Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





№6.Субьектно-обьектные и субьектно-субьктные отношения в пед деят-ти.



Под обьектом понимается то, на что направлена деят-ть субьекта.

Субьект-активно дейстующ и познающий, обладающ сознанием и волей индивид. Его отличит черты: свобода выбора, уникальность. Все, что становиться обьектом теряет свою неповторимость, приравн к другим. Роли обьекта и субьекта не абсолютны а относительны.

Суьект-обьект отношения-хар-ся воздействием учителя на ученика. Субьектно-субьект- хар-ся взаимодейств, взаимоотношен учителя и ученика. Важно взаимодействие не только педагога и уч-ся, но и самих учеников друг на др.

 

 

№7. Самообразование и самост. работа. Самообразование - это система внутренней самоорганизации не усвоению опыта поколений, направленной на собственное развитие. Самостоятельность - это способность ребёнка самому приобретать знания под руководством учителя или без него, умение выбрать главное, проанализировать прочитанное.. Учебная самостоятельность - это, прежде всего, способность выходить за границы известного, заученного и двигаться дальше - в неизвестное. Под самостоятельной работой учеников, обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели, в специально отведённое для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление и развитие умений и навыков, обобщение и систематизация знаний. В понятие самообр. Мы владываем: ) комплектование личной библиотеки; 2) умственный труд дома, наедине. Самообразование как раз и представляет собой единство овладения знаниями на уроках и той самостоятельной интеллектуальной работой дома над книгой, в которой выражается длительный процесс становления склонностей, способностей, призвания. нет в человеческом поведении ничего, что не имело бы своим стимулом внешнее, отраженное в глубоко личном, индивидуальном. От увлечения кружковой работой к книге, от книги к своей области научных знаний, от знаний к творческому труду – таков путь воспитания и самовоспитания потребности в самообразовании. Разумное ограничение сферы интеллектуальных интересов в годы отрочества ведет не к ограничению, а к гармоничному всестороннему развитию. Мы видели в этом ограничении важный стимул самопознания, самовоспитания и самоутверждения. Научно-предметные кружки-очаги интеллектуальной жизни, благодаря которым в школе живет культ книги и дух самообразования. Сухомлинский о роли образования. 1. Комплектование личной библиотеки. 1) Без страсти к книги человеку недоступна культура современного мира, интеллектуальное и эмоциональное совершенствование. Без самостоятельного чтения не возможен сознательный выбор жизненного пути. Самообразование представляет собой средство овладения знаниями на уроках и той самостоятельной и интеллектуальной работой дома над книгой в которой выражается длительный процесс становления склонностей, способностей, призвания.
2)Умственный труд дома. Домашнее задание выполняет ученик перед тем как идти в школу. Это вырабатывает в младшем возрасте привычки, самодисциплину, придается большое значение формированию и развитию потребности в самообразовании. 3) Научно-предметные кружки. В интеллектуальном развитии подростков и юношества большую роль играют научно-технические кружки. Кружки «очаги» интеллектуальной жизни, благодаря которым в школах живет книги и самообразования. Там, где не воспитывается любовь к знаниям, образованию, науке, книге, культуре – нет места … 2. Обмен духовными ценностями. 1)Самообразование включает в себя все человеческие взаимоотношения. 2) Интеллектуальная жизнь школьника должна содержать тонкие соотношения. Их суть состоит в обмене знаниями, умениями. Передавая свои знания людям, человек познает другого человека и себя. Интеллектуальные чувства переплетаются с чувствами нравственными. 3) Настоящая самост. Дея-ть в ученическом коллективе возможна при наличии интеллектуальных взаимоотношений между старшими и младшими. Мысль старшего рождает живой отклик в мыслях младшего, страший учит младшего видеть и понимать мир. Интеллектуальные отношения между старшими и младшими возможны лишь при наличии общих духовных интересов. Свой жизненный опыт, знания, умения, подростки передают детям, при этом самоутверждаясь. 3. Память, мышление и умение учить. 1) Важнейшим условием полноценного умственного воспитания является знание элементарных истин науки 2) Элементарные истирны должны запоминаться произвольно. 3) Мысль подростка должна быть подготовлена для творческой умственной работы. Постоянное заучивание порождает инертность мысли. 4) Некоторые вещи должны применяться в умственной работе. 5) Абстрактное мышление не возможно без определенного набора знаний. 6) в начальных классах нужно учиться читать писать, рассуждать. Если в детстве эти умения не развиваются и не углубляются, подросткам трудно учиться. 7) Кто не умеет читать не умеет мыслить. 8) ребенка нужно учить читать и думать одновременно. 9)Умение хорошо читать развивает умственные способности: наблюдательность, умение правильно выразить мысль.

