Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Председатель проф.бюро факультета. Т.С Зайцева.5 курс



Председатель проф. бюро факультета. Т. С Зайцева. 5 курс

 

Как мы провели лето

Археология…История, вооруженная лопатой, как сказал когда-то А. В. Арциховский. Это не просто наука, занимающаяся изучением материальных памятников далекого прошлого, это самая настоящая машина времени, позволяющая перенестись в загадочный мир древности. Но как понять, как услышать то, о чем хотят поведать артефакты? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд по принципу «пришел, увидел, раскопал». Здесь требуется особый подход и целый багаж знаний, ведь умение отменно копать – это лишь первый шаг на пути постижения этой замечательной науки.

Вот и пришло долгожданное солнечное лето, романтическая пора оживления природы и начало нового сезона раскопок. В полной боевой готовности археологи выходят на тропу новых открытий.

Этот год стал для меня особенным. Дружная семья Посеймской Археологической экспедиции тепло встретила у своего очага новоиспеченных ревнителей науки в лице нашего (теперь уже третьего) курса. Все когда-то бывает в первый раз, и эта, самая первая, экспедиция навсегда останется в моем сердце.

Приехав в Горналь, где нам предстояло вести раскопки, сразу же стало ясно, что это особое место. И в этом нет ничего удивительного, ведь более десяти веков назад здесь жили и трудились наши предки, совершенно не подозревая о том, насколько способен измениться мир.

Горько ошибаются те, кто полагает, что раскопки – это скучное и крайне утомительное занятие! Как может показаться неинтересным соприкосновение с «живой» историей?! Удивительно, но даже самый маленький осколок керамики способен немало поведать о том, что навсегда могло бы остаться непостижимой тайной за семью печатями. Многие знания, которыми сейчас обладает историческая наука, были подаренный ей именно археологией, поскольку письменные источники порой, увы, либо не сохранились, либо вовсе не существуют.

Вместе с нами бок о бок работали студенты- истфаковцы из братской Украины. Неутолимой жажде находок, признаться, было где развернуться – 200 м² раскопной площади, просто копай – не хочу! Усилия не оказались тщетными. Уже спустя две недели кропотливых работ стало ясно – вот он, типичный роменский комплекс: жилище и целый набор ям-хранилищ на любой вкус и цвет. Дальнейшие результаты раскопок просто превзошли все ожидания. Постройка оказалась весьма внушительной и, по всей видимости, двухэтажной( о чем свидетельствуют остатки рухнувшей печи). Судя по характеру находок (ременные бляшки, предметы конской упряжи, ножи, наконечники стрел), обладателем столь внушительного жилища был дружинник, скорей всего женатый, поскольку при переборке грунта попадались бусины, фрагменты браслетов и мелкий бисер. Настоящими фаворитами стали лé дник глубиной более 2 м и печь первого этажа постройки, удивлявшие, радовавшие и пугавшие членов экспедиции одновременно.

За 1, 5 месяца мы стали большой семьей, а милый Горналь – нашим домом. В очередной раз пришлось убедиться в правдивости того, что совместный труд, действительно, объединяет. Мы вместе трудились, вместе переживали все сюрпризы погоды, вместе организовывали досуг. Как жаль, что все так быстро закончилось.

                                                                                             

Ирина Ефремова

 

А в это время студент пятого курса Дмитрий Кабанов принимал участие в масштабных раскопках, которые проводились Институтом истории материальной культуры при поддержке Русского Географического общества в республике Туве. Предметом исследования стали скифские курганы VII – VI вв. до н. э – тема интереснейшая даже для тех, кто не интересуется археологией: у всех на слуху знаменитое «золото скифов», а у Димы появилась возможность прикоснуться к истории в прямом смысле.

 

 

Варган – рубрика о музыке

Музыка была значима. Она несла в себе опыт предков, несла в себе всю палитру человеческих чувств. Она пробуждала в людях скрытые силы, способность бороться с трудностями. Музыка была возвышенным, нематериальным элементом культуры. Сейчас она стала шумом. Типичным производственным шумом. Коммерциализация и глобализация, повсеместное распространение и стандартизирование загубило язык предков, но остались еще нетронутые островки в сером океане повседневности. Люди, которые оберегают их, обладают несказанным упрямством и стойкостью. Они не только создают духовную музыку, они экспериментируют и пытаются переосмыслить наследие отцов. Об этих заповедных клочках суши и их хранителях я постараюсь вам поведать.


      Горловое(гортанное) пение.
Одной из самых древних традиций этнической музыки по праву считается техника горлового пения. Распространение этот уникальный стиль исполнения получил у народов Сибири, Монголии, Тибета. Феномен вокала заключается в том, что певец производит сразу два обертона. Грубый, низкочастотный звук, неизменный на протяжении песни и ведущий, изменчивый голос. Существует большое разнообразие стилей у народов Азии, но все они зарождались, как звукоподражание, так, например, стиль КАРГЫРАА является, по легенде, звукоподражанием верблюдице, потерявшей детеныша.
Горловое пение – важный элемент в традиционных религиозных практиках (камланиях), с помощью него шаман общался с духами, вводил себя и окружающих в состояние измененного сознания, лечил болезни.
На «языке гортани» исполнялись народные эпосы, любовная лирика, особенно популярны мотивы, посвященные природе и родной земле. Нам, людям, выросшим в бетонных клетках, они кажутся одновременно дикими и манящими. Так, отклик на призыв тувинских шаманов нашелся и в среде европейцев. Таким образом был развеян миф о том, что горловому пению может обучиться только азиат.
Сейчас существует достаточно коллективов, которые исполняют традиционную музыку своего народа, а также комбинирует ее с современными мотивами.
ALTAIKAI – Удивительный коллектив виртуозов горлового пения и игры   на традиционных музыкальных инструментах. Алтайкай успели заявить о себе во всем мире, даже попав в книгу рекордов Гиннеса за самое продолжительное исполнение горловой партии.
PHURPA - лидер коллектива- знаменитый в узких кругах художник-экспериментатор Алексей Тегин, который занимается реконструкцией ритуальной музыки тибетской эпохи Бон. PHURPA вполне серьезно занимаются теоретическими и практическими исследованиями в данной области. (Именно так, по моему, должно выглядеть общение с загробным миром, как это делает PHURPA. )
YAT-KHA – Группа из Москвы, смешавшая горловое пение с современными направлениями в электронной\пост-панк\рок музыке. Особенно запомнился кавер на шлягер Joy Division  «Love will tear us apart» в манере горлового пения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.