Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





№13.Современные дидактич концепции: развив обучение.



Концепция-система взгядов на что-л, осн руководящ идея, ведущий замысел. Теория развивающ обучения Зонкова получила развитие в 60-80гг 20 века. развив обучение-это обуч, кот обеспечивает полноценное усвоение знаний, и тем самым непоср влияет на умчтвенное развитие ребенка. Отлич очоб-ти:

Изменение содержобучения

(новые предметы), обогащение содерж обычн предм(больш внимание удел предм гуманитарного и эстетич цикла),

Нет основных и неосновных предметов, возрастание значения знаний, получ в процессе наблюдения. Хар-каметодов

обучения Зонкова: многогранность(возд-е не только на разум, но и на чув-ва, эмоции); процессуальность-

планирование материала в виде последоват цепи этапов обуч-я.

каджый из них логически продолжает предыдущ и подготавл след; коллизия-становление различ точек зрения; вариативность-одна и та же задача м выполн-ся разл способами. Ведущ роль играют проблемные и частично-поисковые методы(беседа, рассказ. побужд к самост поиску)

Исп-ся индуктивные методы познания, опра на чувст опыт уч-ка. Так же изм-я касс-я принципов: обучение на выс уровне трудности; ведущ роль теоретич знаний; продвиж-е вперед быстрыми темпами; осознание процесса обучения всеми уч-ся. Формы: урок с более гибкой формой. На уроке созд-ся атмосфера задушевн общения. Логика и структура урока посвящены возбуждению творч начала. Экскурсии(в 2 раза больше). Дз: обязат, дополнит

(журналы, энцикл). Рез-ты оцен п таким критериям: продвижение в общ развитии, усвоение программных ЗУН.

 

№14. Проблемное обучение. Проблемное обучение – «один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов». Оно относится к технологиям поискового и исследовательского обучения. В основе проблемного обучения стоит постановка учителем или самими учащимися проблемы, которая может носить как практический, так и теоретический характер. Решение поставленной проблемы осуществляется учащимися индивидуально или (чаще) в микрогруппах. При этом урок строится по алгоритмам поискового обучения. Проблемное обучение может использоваться как элемент урока, на его основе может быть организовано изучение целой темы или даже учебного предмета (например, факультативного курса или курса по выбору). В процессе проблемного обучения формируются и развиваются знания, способности и умения учащихся: 1. Способности идентифицировать важные проблемы; более широкое понимание сущности проблемы и соотношение ее с различными областями знания. 2. Процесс аргументации, включая умения объединения проблем (синтеза), выдвижение гипотез, критической оценки имеющейся информации, анализа данных, принятия решений. 3. Общеучебные умения необходимые для становления обучающегося как самостоятельного субъекта обучения; ответственность за процесс и результат работы. 4. Умения по поиску знаний, необходимых для определения и решения проблем. 5. Умения, необходимые для взаимодействия в малых группах, в том числе умение оценить собственный прогресс, прогресс других членов группы и группы в целом. 6. При организации урока проблемного обучения необходимо соблюдать следующую последовательность шагов: 1. Постановка проблемы. Учитель описывает проблемное поле, например, какое-то явление или процесс, которые необходимо объяснить. На этом этапе важно избежать мини-лекции и соблюдать правила постановки проблемы. 2. Осознание, обсуждение проблемы. Учащиеся обсуждают проблему в микрогруппах или парах. Учитель может помогать им в обсуждении, задавая наводящие вопросы или вопросы на уточнение. При этом учитель должен помнить, что данный этап – это не решение проблемы и даже не создание плана по ее решению, а лишь обеспечение плацдарма для обучения. Учащиеся формулируют гипотезу по решению проблемы. 3. Обсуждение того, что известно группе о проблеме4.. Выработка возможных путей решения проблемы (в микрогруппах). 5. Выработка плана решения проблемы. Проблема переформулируется в задачи и конкретные действия членов группы (найти информацию в определенных источниках, спросить, провести наблюдение или эксперимент и др. ). Задания распределяются между участниками микрогруппы и определяются сроки их выполнения. Подчеркнем, что группа сама распределяет задания между собой, учитель может помогать советом, но вмешивается в самых крайних случаях (если задания распределены неравномерно, или один и тот же ученик всегда получает задания одного типа). Необходимо следить, чтобы происходило чередование заданий между учениками в микрогруппе. 6. Работа по сбору материала. В зависимости от целей изучения материала и времени, которым располагает учитель, работа может проводиться или непосредственно в классе, или вне его. Учащиеся работают самостоятельно, в основном индивидуально, в соответствии с распределенными заданиями. 7. Обобщение собранного материала в микрогруппах. Каждый член группы рассказывает о выполненной работе и собранной информации. Создается общая картина. Вырабатывается структура решения проблемы. Происходит защита выработанного решения перед экспертами (другими микрогруппами). Если проблема не решена, то группа снова возвращается к первому этапу, переформулировав проблему. В этом случает вся работа проводится во внеучебное время, при консультациях учителя. 8. Систематизация знаний, полученных при решении проблемы, полное теоретическое определение знаний, соединение их с практикой.