№8. Самовоспитание личности. Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться. Самовоспитание предполагает использование таких приемов, как 1. самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества); 2. самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь); 3. осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач); 4. самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения с целью предотвращения нежелательных последствий). МЕТОДЫ САМОВОСПИТАНИЯ - методы, направленные на сознательное изменение человеком своей личности в соответствии с требованиями общества и личного плана развития. К данной группе методов относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоотчет, самоодобрение (поощрение), самоосуждение (наказание).

 

№9. Общее понятие о педагогике как науке. Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта старшим поколением и активного его усвоения младшим. Предметом педагогики служат сами воспитательные действия и отношения, влияющие на развитие человека. Педагогика как наука изучает теорию педагогического процесса, направленного на гармоничное развитие индивида. Упрощенно этот процесс можно обозначить как «образование, обучение, воспитание». Потому предмет педагогики можно определить как изучение целенаправленного воздействия на развитие и формирование личности в процессе воспитания, образования и обучения. Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д. К таким задачам можно отнести: 1) изучение истории развития педагогического знания и его использования в обществе; 2) проведение исследований по актуальным педагогическим проблемам; 3) разработку адекватных педагогических теорий и практических рекомендаций; 4) разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышение их эффективности; 5) разработку форм, методов, средств и технологий педагогической работы; 6) приоритетную разработку актуальных проблем гражданского, нравственного, правового, гуманитарного, демократического, этнокультурного воспитания; 7) разработку вопросов управления педагогическими учреждениями, педагогическими системами, педагогической деятельностью, его научного, организационного, методического, учебно—технического и кадрового обеспечения; 8) разработку системы профессионально—педагогической подготовки руководителей, должностных лиц, специалистов разных ведомств и пр.; 9) участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы; 10) подготовку научно—педагогических и педагогических кадров, социальных, инженерных, юридических и иных педагогов для работы в необразовательных учреждениях и т. д.

№10. Ребенок как субъект и объект педагогического процесса. Объект воспитательного процесса — индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности. Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений), активно участвующий в сознательной деятельности. Смысл образования, согласно гуманистической парадигмы, заключается в использовании потенциалов образовательной системы как средств актуализации личностного саморазвития людей. Личностное саморазвитие – объективный, природосообразный процесс. Он имеет истоки в первой – биопсихической – природе человека в развитии целеполагания и т. д. вторая – социальная – природа человека пробуждает и формирует психолого-педагогические механизмы саморазвития как самостановление объекта. Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества. Современная педагогика обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной педагогике (Я. А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт. Основные закономерности: Развитие человека – внутренне детерминированный процесс; иначе говоря, оно определяется не случайным набором внешнихобстоятельств, сочетанием влияний внешних факторов, а внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями. Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой “особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий”, особое отношение растущего человека к социальной действительности. Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении. Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии. человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует. Специфика деятельности, обусловленная ее содержанием, определяется в отечественной психологии через “отношение к миру вещей” (предметная деятельность, направленная на установление взаимоотношений с людьми, обществом). Воздействия различных факторов детерминируется половозрастными и индивидуальными особенностями человека. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды (социальной, биогенной, абиогенной), воспитания (вернее, многих видов направленного воздействия общества на формирование личности), собственной практической деятельности человека. Эти факторы действуют не порознь, а вместе на сложную структуру развития. (Б. Г. Ананьев). Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Макрофакторы (среды) – объекты, явления, отношения, обстоятельства, оказывающие влияние на жизнедеятельность больших групп людей, проживающих в разных странах, а, следовательно, на жизнедеятельность и развитие каждогочеловека. Мезофакторы (среды) – условия и обстоятельства жизнедеятельности человека и социальной группы, к которой он принадлежит, идеологические и духовно-нравственные отношения, моральные нормы и ценности, принятые в данном человеческом сообществе. Микрофакторы (среды) – материально-бытовые условия жизни человека, его ближайшее социальное окружение.

