидуального и коллективного творчества. Основа – гуманистическая педагогика – идея ориентации на интересы личности и ее свободное саморазвитие и культурологический подход. Принципы: 1). Культуросообразность. Основу содержания воспитания должны составлять универсальные общечеловеческие, общенациональные и региональные ценности, а отношение к ребенку определяется его пониманием как целостность свободной личности, способной к самостоятельному выбору ценностей, самоопределение в мире культуры и творческой самореализации. Идею образования возглавляет Газман. Реализация принципа требует создания единого культурнообразного пространства школы, где ребенок приобретает опыт культурнообразного поведения и оказания ему помощи в культурной самоидентификации и самореализации творческих способностей. Сущность окультуривания субъективного опыта: - в учебном процессе происходит встреча общественного опыта, отражена в понятиях, правилах культурной жизни с индивидуальным опытом ребенка, - это обращенность педагога и содержания образования к нравственному сознании личности, нравственным основами жизнедеятельности и нравственной саморегуляции, - для этого создаются практические ситуации, требующие проявления гуманности, сопереживания, ответственности, заботы о людях, об общественных интересах. 2). Индивидуально-личностный подход – признание ребенка активным субъектом учебно-воспитательного процесса. Условие успешности образования – всестороннее изучение личности, показателей эффективности саморазвития, формирование субъективных свойств. Признание уникальности каждой личности. Задача – формирование индивидуальной личности, создание условий для творческого потенциала. Реализация – творческий поиск вариантов развития и воспитания личности, адекватные ее особенностям. 3). Личностно-смысловая направленность образования. Создание условий на приобретение учащегося своего смысла учения и жизни. Встреча с идеалами и ценностями. 3 группы ценностей: творчество, переживания, отношения.

 

№29. Программированное обучение. Его технологии. Программированное обучение – система управления познавательной деятельностью учащегося, это обучение по программам с оптимальным управлением. Признаки: 1). Разделение учебного материала на небольшие части. 2). Наличие оперативной обратной связи. 3). Адаптивность, индивидуализация темпа и содержания обучения. 4). Наличие специальных машин и учебников. Недостатки: 1). Отсутствие влияния учителя. 2). Дорогое оборудование. 3). Неумение логически мыслить. 3 принципа: 1). Линейный. 2). Разветвленный. 3). Смешанный

 

№30. Типология и многообразие образовательных учреждений. Типы учреждений (по формам): 1). Государственные. 2). Муниципальные. 3). Негосударственные (частные). 1). Дошкольные. 2). Общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного), общего образования). 3). Учреждения начального, профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского образования. 4). Учреждения дополнительного образования взрослых. 5). Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. 6). Учреждения дополнительного образования. 7). Учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 8). Учреждения дополнительного образования детей. 9). Другие учреждения, осуществляющие образовательные процесс.

 

№31. Авторские школы. Школа диалога культур Библера. Отражена идея диалога на уровне содержания обучения и воспитания и методов обучения. Главное в культуре не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчества. В диалоге с учителем, одноклассниками каждый формирует свой неповторимый взгляд на мир, свою позицию, свою «Я-концепцию», усваивая современную культуру как вместилище предыдущих культур. В каждой идее, в каждом слове, образе происходит диалог разных культур, разных эпох, разных народов => совместный поиск учителем и учащимися новых чувств, новых идей, новых взаимоотношений в школе. Задача – развить, укрепить внутреннее «Я» ребенка, его индивидуальность, дать средства для диалога с другими голосами. Содержание образования – хрестоматия с текстами соответствующих культур. Методы – проблемные, исследовательские.

