Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОРИГЕН. ОРИГЕН 27



ОРИГЕН

Платонизм для народа?

ОРИГЕН 27

Ориген родился в христиан­ской семье в Александрии около 185 года. В 202 году был казнен его отец, Леонид. Накануне казни Ориген писал к нему, призывая его к стойкости, и, по некоторым сведениям, самого Оригена от принятия мученичества удержала только мать, спрятав его одежды! Свою жизнь он полностью посвя­тил аскетизму и учению. Согласно преданию, его посвящение было настолько полным, что он воспри­нял Мф. 19: 12 буквально, хотя по­зднее осудил такой подход. На протяжении всей жизни Ориген лояльно относился к кафоличес­кой церкви и был назначен Демет-рием, епископом александрий­ским, на пост главы катехизичес­кой школы, где обучались те, кто готовился к крещению. Но позд­нее он рассорился с епископом, пытавшимся расширить свою власть. Ориген перебрался в Кеса-рию в Палестине, где продолжал свою работу и заслужил огромное уважение. Во время гонений Де-ция (249—251 гг. ) он был заключен в тюрьму и подвергнут жестоким пыткам, от него добивались, что­бы он отрекся от своей веры. Но он остался верен, и в конце кон цов его освободили. Спустя не­сколько лет он скончался от ран, полученных во время заточения.

Ориген был плодовитым писа­телем, но многие его сочинения утрачены, другие дошли до нас только в переводе, иногда под­правленные, с целью сделать их более православными. Самые крупные его работы можно разде­лить на четыре группы:

Библейские. Ориген издал большим тиражом Ветхий Завет с параллельным древнееврейским текстом, древнееврейским текс­том греческими буквами и четырь­мя или более переводами на грече­ский. Он также написал множест­во комментариев (научных толко­ваний), поучений (практических и назидательных) и схолии (приме­чания к отдельным отрывкам).

• «О началах» — трактат, где впервые в ранней церкви пред­принята попытка систематизиро­вать богословские вопросы. Все это делится на четыре книги — о Боге, о мире, о свободе и о Писа­нии.

«Против Цельса» — ответ Оригена на сочинение Цельса «Истинное Слово», резкое анти­христианское произведение, на­писанное в конце семидесятых го­дов второго столетия.

Практические работы. К ним относятся «О молитве» и «Призыв к мученичеству».

Ориген был основательно зна­ком с " " греческой философией, так как обучался у ведущих филосо­фов-язычников. Предполагают, что его учителем был Аммоний Саккас, основатель неоплатониз­ма, что, однако, вызывает сомне­ния. При последовательном изучении работ *Иустина, * Климента и затем Оригена, становится оче­видным один парадокс: чем боль­ше увеличивается их враждеб­ность к философии, тем больше философских идей они впитыва­ют. Особенно резко выделяется философский элемент у Оригена, и споры о его православии не пре­кращаются со времен его деятель­ности. В четвертом веке существо­вало движение против Оригена. В шестом веке его официально объ­явили еретиком. И все же он оста­ется единственным наиболее вли­ятельным отцом греческой теоло­гии. Ориген стремился быть не кем иным, как лояльным право­славным христианином. Большая часть его сочинений была посвя­щена толкованию Библии. Но и тут возникает проблема. Ориген чувствовал, что Библию нельзя понять, не используя прием алле­гории. Некоторые отрывки из Вет­хого Завета шокируют, если вос­принимать их буквально, и это вы­зывает в нас желание найти более глубокий, скрытый смысл. Ориген не был изобретателем аллегориче­ского метода. Впервые им вос­пользовались греки в попытке из­влечь назидание из неприглядных легенд о подвигах богов. Этот ме­тод был применен также и к Вет­хому Завету иудеем Филоном Александрийским в первом веке н. э. Его главной целью было при­вести Ветхий Завет в соответствие с греческой мыслью. Подход Ори­гена был таким же. Прием аллего­рии позволял ему обходить бук­вальное значение текста, когда его трудно было принять, и интерпре­тировать Библию в согласии с гре­ческой мыслью. Все это было нео­сознанной целью Ортена —он ве­рил, что тем самым только извле

27. ЦЕРКОВЬ ОТЦОВ

кает истинное и обоснованное значение текста. Он не осознавал того, что делал, и в четвертом веке совершенно справедливо говори­ли, что он «был ослеплен гречес­кой культурой». Оппонент-языч­ник обвинил его в том, что он «ввел идеи Платона в иностран­ные мифы», т. е. пытался толко­вать Библию с позиций плато­низма.

