Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Двери восприятия 4 страница



Все наше образование, будь то литературное или естественнонаучное, либеральное или специальное, преимущественно вербально, и поэтому ему не удается достичь должного результата. Вместо превращения детей в полностью развитых взрослых оно выпускает студентов естественнонаучных факультетов, которым совершенно неизвестна естественная Природа в качестве первичного факта переживания, оно навязывает миру студентов-гуманитариев, которые ничего не знают о гуманности, о человеческой сущности – ни о своей собственной, ни кого-либо другого.

Гештальтпсихологи[58], такие как Сэмюэль Реншоу, разработали методы расширения диапазона и увеличения остроты человеческого восприятия. Но применяют ли их наши преподаватели? Ответ только один – «нет».

Учителя во всех сферах психофизического мастерства – от умения видеть до тенниса, от хождения по канату до чтения молитв – обнаружили методом проб и ошибок условия оптимального функционирования внутри своих специальных областей. Но разве хоть один из крупных фондов финансировал проект координации этих эмпирических находок и сведения их в общую теорию и практику повышенной творческой активности? Вновь, насколько мне известно, ответ только один – «нет».

Оккультисты и экстрасенсы всех толков учат всевозможным способам достижения здоровья, удовлетворения и душевного покоя, и для немалой части их аудитории многие из этих способов очевидно эффективны. Но видим ли мы, чтобы заслуживающие уважения психологи, философы и церковники смело спускались в эти диковинные и порой зловонные моря, на дне которых зачастую обречена находиться бедная Истина? Еще раз ответ только один – «нет».

А теперь взглянем на историю изучения мескалина. Семьдесят лет тому назад люди недюжинных дарований описали трансцендентальные переживания, которые испытывают те, кто при хорошем состоянии здоровья, при соответствующих условиях и находясь в здравом уме, принимает этот наркотик. Сколько философов, сколько теологов, сколько профессиональных педагогов полюбопытствовали открыть эту Дверь в Стене? Для всех практических целей ответ только один – «нисколько».

В мире, где обучение преимущественно вербально, высокообразованные люди находят невозможным уделять серьезное внимание чему-либо, кроме слов и понятий. Всегда есть деньги и докторские степени для дурацких научных исследований того, что для ученых является наиважнейшей проблемой. Кто на кого влияет при определении порядка – что когда? Даже в наш век технологии вербальные гуманитарные науки – в почете. Невербальные гуманитарные науки, искусство непосредственного знания о данных фактах нашего бытия почти полностью игнорируются. Каталог, библиография, полное издание ipsissima verba[IV] третьеразрядного рифмоплета, громадный указатель, подытоживающий все указатели – любой поистине александровский проект наверняка одобряется и получает финансовую поддержку. Но когда дело доходит до того, чтобы выяснить, как вы и я, наши дети и внуки способны стать более восприимчивыми, больше узнать о внутренней и внешней реальности, быть более открытыми Духу, стать менее расположенными к заболеваниям физическим, частым из-за небрежного лечения психических недугов и более умело управлять собственной, автономной нервной системой, – когда дело доходит до любой формы невербального обучения, более фундаментального (и более пригодного для практического использования), чем упражнения на шведской стенке, ни один по-настоящему заслуживающий уважения человек ни в одном по-настоящему заслуживающем уважения университете ничего по этому поводу не сделает. Вербалисты с подозрением относятся к невербалистам, рационалисты страшатся данных, нерациональных фактов, интеллектуалы ощущают, что «воспринимаемое глазом (или любым другим способом) нам чуждо как таковое и глубоко нас не впечатляет». Кроме того, вопрос обучения невербальным гуманитарным наукам не лезет ни в один из существующих канцелярских ящиков. Это же не религия, не неврология, не гимнастика, не мораль или гражданское право, даже не экспериментальная психология. Суть в том, что для академических и проповеднических целей этого не существует, и оно может быть без опасений вообще проигнорировано или оставлено с покровительственной улыбочкой тем, кого фарисеи от вербальной ортодоксии называют чудаками, знахарями, шарлатанами и неквалифицированными дилетантами.

