|
|||
№1 Социальное значение проф и учителя и ее особ-ти.Учитель-чел, заним-ся преподаванием какого-л предмета в школе. Педагог- чел, проф-но заним-ся педагогич и воспит деят-ю. Профа появилась с появлением общества. Чел всегда испытывал потребность учить. т. е. передавать свои знания и опыт др людям и потребность учиться, т. е. сознательно овладевать опытом жизни. Проф учителя имеет большое соц значение: учитель форимр-ет тип личности, кот необходим гос-ву и общ-ву, те выполняет госуд и соц заказ. в начале, пед деят была связана со всем процессом жизнедеят-ти, и особенно с выполн труд обязанностей. В древнее временя учителями были жрецы, в древней греции-наиб умные, талантливые вольнонаемные граждане, в древнем риме-назначались от имени императора чиновники, хор знающие науки, а главное, много путеш-ие, владеющие иностр яз, знавш культуру и обычаи разн народов. В др руси учителями называли мастерами грамоты. Особенности пед профы: 1. ее относят к числу преобразующих и управляющ, целью учит явл-ся становл-е и преоб личности, учитель призван управлять процессом ее интелл, нравств, духовн, физич развит-я. 2. осн содерж пед деят-ти явл-ся взаимоотнош с др людьми. она относ-ся к типу профессий «чел-чел», кот направлены на понимание и удовл потребностей др чел. Особ задачей учителя явл-ся понимать общие цели и направлять усилия др людей на их достижение. 3 педагогическая профессия требует двойной подготовки - человековедческой и специальной. главное ее содержание составляют взаимоотношения с людьми. С другой стороны, профессии этого типа всегда требуют от человека специальных ЗУН в какой-либо области (в зависимости от того, кем или чем он руководит). Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять деятельность учащихся, процессом развития которых он руководит. 4профа учит-ля носит гуманистич, коллективистский и творч хар-р. втруде учит содерж-ся гуманистич начала: он служит истине, добру, красоте как общечеловеч ценностям.
№2Проф деят-ть учителя, ее функции. структура, специфика. Пед деят-ть-это самост вид чел-ской деят-ти, в котором реализуется передача опыта и культуры от поколения к поколению. Пед деят-сознат, целенапр деят взрослых(учителя, родители, а также образоват учрежд)в процессе кот осущ-ся руководство обучением и воспитанием детей. В структуре пед деят выдел след компоненты: 1. Диагостирование-вкл-ет анализ, направленный на выявление состояния учебно-воспит процесса, уровня воспитанности и обученности отдельн школника и коллектива в целом. Диагностичность-общее требование к разработке целей и задач. 2Целеполагание и прогнозирование. Цель-идеальн предвосхищение рез-та, для правильной постановки пед целей учит должен знать гос потребности общественного развития и требования, предьявл к личности чел-ка. 3. Проектирование. Пед задача синтезирует содержательн сторону(чему учить, что воспитывать), мотивационную сторону и операционную сторону(как действовать). Проектом содерж образования выступает учебн программа, учебн план, учебник. 4. Организационный момент. вкл-ет организацию учебно-воспит действий. Связан с выбором методов(как учить, как воспитывать), форм(где учить), средств(при помщи чего). Нужно использовать СМИ, вляние макро- и микросферы. 5Анализ. Соотнесение рез-та с поставлен целями и задачами. Функции пед деят: 1Обучающая-Связана с огранизацией осуществления и стимулир учащ-ся к приобретению ЗУН. Знания-рез-тат познания окруж действительности, отражен в мозге чел-ка. Умения-Способность совершать действия и операции на основе приобрет знаний. Навыки-автоматизир умения. 2. Воспитательная. Сущ-ет мн-во подходов к воспитанию. С точки зрения культ подхода, воспитание-целенапр процесс взаимод-я воспитателя и воспитанника по формир-. Базовой культуры личности. Базовая культура вкл-ет в себя: нравственную, экономич, политич, физич, культ труда, культуру общ-ва и отношений, культурное самоопределение. С точки зрения ценностного подхода воспитание- это целенапр процесс взаимод-я воспит и воспитанника по формир-ю ценностного отнош-я к миру. 3Развивающая Функция является ведущей в деятельности педагога. 4. Социальная(общественная)заключ в общ деят-ти учителя, связ с защитой прав учиника, экол обстановкой и тд.