Результат – базовая культура личности. Схема образования: 1-2 классы – классы «точек удивления» (загадка числа, слова, я-сознания, явления, природы, момента истины) в их внутреннем сопряжении и постоянном переплетении. Главное – удивить, помочь понять и поставить вопрос. 3-11 классы разделены на циклы (2 года): античной культуры, средних веков, нового времени и современность. Основа обучения – освоенные авторские тексты той или иной исторической культуры, межвозрастные и межкультурные диалоги 3-7 и 5-10 классов вокруг основных точек удивления. Особенность: личность ребенка нацелена на вопросительное отношение к миру, проблематизацию житейских, научных, нравственных ситуаций. Их учат работать в логике различных культур. После изучения различных культур, научившись работать в их логике, дети снова приходят в античные, средневековые культуры и ведут диалоги с младшими. Для старших классов характерны совместные дискуссии, спектакли. Школа имеет педагогическую направленность. Школа самоопределения Тубельского. Научно-педагогическое объединение на базе московской школы №734. Задача – формировать личность к самоопределению, выражается в желании управлять собой, растить себя, отвечать за себя. Свободный осознанный выбор школьников и родителей, учителей, предмета, темпа обучения – сердцевина, вокруг которой происходит упорядочивание системы. 1 ступень: детский сад. Происходит подготовка к жизни в свободном образовательном пространстве, усилия педагога направлены на выработку умения ориентироваться во взаимодействии с людьми, природой, культурой. Главное внимание – развитие органов чувств, умение наблюдать. Создаются условия для деятельности в естественно-природной и социокультурной среде. В разновозрастных группах дети вместе с воспитателями проживают различные события индивидуальной и коллективной жизни (смена времен года, праздники, ролевые игры, изо, труд, физкультура, выращивание растений), причем без программы. Учитель должен угадать потребности детей, их настроение и создать условия для самодеятельности. 2 ступень: начальная школа. Происходит освоение письма, счета в индивидуальном темпе. Уделяется внимание средствам самовыражения своего опыта, чувств. Задача учителя – побуждать ученика к выращиванию собственных индивидуальных способов работы. Содержание учебных занятий, отбор учебного материала определяется в процессе коллективного обсуждения. Отсутствует балльное оценивание. В конце года составляется качественно-содержательная характеристика. Успехи определяются в сравнении с собой. В каникулы дети совершают коллективное образовательное путешествие. Их цель – личные интересы. 3 ступень: основная школа. Задача – проба сил в различных видах: познавательном, труд, художественном, общественном, спортивной деятельности. Учебный процесс включает: - обязательные занятия, - уроки по выбору, - занятия в лабораториях школы, - занятия в окружающей среде над самостоятельным выбранными темами или проектами. В конце года – творческий экзамен, на нем защищается самостоятельная работа. Проба си происходит в течение года в 1 их школьных мастерских. 1 раз в неделю по 2 часа с 7 класса ученики проводят социальную практику. Объекты деятельности ищут сами. Учебное занятие: - предметные, - межпредметные, - метапредметные. 4 ступень; старшие классы. Обязательные уроки: математика, словесность, физкультура, обществознание. Основная форма обучения – работа в школьной мастерской под руководством учителя. Социальная практика – 1 день в неделю. Принята своя конституция, правовое пространство. Адаптивная школа Ямбурга со смешанным контингентом: одаренные и обычные дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Подразделяется на основные модули, соответствующие этапам обучения: - начальная школа, - основная школа, - старшая школаи соответствующие модули: - центр досуга и развития, - компьютерный центр, - центр диагностики адаптации развития, - медико-психологическая лаборатория. Начальная школа: - классы выравнивания (для детей с задержкой в психическом развитии), - классы адаптации, - общеобразовательные классы. Основная школа: - классы педагогической поддержки, - общеобразовательные классы, - классы повышенного уровня (гимназические и лицейские).

№32. Технология модульного обучения и критического мышления. Модульное обучение – организация образовательного процесса, при котором информация разделена на модули (относительно законченные и самостоятельные единицы, части информации). Совокупность нескольких модулей позволяет раскрыть содержание определенной учебной темы или даже всей учебной дисциплины. Модули: - целевые (содержат сведения о новых явлениях), - информационные (материал учебников), - операционные (практические упражнения и задания). Способствуют активизации самостоятельной учебной и практической деятельности ученика. Ученик работает полностью самостоятельно или с высшей степенью самостоятельности с индивидуальной учебной программой, которая включает: целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению дидактических целей. Модульная программа – учебный предмет, состоящий из системы модулей. Каждый модуль делится на более мелкие части (учебные элементы), их количество зависит от содержания дисциплины и элементов деятельности. Учебные элементы могут охватывать все виды деятельности. В 97-98 годах Россия присоединилась к 12 странам-участницам международного проекта «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Цель: способствовать развитию мыслительных навыков учащегося, необходимых в учебе и в жизни. Критическое мышление – оценочное. Это открытое мышление, развивающееся с опорой     на личный жизненный опыт. ЧПКМ основана на философской идее открытого общества, предполагающего понимание культуры через призму ценностей личности, наличие диалога. Позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу, развить умение самостоятельно обрабатывать информацию, повышает эффективность ее восприятия и формирует навыки работы в коллективе. Теоретическая основа – 3 стадии в процесса работы с информацией: 1). Вызов имеющихся знаний, интереса, мотивации, побуждение к исследовательской деятельности. Методологический прием – составление списка информации, игра, «обучающие зерна», корзина идей, понятий, имен, кластеры, таблицы, верные и неверные суждения. 2). Осмысление – создание условий для осмысления информации в процессе продвижения от старого к новому, выделение главного. Методологический прием – заполнение концептуальных таблиц, ведение записей, тонкие и толстые вопросы, инсерт, дискуссия, групповая работа, кластер. 3). Рефлексия – соотнесение новой информации со старой, творческая переработка, анализ. Методологический прием – устные столы, публикации, эссе, сочинения, стихи, презентация кластеров, авторский стул.