«Я всегда обнаруживал, – с горечью писал Блейк, – что ангелы тщеславно говорят о себе как о единственно мудрых. Это они делают с наглой самоуверенностью, проистекающей из систематических рассуждений».

Систематические рассуждения – это нечто, без чего мы, как род и как индивидуумы, не смогли бы обойтись. Но, вероятно, не можем мы обойтись, если хотим остаться психически здоровыми, и без непосредственного восприятия – чем несистематичнее, тем лучше – внутреннего и внешнего миров, в которых мы рождены. Эта данная реальность есть бесконечность, которая превосходит любое понимание и однако допускает непосредственное и, некоторым образом, полное постижение. Это трансцендентность, принадлежащая к порядку, отличному от человеческого, и однако она может быть представлена нам в качестве ощущаемой имманентности, переживаемого соучастия. Быть просветленным значит знать – всегда – о целокупной реальности в ее имманентной инаковости, знать о ней, но однако оставаться в состоянии бороться за выживание, как животное, думать и чувствовать, как человек, и обращаться, когда целесообразно, к систематическим рассуждениям. Наша цель – обнаружить, что мы всегда находились там, где нам следует находиться. К несчастью, мы поставили для себя чрезвычайно сложную задачу. Впрочем, существует дарованная благодать в виде ее частичных или мимолетных осуществлений. При более реалистичной, менее вербальной системе образования, чем наша, каждый ангел (в блейковском смысле слова) награждался бы, в качестве субботней экскурсии, побуждался и даже, если необходимо, принуждался к совершению время от времени путешествия через какую-нибудь химическую Дверь в Стене в мир трансцендентального опыта. Если бы тот устрашил его, это было бы достойно сожаления, но, вероятно, благотворно. Если бы тот принес ему кратковременное, но вневременное озарение, то это было бы гораздо лучше. В любом случае, ангел потерял бы чуточку наглой самоуверенности, проистекающей из систематических рассуждений и сознания, что им прочитаны все книги.

Ближе в концу жизни Аквинат[59] пережил Вселённое Созерцание. После этого он отказался возвращаться к работе над незаконченной книгой. По сравнению с этим, все, что он читал, писал и о чем спорил – Аристотель[60], Предложения, Утверждения, Вопросы, величественные Суммы – было не лучше мякины с соломой. Для большинства интеллектуалов подобная сидячая забастовка показалась бы неблагоразумной, даже нравственно неверной. Но Ангельский Доктор провел больше систематических рассуждений, чем любые двенадцать рядовых ангелов, и уже созрел для смерти. Он заслужил право в те последние месяцы своей бренной жизни обратиться от чисто символических мякины с соломой к хлебу действительного и существенного Факта. Для ангелов нижнего порядка с лучшими перспективами на долголетие должен произойти возврат к мякине. Но человек, возвращающийся через Дверь в Стене, никогда не будет точно таким, каким он туда вошел. Он будет более мудрым, но менее самоуверенным, более счастливым, но менее удовлетворенным собой, будет скромнее, признавая свое невежество, однако будет подготовлен для понимания связи слов с вещами и систематических рассуждений с непостижимой Тайной, которую они пытаются – всегда тщетно – ухватить.

1954


[I] См. следующие статьи: Н. Osmond, J. Smythies. Schitophrenia: A New Approach/The journal of Mental Science, v. XCVIII, Apr, 1952. H. Osmond. On Being Mad / Saskatchewan Psychiatric Services journal, v. I, № 2, Sept. 1952. J. Smy Smithies. The Meskalin Phenomena/The British journal for the Philosophy of science, v. III, Febr. 1953. A. Hoffer, H. Osmond, J. Smythies, Schizophrenia: A New Approach/The journal of Mental Science, v. C. № 418, Jan. 1954.

[II] Ужасная тайна (лат. ).