№3Профессиональная культура педагога. Пед культура вкл в себя общие представления о соц значимости данного вида труда, о проф идеале, способах и ср-вах его достижения, развитие чувства проф чести, гордости и ответственности. Пед культура- проф культура челка занимающ пед деят-тью. Пед культура- целостность, включ в себя ЗУН, Способы и ср-ва достижения идеалаличн качеств педагога, позволяющих успешно заниматься пед деят-тью. Пед культура- синтез пед убеждений и мастерства стиля пед раблты и отношения преподавателя к своему делу и самому себе. Необходимо развитие каждого из этих компонентов до уровня высшего порядка. Пед культ выраж стремление учителя к непрерывному самосовершенст-ию в пед деят. Компоненты: культура пед мышления, культура труда, общения, речи, нравственно духовная культура, культ внешнего вида и поведения. Культ пед мышления основ-ся на глубоком теоретич осмыслении пед деят. она включает в себя высовкое развитие способности научн обработки пед явлений и фактов. Относящ к личности школьника, учителя, и к образоват процессу. можно выделить такие особ-ти как рефлексия и интуиция. Интуиция-догадка. Важной хар-кой пед мышления выступают его гибкость, альтернативность и креативность, те определать в пед ситуациях различные варианты решения. Культура пед труда предполагает высокий уровень владения проф ЗУН. способность к пед творчеству. Пед деят носит творч хар-р, тк ее обьектом явл-ся постоянно развив личности, каждая и з кот обладает своим индивид разнообр и требует своего подхода. Культура речи тесно связна с культ общения. Слово учителя-тонкий инструмент воздействия на детей, прикосновение к личности ребенка. Куль речи-знание норм культ языка и следование им в устн и письм речи. Речь учителя дб понятной, доступной, четкой, громкой, выразит, богатой по словарному запасу, логичной и грамотной. Совр учителю нудно уметь свой имидж: Визуальный образ, внутренний (голос, темперамент, настроение), менталитет.
№4Пед способности и пед мастерство. Пед способности-это индивид спос-ти чел-ка, позволяющие быстро и губоко овладеть способами пед деят. Пед спос это не только условие успешной пед деят. но и ее рез-тат. Они проявляются, формир-сяи разв-ся в ходе самой деят учит, представляя собой савок-ть многих кач-в ума, чувств и воли учителя. 1. Дидактические способности - способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, - возбуждать у учащихся активную самостоятельную мысль. 2. Академические способности - способности к соответствующей области наук (математике, физике, биологии, литературе и т. д. ). Способный учитель знает предмет не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему больш интерес, ведет хотя бы очень скромную исследоват работу. 3Перцептивные спос-ти(при помощи органов чувств) - способности проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологич наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний. 4Организаторские способности - это, во-первых, способности организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способности правильно организовать свою собственную работу. 5Коммуникативные спос - способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к уч-ся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта. 6. Экспрессивные способности – способности ясно и четко выражать свои мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. 7Конструктивные спос – это способности, выраж в предвидении последствий своих действий, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. Пед мастерство-постоян совершенствующ искусство воспитания и обучения доступное каждому педагогу и любящему детей. Мастерство учит выраж-ся прежде всего в умении так организовать учебн процесс, чтобы при всех, даже самых неблагопр условиях добиваться нужн уровня воспитанности, развития и знаний учащихся. Настоящий учительвсегда найдет нестандартный ответ на любой вопрос, сумеет поособому подойти к ученику, зажечь мысль, взволновать его.
№5. Требования к личности и проф компетенции педагога. Необходимый арсенал качеств личности учителя - ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость (нравственное качество педагога и оценка меры его воздействия на учащихся, соответствующая их реальным заслугам перед коллективом). Учитель, прежде всего, сам оценивает свою деятельность и ее результаты, поэтому очень важно, чтобы эта оценка была беспристрастной, объективной. Из всех нравственных качеств существенней всего для учителя - любовь к детям. Одна любовь к детям еще не определяет успешности педагогической деятельности. Нужны определенные качества личности, которые обеспечивают успех в педагогическом труде - педагогические способности. Учитель д иметь: хорошее здоровье, речевые данные, устойчивость нерв системы, способности выдерж сильн раздражители, проявляя выдержку. Все личные кач-ва имеют проф значимость. Главн роль среди них играет гражд и нравственная зрелость. Больш значение имеет увлеченность учителя проф деят. Не зря грят: от знания до любви к делу один только шаг, а от любви к знанию еще меньше. Учитель не м состояться без требовательности к себе и ученикам. Учитель д подходить к каждому ученику с оптимист гипотезой: видеть в нем самое лучшее и опираться на это в пед деят. Учитель д обладать эмпатией(спос-ть вставать на место др человека и взглянуть на окруж его глазами). Проф обязан учителя- постоянно е повышение квалификации кажд 5 лет. Проф компетентность выражает единство теоретич и практич готовности педагога и осущ пед деят-ти и характеризует его профессионализм. Наиб общим умением проф готовности явл-ся умение педаг-ки мыслить и действовать, связан с умением анализир пед факты и явления. Содержание подготовки педагога той или иной спец-и представлено в квалификац хар-ке. Квалифик хар-ка – комплекс обязат требований к общей подготовке работника системы оьр-я РФ. Пед специальность- вид деят-ти в рамках данной проф группы, хар-ся савокупн ЗУН, приобрет в рез-те образ-я т обеспечив постановку и решения задач в соот-и с присваиваемой квалификации. Пед квалификация-уровень обученности и подготовл к выполн опр вида проф деят-ти по получен направлению подгот овки или специальности.
|
|||
|