Ориген считал, что правосла­вие необходимо проверять апос­тольской традицией. Апостолы описали некоторые теории в про­стых выражениях, понятных всем верующим. Ориген перечисляет их. По его мнению, они должны восприниматься как основание для теологии. Но мудрый, духов­ный христианин может продви­гаться и за пределы этих доктрин до тех пор, пока не станет проти­воречить им. Подобной концеп­ции придерживался и Климент, хотя *Ириней и " Тертуллиан были противоположного мнения. У Климента основание — христиан­ское, а дальнейшее развитие пол­ностью тяготеет к греческому, что ясно видно в его доктрине о спасе­нии. Его объяснение о том, что Иисус Христос умирает на кресте за наши грехи и выкупает нас у дьявола, годится только для тех, кто не способен понять большего. Интересы же Оригена лежат за пределами этого. Для него сущ­ность спасения заключается в том, чтобы стать подобным Богу, обо-жествиться через созерцание Его. Душе нужно подняться из мира становления в царство бытия. Оказалось, что Слово способно сделать это. Обогащенный знани­ями христианин может проник­нуть за пределы земного Иисуса в вечное Слово и достичь спасения, созерцая Его. Эта концепция спа­сения целиком и полностью гре­ческая и имеет больше общего с гностицизмом, чем с библейским христианством.

Прежде всего необходимо изло­жить безошибочное правило, каса­ющееся [фундаментальных вопро­сов] и затем перейти к исследова­нию других проблем... Учение церкви передавалось в строгой последова­тельности от Апостолов и оста­ется в церквях по сей день. Это — единственное, что должно прини­маться за истину, которая ника­ким образом не противоречит тра­диции Церкви и Апостолов. Святые Апостолы, проповедуя Христа, рас­крывают некоторые вопросы, по их мнению, необходимые всем, излагая их очень доступно. Этому они учат даже тех, кто проявил себя тупо­умным в приобретении божествен­ного знания. Тем, кто заслуживает более высоких даров Духа, они оставляют исследовать основания их заявлений... Доктрины, ясно из­ложенные в учении Апостолов сле­дующие: первое, существует один Бог... второе, Иисус Христос... был рожден от Отца прежде всех тво­рений... третье. Святой Дух соеди­нен в славе и величии с Отцом и Сы­ном... Затем апостольское учение гласит, что душа... после того, как покинет этот мир, будет вознаг­раждена по заслугам... Принимая во внимание дьявола, его ангелов и про­тивоположные духовные силы. Цер­ковь утверждает, что эти созда­ния существуют в действительнос­ти... Частью учения Церкви явля­ется также и то, что мир сотво­рен и начал быть в определенное время и что он должен быть разру­шен вследствие собственной гре­ховности... затем, в заключении, что Писания были написаны Духом Божьим и что они имеют не един­ственное очевидное значение, но также и другое, ускользающее от большинства людей.

«О началах», книга 1,

предисловие 2-8

ориген 29

Как Закон содержит намек на добро, которое должно прийти.., так и в Евангелии, которое, как считается, понятно всем, сущест­вует намек на тайны Христа... Чтобы повлиять на иудеев, Павлу пришлось обрезать Тимофея... Но также он, ответственный за добро многих, не может действовать только лишь в соответствии с тайной христианства. Это никог­да не позволит ему помочь тем, кто придерживается внешних проявле­ний христианства, или вести их к более высокому уровню. Мы должны быть плотскими и духовными хрис­тианами: где необходима плотская проповедь, в которой мы вместе с плотскими не знаем ничего, кроме Иисуса Христа и тех, кто Его рас­пинает, там мы должны пропове­довать. Но все иначе с совершенны­ми в духе, несущими плод и любящи­ми небесную мудрость. Они сотво­рены, чтобы участвовать в Слове, Которое, после того как стало пло­тью, восстало, чтобы быть там, где было в начале с Богом.

«Комментарии к Иоанну» 1: 9

В учении Оригена о Троице яс­но просматриваются напряжен­ные отношения между правосла­вием и ересью. Ориген был на­строен решительно против монар-хианизма (Отец есть Сын) и про­тив любой другой теории, которая преуменьшала вечную тройствен­ность Бога. Он настаивал на том, что Отец, Сын и Святой Дух —три вечные ипостаси или (неточно) существа. Эта троякая природа Бога, Его троица, является частью Его вечной природы, а не более поздним дополнением. Но то, что мы называем вторую личность Сыном, может навести на мысль, что Он был рожден в один отдель­ный момент времени. Ориген под­держивал точку зрения, согласно которой Сын вечно рождаем От­цом. Этот вечный процесс, или от­ношения, не единовременное со­бытие, случившееся когда-то веч­ность назад, — это нечто, проис­ходящее всегда, вечно.

Вот так далеко ушел православ­ный Ориген. Но существует другая сторона. Ориген учил о тройст­венности Бога, но его Троица не была однородной — Отец выше Сына, Который в свою очередь выше Святого Духа. Только один Отец есть истинный Бог. Сын — то же самое, что и Отец, но на бо­лее низком уровне. Если Отец — Бог, то можно сказать, что Сын — бог (с маленькой буквы). Таким образом, Ориген представляет Троицу трехъярусной, т. е. Бог в ней существует на трех разных уровнях. В следующем веке Арий развил эту идею, заключив, что только Отец является действи­тельным Богом и что Сын и Свя­той Дух —всего лишь создания.

Ориген проповедовал теорию о вечном рождении, которая рас­сматривается как православная. Он аргументировал ее философ­ски: если рождение Сына не было вечным, то это означает, что рань­ше Отец не мог, либо не хотел ро­дить Сына. Любое из этих предпо­ложений недостойно Бога, зна­чит, рождение Сына должно быть вечным. Ориген использовал тот же самый аргумент для доказа



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.