[III] В своей монографии «Пейотлизм у индейцев мено-мини», опубликованной в декабре 1952 г. в «Трудах Американского философского общества», профессор Дж. С. Слоткин писал, что «регулярное употребление пейотля, по-видимому, не вызывает какой-либо повышенной толерантности или зависимости. Я знаю множество людей, которые были пейотлистами в течение сорока–пятидесяти лет. Количество употребляемого пейотля зависит от торжественности случая. В основном, они сейчас не принимают больше пейотля, чем много лет назад. К тому же порой интервалы между ритуалами составляют больше месяца, и они обходятся без пейотля, не ощущая какой-либо тяги к нему. Лично я, даже после ряда ритуалов, происходивших четыре уик-энда подряд, не увеличивал количество потребляемого пейотля и не чувствовал необходимости в нем». Очевидно, резонно, что «пейотль никогда легально не объявлялся наркотиком и его употребление не запрещалось федеральным правительством». Однако «за долгую историю контактов индейцев и белых белые чиновники обычно пытались пресечь употребление пейотля, поскольку оно якобы оскорбляло их нравы. Но все попытки проваливались». В подстрочном примечании д-р Слоткин добавляет, что «забавно слышать фантастические истории о воздействии пейотля и природе этого ритуала, которые рассказывают в резервации белые и индейцы-католики. Ни один из них не обладает ни малейшим опытом в отношении растения или религии, однако некоторые воображают себя авторитетами и пишут официальные отчеты на эту тему».

[IV] Доподлиннейшие слова (лат. ).


[1] Блейк Уильям (1757–1827) – английский поэт и художник, сочетавший в своем творчестве элементы протеста против современного ему общества и церкви с глубоким мистицизмом.

[2] Сведенборг Эмануэль (1668–1772) – шведский ученый и теософ-мистик.

[3] Бихевиоризм – ведущее направление американской психологии первой половины XX века. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое, как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов на создействие внешней среды.

На ранней стадии развития человеческий зародыш состоит из трех слоев: внутреннего, который потом развивается в желудок и легкие; среднего, из которого формируются кости, мышцы и соединительные ткани; а также внешнего, образующего кожу и нервную систему. У среднего человека обнаруживается правильное сочетание этих слоев, но часто активнее разрабатывается один из них. От их сочетания зависит тип конституции и даже психики человека. Человека с наиболее развитым внутренним слоем называют эндоморфом, с наиболее развитым средним слоем – мезоморфом, а с внешним – эктоморфом. Эндоморф обычно обнаруживает акцентацию на желудок и называется висцеротоническим эндоморфом. Мезоморф проявляет устремленность на мускулы и называется соматотоническим мезоморфом. У эктоморфа обнаруживается акцентация на мозг – это церебротонический эктоморф.

[4] Фальстаф – комический персонаж в «Генрихе IV» и «Виндзорских насмешницах» Шекспира; обжора, пьяница, необычайно тучный человек.

[5] Луис Джордж Генри (1817–1878) – английский литератор, философ, критик. Известен своей теорией метефизического развития позитивизма. Пробовал свои силы как актер и сценарист.

[6] А. Е. – псевдоним Рассела Джорджа Вильяма (1867– 1938) – ирландского поэта, являющегося ведущей фигурой ирландского литературного движения.

[7] Мейстер Экхарт (ок. 1260–1327) – представитель немецкой средневековой мистики, приближавшийся к пантеизму.

[8] Судзуки Дайсэцу Тэйтаро (1870–1966) – выдающийся японский буддолог. Его труды сыграли значительную роль в сближении культур Востока и Запада.

[9] Дхармакая (санскр. ) – одно из трех (наряду с «телом блаженства» и «феноменальным») тел Будды.

[10] Братья Маркс – знаменитые комические артисты.

[11]   Брак Жорж (1882–1963) – французский художник, кубист.

[12]   Хуан Грис (Хол Викториано Гонсалес) – испанский художник; с 1906 г. жил во Франции.

[13]   Локк Джон (1632–1704) – английский философ-материалист, создатель идейно-политической доктрины либерализации. В «Опыте о человеческом разуме» разработал эмпирическую теорию познания.