 

№15. Индивидуализация и дифференциация в обучении. Индивидуализация - это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация - это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности. Цели: Обучающая цель - средствами индивидуализации или внутренней дифференциации усовершенствовать знания, умение и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня знаний, умением и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшать его абсолютное и относительное отставание (т. е. отставание от уровня своих возможностей), углублять и расширять знания учащихся исходя из интересов и специфики способностей. Развивающая цель - формировать и развивать логическое мышление, креативность и умения учебного труда при опоре на зону ближайшего развития. Воспитывающая цель - воспитание личности в широком значении этого понятия. Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специфических способностей ребёнка; при этом учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе. Дифференциация обучения, т. е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и программам. ледовательно, дифференцированный подход к школьникам - это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. По характерным индивидуально-психологическим особенностям детей, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию: -по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разновозрастные группы); -по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);

- по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы); - по уровню умственного развития (уровню достижений); - по личностно-психологическим типам (типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др. ); - по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы). В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвленная дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств, является включенной, проникающей технологией. Однако в ряде педагогических систем дифференциация учебного процесса является приоритетным качеством, главной отличительной особенностью, и такие системы могут быть названы «технологиями дифференцированного обучения». Классификационные параметрыПо уровню применения: все уровни. По философской основе: приспосабливающаяся. По основному фактору развития: социогенная с допущениями биогенного характера (всех выучить до одного уровня нельзя). По концепции усвоения: приспосабливающаяся. По характеру содержания: обучающая, светская, технократическая, общеобразовательная, дидактоцентрическая с ограниченной ориентацией на личность, проникающая. По типу управления познавательной деятельностью: система малых групп - «репетитор». По организационным формам: все формы. По подходу к ребенку: все виды. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная с элементами программирования. По категории обучаемых: массовая. Целевые ориентации• Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей. • Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся. Особенности дифференциации по уровню

Дифференциация по уровню умственного развития не получает в современной педагогике однозначной оценки; в ней имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты.

По организационному уровню гомогенных групп выделяют дифференциацию:

- региональную - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы);

- внутришкольную (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, по токи);

- в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т. д. );

- межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);

- внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса). Внутриклассную дифференциацию называют еще «внутренней», в отличие от всех других видов «внешней» дифференциации.

№16. Методы организации учебно-познават деят-ти уч-ся и их хар-ка. Методы обуч-я-способы взаимосв деят-ти учителя и уч-ся для достижения поставл пед целей. Приемы обуч- сотавные элементы методов. Классиф-я:

1)по источнику передачи и воприятия уч инф-и; 2)методы

По логике передачи и воспр-я уч инф-и; 3)по степени самост-ти мышления; 4)по степени самост-ти управления деят-тью.

1)по источнику передачи и воприятия уч инф-и: словесные,

наглядные, практические.

Словесные: рассказ(живое,

образное, усное повеств изложение содержания уч материала, непрерываемое вопросами учителя), беседа

(диалогич, вопросно-ответный, сократич метод. Проводится когда уч-ся распологают орпедел инф-ей. С помошью тщат продуман вопросов они подводятся к новым выводам и заключениям. ), лекция(логич центром лекции явл-ся теоретич обобщение, относящ к сфере научн сознания), обьяснение(

Последоват, строгое в логич отношении изложение учителем сложных вопросов, правил,

закономерностей, законов).

Наглядные методы. Их применение обусл дидакт принципом наглядности, кот ЯАкоменский назвал золотым правилом дидактики: Пусть будет для учителя золотым правилом все, что только можно предоставить для восприятия чувствами etc. Наглядн методы:

Иллюстрация(связаны с показом картин, плакатов, таблиц, портретов)Демонстрация(связ с использ приборов. Технич ср-в, препаратов, проведен опытов).

Практические методы. Их основу сост-ет практ деят-ть учеников.

Упражнение-планомерно организован многократное выполн-е каких-л действий с целью их освоения или совершенст. Упр-я:

воспроизводящ, тренировочн,

творческие. 2)методы

По логике передачи и воспр-я уч инф-и; Индуктивные, дедуктивн.

Индукт вкл-ют изуч-е материала от частного к общему. Требуют большего времени на изуч-е материала. Абстракт мышление не развив. Дедуктивные-от общего к частному. Позволяют развивать абстакт мышление.

3)по степени самост-ти мышления; Репродуктивные и проблемно-поисковые методы.

Репродукт требуют точного воспроизведения инф-и без изменения. Проблемно-поисковые связаны с организацией учителем добывания знаний и формир-я способов работы в процессе самост поиск деят-ти уч-ся.

4)по степени самост-ти управления деят-тью: самост работа, работа под рук-вом учителя. Самост работа-такая уч-познават деят-ть, когда послед-ть мышл уч-ка, его умств дейсв и операции определяются самим уч-ком

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.