№ 33. Основные категории педагогики и её связь с другими науками.

Воспитание - целенаправленный процесс взаимосвязи воспитателя и воспитанника, после которого формируется базовая культура личности и аксиологический подход. С точки зрения аксиологического подхода Воспитание-это целенаправленный процесс взаимосвязи воспитателя и воспитанника, в ходе которого формируется ценностное отношение к окружающей действительности. Воспитание(в широком смысле)-это процесс воздействия на человека всего окружающего(люди, природа и тд. Обучение-это целенапр. процесс взаимодействия учителя и учащегося, в процессе которого ученики овладевают ЗУН и осуществляется их воспитание и развитие. Образование - целенапр. процесс воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимисяопределенного сенса или уровня(нач обр, ср обр и тд). Развитие – накопление количественных и качественных измерений, кот. происходят в организме человека начиная от зарождения и кончая смертью. Педагогич. процесс – включает единство обучения и воспитания. Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни, в процессе которого происходит освоение и воспроизвидство соц. норм и культурных ценностей и саморазвитие человека. В процессе социализации человек усваивает соц. нормы  и ценности общества, к которому он пренадлежит. Педагогика связана со всеми науками, изучающие человека: психология( Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии. )философия (является наиболее длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием. ) антропология (Педагогика, рассматривая человека в качестве естественно-природного и социального существа, не могла не задействовать тот потенциал, который накапливался в антропологии как науке, интегрирующей знания о феномене человека в единый теоретический конструкт, рассматривающий природу условного человека в его многомерности и многоликости), политология( Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях. Педагогика стремится выявить условия и механизмы становления человека в качестве субъекта политического сознания, возможности усвоения политических идей, установок, политического мировоззрения. ), экономика( Экономическая политика во все времена была необходимым условием развития образованности общества. Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования. ), менеджмент, биология( Проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека - одна из центральных для педагогики. Она является и важнейшей для биологии, изучающей индивидуальное развитие человека. ), социология( Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах. )

№ 34. Проектная технология.   Проект-замысел в виде прообраза обьекта. В широком понимание проект это всё что задумывается и планируется. Проект- проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Осн. идея-это обучение на активной основе через целесообразную деятельность учения в соответствии с его личным интересом в этом знании. Проект-это сцециально организованное педагогом и самостоятельно выполнений обучающий комплект действий, завершающихся созданием продукта. Проект. технологии – это технология сопровождения, самостоятельной деятельности обучающегося по выполнению действий в определенной последовательности для решения проблемы, значимой для обучающегося и оформленной в виде некоего конечного продукта. Особенности: 1. наличие практич. и теоретич. значемых проблемы, ьредующей интегрирующего знания, последовательного поиска для его решений. 2. самостоятельная деятельность- индивид., парная, групповая. 3. исп. методов, предусматривающих апределенную последовательную деятельность. 4. прагматичная направленностьна результат, кот можно увидеть, осмыслить и применить на практике. Учебный проект это возможность- максимально раскрыть свой патанциал/ проявить себя индивидуально или в группе/ попробовать свои силы/ получить новые ЗУН/ принести пользу / показать публично достигнутый результат. Тезис: «Всё что я познаю, я знаю для чего мне это надо, и где и как я могу эти знания применить». Этапы работы: 1. поисковый. Определение тематического поля и формирование темы, анализ проблемы, постановка цели проекта. 2. аналитический. Сбор и изучение необходимой информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта, построение алгоритма деятельности, составление плана реализации проекта, пошаговое планирование работы, анализ ресурсов. 3. проектический. Выполнение запланированных технологических операций. Текущий контроль качества и рефлексия субьектов проектирует внесение изменений в конструкцию и технологию. 4. презентация. Подготовка презентационных материалов, презентация проекта. Изучение возможностей использования результатов проекта(выставка, продажа и тд) 5. контрольный. Анализ результатов выполненного проекта. Оценка качества. Самооценка. Рефлексия автора и проекта. Форма  продуктов проектной деятельности: веб сайт, газеты журналы справочники, анализ данных соц. опроса, постановка экскурсии, видео фильм, игра, мультимедийный продукт, выставка, модель, коллекция. Умения и навыки, которые преобретаются: проблематизация, целепологание и планирование, сбор анализ и систематизация информации, практическое применение знаний в различных ситуациях, умение публично презентовать, самоонализ и рефлексия, коммуникативные и организационные умения. Оценочные техники: мозговой штурм, портфолио, оценочные рубрики. Видео и фото журналы, недельный отчет и др.

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.