[14]   Вордсворт Уильям (1770–1850) – английский поэт романтик, чьи произведения отличает созерцательно еотношение к жизни и природе («Строки, написанные близ Тинтернского аббатства», 1798, и др. ). В ряде стихотворений поэт идеализирует пассивное отношение к окружающей действительности («Замечание и ответ», 1798, и др. ). Нередко поэт обращался к образам детей, которые, как он полагал, ближе всего божественному началу («Нас семеро» и др. ).

[15]   Роза есть роза есть роза. – Цитата из программного стихотворения американской поэтессы Сильвии Платт.

[16]   Ван Гог Винсет (1853–1890) – голландский живописец, представитель постимпрессионизма.

[17]   Боттичелли Сандро (1445–1510) – итальянский живописец, представитель Раннего Возрождения.

[18]   Рескин Джон (1819–1900) – английский писатель, теоретик искусства; идеолог прерафаэлитов.

[19]   Пьеро – Имеется в виду Пьеро далла Франческа (ок. 1420–1492), итальянский художник периода раннего Ренессанса; его картинам присущи торжественность и гармония образов, ясность и продуманность построения, чистота красок («Крещение Христа» и др. ).

[20]   Бернини Лоренцо (1598–1690) – итальянский архитектор и скульптор, представитель барокко.

[21]   Эль-Греко Доменико (1541–1614) – испанский живописец, грек по происхождению. Необыкновенная одухотворенность, мистическая экзальтация сближают искусство Эль-Греко с маньеризмом, и выражают кризисное состояние культуры Позднего Возрождения.

[22]   Козимо Туро (около 1430–1495)– итальянский живописец; представитель феррарской школы.

[23]   Ватто Антуан (1684–1721) – французский живописец и рисовальщик. Его работы отличаются изысканной нежностью красочных нюансов, воссоздающих мир тончайших душевных состояний.

[24]   Кифера – остров недалеко от Пелопоннеса. Центр культа Афродиты со знаменитым святилищем богини.

[25]   Энгр Жан Огюст Доминик (1780–1867) – французский живописец и рисовальщик, главный представитель академизма.

[26]   Сезанн Поль (1839–1906) – французский живописец, представитель постимпрессионизма. С помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиций стремился выявить неизменные качества предметного мира, величие природы и органичное единство ее форм.

[27]   Арнольд Беннет (1867–1931) – английский писатель, автор романов о провинциальной жизни.

[28]   Кортина д'Ампеццо – курортный город в Доломитовых Альпах.

[29]   Вермеер Ян (1632–1679) – голландский живописец, жанрист, пейзажист.

[30]   Братья Ленены – речь идет о французских живописцах братьях Ленен – Антуане (между 1600 и 1610–1648), Луи (между 1600 и 1610–1648) и Матьё (между 1600 и 1610–1678). Работали в основном совместно.

[31]   Вюйяр Жан Эдуард (1868–1940) – видный представитель французской школы живописи, постимпрессионист; член группы «наби». О Вюйяре говорят, что в его творчестве человек равнозначен узорам на обоях.

[32]   Квиетизм – религиозное учение и течение, возникшее в XVII веке и доводившее христианское требование безропотного подчинения воле Бога до фаталистического безразличия к собственному спасению.

[33]   Архат (санскр., дословно «достойный») – человек, вступивший на 4-ступенчатый путь духовного совершенства и достигший его наивысшего уровня (вступивший в поток; возвращающийся не один раз; не возвращающийся; архат).

[34]   Нирвана (санскр. ) – в буквальном смысле означает отсутствие паутины желаний (вана), соединяющих одну жизнь с другой. Переход в состояние нирваны сравнивают с пламенем, но угасающим по мере иссякания топлива: страсти (лобха), ненависти (доса), заблуждений (моха).

[35]   Бодхисаттва – (санскр., буквально «существо, стремящееся к просветлению») в буддистской философии человек, решивший выйти из круга сансары – перехода из одного существования в другое и достичь состояния будды.