 

№11. Сущность процесса обучения, его противоречия и закономерности. Дидактика-раздел пед-ки, изуч теорию обучения и теорию образ-я.

Обучение-целенар процесс взаимодейств учит и уч-ся, в ходе кот уч-ся овладевает ЗУН, происх их воспитание и развитие. Обучени- целенапр процесс двусторон деят-ти учит-я и учебно-познват деят-ти уч-ся, направленный на решение поставл задач. Преподавание заключ-ся в организации, осуществлении и стимулировании активн уч-познавт деят-ти в руководстве их развития и воспитания.

В процессе учения ученик оа, владевает ЗУН, заним-ся самообраз-ем, происходит развитие его творч спос-ей, формир мировоззрения. Процесс обучения протекает успешно, если ученик сам работает успешно. Осн признаки проц обучении: 1целенапр процесс.

Цель-идеальн предвосхищение рез-та. Цели д ставиться перед изучение всего предмета, перед циклом занятий или разделом и более конкр на каждом уроке. Цели связаны с реализацией 3 функций обучения: воспит, обучающ, развивающ. 2Взаимодействие3неодинаковость рез-та,

4Внешняя и внутр сторона(внешн-то, как мы пишем, слушаем; внутр-как мы мыслим)5Обучение-длит,

динамич прцесс, движущ сила-противоречие. Противоречия

процесса обучения: 1между требован гос-ва и реальн сост

обуч-я, 2между потребностями уч-ся и возможн их удовлетоворения. 3Между новыми задачами и наличн уровнем знаний у учеников. 4Между личн житейск опытом и научн знаниями. 6между теор знаниями и умениями применять их на практике. противоречивость явл-ся движ силой тогда, когда они хор осознаются педагогом и учеником и педагог учитывает возможности уч-ся. Опытные педагоги исп противоречия для

активизации познават деят-ти уч-ков, вызыв желание снять противоречие. Закономерности процесса обучения. Закон-ти- обьективно-сущ, устойчивые, потоян повторяющ связи и завис-ти в учебн-познават процессе. Зависимость обучения от гос соц заказа(введение экономики, информатики).

Обучение возможно только в деят-ти и общении. Они дБ адекватны поставлен целям и разумны. Обучение –это труд. Трудно и ученику и учителю. Задача учителя-облегчить трудности школ-ка.

Учение строится приемущ на субьктно-субьектн отнош. Важно чтобы в процессе обучения были гуманистич и уважит отношения м\д учтителем и уч-ком.

Соответствия обучения возр и индивид особ-ям уч-ков. Взаимозависимость целей и задач. Единство обуч воспит и развития. Развитие создает благоприятн предпосылки для более успешн воспит и обучения, но обуч идет впереди развития. Зависимость процесса оучения от внешн условий, в кот оно протекает(пед кадрв, мат-тахн база школы, атмосфера школы)В процссе обучения оч важно воздействие на чувства и волю. Чем эффективнее это возд, тем успешнее обучение. До 80% инф-и воспринимается эмоциями.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.