[36]   Констебль Джон (1776–1837) – английский живописец. В картинах природы умел подчеркивать ее изменчивость, мастерски воссоздавая трепетность свето-воздушной среды.

[37]   Тернер Уильям (1775–1851) – английский художник, живописец и график, представитель романтизма.

[38]   Сислей Альфред (1839–1899) – французский живописец, импрессионист. Его пейзажи наполнены светом и воздухом.

[39]   Сёра Жорж (1859–1891) – французский живописец, основоположник неоимприссионизма; жанрово-пейзажные композиции его были выполнены мелкими мозаичными мазками.

[40]   Паскаль Блез (1623–1662) – французский математик, физик, религиозный философ и писатель.

[41]   Трахерн Томас (1637–1674) – английский поэт, священник, проповедник. Его «Столетья медитации», опубликованные в 1903 году, произвели сенсацию.

[42]   Рубенс Питер Пауэл (1577–1640) – фламандский живописец.

[43]   Уитмен Уолт (1819–1892) – американский поэт. В его творчестве идеи об очищающей человека близости к природе приняли космический характер; любой человек и любая вещь приняты на фоне бесконечной во времени и пространстве Вселенной.

[44]   Джезуалъдо ди Веноза Карло, князь Венозы (ок. 1560–1613) – итальянский композитор. Разрабатывал проблему соотношения слова и музыки.

[45]   Шёнберг Арнольд (1874–1951) – австрийский композитор, теоретик, педагог. Представитель музыкального импрессионизма, глава так называемой венской школы. Основоположник атональной музыки.

[46]   Алъбан Берг (1885–1935) – австрийский композитор. Представитель новой венской школы. Эволюционировал от музыкального романтизма к экспрессионизму.

[47]   Бёме Якоб (1575–1624) – немецкий теософ и мистик.

[48]   Хайку (хокку) – жанр японской поэзии; нерифмованное трехстишие, генетически восходящее к танка. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения.

[49]   Сики Масаока (1874–1902) – японский поэт, писавший в жанре хайку. Период до Сики считается классическим периодом хайку, а после по настоящее время – периодом современным, или новым.

[50]   Додона (по контрасту с Эдемом) – знаменитейший после дельфийского религиозный центр, где находился додонский оракул при храме Зевса в Эпире. Был одним из центров духовной жизни Древней Греции.

[51]   Иггдрасиль – в скандинавской мифологии древо мирное – гигантский ясень, являющийся структурной основой мира, древо жизни и судьбы, соединяющее различные миры – небо, землю, подземный мир, всего девять миров.

[52]   Чермное море (совр. Красное море) – море, которое расступилось перед исходящими из Египта израильтянами.

[53]   Гварди Франческо (1712–1793) – итальянский живописец. Представитель венецианской школы. Виртуозно передавал игру света и тени, влажный воздух, растворяющий очертания предметов.

[54]   «Искусственный Рай» – книга Шарля Бодлера (1821–1867), ставшая Библией порока для артистической богемы конца XIX – начала XX века.

[55]   Уэллс Герберт Джордж (1866–1946) – английский писатель. Классик научно-фантастической литературы.

[56]   Честертон Гилберт Кит (1874–1936) – английский журналист, писатель, критик-полемист, поэт. Здесь Хаксли имеет в виду его стихотворения из романа «Перелетный кабак».

[57]   Батлер Сэмюэл (1835–1902) – английский писатель. Автор сатирической дилогии «Едгин» («Возвращение в Едгин»).

[58]   Гешталътпсихология – психологическое направление в Германии с 1910-х по 1930-е годы. Его отличает целостный подход к изучению психики и сознания.

[59]   Аквинат – Фома Аквинский (1225–1274) – теолог и философ. Стремился канонизировать философию Аристотеля, увязывал его учение с идеями Платона.

[60]   Аристотель (384–322 гг. до н. э. ) – древнегреческий философ и ученый. Его сочинения охватывают все отрасли современного ему знания.

Я. Русецкая

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.